Проект по окружающему миру декларация прав. Твои права Учащимся о «Всеобщей декларации прав человека» - презентация

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ШКОЛЬНИКА

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ШКОЛЬНИКА

Принимая во внимание важность получения образования для гармоничного развития личности ребенка,

Признавая, что институт образования необходим для подготовки школьников к тому, чтобы они стали позитивными, уверенными в себе, продуктивными членами общества,

Принимая во внимание тот факт, что школьники должны обучаться в духе идеалов, провозглашенных ООН, а именно: в духе мира, уважения, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

Учитывая то, что возможность получения лучшего образования помогает странам лучше исполнять их обязательства в соответствии с Уставом ООН и, таким образом, развивать всемирное уважение к человеческим правам и свободам,

Признавая прошлое равнодушие и неуважение к правам школьников, приведшее к негуманному обращению, нарушению их прав и агрессии,

Учитывая то, что многими людьми школа признается особой территорией, на которую не распространяются права ребенка, в результате чего постоянно нарушаются права, уже закрепленные в других документах ООН,

Убежденные в том, что появление настоящей Декларации поможет разрешить и предотвратить многие конфликты и проблемы школьной жизни,

Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоящую Декларацию прав школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы, а также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права, закрепленные данной Декларацией.

Статья 1.

Для целей настоящей Декларации школьником признается каждый человек без дискриминации по любому признаку, как то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования, далее называемое Школа.

Статья 2.

1. Каждый школьник имеет право обладать всеми правами и свободами, перечисленными в настоящей Декларации, а также закрепленными в других международных и внутригосударственных документах.

Каждый школьник имеет право свободно осуществлять свои права, если он при этом не оскорбляет нравственные, религиозные и иные чувства окружающих, не нарушает прав других людей, не наносит вреда их здоровью и не препятствует учебному процессу.

Статья 3.

1. Каждый школьник имеет право на свободу мысли, мнения и слова.

Каждый школьник имеет право на свободу убеждений и вероисповедания. Ни один школьник не может быть принужден к участию в религиозных и иных обрядах. Каждый школьник имеет право отправлять свои религиозные обряды, если это не мешает учебному процессу.

Каждый школьник имеет право на свободу самовыражения. В том числе:

а) право самостоятельно определять свой внешний вид;

б) право на свободу творчества

Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.

Статья 4.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.

Каждый школьник имеет право получать качественное и полное образование, что включает в себя:

а) право учиться у квалифицированных учителей. Стандарты для квалификации должны быть установлены государством.

б) бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе и получение учебников от государства. Учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию.

в) равные для всех возможности доступа к технологическим ресурсам, которые предназначены для использования школьниками.

г) право изучать родной язык

д) содействие иностранным школьникам в изучении нового языка и помощь в выполнении работ на этом языке

е) знания, как минимум, соответствующие общим требованиям, установленным государством.

Каждый школьник имеет право посещать школу во все учебные дни и присутствовать на всех занятиях, кроме случаев принятия школьной администрацией дисциплинарных мер, требующих исключения школьника из учебного процесса на некоторое время.

Статья 5.

Каждый школьник имеет право получать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться:

1. Здоровая атмосфера в школе, включающая в себя:

а) качественную и своевременную медицинскую помощь, которая должна

а1. быть бесплатной и доступной для каждого школьника

а2. быть доступной в течении всего учебного дня

а3. оказываться профессиональными медицинскими работниками;

б) чистоту учебного заведения и его территории;

в) достаточное дневное и искусственное освещение;

г) нормальный уровень шума, не мешающий учебному процессу;

д) поддержание температуры, необходимой для полноценной умственной и физической деятельности;

е) здоровую и качественную пищу, на прием которой отводится достаточное количество времени. Еда должна быть бесплатной или иметь стоимость, приемлемую для школьников из малообеспеченных семей.

Техническая безопасность здания, включающая в себя:

а) отсутствие в конструкции здания опасных для здоровья материалов;

б) организацию системы уборки мусора;

в) наличие безопасных и предназначенных для индивидуального использования туалетных принадлежностей;

г) наличие системы вентиляции;

3. В случае, если школа не может обеспечить соблюдение какого-либо из перечисленных в пунктах 1 и 2 этой статьи условий, администрация школы обязана вынести на обсуждение вопрос о необходимости временного приостановления занятий в школе до разрешения проблемы.

1. Безопасная обстановка:

а) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного использования наркотических средств и психотропных веществ в школе и на ее территории;

б) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного применения оружия в школе и на ее территории;

в) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств, включая:

а1) принуждение школьников к участию в любых незаконных сексуальных действиях,

а2) вовлечение школьников в занятия проституцией,

а3) вовлечение школьников в изготовление порнографической продукции;

г) школьная администрация обязана обеспечивать отсутствие принуждения к любым незаконным действиям на территории школы;

д) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения физических домогательств и насилия в отношении школьников в школе

е) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения оскорблений и других форм психологического насилия в отношении школьников в школе.

Статья 6.

1. Каждый школьник имеет право на неприкосновенность своей собственности и ее охрану на территории школы.

Каждый школьник имеет право лично присутствовать при осмотре, обыске и изъятии своих вещей.

а) Осмотр, обыск и изъятие вещей школьника должны производиться только уполномоченными лицами в соответствии с установленной школой процедурой.

б) Школой должен быть установлен точный перечень вещей, подлежащих изъятию. В него должны входить оружие, алкоголь, наркотики и другие опасные для окружающих предметы. Данный перечень должен быть доведен до сведения школьников, их родителей или лиц, их заменяющих.

Осмотр, обыск или изъятие вещей школьника при других обстоятельствах на территории школы запрещены.

Статья 7.

1. Каждый школьник имеет право на уважение своей личности окружающими, а именно:

а)никто не должен унижать личное достоинство школьника, оскорбляя его лично или в присутствии посторонних, а также придумывая ему прозвища и совершая другие действия, оказывающие психическое, физическое или иное воздействие на школьника.

б)никто не должен обсуждать личность или поступки школьника, а оценка любой его работы может быть предана огласке только с разрешения самого школьника.

2. Каждый школьник имеет право на то, чтобы школьная дисциплина основывалась на методах, отражающих уважение человеческого достоинства школьника.

3. Каждый школьник имеет право на сохранение тайны личной жизни, в том числе:

а)право на тайну корреспонденции;

б)право не давать публичных объяснений;

в)право строить любые отношения с любыми учащимися.

Каждый школьник имеет право не давать каких-либо объяснений учителю или администрации школы без присутствия родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 8.

Каждый школьник имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение количества уроков в день и контрольных работ, периодические каникулы, не сокращение времени перемен учителем.

Статья 9.

1. Школьники имеют право на создание и распространение любых Средств Массовой Информации.

СМИ независимы и имеют право на свободу слова и печати.

Школьные СМИ обязаны подчиняться внутригосударственным и международным правилам и ограничениям, установленным для прессы.

Статья 10.

1. Каждый школьник имеет право на участие в управлении школой и в создании школьных правил, в том числе школьного документа о правах школьника.

Школьники имеют право на создание независимого органа самоуправления, в деятельности которого может принимать участие каждый школьник. Орган школьного самоуправления формируется путем выборов представителей от каждого класса.

Каждый школьник и его родители или лица их заменяющие, имеет право на информацию обо всех правилах, регулирующих школьную жизнь, в том числе о:

а) критериях выставления оценок;

б) правилах контроля за посещаемостью и отчетности в случае пропуска занятий;

в) требованиях, предъявляемых к содержанию и оформлению письменных работ и качеству устных выступлений.

Школьники имеют право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо организацию.

Статья 11.

1. Все школьники имеют право изучать объективный курс всемирной истории.

Школьная программа не должна включать пропаганду.

Статья 12.

Каждый школьник имеет право на личную и профессиональную консультацию с привлечением профессиональных психологов и лиц, специально назначенных школой.

Информация, полученная в течение консультации, остается конфиденциальной между школьником и консультантом, если это не угрожает безопасности школьника или другого человека.

Школьники имеют право на информацию о времени консультаций.

Статья 13.

1. Беременные школьницы, школьники, являющиеся родителями и школьники, несущие ответственность за малолетних детей, имеют право продолжать образование.

а) Государство и школа обязаны предоставлять таким школьникам помощь в уходе за детьми.

Статья 14.

1. Каждый школьник имеет право выбора курсов помимо основной программы в зависимости от своих интересов и способностей, если такие курсы предусмотрены школой.

Весь обязательный материал должен изучаться на обязательных занятиях.

Статья 15.

1. Каждый школьник имеет право на недискриминацию со стороны учителей, школьной администрации и других работников школы, а также школьников и их родителей независимо от пола, возраста, религии, политических и иных убеждений, национальной и социальной принадлежности, имущественного положения, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся школьника или его семьи.

Каждый школьник с физическими недостатками имеет право посещать обычную школу наравне с остальными школьниками или специальную школу в соответствии со своими желанием и возможностями. Школа обязана предоставлять все необходимые условия для обучения школьников с физическими недостатками.

Каждый школьник имеет право на равное, беспристрастное и справедливое отношение к себе при выставлении оценок, распределении благ и обязанностей.

Статья 16.

1. Каждый школьник имеет право на справедливый дисциплинарный процесс, основанный на равноправии сторон.

Каждый школьник имеет право оспаривать любое принятое в отношении него решение.

Статья 17.

Каждый школьник имеет право быть информированным на понятном ему языке и доступным ему способом о своих правах, перечисленных, но не ограниченных в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах его страны, а также Декларации прав школьника.

Статья 18.

Ничто в настоящей Декларации не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав школьника и могут содержаться:

а) во внутреннем законодательстве стран;

б) в нормах международного права.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА

Учащиеся имеют право

Открыто высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса;

Вносить предложения об изменениях в образовательную деятельность школы;

Использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы;

Создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону;

Принимать участие через соответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения и замечать, критиковать руководство школы;

Выбирать индивидуальный план для углубленного изучения различных предметов;

Использовать право экстерната, семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.

Учащиеся обязаны

Подчиняться правилам внутреннего распорядка Учреждения;

Уважать в учителе человека, ценить его стремление передать ему знания;

Дорожить честью Учреждения как своей собственной, преумножать ее традиции, овладеть знаниями;

Владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

Строго спрашивать с себя, уметь признавать ошибки свои и товарищей;

Быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману, заботиться о младших школьниках.

Учащимся запрещается

Приносить, передавать или использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;

Использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам и возгоранию;

Применять физическую силу для выяснения отношений;

Осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм и т.п.

За нарушение правил обучающийся может быть исключен из Учреждения в соответствии с действующим законодательством. Исключение допускается, если нарушение носит злостный характер, либо повлекло за собой тяжкие последствия;

За нарушение без уважительных причин обязанностей обучающихся, а также за нарушение правил, к нему могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

Отстранение от занятий

Объявление выговора

Возложение обязанности возместить вред или принести публичные извинения

Вызов на собеседование родителей

Направление родителям письма Учреждения с сообщением о проступке

Исключение из Учреждения, а также условное исключение и освобождение от занятий применяется по рекомендации Педагогического совета и оформляется приказом директора Учреждения.

а вы, родители, знали все это??

ПРЕАМБУЛА

Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоя-щую Декларацию прав школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы, а также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права, закрепленные данной Декларацией.

Статья 1.

Для целей настоящей Декларации школьником признается каждый человек без дискриминации по любому признаку, как-то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования, далее называемое Школа.

Статья 2.

1.Каждый школьник имеет право обладать всеми правами и свободами, перечисленными в настоящей Декларации, а также закрепленными в других международных и внутригосударственных документах. Каждый школьникимеет право свободно осуществлять свои права, если он при этом не оскорбляет нравственные, религиозные и иные чувства окружающих, не нарушает прав других людей, не наносит вреда их здоровью и не препятствует учебному процессу.

Статья 3.

1. Каждыйшкольникимеетправона свободу мыс-ли, мне-ния и слова. Каждыйшкольникимеетправона свободу убеждений и вероисповедания. Ни один школьник не может быть принужден к участию в религиозных и иных обрядах. Каждыйшкольникимеетправоотправлять свои религиозные обряды, если это не мешает учебному процессу. Каждыйшкольникимеетправона свободу самовыражения. В том числе:

а) право самостоятельно определять свой внешний вид;

б) право на свободу творчества.

Каждыйшкольникимеетправона свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.

Статья 4.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.

Каждыйшкольникимеетправополучать качественное и полное образование, что включает в себя:

а) право учиться у квалифицированных учителей, стандарты для квалификации должны быть установлены государством;

б) бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе и получение учебников от государства, учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию;

в) равные для всех возможности доступа к технологическим ресурсам, которые предназначены для использования школьниками;

г) право изучать родной язык;

д) содействие иностранным школьникам в изучении нового языка и помощь в выполнении работ на этом языке;

е) знания, как минимум, соответствующие общим требованиям, установленным государством;

Каждыйшкольникимеетправопосещать школу во все учебные дни и присутствовать на всех занятиях, кроме случаев принятия школьной администрацией дисциплинарных мер, требующих исключенияшкольникаиз учебного процесса на некоторое время.

Статья 5.

Каждыйшкольникимеетправополучать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться:

1.Здоровая атмосфера в школе, включающая в себя:

а)качественную и своевременную медицинскую помощь, которая должна

а1. быть бесплатной и доступной для каждого школьника;

а2. быть доступной в течение всего учебного дня;

а3. оказываться профессиональными медицинскими работниками;

б) чистоту учебного заведения и его территории;

в) достаточное дневное и искусственное освещение;

г) нормальный уровень шума, не мешающий учебному процессу;

д)поддержание температуры, необходимой для полноценной умственной и физической деятельности;

е) здоровую и качественную пищу, на прием которой отводится достаточное количество времени. Еда должна быть бесплатной или иметь стоимость, приемлемую для школьников из малообеспеченных семей.

2) Техническая безопасность здания, включающая в себя:

а) отсутствие в конструкции здания опасных для здоровья материалов;

б) организацию системы уборки мусора;

в) наличие безопасных и предназначенных для индивидуального использования туалетных принадлежностей;

г) наличие системы вентиляции;

3. В случае, если школа не может обеспечить соблюдение какого-либо из перечисленных в пунктах 1 и 2 этой статьи условий, администрация школы обязана вынести на обсуждение вопрос о необходимости временного приостановления занятий в школе до разрешения проблемы.

1. Безопасная обстановка:

а) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного использования наркотических средств и психотропных веществ в школе и на ее территории;

б) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного применения оружия в школе и на ее территории;

в) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств, включая:

а1) принуждение школьников к участию в любых незаконных сексуальных действиях,

а2) вовлечение школьников в занятия проституцией,

а3)вовлечение школьников в изготовление порнографической продукции;

г) школьная администрация обязана обеспечивать отсутствие принуждения к любым незаконным действиям на территории школы;

д) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения физических домогательств и насилия в отношении школьников в школе.

е) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения оскорблений и других форм психологического насилия в отношении школьников в школе.

Статья 6.

1.Каждыйшкольникимеетправона неприкосновенность своей собственности и ее охрану на территории школы.

Каждыйшкольникимеетправолично присутствовать при осмотре, обыске и изъятии своих вещей.

а) Осмотр, обыск и изъятие вещей школьника должны производиться только уполномоченными лицами в соответствии с установленной школой процедурой.

б) Школой должен быть установлен точный перечень вещей, подлежащих изъятию. В него должны входить оружие, алкоголь, наркотики и другие опасные для окружающих предметы. Данный перечень должен быть доведен до сведения школьников, их родителей или лиц, их заменяющих.

Осмотр, обыск или изъятие вещей школьника при других обстоятельствах на территории школы запрещены.

Статья 7.

1. Каждыйшкольникимеетправона уважение своей личности окружающими, а именно:

а) никто не должен унижать личное достоинство школьника, оскорбляя его лично или в присутствии посторонних, а также придумывая ему прозвища и совершая другие действия, оказывающие психическое, физическое или иное воздействие на школьника.

б)никто не должен обсуждать личность или поступки школьника, а оценка любой его работы может быть предана огласке только с разрешения самого школьника.

2. Каждыйшкольникимеетправона то, чтобы школьная дисциплина основывалась на методах, отражающих уважение человеческого достоинствашкольника.

3. Каждыйшкольникимеетправона сохранение тайны личной жизни, в том числе:

а)право на тайну корреспонденции;

б)право не давать публичных объяснений;

в)право строить любые отношения с любыми учащимися.

Каждыйшкольникимеетправоне давать каких-либо объяснений учителю или администрации школы без присутствия родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 8.

Каждыйшкольникимеетправона отдых и досуг, включаяправона разумное ограничение количества уроков в день и контрольных работ, периодические каникулы, несокращение времени перемен учителем.

Статья 9.

1. Школьникиимеютправона создание и распространение любых Средств Массовой Информации. СМИ независимы и имеют право на свободу слова и печати.

Школьные СМИ обязаны подчиняться внутригосударственным и международным правилам и ограничениям, установленным для прессы.

Статья 10.

1. Каждыйшкольникимеетправона участие в управлении школой и в создании школьных правил, в том числе школьного документа оправахшкольника.

Школьникиимеютправона создание независимого органа самоуправления, в деятельности которого может принимать участие каждыйшкольник. Орган школьного самоуправления формируется путем выборов представителей от каждого класса.

Каждыйшкольники его родители или лица их заменяющие, имеетправона информацию обо всех правилах, регулирующих школьную жизнь, в том числе о:

а) критериях выставления оценок;

б) правилах контроля за посещаемостью и отчетности в случае пропуска занятий;

в) требованиях, предъявляемых к содержанию и оформлению письменных работ и качеству устных выступлений.

Школьникиимеютправона свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо организацию.

Статья 11.

1. Всешкольникиимеютправоизучать объективный курс всемирной истории. Школьная программа не должна включать пропаганду.

Статья 12.

Каждыйшкольникимеетправона личную и профессиональную консультацию с привлечением профессиональных психологов и лиц, специально назначенных школой. Информация, полученная в течение консультации, остается конфиденциальной между школьником и консультантом, если это не угрожает безопасности школьника или другого человека.

Школьникиимеютправона информацию о времени консультаций.

Статья 13.

1. Беременные школьницы, школьник, являющиеся родителями ишкольники, несущие ответственность за малолетних детей, имеютправопродолжать образование.

а) Государство и школа обязаны предоставлять таким школьникам помощь в уходе за детьми.

Статья 14.

1.Каждыйшкольникимеетправовыбора курсов помимо основной программы в зависимости от своих интересов и способностей, если такие курсы предусмотрены школой. Дополнительные занятия, рекомендованные учителем, не могут быть объявлены обязательными, их посещение не может оказывать влияние на итоговую аттестацию, а кроме того за них не может взиматься дополнительная оплата.

Весь обязательный материал должен изучаться на обязательных занятиях.

Статья 15.

1.Каждыйшкольникимеетправона недискриминацию со стороны учителей, школьной администрации и других работников школы, а такжешкольникови их родителей независимо от пола, возраста, религии, политических и иных убеждений, национальной и социальной принадлежности, имущественного положения, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихсяшкольникаили его семьи.

Каждыйшкольникс физическими недостатками имеетправопосещать обычную школу наравне с остальнымишкольникамиили специальную школу в соответствии со своими желанием и возможностями. Школа обязана предоставлять все необходимые условия для обучения школьников с физическими недостатками.

Каждыйшкольникимеет правона равное, беспристрастное и справедливое отношение к себе при выставлении оценок, распределении благ и обязанностей.

Статья 16.

1. Каждыйшкольникимеетправона справедливый дисциплинарный процесс, основанный на равноправии сторон. Каждыйшкольникимеетправооспаривать любое принятое в отношении него решение.

Статья 17.

Каждыйшкольникимеетправобыть информированным на понятном ему языке и доступным ему способом о своих права, перечисленных, но не ограниченных в Декларацииправчеловека, Конвенции оправахребенка, Конституции и законах его страны, а также Декларацииправшкольника.

Статья 18.

Ничто в настоящей Декларации не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлениюправшкольникаи могут содержаться:

а) во внутреннем законодательстве стран;

б) в нормах международного права.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ УЧАЩИХСЯ

Статья 1. Учащиеся имеют право на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Статья 2. Учащиеся имеют право на выбор формы образования:

2.1. Обучающиеся могут осваивать общеобразовательные программы как в школе, так и в форме семейного образования, самообразования и экстерната.

2.2. Обучение в рамках государственных стандартов по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальному плану регламентируются Уставом Школы и другими актами, принимаемыми общеобразовательным учреждением.

Статья 3. Учащиеся имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Статья 4. Образование обучающихся должно быть направлено на:

4.1. Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка.

4.2. Воспитание уважения к основным правам и свободам человека.

4.3. Воспитание уважения к родителям, приобщение учащихся к национальным ценностям страны и региона, в которых ребенок проживает.

4.4. Подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами.

4.5. Воспитание уважения и бережного отношения к окружающей среде.

Статья 5. Учащиеся имеют право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации в школе.

Статья 6. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному общеобразовательной программой, осуществляется только с согласия совершеннолетних обучающихся и (или) родителей (лиц, их заменявших). Исключение составляют работы, связанные с самообслуживанием обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Статья 7. Принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения, в партии, а также принудительное их привлечение к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

Статья 8. Обучающиеся имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь в школе во время учебно-воспитательного процесса.

Статья 9. Обучающиеся имеют право на свободу мысли, совести, вероисповедания.

Статья 10. Обучающиеся имеют право на уважение и сохранение своей индивидуальности в рамках учебно-воспитательного процесса.

Статья 11. В школе запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 12. Запрещается дискриминация обучающихся по социальному, расовому, национальному, религиозному, языковому и половому признаку.

Статья 13. Учащиеся имеют право на создание органов самоуправления и участие в управлении школой (в рамках, определенных Уставом школы).

Статья 14. Учащийся имеет право (лично или через родителей / лиц, их заменяющих) обращаться к руководству школы.

Статья 15. Учащийся имеет право поступить в один из профильных классов школы на условиях, определенных Уставом школы.

Статья 16. Каждый учащийся школы имеет право на ознакомление с настоящей Декларацией.

Декларация составлена на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон об образовании Российской Федерации и Чувашской Республики.

3. Конвенция прав ребенка.

4. Устав муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа".




СТАТЬЯ 1 Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по- братски. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по- братски.


СТАТЬЯ 2 Каждый человек должен обладать всеми правами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от: Каждый человек должен обладать всеми правами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от: - национальности, языка, расы, пола, религии; - национальности, языка, расы, пола, религии; - социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; - социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; - величины и мирового значения его страны. - величины и мирового значения его страны.


Подумай и ответь Существует одна очень старая пословица: «Под кожей мы все одного цвета». Согласен ли ты с этим мнением? Существует одна очень старая пословица: «Под кожей мы все одного цвета». Согласен ли ты с этим мнением? Представь, что обнаружена внеземная цивили­ зация. Люди готовы вступить с ней в контакт. Какие качества будут необходимы исследователям? Какие сложности могут помешать взаимопониманию? Как их можно преодолеть? Представь, что обнаружена внеземная цивили­ зация. Люди готовы вступить с ней в контакт. Какие качества будут необходимы исследователям? Какие сложности могут помешать взаимопониманию? Как их можно преодолеть?


Подумай и ответь Случалось ли тебе видеть, как кого-то дразнят, обижают, бьют потому, что «так принято», или пото­ му, что он «чужак»? Как ты обычно себя ведёшь в такой ситуации? Случалось ли тебе видеть, как кого-то дразнят, обижают, бьют потому, что «так принято», или пото­ му, что он «чужак»? Как ты обычно себя ведёшь в такой ситуации? Есть ли у тебя друзья другой национальности (или из других стран)? Что ты знаешь об обычаях и праздниках их национальных культур? Есть ли у тебя друзья другой национальности (или из других стран)? Что ты знаешь об обычаях и праздниках их национальных культур? Игры каких народов ты знаешь? Научи своих друзей играть в них. Игры каких народов ты знаешь? Научи своих друзей играть в них.




Подумай и ответь Государство гарантирует право на жизнь. Как оно это право обеспечивает? Государство гарантирует право на жизнь. Как оно это право обеспечивает? Священная книга иудейской религии Тора утверждает: «Спасший одну жизнь спас весь мир». Согласен ли ты с этим высказыванием? Священная книга иудейской религии Тора утверждает: «Спасший одну жизнь спас весь мир». Согласен ли ты с этим высказыванием?










Правила безопасности: Правило 1. БУДЬ ОСТОРОЖЕН! Не разговаривай с незнакомцами на улице. Не разговаривай с незнакомцами на улице. Обходи стороной тёмные переулки, гаражи и дру­гие безлюдные места. Ничего хорошего тебя там не ждёт. Обходи стороной тёмные переулки, гаражи и дру­гие безлюдные места. Ничего хорошего тебя там не ждёт.


Правила безопасности: Правило 2. УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ»! Не садись в машину, если чужие взрослые пред­ лагают прокатиться. Не садись в машину, если чужие взрослые пред­ лагают прокатиться. Не уходи в неизвестные места с незнакомыми или малознакомыми людьми. Не уходи в неизвестные места с незнакомыми или малознакомыми людьми. Если тебя угощают чем-то подозрительным, надо вежливо отказаться, особенно если это делает незнакомый человек. Хорошо, если это конфета, а если наркотик? Если тебя угощают чем-то подозрительным, надо вежливо отказаться, особенно если это делает незнакомый человек. Хорошо, если это конфета, а если наркотик?




Правила безопасности: Правило 4. РАССКАЖИ ВЗРОСЛЫМ! Не скрывай от родителей и учителей неприятные встречи. Взрослые всегда помогут тебе. Не скрывай от родителей и учителей неприятные встречи. Взрослые всегда помогут тебе. Рассказать правду об опасной встрече - не значит ябедничать! Рассказать правду об опасной встрече - не значит ябедничать!


ЗАПОМНИ, КАК СКАЗАТЬ «НЕТ!» В ОТВЕТ НА ОПАСНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: «Пойдём в нашу компанию», «Пойдём покурим», «Попробуй это (или понюхай, или съешь), знаешь как здорово будет», «А тебе слабо?» Выбери тот вариант, который тебе больше подходит: Не могу, я жду отца, он уже спускается в лифте (выходит из магазина, идёт сюда). Не могу, я жду отца, он уже спускается в лифте (выходит из магазина, идёт сюда). Я не буду это пробовать, у меня аллергия (или: у меня живот болит, я плохо себя чувствую после этого). Я не буду это пробовать, у меня аллергия (или: у меня живот болит, я плохо себя чувствую после этого). Мне это не доставляет удовольствия (или: мне это не нравится). Мне это не доставляет удовольствия (или: мне это не нравится). Это не входит в мои планы. Это не входит в мои планы. Я расскажу об этом родителям. Я расскажу об этом родителям. Я у чужих ничего не беру. Я у чужих ничего не беру. У меня есть правило: я этого не делаю. У меня есть правило: я этого не делаю. У нас в семье это не принято. У нас в семье это не принято.




СТАТЬЯ 8 В случае нарушения своих основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда. В случае нарушения своих основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.




СТАТЬЯ 10 Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения. Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения.


СТАТЬЯ Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту. 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту. 2. Никто не может быть осужден за преступления, совершенные в то время, когда закон не считал их преступлениями. Наказание за преступление не может быть более тяжким, чем то, которое предусматривалось законом во время его совершения. 2. Никто не может быть осужден за преступления, совершенные в то время, когда закон не считал их преступлениями. Наказание за преступление не может быть более тяжким, чем то, которое предусматривалось законом во время его совершения.


Подумай и ответь Как ты думаешь, по каким причинам люди со­ вершают преступления? Как ты думаешь, по каким причинам люди со­ вершают преступления? Как ты понимаешь выражение: «Возможность украсть создаёт вора»? Как ты понимаешь выражение: «Возможность украсть создаёт вора»? Способен ли ты совершить противозаконный по­ ступок, если считаешь, что об этом никто не узнает? Способен ли ты совершить противозаконный по­ ступок, если считаешь, что об этом никто не узнает? Что объединяет пословицы: Что объединяет пословицы: украсть в беду попасть; украсть в беду попасть; не воровством добывают деньги, а ремеслом; не воровством добывают деньги, а ремеслом; легко воровать, да тяжело отвечать; легко воровать, да тяжело отвечать; хоть с умом воровать, а беды не миновать. хоть с умом воровать, а беды не миновать.


СТАТЬЯ 12 Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.


Подумай и ответь Что такое уважение достоинства другого человека? Что такое уважение достоинства другого человека? О чем говорит народная пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду»? О чем говорит народная пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду»? Существуют свои понятия о чести у разбойников, пиратов? Сопоставимы ли эти понятия с принципами честного человека? Существуют свои понятия о чести у разбойников, пиратов? Сопоставимы ли эти понятия с принципами честного человека?


СТАТЬЯ Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство. 1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство. 2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину. 2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.


СТАТЬЯ Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований. 1. Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований. 2. Это право не может быть использовано в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН. 2. Это право не может быть использовано в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН.


СТАТЬЯ Каждый человек имеет право на гражданство. 1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.


Подумай и ответь Как ты понимаешь высказывание Н. А. Некра­ сова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Как ты понимаешь высказывание Н. А. Некра­ сова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Какие чувства отражает высказывание француз­ ского писателя Виктора Гюго: «Рану, нанесённую Родине, каждый из нас ощущает в глубине своего серд­ ца»? Какие чувства отражает высказывание француз­ ского писателя Виктора Гюго: «Рану, нанесённую Родине, каждый из нас ощущает в глубине своего серд­ ца»? Продолжи предложение: «Дети это будущее России, потому что...» Продолжи предложение: «Дети это будущее России, потому что...» Что ты чувствуешь, когда говоришь: «Я граж­ данин Российской Федерации»? Что ты чувствуешь, когда говоришь: «Я граж­ данин Российской Федерации»?


СТАТЬЯ Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии. 1. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии. 2. Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. 2. Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. 3. Государство должно охранять семью. 3. Государство должно охранять семью.


СТАТЬЯ Каждый имеет право владеть имуществом. 1. Каждый имеет право владеть имуществом. 2. Никого нельзя произвольно лишать его имущества. 2. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.


СТАТЬЯ 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.


Подумай и ответь «Свобода совести» как свобода веры и неверия зафиксирована в конституциях 30 стран мира. Как ты думаешь, почему не все страны принимают дан­ ную свободу? «Свобода совести» как свобода веры и неверия зафиксирована в конституциях 30 стран мира. Как ты думаешь, почему не все страны принимают дан­ ную свободу? Какие картины, написанные по библейским сюжетам, ты знаешь? Какие картины, написанные по библейским сюжетам, ты знаешь? Сравни основные заповеди разных религий. Что между ними общего и в чём различие? Сравни основные заповеди разных религий. Что между ними общего и в чём различие? Христианство: Возлюби ближнего, как самого себя. Христианство: Возлюби ближнего, как самого себя. Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом. Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом. Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе. Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе. Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому. Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому. Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю своей потерей. Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю своей потерей. Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре и брату своему того же, чего желает себе. Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре и брату своему того же, чего желает себе.


СТАТЬЯ 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.


СТАТЬЯ Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний. 2. Никого нельзя принуждать к вступлению в какую- нибудь группу или организацию. 2. Никого нельзя принуждать к вступлению в какую- нибудь группу или организацию.


Подумай и ответь Имеют ли право школьники проводить митинги и собрания в школе? Имеют ли право школьники проводить митинги и собрания в школе? С какой целью люди выходят на митинги и демонстрации? С какой целью люди выходят на митинги и демонстрации? Как ты думаешь, зачем гражданам государства нужна свобода собраний? Как ты думаешь, зачем гражданам государства нужна свобода собраний? Знаешь ли ты, какие детские и молодёжные организации действуют на территории нашего города, района, области? Знаешь ли ты, какие детские и молодёжные организации действуют на территории нашего города, района, области? Являешься ли ты членом какой-нибудь детской организации или объединения? Если да, то расска­ жи об этом своим одноклассникам. Являешься ли ты членом какой-нибудь детской организации или объединения? Если да, то расска­ жи об этом своим одноклассникам.


СТАТЬЯ Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной. 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 3. Воля народа должна быть основой власти правительства. Правительство должно регулярно избираться путём тайного голосования на свободных и честных выборах. 3. Воля народа должна быть основой власти правительства. Правительство должно регулярно избираться путём тайного голосования на свободных и честных выборах.


Подумай и ответь Для чего нужны выборы? Почему это так важно? Для чего нужны выборы? Почему это так важно? Знаешь ли ты правила тайного голосования? Почему голосование тайное? Знаешь ли ты правила тайного голосования? Почему голосование тайное? В каком возрасте человек имеет право быть выбранным на государственные должности? В каком возрасте человек имеет право быть выбранным на государственные должности?


СТАТЬЯ 22 Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях.


СТАТЬЯ 23 (1,2) 1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. 1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. 2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд. 2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд.


СТАТЬЯ 23 (3,4) 3. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи. 4. Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профсоюзы и являться их членом. 4. Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профсоюзы и являться их членом.




СТАТЬЯ 25 (1,2) 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи. 2. Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой социальной защитой. 2. Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой социальной защитой.


СТАТЬЯ 26 (1,2) 1. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными. 1. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными. 2. Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. 2. Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами.




Подумай и ответь Как ты думаешь, может ли телевизор или компьютер заменить обучение в школе? Как ты думаешь, может ли телевизор или компьютер заменить обучение в школе? Каким ты видишь будущее книги? Будут ли люди читать книги через 10, 50, 100 лет? Каким ты видишь будущее книги? Будут ли люди читать книги через 10, 50, 100 лет? Какие ты знаешь пословицы, поговорки про книги, учение, мудрость? Какие ты знаешь пословицы, поговорки про книги, учение, мудрость?


СТАТЬЯ 27 1.Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 1.Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек, являющийся автором научных, литературных и художественных трудов, имеет право на достойное вознаграждение. 2. Каждый человек, являющийся автором научных, литературных и художественных трудов, имеет право на достойное вознаграждение.


Подумай и ответь Почему многие считают, что смена деятельности – это отдых? Почему многие считают, что смена деятельности – это отдых? Как обычно ты проводишь свободное время? Как обычно ты проводишь свободное время? Какие игры ты знаешь? Какие игры ты знаешь?


СТАТЬЯ 28 Каждый человек имеет право на такой социальный и международный порядок, который обеспечивает полную защиту его прав и свобод. Каждый человек имеет право на такой социальный и международный порядок, который обеспечивает полную защиту его прав и свобод.


СТАТЬЯ 29 Каждый человек имеет обязанности перед обществом. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей. Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций. Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.


Подумай и ответь 1.Существует такое мнение: «Права и обязанности неразделимы». Согласен ли ты с этим мнением? Как ты это понимаешь? 1.Существует такое мнение: «Права и обязанности неразделимы». Согласен ли ты с этим мнением? Как ты это понимаешь? Расскажи о своих личных обязанностях и о том, как ты к ним относишься, как их исполняешь. Расскажи о своих личных обязанностях и о том, как ты к ним относишься, как их исполняешь. Существуют обязанности по отношению к родителям, друзьям, соседям. Отличаются ли они от обязанностей, записанных в Конституции Российской Федерации? Существуют обязанности по отношению к родителям, друзьям, соседям. Отличаются ли они от обязанностей, записанных в Конституции Российской Федерации?


СТАТЬЯ 30 Ничто в настоящей декларации не может быть истолковано как предоставление отдельным людям, группе людей или какому-нибудь государству права совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации. Ничто в настоящей декларации не может быть истолковано как предоставление отдельным людям, группе людей или какому-нибудь государству права совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации.


Литература: 1.Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита- Пресс, Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита- Пресс, Лаврова С.А. и др. Первоклассные истории о правах. – Екатеринбург. ИД «Сократ».Центр «Учебная книга» Лаврова С.А. и др. Первоклассные истории о правах. – Екатеринбург. ИД «Сократ».Центр «Учебная книга» Лаврова С.А. и др. Увлекательные истории о правах. - Екатеринбург. ИД «Сократ».Центр «Учебная книга» Лаврова С.А. и др. Увлекательные истории о правах. - Екатеринбург. ИД «Сократ».Центр «Учебная книга» Лаврова С.А. и др. Правдивые истории о правах и правилах. - Екатеринбург. ИД «Сократ».Центр «Учебная книга» Лаврова С.А. и др. Правдивые истории о правах и правилах. - Екатеринбург. ИД «Сократ».Центр «Учебная книга» Лаврова С.А. и др. Истории о правах и правилах. - Екатеринбург. ИД «Сократ».Центр «Учебная книга» Лаврова С.А. и др. Истории о правах и правилах. - Екатеринбург. ИД «Сократ».Центр «Учебная книга»


Презентация предназначена для занятий по правовому воспитанию в начальной школе. Презентация предназначена для занятий по правовому воспитанию в начальной школе. Подготовлена: зав. библиотекой ИМЦ Железнодорожного района Трикина Г.В. Подготовлена: зав. библиотекой ИМЦ Железнодорожного района Трикина Г.В. ул. Ереванская,2, тел г.Екатеринбург

Проект "Декларации прав" членов семьи

Наша семья,

провозглашает настоящую декларацию прав нашей семьи в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все члены семьи, чтобы каждый человек из нашей семьи старался содействовать уважению и выполнению этих прав и свобод.

Статья 1.
Все члены семьи свободны и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2.
Каждый человек в нашей семье должен обладать всеми правами и всеми свободами

Статья 3.
Каждый член нашей семьи имеет право на свободу мысли, совести и религии

Статья 4.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

Статья 5.
Каждый человек нашей семьи, имеет право на обеспечение питанием и одеждой

Статья 6.
Каждый из нашей семьи имеет право на труд, на свободный выбор работы, на образование, свободный выбор образовательного учреждения

Статья 7.
Каждый член нашей семьи имеет право на отдых и досуг. Ездить в поездки, походы, экскурсии

Статья 8.
Дети нашей семьи имеют право на образование. Образование должно быть бесплатным. Это касается всех видов образования, сюда входит так же и дополнительное образование: кружки, секции.

Статья 9. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Статья 10. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 11.
Каждый член семьи имеет участвовать в культурной жизни семьи, придумывать мероприятия, наслаждаться искусством.

Статья 12. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 13.
Каждый человек из нашей семьи имеет право на поддержание порядка в доме.

Статья 14.
Каждый член семьи имеет обязанности перед своей семьей, в которой только и возможно свободное и полное развитие его личности.