Религия и искусство: рождение. Первые племена, Религия и Искусство первобытных людей

Возникновение искусства и религиозных верований

Проверка домашнего задания:

1. Сделайте описание рисунка «Родовая община» (с. 13).

Что изображено на рисунке: в центре.. на первом плане... справа... слева... ? (дополнить) колышками прибила к земле шкуру убитого зверя меховой стороной вниз, а мясной вверх; каменным скребком она счищает остатки мяса и жира.

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «общи­на»?

Какие признаки - слово «родовая»?

План:

1. Причины появления религии.

2. Появление искусства

Новые понятия: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

Изучение нового материала:

    Как была найдена пещерная живопись.

Долгое время ученые не знали, что первобытные люди умели рисовать.

Более 120 лет назад археолог Марселино ле Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамиру (учитель показывает на карте полушарий север Испании). Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Археолог смотрел себе под ноги в надежде найти в пещере обломки пер­вобытных орудий труда или кости животных. А девочке было скучно, она прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Папа!., папа!.. Быки, нарисованные быки!» Отец бросился к ней и увидел, что весь низкий по­толок пещеры на протяжении целых 40 м (это длина школьного коридора) покрыт изображениями вымерших животных - бизонов. Они были нарисованы красной, черной и коричневой красками. Археолог предпо­ложил, что эти рисунки созданы первобытными людьми (рассматривается рисунок «Самка бизона», с. 15). Но никто из ученых того времени ему не поверил. Поговаривали, что пещеру разрисовал приятель археолога -художник и будто бы оба тем самым желали разыграть и подурачить евро­пейских ученых. Какие у них возникли возражения?» Развитые учащиеся способны высказать правильные догадки («Ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»), которые учитель помогает обосновать.

Рассмотрите рисунок, с. 15. Нравится ли вам, как изображена самка бизона в пещере Альтамира? Если да, то чем?Не страшно было бы вам к ней подойти? Дополняя ответы, учитель может сказать: Глядя на этот рису­нок, веришь, что бизониха была именно такой - большой, сильной, мускулистой. Подойти к ней мне было бы страшно: она выставила вперед рога, недобрым огнем горит ее глаз.

Взгляните еще раз на рисунок «Родовая община», с. 13. Ученые долго не хотели верить, что первобытные охотники могли быть искусными художниками. Ведь они не знали земледелия и скотоводства, не умели читать и писать, делать глиняную посуду и вы­плавлять металлы. Казалось невероятным, чтобы им удалось с таким мас­терством воссоздать облик бизонов.

Испанский археолог тяжело переживал недоверие ученых. Он так и умер, не добившись признания своего открытия. Уже после его смерти были обнаружены другие пещеры, на стенах которых также были найдены красочные рисунки. Только тогда ученые перестали сомневаться в том, что перед ними произведения первобытного искусства.

2. Что изображали первобытные художники.

Чаше всего зверей, на которых охотились, - бизонов, мамонтов, лошадей, оленей. Пер­вобытным художникам удавалось передать не только внешний облик зверя, но и его характер. Вот, например, олень (рассматри­вается рисунок, с. 16) изображен пугливым и настороженным.Кажется, он прислушивается: где-то хрустнула ветка, раздались тревожные звуки. К нему не подойдешь - он тут же обратится в бегство.

Рисунки первобытных людей найдены во многих странах, в том числе и в России. Рассматривается рисунок «Мамонт» (с. 14). Зверь изображен спокойным, неповоротливым, с горбатой спиной.

Рассмотрите рисунок на стене пещеры Ляско во Франции (с. 16): изображенная сиена полностью не разгадана. Мы видим бизона, пронзенного копьем, мешком вывалились его внутренности. Человек бессильно раскинул руки перед разъяренным зверем. Уходит носорог. Внизу изо­бражена копьеметалка с фигуркой птицы. Попробуйте разгадать содержание рисунка. Что здесь произошло, по вашему мнению?

А теперь сравните, как изображен зверь и как человек.

На что похоже туловище человека?

Как изображены руки?

Сколько пальцев на руке?

Как выглядит голова?

Кого первобытные художники изображали правдивее; человека или зверя? Подумайте почему.

Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что от удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за зверями, стара­лись запомнить их облик и повадки. Первобытные художники научились изображать животных в естественных позах, а людей изображали гораздо реже и с большей условностью.

(3) Зарождение верований

Возникновение религиозных верований имеет в своей основе страх первобытных людей перед грозными явлениями природы. Религиозные верования возникли примерно 30 тысяч лет назад. Они связаны с формированием «человека разумного», который делает попытки объяснить причины важных для него природных явлений.

Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры - это дети природы, как они сами. Когда эвенки охотились на медведя, они окружали его берлогу, произнося формулы «уговоров». Когда же убивали медведя, долго извинялись перед ним и уверяли, что они не виноваты в его гибели. У северных народов есть обычай, по которому после раздела туши тюленя какую-нибудь ее часть бросают в воду со словами: «Тюлень ушел в море!» Черепа убитых животных приносят в дом и всячески ублажают их. Охотники танцуют и поют песни: «Не мы вас убили, нет, нет! Камни скатились с горы и убили вас».

3. Человек «заколдовывает» зверя.

Рассмотрите сделанные перво­бытными художниками резные изображения медведя и носорога(с. 17). Медведь смертельно ранен стре­лами и камнями (линиями изображены стрелы, кружочками - камни), из его пасти хлещет кровь. Не в лучшем положении но­сорог - из его брюха торчат четыре стрелы с оперением в виде овала (видимо, в него стреляли снизу, из засадной ямы), зверь ранен в морду метательными копьями - дротиками. Заметьте, что первобытные люди часто изображали раненых, истекающих кровью зверей. Чем это можно объяснить?

Изображения зверей подтверж­дают ту мысль, что у людей возникла вера в колдовство . Быть может, первобытные люди думали так: если изобразить поражен­ное камнями, стрелами и копьями животное, то живой зверь ока­жется заколдованным и даст себя убить на охоте. (громкое чтение, § 3, п. 3, 1-й абзац).

При наличии времени:

Веру в колдовство ученые обнаружили и у остальных народностей, например у коренных жителей Австралии. Рассмотрите рисунок «Колдовской обряд перед охотой» (с. 22). Опишите рисунок. Что на нем изображе­но? Объясните действия охотников. Подумай­те, могло ли колдовство принести удачу на охоте. Первобытные люди в колдовство верили. А это очень важно: если человек верит, что добьется в каком-нибудь деле успеха, то скорее всего его и добьется. Если же он говорит сам себе: у меня ничего не получится, то именно так и будет.

Рассмотрите рисунок «Оборотень» (с. 16). На рисунке первобытного художника изображено странное существо: у него человеческие ноги, но вместо рук лапы. У него пышный лисий хвост, ветвистые оленьи рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри глаза ночной птицы. Кто это? Может быть, переодетый зверем первобытный колдун... А может быть, оборотень .

Возникшая у первобытных людей вера в оборотней сохранилась едва ли не до наших дней. Лет сто назад в разных местах России рассказывали про злых колдунов. Едет, например, свадьба под венец - и всю свадьбу колдуны превращают в волков: жених, невеста и все гости до конца своих дней бегают волками. В другом селе утверждали, что по ночам из-под моста выходят гусь и свинья и нападают на проходящих. Эти животные - оборотни и колдуны.

4. Зарождение веры в душу и «страну мертвых».

У первобытных людей воз­никла вера в душу - особое существо, обитающее в теле.

Допустим, первобытный охотник заснул и увидел во сне погибшего в схватке с дикими зверями брата. Просыпается - где же брат?

Приснилось охотнику, что ему удалось убить большого оленя - будет теперь много мяса. Пробуждается - лежит он в пещере на охапке травы, вокруг спящие люди, никакого оленя нет. В чем дело?

Люди верили, что, когда человек спит, его душа покидает тело. Она охотится, встречается с душами живых и умерших людей. А после смерти человека его душа переселяется в «страну мертвых».

Одни первобытные племена верили, что «страна мертвых» расположена на острове, другие - что она помешается в глубинах земли, третьи - что она находится на небесах. Для путешествия в «страну мертвых» умершим необходимы были лодки, сани, повозки, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. («Все необходимое обычно клали в могилу», - напоминает учитель.) На пути встречались преграды - огненные озера, кипящие потоки, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты: Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая и окончательная смерть. Преодолеть преграды умершим помогали колдовские обряды, совершаемые

живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами, например свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и ту­ловищем, усеянными головами змей. Злой страж впускал души только тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев своего рода и были погребены по всем правилам.

Люди верили, что души предков продолжают жить в «стране мертвых», пока их помнят и почитают потомки. Природа в «стране мертвых» похожа на ту, среди которой умершие жили до своей кончины. Там такие же реки, такие же озера и леса. Там плавают рыбы, летают птицы, бегают дикие звери. Души предков живут родовыми общинами, охотятся, собирают съедобные плоды и ягоды точно так же, как сами предки это делали на Земле.

Появившиеся у первобытных людей верования в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.

По ходу урока делаются записи в тетрадь:

Люди разумные появились 30 тыс. лет назад.

Домашнее задание: § 3. Вопросы и задание 1 - 4.

§ 1 Зарождение религии

Выделение человека из живой природы было обусловлено не только умением использовать и создавать новые орудия труда. Во многом сущность человека была предопределена возникновением разума, способного не только воспринимать окружающую действительность, но и воспроизводить ее в образах искусства, а так же объяснить явления природы.

Первым доступным для человека способом объяснения явлений окружающего мира стала религия, т.е. вера в вымышленные сверхъестественные существа: богов, души, духов - и поклонение им. Появление религии ознаменовало новый период в развитии человечества. Среди причин возникновения религиозных представлений можно выделить следующие:

Страх человека перед силами природы;

Стремление объяснить причины тех или иных явлений природы - такие как дождь, извержение вулкана, молнию и т.д.;

Желание заручиться поддержкой сверхъестественных существ на охоте или в войне;

Потребность в подчинении сил природы своим потребностям.

§ 2 Пещерная живопись

Ярким примером сформировавшихся религиозных представлений можно считать пещерную живопись, то есть изображения животных и людей на стенах пещер. Эти памятники искусства древних людей сосредоточены в основном на территории Европы, между Атлантическим океаном и Уральскими горами, хотя встречаются так же в Сибири, в Азии и Африке. Как полагают, исследователи пещерная живопись развивалась с 30 по 9 тысячелетие до нашей эры и прошла в своем развитии несколько этапов:

1. Когда появляются самые первые схематические рисунки (30 тысяч лет до нашей эры);

2. (Приблизительно от 20 до 15 тысяч лет до нашей эры), характеризуется более высоким художественным мастерством изображений.

3. (Около 15-11 тысяч лет до нашей эры), основан на реализме форм, изображении пропорциональных фигур и форм людей и животных;

4. (10-9 тысяч лет до нашей эры), характеризуется деградацией форм и постепенным исчезновением пещерных изображений.

Впервые образцы пещерной живописи были обнаружены в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола в пещере Альтамира, расположенной в Северной Испании. Саутуола в сопровождении своей 9-летней дочери Марии отправился в недавно обнаруженную пещеру в поисках орудий труда, оставленных древними людьми. Увлекшийся археолог не заметил, как его маленькая дочь углубилась в пещеру, а через некоторое время воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Открытие, однако, было встречено научным сообществом очень прохладно. Почти никто не верил в подлинность изображений. Полагали, что Саутуола пригласил какого-то художника для росписи стен пещеры, настолько прекрасны были эти рисунки. И лишь много позже, в начале XX века, образцы пещерной живописи были найдены и в других пещерах Европы.

Рисунки находят на большой глубине, часто пещеры с изображениями оказывались необитаемыми, что позволяет считать эти места, своеобразными святилищами. На изображениях, найденных в пещерах, присутствуют три основных мотива:

Во-первых, мотив «охотничьей магии», для которого характерна традиция пронзать, изображение животного - объекта охоты копьями и стрелами. Считалось, что убив дух животного перед охотой, будет проще загнать зверя в ловушку.

Во-вторых, мотив превращения человека в животное (оборотничество). На рисунке, получившим название Колдун из пещеры Трех братьев расположенной на юго-западе Франции, изображено существо с головой серны, большими оленьими рогами, совиными глазами, клювом и волчьими ушами. У него длинный лошадиный хвост, на руках - медвежьи когти. У существа есть ноги, а стоит он в позе танцора, это, без сомнения, доказывает, что перед нами человек.

В-третьих, так называемые «рентгеновские» рисунки, на которых изображаются скелеты животных и их внутренние органы. Такие рисунки первобытные люди создавали, чтобы управлять животными, подчинять их своей воле, не только с целью выследить и убить во время охоты, но и для того, что бы приручить.

§ 3 Обычай погребения мертвых

Еще одним примером существования религиозных представлений у первобытных людей может служить обычай погребения мертвых. Такие захоронения находят во всех местах проживания первобытных людей.

Тело покойного помещали в глубокую яму, ноги прижимали к груди и обхватывали их руками (возможно связывая их между собой). Точно не известно, с какой целью покойникам придавали такую позу. На этот счет существуют две теории: одни полагают, что первобытные люди боялись, что мертвые могут ожить, другие напротив, видят в такой позе надежду людей на возрождение. Тело покойного, помещенное в могилу, ориентировалось головой на восток (место, где рождалось солнце - символ возрождения), посыпалось красной охрой, символизирующей кровь - символ жизни. Вокруг тела раскладывались личные вещи покойного - украшения, орудия труда, одежда. Предполагают, что люди верили в загробный мир и считали, что после смерти человек будет заниматься тем же, чем и при жизни, поэтому предметы, помещенные в могилу, почти наверняка отражали род занятий покойного

§ 4 Социальная организация первобытного общества

В религиозных представлениях наших далеких предков четко отражается и социальная организация первобытного общества. Власть в родовых общинах первобытных людей принадлежала женщинам, поэтому не удивительно, что женские образы широко использовались в религиозных представлениях того времени. Найденные на территории Евразии статуэтки от 5 до 25 см в высоту из камня и из кости получили название «палеолитические Венеры». Как полагают ученые, эти статуэтки могут символизировать защитниц домашнего очага, воплощение Великой богини-Матери.

Все перечисленные выше примеры доказывают наличие у первобытных людей религиозных представлений. Но какой религиозной системы придерживались люди прошлого?

§ 5 Основные верования первобытной эпохи

Ученые выделяют пять основных верований характерных для первобытной эпохи:

1.Магия - вера людей в возможность воздействовать на силы природы человеческой волей, возможность менять мир в своих целях при проведении особого ритуального действия;

2.Тотемизм - вера людей в их связь с окружающим миром через родственный союз с животным, растением или неодушевленным предметом. У каждой родовой общины был свой тотем-предок. У одних это мог быть волк, у других заяц, у третьих медведь. К тотемному животному полагалось обращаться уважительно, соблюдая определенные ритуалы;

3.Анимизм - вера в духов, живущих в людях, животных и растениях. Согласно анимизму, все в мире живое, поэтому перед охотой у духа животного испрашивалось разрешение на его убийство.

4.Фетишизм - вера в предметы, обладающие сверхъестественной силой. Такие предметы могут либо защищать своего владельца (обереги), либо причинять вред врагам.

5.Шаманизм - взаимодействие с миром духов, в которое вступает шаман. У духов можно просить помощи или совета в делах.

Все эти верования могли уживаться вместе в человеческом сознании. Так, один из членов общины мог заниматься шаманизмом, советуясь с духами об удачной охоте, а другой был способен заколдовать животное перед охотой.

Религиозные представления первобытных людей были еще очень неустойчивы. Не существовало четких правил и запретов. Появление искусства и религии способствовало дальнейшему развитию человеческого общества.

Подводя итоги урока, необходимо отметить:

Уже в первобытном обществе зародилось искусство - появилась пещерная живопись, а так же люди научились изготавливать фигурки женщин из камня и кости;

Зародилось представление о загробном мире, в котором человек продолжал заниматься теми же делами, что и при жизни;

Религиозные представления первобытных людей были очень разнообразны - с одной стороны, они считали себя способными влиять на окружающий мир по средствам магии, с другой, поскольку все в мире имело душу, а значит, могло стать другом или врагом, ответственность людей за свои действия резко возрастала.

Список использованной литературы:

  1. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том I: От каменного века до элевсинских мистерий, Перевод H.H.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н.Стефанова, М.: Критерион, 2002
  2. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 832 с.
  3. Керам К. "Боги, гробницы и ученые". Роман археологии
  4. История Древнего мира. 5 класс. 2011. 18-е изд. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., М., Просвещение

Использованные изображения:

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?

Конспект урока истории в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фассахиева Наталия Рафиковна

Учитель истории

МАОУ НГО СОШ №12

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
  2. Как изменился животный мир?
  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
  4. Что называется родовой общиной?
  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.
  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа . Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи .

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола , думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными .

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.
  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.
  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.
  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.
  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми
  1. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А
  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.
  3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

Интернет-ресурсы:

  1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014
  2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014

Приложение 1

Раздаточный материал.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  1. Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.
  1. Расскажите об открытие пещерной живописи?
  2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?
  3. Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?