Самые интересные темы для проекта. Проектирование в школе

сайт - Сусеева Дидана, выпускница программы FLEX (программы обмена студентами в США), рассказала о Всемирном дне молодежной активности, когда страны почти всего мира в середине апреля организовывают социальные проекты и мероприятия. Уже третий год подряд Кыргызстан занимает 1 место (не считая США) по количеству осуществленных проектов. И выпускники программы FLEX в возрасте 16-28лет в этом году осуществили 20 проектов по всему Кыргызстану.

Всемирный день молодежной активности является крупнейшим благотворительным мероприятием в мире, и каждый год миллионы молодых людей вносят свой вклад в улучшение своего общества. Начиная с середины апреля юные лидеры Кыргызстана начали осуществлять социальные проекты. Все страны регистрируют проекты на сайте gysd.org , и уже третий год подряд Кыргызстан (не считая США) занимает первое место в мире по количеству реализованных проектов. Выпускники программы FLEX совместно с молодежью КР организовывают социальные проекты во всех регионах страны.

«Чистое и здоровое село». Биялы кызы Бермет, НПО ФРЕНДАЗИЯ в селе Ивановка - координатор по образованию детей

С 23 марта по 17 апреля 2016 года в селе Ивановка был проведен ряд мероприятий в рамках проекта Биялы кызы Бермет «Чистое и здоровое село», главной целью которого было привлечение внимания жителей к проблемам загрязнения окружающей среды и здоровому образу жизни. В настоящее время работники ЖКХ не успевают убирать мусор с улиц, из-за большого объёма ТБО жители выбрасывают мусор в общественных местах.

За время реализации проекта учениками школ села Ивановка и волонтерами Корейского центра «ФрендАзия» и FLEX с 11 по 17 апреля были организованы тренинги, субботники и показы видеороликов о роли человека в загрязнении окружающей среды в 6 школах и 3 детских садах. Участники проекта установили в селе не только 16 мусорных урн, но и специальные ящики для сбора пластика. В завершение проекта 17 апреля ребята организовали дружеский футбольный турнир, чтобы обратить внимание на ведение здорового образа жизни. Молодежь села Ивановка заверила, что этот проект только начало, и в дальнейшем они планируют реализовать другие инициативы по поддержанию чистоты села и обучению односельчан правильному сортированию мусора и ведению здорового образа жизни.

«Pay it forward». Айжан Жумагулова, 3 курс, КГУСТА

Четвертый ежегодный проект GYSD проходит в Балыкчы 22-24 апреля. Десять студентов из десяти школ прошли подготовку по вопросам здоровья, психического и физического здоровья, йоги и методов самозащиты, также узнали больше о пользе волонтерства. Также большим значением этого проекта является стремление обучить студентов ценить кыргызские традиции, кыргызскую культуру и наш родной язык. После окончания проекта каждая школа будет иметь небольшие миссии, основанные на темах проекта.

“UPGRADE”. Дидана Сусеева, 1 курс, КРСУ

С 11 по 17 апреля в рамках всемирного добровольческого проекта был организован проект “Upgrade”, который прошел в городах Каракол, Токмок, Нарын и с. Беш-Корук (Сокулукский район).

11 апреля в г.Каракол целевой аудиторией стала молодежь 8-11 классов и студенты местных вузов. Основная идея проекта — донести до молодого поколения страны важность сохранения и заботы окружающей среды. Были приведены статистики, видео-ролики воспитательного характера, игры и дискуссии. Организаторы также провели ряд игр в Каракольском Парке Победы. Задания игр были связаны с изучением истории времен Великой Отечественной Войны. После игр состоялся субботник на территории парка и уход-уборка монументов и памятников. Такая же акция прошла в г.Нарын. Название проекта “Upgrade” подразумевает саморазвитие, самосознание и самовоспитание, и подталкивает молодое поколение стать лучше прежних себя.

«HELP». Аленова Малика, 1 курс, КРСУ

С 15 по 17 апреля 2016 года в городе Джалал-Абад прошел проект «HELP» (Health Education and Lifestyle Partnership) в рамках Всемирного Дня Активности Молодежи. Организатором выступила выпускница программы FLEX Малика Аленова.

По заполненным анкетам организаторами было отобрано 20 учеников с 8 по 10 классы. Этот проект был рассчитан на три дня, в первые два дня был тренинг по темам здоровья и образа жизни современной молодежи. Одним из тренеров был волонтер Корпуса Мира, который провел сессию по оказанию первой помощи. Все участники были очень активны, а также признались, что очень хотели бы побольше таких проектов, где они смогут научиться чему-то новому и развить свои лидерские навыки. Также во время тренинга проводились различные веселые игры. Третий день был очень полезным не только для участников, но и для города. Организаторы провели большую очистку дороги курорта. Ребята прошли почти 5 км, собрали около 50 мешков мусора.

«Просто начни с себя». Эльдияр Аманкулов, 1 курс, ATA-TURK

Благотворительный забег "Просто начни с себя" прошел 17 апреля в 10:00 утра в ботаническом саду. Забег был бесплатным. Целью этого забега является пропаганда здорового образа жизни, а также сбор средств для детей с аутизмом.

«Monopoly Simulation». Азат Тороев, 2 курс, МУЦА

Проект Monopoly Simulation прошел 24 апреля. Участниками стали 40 школьников, которых обучили азам экономики. Участники приняли участие в образовательной игре.

"Реализуй себя в бизнесе". Санира-Бегим Маматова, АУЦА

16 апреля прошел тренинг "Реализуй себя в бизнесе" для инициативной молодежи Бишкека, где молодые успешные предприниматели поделились своим опытом на пути к бизнесу и дали полезные советы. Также участники слушали лекцию по бизнес моделированию и узнали об инвесторских возможностях.

"Start locally, change globally". Аида Октомбекова и Санира-Бегим Маматова, АУЦА

Аида Октомбекова и Санира-Бегим Маматова в рамках Ежегодной молодежной недели добра организовали образовательный тренинг "Start locally, change globally" для школьников городов Ош и Жалал-Абад, чтобы познакомить с вузами КР и зарубежными в том числе. Также участники изнали об экзаменах SAT/IELTS/TOEFL и программе FLEX.

"Book is life". Климова Алтынай, 2 курс, КЭУ

Проект "Book is life" направлен на популяризацию чтения книг и библиотек страны. Данный проект проходит в несколько этапов. Первый этап - это сбор книг в университетах.

Пожертвованные книги пополнят фонд библиотеки им. Баялинова, а также будут направлены в региональные библиотеки страны. Другая часть пойдет на открытие библиотеки "нового" типа в Кыргызском Экономическом Университете им. Мусы Рыскулбекова. В этом университете стартует новый проект "Прочитал, поделись с другими", где каждый студент и преподавательский состав может бесплатно обмениваться книгами. Проект идет рука об руку с проектом "Book is life". Следующий этап проекта - это "День открытых дверей" в библиотеке Баялинова. Это мероприятие пройдет в 10 часов в здании библиотеки. В программу войдет мини шоу концерт, в честь открытия, так же будут проводится различные мастер классы, бесплатные уроки на английском языке т программа для наших маленьких детей. Так же воспитанниками с ограниченными возможностями представят благотворительную ярмарку вещей, сделанные их руками. Все полученные деньги пойдут на лечение Ажары, а так же для детского онкологического центра.

"Кубок милосердия". Акбермет Азизова, 1 курс, КТУ «Манас»

Акбермет Азизова реализовала проект "Кубок милосердия", чтобы распространить знания о милосердии и изменить равнодушие молодежи к нуждающимся. Для этого она создала площадку для обсуждений, используя дебаты. В результате 18 команд дебатировали на темы, связанные с милосердием, и только две вышли в финал. Целью проекта являлось распространение преимуществ волонтерства и мотивирование молодежи заниматься социальной деятельностью.

«Эко Караван». Валентина Хоменко, АУЦА

Выпускники программы FLEX и волонтеры ОФ «Move Green» посетили детские дома «Учкун» и «Светлый Путь», а также центр помощи детям «Келечек». Основными целями поездки были проведение бесед с ребятами на тему окружающей среды и важности заботы о ней. Следующим этапом проекта станет производство эко-сумок, средства от продажи которых, будут использованы для проведение шестидневного лагеря «Эко Караван» на южном берегу Иссык-Куля для детей из детских домов летом 2016 года.

«Культура это наше общее богатство». Аида Октомбекова и Толгонай Тургазиева

С 16 по 17 апреля девушки организовали проект «Культура это наше общее богатство» для детей из детского дома Кара-Балты. Цель проекта состояла в том, чтобы обогатить понимание культуры и истории детей. Проект посвящен году истории и культуры Кыргызской Республики.

“Fun Recycling”. Надежда Пак, выпускница FLEX 2010 года

Среднюю бишкекскую школу посещают 1400-2800 учеников. По крайней мере 40-45% детей покупают напитки и используют бумагу и при использовании получают огромные массы бумажных отходов каждый день. Грустно предположить, что все эти отходы попадают в один мусорный бак, обычно помещаемый за пределами школы. Согласно нашему обзору, в нескольких бишкекских школах ни один из них не перерабатывал отходы. Мы выбрали 4 школы, где будем вести наш проект. Мы стремимся cделать переработку повседневной вещью для студентов и превратить ее в привычку так, чтобы студенты передали ее следующим поколениям. Наш проект “Fun Recycling” нацелен, чтобы удовлетворить эту цель. Четыре команды волонтеров посетили 4 школы с презентацией о важности переработки пластиковых бутылок и бумаги. Во время презентации мы провели тренинги по важности переработки.

"Бюджет страны-семьи". Жамиля Клычева, выпускница программы FLEX 2013 года

Еще один большой проект был проведен 16 апреля в профессиональном лицее № 10. "Бюджет страны-семьи" представляет обучение и вводит основной аспект бюджета Кыргызской Республика, предоставляет полезные советы по управлению личными финансами.

“Green Leaf”. Канат Осмонов, АУЦА

Канат Осмонов, Эльвира Жумашева и Азат Исмагилов реализовали большой проект «Зеленый лист», который собрал около 80 студентов. «Зеленстрой» выделил саженцы и лопаты для реализации данного проекта. Кроме того, были профессиональные инструкторы, которые направляли людей на протяжении всего процесса.

«В единстве наша сила». Нургуля Ирисова, КГМА

Основная цель состояла в том, чтобы объединить людей, независимо от их национальности и религиозных взглядов и убеждений, с целью укрепить их дружбу и научить быть толерантными по отношению друг к другу и объединить, чтобы работать вместе на развитие и процветание нашего общества.

«Возродим любовь к книгам».

Команда посетила детский дом «Светлый Путь» и подарила детям необычные книги, авторами которых стали сами детки. Идея — в создании книги с историей, автором которой будет ребенок, а при ее завершении дети обменяются с друзьями и будут читать! Проект нацелен на развитие мышления детей, чтобы привить любовь к чтению и уважение к окружающим!

Дебаты. Айдай Аманкулова

Айдай Аманкулова организовалa проект в Таласе. Студенты из разных вузов города приняли участие в дебатах и узнали о различных внеклассных мероприятиях.

Посмотреть еще:

Социальные проекты, идеи которых были воплощены в жизнь, можно различать в первую очередь по приоритетной цели, которую они преследуют. Во вторую они различаются по степени и качеству влияния на жизнь общества.

Справедливости ради стоит отметить, что идеи социальных проектов охватывают множество сфер человеческой жизни. Не всегда удается соблюсти «идеальность» приоритетных целей.

Приоритеты и цели

Социальные проекты, идеи которых можно назвать подлинно социальными, приоритетными целями имеют, как принято считать, значительное улучшение жизни общества. К примеру, в летний сезон во многих городах деятельные и инициативные люди организовывают и с успехом проводят уже не первый год проект под названием «Побежали». Суть его более детально раскрыта ниже, а сейчас важно упомянуть про результаты. Только в одном городе-миллионнике в подобного рода проекте добровольно приняли участие более 100 000 человек. Больше половины людей дошли до финиша, пробежав при этом более 300 километров суммарно за 3 месяца! Социальные проекты, идеи которых встречают такой отклик, реально меняют жизнь общества к лучшему.

Можно только представить, сколько людей стали здоровее, какое благотворное влияние оказано на подрастающее поколение бегающими родителями или родными. В результате участия в проекте у многих людей появляется полезная привычка заниматься собой и своим здоровьем системно. У них поялвются и новые друзья-единомышленники, с которыми легче и веселее двигаться вперед.

«Антисоциальный» проект

«Троллейбус счастья» - такое название имеет реализованный на практике «социальный» проект, который даже занимал призовые места в конкурсе на эту тему. В его заявленных целях — модернизация системы высшего образования путем развития экосистемы инноваций.

Руководители проекта, исходя из опубликованной информации, ставили перед собой достаточно прозаичные задачи. Реализуя «Троллейбус счастья», они хотели активизировать учебный процесс, провести тренинг для магистров и публично защититься в конкурсе подобных проектов.

Что на деле

На деле университет обратился к горэлектротрансу с предложением: «А давайте мы ваши троллейбусы украсим силами своих студентов, и вместе это все назовем социальным проектом?». Сказано - сделано. Выделили 4 троллейбуса, студенты в свободное время бесплатно их оформили, пригласили музыкантов, написали в прессу — готово! 4 пестрых троллейбуса, действительно красивых, ездят по городу и являют собой передвижные мини-выставки различных тематик — праздничной направленности, романтической, патриотической...

Как изменилась жизнь города? Принципиально никак. Как потраченная энергия и деньги людей, студентов, преподавателей модернизировала систему высшего образования? Принципиально никак. Как развилась система экоинноваций с помощью троллейбуса, который существует уже более 100 лет? Доподлинно неизвестно. Значительно ли улучшилась жизнь города в результате Вряд ли так можно сказать.

Общая альтернатива

«Побежали» - один из настоящих проектов, которые можно было бы назвать истинно социальным. Суть его в том, что желающий бегать по утрам человек регистрируется в социальных сетях. Он делает определенный небольшой денежный взнос и дальше бегает 100 дней подряд.

После каждого занятия, согласно правилам проекта, необходимо выкладывать свои фото "в процессе" и выбранный маршрут. При отсутствии таких «доказательных» данных участник исключался без возврата денег. Конечно, правилами были предусмотрены и такие разные мелкие детали, как пропуск пробежки по уважительной причине и другие подобные моменты, но основные правила просты как дважды два.

После проекта имеющаяся сумма денег была разделена между оставшимися участниками. Что интересно, обратно получали сумму, на 50% превышающую внесенную. Многие после проекта не оставили своей полезной привычки и продолжили бегать сложившимися группами и без проекта, ожидая следующего массового «забега». Так с помощью проекта и люди здоровее стали, и общество объединилось, и подрастающему поколению хороший пример подали.

Еще примеры

«Ночлежка» и «Виртуальная рында» - социальные проекты, идеи и примеры которых можно было бы также отнести к истинно социальным. Они реализуются на средства благотворительных организаций и при использовании интеллектуального ресурса молодежи.

Первый проект представляет собой сеть ночлежек для бездомных. Создана карта, на которой указаны конкретные адреса мест, где можно покушать, переночевать либо получить помощь медицинского или юридического характера. Для многомиллионных мегаполисов такой проект значимо улучшает социальную ситуацию — становится меньше разбоев, снижается общий уровень преступности, меньше нагрузки на силовые органы. К тому же, проект позволяет более-менее сносно контролировать ситуацию с бездомными в городе и даже в некотором роде влияет на ситуацию.

Второй проект позволяет и разместить, и увидеть на интерактивной карте города запросы о помощи. Казалось бы, ничего такого. Кому это интересно? А на деле приложение оказалось весьма востребованным — потому что оно решило основную коммуникационную проблему, связав тех, кто нуждается в помощи и тех, кто может ее оказать. Более того, любой желающий может присоединиться к проекту. Он будет в курсе запросов вокруг себя и получит удобную возможность воспользоваться помощью в случае чего.

Сфера молодежи

Важную роль в популяризации социальных проектов играют идеи социальных проектов, направленных на студентов и учащихся. Они позволяют увеличить занятость этого активного слоя населения, развить чувство патриотизма и проявить личный потенциал во многих сферах.

Нужно отметить, что идеи социальных проектов для молодежи разнообразны. Они касаются, к примеру, сферы труда. Это организация строительных отрядов или мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проекты могут быть направлены на отдых молодежи, межкультурное взаимодействие и на практике.

Сфера культуры

Идеи которых можно найти в сфере культуры,обычно самые заметные. Их поддерживает государство с помощью правительственных грантов.

Не всегда можно назвать творческими социальные проекты, идеи которых касаются этой тематики. Мероприятия касаются поддержки библиотечной, музейной и клубной (развлекательной) сфер. Для идеи социальных проектов в сфере культуры критично важны.

Это создает дополнительную платформу для развития как личных талантов, к примеру, в области музыки или пения, а также развивает коммуникативные навыки. Иногда возникает возможность путешествовать и получать новые знания. Стоит отметить социально значимые проекты, идеи которых вдохновляют талантливую молодежь, позволяют раскрыть потенциал и талант. Зачастую это телевизионное шоу.

На рубеже соприкосновения понятий «молодежь» и «культура» находятся также социальные проекты, идеи которых не отличаются оригинальностью. Это образовательные экскурсии. Подобные проекты предоставляют возможность молодежи реально расширить кругозор и представление об окружающей действительности.

Проектная деятельность - веяние в школьной жизни относительно новое. Родители, а порой и учителя, жмурятся от одного упоминания. Так ли страшен зверь? Кому он служит? И как направить его во благо своего ребенка?

Современные реалии диктуют свои правила: хорошо живет успешный. А успешный тот, кто может ставить задачи, мобилизовать ресурсы, достигать цели, управлять командой и далее по списку. Да, сейчас не каждый взрослый справится со всем этим списком, однако дети наши будут лучше, чем мы. И министерство образования уверено, что качества успешного человека нужно начинать формировать прямо в первом классе.

Что это вообще такое, проектная деятельность? Многие думают, что проект - это доклад. Или реферат. Или, если серьезно, то целое исследование. Проектная деятельность содержит в себе элементы подготовки доклада, реферата и может включать в себя исследование.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).


Методы работы с проектом:

1. Изучение литературы и других источников информации по теме

Не забывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, делайте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Составьте план наблюдения (когда, где, сколько по времени и за чем наблюдать). Запишите результаты наблюдений.

Есть 3 вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм.

4. Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Условия, ход эксперимента, полученные результаты должны быть подробно описаны в работе.

5.Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, средства художественной выразительности, рифмы... Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод.

Чему учит проектная деятельность

При правильной подаче проектная деятельность дает ребенку хорошие навыки в области целеполагания, понимания "что я хочу" и "зачем это нужно".

Однако, подача частенько страдает. Ну право, не может МарьИванна вложить душу 30 раз за неделю, ее физически на это не хватит. Поэтому и темы попадаются неинтересные, пресные, где развивается единственный, весьма сомнительный навык - терпеть то, что тебе не нравится.

Что делать?

Вникать самим. Не проводить исследования, не писать доклады по ночам, но помогать найти тему, хотя бы расспросив - а что тебе сейчас интересно? Покопаться в увлечениях, показать энциклопедии и взять на карандаш странички, на которых загораются глазки!

Темы исследовательских работ и проектов для младших школьников:

Климат, растения

  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает.
  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Янтарь — волшебные слезы деревьев
  • Выращивание кактусов в домашних условиях
  • Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Есть ли в воздухе вода?
  • Разноцветные моря
  • Влияние добрых и ругательных слов на растение: эксперимент
  • Были о пыли
  • Что и почему рисует мороз на стеклах?
  • Почему ночью бутоны цветов закрываются?
  • Где растут мочалки?
  • Лук от семи недуг
  • Опыт с фасолью. Проращивание
  • Органическое земледелие
  • Я не в поле хожу, я хожу по аптеке..
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Отчего крапива жжется?

Животные, птицы, насекомые

  • Отличие в поведении больших и маленьких собак
  • Пернатые архитекторы
  • Поможем зимующим птицам
  • Царевна-лягушка, или как я вырастила лягушку сама
  • Почему у камбалы глаза на одной стороне
  • Наблюдения за развитием муравейника
  • Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
  • Хвала пчеле!
  • Иппотерапия: общение с лошадьми - лучшее лекарство.
  • Бездомные животные - проблема каждого из нас
  • Умеют ли животные считать?
  • Как научить собаку выполнять команды?
  • Почему коты не любят купаться?
  • Почему собаки не любят кошек?
  • Влияние музыки на аквариумных рыб.

Семья, люди, общество

  • Маленькая история о моей большой семье
  • Любимые песни моей бабушки
  • Достопримечательности нашего города
  • Кислородное голодание городских жителей
  • Хорошо в деревне летом: чем деревенская жизнь отличается от городской
  • Какую работу я могу делать уже сейчас?
  • Как организовать свое время?
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  • Русский и европейский снеговик: что общего и в чем различия?

Психо-социальные исследования

  • Как погода влияет на настроение?
  • Почему люди разговаривают во сне?
  • Зачем учителя ставят двойки?
  • Зачем нужны социальные сети?
  • Теория лжи: как заметить, когда человек врет.
  • Что говорят жесты о настроении?
  • Нормы вежливости в разных странах: что общего и в чем различия?
  • Имя и характер связаны: правда или миф?
  • Как работает страх?
  • Как ответить на грубость?
  • Мысль материальна: правда или миф.
  • Что думают одноклассники о желании или нежелании учиться?

Здоровье и питание

  • 5 правил закаливания, которые я испытал на себе
  • Как зарядка влияет на человека?
  • Как мультфильмы влияют на психику ребенка
  • Мой режим питания
  • Опасности двора
  • Чем полезны холод и голод?
  • Полезные сладости без сахара
  • Домашний хлеб
  • Здоровые привычки питания
  • Что полезно есть на завтрак и почему?
  • Откуда в хлебе дырочки

Наука (литература, история, математика..)

  • Молодежный жаргон в речи современных школьников
  • Образ дракона/единорога/.... в детской литературе
  • Единицы измерения в Древней Руси
  • Математические пословицы
  • Приемы быстрого счета
  • Как написать стихотворение?
  • Сказка в музыке.

Другое

  • Как выбрать спелый арбуз
  • Соль - материал для творчества.
  • Скотч - материал на все случаи жизни.

Вконтакте

Тэш Постоловски «40 Side Project Ideas for Software Engineers».

Один из главных способов развития навыков и повышения своих шансов устроиться на работу программным инженером это работа над сторонними проектами. Проекты могут быть самыми разными: от проектов с открытым исходным кодом, вспомогательных инструментов и сценариев до интересных игрушек.

Хотя создается впечатление, что некоторые из наших коллег постоянно трудятся над новыми сторонними проектами, для других это не так уж и легко. Мы хотим работать над сторонним проектом, но пытаемся найти хорошую идею.

По моему опыту, это случается когда мы подсознательно искусственным образом себя ограничиваем. Например, мы можем намеренно ограничивать виды проектов, которые воспринимаем как “стоящие”.

Поднимая планку слишком высоко – вроде цели создать успешную, популярную и оригинальную open source библиотеку – мы отнимаем у себя возможность получить удовольствие и научиться чему-нибудь на менее амбициозных, но все равно достойных сторонних проектах.

В этой статье я хочу помочь вам в борьбе со «ступором», предложив 40 идей сторонних проектов, которые каждый программный инженер может начать в выходной. Здесь нет ударения на проектах, которые изменят мир. Вместо этого здесь есть интересные проекты, которые позволят вам добавить что-то к своему портфолио и сделают вас лучшим разработчиком.

Сторонние проекты, связанные с информатикой

Эти проекты подходят инженерам, пытающимся расширить свои основные знания по информатике. Они помогут вам узнать больше об отдельных аспектах работы с компьютером, таких как передача файлов и проектирование операционных систем. В частности, эти проекты могут быть полезны для разработчиков-самоучек, которые больше сконцентрированы на практических навыках, чем на основах информатики.

  1. FTP клиент (предлагаемая реализация: web, CLI или десктопное приложение). Постройте простой FTP-клиент. В качестве дополнительной задачи сделайте поддержку безопасной передачи файлов (secure file transfer).
  2. HTTP-сервер (предлагаемая реализация: любой язык программирования, над которым вы хотите поработать). Для глубокого понимания HTTP постройте HTTP-сервер. Есть много доступных руководств , которые могут помочь вам в этом процессе.
  3. Постройте простую операционную систему (предлагаемая реализация: любой язык программирования, над которым вы хотите поработать). Это технически сложный проект, который поможет углубить ваше понимание работы компьютера и операционных систем. Возможно, вы захотите начать с бесплатной книги с интересным названием: «Operating Systems: From 0 to 1 ».
  4. Постройте веб-скрапер (предлагаемая реализация: любой язык программирования, над которым вы хотите поработать). Создайте инструмент, принимающий URL в качестве input и возвращающий контент в виде HTML или XML.
  5. Bandwidth monitor (предлагаемая реализация: инструмент обновления CLI в реальном времени). Создайте инструмент для отслеживания количества скачиваемых и загружаемых в интернет данных. Пускай ежемесячно присылает вам отчет на email. Для дополнительной нагрузки – прогноз пикового времени использования.
  6. Осуществление шифрования (предлагаемая реализация: любой язык программирования, над которым вы хотите поработать). Создайте инструмент, принимающий текстовую строку в качестве input и зашифровывающий ее, например, с помощью шифра Цезаря .
  7. Создайте downtime-сигнализатор (предлагаемая реализация: приложение, подключенное к Twilio API для отправки текстовых сообщений). Создайте приложение, принимающее URL как input и отсылающее вам текстовое сообщение, когда запрос к URL возвращает другой код ответа, чем 200 (OK).

Сторонние проекты, связанные с личными финансами

Эти проекты помогут вам решить практические задачи (лучше управлять своими финансами), а также улучшат ваши навыки в программной инженерии.

  1. Калькулятор прибыли и трекер (предлагаемая реализация: CLI, веб или мобильное приложение). Создайте калькулятор, который сможете использовать для отслеживания ежемесячного роста и снижения своих доходов. Вы можете руководствоваться чем-то вроде net worth worksheet от Чральза Шваба. Возможное расширение: пусть он отсылает вам отчет за предыдущие 12 месяцев 01 января каждого года.
  2. П рогноз налогов (предлагаемая реализация: веб-приложение). Это будет особенно полезно, если вы занимаетесь программной инженерией на фрилансе. Создайте инструмент, принимающий в качестве входных данных ваши заработки и выдающий ожидаемую сумму налогов, которую нужно будет уплатить в конце финансового года. Сделайте его достаточно умным, чтобы он мог учитывать периоды большего или меньшего спроса на ваши услуги.
  3. Поиск сделок (предлагаемая реализация: веб-приложение с мобильными уведомлениями). Создайте простое веб-приложение, уведомляющее, когда желанный для вас товар будет выставлен на продажу по хорошей цене. Вы можете использовать веб-скрапер для извлечения страницы продукта и уведомления вас об изменении цены.
  4. Отслеживание расходов (предлагаемая реализация: веб- или мобильное приложение). Создайте простой интерфейс, который вы сможете использовать для добавления и разбивки своих расходов по категориям. Генерируйте ежемесячный отчет, основанный на входящих данных, и напишите пользовательские уведомления вроде «тратишь слишком много на кофе… как всегда».
  5. Калькулятор финансовой независимости (предлагаемая реализация: веб-приложение). По существу, финансовая независимость это как можно большее сохранение и вкладывание доходов (инвестиции), что позволяет не нуждаться в работе для получения денег. Хотя многие финансово независимые люди продолжают работать, они могут позволить себе работать над тем, чем им нравится заниматься, а не тем, за что больше платят. Постройте инструмент для подсчета того, насколько вы далеки от финансовой независимости, основанного на ваших текущих сбережениях, инвестициях, доходах, пенсионных счетах и расходах. Примеры: FIREcalc , cFIREsim .
  6. «Разбиватель» счетов (предлагаемая реализация: мобильное приложение). Постройте простой инструмент, который поможет вам и вашим друзьям делить счет, когда вы вместе обедаете.

Я знаю, что большинство программных инженеров очарованы миром разработок игр, графики и симуляторов, но не имеют достаточно опыта в этом. Эти проекты достаточно маленькие чтобы вы могли заглянуть в этот мир и при этом не откусить больше, чем можете прожевать.

  1. Генератор случайных имен (предлагаемая реализация: CLI, веб- или мобильное приложение). Постройте генератор случайных имен (пример), создающий уникальные названия на лету, основываясь на алгоритме. Используйте приемы машинного обучения чтобы помочь натренировать программу с примерным набором данных из имен, похожих на те, что вы хотите генерировать. Или создайте собственные лексические правила генерации имен. Например, алгоритм генерации имен, вдохновением для которого послужил «Рассказ служанки », может иметь условие, что имена Служанок должны начинаться с «Оф», а оканчиваться на случайное мужское имя, например, Офпитер.
  2. И гра «Жизнь» (Conway’s Game of Life) (предлагаемая реализация: любая платформа, способная на графический рендеринг в реальном времени). Игра «Жизнь» симулирует жизнь простых клеток, которые подчиняются алгоритмическим законам. Это видео поясняет, как работает игра, и включает пример возможного результата:
  3. Процедурно генерируемый создатель карт (предлагаемая реализация: приложение на основе браузера). Создайте браузерное приложение, позволяющее процедурную генерацию карты местности на основе случайного начального числа. Карта может быть такой простой или сложной, как вы хотите. Этот проект – хорошая возможность изучить процедурную генерацию .
  4. Генератор персонажей (предлагаемая реализация: браузерное, мобильное приложение, CLI). Создайте инструмент, позволяющий случайно генерировать подходящие персонажи для вашей любимой ролевой игры, как настольной (вроде Pathfinder), так и видео-игры (вроде «Divinity: Original Sin»).
  5. Interactive fiction (предлагаемая реализация: CLI). Интересный способ войти в разработку игр без необходимости волноваться о графических ресурсах. Interactive fiction создает мир для игрока с помощью текстовых описаний. Dreamhold – хороший пример Interactive fiction с полезной командой «help».

Сторонние проекты, связанные с искусственным интеллектом

Применение ИИ в ежедневной программной инженерии растет не по дням, а по часам. Вторгнуться в мир искусственного интеллекта сейчас легче чем когда-либо.

  1. Идеальный движок для игры в крестики-нолики (предлагаемая реализация: программа CLI). В качестве прекрасного первого ИИ-проекта попробуйте написать движок, который нельзя победить в игре в крестики-нолики. Вы можете достичь такого результата, реализовав эту стратегию , которая делает ничью худшим исходом игры.
  2. Шахматный движок (предлагаемая реализация: ). Попробуйте написать движок, способный играть в шахматы с человеком, используя GUI, совместимый с Universal Chess Interface , например, Xboard. В качестве примера посмотрите Stockfish . Чтобы упростить задачу вы можете сфокусироваться на поведении только какой-то части, например, коней.
  3. Чат-бот (предлагаемая реализация: веб-приложение). Часть лучших умов человечества сейчас заняты реалистично отвечающими чат-ботами. Это ужасно сложная задача, но если сузить рамки для вашего чат-бота, у вас будет сторонний проект на вечера и выходные. Создайте чат-бот, выдающий реалистично звучащие ответы по теме, которой вы увлекаетесь: ваша любимая музыкальная группа, видеоигра, спортивная команда, ТВ-шоу. Используйте уже существующую библиотеку, такую как ChatterBot .
  4. Определитель спама (предлагаемая реализация: любой язык программирования, над которым вы хотите поработать ). Постройте инструмент для определения, является ли письмо спамом, основываясь только на содержимом. Вы можете воспользоваться этим публичным набором данных из исследования Enron для тестирования вашего определителя спама.

Сторонние проекты, связанные с развлечениями

Это проекты для программных инженеров, которые хотят работать над чем-то интересным и беззаботным.

  1. Поиск времени показа фильмов (предлагаемая реализация: веб- или мобильное приложение с смс-уведомлениями или отправкой е-мэйлов). Постройте программу, которая будет уведомлять вас с помощью смс или email о времени показа потенциально интересных для вас фильмов в вашем любимом кинотеатре. Представление об «интересном фильме» может быть получено с помощью машинного обучения (если вы смотрите достаточно фильмов для получения хороших тренировочных данных) или написанного вручную алгоритма. Например, для построения программы, которая будет уведомлять вас о фильмах в жанре научной фантастики с рейтингом IMDB 7.0 и выше, или фильмах с Эми Адамс, фильмах со средним рейтингом 8.0 или выше, можно использовать Open Movie Database API вместе с HTML-парсером вроде BeautifulSoup .
  2. Б локировщик спойлеров (предлагаемая реализация: расширение браузера). В современном мире спойлеры ваших любимых фильмов, особенно таких популярных, как «Игра престолов», могут настигнуть вас повсюду (в социальных сетях/интернете/бачках с питьевой водой). Создайте расширение браузера, удаляющее все упоминания о вашем любимом шоу с загружаемых страниц или заменяющее их картинками с котятами.

З абавные сторонние проекты

Все эти проекты разные, от логов сенсорных данных до поиска новых фонов рабочего стола для вашего компьютера. Их роднит только то, что они занимательны, а некоторые из них заставят вас познакомиться с интересными API.

  1. Pixel art генератор (предлагаемая реализация: любой язык программирования, над которым вы хотите поработать ). Постройте инструмент, принимающий изображение в качестве входящих данных и преобразует его в pixel art на выходе. Если хотите улучшить свои навыки, касающиеся фронтенда, генерируйте конечный pixel art используя CSS.
  2. Инструмент, предлагающий музыку (предлагаемая реализация: постройте враппер для Spotify API). Создайте инструмент, отслеживающий музыку, которую вы слушаете, и генерирующий плейлист сходного качества, но из песен, которые вы прежде не слышали. Spotify API предоставляет все инструменты, необходимые для извлечения данных о прослушанных композициях и для создания плейлиста, а движок рекомендаций – за вами!
  3. Регистратор температуры (предлагаемая реализация: Raspberry Pi, датчик температуры, веб-приложение). Подключите ваш Raspberry Pi к датчику температуры и отсылайте температурные данные из вашего дома на веб-приложение, которое сохранит их в базе данных или обновит CSV-файл. Для получения бонусных очков сделайте еженедельный отчет по температуре, присылаемый вам на email. Другие проекты Raspberry Pi: домашняя автоматизация , домашняя безопасность .
  4. Приложение для «микрообучения» (предлагаемая реализация: мобильное или веб-приложение). Постройте приложение, высылающее вам ежедневно одну страницу по теме, которую вы хотите изучить. Это может быть случайная страница из Википедии, из документации по React, о букве кандзи или страница из CIA World Factbook .
  5. Slack-бот (предлагаемая реализация: Slack API). Если вы или ваша команда используете популярное чат-приложение Slack, постройте бот, облегчающий какие-то аспекты вашей жизни. Идеи: бот заказа кофе, бот, ежедневно докладывающий о числе коммитов, сделанных в репозиториях вашей команды, или напоминалка по какой-то теме.
  6. Обои рабочего стола (предлагаемая реализация: Unsplash API , язык сценариев для вашей ОС). Постройте приложение, которое будет ежедневно обновлять обои вашего рабстола.

З адачи на написание кода

Вместо создания проекта с нуля для улучшения ваших навыков можно взять сборники задач на написание кода. Если вы хотите поработать над определенными проблемами или новы м язык ом программирования, это хорошие варианты.

  1. Advent of Code (предлагаемая реализация: любой язык программирования, над которым вы хотите поработать ). Задания в Advent of Code появляются ежегодно в преддверии Рождества. Они включают множество занимательных задач, которые могут помочь вам подтянуть язык программирования, который вы изучаете или с которым хотите поработать. Задачи за 2015, 2016 и 2017 год все еще доступны.
  2. Kaggle’s Titanic Challenge (предлагаемая реализация: Python или R). Kaggle предлагает захватывающее задание, знакомящее вас с основами машинного обучения с помощью Python или R: использовать настоящий набор данных о регистрации пассажиров «Титаника» для предположений, кто из пассажиров скорее всего пережил катастрофу.
  3. Project Euler (предлагаемая реализация: любой язык программирования, в котором вы хотите попрактиковаться ). Задания в Project Euler посвящены изучению союза математики и программирования. Используйте инструменты программирования для решения разнообразных математических задач.

Сторонние проекты, связанные с обыденностью

Эти сторонние проекты имеют практическое назначение: они помогают справляться с некоторыми аспектами вашей ежедневной жизни. Поскольку они решают простые проблемы реального мира (вроде выбора обеда), эти решения по вашему желанию могут быть как простыми, так и сложными.

  1. Выбор обеда (предлагаемая реализация: CLI, мобильное или веб-приложение). Если вы работающий программный инженер, вы, должно быть, сталкивались с самым сложным вопросом в разработке программ… «куда пойти поесть?». Ваш инструмент для выбора обеда призван дать ответ на этот вопрос. Он может быть супер-простым и делать случайный выбор из известного вам списка опций или более сложным – извлекать данные из Google Reviews и учитывать расположение, цены и тип кухни.
  2. Планировщи к свиданий (предлагаемая реализация: мобильное приложение). Самое сложное в том, что касается свиданий и длительных отношений, это решение, куда пойти на свидание. Постройте инструмент, просматривающий обзоры ресторанов, календари событий и собирающий другие данные для выдвижения идей.
  3. Инструмент для упрощения вашей электронной переписки (предлагаемая реализация: скрипты, подключенные к почтовому серверу). Если мы с вами похожи, вы еженедельно получаете слишком много писем и они накапливаются в вашем почтовом ящике. Вместо того чтобы отписываться от них от всех в припадке гнева, постройте инструмент, который будет компилировать их в одно письмо и отправлять вам его раз в неделю.
  4. Напоминалка «Возьми зонтик» (предлагаемая реализация: мобильное приложение). Постройте простое мобильное приложение, которое по утрам будет присылать вам на телефон уведомление о том, что нужно взять с собой на работу зонтик (например, если в вашей местности ожидается дождь).
  5. Отслеживатель коллекций (предлагаемая реализация: мобильное или веб-приложение). Постройте инструмент для отслеживания чего-то, что вы собираете. Вы можете следить за ценой предмета, годом изготовления, состоянием, местоположением.

Сторонние проекты, связанные с данными

Эти проекты улучшат ваши способности по работе с данными. Программные инженеры работают со все возрастающим количеством данных. Эти проекты помогут вам научиться уверенно сравнивать, парсить и анализировать данные.

  1. Создайте и автоматически обновляйте набор данных (предлагаемая реализация: веб-скраппер на входе и CSV на выходе). Постройте инструмент, автоматически создающий и обновляющий набор данных, касающихся чего-то, что вас интересует. Рекомендуемые наборы данных: статистика по вашей любимой спортивной команде, полеты в направлении, куда и вам бы хотелось отправиться, метеорологические данные региона, где вы живете. Самое главное, что этот набор данных должен нуждаться в регулярном обновлении по мере генерации новых данных, и это должно осуществляться автоматически. Например, когда результаты вашей спортивной команды публикуются на сайте, данные должны автоматически скрапиться и добавляться к вашему набору данных.
  2. Вступите в соревнование по науке о данных (предлагаемая реализация: R или Python). На Kaggle есть много соревнований по науке о данных, оперирующих наборами данных из реального мира и имеющих огромные денежные призы. Перед вами будут стоять реальные проблемы вроде того, как определить отравляющие онлайн-комментарии, предсказать посетителей в ресторане или распознавать объекты из космоса.

Поделитесь своим сторонним проектом

  • Что было сложнее всего в работе над этим проектом?
  • Что вы узнали, занимаясь этим проектом, чему научились?
  • Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы начать похожий проект?

Проект «(Пере)осмысление русского авангарда»

В рамках этого проекта был подготовлен специальный выпуск журнала Archiproba про массовую архитектуру 20-х годов Москвы, о которой нет представления даже у самих москвичей. Тамара Мурадова сама родилась в одном из таких домов и с самого начала обучения на «Стрелке» решила исследовать проблему сохранения наследия под руководством директора темы Рема Колхаса. В центре проекта - архитектура конструктивистского жилого комплекса на Усачевке.


Тамара Мурадова, студентка темы «Сохранение»: «У моего исследования громкое название “Авангард” - я им заманила публику. На самом деле, тема звучит так - «Массовая архитектура 20-х годов», это такие прото-микрорайоны того, что потом появилось при Хрущеве. Я рассказывала про этот феномен качественной массовой архитектуры, которая до сих пор отлично функционирует, но почему-то исключена из сознания людей. Я хотела восполнить этот пробел, поэтому результат проекта - это медиакампания. Так как у меня был опыт создания журнала, я подумала, почему бы не сделать это в таком формате.

Буду дальше работать над журналом, хочу перевести его на новый уровень, чтобы это было периодическое печатное издание. Это был специальный выпуск, про объекты, сейчас хочу вернуться к своей тематике - неосязаемой архитектуре, которая основана на чувствах. Хотя последняя глава диплома посвящена как раз духу места: я думаю, что сохранять надо не архитектуру, ее надо просто поддерживать, а дух места».

Проект «Беляево навсегда»

Польский студент сделал книгу-заявку на включение московского района Беляево в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В своем проекте он изучил, как нематериальное наследие влияет на видимую оболочку - архитектуру. Ничем не примечательный спальный район Беляево стал домом для московских концептуалистов. В своей работе Снопек предложил сохранять район не из-за уникальности архитектуры, а из-за ценного нематериального компонента, который есть у этого места.


Куба Снопек, студент темы «Сохранение»: «Мой проект - это заявка на включение района Беляево в объекты ЮНЕСКО. Я исследовал московский концептуализм: оказалось, что он связан со спальными микрорайонами - и Беляево, в частности.

Мне очень нравится Москва. Раньше я работал у в Копенгагене и учился в Испании. Если сравнивать эти места с Москвой, то здесь приятнее всего. А возможности есть везде. Самое главное, чтобы нравились среда, город, культурная жизнь. Пока не знаю, что будет дальше. Если будет возможность - останусь на «Стрелке». Здесь постоянно ведутся исследования, хотел бы в них поучаствовать».

Исследование «Историческое наследие в России, скрытые возможности»

Проект Анны Шевченко - это исследование, которое посвящено наследию в широком смысле. В одних регионах России есть природные ресурсы, в других - высокая плотность населения, в третьих - хороший климат, но есть несколько территорий, в которых по данным министерства культуры РФ, нет вообще никакого наследия. Это 5 беднейших регионов страны: Забайкалье, Тува, Калмыкия, Алтай и Еврейская автономная область. Во время своей экспедиции на Дальний Восток, автор проекта попыталась найти там что-то ценное с точки зрения наследия и сняла обо всем этом документальный фильм.


Анна Шевченко, студентка темы «Сохранение»: «Когда нас отправили на выездные исследования, я поехала в Биробиджан. Мне показалось, видеорепортаж адекватно передаст мои ощущения от места. Проект можно отчасти назвать документальным фильмом.

Перед нами не было задачи сделать проект с дальнейшим практическим применением. Но мне кажется, любой проект должен начинаться с исследования. До «Стрелки» я работала в Институте Генплана, а сейчас, отучившись год, пока не планирую свое будущее. Возможностей ехать за рубеж у меня нет, в России сильно чувствуется кризис, поэтому перспективы весьма туманны».

Исследование «Мир и война в общественном пространстве»

Цель этого проекта - исследование социальной значимости общественных пространств в Москве: мест, где встречаются и сосуществуют разные социальные группы. По мнению автора проекта, уровень развития общества можно понять, наблюдая за тем, что происходит в общественных пространствах. Чем больше мирных событий, движений и действий будет происходить в общественной жизни Москвы, тем больше жителей будут принимать участие в гражданской жизни общества - а это значит, что будет решено больше важных задач. Работа основана на консультациях с экспертами в области социологии, миграции и демографии Москвы. Анна выявила наиболее важные тенденции в политических, экономических и протестных настроениях в обществе.


Анна Бутенко, студентка темы «Общественное пространство»: «Мой проект - это исследование про московский социум. Когда я начинала его делать, не понимала, как это применимо к реальному архитектурному проектированию. Но в последнее время разные знакомые архитекторы начали задавать мне вопросы, и откуда-то я знала, как на них ответить. Тогда я почувствовала, что практическое применение моему проекту есть - особенно при проектировании общественных пространств.

В прошлом году я училась в Италии в Академии Domus и собиралась там оставаться: вернулась только потому, что очень понравилась «Стрелка». Планы на будущее у меня очень разные, и я пока не решила, какой предпочту. Есть вариант заниматься проектированием общественных пространств в Москве. Возможность всегда есть, главное - создать для нее условия».

Исследование «В погоне за иллюзиями, созданными в СССР»

Проект южнокорейского студента Минку Канга - это исследование о том, что происходит в туристическом регионе Сочи: от сталинских времен до подготовки к Олимпиаде-2014. Автор проекта также анализирует влияние глобальных строек, которые сейчас ведутся в крае, на его туристическую привлекательность и социальную ориентацию: станет ли регион считаться элитным или останется местом недорогого отдыха исключительно внутреннего пользования?


Минку Канг, студент темы «Истончение»: «Это исследование я проводил, чтобы понять, что вообще происходит в современных туристических регионах России. Думаю, это все найдет применение в моей будущей работе. Второе направление моей работы - это документальный фильм о наших выездных исследованиях, который я планирую сделать после своей презентации.

Собираюсь уехать в августе в Нью-Йорк, Рем Колхас предложил мне пройти стажировку в ОМА. Я очень хочу поехать, потому что собираюсь дальше изучать архитектуру - я дизайнер, который пытается стать архитектором, так что мне еще учиться и учиться».

Проект «Москва 2012. Коллективный разум»

Автор проекта разработал игру, основанную на принципах краудсорсинга и анализе проблем, которые существуют в общественных пространствах. В рамках игры у каждого жителя есть возможность управлять внешним видом того района, в котором они существуют. Участники соревнуются, предлагая различные проекты и ведя переговоры по их осуществлению. Чем больше сторон удастся убедить в реализации проекта, тем больше очков получает его автор. Главная цель проекта - восполнить недостаток коммуникации между архитекторами, жителями и теми, кто принимает решение о строительстве того или иного объекта.


Андрей Гончаров, студент темы «Общественное пространство»: «С одной стороны, у меня получилось исследование, с другой стороны - медиапроект. Он появился в результате того, что мы с Михаэлем Шиндхельмом и Юрием Григоряном посмотрели, что выходит к середине курса, и поняли, что хочется сделать игру. Проект был построен на основе вводных данных других участников нашей группы, я встроил в сюжет игры проблемы общественных пространств, которые они нашли.

Главная проблема, которую, мне кажется, решает моя игра, - это восполнение недостатка коммуникации между пользователями общественного пространства, государством и девелоперами. Пока планы на будущее - осмыслить, чем я занимался весь год и решить, чем буду заниматься в дальнейшем».

, культуролог, писатель, журналист: «Мое общее впечатление от «Стрелки» - очень положительное. Что касается самой финальной презентации, то ее можно назвать очень неровной, потому что были представлены работы очень разного уровня. Зато я увидел проекты, которые прямо сейчас можно публиковать в журналах. Больше всего мне понравился проект Кубы Снопека: там была понятная идея, понятная цель, понятный метод и результат.

Мне кажется, этот институт отличается от традиционного тем, что заставляет человека начать думать, а это очень важно. Студентам не обязательно было учить историю архитектуры или сопромат. Единственный навык, который им давали, - думать, задавать вопросы, собирать информацию и анализировать. Их учили навыкам исследовательской работы.

Кто-то ищет всему этому практическое применение, но это от непонимания сути этого учебного заведения. Оно изначально строилось по образцу не ОМА, а АМО - исследовательского центра при этом архитектурном бюро, которое занимается теорией, а не практикой».

, директор темы «Энергия»: «Я не доволен результатами, потому что вообще никогда ничем не доволен. Когда ты проводишь исследование, ты всегда можешь знать больше, копать глубже. Но, если учитывать, что Стрелке всего год, что это эксперимент, я думаю, что все сработало и что есть интересные результаты. Для меня важнее всего соразмерность - очень легко поехать в Голландию или в Америку, говорить там про Россию, и это будет экзотикой. Совершенно другое дело - говорить о России в России и заинтересовывать русских людей, потому что ты можешь рассказывать им то, что они уже давно знают.

Мы хотим сделать книгу об исследованиях на все эти темы, это будет книга о России с актуальными данными, проработанная и изданная здесь. Это такой российский отчет: о сокращении городов в Сибири, энергетической ситуации, вопросах наследия, особенно коммунистического. Цель книги - рассказать России о России.

Россия несомненно ищет путь модернизации, но не очень хорошо понимает, что и как делать. Мы пытаемся дать ответ - вот почему образовательная программа на «Стрелке» релевантна.