В чем социокультурные и мировоззренческие особенности. Мировоззрение как социально-культурный феномен

Основные характеристики философского знания. Его структура.

Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

· быть подтверждаемым,

· быть истинным

· и заслуживающим доверия.

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку» обладает знанием.

Философское знание имеет определенную структуру:
- философская онтология, или учение о бытии ; рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность,

его глубинные причины.

- гносеология, или философское учение о познании ; рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др. Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие - гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.

- философская антропология, или философское учение о человеке; раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.



- социальная философия; раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы

- философия истории; изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? - таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества

- этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле; учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории - добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций

- эстетика, или философское учение о красоте, о прекрасном и безобразном, о смысле и предназначении искусства; учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

- история философии. рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.

История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.


Мировоззрение как социально-культурный феномен

В повседневной жизни каждый человек так или иначе задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основумировоззрения.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.
Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.
Ценность
– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека. Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.
Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.

Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.

Таким образом, мировоззрение выполняет следующие функции:

1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности;

2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека;

3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений;

4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;

5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.


Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения. Мировоззрение это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путемсложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения.

1. Знания –совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности –отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства –личные переживания человека, вызванные внутреннимии внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Воля –способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.

5. Убеждения –взгляды, принимаемые в качестве истины, соответс­твующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.

Исторические типы мировоззрения.

Мифология (от греч. mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззре­ние, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.

Религия (от лат.religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.

Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

Особенности философского мировоззрения:

1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.

2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений . Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.

3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли . Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.

4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий . Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.

5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.

Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслительПифагор вVIв. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов. В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии . Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения(в центре – сам человек);

4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

Основные разделы философии и их проблематика. Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология , то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии . Он имеет две стороны. Во-первых:что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя ?Материалисты считают, что первична мате­рия, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично.Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а)субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б)объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальное первоначало получило названиесубстанция .В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направлениямонизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций).В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии:познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позициягносеологического оптимизма .Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – этоскептики .

3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы –праксиологию (учение о деятельности людей) иаксиологию (учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество . В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия в системе культуры. Социальные функции философии. Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты.Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном.Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле.Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощьюлогических рассужденийо его всеобщих основах.

Философия и мораль , закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

Функции философии:

1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);

2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).

1. Мировоззрение и его структура 2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское 3. Философия как способ рационального самоопределения человека 4. Структура и функции философского знания 5. Основные типы философствования 6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика

1. Мировоззрение и его структура Мировоззрение – это взгляды человека на мир, самого себя и свое место в мире, позволяющие ориентироваться в действительности. Два уровня в структуре мировоззрения: мироощущение – уровень первичного переживания действительности, который включает эмоции, чувства и представления; миропонимание – рациональный уровень мировоззрения, предполагающий осмысление и объяснение действительности. Он включает знания, убеждения и ценности.

Два рода компонентов в структуре мировоззрения: Прагматические (утилитарные) – связаны с удовлетворением необходимых потребностей и целерациональной деятельностью Непрагматические – связаны с особыми неутилитарными интересами человека (моральными, религиозными, эстетическими) В зависимости от сфер человеческой деятельности в структуре мировоззрения можно различать такие компоненты, как познавательные (научные и философские идеи), религиозные (например, верования), моральные (например, принципы и нормы поведения), эстетические (чувства и представления о прекрасном), политические и правовые (принципы и нормы, касающиеся регламентации общественной и государственной жизни) и др. Мировоззрение можно рассматривать на двух уровнях: индивидуальном и социальном. Для общества конкретной исторической эпохи существует базовый комплекс чувств и идей, разделяемых большинством его представителей.

2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское Миф (греч. «сказ» , «сказание») – рассказ, повествование о первособытиях, участниками которых были герои, боги и другие необычные существа. Мифы передавали первый опыт самосознания. Мифы описывали важнейшие события, приведшие к установлению существующего порядка вещей, например, происхождение мира, социальных норм, ремесел, искусств, и т. п. Реальность, представленная в мифах – это самая «живая» , самая настоящая реальность.

Особенности мифологического мировоззрения синкретизм – неразделимое единство внутреннего и внешнего мира, разума и чувств и т. п. ; генетизм – объяснение сущности через происхождение; персонификация – олицетворение природных стихий, сил, принципов и т. п. связь с ритуалом: миф передается через коллективное символическое воспроизведение первособытий.

Религиозное мировоззрение опирается на веру в священное. Эта вера обязательно предполагает наличие сообщества верующих (общины или церкви) и проявляется в поклонении предмету веры (культе). Religio – святыня, благочестие, почитание. Religare – связывать. Религия – «связь человека с Богом» . Особенности религиозного мировоззрения: опора на веру в священное амбивалентность реальности, основанная на представлениях о священном и мирском. Все священное понимается как подлинное, самое значительное, абсолютное, а мирское – как ненастоящее, второстепенное, относительное; связь с культом – почитанием предмета веры, поклонении ему посредством ритуалов и обрядов

Исторически религиозные верования развивались от первичных до монотеистических Первичные верования: Анимизм (от лат. anima – «душа») – вера в души или духов, а точнее говоря, в особых двойников существ и объектов (например, в существование душ умерших или духов гор, рек, леса и т. п.); Тотемизм (от totem – «его род» на языке индейцев племени оджибве, священное существо) – вера в священное кровное родство с животным (или растением), которое почитается первопредком; Фетишизм (от португ. feitico – «амулет» , «волшебство») – поклонение вещам, вера в чудесные свойства вещей. Политеистические верования – многобожеские (древнеегипетские, древнегреческие, древнеиндийские, древнеславянские). Монотеистические религии признают одного единственного Бога (иудаизм, христианство, ислам). С появлением монотеизма религия становится универсальным типом мировоззрения.

Особенности философского мировоззрения рациональный характер: философское мировоззрение основано на размышлении, интеллектуальной деятельности; критический характер: предполагается конструктивное сомнение, когда нельзя ничего принимать на веру, стремление к ясному интеллектуальному усмотрению; рефлексивность: осмысление самого себя, направленность на самопознание; упорядоченность идей (системность): философское знание должно быть совокупностью связанных друг с другом идей, а философствование – последовательным и непротиворечивым; отвлеченность идей (абстрактность): философские идеи могут быть непосредственно не связаны с практикой; философствование – движение в сфере чистой мысли Философия – рационально-критический тип мировоззрения

Тип Мифология Религия мировоззрения базовая первичное вера способность синкретичное переживание (эстетическое чувство, А. Лосев) Философия разум содержание сказания о первособытиях положения рационально вероучения выработанные идеи форма проявления ритуал культ рассуждение

3. Философия как способ рационального самоопределения человека Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – любовь к мудрости (стремление к истине). По преданию первым из известных нам мыслителей называл себя философом Пифагор (VI-V вв. до н. э.), вероятно, для того, чтобы его не почитали мудрецом или богом, а только любителем мудрости Философия это: Ø попытка постичь свое бытие как разумное целое (Гераклит, Парменид); Ø знание мироустройства, порядка мироздания («физики»: милетцы, пифагорейцы); Ø знание божественных вещей (Фалес, Платон, Аристотель); Ø искусство нравственной саморегуляции и достойной жизни (Семь мудрецов, Сократ, сократические школы); Ø социальная провокация речью и действием (киники)

Два истока философии v Индивидуальный исток – экзистенциальные проблемы (смысл жизни, принципы жизни, подготовка к смерти) Мудрость – «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (С. И. Ожегов). Мудрецом, по-видимому, может быть признан тот, кто знает, как правильно, достойно жить, как разрешать важнейшие проблемные ситуации. Философа отличает склонность к размышлению о самых важных для жизни вещах. К этому его приводит личностный опыт переживания временности и конечности своего бытия. Поскольку это свойственно не всем, опыт философа нетипичен (М. Мамардашвили) Философия амбивалентна: она невротична и она же – лекарство от душевного расстройства (Боэций: философия – «утешение») v Социальный исток – неудовлетворенность условиями существования (заведенным порядком вещей, ходом жизни). Философия – попытка увидеть и дать другим понять, что мир и жизнь могут быть другими. Философия – социальная критика.

Предмет философии зависит от понимания ее природы Два понимания философии Философия – система фундаментальных знаний о мире, человеке и способах отношения человека к миру (классическое понимание) Философия – рассуждение о предельных основаниях опыта (неклассическое понимание философии как процесса) М. Хайдеггер: философия – это то, чем занимаются философы (т. е. философствование) Философствование – процесс живого размышления, речения и письма

4. Структура и функции философского знания Основные разделы философского знания онтология («учение о бытии» , о мире) антропология («учение о человеке») Предмет рассмотрения Проблемы мироустройства Проблемы специфики человека и человеческого существования гносеология Проблемы (эпистемология) познаваемости мира, («учение о знании» , способов, механизмов о познании) и целей познания социальная Проблемы истоков, философия (учение специфики, устройства об обществе и и развития общества и культуре) культуры Основные вопросы Что существует? Каковы начала бытия? Как устроен мир? Кто такой человек? Что отличает человека от других существ? В чем специфика человеческого существования? Познаваем ли мир? Как осуществляется познание? Зачем познается мир? Что такое общество и культура? Как они устроены? Как они развиваются? Как изменить общество?

Три основные функции философии: мировоззренческая, методологическая и социально-критическая. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия формирует у человека определенные взгляды на мир и самого себя. Методологическая функция состоит в том, что философия помогает определить основные способы и приемы познания и деятельности, способствуя формированию адекватного понимания познавательной активности и ее правильной оценки. Социально-критическая функция философии обеспечивает самооценку состояния общества и культуры, понимание основ общественной и культурной жизни, путей их развития и преобразования, .

5. Основные типы философствования С точки зрения культурно-географических различий можно различать восточную и западную философию. По национально-культурному признаку философия бывает немецкая, французская, русская и т. п. По культурно-историческим особенностям философию делят на классическую и постклассическую. Классическая философия охватывает период от древности до 30 -х годов XIX века и включает: античную философию (VI в. до н. э. -VI в н. э.); средневековую философию (II-XIV в.); философию эпохи Возрождения (XV-XVI в.); философию Нового времени XVII в. ; философию эпохи Просвещения (XVIII в.); немецкую классическую философию (XVIII – сер. XIX в.)

Постклассическая философия (с 30 -х годов XIX века по настоящее время) включает различные формы и направления: иррационализм XIX в. , позитивизм, феноменологию, герменевтику, структурализм, философию постмодерна и др. Философия бывает также академическая и неакадемическая. Академическая философия развивается в научных и образовательных учреждениях. Философствование здесь имеет характер научных исследований. Неакадемическая философия представляет собой литературу особого жанра и стиля, чаще всего эссеистику.

6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, каким способом размышления пользоваться. Способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы появились еще в древности, неклассические – оформились в ХХ веке. Основными классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др. Аристотель: все другие науки более необходимы, но лучше метафизики нет ни одной Диалектическое рассуждение с участием Сократа

Метафизика (от греч. meta ta physika – «после физики») – первоначально объединенные по смыслу фрагменты сочинений Аристотеля, помещенные Андроником Родосским (I в. до н. э.) после сочинения «Физика» ; основной философский труд Аристотеля. Предметом метафизики (или «первой философии») является исследование начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее» , само по себе, безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей конкретные проявления сущего). Поэтому метафизика – это «наука о сверхчувственном» , т. е. умопостигаемом. Метафизический метод отличают такие черты, как: обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия; отвлечение от конкретных проявлений бытия; мышление о предметах в их неизменном виде; построение отвлеченных схем при помощи чистого мышления. Классическими примерами метафизических размышлений являются учения Платона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта и др. Так, например, Платон утверждал, что для каждой вещи существует своя вечная идея (первообраз). Декарт полагал, что есть неизменные универсальные правила размышления. Спиноза считал, что существует единая субстанция (основание мира), а Лейбниц постулировал наличие предустановленной мировой гармонии. Независимо от предмета рассмотрения речь шла о допущении существования чего-то сверхчувственного, вечного и неизменного.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – первоначально умение мыслить противоположностями, усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи и отношения. Начала диалектического мышления обнаруживаются еще у древних. Гераклит, говорит, что одно и то же различно и даже противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и отрава» . Диалектическое рассмотрение реальности требует учитывать два основных принципа: принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей; принцип развития, учитывающий непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.

Наиболее полную разработку и применение диалектического метода мы находим у Г. Гегеля и Ф. Энгельса. Гегель полагал, что развитие можно рассмотреть как переход от возникновения противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической схемы: тезис (начальное состояние объекта) – антитезис (отрицание начального состояния) – синтез (снятие противоположностей через отрицание отрицания, т. е утверждение нового состояния). Примерами диалектических триад могут быть следующие отношения между понятиями: «небытие ↔ бытие → становление» . В данном случае оппозиция небытия и бытия снимается в понятии становления как процесса перехода от небытия к бытию, и, таким образом, противоположности (бытие-небытие) выступают как моменты единого процесса (становления); «становление ↔ ставшее → изменение» . Теперь в качестве оппозиции становлению берется ставшее как отрицающее незавершенность становления. Оба момента (незавершенность и завершенность) синтезируются в понятии изменения как незавершенности, стремящейся завершиться.

Методические материалы по философии
Содержание дисциплины

ТЕМА 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Предмет философии. Основные характеристики философского знания, его структура. Основной вопрос философии. Философия как форма духовной культуры. Место философии в общей системе научных знаний и ее взаимосвязь с другими науками. Функции философии. Значение философских размышлений для самопознания и совершенствования личности, формирования у нее гуманистических идеалов и ценностей. Философия и экономика.

ТЕМА 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии. Философия Древнего мира. Первые контуры философских проблем в Древней Индии и Китае. Переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Античная философия. Материалистические и диалектические идеи в учениях ранней античности. Проблема первоначала. Афинская школа философии: Сократ, Платон, Аристотель. Эллинистическо-римская философия: стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.

Средневековая философия. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм. Патристика и схоластика. Спор об универсалиях: реализм и номинализм в средневековой европейской философии. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Философия XVII - XIX веков. Процесс секуляризации и автономизации философского знания в Новое время. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские направления XVII в.: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббса и Д. Локка. Социальная направленность философии французского Просвещения (XVIII в.). Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах). Диалектика и материалистическое понимание истории в марксизме. Философский позитивизм. Постклассическая философия XIX –начала XX вв.

Традиции отечественной философии. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления. Основные проблемы и направления в русской философии. Взаимопроникновение философии, культуры, художественной литературы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) и западниками (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г.Белинский). Теория «культурно-исторических типов» Н. Данилевского. Проблема человека в творчестве Ф.М. Достоевского.

Социокультурные предпосылки русского религиозного ренессанса конца XIX – начала XX вв. Философские и социально-экономические взгляды В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. Марксистская философия в России, этапы развития, основные идеи и представители: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов.

Современная философия. Главные направления, проблемы и тенденции философии XX в. Неопозитивизм и постпозитивизм. Психоаналитическая концепция З. Фрейда и неофрейдизм. Экзистенциальная философия. Становление и сущность постмодернизма. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

ТЕМА 3. Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Современная наука о структурной и системной организации материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Движение – способ существования материи. Пространственно-временные характеристики бытия. Представления современного естествознания о пространстве и времени.

Специфика человеческого бытия. Специфика социального времени и пространства. Пространство и время как важнейшие характеристики самоопределения человека. Индивидуальное (биологическое) и социальное время.

Идея развития в философии. Понятие «диалектика» и его эволюция в истории философской мысли. Диалектика и метафизика. Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы, законы и категории диалектики. Противоречия экономических интересов различных социальных субъектов, проблема нахождения оптимальных способов и форм их сочетания и гармонизации. Объективная необходимость систематического количественного и качественного анализа хозяйственно-экономической деятельности и социальных процессов. Социально-экономические последствия нарушения меры при повышении цен, эмиссии денег, налогообложения, утверждении бюджета, финансировании производства, образования, культуры и т.д. Методологическое значение закона отрицания отрицания в понимании общественной жизни, в осознании причинно-следственных факторов, способствующих ускорению или замедлению социально-экономического развития общества. Синергетика как метод анализа сложных самоорганизующихся систем, ее эвристические возможности, соотношение с диалектикой. Качественное многообразие процессов развития. Прогресс и регресс в развитии.

Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, многообразие подходов к ее решению в истории развития философской мысли. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Вульгарный материализм. Знание, сознание, самосознание. Проблема бессознательного в философии. Психоаналитическая модель личности З. Фрейда. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры. Природа мышления. Язык и мышление. Проблемы создания искусственного интеллекта.

ТЕМА 4. Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и отражение. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Односторонность и гносеологическая ограниченность сенсуализма, эмпиризма и рационализма. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание и творчество. Проблема истины в философии и науке. Многообразие трактовок истины. Объективная истина. Истина, оценка, ценность. Истина в системе научного знания. Логическая и практическая формы доказательства истины. Познание и практика.

ТЕМА 5. Философия и методология науки.

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Критерии научности знания. Закономерности и формы развития теоретических знаний. Гипотеза как форма развития научного знания. Построение, проверка и способы доказательства гипотезы. Вероятность и достоверность гипотетических знаний. Специфика социально-гуманитарного знания. Проблема практической реализации социально-политических гипотез и учений. Значение гипотетического метода в экономическом планировании. Научная теория, ее структура и функции. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Формы и методы научного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

ТЕМА 6. Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Эволюция представлений об обществе в истории философии. Природа и общество, диалектика их взаимосвязи. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Современная экологическая ситуация, ее содержание и сущность. Критерии, классификация, происхождение и содержание глобальных проблем. Роль экономических факторов в обострении и решении глобальных проблем. Пути оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой. Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского.

Общество как саморазвивающася система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы общества. Объективный и субъективный факторы экономической сферы общества и их взаимодействие. Экономическое сознание и проблема мотивации экономической деятельности людей. Творческий характер экономического сознания и его роль в осуществлении экономических преобразований.

Социальная сфера общества. Социальная деятельность, социальные отношения, социальные ценности, нормы. Человек в системе социальных связей. Понятие социальной структуры общества, ее типы, виды и элементы. Семья в социальной структуре общества. Классы как социальные общности. Теория социальной стратификации и проблемы социальной мобильности. Пограничные, маргинальные, малые социальные группы.

Политическая сфера жизни общества. Сущность государства, его генезис. Правовое государство и его сущность. Гражданское общество, нация, государство. Общественные организации и их роль в жизни общества. Расширение функций и повышение роли общественных организаций как путь демократизации общества. Роль церкви в общественной жизни. Светское и религиозное государство. Секуляризация общественной жизни как глобальная тенденция мирового развития.

Понятие духовной сферы общества, проблема ее целостности. Понятие духовной культуры и ее исторические формы. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Роль средств массовой информации в создании ценностей в информационном и глобальном мире. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества, «открытое общество» К. Поппера, «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

ТЕМА 7. Философская антропология

Человек как проблема для себя самого. Социокультурный смысл проблемы человека в философии. Проблема человека и ее эволюция в истории философской мысли. Человек и мир в современной философии. Проблема природы и сущности человека. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Понятие индивида, индивидуальности и личности. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек в мире деятельности. Смысл человеческого бытия. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Свобода и ответственность. Человек в зеркале саморефлексии. Концепция Фрейда и неофрейдизм. Человек в философии персонализма, экзистенциализма и философской антропологии. Нравственное измерение человека и его эстетическое отношение к миру. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Человек в современном мире. «Массовый» и «одномерный» человек. Антиномия индивидуализма и коллективизма. Проблема идеала. Человек в мире повседневности. Идентификация, проблема «Я».

ТЕМА 8. Философия экономики

Экономика как объект философского анализа. Проблемы философии экономики в истории общественной мысли. Карл Маркс о созидательной, предметной деятельности общественного человека. Анализ социально-экономических проблем в русской философии. Хозяйство как ценность, хозяйствующий субъект как творец культуры. Философия экономики как мировоззренческая, теоретико-методологическая и аксиологическая основа моделей современной экономической деятельности. Экономика и информационное общество. Экономика и глобализация. Правовые, политические и социологические проблемы глобального мира. Роль философии экономики в современном социально-экономическом и духовном развитии России.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная:

1. Философия: Учебник /Под ред. проф. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

2. Философия: учебник для студентов вузов. /под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. (ЭБС Book.ru)

3. Островский Э.В. Философия: учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. (ЭБС znanium.com)

б) дополнительная:

4. Философия / В.В. Миронов. отв.ред. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. (ЭБС znanium.com)

5.Орехов А.М. Философия экономики в России: рождение традиции: Монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. (ЭБС znanium.com)

6. Тяпин И.Н. Философия экономики: Учебное пособие/И.Н.Тяпин - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (ЭБС znanium.com)

7. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

8.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

9. История русской философии: Учебник / Под общ.ред. М.А. Маслина. - 3-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. (ЭБС znanium.com)

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ – URL: http://repository.vzfei.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом» ИНФРА-М». – URL: http://repository.vzfei.ru

Федеральное ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru

Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: «Книги», «Статьи», Диссертации», «Учебно-методическая литература», «Авторефераты», «Депозитарный фонд». – URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm

Библиотека сайта philosophy.ru – URL: http://www.philosophy.ru

Библиотека философского факультета МГУ – URL: http://philos.msu.ru

Библиотека философии и религии – URL: http://filosofia.ru/articles

Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН – URL: http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Librare.htm

Новая философская энциклопедия – URL: http://iph.ras/ru/enc.htm

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Философская библиотека Новосибирского государственного университета – URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
Перечень тем эссе по философии

1.Философия – это наука или она отличается от науки как особенное знание?

2. Диалектика и метафизика как философские методы исключают или дополняют друг друга?

3. Материализм или идеализм? А может быть существует третье направление в философии?

4. Нужна ли философия для решения проблем современного мира?

6. Что наиболее характерно для античной философии?

7. Является ли критика представителей элейской школы воззрений милетской школы в чем-то правомерной?

8. В чем величие Демокрита и его философии?

9. В чем величие Сократа и его философии?

10. Философия Платона: ее сильные и слабые стороны.

11. Философия Аристотеля: ее сильные и слабые стороны.

12. Можно ли согласиться с мыслью эллинистической философии, что никто не может господствовать над душой другого человека?

13. В чем различие методологических подходов Августина Блаженного и Фомы Аквинского к обоснованию содержания христианской религии?

14. Является ли философия эпохи Возрождения простым возвратом к античной философии?

15.В чем величие философии эпохи Возрождения?

16. Правомерно ли говорить о философии эпохи Возрождения как методологической предпосылке классической науки?

17. В чем величие философии Бэкона?

18. Является ли в философии Нового времени критика эмпиризма представителями рационализма в чем-то правомерной?

19. Является ли в философии Нового времени критика рационализма представителями эмпиризма в чем-то правомерной?

20. В чем величие философии Спинозы?

21. В чем величие философии Лейбница?

22. В чем величие социальной философии Просвещения?

23. Выражает ли априоризм в философии И.Канта реальную проблему?

24. В чем состояла новизна этики И.Канта?

25. В чем заключается «рациональное зерно» философии Гегеля?

26. Согласны ли Вы с тезисом Л.Фейербаха «Бог – это отчуждение человеческой сущности»?

27. Содержит ли философия К.Маркса положительные идеи или от нее надо полностью отказаться?

28. В чем величие философии экзистенциализма?

29. Правы ли неокантианцы, резко разграничив естественные и гуманитарные науки?

31. Можно ли противопоставлять неопозитивизм и постпозитивизм, в чем их сходство, а в чем различие?

32. Славянофильство и западничество, в чем их сходство, а в чем различие?

33. В чем величие религиозно-идеалистической философии В.С. Соловьева?

34. Является ли основная идея философии общего дела Н. Федорова утопичной?

35. Чем отличается философский подход к пониманию материи от естественнонаучного ее понимания?

36. Субстанциальное и реляционное понимание пространства и времени, в чем сходство и различие?

37. В чем различие философского понимания сознания от его естественнонаучного понимания?

38. Является ли биосоциальная природа человека философской проблемой?

39. Возможна ли единая наука о человеке?

40. Имеет ли человеческая жизнь какой-либо смысл?

41. Человек – это «волк или овца» (Э. Фромм)?

Лекция 1. Философия как социокультурный феномен.

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии.

1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир (природа, человек, общество), фиксирующая отношение человека к миру, формирующая идеалы, жизненные ценности, программу поведения.

Мировоззрение имеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем. К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т. п. Система ответов на эти вопросы формирует как мировоззрение эпохи в целом, так и мировоззрение отдельной личности.

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:

1. Знания – определенные представления о мире, полученные из собственного опыта или через научение. 2. Ценностные установки – отношение к происходящему, к тому, что человек осмысливает. 3. Система жизненных и социальных идеалов 4. Программа действия – у человека вырабатываются определенные стандарты действий. 5. Убеждения или смысложизненные установки.

Можно выделить три уровня мировоззрения: Мироощущение – несистематизированная картина реальности, где главная роль отводится эмоционально-образному воспроизведению мира. (Например, любовь или ненависть). Мировосприятие – формирование определенной системы представлений о мире, в которой реальность предстает как целое. Миропонимание – раскрытие сути происходящего, осмысление значения процесса.


К основным функциям мировоззрения относятся: познавательная , ценностно-нормативная (оценочная), поведенческая (практическая).

2. Исторические типы мировоззрения. В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Первой исторически сформировавшейся, целостной системой мировоззрения была мифология . Мифология – это духовно-практическое освоение, объяснение мира, которое осуществляется через миф, через мифотворчество . Мифы представляли собой исторически первую попытку объяснения и понимания мира, т. е. природы, человека, общества.

Любой миф построен как рассказ, повествование на ту или иную мировоззренческую тему: проблемы происхождения мира и человека, возникновение наиболее важных явлений природы, животных, людей, проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческого предназначения и др. Мифу свойственен синкретизм (от гр. synkrētismos – соединение, нерасчлененность, слитность). В мифе слиты, объединены естественное и сверхъестественное, идеальное и реальное, мысль и действие.

Религия – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, которое основным способом объяснения мира и человека считает веру . В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. В религиозном мировоззрении осознание мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и «земной», повседневный (профанный).

Философское мировоззрение (философия) в отличие от мифологии и религии – это рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение. Если мифологическое мировоззрение основано на традиции, религиозное – на вере, то философия базируется на доводах разума , на рациональной аргументации, на логических доказательствах, на рефлексии (критическом анализе). Философия ищет отображение истины не в форме наглядных и конкретных образов и символов (миф), а в форме рационально-обоснованных, отвлеченных (абстрактных) понятий и категорий. Доказательство придает философии логический характер, отличая ее от мифологии и религии. Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения. Философия стремится к тому, чтобы истины, высказываемые ею, воспринимались через критический анализ, а не в контексте одной только веры.

В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео - любовь и софия - мудрость). Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Филосо́фия - наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания .

3. Структура философского знания. В рамках же собственно философского знания выделились такие философские дисциплины , как этика (о морали и нравственности), логика (о законах мышления), эстетика (о прекрасном и красоте) , и постепенно оформились следующие разделы философского знания:


онтология - учение о бытии;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются про­блемы природы познания;

праксиология - учение о практическом отношении человека и мира;

антропология - философское учение о человеке;

социальная философия - раздел философии об обществе.

В качестве основных, важнейших функций философии выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.

4. Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, то есть адекватного воспроизведения реальности. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий.

Различия: главная цель науки – получение практически значимого результата, обладающего достоянием объективной истины. Наука основывается на доказательности, обоснованности, строгости знаний. Научные традиции очень жесткие, требуют следования канонам науки. Знание должно быть аргументировано, последовательно, без противоречий. Философия обязательно включает в себя ценностно-оценочную компоненту. Науке это не присуще.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между философией и искусством общее то, что само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки. Например, литература должна раскрепощать читателя, включить в свой жизненный мир.

Различия: философия воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций , обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.

И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Религия и философия: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, в ней есть элемент веры.

Различия: философское творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Философия критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет , как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.