Что является главной функцией воспитания. Воспитательная функция

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.

а) создание условий для целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей

б) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

в ) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

г) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

3.Особенности воспитательного процесса

1.Воспитание – это длительный процесс Он начинается задолго до поступления детей в школу и продолжается после школы. Гельвеций (представитель французского материализма): «Вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Человек воспитывается или перевоспитывается и в зрелые годы. Он продолжает накапливать и совершенствовать свой трудовой, моральный опыт, расширяя и углубляя свои знания, овладевает эстетическими ценностями.

2.Процесс воспитания – двусторонний и активный процесс . Воспитанник - не только объект, но и субъект воспитания. Задача педагога – воспитать у учащегося потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность.

3.Результаты процесса воспитания малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Она видится навременном расстоянии .

4.Воспитание – это деятельность, устремленная в будущее . В воспитательной работе следует учитывать не только потребности сегодняшнего дня, но и перспективы технического прогресса и общественного развития. Педагог должен быть хорошим прогнозистом.

21 Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

22 общих методов воспитания: · методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера) · методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение,методсозданиявоспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации) · методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие) · методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании. 3. Методы формирования сознания личности. Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется.

К методам воспитания относятся дискуссии и диспуты , хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера . Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы.

23 Прежде всего, важно, чтобы врач оставался исключительно душевным человеком, чтобы чувство доброты, сердечности, отзывчивости не притуплялось в нем, несмотря ни на какие обстоятельства, не оказалось внешним лоском, «дежурной» вежливостью, а было бы чертой характера, внутренней потребностью. Воспитать эти качества удается, как показывает жизнь, нелегко и не у всех.Особенностью врача как человека должна быть высокая эмоциональная чувствительность, неравнодушие к здоровью и судьбам людей.Не одно лишь высшее медицинское образование приносит врачу авторитет. Нужны широкое общее развитие, высокий культурный уровень, интеллигентность. Это поможет врачу более легко устанавливать основанные на взаимном уважении доброжелательные отношения с больными, быстрее разобраться в сложных вопросах патологий и дифференциальной диагностики, получить лучший эффект от применения медикаментозных средств. Авторитет врача усиливает их действие.Чтобы осмыслить внутреннюю жизнь больного и в соответствии с этим лечить, врачу нужно самому быть личностью, сочетать в себе пытливый, всегда стремящийся к прекрасному ум с добрым, мужественным сердцем и неподкупной гражданской совестью; нужно стремиться служить больному не только знаниями, но и всем своим образом жизни. Врач должен проникнуться сознанием, что его положение в обществе особое, что среди специалистов не медиков он должен быть первым, ибо удел его профессии есть забота не о творении рук человека, а о самом Человеке. Это умножит его старания в деле охраны здоровья людей, усилит чувство сопричастности к проводимому его коллегами лечению, личной ответственности за каждую жизнь.Только руководствуясь идеалами высокой нравственности, врач в состоянии будет исполнить до конца свой профессиональный и гражданский долг, поступить в любой жизненной ситуации именно так, как этого потребуют интересы человека, народа, Родины.

24 Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

    общественная направленность воспитания;

    связь воспитания с жизнью, трудом;

    опора на положительное в воспитании;

    гуманизация воспитания;

    личностный подход;

    единство воспитательных воздействий;

    любовь к природе, животным и т. д..

25 Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития

  • 26Способности -- это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Выделяются три основных признака понятия способности:

1. индивидуально - психологические, отличающие одного человека от другого;

2. не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3. способности, которые не сводятся к уже выработанным у данного человека знаниям, навыкам, привычкам или умениям.

28 В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

29 Принципы гуманной педагогики:

очеловечивать среду вокруг ребёнка;

проявлять творящее терпение;

принимать любого ребёнка таким, какой он есть (не ломать его волю);

строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель);

преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;

проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный защитник детства - учитель).

30 Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

31 едагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

    35Эффективная медико-профессиональная подготовка будущего специалиста - врача XXI века требует детального анализа современной системы высшего медицинского образования, выявления и определения ее проблем, а также противоречий в контексте системно-ценностного подхода.

    Профессионально-личностная культура врача должна пронизывать все аспекты его профессиональной деятельности. В этой связи актуален системно-ценностный подход в формировании содержания образования студентов медицинских вузов.

36 I. Предконвенциональный уровень. На этом уровне ребенок реагирует уже на культурные правила и масштабы «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого»; 1 ступень: Ориентация на наказание и послушание. 2 ступень: Инструментально-релятивитстская ориентация. Правильная деятельность заключается в действии, которое удовлетворяет собственные потребности и иногда потребности других в качестве средства (инструментально). II. Ковенциональный уровень. На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи, группы или нации, без оглядки на непосредственные или очевидные последствия.

3 ступень: межперсональное подлаживание или ориентация «goodboy – nicegirl». Хорошее поведение – то, которое нравится другим, помогает и одобряется другими. 4 ступень: Ориентация на «закон и порядок». III. Постконвенциональный уровень. На этом уровне господствует очевидное старание определять моральные ценности и принципы, которые имеют значение и применяются независимо от авторитета групп и личностей, которые представляют эти принципы, и независимо от идентификации индивидуума с этими группами. 5 ступень: Легалистская ориентация на социальный договор. Правильное поведение определяется в смысле всеобщих индивидуальных прав и в смысле масштабов, которые критически проверены и приняты со стороны всего общества.

6 ступень: Ориентация на универсальный этический принцип.

19 Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие.

Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и нав

39 Цели воспитания имеют конкретно исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся к:

1. формированию отношений личности к миру и самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом или другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, эмоционально-волевые коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное место в обществе;

2. формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

3. воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности непонимания в обществе;

4. приобщению человека к культуре, т.е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;

Воспитание непосредственно связано с процессом социализации и социальным развитием. Но жизнь свидетельствует, «что социализацию нельзя сводить к понятию «воспитание» ни в узком, ни в широком смысле, в котором она часто используется. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых стремятся сформировать в личности определенные качества и черты, благодаря которым человек приобщается к культуре и становится полноценным членом общества. Можем назвать такие особенности процесса социализации, позволяющие отграничить его от воспитания:

1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не всегда предсказуемым, целенаправленным воздействием среды;

2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро - и макросредой;

3) рост в меру взросления самостоятельности личности в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение».

Воспитывается ребенок в непосредственном общении с взрослыми. Они рассказывают ей, «что есть хорошо и что есть плохо», поощряют те действия ребенка, которые соответствуют нравственным нормам и правилам поведения, и наказывают за вину. Со временем этот внешний контроль заменяется самоконтролем.

Каждому воспитателю следует помнить, что воспитание - это чрезвычайно важное дело, от которого зависит судьба человека. Не зря французский писатель А. Сент-Экзюпери (1900-1944) подчеркивал, что воспитание имеет приоритет над образованием, поскольку оно формирует человека. Поэтому воспитатель должен так влиять на питомцев, чтобы помочь им усвоить и осознать общечеловеческие, национальные и моральные привычки и ценности, любовь к труду, Отечества, родителей, самого себя и прочее. Безусловно, актуальным остается высказывание К. Д. Ушинского о том, что самый главный способ человеческого воспитания - это убеждение, поскольку оно является основой человеческого мировоззрения. Мировоззрение, в свою очередь, - один из главных регуляторов поведения питомца.

Следовательно, воспитание имеет чрезвычайно важное значение для формирования и развития личности, оно должно корректировать влияние наследственности и социальной среды на человека путем формирования ее внутреннего духовного мира. В то же время о действенности воспитания существуют крайне противоположные точки зрения: от достижения путем воспитания любых результатов (особенно на этом настаивала советская педагогика) до полного отрицания его возможностей. Например, Гельвеций считал, что воспитание может все, а Вольтер - наоборот: «от всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Можно выделить следующие функции воспитания в формировании личности:

Организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;

Ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника;

Профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;

Предупредительная - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.

Воспитание и развитие личности диалектически взаимосвязаны, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, потому что второе определяет цель, содержание и методику первого. В то же время воспитание должно идти впереди развития, определять основные его ориентиры.

Курсовая работа на тему: Воспитание как социально-педагогический феномен.

Введение 3

Глава 1. Понятие и сущность воспитания 4

1.1 Понятие воспитания 4

1.2 Признаки и функции воспитания 13

1.3 Воспитательный процесс, как система и его роль в целостном педагогическом процессе 16

Глава 2. Принципы воспитания и их реализация в педагогической практике 19

2.1 Общественная направленность воспитания 19

2.2 Воспитание в коллективе 26

2.3 Единство воспитательных воздействий 30

Заключение 33

Список литературы 34

Введение

Дети – будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях

На то могут быть самые различные причины, в том числе и лишение родительских прав, отказ родителей от ребенка.

В настоящее время педагогическая наука занята поиском новых методологических оснований, переоценкой достижений предшественников, разработкой теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы образовательной практики.

Очевидна необходимость уточнения понятия воспитание, так как многозначность и многоаспектность употребления данного понятия размывает его смысл, и воспитательные практики становятся порой необъяснимыми. Отсюда и вытекает актуальность темы курсовой работы.

Объект исследования курсовой работы является воспитание как социально-педагогический феномен.

Предмет исследования курсовой работы: процессы воспитания и его функции.

Целью курсовой работы является изучить понятие и особенности воспитания в педагогическом процессе.

Цель определила следующие задачи курсовой работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания;

2. Охарактеризовать сущность воспитания;

3. Рассмотреть различные взгляды на понятие воспитание.

Методы исследования курсовой работы: анализ философской, педагогической, психологической литературы.



Глава 1. Понятие и сущность воспитания

Понятие воспитания

Воспитание (одна из основных категорий в педагогике) – целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Воспитание также рассматривают как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производственному труду. Поэтому, характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (некоторые авторы отождествляют его с процессом социализации), и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений; это специально организованное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

– передачу социального опыта;

– воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив;

– организацию образа жизни и деятельности воспитанников;

– воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

– создание условий для развития личности воспитанника…[Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб, 2000,с.39]. Можно ли считать приведённое выше определением понятия "воспитание"?

В "Педагогическом энциклопедическом словаре" 2002 г. дано следующее определение воспитания. Это "относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется". В словарной статье воспитание определяется и как социализация, и как деятельность, и как процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т. д. Несмотря на многозначность данного понятия, хотелось бы четкости и краткости в его определении. Такое многообразие определений понятия воспитания можно объяснить, с одной стороны, обыденно-житейским представлением об этом феномене и его засильем в общественном сознании, а с другой, научной позицией исследователя, определяемой предметно-проблемной областью исследования.

Обыденно-житейские представления о воспитании формируют небрежное отношение к использованию этого термина как в публицистических, так и научных текстах. В этом смысле воспитание понимается как цепь нравоучений или воспринимается как одушевлённое понятие (воспитание поможет, придёт на помощь, призвано и т.д.)

Если говорить о воспитании как научном знании, то, по мнению Е.В. Титовой, правомерно выделить три основных взаимосвязанных значения, когда под воспитанием понимаются:

– внутренний процесс становления и развития личности;

– воспитание как влияние общества, социальной среды на формирование личности.

Наиболее удачной является точка зрения по определению сущностной характеристики воспитания Ю.И. Кривова. Ученый различает четыре смысла термина "воспитания": широкий социальный – речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; широкий педагогический – имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; узкий педагогический – под воспитанием понимается специальная воспитательная работа (то, что в школьном обиходе называется "внеурочная", "внеклассная" или "внешкольная" деятельность); еще более узкий – когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием морально-волевых качеств (нравственное воспитание), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

В педагогической науке признано, что существует и неорганизованное воспитание, т. е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Вот как пишет об этом историк М. Ф. Шабаева: "В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия... Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвещение, 1982 C. 8]

Значит, принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.

В древней Спарте не строили крепостные стены вокруг города, чтобы не надеяться на них, а только – на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовым вступать в бой.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя – гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания. Вот что пишет историк Н. А. Константинов по этому поводу: "Гельвеций полагает, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвящение, 1982 C. 55-56]

К. Гельвеций утверждает: "Новые и главные воспитатели юноши – форма правления государства, в котором он живет, нравы, порождаемые у народа этой формой правления" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвещение, 1982, C. 54]

Комментируя эти мысли, К. Маркс пишет, что под воспитанием Гельвеций "понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума..." [Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 2. М., C. 147]

"В своей действительности она (сущность человека – C.М.) есть совокупность всех общественных отношений". Написав это, К. Маркс признавал существование того воспитания, о котором говорил Гельвеций. Все это подтверждает, что в какой-то степени признается существование и неорганизованного воспитания. Уже у К. Д. Ушинского сказано об этом четко и обоснованно. "Мы ясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставник... вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий." [Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968 C. 18]

Из вышесказанного следует, что в педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т.е. организованного и неорганизованного воспитания. Такое понимание развивает Н. К. Крупская, говоря о воспитании в узком и широком смысле: Воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков.

Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых". Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое "воспитание в широком и узком смысле". Первое – это весь процесс воспитания человека, а второе – процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле – общее, а в узком – это часть общего. Так и написано у И. Е. Шварца: "В настоящее время воспитание употребляется "в широком и узком смысле". Воспитание в широком смысле – весь процесс формирования личности... когда говорят "воспитывает жизнь", подразумевают воспитание в широком смысле слова. Воспитание в узком смысле слова – это специально организуемый процесс управления развитием личности. Он происходит через взаимодействие учителя" [Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968, C. 13] Из сказанного вытекает, что существует общий процесс воспитания, который осуществляется организованно и неорганизованно. Название общего – это воспитание в широком смысле, а название каждого из них – в узком смысле. Все ясно и понятно. Однако почему-то появились разные понимания этих "смыслов". Например, в учебном пособии под ред. Ю. К. Бабанского речь уже идет о четырех смыслах: "в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности, в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или в каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс, в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся, в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Как видим, уже существует отклонение от взглядов К. Ушинского и Н. К. Крупской. В последние годы усилилось такое отклонение. Вот один яркий факт: "Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач" [Подласый И. П. Педагогика. М., 1998, C. 24-26]

Вот что пишет другой автор: "Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией" [Сластенин В. А. Педагогика. М., 2000, C. 226]

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Такое положение не может не вызывать, мягко говоря, беспокойства, ведь "воспитание" – важнейшее понятие, носящее характер категории", употребляется в девяти смыслах. Значит, оно так многозначно, что вряд ли имеет право быть важнейшим понятием педагогики, которая является наукой о воспитании. Поэтому когда речь заходит о воспитании, приходится каждый раз оговаривать, какой смысл вкладывается в этот термин. Но это некорректно с научной точки зрения, если учитывать и то, что даже "воспитание в широком социальном смысле" имеет у разных авторов разное содержание.

Вот почему необходимо внести ясность в отношении понятия "воспитание" следующим образом: существует организованное и неорганизованное воспитание. Их вместе называем одним общим понятием "воспитание". А когда есть необходимость – тогда пользуемся понятиями "организованное воспитание" и "неорганизованное воспитание".

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.

5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.

6. Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.

Признаки и функции воспитания

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей собственной стабильности, чем о развитии потенциала человека. Наверно, этим можно объяснить многообразие подходов к пониманию сущности воспитания, многоаспектному толкованию характерных признаков этого педагогического явления. Но вместе с тем есть и то общее, что отражается практически во всех определениях, даваемых понятию воспитания различными авторами.

Во-первых, воспитание определяется как процесс, то есть как динамическое явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения, происходящие в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, таким признаком является целенаправленность воздействий на воспитанника.

В-третьих – гуманистическая направленность определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и "антивоспитание", когда влияние окружающих формирует негативные антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Данное определение характеризует лишь абрис понятия, то есть его самые общие очертания. Чтобы понять более глубоко суть явления, надо разобраться с целями воспитания.

Спор о целях воспитания имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений, и формулировалась в форме социального заказа. Государство и общество рассматривали всегда цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели, чаще всего, вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий субъектов воспитания. [Рожков Михаил Стратегия и тактика воспитания//"Лидеры образования", № 4 2004.]

Необходимо сразу отметить, что реальные цели могут быть направлены только на изменения в конкретном человеке. Именно они отвечают на вопрос, что должно измениться в конкретном индивидууме в определенный период. Но эти цели должны исходить из идеальных целей, то есть из тех целей, которые общество рассматривает в качестве своего идеала, и именно они отражают доминирующие ценности общества. Они отвечают на вопрос, каким должен быть человек будущего? Всякие идеальные цели отражаются также в процессуальных целях, которые отвечают на вопрос, что надо делать, чтобы достигнуть ожидаемого результата.Важная функция воспитания – передача новому поколению накопленного человечеством опыта – осуществляется через образование. Образование представляет собой определенную сторону воспитания, которая составляет систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями, и передается в специально организованных образовательных учреждениях. В буквальном смысле слово "образование" означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, т.е. трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков (ЗУН), отношений и способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность знаний и мышлений, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. По объему знаний и достигнутому уровню самостоятельности мышления образование бывает начальным, средним, высшим. По характеру и направленности – общим, профессиональным (специальным) и политехническим.

Особенности воспитательного процесса, его функции и структура

Особенности воспитательного процесса:

  • 1. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.
  • 2. Процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.
  • 3. Процесс воспитания - многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы - выражающие внутренние потребности личности.
  • 4. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.
  • 5. Ещё одна особенность воспитательного процесса - его непрерывность. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
  • 6. Процесс воспитания - это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).
  • 7. Воспитательному процессу присуща - вариативность и неопределённость.
  • 8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:

От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),

От воспитанника воспитателю (обратная связь).

Т.к. управление процесса строится на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса.

1. Этап. Знания:

Осознание требуемых норм и правил поведения.

2. Этап. Убеждения:

Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.

3. Этап. Чувства:

"Без чувств не может быть искания истины"

4. Этап. Деятельность, поведения:

В них отражаются нормы и правила поведения.

Функции воспитательного процесса:

  • 1. Аналитическая - изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.
  • 2. Диагностическая - выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.
  • 3. Прогностическая - целепологание - формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
  • 4. Проектировочная - разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.
  • 5. Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.
  • 6. Контрольно-оценочная - выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.

Общие закономерности процесса воспитания.

Закономерность - это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого - либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением.

Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей. воспитание знание обучение личность

Закономерности.

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых - согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика - социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Принципы воспитательного процесса:

  • · принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
  • · принцип адекватности системе социальных отношений;
  • · принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
  • · принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
  • · мотивация учебной деятельности;
  • · принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • · принцип педагогического оптимизма;
  • · принцип демократизации в воспитании.

Закономерности воспитательного процесса:

  • · взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;
  • · единство действий участников педагогического процесса;
  • · зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • · взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;
  • · гармонизация личных и общественных интересов;
  • · обусловленность содержания педагогического процесса.

Литература

  • 1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие.- Екатеринбург, 1996.
  • 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- Екатеринбург, 1992.
  • 3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт - Петербург,2005.
  • 4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2003.
  • 5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - М.: Педагогика, 1982
  • 6. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2005.
  • 7. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., 1982.
  • 8. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. - М.: Прометей, 1998.
  • 9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М., 1983.
  • 10. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 2003.
  • 11. Педагогика // Под ред. В.А Сластенина, И.Ф. Исаева. - М.: Школа-Пресс, 2001.
  • 12. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2000.
  • 13. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.