Сказка спектакль 12 месяцев. Сценарий сказки «12 месяцев» для детей старшей группы


СЦЕНАРИЙ "12 МЕСЯЦЕВ"

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Злая мачеха

Родная дочь мачехи

Падчерица

Принцесса

Профессор

Снежинки -6

12 месяцев :

Сентябрь

1. Во дворце

2. В доме мачехи

3. В зимнем лесу

4. В доме мачехи

5. Во дворце

6. В зимнем лесу

НАЧАЛО: Музыкальное вступление – исполнение песни МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Людям свойственно мечтать,

Жить, даря любовь и ласку!

Замечательную сказку

Мы решили показать.

Сцена I во дворце.

(Принцесса, профессор, министр)

дворцовые покои, зал для уроков, стол, кресло, чернильница

Уже прошло 5 лет, как король оставил этот мир, оставив профессору заботу о принцессе. А юная принцесса мнит себя королевой, капризна и беспечна. Что ж сделаешь, с рождения росла без матери и привыкла всем указывать.

На сцену выходит профессор.

Принцесса (за сценой):

Профессор, где вы?

Профессор:

Я здесь дитя! Пора начинать наш урок. Приступим, Ваше Величество. Повторим правила написания.

Принцесса:

О, право это все так скучно. Каждый раз одно и то же: учись, учись...

Профессор:

Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!

Принцесса:

Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)

Профессор:

Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!

Принцесса (капризно):

За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?

Профессор (диктует):

- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"

Принцесса (капризно):

Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать…

Профессор:

Но ведь поэт написал так

Принцесса:

А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!

Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.

Принцесса:

Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!

Профессор:

Но, Ваше Величество, этого не может быть. Весна наступит, лишь, когда кончится зима.

Принцесса:

Вот опять вы мне перечите.

Принцесса зовет министра.

Принцесса (Министру):

Прикажите зиме, пусть она уходит, а весна пусть наступить. Хочу, чтобы сугробы растаяли, а травка зеленела и росла. И птички пусть поют.

Профессор:

Но, Ваше Величество, а как же праздники? Новый год, Рождество?

Принцесса:

Праздники отменить. Пока не доставят цветы мне в покои, никакого Нового года не будет!

Профессор:

Но, первые цветы появятся только в апреле...

Принцесса (удивленно):

В апреле? А что за цветы?

Профессор:

Подснежники.

Принцесса:

Да как они смеют, только в апреле...

Профессор:

В середине зимы подснежников не бывает - это закон природы. А в конце декабря весны не будет.

Принцесса:

А сегодня что?

Профессор:

Конец декабря. А после, начало января. Потом февраль, март, и только потом апрель.

Принцесса:

Нет, января не будет до тех пор, пока мне не принесут подснежники. А кто принесет эти цветы, велю обменять их на золотые монеты.

Принцесса (обращается к Министру):

Министр! Немедленно готовьте Указ: Цветы во дворец!

Сцена II. В доме мачехи.

(Мачеха, Дочка, Падчерица)

деревенская избушка.

Мачеха (дочке):

Надоело дома сидеть.

Дочь: Так устала от сиденья-

Просто нету сил лежать!

Мачеха: Надоело сидеть дома. Я люблю ходить к знакомым.

Поболтать, Сплетни новые послушать.

Дочь:

Как всегда, развесив уши…

Ну, а я люблю покушать

И поспать.. (засыпает)

Глашатый -

Королевский Указ: Ждет того награда, кто подснежник принесет во дворец под Новый год!

Мачеха (дочке):

Слышала? Где наша корзина?!

Начинают искать.

Мачеха (о Падчерице):

Где эта лентяйка ходит. Мы её пошлем!

Появляется Падчерица с вязанкой дров.

Мачеха:

Где ты ходишь?! Мы уже целый час тебя ждем.

Дочка:

Вечно где-то ходишь, бродишь...

Падчерица:

Ходила за хворостом.

Дочка и мачеха (хором):

А теперь пойдешь в лес за подснежниками!

Падчерица:

Что вы, какие в лесу подснежники зимой?

Мачеха:

Опять споришь? Сказано, бери корзину, ступай в лес и без подснежников не смей возвращаться!

Выталкивает падчерицу за дверь.

Мачеха: Моя ласточка,а ты

Приготовься, к Королеве

По утру с тобой пойдем:

Ей цветочки отнесем

И получим денег море,

Знать ни в чем не станем горя!

(уводит Дочку за кулису)

Дочь: Мы получим денег - море! И не будем знать мы горя! (Уходят)

Сцена III. Заснеженный лес.

(Падчерица, братья-месяцы)

На сцене появляются девочки - снежинки

(под музыку вьюги)

1 снежинка:

Мы белые снежинки,

Летим, летим, летим.

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим.

2 снежинка

Покружимся над садом

В холодный день зимы

И тихо сядем рядом

С такими же, как мы.

3 снежинка

Танцуем над полями,

Ведем, свой хоровод,

Куда, не знаем сами,

Нас ветер понесет.

4 снежинка:

На сосне и на берёзе

Бахрома -

Белой пряжей

Их запутала зима.

5 снежинка:

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

6 снежинка:

Снег, снег ложится,

Темная ночь кружится!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

ТАНЕЦ СНЕЖИНОК

Падчерица:

Страшно очень в лесу ночью

От злой стужи умирать,

Эх, подснежники-цветочки,

Вас весной мне не видать.

Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев.

Мороз справляет торжество,

Метель седая злится.

Кому еще под Рождество

Вдруг дома не сидится?

Открывается картина: у волшебного костра сидят братья-месяцы.

Месяц Февраль:

Кто это там бродит среди деревьев? Выходи на свет.

Падчерица:

Здравствуйте. Можно мне немного погреться у вашего костра?

Январь:

Проходи к огню, грейся. Ближе, садись.

Ноябрь:

Я её здесь часто вижу.

Падчерица:

Обычно за валежником

Я в лес хожу зимой,

Набрать в лесу подснежников

Вдруг велено самой…

Самою королевой!

И мачехой моей

Не смела я ослушаться,

Хотя смешить людей

По правде не охота.

И Девочка заплакала.

Месяц Март:

Не плачь, мы сможем, помочь беде твоей!

Перестань, наш старший братец,

Свет Январь, метель кружить!

Апрель:

Можешь посох одолжить?

Полчаса,поверь, мне хватит.

О земь посохом ударь!

Январь:

Я не против- как Февраль?

Февраль:

Я не против, чего мне?

Дам дорогу я весне!

Братья передают друг другу посох и стучат им об землю. Последним берет посох Апрель.

Апрель:

Иди, скорее собирай свои подснежники. Мы на полчаса для тебя весну сделали.

МУЗЫКА Девочка убегает собирать подснежники и возвращается с корзинкой цветов.

Падчерица (радостно):

Спасибо, дорогие братцы! Спасли меня от гнева Вы Мачехи моей!

Июнь:

За добро всегда добром платят. Ну, теперь иди домой смело. И вот что еще...

Протягивает Девочке кольцо.

Июль: (обращается к месяцу в небе)

Месяц, брат ты наш небесный!

Нашу гостью проводи

И до дому доведи.

Октябрь:

Ты кольцо наше храни!

Сентябрь:

Никому не говори,

Ты, красавица о нас!

Падчерица:

Не скажу!

Август (провожают её, машут вслед)

Ну, в добрый час!

Сцена IV. В доме Мачехи

Дочь:

Кто-то в дверь стучится. Может зверь? Или метель бьется?

Входит в дверь Падчерица и ставит корзину перед Мачехой и ее Дочкой.

Падчерица (устало): Ну, а я пошла за печку, Греться в теплое местечко! (уходит в центральную кулису)

Дочь: Бежим скорее во дворец!

Мачеха: Ах, я смертельно рада!

Дочь: Я попрошу большой ларец

С огромною наградой! (Убегают вправо)

Спешно одеваются и уходят.

Сцена V. Во дворце.

(Профессор, Министр, Принцесса)

тронный зал, наряженная елка, на троне сидит принцесса.

Министр:

С Новым годом вас, Ваше Величество!

Принцесса:

Вы что, совсем не понимаете? Я же сказала, что без цветов Новый год не наступит!

Профессор (нервно):

Ваше Величество - это же шутка?

Принцесса:

Мне не до шуток. Так где цветы? Принесите мне их срочно!

Профессор:

Но, Ваше Величество, в канун Рождества в лесу - только метели!

Принцесса (раздраженно):

Вы снова мне посмели перечить?!

Вдруг за сценой слышится шум. Министр уходит узнать что там такое.

Появляются Министр, Мачеха и Дочка.

Профессор (увидев цветы):

Я, наверное, схожу с ума. Там- цветы!!! Весна - зимой? О, Боже!!!

Принцесса (радостно):

Профессор, ну, что я вам говорила? Давайте цветы сюда! Где вы их взяли?

Мачеха (запинаясь):

Мы с утра с Дочкой и всю ночь среди сугробов в лесу плутали, плутали и вдруг нашли цветы.

Принцесса (удивленно):

Мачеха (толкая дочку локтем):

Продолжай ты!

Дочка:

Ну вот идем по чаще и видим птичка сидит и зовет весну...

Принцесса:

Кого зовет?

Дочка (толкая в бок Мачеху):

Продолжай!

Мачеха:

Ну, весну зовет, ну,... солнце там,... цветенье! И расцвели цветы от ее пенья...

Министр (недоверчиво):

Не может быть!

Мачеха:

Ну мы быстрей наВрали целую корзину!

Дочка (толкает Мачеху в бок):

Не наВрали, а НаРвали!

Мачеха:

А я что говорю, нарвали и сразу во дворец.

Дочка:

Чтобы за них получить золото. Вот.

Принцесса (важно и величественно):

Министр, наградите их. Насыпьте корзину золота.

Принцесса (обращается к мачехе и дочке):

Немедленно отведите нас туда, где вы нашли цветы! Иначе прикажу вас казнить!

Мачеха и Дочь падают на колени в испуге.

Мачеха:

Ваше Величество, помилуйте. Спасите, пощадите! Это не мы цветы нашли, а наша лентяйка.

Дочка:

Да, да это все моя сестра. Вы у нее спросите.

Принцесса:

Сестру сюда доставьте! Нет лучше мы за ней заедем по дороге. Карету мне. Немедленно!

Сцена VI. В зимнем лесу.

(Принцесса, Профессор, Министр, Мачеха с Дочкой, Падчерица, 12 братьев-месяцев)

На сцене Принцесса, Мачеха и Дочка. Мачеха молча показывает на Падчерицу.

Падчерица в это время рассматривает колечко и любуется им.

Принцесса подкрадывается к Падчерице.

Принцесса:

Ну-ка покажи мне свое колечко и покажи, где растут подснежники зимой!

Падчерица (испуганно):

Принцесса (нетерпеливо):

Я - Королева! А ну живо рассказывай.

Падчерица:

Но там нет больше цветов.

Принцесса (нетерпеливо):

А где взяла их?

Падчерица:

Я не могу сказать. Это секрет!

Принцесса (в гневе):

Что?! От меня секреты!!! Казнить!!! Ах, да... давай сюда кольцо!

Вырывает колечко, оно падает и катится.

Падчерица:

Ах, милый братцы, придите мне на помощь.

Братья-месяцы выходят на сцену

Январь:

Звала ты нас? Мы пришли.

Мачеха:

А это кто?

Принцесса (Январю):

Кто ты такой!

Мачеха (громко, догадалась):

Наверное, он - Снеговик!

Дочка (ехидно на Мачеху):

А вы тогда - Снежная баба!

Мачеха:

Да как посмела родную мать бабой снежною обозвать?

Дочка:

А вы точно как снежная баба. Такая же холодная и злая, как собака.

Мачеха и Дочка начинают ругаться и друг друга обзывать.

Вот сцепились, словно собаки. По делам и награда!

Март:

Глянь, превратились в двух собак.

Принцесса (испугано):

Я, хоть и Королева, но я боюсь. Я не хотела вас обидеть.

Принцесса (показывает на министра):

Это все он. Он писал указы.

Министр:

Ну, вот опять нашла крайнего.

Январь (Принцессе):

Ты лучше попроси прощенья у всех тех, кого обидела.

Принцесса (обращается к министру, профессору):

Простите меня за то, что я была горда, упряма, капризна, не учтива. Обещаю, я исправлюсь.

Принцесса (обращается к Падчерице): - И ты меня прости за все. Мы с тобою обе сиротки.

Падчерица(прислушивается) : ой, слушайте, часы бьют, оставим все обиды в прошлом году!

Лесом частым,

Полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет.

Так давайте скажем дружно:

ВМЕСТЕ «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О СНЕЖИНКЕ

О сказке

Сказка «Двенадцать месяцев» о человеческой вере в чудеса

Замечательная сказка «Двенадцать месяцев» знакома каждому взрослому с раннего детства. Великий русский поэт, автор детских книг написал эту увлекательную историю по мотивам словацкой народной сказки.

Советский писатель трудился в тяжелые военные годы и в 1942 году адаптировал богемскую легенду о двенадцати месяцах под театральную постановку для студии МХАТ. В 1947-48 годах драматическая сказка-пьеса была представлена юному зрителю на подмостках двух прославленных театров. История поразила и впечатлила советских детей. С тех пор прошло более полувека, но озорная детвора не перестает удивляться волшебству загадочной и поучительной легенды.

На этой красочной страничке представлена «Двенадцать месяцев». С необыкновенными иллюстрациями, которые подобраны к увлекательному повествованию, чтение превращается в настоящее путешествие. Ребенок вместе с родителями, бабушками и дедушками сможет перенестись в огромный мир детской литературы и погрузиться в богатую сокровищницу русских народных промыслов.

Малыши часто не могут понять, почему в сказках бывают добрые и злые персонажи? Чтобы разобраться в глубоком смысле сказочной истории, необходимо поближе познакомиться с интересными и характерными героями:

Злая мачеха – частый персонаж в русских сказках. Женщины в деревнях много работали, и бывало, что малые детки оставались сиротами из-за потери родной матери. Отцы женились вновь, и мачехи уделяли больше времени, любви и заботы родным детям, а приемные выполняли самую тяжелую работу и лишались куска хлеба.

Родная дочка мачехи – ленивая и вредная девчонка. Избалованная родной маменькой бездельница целый день лежала на печи и жевала калачи. Когда сводной сестрице удалось в январе добыть подснежников, она из зависти побежала в морозный лес и решила выпросить у месяцев грибов и ягод.

Падчерица – главная героиня сказки. По законам жанра она все время трудится и терпит издевательства мачехи. Когда в холодную стужу девочку послали за подснежниками, она безропотно подчинилась и надеялась только на чудо. Чистая душа падчерицы, ее доброта, вера и трудолюбие помогли встретить двенадцать месяцев и пройти это сложное испытание.

Трое мальчиков – март , апрель и май . Дети у костра символизировали весенние месяцы. В это время наступает равноденствие, и жизненный круг начинается сначала.

Трое молодых – июнь , июль , август . Это летние месяцы, когда природа прогревается щедрым солнышком, а в полях и в садах зелень наливается свежим соком.

Трое пожилых – сентябрь , октябрь и ноябрь . Осенние месяцы, щедрые на дары и подношения, в это время матушка-земля отдает человеку плоды, которые уродила за теплое время года.

Трое стариков – декабрь , январь , февраль . Эти зимние старцы, покрывающие поля и луга теплым снежным одеялом. В эти холодные месяцы природа отдыхает и набирается новых сил для следующего весеннего возрождения.

Падчерица в походе за подснежниками увидела настоящий круговорот в природе. Костер в центре круга символизирует солнце, а двенадцать месяцев вокруг – вечное и нескончаемое движение вселенских природных циклов.

Зло в сказке обязательно будет наказано, как и в жизни! А добрая девочка, которая верит в чудо, получит от матушки-природы настоящее волшебное вознаграждение.

Читайте детскую сказку «Двенадцать месяцев» с красивыми красочными картинками и крупным шрифтом бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте. В конце сказки вы увидите ссылки на одноимённый , и .

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.

Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела.

А падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай.

То хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.

Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц.

Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

Да и какие среди зимы подснежники!

Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет!

— Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом.

Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь.

Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!»

А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик:

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

Девочка даже руками всплеснула.

Куда девались высокие сугробы?

Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё — мягкая весенняя земля.


Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

Глядит девочка — наглядеться не может.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать.

На кочках и под кочками — куда ни поглядишь.

Набрала она полную корзину, полный передник —

И скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет: Светло на поляне, да не по-прежнему.

Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом.

«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь:

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Славянская сказка

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось?

А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица, - всё не так, как ни повернётся, - всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзина.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко, меж деревьев, блеснул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост.

Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.

И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

Ты откуда пришла? Чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

Это в январе-то подснежников? Вон что выдумала!

Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику:

Братец Январь, уступи мне на час своё место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров… Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

Ну, будь по-вашему, - сказал Январь.

Сказка Маршака многократно переиздавалась в советское время — и пере-изда-ется сей-час. Она входит в стандартную программу по литературе для сред-них школ. В 1947 году ее впервые поставили в театре — во МХАТе, и за этой поста-новкой последовали сотни других. В 1956-м «Двенадцать месяцев» адап-тиро-вали для мультфильма, в 1972-м — экранизировали. В 1980-м на основе пьесы в Японии сняли мультфильм.

Реабилитация Нового года

Обложка пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 1946 год Российская государственная детская библиотека

«Двенадцать месяцев» — новогодняя сказка: ее действие происходит 31 декабря и 1 января. Этот хронологический рубеж особенно важен, если вспомнить, что в оригинальной богемской сказке, которую перекладывал для театра Маршак, мачеха и сестра посылают па-дче-рицу в лес за фиалками в середине января, а не под Новый год. Образ Нового года как времени чудес и удивительных происшествий неоднократ-но подчеркивается и обыгрывается в пьесе. Для чего это понадобилось Маршаку?

Возобновление празднования Нового года как аналога и светского замещения Рождества в Советском Союзе произошло после долгого перерыва только в 1935 году. Многие родители и дети, не говоря уже о работниках детских учре-ждений, плохо представляли себе, как следует отмечать Новый год: как наря-жать елку, организовать ритуал дарения подарков, какое представление поста-вить, какие стихи читать. Начиная с 1936 года в помощь родителям, учителям и массовикам-затейникам издавались специальные сборники со сценариями детских праздников, стихами о елке и Новом годе. Немало написал в предвоен-ные годы для таких сборников и Самуил Маршак. Его пьеса «Двенадцать меся-цев» стала, наверное, самым популярным советским сценарием для Нового го-да, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного светского праздника.

Военная сказка

«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз---гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож-ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа-луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти-ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи-нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую-щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа-дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере-вернула война.

«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год

Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур-ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль-ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец-ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье-ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.


Киностудия «Союзмультфильм»

В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем---», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото-ром в фа--шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо-бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер--ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес-том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри-цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч-ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма--чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

Антитоталитарная сказка


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Определение «антитоталитарная сказка» чаще всего используется примени-тельно к драматическим сказкам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обык---но--венное чудо», а также к сказочной пьесе Тамары Габбе «Город мастеров». В этом жанре под видом сказочных королевств и их обитателей изображаются худшие черты тоталитарных государств XX века и то разруши-тельное влияние, которое они оказали на человеческую психологию. Неудиви-тельно, что своего расцвета в советской литературе антитоталитарная сказка достигла в годы войны, когда под видом сатиры на нацистскую Германию мож-но было писать и даже публиковать сатиру, которая была нацелена и на совет-ские порядки. Из военных лет особенно щедрыми на произведения такого жанра стали 1942-1943 годы, когда появились «Двенадцать месяцев», «Город мастеров» и «Дракон».

О причинах такой урожайности писал и Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба», и Мариэтта Чудакова в своих статьях по истории советской литера-туры: советское государство, а за ним и советская цензура, почувствовав смер-тель-ную опасность, несколько ослабили прессинг, и в печати стали появляться ранее недозволенные вещи. Однако уже к лету 1943 года маятник качнулся в противоположную сторону — военная оттепель оказалась очень недолгой.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Мотивы бездумного распоряжения чужими жизнями, безосновательных угроз лишить жизни из-за малейшей прихоти самовлюбленного правителя видны в «Двенадцати месяцах». Все помнят сцену урока, на котором королева пове-левает казнить одного из своих подданных только потому, что слово «казнить» более короткое, чем «помиловать», а задуматься над собственным решением, как просит ее профессор, категорически не хочет. В другом эпизоде королева угрожает казнью главному садовнику: тот не смог найти в январе подснежни-ков. Механизм репрессивного страха запускается, и садовник в панике объявля-ет виновным главного лесничего.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

В январе королева решается на лесную прогулку за ягодами, орехами и слива-ми. Никто не смеет ей перечить, и прогулка заканчивается настоящей ката-стро-фой: пережив за несколько минут смену всех времен года, королева и при--дворные остаются в лесу без средств передвижения и без зимней одежды в один из самых холодных зимних дней. Конечно, эту цепочку событий можно воспринимать только в сказочном контексте, ведь сказка не была пря-мой сати-рой на советскую действительность. Однако к концу 1942 года у мно-гих выро-сло ощущение неуверенности и неудовлетворенности решениями, кото-рые руководители страны, в том числе Сталин, принимали и на фронте, и в ты-лу. Об этом, конечно, должен был неоднократно думать и автор «Двенадцати месяцев».

Апокалипсис 1942 года


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Юная королева у Маршака — правительница, своими безответственными реше-ниями радикально меняющая весь ход мировых событий. В сказке она устраи-вает просто-таки конец света, от которого все спасаются только чудом:

К о р о л е в а (гневно) . Никаких месяцев в моем королевстве больше нет и не будет! Это мой профессор их выдумал!
К о р о л е в с к и й п р о к у р о р. Слушаю, ваше величество! Не будет!
Становится темно. Поднимается невообразимый ураган. Ветер валит деревья, уносит брошенные шубы и шали.
К а н ц л е р. Что же это такое? Земля качается…
Н а ч а л ь н и к к о р о л е в с к о й с т р а ж и. Небо падает на землю!
С т а р у х а. Батюшки!
Д о ч к а. Матушка!
<…>
Тьма еще больше сгущается.

Среди произведений советской литературы, написанных незадолго до «Две-надцати месяцев», есть одно, в котором порядок действий именно таков: пра-витель принимает одно-единственное безответственное решение — и меня-ет всю мировую историю, причем роковой и необратимый характер его реше-ния, как и вселенский масштаб происходящих событий, подчеркивается наступаю-щей тьмой и ураганом. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мар-шак должен был прочитать в 1941-1942 годах Судя по сохранившимся документам, вплоть до 1942 года в руководстве Союза писателей обсуждалась возможность издания много-томного собрания сочинений Булгакова. . После распятия Иешуа «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокура-тором го-род». В этот момент Пилат — желающий, видимо, встретить стихию (или волю высшей силы?) лицом к лицу — остается в колоннаде дворца и прояв-ля-ет само-дурство, ничем не уступающее злым капризам королевы:

«Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол, почему-то растерялся под его взглядом, взволновался от того, что чем-то не уго-дил, и прокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:
— Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?
Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбил и второй кувшин, но гнев прокура-тора почему-то улетел так же быстро, как и прилетел» Другой очевидный источник сцены апока-лип-сиса в «Двенадцати месяцах» — «Мисте-рия-буфф» Маяковского, где есть и слово «тьма»: «Нечистые двинулись ввысь. Ломае-мые, па-дают тучи. Тьма». .

Маршак регулярно общался с Булгаковым в последние месяцы его жизни, а по-сле смерти писателя 10 марта 1940 года вошел в комиссию по его литератур-ному наследству. Члены комиссии иногда собирались у Маршака дома. Он не то-----ль-ко имел доступ к неопублик--ованному роману, но и, как член комис-сии по литературному наследству, был обязан его прочитать.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Вероятно, после того, как «Юного Фрица» обвинили в излишнем легкомыслии, Маршак в самом деле решил написать нечто более серьезное и моралистичес-кое. Он создал сказку, в которой могущественные потусторонние силы — оли-цетворенные духи времени — после мирового катаклизма восстанавливают спра-ведливость, спасая слабых и униженных и наказывая надменных и само-уве-ренных.

(По мотивам сказки-пьесы С.Маршака.)

Новогодний сценарий для детского театра, где будут играть сами дети.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

НАСТЕНЬКА
СОЛДАТ
КОРОЛЕВА
МАЧЕХА
ДОЧКА МАЧЕХИ
ПРОФЕССОР
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
ФРЕЙЛИНА
КАНЦЛЕР
ПОСОЛ
НАЧАЛЬНИК КОРОЛЕВСКОЙ СТРАЖИ
ГОСТИ
ПРИДВОРНЫЕ

(Музыка.)

СКАЗОЧНИК: Эта удивительная история произошла в одном Королевстве. И еще долго детям и внукам рассказывали ее. А началась она в канун Нового года, т.е. в последний день уходящего. Послушайте и вы эту историю…
Жила-была девушка. И звали ее Настенька. Когда она была еще маленькая, у нее умерла мать, и отец женился на другой женщине. Так у Настеньки появилась мачеха. А потом умер и отец. И осталась Настенька жить с мачехой и с сестрой, родной дочкой мачехи. Как и многим не родным детям, Настеньке приходилось не легко. Она стирала, готовила еду, прибирала дом, топила печь.
Как-то раз, в канун Нового года, мачеха послала Настеньку в лес за хворостом. Там, на лесной поляне, ей повстречался Королевский солдат…

(Музыка. Занавес открывается. На сцене Настенька и Королевский солдат.)

СОЛДАТ: Здравствуй, милая девушка!
Что привело тебя лес в такой мороз?

НАСТЕНЬКА: Не по своей воле пришла я сюда!
Мачеха меня послала за хворостом!
А Вы кто?

СОЛДАТ: Я солдат ее Королевского величества! Пришел за елкой!
Ведь завтра Новый год. Гостей полный Дворец будет!
А ведь елку надо еще и нарядить успеть!

НАСТЕНЬКА: А что, господин Солдат, у Королевы есть дети?

СОЛДАТ: Что ты, девушка! Ей 14 только исполнилось!
Тебе, наверное, ровестница будет.
Родители у нее умерли и пришлось ей стать Королевой.

НАСТЕНЬКА: Значит она тоже сирота! Жалко ее!

СОЛДАТ: Жалко! И поучить ее уму-разуму некому!
Если что наша Королева захочет, то так и сделает, никого слушать не станет…
А тебя-то как зовут?

НАСТЕНЬКА: Настенькой.

СОЛДАТ: Ну, давай, Настенька, я тебе помогу хворост собрать!

НАСТЕНЬКА: Спасибо Вам, господин солдат!
А я Вам помогу елочку выбрать! Я знаю здесь хорошую, пушистую!

СОЛДАТ: Да какой же я господин? Просто солдат ее Величества.
А вот если елочку хорошую покажешь, очень я тебе благодарен буду!

(Настенька и Солдат идут собирают хворост. Музыка. Занавес закрывается.)

СКАЗОЧНИК: А сейчас мы с вами перенесемся в Королевский дворец. У Королевы идет урок правописания. Она пишет под диктовку своего учителя-профессора.

(Музыка. Занавес открывается. На сцене Королева, она сидит за столом и пишет. Учитель-профессор диктует ей.)

КОРОЛЕВА: Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах! Ну ладно, диктуйте!

ПРОФЕССОР: Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

(Королева пишет.)

КОРОЛЕВА: « В сени к нам летит »… Ну ладно, хватит!
А теперь расскажите мне что-нибудь интересное!

ПРОФЕССОР: Что-нибудь интересное? О чем же?

КОРОЛЕВА: Ну, не знаю, что-нибудь новогоднее… Ведь сегодня канун Нового года.

ПРОФЕССОР: Хорошо! Год, Ваше Величество, состоит из 12 месяцев.

КОРОЛЕВА: В самом деле?

ПРОФЕССОР: Да! Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. Март, апрель, май – весенние. Июнь, июль, август – летние и сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние. И никогда не бывает, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь раньше августа.

КОРОЛЕВА: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

ПРОФЕССОР: Это невозможно, Ваше Величество!

КОРОЛЕВА: А если я издам закон и поставлю большую печать?

ПРОФЕССОР: Это не поможет!
Да и вряд ли это нужно Вашему Величеству!
Ведь каждый месяц приносит свои подарки и забавы!
Декабрь, январь и февраль – катание на коньках, новогоднюю елку.
В марте начинает таять снег, в апреле появляются первые подснежники.

КОРОЛЕВА: А я хочу, чтобы был уже апрель!
Я очень люблю подснежники! Я их никогда не видела!

ПРОФЕССОР: До апреля осталось совсем немного! Всего 90 дней!

КОРОЛЕВА: 90 дней? Но я не хочу ждать!

ПРОФЕССОР: Ваше Величество! Но законы природы…

КОРОЛЕВА: Я издам новый закон природы!... (задумывается, потом говорит решительно)
Садитесь и пишите: « Травка зеленеет, солнышко блестит, а в нашем Королевском ле-
су распустились весенние цветы. Посему повелеваю доставить к Новому году во Дво-
рец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит мою волю, я награжу по-
королевски. Я дам столько золота, сколько поместится в его корзинке, и позволю ему
участвовать в нашем Новогоднем катании.» Написали?

ПРОФЕССОР: Да! Но Ваше Величество, это невозможно!

КОРОЛЕВА: Давайте перо, я подпишу! (подписывает)
Ставьте печать! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой указ!

(Музыка. Занавес закрывается.)

СКАЗОЧНИК: А сейчас мы с вами заглянем в дом, где живет Настенька. Как мы уже узнали, она живет с мачехой и сестрой, родной дочкой мачехи. Давайте познакомимся и с ними тоже. Посмотрим, чем они занимаются.

(Музыка. Занавес открывается. На сцене Мачеха и ее Дочка.)

ДОЧКА: А что, в эту корзинку много золота войдет? (показывает маленькую корзинку)
На шубку хватит?

МАЧЕХА: Да что там шубка, на полное приданное хватит!

ДОЧКА: А в эту? (берет корзинку побольше)

МАЧЕХА: А про эту и говорить нечего!
В золото оденешься, в золото обуешься, на золоте есть-пить будешь!

ДОЧКА: Тогда я эту корзинку возьму!
Одна беда – подснежников не найти!
Видно посмеяться захотела над нами Королева!

МАЧЕХА: Молодая, вот и придумывает всякую всячину!

ДОЧКА: А вдруг кто-нибудь пойдет в лес и наберет подснежников!
Может быть они растут под снегом потихоньку!
И получит он тогда целую корзину золота!
Надену-ка я свою шубейку и попробую поискать!

МАЧЕХА: Что ты, доченька!
Я тебя и за порог не пущу!
Погляди, какая метель разыгралась!
Замерзнешь в лесу!

ДОЧКА: Тогда Вы идите, а я цветы во Дворец отнесу!

МАЧЕХА: Что же тебе родной матери не жалко?

ДОЧКА: Жалко!
И Вас, матушка, жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко!
Так и просидишь из-за Вас на кухне у печки!
А другие будут с Королевой в серебряных саночках кататься и золото лопатой огребать!
(Закрывает лицо руками, плачет.)

МАЧЕХА: Ну, не плачь, доченька!
Съешь горячего пирожка!

ДОЧКА: Не хочу пирожка, хочу подснежников!
Если не хотите сами идти и меня не пускаете, пусть сестра сходит!
Вон она из лесу возвращается!

МАЧЕХА: А ведь ты права!
Отчего бы ей не сходить?
Лес недалеко, сбегать недолго!

ДОЧКА: Вот и пусть сходит!

(Входит Настенька.)

МАЧЕХА: Подожди раздеваться!
Надо тебе еще кое-куда сбегать!

НАСТЕНЬКА: Куда же это? Далеко?

МАЧЕХА: Не так уж близко, но и не далеко!

ДОЧКА: В лес!

НАСТЕНЬКА: В лес? Я хворосту много принесла.

ДОЧКА: Да не за хворостом, а за подснежниками!

НАСТЕНЬКА: Ты шутишь, сестрица?

ДОЧКА: Какие шутки? Ты что, про указ не слышала?

НАСТЕНЬКА: Нет.

ДОЧКА: По всему городу это говорят!
Тому, кто наберет подснежники, Королева целую корзину золота даст!

НАСТЕНЬКА: Да какие ж теперь подснежники – зима ведь…

МАЧЕХА: Весной за подснежники не золотом платят, а медью!
Может быть они под снегом растут!
Вот сходишь и посмотришь!

НАСТЕНЬКА: Да куда ж сейчас идти? Темнеет уже…
Может быть завтра утром сходить?

ДОЧКА: Тоже придумала! Утром!
Ведь цветы к празднику нужны!

НАСТЕНЬКА: Неужели вам меня совсем не жалко?

ДОЧКА: Ну вот! Разжалобила!
Снимай платок, я сама пойду в лес!

МАЧЕХА: Куда пойдешь? Кто тебе позволит?
А ты корзинку в руки и иди!
И без подснежников не возвращайся!

(Дочка дает большую корзинку Настеньке.)

ДОЧКА: Вот тебе корзинка!

МАЧЕХА: Дай ей маленькую! Эта новая совсем! Потеряет еще в лесу!

(Настенька берет маленькую корзинку и идет. Музыка. Занавес закрывается.)

СКАЗОЧНИК: Итак, Настеньке пришлось опять отправиться в лес!.. А что делать? Ведь мачеха велела, нельзя ослушаться!… Но как найти подснежники зимой? Не бывает ведь такого…
Долго бродила Настенька, замерзла! Все тропинки в лесу снегом замело! Как обратно выбираться будет?... Вдруг смотрит, костер, а около костра Двенадцать человек греются. Все разного возраста, от детей-подростков до стариков с бородами. Пошла к костру Настенька, может быть пустят ее обогреть-ся?...

(Музыка. Занавес открывается. На сцене стоят Двенадцать месяцев вокруг костра. Зимние месяцы с бородами. Чем дальше месяц от текущего месяца (от декабря, января), тем они моложе выглядят, т.е. осенние месяцы еще дети. Можно, чтобы было яснее, на каждый месяц на грудь повесить крупно написанное название месяца.)

ЯНВАРЬ: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

ВСЕ: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

(Появляется Настенька. Подходит к костру.)

НАСТЕНЬКА: Добрый вечер!

ЯНВАРЬ: И тебе вечер добрый!

НАСТЕНЬКА: Позвольте мне у костра вашего погреться.

ФЕВРАЛЬ: Не бывало такого, чтобы кто-нибудь кроме нас, у этого костра был!

АПРЕЛЬ: Это правда!
Да уж если кто пришел на огонек, пусть погреется!

НАСТЕНЬКА: Спасибо вам! (греет руки от костра)

ЯНВАРЬ: Как зовут тебя, девушка?

НАСТЕНЬКА: Настенька.

ЯНВАРЬ: А что это у тебя в руках, Настенька? Корзинка никак?
За шишками ты что ли пришла под самый Новый год?
Да еще в такую метелицу?

НАСТЕНЬКА: Не по своей воле пришла я и не за шишками!

АВГУСТ: (улыбаясь) Так уж не за грибами ли?

НАСТЕНЬКА: Не за грибами, а за цветами!
Прислала меня мачеха за подснежниками!

МАРТ: (толкает в бок Апреля) Слышить, братец, твоя гостья пришла!
Принимай!

(Все смеются)

НАСТЕНЬКА: Я бы и сама посмеялась, да не до смеха мне!
Не велела мне мачеха без подснежников возвращаться!

ФЕВРАЛЬ: На что же ей среди зимы подснежники понадобились?

НАСТЕНЬКА: Не цветы ей нужны, а золото!
Обещала наша Королева целую корзинку золота тому, кто принесет во Дворец корзи-
ну подснежников!
Вот меня и послали в лес!

ЯНВАРЬ: Плохо твое дело, девушка!
Не время для подснежников!
Надо до апреля месяца ждать!

НАСТЕНЬКА: Я и сама знаю это, дедушка! Да деваться мне некуда!
Ну, спасибо за тепло и привет! Если помешала, не гневайтесь…

(Настенька берет свою корзинку и хочет идти.)

АПРЕЛЬ: Подожди, Настенька, не спеши! (обращается к Январю)
Братец Январь,