В чем заключается своеобразие лирического героя твардовского. Тема памяти в лирике Твардовского

Сочинение

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках «Дорога», «Загорье», «Сельская хроника» Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, «Ивушка», «Не стареет твоя кра­сота…»).

Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады («Отец и сын», «Баллада о товари­ще», «Баллада об отречении»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника». Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы - непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»).

Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период («Я убит подо Ржевом…»).
И у мертвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она - спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»).К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:
…вольно или невольно
Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении «Час мой утренний, час контрольный…» поэт уверен, что можно еще повернуть историю:
Но еще не бездействен ропот
Огорченной твоей души.
Приобщая к опыту опыт,
Час мой, дело свое верши.

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд («В чем хочешь чело­вечество вини…», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…»).

Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее - биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи - это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества - я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да. Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в пар­ке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память при­роды - это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

30.03.2013 34099 0

Уроки 81-82
Жизнь и творчество Александра Трифоновича
Твардовского. Своеобразие лирики

Цели : рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход уроков

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.

С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961

Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.

В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

А. Т. Твардовский

I. Биографические истоки творчества Твардовского.

Быть читателем поэзии – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.

В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?

Возможно сообщение подготовленного ученика на тему «Основные этапы жизни и творчества А. Т. Твардовского».

II. Основные темы и идеи лирики Твардовского.

1. Прослушав лекцию, запишите её в виде плана , перечислив основные темы и идеи лирики поэта.

Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это (вспомнить особенности поэзии Некрасова)?

Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

Столбы, селенья, перекрестки,

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества,

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.

Ученик читает наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

– Что дало право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.

В произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:

Спасибо, моя родная

Земля, мой отчий дом,

За все, что о жизни знаю,

Что в сердце ношу своем.

Твардовский – тонкий лирик-пейзажист. Природа в его стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.

Ученик читает наизусть:

И, сонная, талая, И с ветром нежно-зеленая

Земля обвянет едва, Ольховая пыльца,

Листву прошивая старую, Из детских лет донесенная,

Пойдет строчить трава. Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была, да канула,

А есть и будет с тобой.

«Снега потемнеют синие», 1955

– «Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.

…За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу;

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.

2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с. 258–260), дополните материалом свой план.

3. Проверка и обсуждение получившихся планов лекции.

III. Практическая работа.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом». (Класс заранее разбит на группы. Вопросы предварительно распределены.)

Карточки с заданиями

1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961

– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?

2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?

3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».

Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?

4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981

Подтвердите эту мысль критика примерами из художественного текста.

IV. Итог уроков.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?

Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –

Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

Домашнее задание.

Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

1. Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

2. Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

3. Напишите вступительное слово к этому сборнику.

Работа может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется художнику, составителю сборника, редактору.

Цель урока:

Эпиграф:

А.Т. Твардовский

Методические приёмы:

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

II. Слово преподавателя

Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта — человек из народа.

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Лирика А.Т. Твардовского»

Урок 4. Лирика А.Т. Твардовского

Цель урока: показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Эпиграф:

«Вся суть в одном- единственном завете...»

А.Т. Твардовский

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Чтение лирических стихотворений Твардовского, их краткий анализ с точки зрения традиции. Отмечаем, что любимыми поэтами Твардовского были Пушкин и Некрасов. Их влияние, особенно некрасовское, очевидно. Заметны есенинские интонации («Сельское утро», «Размолвка»).

II. Слово преподавателя

Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта - человек из народа.

Его стихи 30-х годов, составившие «Сельскую хронику», как позже определил сам поэт, были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхозы». Но все же «Сельская хроника» выделялась среди произведений тех лет уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним. И в жанровом отношении стихи приближены к народной традиции. Например, стихотворение «Не стареет твоя красота» напоминает величальную песню:

Честь великая рядом с тобой

В поле девушке стать молодой.

Всюду славят тебя неспроста -

Не стареет твоя красота.

А в стихотворении «Катерина» интонации причитания, плача:

А куда ж ты, Катя, уходишь от нас...

Главным настроением стихотворений является оптимизм, даже если речь идет об отпевании (стихотворение «Ивушка».)

Твардовский замечал, конечно, многочисленные страдания и беды, которые принесла народу коллективизация. Порой в его произведениях звучали совсем не идиллические мотивы. Стихотворение «Братья» (1933) завершалось вопросом: «Что ж ты, брат? / Как ты брат? / Где ж ты, брат? / На каком Беломорском канале?». Однако преобладает оптимистичный тон:

Счастлив я.

Отрадно мне

С мыслью жить любимой,

Что в родной моей стране

Есть мой край родимый.

«Станция Починок», 1936

Стихотворения, составившие фронтовую хронику (а Твардовский участвовал и в финской, и в Великой Отечественной войнах), разнообразны по жанру. Это и публицистические стихотворные призывы - «Настанет срок народ-герой / Сметет врага с земли родной, И слава первого удара - она навеки за тобой»), «Партизанам Смоленщины» («Эй, родная, смоленская, / Сторона деревенская, / Эй, веселый народ, / Бей! / Наша берет!»), и сюжетные «новеллы» о героях войны и их подвигах («Рассказ танкиста», «Дом бойца»), и картины солдатского быта («Спичка», «Армейский сапожник»). Эти стихотворения сыграли свою роль в годы войны. Но непреходящее значение имеет лирика военных лет, тяготеющая к напряженному раздумью, к углубленности, лаконичности формы. Таково стихотворение «Две строчки» (1943) - воспоминание о финской «кампании»:

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Твардовский в эти, да и последующие годы видел предназначение поэта в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат, чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе». Это стало главным мотивом его послевоенной лирики.

III. Чтение и анализ стихотворений

Читаем стихотворение «Я подо Ржевом» (желательно иметь тексты на каждой парте). Написано оно сразу после войны, в 1945-46 годах и первоначально имело другое название - «Завещание воина». Однако первая строка стихотворения стала «крылатой», стала символом трагически и просто оборвавшихся жизней. Твардовский в статье «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» пишет, в частности, о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатления поездки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Такие впечатления, такие встречи легли в основу этого стихотворения.

Кто лирический герой стихотворения?

(Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.)

В чем сила этого стихотворения?

(Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя: подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге. Происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно:

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва

И ни дна ни покрышки.

От человека не осталось ничего: «Ни петлички, ни лычки / С гимнастерки моей» нет и могилы - на поминки / Даже мать не придет». Но человек не исчез - он растворен в природе:

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме,

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе...

Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует, «Наш ли Ржев наконец?» Он призывает живых:

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье

Эта кара страшна.

Он из тех, кто «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, - / Что я больше могу?» Так конкретное становится общим, лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.)

I V . Слово преподавателя

Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны строки:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...

В этом трижды повторенном «все же» - и незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат.

В стихотворениях послевоенных лет звучит и гордость одержанной победы, и вера в будущее, в успехи в мирном труде. Даже полет Гагарина осмысляется поэтом как звено всей народной жизни и истории. В стихотворении «Космонавту» (1961) Твардовский вспоминает летчиков военных лет и заключает:

Так отразилась в доблести твоей

И доблесть тех, чей день погас бесценный

Во имя ваших и грядущих дней.

В стихотворениях «Новосел», в цикле «Памяти матери» происходит переосмысление роли, которую сыграла коллективизация и раскулачивание в судьбе страны, ставшие трагическим переломом в жизни миллионов людей. В стихотворениях цикла - чувство неисполненного долга, мотив внутреннего суда над собой. В конце 60-х годов трагические краски в лирике сгущаются, звучат мотивы подведения итогов, прощания. Но и тут поэт сохраняет иронический взгляд: «Справляй дела и тем же чередом / Без паники укладывай вещички».

Пересматривая критически свою жизнь, свое творчество, поэт имеет мужество признавать свои ошибки, мужество противопоставить свое «Я» официальному мнению. В стихотворении 1956 года «Моим критикам» он пишет:

Все учить вы меня норовите,

Преподать немудреный совет.

Чтобы пел я, не слыша, не видя,

Только зная: что можно, что нет...

Но нельзя не иметь мне в расчете,

Что потом, по прошествии лет,

Вы же лекцию мне и прочтете:

Где ж ты был, что ж ты видел, поэт?

Самостоянье творческой личности - в стихотворении «Вся суть в одном-единственном завете...» - эта строчка стала эпиграфом к уроку. Завет этот заключается в следующем: «О том, что знаю лучше всех на свете, / Сказать хочу. И так, как я хочу». Поэтическим и гражданским осмыслением трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины, явилась поэма «По праву памяти», написанная в конце жизни (1966-1969). Она откровенна автобиографична, исповедальна и подводит итог многолетним трудным размышлениям поэта. Афоризмами стали строки:

Кто прячем прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

Лирический герой Твардовского плоть от плоти своего народа, сын своего времени. Он переболел всеми болезнями духа, которыми переболело советское общество. Но он и не снимал своей вины за все - за простодушную наивность, за иллюзии, за колебания. И в этом чувстве вины, чувстве ответственности и проявляется мужество и свобода человека, гражданина, поэта.

V . Проверочная работа

Домашнее задание

Подготовка к сочинению по творчеству А.Т. Твардовского.

Поэзия Александра Трифоновича Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.

Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство; одну из ранних своих поэм он назвал “Путь к социализму”. В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:

Вместо этой дедовской плесени

Из угла будет Ленин глядеть.

Итогом этого раннего периода стала поэма “Страна Муравия”. Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, раскулачивании семей, истреблении лучших людей села, страшновато. Ведь сам Твардовский родился в деревне, его семья была раскулачена и сослана на Север. Но в стихах сына кулака эти трагические ноты не звучат. Он писал так, как требовали того грозные 20-е, 30-е годы, искренне считая, что на пути коллективизации народ найдет свое счастье.

Поворотными для поэта стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос Твардовского приобретает ту силу, ту подлинную мощь, без которой невозможно настоящее творчество.

Стихи Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта. Например, стихотворение “Армейский сапожник”. Это лирические, взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами родной земле. Эти стихи, близкие к народной песне, написаны на мотив “Позарастали стежки-дорожки...”.

В стихах Твардовского военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение “Две строчки”. Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту не знаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война не знаменитая, но жизнь ему была дана одна-единственная. Через эту смерть постигает художник трагедию Великой Отечественной войны. Возникает пронзительное по силе лиризма ощущение невозвратности потери:

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,-

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу.

Примерзший, маленький, убитый

На той войне не знаменитой,

Забытый, маленький лежу.

Уже после войны, в 1945-1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное, самое пронзительное свое произведение о войне - “Я убит подо Ржевом”. Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, они стали одной из самых трагических страниц в ее ходе. Все стихотворение являет собой страстный монолог мертвого солдата, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеют право лишь мертвые. Так судить, так требовать ответа за все могут лишь павшие. Стихотворение завораживает ритмом своих строк, оно довольно велико по объему, но прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким корням традиции. Это обращение - “братья”.

Я убит подо Ржевом.

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком начете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

В годы войны создана Твардовским и самая знаменитая поэма “Василий Теркин”. Ее герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый, умный, лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность. Теркин - это боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей этому типу гиперболическими изысками. Он человек необычайной стойкости. Он переплывает ледяную реку, чтобы доложить о том, что:

Взвод на правом берегу

Жив, здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

Поэма написана с удивительной классической простотой:

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке: -

Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Позднее творчество Твардовского, его стихи 50-х годов - одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не всем. Необходимо быть большим художником, чтобы не потеряться на этом фоне.

Литературный герой его поэзии позднего периода - это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, о Родине. Его поэзия открыта всем, его стихи доступны и легки. В них нет ничего наносного, лживого, путаного, лукавого. В них народная простота, мудрость, красота. Это искусство в самом высоком смысле этого слова. Несомненно, поэзия Твардовского ждет своего внимательного прочтения и понимания.

Цельная личность поэта, мудрого и гражданский зрелого, беспощадного к себе, гневного и неукротимого, нежного и усталого, встает за каждым маленьким шедевром поздней лирики А.Т. Твардовского.

Для любителей «поверять алгеброй гармонией» она представит немалые затруднения: столько написано им за последние годы стихотворений, не укладывающихся ни на одну из привычных полочек. Где у него грань между лирикой философской и гражданской, пейзажной и политической? Ее почти, а порой и вовсе нет. Но все стихи последнего десятилетия - свидетельство того, что Твардовский - лирик поднялся до самых вершин поэзии.

Иногда те или иные картины природы вызывают у поэта по ассоциаций восполнения далекого детства, воскрешают в памяти давние события, их зрительную и звуковую окраску. И тогда «шум сонливый и неусыпный полевой», «невнятный говор или гомон в вершинах сосен вековых» -

…эти памятные шумы -

Иной порой, в краю другом, -

Как будто отзвук давней думы,

Мне в шуме слышались морском.

Этот «отзвук давней думы», постоянное ощущение «связи времен» чрезвычайно характерен для позднего Твардовского. Это неотъемлемое свойство его натуры, свойство, которое окрасило все его творчество, особенно сильно - в послевоенное время. Даже такое, казалось бы, ультрасовременное творение рук человеческих, как скоростной воздушный многоместный лайнер, который «тянул в пустыне поднебесной свою тяжелую страну», и то по каким - то ассоциациям вызывает у поэта «отзвук» тех времен, когда он еще «ребенком малым» увидел Днепр и вместе с отцом, конем и возом взобрался на паром.

И, как канат на переправе,

Брунжала басом та струна.

Чем вызвано это неожиданное сравнение - чисто ли звуковым сходством или, может быть, тем, что когда-нибудь и над днепровским паромом небо «синело кой-где в разрывах облаков»? Об этом мог бы сказать лишь сам Твардовский.

Вновь и вновь вспоминает поэт свою юность, свое детство, с высоты прожитых лет всматривается в прошлое:

… И жаворонок, сверлящий небо

В трепещущей голубизне,

Себе и миру на потребу

Оповещает о весне.

Все, как тогда. И колокольня

Вдали обозначает даль,

Окрест лежащую раздельно…

«Все, как тогда»… Но не он ли сказал: «Все та же, та же, да другая и даль, и близь, и все вокруг»? Внешне все то же: и голубое небо весеннее, и песнь жаворонка, и неоглядные дали.

И только нету сумки школьной,

Да мне сапог почти не жаль -

Не то, что прежних, береженых,

Уже чиненных не впервой,

Моих заветных сапожонок,

Водой губимых снеговой.

Оказывается, изменился сам автор. Сейчас, в его годы, ему «сапог почти не жаль» - жаль утраченных навек детства и юности. Но какая бы ни была грусть и жалость, поэта бесстрашно приближается к своей последней черте, более того, он обрел на склоне лет высшую мудрость, которой щедро делится с читателем. Как никогда, зорко отличает он теперь подлинные ценности от мнимых, иллюзий - то реальности.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая - быть самим собой.

Так со своей управится судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

Даже в самом сознаний неизбежности смерти Твардовский, как это ни парадоксально, видит ничем не заменимое благо, потому что, надейся человек на бессмертие, он не в состояний был бы оценить прелесть жизни, а значит, лишился бы единственного источника творческих сил:

Не знаю, как горел бы жар

Моей привязанности кровной,

Когда бы я не подлежал,

Как все, отставке безусловной.

Тогда откуда бы взялись

В душе, вовек не омраченной,

Та жизни выстраданной сласть,

Та вера, воля, страсть и власть,

Что стоит мук и смерти черной!

Правда, это было написано в 1957 году, когда поэту до «отставки безусловной» оставалось еще 14 лет. Но и во всей последующей лирике мы не найдем не только опровержения этой мысли, но даже и малейшей поправки.

«Вера, воля, страсть и власть»…

Вера в свои силы, в могущество народа, в человечество.

Воля к победе над строкой. Не остывающая страсть гражданина - борца. Власть над своими минутными слабостями, над усталостью, старческими недругами. Конечно, лучше, если бы их не было.

остывает горячего лета усталость

Ах, добрая осень,

такую бы добрую старость:

Чтоб вовсе она

не казалась досрочной, случайной,

И все завершалось,

как нынешний год урожайный;

Чтоб малые только

ее возвещали недуги

И шла бы она

под уклон безо всякой натуги.

Вся эта благостная картина мыслима, однако, только в сослагательном наклонений. Тешить себя подобными иллюзиями - значит, расслабляться, не быть готовым выдержать новые испытания. И автор завершает начатое строками горькой и мужественной правды:

Но только в забвены

тревоги и боли насущной

Доступны утехи

и этой мечты простодушной.

Готовясь к «отставке безусловной», Твардовский сумел преодолеть и собственное искушение заново «отредактировать» свой творческий путь, дабы остаться в восприятии потолков во всем блеске своего таланта и дабы каждое, даже юношеское, стихотворение представляло собой верх совершенства. В 1965 году, перебирая старые рукописи, поэт поймал себя на том, что на какое-то время его внимание приковал «чернил давнишних блеклый цвет и разный почерк разных лет». Но, отметив про себя, как, менялись с годами, почерк становился все неразборчивее и, наконец, сделался таким, что «строки не разобрать последней», Твардовский с убийственной самоиронией заключил:

Да есть ли толк и разбирать,

Листая старую тетрадь

С тем безысходным напряжением,

С каким мы в зеркале хотим

Сроднится как-то со своим

Непоправимым отраженным?..

Прошло три года. Еще три осталось прожить. Может быть, стоит вернутся к старым тетрадям, подвергнуть их последней, ювелирной отделке? Нет.

Допустим, ты свое уже оттопал

И позади - остался твой предел,

Но при тебе и разум твой, и опыт,

И некий срок еще для сдачи дел

Отпущен - до погрузки и отправки.

Ты можешь на листах ушедших лет

Внести еще какие-то поправки,

Чертой ревнивой обводя свой след;

Самозащите доверяясь шаткой,

Невольно прихорашивать итог…

Но вдруг подумать:

Нет, спасибо в шапку,

От этой сласти береги нас бог.

Нет, лучше рухнуть нам на полдороге,

Коль не по силам новый был маршрут.

Без нас отлично подведут итоги

И, может, меньше нашего наврут.

Когда речь заходит о поэзии Александра Твардовского, в первую очередь вспоминаются слова: «Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке». В своём творчестве Твардовский перенял традиции русской классики – Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Всё творчество этого поэта можно разделить на несколько этапов. Оно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. Ранняя лирика Твардовского посвящена теме природы. Только сельский житель, выросший в деревне, любящий малую родину, тонко чувствующий запахи земли, ветра, трав, может так просто и правдиво нарисовать картину сельской осени:

День пригреет – возле дома

Пахнет позднею травой,

Яровой сухой соломой

И картофельной ботвой.

И хотя земля устала,

Всё ещё добра, тепла:

Лён разостланный отава

У краёв приподняла…

Создаётся впечатление присутствия в деревне. Надо обладать чутким зрением, чтобы увидеть, как отава – трава, выросшая под осень на месте скошенной, - приподняла лён, расстеленный для сушки. Мы охотно верим поэту, своими глазами видевшему все «мелочи» сельской жизни, неоднократно перечувствовавшему осеннюю прелесть природы.

В 30-е годы большая часть стихотворений поэта являются сюжетными по содержанию, носят очерковый характер. Главный герой в них – сельский труженик: хлебороб, плотник, скотник, печник, шофёр. Зачастую мы не встретим здесь лирического героя, либо он присутствует в роли эпического персонажа. Нет здесь и метафорической образности, необычных ритмов, сложных композиционных приёмов. Все стихотворения, созданные до Великой Отечественной войны, объединены под названием «Сельская хроника».

Но Твардовский писал не только о труде, но и о любви («Соперники», «Невесте», «Размолвка»). Здесь явно звучит голос лирического героя, появляется диалогическая речь. Отношения влюблённых немного наивны, а рассказчик добр даже к более удачливому сопернику:

Пусть он смелый,

Пусть известный,

Пусть ещё побьёт рекорд,

Но и пусть мою невесту

Хорошенько любит,

В годы Великой Отечественной войны Твардовский пишет великолепнейшее произведение, памятник русскому солдату, - поэму «Василий Тёркин». В образе Васи Тёркина воплощены главные черты русского национального характера. Произведение ценно не только с точки зрения идеи, но и в художественном плане. Поэт создал новую оригинальную форму. Определение жанра как «книги» дало возможность автору вольно изображать картины боёв и мирной жизни, бегло, как в очерке, вводить новых героев, массовые сцены перемежать с характеристиками героев.

Композиция поэмы также оригинальна. Чёткой хронологии в ней нет, просто показываются отдельные периоды военного времени. В «Книге про бойца» много лирических отступлений, поэтому мы можем назвать её лиро-эпической вещью. Обращается Твардовский здесь и к фольклорным традициям.

В послевоенные годы Твардовский в поэмах (например, «Дом у дороги») и стихах («В час мира», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др.) поднимает тему памяти о страшных событиях 1941-1945 гг. В этот период в его произведениях проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина.

В 1950-1960 годы Твардовский работает над поэмой «За далью – даль». Для неё он выбрал форму путевого дневника: на поезде «Москва – Владивосток» путешественник-пассажир просто заносит в путевую тетрадь всё, что видит из окна вагона. Такое направление сюжета не ново в русской и зарубежной литературе. Здесь возникает тот же образ дороги, который брал за основу когда-то А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»).

Свободное построение поэмы даёт возможность включить в текст множество тем и проблем – в своих рассуждениях повествователь уходит то в страну детства, то в военные годы, то размышляет о сегодняшнем дне страны. Основная же дорожная магистраль – это магистраль духовная, связанная с судьбой Родины, с её историей, с характерами отдельных людей, с радостями и печалями народа.

В 1960-е годы Твардовский возвращается к теме памяти о войне:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе,-

Остались там. И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Традиционно для поэтики Твардовского строки здесь построены просто, прозаически, нет сложных метафор, сложных образных выражений, но душевное переживание остро чувствуется именно в этой простоте и прозрачности.

За сорок шесть лет творческой работы Александром Твардовским созданы не только стихи и поэмы, но и очерки, фронтовые записки, статьи. В художественном отношении он во многом следовал традициям русской классической литературы. В произведениях Твардовского мы не найдём «приукрашенности», сложных аллегорий, глубокой метафоричности. Его художественное слово отличается простотой и искренностью.

Не всё удалось блестяще выразить Твардовскому в своём творчестве. Жанр лирики хуже давался поэту. Но он прав в главном: то, что «знал лучше всех на свете», он выразил в основном честно и художественно убедительно, не «передоверяя» никому.