Традиционное китайское общество и социальная структура. Древний Китай


История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. История государства и права зарубежных стран - правовая (юридическая) наука, которая изучает исторические процессы развития системы государственных и юридических учреждений, выявляет исторические закономерности развития государства и права в хронологической последовательности и проявляющиеся в определённом историческом пространстве. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран различает четыре периода истории:

История Древнего Мира (до 5-6 в. до н.э.) – рабовладение.

Средневековье (до 17-18веков до н.э.) – феодализм.

История Нового Времени (до начала 20 века) – капитализм.

Новейшее Время.

История государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства не занимали значительного места.

Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э

Это сказалось на застойном характере восточных роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, социальных структур и свобод. Одной из основных социальных форм, играющих решающую сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. Она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

Отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность. В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты - налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела. В древнем конфуцианском Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.

В настоящее время на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины V в. до н.э. до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства - в V-IV вв. до н.э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Таким образом выделяются основные особенности государства и права Древнего Востока

1. Сословное неравенство неравный политико-правовой статус личности от рождения.

2. Наличие института рабовладения т.е. наличие в обществе объектов права, элементы патриархального рабства, коллективного рабовладения, рабы в домашнем хозяйстве.

3. Наибольшая экономическая ценность - земля, основные субъекты землевладения - храмы, общины.

4. Неразрывн.связь права и морали с религией. Жрецы участвовали в выработке правовых норм, были первыми древневосточными юристами (древнеиндийские брахманы).

5. Особенности форм права, не было отраслей, деления права на частное и публичное. Правовые нормы казуистичны, детализированы, что обуславливалось низкой юридической техникой.

В Древнем Востоке различали три основных социально-классовых образования:

2. Свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом.

3. Господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии.

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Китайское государство возникло во 2-м тыс. до н.э. Китайцы называют свою страну Чжунго – Срединное государство. Возникновение государства в Древней Китае связывают обыкновенно с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Шань или Инь завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем». Археологические данные Свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи: соха и плуг (с металлическим сошником), борона, мотыга и пр. Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение. Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства – вана,обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

История Древнего Китая обычно делится на четыре периода, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу(XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды:

Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Особенностью этого периода является наличие в течении многих лет двух неизменных социальный институтов: традиционная крестьянская община и предельно развитая бюрократическая иерархия.

Высшая ступень социальной иерархии – царь. Государственный строй восточная деспотия. «Царь–сын неба».Трон передавался по наследству. Власть царя (Вана) обожествлялась. Власть правителя абсолютна, за ослушание – казнь вместе с семьей. Царь и его аппарат выполняли функции: забота об орошении и ирригации, сбор налогов, ведение войн. Затем рабовладельческая аристократия и жречество. Далее, рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю, аристократия обладала титулами, которые давали право на определённые привилегии. Должностные лица подразделялись на высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников. Близкие советники – полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. Старшие писцы записывали речи монарха, младшие – записывали его указы решения по судебным делам. Должности чиновников переходили по наследству. В духе конфуцианский принципов, для управления страной, кандидаты в чиновники должны были сдавать конкурсные экзамены. Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. Правители имели штат соглядатаев, доносчиков, шпионов. В государстве имелась полиция. Стержнем управленческой системы были конфуцианские и даосские нормы. Идеал правителя – пассивность и бездеятельность. Основная часть населения свобод общинники. Были и рабы, которыми владели частные лица и государство. Источниками рабства являлся военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств.

Переломным в истории Древнего Китая стал V в. до н.э.. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития:

1. через победу крупной частной собственности на землю - путь раздробленности, междоусобиц.

2. через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

В настоящее время, по единодушному мнению всех отечественных синологов, на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины II тысячелетия до н.э. до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства - в V-IV вв. до н.э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях. В последние века до н.э. в Китае завершается в централизованных циньско-ханьских империях (III в. до н.э. - III в. н.э.) формирование традиционной системы эксплуатации государством податных мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли

Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были революции 1911-1913 гг.. Эта система сохранилась в императорском Китае вплоть до начала XX века.


Реформы Шан Яна


Ни египетская, ни вавилонская истории не сохранили сведений о правительственных мерах, преследующих общинные порядки или стимулирующих их прекращение. Примеры такого рода дает нам история Древнего Китая.

В период государственной раздробленности в Китае начинаются реформы. Крупным реформатором эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг.) до н.э.. Его принцип: иметь много наказаний и мало наград, жестко карать за мелкие преступления, тогда большим неоткуда будет взяться; разобщать людей взаимным доносительством и слежкой. Цель системы: наведение государственного порядка и насильственное объединение Китая. Реформы коснулись многих сторон жизни: свободная покупка и продажа земли нанесла удар по землевладению общины. Той же реформой были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление - на уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука: каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку-пятидворку; во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень»- клан и т. д., вплоть до округов и областей.

Шан Ян перенес принцип «пятерок» на армию: за провинность одного отвечали все пять. В армии введено 18 степеней отличий. В расчет принималась храбрость в бою.

Изменена система налогов.

В китайском уголовном праве окончательно утвердился принцип групповой ответственности: наказание было распространено на невиновного.

Реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство помогло этому процессу.


КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН(ШАН ЦЗЮНЬ ШУ)


Шан цзюнь шу - "Книга правителя области Шан" - философско-политический трактат, принадлежащий к наиболее древним памятникам китайской литературы. Традиция приписывает авторство этого трактата государственному деятелю и реформатору древнего Китая Гунс унь Яну (390-338 гг. до н. э.), известному в истории под именем Шан Яна - правителя области Шан, пожалованной ему циньским Сяо гуном (361-338 гг. до н. э.).


Свиток первый Земледелие и война


Обычно правитель поощряет людей (при помощи двух средств): казенными должностями и рангами знатности; государство добивается процветания: земледелием и войной. Ныне все люди добиваются казенных должностей и рангов знатности, не занимаясь земледелием и войной, а при помощи ловких рассуждений и пустых учений. Это и называется делать людей ленивыми. У того, кто делает людей ленивыми, государство непременно ослабеет, а у того, чье (государство) ослаблено, оно непременно будет расчленено.

Устранение сильных

Если государством (управляют) при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников. Если государство богато, а управляют им, словно оно бедно, это называется удваивать богатство, а вдвойне богатое (государство) сильно.

Если государство бедно, а управляют им, словно оно богато, это называется удваивать бедность, а вдвойне бедное (государство) - слабо.

Обычно правителю важно, чтобы было много изменений; для государства важно, чтобы было мало изменений. Государство, у которого много (различных) дел, будет расчленено. Правитель, у которого мало дел, будет могущественен.

Земледелие, торговля и управление три основные (функции) государства.

Если (правитель) добивается хорошего управления с помощью закона, (его государство) станет сильным; если правитель добивается хорошего управления, опираясь на добродетельных чиновников, (его государство) будет расчленено. (Если правитель) умело направляет три основные функции (государства), он может (безболезненно) заставлять людей менять их занятия. Когда возглавляешь большое государство, управляй им, словно малой страной; а когда стоишь во главе малого государства, управляй им, словно большой страной.

В государстве, где наказаниями избавляются от (новых) наказаний, воцаряется порядок; в государстве, где наказания вызывают (новые) наказания, воцаряется смута. Поэтому и говорят: "Коль наказываешь, то карай сурово за мелкие проступки", и тогда исчезнут наказания, дела увенчаются успехом, а государство усилится. Страна, в которой нет недовольных, называется могущественной. :


Свиток второй. Рассуждение о народе


Сплоченность (людей) и взаимная поддержка (проистекает оттого, что ими) управляют как добродетельными; разобщенность людей и взаимная слежка (проистекают оттого, что ими) управляют словно порочными. Там, где (к людям относятся) как к добродетельным, проступки скрываются; там же, где (к людям относятся) как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются народ победил закон; когда же преступления строго наказываются - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок; когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому-то и сказано: "Если управлять людьми, как добродетельными, то неизбежна смута, и страна погибнет; если управлять людьми, как порочными, то всегда утверждается (образцовый) порядок, и страна достигает могущества".

Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания.


Свиток третий. Рассуждения о едином


Когда создается государство, надлежит систему правления привести в соответствие с (нуждами) времени; когда вводятся законы управления, надлежит поступать осторожно; когда стремятся направить все усилия на Единоея1, надлежит действовать осмотрительно; когда занимаются основным делом, надлежит сосредоточить его в одних руках. Когда система правления соответствует (нуждам) времени, обычаи государства могут быть изменены, и народ будет следовать установленному порядку. Если законы управления ясны, чиновники не будут нарушать (их). Если все усилия государства направлены на Единое, то и людей (легче) использовать.

Введение законов

Я слышал, что когда мудрые правители древности вводили законы, люди не совершали нарушений; когда выдвигали за дела, способности людей развивались; когда вводили поощрения, армия была грозна. Эти три (принципа) являются основой хорошего управления. :

Введение основных правил

Закон должен стать обычаем; (когда он станет обычаем), (государство) будет иметь в избытке все, в чем нуждается.


Свиток четвертый. Награды и наказания


То, что называют "установить единые (правила) наказаний", означает: ранги знатности не спасают от наказаний.

Об основах политики

Справедливым называют (такое положение), когда сановники преданны, когда сыновья почтительны с родителями, когда младшие соблюдают ли в отношении старших, когда установлено различие между мужчинами и женщинами; (но все это достигается) не путем справедливости, а путем неизменных законов.


Свиток пятый. Правитель и сановники


Метод, при помощи которого умный правитель управляет Поднебесной, заключается в следующем: надлежит во всех делах следовать закону, а награждать согласно личным заслугам.

Через некоторое время правительство, оставшееся в руках аристократии, взвалило на крестьян прежнее бремя с помощью подушного, поземельного и ряда других налогов - прямых и косвенных.

Спустя два века новые народные выступления явились причиной реформаторской деятельности императора Ван Мана (I в. н. э.).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Территория Китая делилась на две части: западную горную и равнинную восточную, которую называли Великой Китайской равниной. Это и определяло особенности развития этих регионов. В древнем Китае не было автономных городов-полисов и гражданско-храмовых общин, чем отличались хозяйства древних Месопотамии и Египта.

Социально-экономическую жизнь Китая полностью контролировал государственный аппарат. Оно развивалось под влиянием оригинальных идеологических систем, было мобильным, поскольку строилось на клановой основе Между кланами не существовало непреодолимых социальных препятствий, переход из одной социальной группы в другую осуществлялся автоматически. Общественно-политическая активность населения, воспитанного на конфуцианской идеи, согласно которой каждый сам является кузнецом своего счастья, была очень высокой.

Горы Тибета, огромная мертвая пустыня Гоби и бесчисленные кочевые народы и племена, которые широкой полосой окружали Китай, надежно изолировали древних китайцев от остального цивилизованного мира. Вырваться из этого окружения китайцы сумели лишь в конце своей древней истории.

Первым государственным образованием на территории древнего Китая было государство Шапь-Инь (XVIII ст. к н.е.). В шань-інському Китае господствовало общинное землевладение с системой взаимопомощи, причем общинные земли предоставляли в индивидуальное пользование отдельным семьям. Общественные поля обрабатывали коллективно государственным инвентарем все общинники (в форме государственной повинности) или приписаны к этой земли крестьяне. В этот период в обществе происходит имущественное и социальное расслоение, выделяются богатые и знатные семьи. Шань-інський ван (обладатель) уже отделял себя от народа, хотя власть его еще оставалась номинальной.

Жители Шань-Іню селились в поймах рек, а основой хозяйства было земледелие, которое базировалось на естественном орошении земельных участков. Шань-инци научились отводить с полей избыток воды, выращивали просо, чумизу, а также разнообразные садово-огородные культуры. Ирригационное земледелие появилось гораздо позже. К достижениям Шань-Іню стоит отнести знаменитое китайское шелководство, бронзовую металлургию, гончарство, деревообработку, строительство, резьба по кости и камню.

Развивалась и торговля главным образом обменная. Торговым эквивалентом служили зерно, кожа, шелк, изделия из бронзы.

После упадка Шань-Іню на ее месте в XII ст. к н.е. возникло новое государственное образование Чжоу ли, которое в своей истории имело два этапа - Западное Чжоу (XII-VIII вв. к н.е.), и Восточное Чжоу (VIII-III вв. к н.е.) Название Западного или Восточного Чжоу зависела от того, куда перемещалась столица государства - на восток или на запад.

Для социальной структуры китайского государства Чжоу была характерна система наследственных рангов, которая окончательно сложилась в X-IX вв. к н.е. их было пять:

Царь (ван);

Аристократы-князья;

Начальники кланов;

Мелкая знать;

Простолюдины (рядовые члены патриархальной семьи).

Именно последний ранг своим трудом и удерживал чжоуське общество. Ранговая структура стала основой иерархического характера земельной собственности. Царь предоставлял аристократам-князьям поместья в наследственное владение. Те, в свою очередь, обеспечивали землей начальников кланов, мелкую знать. Итак, земля в Китае не принадлежала кому-то одному, право собственности на нее дробилось между различными общественными слоями, система пользования землей базировалась на условном землепользовании.

Китайские ранги были довольно подвижны, переход из одного в другой осуществлялся автоматически благодаря оригинальной системе наследования рангов. Родительский ранг в Китае наследовали только старшие сыновья, другие дети должны быть рангом ниже.

по Сравнению с Шань-Інем в Чжоу более четко формировался правительственный аппарат. Во главе правительства стоял помощник царя, которому подчинялись чиновники, возглавлявшие главные

ведомства:

1) надзор за хозяйственной жизнью страны;

2) руководство войсками;

3) руководство всем земельным фондом и ирригационной системой страны.

4) руководство судами;

5) руководство царским дворцом и поместьями;

6) организация религиозного культа

Период V-IV . ст. к н.е. (сутки Восточного Чжоу) был характерен важными социально-экономическими реформами. Начал реформы на рубеже IV ст. к н.е. царь (Ван) Шан Ян, а продолжили его последователи Цинь Шихуана, первый император Древнего Китая, и другие. Проведенные реформы привели к существенным сдвигам в развитии Древнего Китая.

Благодаря реформам Шан Яна ускорился объективный процесс разрушения земледельческой общины и произошло узаконивание частной собственности на землю. Было ликвидировано систему наследственных рангов, семейное имущество распределено между всеми детьми. В дальнейшем ранги предоставлялись царем за заслуги перед государством. Разделением царства на уезды, которыми руководили царские чиновники, а уездов на пятерки и десятки, связанные круговой порукой, Шан Ян разрушил систему наследственных владений. Это укрепило власть царя и существенно усилило государство. Замена налога с урожая земельным налогом обеспечила устойчивое прибыль государству.

Цинь Шихуана разделил империю на 36 округов, а сами округа - на уезды, волости и тины (до тины входило около 10 семей). Со всей страны в столицу (м. Саньян) было переселено 120 тыс. аристократических семей, с заменой их на местах чиновниками императора, которых наделили административными, фискальными, судебными и полицейскими функциями. Чиновники существенно ограничивали общинное самоуправление, хотя сама община как налоговая единица сохранилась, контролировали друг друга. Была унифицирована государственная валюта, предложенная единая система мер и веса, разработана система эталонов, унифицированное китайское письмо.

Было составлено земельный кадастр и насильственно переселены десятки тысяч крестьянских семей для поднятия целинных земель. Верховным собственником земли и распределителем воды для орошения полей стал император. Он также монополизировал производство и сбыт соли и железа, контролировал цены на зерно. Именно в этот период была построена Великая китайская стена. ее длина составила 3400 км, ширина стены 5 м, а высота до 12 м. В стену встроено 25 тыс. башен.

в Результате такой аграрной политики (наследственная собственность, переход в собственность целинной земли, введение земельного налога) ускорилось имущественное и социальное расслоение крестьянства. Однако налогообложения не привело к превращению общинного земельного фонда в царскую собственность, а крестьян - в царских подневольных людей. Сельская община с ее органами самоуправления отстояла свои автономные прана.

Таким образом, реформы в Чжоу значительно укрепили централизованную государственную власть, а власть императора сделали почти неограниченной.

Традиционной основой хозяйства Чжоу было земледелие, причем население уже овладело севооборот, систему яровых и озимых культур. Жители Чжоу также занимались огородничеством, а из технических культур выращивали коноплю, тутове дерево, каштаны. Немало внимания они уделяли животноводству, особенно коневодству. Со временем характер китайского животноводства изменился, животных уже разводили не для жертвоприношения в храмах, а как тягловую силу и для питания. Молочное животноводство в Китае почти не развивалось.

В период Восточного Чжоу было расчищено под пашню большие лесные массивы и осуществлен переход к Ирригационного земледелия . В III ст. к н.е. построено три крупные ирригационные системы, настолько совершенны, что они служат китайцам до сих пор. Благодаря ирригации, а также появлению частной собственности на землю и земельного налога производительность китайского земледелия очень возросла, что способствовало общему экономическому процветанию страны.

Значительного развития достигли горное дело и ремесла. Среди ремесел наибольшего расцвета достигла металлургия. Большим успехом пользовался рудный промысел и добыча угля, который использовался в мастерских, кузницах. Широко практиковалось вываривания соли в специальных котлах и добывания ее из морской воды. Китайцы первыми стали использовать как топливо для выпаривания соли природный газ. Его использовали также для отопления, доставляя бамбуковыми трубопроводами на достаточно большое расстояние.

Изобретение технологии получения шелковых нитей в Китае дал толчок к резкому повышению в Чжоу уровня ткачества. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, который работал с помощью водяного колеса и мог одновременно ткать 32 нити. Со временем Китай стал мировым шелковым монополистом, поскольку держал в тайне технологию производства шелковых нитей и ткачество. Лишь в средние века удалось контрабандным путем вывезти в Византию гусеницы тутового шелкопряда. Китайцы были также первыми в изготовлении ткани из асбеста, которая не горела в пламени. ее использовали для изготовления фитилей до ламп.

Важную роль играла торговля которую контролировало государство.

Вместе с тем социально-экономическое положение в стране Чжоу оставалось сложным. Росли налоги (за период Цинь Шихуана - в 20-30 раз), основная масса крестьян бедствовала и оставляла свои земельные наделы, которые доставались сельской верхушке. Увеличивались каторжные трудовые повинности на государство. Значительная часть крестьян, не желая платить высокие налоги (порой они достигали 2/3 урожая), Шла в более прибыльную торговлю. В общественном производстве возросла доля рабского труда. Долговое рабство в Китае тогдашняя мораль осуждала. Поэтому рабы - это в основном военнопленные и преступники. Рабов также покупали и обменивали.

В II ст. к н.е. на смену Чжоу пришло новое государственное образование - Хань (Западная и Восточная), которая просуществовала до середины III века. н.е. В сутки Западной Хань резко изменился государственный курс, который стал более демократичным и либеральным. Император даровал свободу тем, кто продал себя в рабство, в 20 раз уменьшил размеры земельного налога, подарил народу заповедные леса, парки и водоемы пинского дома. Было отменено кровавое цінське законодательство. Именно в эпоху династии Хань впервые сделана попытка заменить металлические деньги казначейскими билетами. В период опустошения казны в результате войн император Уде стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя, что означало по сути выпуск бумажных денег.

Для ослабления власти чиновников и коррупции было введено составления конкурсного экзамена на чиновничью должность. Для этого было открыто первые китайские учебные заведения.

Именно войском императора Уде в 104 г. к н.е. был проложен первый коридор в истории древнего Китая в далекие западные страны, который получил название Великого шелкового пути. Благодаря этому значительно активизировалась торговля. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию, отсюда - к Сирии и Римской империи. На Востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. Китайцы доставляли в другие страны шелк, железо, никель, драгоценные металлы, ремесленные изделия. В Китай завозили драгоценные металлы и самоцветы, ковры, лошадей, верблюдов, медь, кораллы, шерстяные изделия, стекло и тому подобное. Благодаря Великому шелковому пути в Китае появились люцерна, виноград, гранат, шафран, орех. VI ст. к н.е. в Китае стали выращивать чай. Сначала листья чая использовали как лекарство. Позже он стал самым популярным напитком на всех континентах, принося китайской казне большие доходы.

Внешняя торговля была важным источником дохода государственной казны, так и развитого слоя купечества.

В каждом китайском городе буды базары, строго разделены на кварталы по видам товаров. Государство регламентировало качество и цены товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля оподаткувалася государственными сборами.

Продолжали развиваться ремесла. В начале нашей эры для производства железа китайцы уже начали использовать мехи, которые приводили в действие водяными двигателями. Мастера изготовляли глиняные формы для литья металла. Мастерски изготовляли китайцы также лакированные изделия из дерева и шелка, которые считались предметами роскоши.

Древний Китай эпох Чжоу-Хань совершил революцию в прокладке путей сообщения. Таких масштабов строительства дорог, каналов и дамб не знала ни одно государство Древнего мира. Если в конце III века. к н.е. общая длина государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н.е. она выросла до 32 тыс. км. Быстрыми темпами строились также ирригационные сооружения, которые возводили не только для орошения и защиты от паводков, но и как транспортные магистрали. Еще в V веке. к н.е. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной 400 км. В III ст. к н.е. прокопан через горную преграду двохсоткілометровий канал, который соединял север и юг страны. Он стал началом непрерывного водного пути протяженностью 2 тыс. км. В 70 г. н.е. начато строительство Большого канала. Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.

В Древнем Китае значительного уровня достигли естественно-научные знания . В начале нашей эры в Китае изобрели компас, сконструировали первый глобус, который воспроизводил движение небесных тел, а также старейший в мире прототип сейсмографа. Древние китайцы пользовались водяным часам, изобрели порох, значительно раньше европейцев научились нагнетать воздух в плавильную печь для производства стали, изобрели тачку на колесе, веялку для зерна, цепной насос с лопатками или ковшами для поднятия земли или воды, руль для судна и тому подобное. Значительные достижения были медицина, астрономия и другие науки.

В последние десятилетия социально-экономическое развитие Восточной Хань притормозил. Крестьянские земли насильственно передавали зажиточной знати, а сами крестьяне попадали в феодальную зависимость. Нажитые спекуляцией и ростовщичеством капиталы вкладывались не в сферу производства, а в соревнования в расточительстве с царским домом. Экономика начала приходить в упадок В обществе нарастали анти-рыночные настроения, от правительства добивались сворачивания, даже ликвидации, денежного обращения, на что он и пошел в начале ПИ ст., "отменив" монету. Государственная казна обнищала. В 220 г. Китай распался на три независимых царства: Вэй (на севере), Ю (на западе) и В (на юго-востоке и востоке). Страна вступила в средневековье разобщенной и заброшенной.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

История и СИД

Древний Китай. Специфика социальной структуры Введение Д ревнекитайская цивилизация сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайце...

Древний Китай. Специфика социальной структуры

Введение

ревнекитайская цивилизация сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций.

Государственное устройство Китая имело черты деспотии. Вся власть принадлежала императору. В основе административного аппарата лежал принцип централизованного управления. Социальная структура Китая имела довольно сложную систему. Все его жители считались вассалами императора, но каждое сословие выделялось своими особенностями поведения, прав и обязанностей.

Китайское общество уже со времён своего появления начало обретать уникальность, и по сути индивидуальность среди соседних и дальних государств. Именно специфику социальной структуры я взяла за основу своего реферата. Многовековую историю рассмотреть в подробностях довольно сложно, по- этому я исследую социальную структуру основных периодов Китая и в заключение подведу общий тематический итог.

Ключевые периоды:

  1. Период Шан (Инь) - 18—12 в.в. до нашей эры;
  2. Период Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г.;
  3. Период усиления царства Цинь - 246 г. до нашей эры - 207 г. до нашей эры;
  4. Период Хань (206—220 гг. до нашей эры)

Проблема : Изменение специфики социальной структуры Древнего Китая на протяжении основных временных точках.

Задачи:

  1. Изучение социальной структуры на данных этапах
  2. Сравнение социальных структур, существовавших в различные периоды
  3. Подведение итогов об общем развитии социальной структуры Древнего Китая.

Социальная структура периода Шан (Инь) - 18—12 в.в. до нашей эры

Самым древним периодом китайской истории, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к XVIII–XII вв. до н. э.

Пережитки родового строя существовали в Китае в течение очень долгого времени - родовые группы продолжали существовать в Китае в течение тысячелетий, что способствовало в определённых родовых группах перехода родового чина по наследству и что своеобразные «должности» начальников родов переходили по наследству в определённых родовых группах.

Что касается обычая кровной мести, то он сохранялся в Китае вплоть до конфуцианской эпохи. Конфуций говорил

«Тот, у кого был убит отец или мать, должен спать на соломе, имея щит вместо подушки. Он должен твёрдо решиться на то, чтобы не жить под одним небом с убийцей. Если он его встретит на рынке или при дворе, то он не должен идти за своим оружием, а должен тотчас же с ним сразиться».

Не менее важное значение имела большая патриархальная семья. Её основными чертами были: господства мужа и отца, порабощение женщин, усугублённое многоженством, ярко выраженный культ предков.

К глубокой древности, сохранившей значительные пережитки родового строя, восходит и древний совет старейшин, который существовал ещё в эпоху Инь. Совет старейшин существовал при царе и состоял из родоначальников и племенных вождей. Возможно, власть совета старейшин была велика и позволяла себе в некотором отношении ограничивать власть царя. Весьма возможно, что эта древняя организация, впоследствии переросла в родовую аристократию и опираясь на крупные богатства, значительную политическую власть, эта аристократия с течением времени образовала правящий класс рабовладельцев.

Процесс классового расслоения, происходивший в глубине сельских общин, развитие торговли и войны привели к появлению рабства и обострению классовых противоречий. Таким образом, эпоху Шань- Инь следует считать временем возникновения древнейшего классового рабовладельческого общества.

В обществе Шан различие между правящими верхами с их окружением (аппарат администрации, ремесленники, воины, слуги) и производящими крестьянскими массами представлено зримо.

Зона с центром в столице находилась под непосредственным управлением правителя - Вана и центральной администрации Шан. В центре зоны жили Ван и его приближенные, там же находилось место и для жилья воинов, чиновников, ремесленников и слуг. В столице располагались дворцы и мастерские, амбары и склады, казармы и поля. В работе на больших полях нередко принимали участие Ван и его слуги, а урожай предназначался как для ритуально-культовых нужд, так и для пополнения казенных амбаров.

Обширная территория региональных владений управлялась уполномоченными шанского Вана, то есть его родственниками и приближенными. Эти территории зачастую подвергались набегам варварских соседних племен, тем самым огорожая столицу во главе с ванном от набегов извне.

Все жители этого государства должны были верой и правдой служить ванну, принимать участия в военных действиях, а также преподносить подарки, трофеи, прежде всего пленных, которых чаще всего приносили в жертву предкам Вана при очередной календарной дате жертвоприношений. Практика наследования должности правителя - Вана находилась еще в процессе становления. Не сразу передача власти отца к сыну устоялась в этом обществе, престол переходил от брата к брату и от дяди к племяннику.

Высший суверенитет и сакральная святость шанского правителя - Вана были для всех шанцев превыше всего.

Социальная структура периода Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э

Было время когда племена Чжоу входили в сферу политического влияния Инь(Шан) на правах подчиненной территории. Усиление чжоуцев ознаменовалось тем, что военные столкновения между Инь и Чжоу принимали оборот в сторону последней.

Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, которую возглавляло племя Чжоу. Со временем Чжоуцы переняли культуру и быт иньского государства. Чжоуцы научились у иньцев изготовлению оружия и других боевых предметов из бронзы, коллестницы и т.д.

После окончательного разгрома иньцев, чжоуцы предоставили знати (от иньского ванна) владения земли вместе с их населением. Вожди иньских племен были не тронуты_ тем самым оставшись занимать свои посты. В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными вану территориями.

Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, которые располагалась по отношению друг к другу по принципу иерархии (в Древнем Китае она была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах). Чжоуские ванны занимали высшую ступень иерархии, как было принято говорить «единственным среди людей», они представляли собой деспотических правителей(говорю во множественном числе, т.к. за этот период их было не мало, но суть безграничной силы правителя не менялась. Следующий слой представлял собой Чжухоу , правители наследственных владений, являлись бесспорно аристократией. Средний ранг - это дафу , главы родоплеменных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения чжухоу. Четвертая группа — ши , главы больших семей, входивших в состав вышесказанной родоплеменной группы. Последняя группа - простолюдины .
Специфика того или иного ранга заключалась в материальных благах, которыми мог пользоваться данный человек. В первую очередь различны количества питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов. «При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти — в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы» Устанавливались строгие правила в отношении убранства жилища, то чего не должны позволять себе простолюдины. То же самое касалось и пищи: «считалось, что ван может питаться мясом быка, барана и свиньи, чжухоу — только говядиной, дафу — свининой, ши — рыбой, а простолюдины вообще не имели права есть мясо. Социальные различия находили отражения и в лексике древнекитайского языка — для обозначения одного и того же понятия существовали различные слова, употреблявшиеся в зависимости от принадлежности говорившего к определенному рангу.»

Принадлежность человека к высшим социальным группам была установлена по принципу родства. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже. Но это правило не действовало на слой простолюдинов, ведь ниже опуститься было нельзя.

Что касается земельного владении, то Ван являлся верховным собственником всей земельной территории. Но земля обрабатывалась простолюдинами. Почему?

В землевладельческой структуре, как и в социальной, есть своя иерархия, каждый слой жалует землю нижестоящему. Можно сделать на этом основании следующий вывод: частной собственности как таковой в чжоуском обществе не существовало.

Социальная структура царства Цинь - 246 г. до нашей эры - 207 г. до н.э.

До IV в. до н.э. о царстве Цинь мы мало что можем узнать. В то время о ней мало где упоминалось, ведь она почти не вела борьбу между царствами.

В связи с потерей плодородия земли, царство Цинь осуществило создание ирригационной системы, значительно увеличив тем самым свою сельскохозяйственную продукцию

При царе Сяо-гуне (361—338 гг. до н.э.) были проведены важные реформы землепользования:

  1. Узаконены взятие в залог и скупка земли
  2. Был запрещен обычай кровной мести.
  3. Отменена ограничения размера земельных владений.

Именно это приводило к подрыву сельской общины. Шан Ян издал законы о рабах – как о земельной рабочей силе. Принял множество реформ в военной области государства: захват в плен врага – повышение ранга воина, т.е. право на получение земли и рабов.

Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отстранена от власти. Только военные — обладатели рангов считались полноправными свободными гражданами, порабощать их запрещалось законом. Но со временем ранг можно было купить или обменять. Такие изменения повлекли за собой черты военно-бюрократической деспотии государства.

Государство Цинь превратилось в сильнейшую военную державу и перешло в наступление на соседние страны. Оно расширило свои государства за счёт других владений. На престол Китайского воителя встал первый «император» - «шихуанди» - Цинь Ши Хуанди. Считалось, что он «Сын неба» и власть его стала ещё более обожествлена, чем при правителях – ванах.

Этот нелёгкий период в китайской истории называют жесточайшим. Бесконечные войны, завоевания, начало застройки Великой китайской стены, Сооружение которой продолжалось десяток лет и стоило империи неимоверных тягот и людских потерь.

Цинь Ши Хуанди ввёл новые жесточайшие порядки в систему государства. Ни один гражданин не имел право называть себя вэйцем, яньцем, циньцем. Все равны – от знати до простолюдинов. Император учредил единое для всего населения наименование – «черноголовые», не пощадив никого, даже своих сыновей он спустил до низшего ранга, превратив в простой люд. В империи господствовала военно-бюрократическая знать, преимущественно из числа новых богачей — крупных предпринимателей и торговцев. Была легализована покупка должностей и рангов знатности. В рабов император обращал членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой круговой порукой, так что в рабство переходили целые группы сел.

В этот период произошло катастрофическое обнищание земледельцев, забор имущества у крестьян, введение крупных налогов на землю даже в слоях аристократии, государство было истощено.

Но после смерти Цинь Ши Хуанди, всё вело к гражданской войне - восстания объединяли в себе не только порабощенные массы, бедняков из общинных крестьян — к ним добавились представители господствующего класса, в основном из знатных родов прежни. царств. Людям удалось обрести свободу.

На этом заканчивается время рабовладельческого Древнего Китая,

на смену его приходит феодальное общество .

Социальная структура периода Хань (206—220 гг. до нашей эры)

Рост крупной частной земельной собственности, подъем ремесленного производства, развитие торговли и денежных отношений ускорили разложение общины и развитие рабовладельческих отношений. В древнем Китае имелись две основные формы рабства — государственное и частное.

Основным источником государственного рабства являлось порабощение осужденных. Власти очень, часто прибегали к наказанию для увеличения даровой рабочей силы (порабощаемым татуировали лица зеленой чертой вокруг глаз)

Наибольшее распространение получило частное рабовладение, главным источником которого являлось долговое рабство. Обедневшие общинники, цеплявшиеся за свои клочки земли, вынуждены были отдавать своих сыновей в рабство, лишь бы как-то сохранить за собой пахотный надел, владение которым делало их полноправными членами общины.

В империях Цинь и Хань в Китае процветала работорговля, Количество частных рабов служило мерилом богатства. Крупные рабовладельцы имели сотни и тысячи рабов. Особенно почетным считалось получение рабов в дар от императора, но этой чести удостаивались лишь наиболее приближенные сановники. Сфера применения рабского труда была довольно обширной. Государство использовало рабов на рудных и соляных промыслах, в ремесленных мастерских и на различных тяжелых работах. Значительное количество рабов содержалось во дворцах в качестве слуг. Однако более всего рабский труд использовался в частных хозяйствах. В таких развивающихся отраслях, как ремесло и торговля, рабы являлись основной рабочей силой.

В социальной структуре очень крепко установились такие слои как земледельцы – крестьяне, торговцы, воинский слой населения, аристократия . Формально из всех категорий населения только чиновничество и обладатели рангов знатности освобождались от повинностей.

Что касается вышесказанного феодального общества, то оно появилось уже в Китае в первых веках нашей эры в связи с экономическим и политическим усилением крупных частных земельных собственников и зарождением частнозависимого мелкого крестьянского хозяйства. Появились новые социальные категории непосредственных производителей, именуемые бинькэ и буцюй.

В Ханьской империи значительную силу приобрела бюрократическая прослойка. Существенные изменения произошли в статусе чиновничества. Представители различных социальных слоев, преимущественно из наиболее зажиточной части общества, занимавшие административные посты в период империи Цинь, всячески стремились закрепить свое положение, сохранить за своей семьей или патронимией преимущественное право на замещение чиновничьих должностей.

Понемногу страна выкарабкивалась из рабовладельческой зависимости, что вело к становлению политики и экономики. Китайское единое государство, считалось со времён нашей эры одним из крупных и мощных стран .

Заключение

Исследовав особенности социальной системы каждого из выделенных периодов, я могу сделать следующий вывод. Первые три периода считаются тяжелейшим временем в становлении китайского государства, бесконечные войны, перестройки политики внутри государства несло резкие изменения и в социальной структуре.

Система рабовладельческого общества в сущности не двигала государство вперёд. Древний Китай топтался на месте, не выходя на мировую арену.

Во время зарождения китайской цивилизации, происходило только зачатие социальных структур, информация имеется лишь о властном положении Вана, следующий период Чжоуского общества несёт в себе расслоение населения на ранги, разница между которыми была чётко выражена, в период Цинь ломается вся социальная структура, обусловленная появлением нового жестого императора, подчинившего себе китайские земли. Начало династии Хань – это восстановление системы, после периода Цинь, система рабовладельческой структуры усиливалось, рабами были преступники, предатели, должники, бедняки, некоторые крестьяне. Огромное количество Китайского населения порабощалось. Но уже к началу нашей эры произошла некая перестройка, давшая начало феодальному принципу строения.

Феодализм - тип аграрного общества, в котором владение землей обусловлено военной или иной службой, в феодальном обществе имеется иерархия политической власти, основанная на договорных правах и обязанностях, обычно с монархом во главе, несвободные крестьяне обрабатывают землю как крепостные.

Список литературы

  1. «История Кита». Альтернативная история. Учебное пособие. Автор Л.С. Васильев
  2. «Формы социальной организации древних китайцев». Автор Крюков М. В.
  3. Учебно-методический комплекс по истории древнего мира. Автор Денисов В.И.
  4. www .wikipedia.org/wiki/История Китая

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39037. Разработка многооконных приложений с использованием Borland C++ Builder 88.5 KB
Для добавления новой формы в проект приложения необходимо вызвать команду File New Form главного меню или нажать соответствующую кнопку на панели инструментов. Для каждой формы приложения вызывается метод CreteForm создать форму объекта приложения ppliction. Главная форма автоматически отображается на экране при запуске приложения в то время как остальные формы которые иногда называют вторичными будут созданы но останутся невидимыми для пользователя до тех пор пока не будут явно...
39038. Количество информации. Мера Хартли и мера Шеннона 80.5 KB
Рассмотрение предложенных способов измерения количества информации удобно начать с примера. Тем не менее только на основе априорной информации мы не можем точно сказать какое именно число очков выпало в результате конкретного подбрасывания. С поступлением новой информации о результате подбрасывания эта неопределенность может уменьшаться.
39039. Понятие информационной системы 98.5 KB
Сейчас пришло время дать этому понятию более точное определение: Информационная система ИС это взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемых для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Как видно из определения информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск выдачу информации необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Основными элементами работы информационных систем являются: ввод новой информации и выдача текущей информации по...
39040. Классификация информационных систем 123 KB
Основная проблема классификации ИС заключается в том что единой системы оснований для классификации выработать не удалось. Предлагается классифицировать информационные системы по следующим признакам: По масштабам применения настольные офисные и корпоративные. ПО: различные программные приложения связанных общим информационным фондом Такие приложения создаются с помощью так называемых настольных СУБД FoxPro Prdox dBse MS ccess или с помощью файловой системы и диалоговой оболочки для ввода редактирования и обработки данных. Это...
39041. Документальные информационные системы 237 KB
Практика показывает что чаще всего информация представлена не в виде структурированных массивов данных а в виде простых текстовых документов. В отличие от ФИПС в результате проведения информационного поиска ДИПС выдает потребителю не конкретные сведения факты а совокупность документов смысловое содержание которых соответствует его запросу. Поэтому для автоматизации информационного поиска необходимо формализовать представление смыслового содержания информационного запроса и документов то есть перейти от их записи на естественном языке...
39042. Фактографические информационные системы 194 KB
Основными компонентами фактографических систем являются Базы Данных и системы управления Базами Данных СУБД. Ее основные задачи: распределение внешней памяти; определение структуры файла; способы именования файлов и отображение их имен на пространство адресов внешней памяти; обеспечение доступа к данным; обеспечение защиты данных в файлах; способы многопользовательского доступа к файлам. Ограничения файловых информационных систем Разделение и изоляция данных. Обработка данных из разных файлов обычно требует значительных усилий...
39043. Интеллектуальные информационные системы ИИС. Экспертные системы 146 KB
Основные задачи ИИ Представление знаний и разработка систем основанных на знаниях; Разработка естественно-языковых интерфейсов; Разработка систем машинного перевода; Распознавание образов идентификация неизвестного объекта по его признакам; Создание обучающихся и самообучающихся систем; Программное обеспечение интеллектуальных систем развитие существующих...
39044. Информационные системы в экономике и бизнесе 93 KB
; Не удавалось построить оптимальную модель планирования при увеличении количества комплектующих до тысяч единиц нельзя чтобы изза отсутствия одной гайки простаивал конвейер по сборке авиадвигателя каждая из которых характеризуется своей динамикой поведения запасов. Усложнение методов планирования запасов привело к появлению более развитого стандарта планирования потребностей в материалах Mteril Requirement Plnning MRP. Недостаток методики MRP: Отсутствие контроля выполнения плана закупок и механизма корректировки этого плана в...
39045. Понятие информации. Способы измерения и оценки информации 196 KB
Понятие информации Понятие информации Несмотря на то что информация является базовым понятием информатики и кибернетики дать ей точное определение весьма затруднительно. В настоящее время можно выделить три основных подхода к понятию информации: Общенаучный философский. Рассмотрим например переход вещества из твердого состояния в жидкое здесь можно наблюдать материальные преобразования энергетические затраты а также потерю информации относительно расположения атомов. Другой пример: образовательный процесс который сам по себе...

Традиционное китайское общество

Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных социальных слоев, сословий, групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности определялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принадлежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями.

Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись законом и традицией, которые закрепляли объем прав и обязанностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр.

Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы: "благородных", "добрых" и "подлых" людей.

Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц - светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладельцами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствования династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родственников" императора, обладающих высокими титулами, рангами, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений.

В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладельцев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благородных", могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика покупки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения наказания за совершенное преступление путем зачета ранга и пр.

В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии - чиновничеству. Образованная сословная группа - шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных крестьян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слой лиц, непосредственно причастных к власти, - окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический государственный аппарат, вторую - огромная армия кандидатов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной власти Китая.

Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки образование и сдавших экзамены. Фактически получить образование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность "достойных людей".

Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу которых была положена система оплаты службы чиновника зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней*), сложилась еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохранялись вместе с делением на высших, средних и низших чиновников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной величины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911- 1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и "кормления" могли служить лишь дополнением к их вознаграждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов.

Дань - 103,5 литра зерна.

Представители второй непривилегированной сословно-классовой группы относились к простонародью, "мелкому люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремесленники, на которых и лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.

К третьей сословно-классовой группе "подлых людей" относились неполноправные свободные и бесправные - государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, нередко прикрепляемых к земле.

Неполноправная сословная группа состояла вплоть до XIII в. из лиц, находившихся в зависимости от "сильных домов". Они использовались в качестве вооруженной силы, полукрепостных арендаторов, батраков, домашней прислуги. Арендаторы частных земель и батраки, как и рабы, должны были беспрекословно выполнять приказания хозяина. Их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли на страже интересов землевладельцев, оказывали им содействие в розыске и возвращении беглых арендаторов и батраков, не внесших вовремя арендную плату или не отработавших сроков, указанных в контракте. Лишь в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.