Elon musk подтвержденный. Илон Маск — биография и причины успеха

Илон Рив Маск – канадско-американский миллиардер, изобретатель и филантроп. Родился 28 июня 1971 года в ЮАР, позже переехал в Канаду, а затем в США.

Это идеальное воплощение казалось бы уже давно утерянной американской мечты: прибыв в США с несколькими долларами в кармане, он стал миллиардером.

Получил высшее образование и степень бакалавра в физике и экономике.

Сделал своё состояние на создании и развитии множества инновационных компаний (X.com, PayPal, SpaceX, Tesla Motors и т.д.). Занимается активной предпринимательской и филантропической деятельностью, содержит политическое лобби в Конгрессе США, много читает, снимается в художественных фильмах («Железный человек 2», «Мачете убивает» и т.д).

Стал прообразом персонажа Тони Старка в фильме Железный человек. Дважды женат, имеет пятерых сыновей от первого брака. Журнал Esquire включил Маска в список 75 самых влиятельных людей 21 века.

От редактора: удивительный человек. Готовя его биографию мы столкнулись со множеством противоречивых мнений: для одних он гений, для других пиарщик прожирающий бюджетные деньги. Не оставляет равнодушным. Мечтатель, который воплощает в реальность смелые и для большинства несбыточные мечты. Удивительный человек.

Основные достижения

Илон Маск известен прежде всего как успешный бизнесмен и инноватор. Практически все его проекты высоко рентабельны, принесли ему существенный доход и широкую популярность.

Первой его компанией была Zip2, которую он основал вместе с братом на деньги своего отца (20 тыс. долларов). Компания занималась развитием сети Интернет для индустрии СМИ, заключила контракты с популярными газетными изданиями The New York Times и Chicago Tribune, и уже через 4 года была продана за огромную сумму около 350 миллионов долларов, с которой Маску досталось около 22 млн.

Буквально через месяц Маск становится сооснователем компании X.COM, занимающейся онлайн-платежами. Через год его компания объединяется с компанией Confinity и берёт название . В 2002 году компания будет продана по цене полтора миллиарда долларов, а доля Маска составила около 170 млн.долларов.

Есть легенда, что после продажи PayPal Маск приезжал в Россиию с тем, чтобы финансировать создание частной космической компании на базе российских наработок. Но ни один чиновник не счёл его идею серьёзной. Пробы в Москве несколько дней, он купил несколько книг Циалковского и решил что создать ракету можно и самостоятельно. Принципы то известны. Не знаю, правдива ли эта легенда, но…

В 2001 году Маск занялся космической отраслью, создав концепцию «Оазиса на Марсе» — поселения на Марсе, которое должно выращивать еду на «Красной Планете» и самостоятельно обеспечивать свои нужды. По его словам, это было сделано для того, чтобы привлечь внимание общественности к изучению космического пространства.

В 2002 году он основал компанию «Space Exploration Technologies» или «Space X», вложив в неё сто миллионов долларов. Компания занималась развитием и производством ракетных носителей, и на протяжении семи лет разрабатывала семейство ракетных носителей «Falcon», создав космический аппарат «Dragon».

В сентябре 2009 года ракета Falcon 1 стала первым частным ракетоносителем, выведшим спутник на орбиту Земли. В 2006 году компания Space X заключила контракт с NASA на 1,6 млрд. долларов а также получила значительные правительственные заказы.

В 2011 году Маск заявил, что надеется отправить людей на колонизацию Марса через 10-20 лет и создать там первую колонию.

В 2004 году Маск также инвестировал в компанию Tesla Motors, занимающуюся разработкой и производством электромобилей. Бизнесмен вошёл в совет директоров, став председателем совета. Брал активное участие в разработке продукта компании — спорткара Roaster, получившего широкую популярность, а самому Маску за разработку экологически чистого автомобиля была присвоена престижная «зелёная» премия «Global Green».

Финансовая гибкость и упорство Маска, его последующие вложения в проект, позволили компании пережить финансовый кризис 2008 года, при этом пополнив модельный ряд компании новыми успешными моделями (Model S, Model X и др.). Прибыль компании растёт изо дня в день, насчитывая многие десятки миллионов долларов в год.

Маск также инвестировал свои средства в компанию SolarCity (производство частных электростанций для домохозяйств и организаций), а также вложил средства в проект Hyperloop, который, по его замыслу, способен стать основой для транспортной системой будущего. Hyperloop позволит развивать скорость пассажирских капсул более тысячи километров в час, на расстояние до полторы тысячи километров.

Секреты успеха Илона Маска

Маск считает, что причиной его успеха является его критический разум, бегство от шаблонности и стереотипов мышления, бесконечный энтузиазм и энергия. «Я всегда критически подходил к тому, что говорили мне родители. Никогда не верил им на слово и всегда спрашивал «почему?» Затем пытался понять смысл и логику их ответа»

Также, по мнению предпринимателя, нужно быть погружённым в дело полностью, без каких-либо отвлекающих факторов. Только полная отдача, семь дней в неделю без перерывов, полная сосредоточенность на деле – именно такой перфекционизм является одним из корней успеха личности.

Главным препятствием в инновационной деятельности Маск видит в склонности людей к аналогиям. Поэтому, вместо того, чтобы делать что-то качественно новое, люди стараются улучшить старое. Бизнесмен призывает выкинуть все ограничения и рамки стереотипов, и начать строить концепции и проекты с нуля, с самых азов. Только так можно создать исключительные и первоклассные вещи.

Мнение: секрет успеха Маска в материально технической базе США и в огромных ресурсах, которые правительство ему предоставляет. Чудес не бывает. Инновации стоят очень дорого. Нужны кадры, не только инженеры, но и менеджеры, юристы, финансисты. Посмотрите на попытки в других странах создавать инновационную продукцию, например те же электромобили: там где нет базы — эта идея проваливается.

Цитаты Илона Маска

  • Я хотел бы умереть с мыслью, что человечество имеет блестящее будущее
  • Я думаю, что люди сегодня как-то уж слишком увлеклись всяким там Интернетом, финансами и правом. Это — одна из причин, почему у нас мало инноваций.
  • Может быть, в детстве я читал слишком много комиксов. Там ведь всегда пытаются спасти мир. Там все выглядело так, что каждый должен попытаться улучшить этот мир, по-другому просто быть не может.
  • Единственное, что следует делать — это содействовать общему просвещению человечества.
  • Я действительно люблю компьютерные игры, но если я создам самые крутые игры — как это повлияет на земные дела, на мир в целом?
  • Мне нравится воплощать в жизнь технологии, которые, по моим представлениям, важны для будущего и приносят какую-то пользу.
  • Пока мы выбрасываем ракеты и корабли, мы не осваиваем космос по-настоящему.
  • Я как самурай — скорее умру, чем сдамся.

Идеи и цели Элона Маска

Маск : хочет спасти род человеческий от добровольного или случайного уничтожения.

Идея сделать человечество межпланетным видом зародилась у Маска уже очень давно. И в первую очередь речь идет о заселении Марса. В головном офисе SpaceX на входе висит воодушевляющая картина с двумя состояниями Марса — текущим и планируемым:

И если обратить внимание, все его нынешние проекты подчинены этой цели. Чтобы добраться до Марса, нужно сделать космические полеты на порядок дешевле, чем они стоят сейчас — это успешно реализует SpaceX. На Марсе нет подходящего топлива — поэтому там пригодятся электромобили, которые будут заряжаться от солнечных батарей (и таких станций, где любой владелец автомобиля Тесла может бесплатно зарядить свой автомобиль, уже сотни по всей территории США).

И это не пустое выбрасывание денег — все три компании приносят прибыль, они коммерчески успешны и стоят на переднем крае технологий.

Его называют Тони Старком реального мира, достойным наследником Билла Гейтса и Стива Джобса в одном лице. Предприниматель, сколотивший состояние на интернет-стартапах, превратился в визионера, который думает о лучшем будущем для человечества. Слабо разбираясь в интернет-банкинге, ракетостроении и электромобилях, Илон Маск раз за разом врывался в новую отрасль с уверенностью, что он лучше других знает, чего хотят клиенты. И оказывалось, что он действительно знает!

Африканское детство

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в южноафриканской Претории. Его отец Эррол был успешным инженером из уважаемой семьи. Мать Мэй в юности была моделью, а затем преуспевающим диетологом. Илон был первым ребёнком в семье. Следом на свет появились брат Кимбал и сестра Тоска (будущий режиссёр и продюсер). Хотя родители Илона были знакомы с детства и Эррол много лет добивался руки Мэй, их брак не был счастливым. Когда Илону исполнилось семь, пара подала на развод.

Сначала дети остались с матерью, но затем Илон переехал к отцу. Как он сам позже вспоминал, с матерью осталось трое детей, а у отца не было никого, он выглядел одиноким и грустным. Вскоре к отцу перебрался и Кимбал. Впоследствии братья не раз сомневались в своём решении: Эррол оказался строгим и требовательным, ему трудно было угодить. Тем не менее он дал своим сыновьям хорошее образование и привил любовь к точным наукам.

Илон отличался от других детей. Он был умнее сверстников и не разделял их интереса к спорту и развлечениям. Мальчик часто «отключался» от внешнего мира, погружаясь в себя. Одноклассники травили его. Маск сменил несколько школ, но так и не завёл настоящих друзей.

Проблемы в школе и дома привели к тому, что Маск с ранних лет искал убежище в книгах. В юности он зачитывался романами Верна, Азимова, Хайнлайна и Толкина. «Академия» и «Луна - суровая хозяйка» пробудили в нём интерес к космосу, а роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет. С тех пор Маск руководствуется принципом «Главное - задавать правильные вопросы».

Вторым увлечением Маска стали компьютеры. Едва столкнувшись с этим чудом техники, он выпросил у отца свой первый компьютер - Commodore VIC-20, популярную в начале восьмидесятых модель с целыми пятью килобайтами памяти. Маск сам освоил программирование и уже в двенадцать лет написал видеоигру Blastar, которую продал одному из местных журналов за пятьсот долларов.

Хоть Эррол и купил сыну компьютер, сам он скептически относился к увлечению Илона, считая компьютеры всего лишь дорогими игрушками. Он хотел, чтобы Илон стал инженером, как и он сам. Отсутствие поддержки и перспектив заставили Илон задуматься об эмиграции. Он грезил об Америке, которая казалась ему страной неограниченных возможностей для умных и находчивых. Воспользовавшись тем, что мать была уроженкой Канады, Маск получил канадское гражданство и в семнадцатилетнем возрасте отправился покорять Америку.

Американская мечта: Zip2

Поначалу на новом месте было непросто. Первые годы Илон постоянно переезжал, перебивался черновой работой, пока не осел на ферме у родственников. Вскоре в Канаду переехали Мэй и Кимбал. Илон поступил в университет Куинс в провинции Онтарио, где продолжил изучать программирование. По его словам, он выбрал Куинс потому, что среди его слушателей было больше всего девушек. Расчёт оправдался на все сто - в университете Илон познакомился с будущей женой, Жюстин.

Получив диплом, Маск поступил в магистратуру Пенсильванского университета по физике и экономике. Тогда он уже интересовался космосом, альтернативной энергетикой и интернет-стартапами. После Пенсильвании Маск отправился в Стэнфорд (Калифорния) для получения докторской степени, но уже два дня спустя бросил учёбу и вместе с братом открыл свой первый бизнес в Кремниевой долине.

В середине девяностых акции интернет-компаний росли как на дрожжах, и Маск просто не мог оставаться в стороне. Илона посетила идея создать Zip2 - цифровой аналог «Жёлтых страниц», позволявший, как он выражался, в любом районе Сан-Франциско найти ближайшую пиццерию и узнать, как к ней проехать.

Поначалу Маски столкнулись с проблемой: никто не хотел вкладывать в их начинание деньги. Большинство компаний ещё понятия не имели, зачем им собственный сайт и на кой сдалась реклама в интернете. Братьям помог отец, прислав двадцать восемь тысяч долларов. Этого хватило на аренду небольшого офиса, покупку оборудования и необходимых лицензий. Первые три месяца Илон и Кимбал жили в офисе: им не на что было снимать жильё. Из мебели у них была лишь пара матрасов.

Братья разделили полномочия: Илон почти не покидал офиса, всё своё время тратя на улучшение продуктов, Кимбал же искал клиентов. Первое время он просто обходил округу и предлагал свои услуги парикмахерским, автосалонам, ресторанам и магазинчикам. Кого-то удалось заинтересовать. О Zip2 заговорили, у компании появились инвесторы, и дела пошли в гору.

Но новые акционеры сомневались в способностях молодого предпринимателя руководить собственным начинанием и пригласили более опытного управляющего - Рича Соркина. Соркин решил иначе расставить акценты: теперь Zip2 в основном поставляла программное обеспечение для газет, а сам Маск хотел сосредоточиться на работе с потребителями. Он пытался сместить Соркина и занять его место, но совет директоров не поддержал Илона.

Смысл бороться вскоре пропал. Крупная фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, из которых 22 миллиона достались лично Илону. В свои двадцать семь лет он превратился в миллионера. Конечно, он купил квартиру и шикарную машину, но большую часть денег пустил на новый проект.

Если у тебя есть миллионы долларов, это меняет твой образ жизни - те, кто говорит иначе, нагло врут. Мне уже не нужно работать для выживания. Но я работаю каждый день, даже на выходных, и я несколько лет не был в отпуске.

Илон Маск

X.com и PayPal

Работа над Zip2 преподала Илону урок. Он обрёл уверенность в себе и из робкого программиста превратился в уверенного бизнесмена. Но главное, Маск понял, что больше не должен терять контроль над своими проектами. После продажи Zip2 его привлекла отрасль, где была масса денег и проблем, которые можно было исправить с помощью интернета. Речь шла о банковской сфере, которая на тот момент была громоздкой, неуклюжей и недальновидной и не понимала возможностей цифровой эры.

Потратив собственные 12 миллионов, Илон создал первый в истории сервис онлайн-банкинга с порнографическим названием X.com. Маска не пугало, что многие технологии надо придумывать с нуля. Он был уверен, что совершит революцию в банковской сфере, и его уверенность привлекала к нему инвесторов, а там и клиентов. Возможность перевести деньги парой щелчков мыши без заполнения длинных платёжных поручений всего за несколько месяцев привлекла к сервису двести тысяч человек.

Роберт Дауни-младший признал, что Тони Старк в его исполнении частично списан с Маска, и уговорил Илона на камео в «Железном человеке 2».

Скоро у X.com появился первый серьёзный конкурент в лице столь же молодого и амбициозного стартапа Confinity, которым заправляли Макс Левчин и Питер Тиль. Компании потратили уйму сил и средств на борьбу, пока не пришли к выводу, что проще объединить усилия. Крупнейшим акционером и управляющим новой компании стал Илон Маск, который так и не научился ладить с людьми. Между Илоном и Левчином с Тилем начались ссоры. Причиной стало название объединённой компании - всем нравилось предложенное основателями Confinity название PayPal, и только Маск цеплялся за X.com.

В результате конфликта Тиль покинул компанию, а Левчин начал угрожать, что последует за ним. Начались и технические проблемы: сервера не справлялись с наплывом клиентов, в программах обнаруживались «дыры», что грозило штрафами от банков. В компании зрело недовольство Маском. Воспользовавшись отсутствием Илона, который наконец-то женился на Жюстин и отправился в свадебное путешествие, совет директоров сместил его с должности и назначил на это место Питера Тиля.

Маск прервал путешествие и попробовал бороться, но вскоре остыл, осознав, что Левчин и Тиль действительно знают своё дело. Он остался акционером компании и продолжил вкладывать в неё деньги. Когда крупнейший интернет-аукцион eBay захотел приобрести PayPal, ни у одного члена правления не возникло сомнений, что надо соглашаться, но Маск посоветовал сохранять терпение и ждать. Наконец, после серии отказов, в июне 2002 года eBay предложил полтора миллиарда долларов. Как крупнейший акционер, Маск получил 250 миллионов.

История X.com двояко сказалась на репутации Маска. С одной стороны, он заслужил славу гения, создавшего уникальный продукт с нуля. С другой, он снова не смог поладить с партнёрами и допустил ряд ошибок в управлении компанией. Одни поговаривают, что если бы Илон остался у руля ещё на несколько месяцев, компанию ждал крах. Другие возражают, что ему не хватило времени - хотя многие идеи Маска на первый взгляд кажутся абсурдными, время доказывает его правоту.

SpaceX и Tesla Motors

После ухода из PayPal Маск возобновил свадебное путешествие. В поездке он подхватил опасную форму малярии и едва не умер. На полное восстановление ушло полгода, за это время Илон похудел на двадцать килограммов.

Незадолго до продажи PayPal у Илона и Жюстин родился первенец. Но счастье родителей было недолгим - ребёнок умер от так называемого синдрома внезапной детской смерти. Маск справился с горем в своей типичной манере - с головой ушёл в работу. Позже коллеги вспоминали, что рабочие трудности порой вызывали у Илона слёзы, но эту утрату он перенёс молча. Маск не любил выставлять свою личную жизнь напоказ.

Окончательно убедившись во вреде отдыха, Маск вернулся к работе. Поскольку его влияние в PayPal сократилось, Илон вспомнил о своём детском увлечении космосом. Маск чувствовал, что мир утратил веру в лучшее будущее, и хотел вдохновить человечество на новые свершения. Поначалу планы Маска были весьма наивными - он собирался купить старую российскую баллистическую ракету и с её помощью отправить корабль на Марс. Проект загнулся - Маск не сошёлся в цене с продавцами. Тогда ему и пришла в голову идея производства маленьких, экономичных ракет, которые могут завоевать рынок коммерческих перевозок на орбиту за счёт низкой стоимости запуска.

В те времена Маск ничего не смыслил в ракетостроении. Масштабы работ он представлял себе плохо, поэтому назначал себе чересчур оптимистические сроки, в которые было нереально уложиться. Критики частенько упрекали Маска во лжи, но Маск искренне верил в свои слова и неустанно работал, чтобы претворить сказанное в жизнь. Такого же отношения он ожидал и от своих сотрудников, поэтому люди, не готовые пахать по двенадцать - шестнадцать часов в день, недолго задерживались у Маска.

В июне 2002 года он основал Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX). Поначалу Маск хотел производить только двигатели, а остальные детали закупать у сторонних поставщиков. Но он быстро убедился, что приемлемого качества можно добиться только самому.

Параллельно Маск заинтересовался электромобилями. На это его натолкнули два знакомства - сначала Илон встретил талантливого инженера Джеффри Штробеля, работавшего над экономичной батареей для электромобиля, а затем пересёкся с Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, основателями компании Tesla Motors, целью которой было создание электромобиля нового поколения. Маск влюбился в идею и вложил в Tesla семь миллионов, став крупнейшим акционером. При этом оперативное управление компанией осталось в руках Эберхарда и Тарпеннинга.

Первые два прототипа Tesla Roadster были встречены с энтузиазмом, и в компанию стали поступать заказы. Но попытка перейти от штучного производства к массовому едва не привела к краху.

Оба предприятия Маск финансировал из собственного кармана и поэтому оказался на грани банкротства. Средства на счетах Маска таяли, а работа над первой ракетой SpaceX Falcon 1 на четыре года отставала от графика. Первые три запуска Falcon 1 кончились провалом. Череда неудач на старте - не редкость космической промышленности, но SpaceX не могла себе позволить такой роскоши. Инженеры исправили все недочёты и четвёртый запуск прошёл успешно, но на пятый уже не оставалось денег.

У NASA есть дурацкий принцип, согласно которому ошибки недопустимы. В моей компании неудача возможна. Если что-то не разваливается, значит, вы недостаточно хорошо изобретаете.

Илон Маск

Основатель Tesla Мартин Эберхард (Nicki Dugan / Flickr)

В Tesla дела обстояли ещё хуже. Контрагенты постоянно срывали поставки деталей, издержки росли, а публика начинала терять терпение. Себестоимость одного автомобиля по оптимистичным прогнозам составляла 170–200 тысяч долларов, а Tesla планировала продавать Roadster за 85 тысяч. Маск разочаровался в руководстве Эберхарда и сместил его. Мартин тяжело перенёс увольнение и развернул в СМИ кампанию против Маска. Их отношения так и остались напряжёнными, но Эберхард позже признал, что без Маска Tesla разорилась бы в самом начале.

В жизни Илона наступили нелёгкие времена. Никто всерьёз не верил в успех его начинаний, и постоянные неудачи SpaceX и Tesla не укрепляли его репутацию. В прессу просочились слухи о финансовых проблемах компаний.

Под откос покатилась и личная жизнь. Для Илона семья всегда стояла на втором месте после работы. Хотя Илон и Жюстин были знакомы много лет и растили пятерых детей, она всегда чувствовала, что для мужа была чем-то вроде аксессуара. Их брак зашёл в тупик, и Илон подал на развод. Маск отнёсся к бракоразводному процессу как к бизнес-проекту и добивался максимально удобного для себя результата. Пресса недоумевала, почему мультимиллионер спорит с матерью своих пятерых детей о сумме отступных. Но Илон не мог позволить себе лишние траты.

В декабре 2008 года у Маска кончились деньги. Если бы к январю Илон не нашёл нужные средства, Tesla можно было объявлять банкротом, а сотрудникам SpaceX было бы не на что платить зарплату. Маск прикинул, что ему придётся пожертвовать одной из компаний ради сохранения другой, но не смог сделать выбор.

Прорыв

Маск нашёл деньги в самый последний момент. Он вложил остатки своих средств в Tesla и убедил инвесторов поверить в неё ещё один раз. А со SpaceX ему просто повезло. Маск долго пытался убедить NASA, что его компания может стать подрядчиком по перевозке грузов на орбиту. И 23 декабря 2008 года космическое агентство подписало со SpaceX полуторамиллиардный контракт на двенадцать рейсов к МКС.

И вот тут начинания Маска заработали на полную мощность, и из человека, который долгие годы обещал, обещал и снова обещал, он превратился в человека, который начал делать. Сейчас SpaceX принадлежит сразу несколько рекордов, и Маск не намерен останавливаться на достигнутом.

У Tesla дела тоже идут хорошо. Tesla Roadster неплохо продавался, но настоящим хитом стала вышедшая в 2012 году модель S. Tesla Motors позиционирует её как «iPhone на колёсах». Даже распространение строится по модели Apple - Tesla реализует машины через интернет и специальные точки продаж, расположенные в крупных торговых центрах. Владельцам модели S практически не нужно платить за обслуживание. Программы автоматически обновляются через интернет, а на любой из электрозаправок Tesla владельцы могут зарядить свои машины бесплатно. Или, если торопятся, могут поменять аккумулятор, но уже за деньги. Помимо машин, Tesla производит батареи для электромобилей других компаний, причём продажа батарей приносит даже больше дохода.

Даже если случится зомби-апокалипсис, вы всё равно сможете путешествовать благодаря заправкам и системе Tesla Supercharging.

Илон Маск

Преуспевает и ещё одно начинание Маска - компания SolarCity, созданная Илоном и его двоюродными братьями. SolarCity - один из крупнейших поставщиков солнечной энергии в Америке, в прошлом году стоимость её активов оценивалась в 7 миллиардов.

Впрочем, жизнь Маска нельзя назвать беззаботной. Он говорит, что ставит перед собой три цели: снабдить человечество экологически чистым транспортом и источниками энергии и помочь строительству колоний в других мирах. Илон мечтает умереть на Марсе. И если первые две задачи близки к выполнению, то до третьей ещё идти и идти.

Маск считает главной задачей SpaceX покорение других планет Солнечной системы. Начать он планирует с Марса. Космический корабль Dragon V2, который SpaceX сейчас разрабатывает для нужд NASA, в идеале должен стать основой для полётов на Красную планету, но амбиции Маска простираются гораздо дальше. Недавно магнат напомнил, что для создания колонии на Марсе планету нужно терраформировать. Для этих целей Маск предлагает использовать… термоядерное оружие. По его рассчетам, взрыв двух термоядерных бомб в атмосфере в районе полюсов Марса запустит реакцию по разогреву планеты и в итоге превратит её в более благоприятное место для людей.

Я хотел бы умереть на Марсе. Только, конечно, не при неудачной посадке.

Илон Маск

А в 2009 году Маск обрушился с критикой на проект высокоскоростной железной дороги, которая должна соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Он заявил, что это будет самая дорогая дорога в мире. В качестве альтернативы Маск предложил проект скоростного вакуумного поезда Hyperloop, работающего от солнечных батарей. Hyperloop - это огромный надземный трубопровод, по которому со скоростью свыше тысячи километров в час перемещаются пассажирские и грузовые капсулы.

По расчётам Маска, Hyperloop обойдётся в несколько раз дешевле, капсулы будут двигаться с небольшими интервалами, а дорога между городами займёт всего полчаса. Впрочем, сам Маск не намерен заниматься строительством и планирует выложить чертежи проекта в открытый доступ. Сегодня существует сразу несколько команд, готовых воплотить видение Илона в жизнь.

Каков он?

Несмотря на все его успехи, Маска часто критикуют. В прессе подсчитали, что с момента основания SpaceX, Tesla и SolarCity получили суммарно 5 миллиардов долларов в виде госзаказов, субсидий и налоговых льгот. Маска обвиняют в том, что без помощи дяди Сэма он бы ничего не достиг.

Впрочем, пусть и с помощью государства, он добился того, чего не удавалось никому. И вряд ли смог бы это сделать, если бы не твёрдость характера. Знакомые рассказывают, что Маск строг и порой жесток с сотрудниками и партнёрами. Он совершенно не считается с чувствами других людей. Тем не менее, сотрудники SpaceX и Tesla преданны своему начальнику и говорят, что, хотя в общении он неисправимый засранец, он знает, чего хочет, и умеет заражать оптимизмом других. Илон не терпит отмазок, оправданий и задержек, но, когда возникают сложности, первым вызывается помочь.

Рабочая неделя Маска превышает сто часов. Он фактически живёт на работе и постоянно летает между офисами компаний на личном самолёте, чтобы экономить время.Он стремится быть в курсе всех проблем своих подчинённых, и для него норма ответить на электронное письмо от сотрудников в течение получаса, даже если оно пришло глубокой ночью.

* * *

Идеи Илона Маска кажутся безумством, но раз за разом он оказывается прав, просто общество не поспевает за ходом его мыслей. В другом мире Илон Маск отлично подошёл бы на роль злодея в очередной серии «бондианы», но его страсть к науке, космосу и фантастике мешают разглядеть в нём беспринципного дельца. Он остаётся визионером, озабоченным лучшим будущим для всего человечества, живущим в эпоху, когда самые светлые умы думают, как впихнуть побольше фотографий котиков в пост в социальной сети.

Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там лежит его будущее.

Илон Маск

В наш циничный и расчётливый век осталось мало таких идейных мечтателей. Поэтому за Илона Маска хочется держать кулаки и верить, что у него всё получится.

Если вам мало статьи…

В начале 2015 года на прилавках книжных магазинов появилась книга американского журналиста Эшли Вэнса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее». Работая над книгой, Вэнс опросил родных и друзей Маска, бывших и нынешних сотрудников Tesla, SpaceX, PayPal и Zip2.

Сам Маск поначалу не хотел помогать Вэнсу с работой, но потом согласился - при условии, что он сможет предложить собственные версии изложенных событий. Вэнс отказал, но Маск внезапно принял условия репортёра и регулярно встречался с ним на протяжении всей работы над книгой. Сам Вэнс считает, что Маска убедила решительность журналиста и его уверенность в том, как нужно работать.

В книге есть немало забавных моментов - например, Маск рассказывал, что его семья боялась, как бы представители российской космической отрасли не наняли убийц, чтобы устранить конкурента.

Илон Маск (Elon Musk)

Илон Рив Маск (Elon Reeve Musk). Родился 28 июня 1971 года в Претории (ЮАР). Канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор, миллиардер. Основатель компании SpaceX, генеральный директор и глава совета директоров Tesla Motors.

Мать - Мэй Маск, была моделью, имеет два высших образования, 45 лет работала диетологом. В 21 год она стала финалисткой конкурса красоты Мисс Южная Африка. В 69 лет .

Родители развелись и мальчик остался жить с отцом, который имел свой бизнес. В школе Илон подвергался насилию со стороны сверстников, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос.

В возрасте десяти лет Илон получил в подарок свой первый компьютер Commodore VIC-20 и научился на нём программировать. В двенадцатилетнем возрасте он продал за 500 долларов свою первую программу - видеоигру в стиле Space Invaders под названием Blast Star, в которой игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки.

Маск вкладывал средства в акции фармацевтической компании, за которой следил через газеты. На вырученные от продажи акций несколько тысяч долларов он вопреки протестам родителей уезжает в Канаду.

До поступления в университет он жил у родственников в городе Кингстон, провинция Онтарио. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучения не закончил.

В 1996-1997 годах Маск со своим братом основал компанию Zip2 , которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний.

В 1999 году Zip2 была приобретена Compaq за 308 млн долларов. Маск получил 7 % от суммы продажи - 22 млн долл.

В марте 1999 года Маск стал одним из основателей X.com . В 2000 году X.com произвела слияние с компанией Confinity, одно из отделений которой имело название PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов посредством электронной почты, и целью сделки было слияние обеих платёжных систем, однако на самом деле этого не произошло.

Маск решительно выступал за бренд X.com вместо PayPal, что вызвало внутрикорпоративные разногласия, закончившиеся в конце концов отставкой Маска по решению Совета директоров. Однако стратегическое решение Илона о слиянии двух компаний, наряду с активным продвижением электронной системы оплаты на Интернет-аукционах (в первую очередь, eBay), привело в 2001 году к быстрому росту бизнеса, который был окончательно переименован в PayPal.

Столь внушительные результаты позволили компании произвести размещение акций на бирже в феврале 2002 года (и при этом стать первой из дотком-компаний, вышедших на биржу после террористических актов 11 сентября 2001 года).

В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов США. На момент продажи Маску принадлежали 11,7 % акций компании, что позволило ему выручить 165 млн долларов.

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию - SpaceX . Она является частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем.

В декабре 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

По утверждению самого Илона, большое влияние на него оказал цикл научно-фантастических романов «Основание» и взгляды на освоение космического пространства как развитие и сохранение человеческого бытия. Маск утверждал, что охват жизнью нескольких планет может служить защитой от угрозы исчезновения человечества.

"Астероид либо супервулкан может уничтожить нас, а вдобавок мы подвержены рискам, никогда и не снившимся динозаврам: искусственно созданный вирус, случайное появление микроскопической чёрной дыры в результате физического эксперимента, катастрофическое глобальное потепление, или какая-нибудь ещё неизвестная на сегодняшний день разрушающая технология может прекратить наше существование. На развитие человечества ушло миллионы лет, но за последние шестьдесят лет атомное оружие создало потенциал самоуничтожения. Рано или поздно наша жизнь должна будет выйти за пределы этого сине-зелёного шарика - или мы вымрем" , - считает Маск.

Илон Маск поставил перед собой цель - в 10 раз уменьшить затраты на космические полёты. Для этого он основал SpaceX, вложив в неё 100 миллионов долларов, заработанных от продажи своих предыдущих компаний.

План полета на Марс Илона Маска:

В январе 2016 на инвестиционном форуме в Гонконге Маск сообщил о том что его компания надеется осуществить полет на Марс в 2020-2025 годах, примерно через 9 лет.

Выступая на конгрессе Международной астронавтической федерации, он заявил о необходимости развития "межпланетной цивилизации" и объявил о планах отправить на Марс миллион человек. Трансляция выступления Маска проходила на официальном сайте компании. SpaceX опубликовала видеоролик о своей проектируемой межпланетной транспортной системе (Interplanetary Transport System, ITS), в котором был смоделирован пилотируемый полет на Марс.

"Для полета на Марс космическая система должна соответствовать четырем основным принципам. Она должна быть пригодной для повторного использования, должна быть предусмотрена возможность дозаправки ее на орбите, топливо для возвращения на Землю должно быть доступно на поверхности Марса, и это топливо должно быть оптимальным для использования", - пояснил Маск.

По словам основателя SpaceX, первоначально сотрудники компании рассматривали возможность использования водородно-кислородного двигателя, однако пришли к выводу, что наиболее подходящим для марсианской экспедиции стал бы двигатель, работающий на метане и кислороде.

Во время выступления Маск подчеркнул необходимость развития "межпланетной цивилизации".

"Мы можем жить на Земле и никуда не двигаться, а можем стать межпланетной цивилизацией. Главная цель - создать на Марсе поселение, город. Именно тогда мы сможем стать межпланетным видом", - пояснил он.

Выбор в пользу Марса как планеты, которую необходимо осваивать, был обусловлен непригодными условиями на Венере и близкой расположенностью к солнцу Меркурия, отметил Маск. При этом он не исключил, что в будущем человечество сможет направиться к спутникам Юпитера.

"Если мы отправимся на Луну - то мы не станем межпланетной цивилизацией, потому что Луна - это спутник. Ранее Марс был таким, как сейчас Земля. Марс получает достаточно солнечного света, у него есть достаточно разряженная атмосфера. Мы сможем выращивать растения на его поверхности", - заметил глава SpaceX.

Маск акцентировал внимание собравшихся на том, что на Земле живет 7 миллиардов человек, а на Марсе - ни одного. "Это нужно менять", - добавил он.

Глава SpaceX добавил, что сейчас стоимость полета на Марс составляет 10 млрд долларов, и эту ценовую политику необходимо изменить. По его словам, полет должен быть не дороже 200 тысяч долларов, то есть быть сопоставимым по стоимости с домом в США.

Презентуя макет корабля, предназначенного для полетов к Марсу, Маск рассказал, что каждый корабль можно будет использовать 12-15 раз, один корабль сможет вместить около 100 человек вместе с их багажом. За 10 тысяч полетов компания планирует доставить на Марс 1 миллион человек.

"С момента первого полета нам понадобится от 40 до 100 лет, чтобы построить на Марсе самостоятельную цивилизацию", - поделился планами Маск. По его словам, к 2035 году на Марс можно будет долететь за 80 дней. До сих пор менее чем за пять месяцев до этой планеты не долетал ни один космический аппарат.

Илон Маск председатель правления благотворительного фонда Musk Foundation, через который осуществляет свои пожертвования.

В январе 2015 года пожертвовал 10 млн долларов на исследования по контролю над искусственным интеллектом.

В 2008 году журнал Esquire включил Маска в список 75 наиболее влиятельных людей XXI века.

В июне 2011 года он был награждён премией Хайнлайна за достижения в коммерциализации космоса в 500 тыс. долларов США.

В феврале того же года журнал Forbes включил Маска в список 20 наиболее влиятельных CEO в возрасте до сорока лет.

В ноябре 2013 года Fortune Magazine назвал его бизнесменом года, а The Wall Street Journal назвал Маска CEO года.

Рост Илона Маска: 188 сантиметров.

Личная жизнь Илона Маска:

Первая жена - Джастин Маск. Они вместе учились в университете в Канаде. Поженились в 2000 году. У пары родилось пятеро сыновей.

В сентябре 2008 Илон и Джастин объявили о разводе.

В 2010 году Маск женился на британской актрисе Талуле Райли. В 2016 Илон Маск подал заявление на развод.

Маск владел самолётом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства.

Позже он купил реактивный самолёт Dassault Falcon 900.

После продажи Zip2 в 1999 году Маск купил суперкар McLaren F1, но разбил его уже в следующем году, когда вместе с ним ехал Питер Тиль.

В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nellie из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

Wet Nellie Илона Маска

По словам режиссёра фильма «Железный человек» (2008) Джона Фавро, Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл .

В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя. По сюжету Илон - приятель Тони Старка.

В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает». Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме «Превосходство» (2014), но его имя отсутствует в титрах.

Илон Маск озвучил камео в 26 сезоне 12 эпизоде мультсериала «Симпсоны», вышедшего 25 января 2015 года.

В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» играет камео.



Илон Маск. Фото incimages.com

Будучи генеральным директором двух крупнейших компаний в мире — Tesla и SpaceX -, а также соучредителем OpenAI, Маск, кажется, считает нужным быть задействованным в каждой сфере, до какой только дойдут руки. Как-то он даже заявил, что не будет счастлив до тех пор, пока человечество не переселится с Земли на Марс.

Практически в любом деле его ждал успех. Сейчас Илон Маск — новый , на него равняется амбициозная молодежь, которая знает, чего хочет. Илон Маск — это “Железный человек” нашего времени (не случайно он даже появился в эпизодической роли во втором фильме об этом персонаже).

Но был ли путь к успеху прост? Илон Маск многое пережил на своем веку — и сегодня “Рубик” предлагает вам ознакомиться с биографией этого необычного человека.


Претория, ЮАР. Фото Wikimedia Commons

Его отец, Эррон Маск, инженер по профессии, так описывает своего сына: “Илон всегда был . Поэтому нет ничего удивительного в том, что на вечеринках, когда все занимались обсуждением регби, Илон находил библиотеку хозяина дома и пролистывал книги”.


Илон в детстве. Фото
Bloomberg News

Мать Илона, Майе Маск, канадка по национальности. Она профессиональный диетолог и модель, появлялась на коробках с хлопьями Special K и даже на обложке журнала Time.


Майе Маск. Фото Business Insider

В 1979 году Эррон и Майе развелись. Девятилетний Илон и его младший брат Кимбал решили остаться с отцом.


Илон с братом Кимбалом. Фото Bloomberg News

В 1983 году, в возрасте 12 лет, Илон продал простейшую игру Blastar компьютерному журналу за $500. Маск однажды сказал: “Это ничем не примечательная игра… но лучше, чем Flappy Bird (Flappy Bird - игра для мобильных устройств, разработанная вьетнамским разработчиком Донгом Нгуеном, в которой игрок с помощью касаний экрана должен контролировать полёт птицы между рядами зелёных труб, не задевая их — ред.) “.

Школьные годы у Илона выдались трудными. Согласно книге «Elon Musk: Tesla, SpaceX, and the Quest for a Fantastic Future», однажды Илона даже госпитализировали после того, как хулиганы спустили его с лестницы и избивали до тех пор, пока он не потерял сознание.

После окончания средней школы Маск переехал в Канаду вместе со своей матерью, сестрой Тоской и братом Кимбалом. Он два года учился в Королевском университете в Кингстоне, Онтарио, но закончил учебу в Университете Пенсильвании, получив степень сразу по физике и экономике.


Илон на встрече со студентами Калифорнийского технологического института в 2012 году. Фото AP Photo

Во время учебы в Университете Пенсильвании Маск и его сокурсник Адео Ресси сдали в аренду дом с 10 спальнями и превратили его в неофициальный ночной клуб. Это был ранний опыт предпринимательства.


Дом, который сдавал Илон. Фото AP Photo/Gene J. Puskar

После окончания учебы Маск отправился в Стэнфордский университет, чтобы получить докторскую степень. Он пробыл в Калифорнии всего два дня, решив испытать сначала удачу в набирающем обороте интернет-бизнесе (так называемый пузырь доткомов, который образовался в результате взлёта акций интернет-компаний, а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века. Эти новые бизнес-модели оказались неэффективными, а средства, потраченные в основном на рекламу и большие кредиты, привели к волне банкротств — ред.) Илон так и не закончил учебу в Стэнфорде.

Маск и его брат Кимбал потратили деньги своего отца — всего около $28 000 — и основали Zip2, веб-стартап, который предоставлял путеводители по городам в такие газеты, как New York Times и Chicago Tribune.


Брат Илона Маска, Кимбал. Фото Wikimedia Commons

Когда Zip2 только начало свое развитие, Илон практически жил в офисе и в волонтерской организации YMCA. Его труды окупились, когда Compaq купила Zip2 за $341 млн наличными и акциями, что принесло Маску $22 миллиона.

Из этих денег Илон Маск вложил $10 миллионов в свою новую компанию по интернет-банкингу, X.com. В 2000 году X.com объединился с Confinity, стартапом, соучредителем которого стал Питер Тиль. Так появилась новая компания под названием


Питер Тиль и Илон Маск. Фото PAUL SAKUMA/AP

Маск был назначен генеральным директором новой компании. Но счастье продлилось недолго: в октябре Илон начал давление на соучредителей PayPal с целью перенести сервера с Unix в Microsoft Windows. Соучредитель PayPal, а затем технический директор Макс Левчин не оставил это без внимания.


Макс Левчин. Фото Getty / Drew Angerer

В конце 2000 года Илон решил впервые отправиться в отпуск. В то время, как самолет Маска еще был в воздухе на пути в Австралию, совет PayPal уволил его и назначил новым генеральным директором Питера Тиля.

При этом компания не оставила Илона Маска совсем без гроша: он продолжал быть крупнейшим акционером PayPal. Когда компания заключила сделку с eBay в 2002 году на сумму в $1,5 миллиарда, Илон получил $165 миллионов.

Но еще до сделки с eBay Маск, который всегда увлекался научной фантастикой, задумал грандиозный проект: запустить мышей или растения в космос, на Марс. Для этих целей он даже планировал выкупить старые ракеты у россиян, но те попросили баснословные $8 миллионов за каждую ракету, и Маску решил, что проще построить собственные космические корабли.

Поэтому в начале 2002 года Маск основал компанию Space Exploration Technologies, которая более известна как SpaceX. Ее целью является снизить затратность полетов в космос в десятки раз.


Илон Маск в компании SpaceX. Фото Mario Anzuoni/Reuters

Первыми ракетами SpaceX стали Falcon 1 и 9, названные в честь знаменитого корабля Хана Соло «Тысячелетний сокол» из “Звездных войн” (Falcon с английского языка “сокол” — ред.), а также космический корабль Dragon, названный в честь песни «Puff the Magic Dragon”.


Ракета Falcon 9. Фото Flickr/spacexphotos

В долгосрочной перспективе цель SpaceX — колонизация Марса.

Однако у Маска есть цели и на Земле. В 2004 году он сделал первые инвестиции в компанию по производству электромобилей Tesla Motors, основанную ветераном стартапов Мартином Эбергартдом.

Маск принимал активное участие в развитии компании и помог разработать полностью электрический Tesla Roadster, первый автомобиль компании, который был выпущен в 2006 году.


Tesla Roadster. Фото Scott Olson/Getty Images

Но и этого Маску было мало. В 2006 году он придумал компанию SolarCity, которая занимается выработкой солнечной энергии. Так Маск борется с глобальным потеплением. Он дал своим двоюродным братьям Питеру и Линдону Рив оборотный капитал, чтобы поставить компанию на ноги. В 2016 году Tesla заключила сделку с SolarCity стоимостью в $2,6 млрд.

Вернемся к Тесле. Под руководством Эбергартда Tesla несла большие потери, и Маск совершил переворот и вытеснил Эбергартда.

В 2008 году, в самый разгар финансового кризиса, Илон Маск спас Tesla от банкротства, инвестировав в компанию $40 миллионов и дав ей еще $40 миллионов для финансовой стабильности. В этом же году он был назначен генеральным директором компании.

Но 2008 год все равно выдался крайне тяжелым для Маска, он называет его своим худшим годом. Tesla продолжала нести потери, у SpaceX были проблемы с запуском ракеты Falcon 1. На начало 2009 года Илон Маск жил за счет личных займов.

На этот же период выпал и развод с женой Маска Джастин, с которой у них было шестеро детей.


Джастин Маск. Фото cdn.co

Но на Рождество 2008 года случилось чудо: SpaceX заключила контракт на поставки в космос с НАСА на сумму $1,5 млрд, а Tesla неожиданно нашла столь нужных ей инвесторов.

К 2010 году все стало налаживаться. Tesla выпустила свои первые акции на сумму в $15 миллионов.

Стремительный взлет Илона Маска и его удивительная карьера не остались незамеченными в кругах, куда он не особо и стремился. Персонаж Железного человека, сыгранного Робертом Дауни-младшим, был частично списан с Илона Маска. А в фильме “Железный человек — 2” Маск даже снялся в эпизодической роли.

В то же время личная жизнь Маска оставляла желать лучшего. В 2008 году он стал встречаться с актрисой Талулой Райли, на которой женился в 2010 году. В 2012 они развелись, через год снова поженились, еще через год Илон вновь подал документы на развод, но в итоге передумал. Но не передумала Талула — в марте 2016 года она окончательно развелась с Илоном Маском.


Илон Маск с женой Талулой Райли и детьми. Фото AP

Зато с компаниями у Маска все ладилось. К концу 2015 году SpaceX уже 24 успешных запуска к Международной космической станции, а в 2016 году компании первую успешную водную посадку многоразовой орбитальной ракеты Falcon 9.

Маск не перестает фонтанировать идеями. Помимо колонизации Марса, электромобилей и производства солнечной энергии, он задумал устройство под названием . Это такое транспортное средство, которое позволит вам от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско за 30 минут.


Hyperloop. Фото Hyperloop Transportation Technologies

В конце 2015 года Маск выпустил в свет OpenAI, некоммерческую организацию, которую он создал с целью проведения исследований об опасности искусственного интеллекта для человечества. Этот вопрос его серьезно беспокоит.

И при этом он продолжает внедрять функцию “автопилота” в автомобили Tesla, уверяя, что за этим будущее.

В конце 2016 года Маск опубликовал в Twitter шуточное заявление, что он собирается построить сеть туннелей под мостом, чтобы снизить транспортный поток. Все тогда посчитали, что это шутка. Однако компания «Boring Company» недавно первый участок туннеля под Лос-Анджелесом.

Вам мало этого? Маск любит удивлять. Поэтому он создал , одна из целей которой — внедрение компьютерных чипов в мозг людей. Илон считает, что только так люди смогут совладать с угрозой от искусственного интеллекта.

При всем при этом Маску не удается скрыться от критики. Так, общественность была возмущена его участием в совете директоров технологичных компаний, созданного для Дональда Трампа. В конечном итоге Маск вышел из этого совета, когда Трамп США из Парижского соглашения по климату.


Илон Маск и Дональд Трамп. Фото Chip Somodevilla/Getty Images

А так у Маска все хорошо. Недавно Tesla выпустила новый электромобиль Model 3, о которой “Рубик” уже . Автомобиль создан для массового производства и его стоимость составляет $35 000. Что из этого получится, покажет время.

Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.

Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Основатели Tesla были прекрасно осведомлены о правилах игры. Тесла построил электромотор сто лет назад, а создание трансмиссии для передачи мощности мотора на колеса выглядело вполне реальной задачей. Слабым местом плана была постройка завода по производству автомобилей и их узлов. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не делают автомобили сами. Времена, когда в одни ворота завода Генри Форда в Мичигане завозили материалы, а из других ворот выезжали готовые машины, давно прошли. «BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида, — объясняет Марк Тарпеннинг. — Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку. Мы наивно полагали, что можем приобрести необходимые детали у тех же поставщиков».

«Я в деле»

С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (бизнес-партнеры из Северной Калифорнии основали компанию Tesla в июле 2003 года. — Forbes ) подсознательно рассматривали Маска как основного инвестора. Они оба наблюдали за его выступлением на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001-м. Основателям Tesla показалось, что Маск мыслит не так, как все, и сможет воспринять идею электромобиля. Замысел обратиться к Маску за поддержкой Tesla Motors укрепился, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск подыскивает объект для инвестиций в сегменте электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иен Райт пришел в компанию третьим, сразу после основателей. — Forbes ) полетели в Лос-Анджелес и в пятницу встретились с Маском. Все выходные Маск дотошно выспрашивал у Тарпеннинга, который уже уехал, детали финансовой модели проекта. «Помню только, что я давал один ответ за другим, снова и снова, — рассказывает Тарпеннинг. — В следующий понедельник мы с Мартином снова полетели на встречу с Маском, и он сказал: «Хорошо, я в деле».

Основатели Tesla обрадовались, что им повезло заполучить отличного инвестора. У Маска были инженерные познания, он готов был воспринять идеи компании и разделял более общую цель — избавление США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хоть немного верить в проект, и для Маска это не было просто очередной финансовой транзакцией, — говорит Тарпеннинг. — Он хотел изменить энергетический баланс страны». Вложив $6,5 млн, Маск стал основным акционером Tesla и президентом компании. Впоследствии Маск ярко проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — рассказывает Эберхард. — Нам нужно было больше инвесторов. Но если бы мне вновь предстояло сделать выбор, я бы взял его деньги. Синица в руках... ну, вы понимаете. Нам нужны были деньги».

Вскоре после встречи Маск позвонил Джей Би Штробелю (создатель компании по разработке литий-ионных батарей, заинтересовавший Маска темой электромобилей. — Forbes ) и попросил познакомиться с командой Tesla. Узнав, что офис Tesla находится в полумиле от его дома, в Менло-Парк, Штробель был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Штробель жил электромобилями, и поначалу у него не укладывалось в голове, что паре парней удалось добиться столь многого, а он о них даже не слышал. Тем не менее в мае 2004 года Штробель пришел на встречу и был тут же принят на работу с годовым окладом $95 000. «Я рассказал, что разрабатываю нужный им батарейный блок на деньги Илона прямо за углом, — вспоминает Штробель. — Мы согласились объединить усилия и сформировали нашу группу отщепенцев».

Если бы в тот момент Tesla Motors посетил кто-нибудь из Детройта, он бы лопнул от смеха.

Багаж автомобилестроительного опыта компании состоял из двух парней, обожавших автомобили, и еще одного, создавшего несколько научных проектов на основе технологии, которую автомобильная отрасль считала недостойной внимания. Более того, основатели и не собирались спрашивать совета по созданию автомобильной компании у детройтских гуру. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, что и каждый стартап из Кремниевой долины, — нанять группу молодых голодных инженеров и разобраться во всем в процессе работы. И неважно, что в Области залива Сан-Франциско еще ни у кого не получилось создать автомобиль таким образом и что построение сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Главное, что понимали в Tesla: литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с определенной долей усилий и интеллекта это должно было обеспечить успех…

Спустя еще год доработок инженеры Tesla могли, наконец, отложить в сторону карандаши. Был май 2006 года, штат сотрудников вырос до 100 человек. Команда построила черную версию Roadster, названную EP1, или первый инженерный прототип. «Как говорится, «вот что, оказывается, мы будем выпускать», — рассказывает Тарпеннинг. — Машину можно было почувствовать, и это было восхитительно». Появление EP1 позволило продемонстрировать инвесторам, на что пошли их деньги, и обратиться за дополнительным финансированием к более широкой аудитории. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы, наконец, начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще $12 млн, к нему присоединились и другие, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners, а также таких инвесторов, как Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин. В сумме было собрано $40 млн.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».

Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.

Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года, а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.

Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».

Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.

Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».

Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.

Однако многочисленные изменения, запрошенные Маском, стали задерживать Roadster. Маск хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Эберхард ворчал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры были согласны с ним.

Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.

Не все шло гладко и за рубежом. Для создания завода по производству батарей компания решила отправить команду самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla заключила партнерское соглашение с исполненной энтузиазма, но не обладавшей необходимыми возможностями производственной компанией. Инженерам Tesla было обещано, что они будут управлять строительством современного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол с подпиравшими крышу столбами. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело практически полностью открытую конструкцию, как и другие заводы, — из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печки, шины и прочие неприхотливые предметы обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой влажной атмосферой. Партнер Tesla заплатил еще около $75 000 за возведение гипсокартонных стен, укладку напольного покрытия и создание складских помещений с контролем температуры. Инженерам Tesla пришлось потратить немало времени и терпения на попытки обучить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие технологии батарей, ранее шедшее быстрыми темпами, замедлилось до скорости улитки.

Завод по производству батарей был лишь одним из звеньев глобальной цепочки поставок, на всем протяжении которой множились расходы и задержки. Кузовные панели автомобиля производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня. Tesla планировала закупать батарейные ячейки в Китае и доставлять их в Таиланд для сборки батарейных блоков, которые, во избежание порчи, нужно было сразу везти в порт для доставки в Англию, где им предстояло пройти таможню. Затем, согласно планам Tesla, компания Lotus делала кузов, устанавливала в него батарейные блоки и отправляла автомобили Roadster кораблем в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описанном сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля в целом, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появлялась лишь по прошествии шести-девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить в Азии быстрое и дешевое производство, чтобы заработать на машине, — рассказывает Форрест Норт, один из командированных в Таиланд инженеров. — По нашим данным, в случае действительно сложных устройств работа здесь обходится дешевле, задержек и проблем меньше».

Новых сотрудников непродуманность плана Tesla приводила в ужас.

Райан Поппл, отслуживший четыре года в армии, а затем учившийся по программе MBA в Гарварде, прибыл в Tesla на должность финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Наскоро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он собирается производить автомобиль. «Тот ответил: ну, мы решаем, что пора запускать производство, и ждем чуда», — рассказывает Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск сильно забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla была чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализировавшаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив технологию батарейных блоков и силового агрегата Tesla, компания решила, что даже если Tesla не удастся продать много машин, крупные автопроизводители захотят приобрести ее интеллектуальную собственность. Для защиты своих инвестиций Valor отправила Тима Уоткинса, своего управляющего директора по операциям, который очень скоро пришел к ужасающим выводам.

Британец Уоткинс, обладатель степеней по промышленной робототехнике и электромеханике, умел эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное время работы сотрудников, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в день, как предприятия конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс явился к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что себестоимость машины удастся значительно снизить по мере отладки производственных процессов компании и повышения объемов продаж. «И тогда Тим велел мне подготовиться к худшему», — рассказывает Маск. Выходило, что стоимость производства каждого Roadster могла достигать $200 000, в то время как Tesla планировала продавать электромобиль всего за $85 000. «Даже в случае полной загрузки производства каждая машина обойдется в лучшем случае в $170 000, — рассказывает Маск. — Разумеется, несколько тысяч долларов ничего не меняли, потому что треть этих чертовых машин мы все равно не выпустили бы…»

Среди инженеров Tesla крепла мысль о том, что Эберхард как президент достиг предела возможностей. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в которых никто не сомневался. При Эберхарде инженерное искусство в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другими областями в компании пренебрегали, и мало кто верил, что Эберхарду удастся провести Tesla от этапа исследований и разработок к коммерческому производству. Завышенная стоимость автомобиля, проблемы с трансмиссией, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала переносить сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, заплатившие авансом крупные суммы, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Добром такое не могло кончиться, — рассказывает Лайонс (инженер-механик, сотрудник № 12. — Forbes ). — В теории все знают, что основатель необязательно приводит компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили об отдельных аспектах дизайна автомобиля. Обычно они неплохо ладили. Они оба не терпели дураков и одинаково верили в будущее технологии электрических аккумуляторов и их высокую значимость. Однако расчеты Уоткинса положили конец их добрым отношениям. По мнению Маска, Эберхард допустил значительный просчет в управлении компанией, позволив ценам комплектующих вырасти так сильно. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству. Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед национальной ассоциацией автомобильных журналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. В ходе короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что он покидает пост руководителя компании…

Маск за работой

Вскоре сотрудники Tesla смогли познакомиться с классическим Маском, хорошо известным тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев. Дни, когда люди пренебрегали расходами на производство Roadster, ушли безвозвратно. «Илон завелся и заявил, что нужно провести программу интенсивного сокращения издержек, — говорит Поппл. — Он выступил с речью, провозгласив, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать прямо на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе возможностей и не отказались бы отдохнуть и провести время с семьями. Илон ответил: «У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но все уяснил. Я человек армейский, знаю, что такое выполнять приказ».

Каждый вторник в семь утра сотрудники должны были обновлять ведомость материалов. Цену каждой детали нужно было знать с точностью до цента и иметь аргументированный план ее снижения. Например, если в конце декабря моторы стоили $6500 за штуку, Маск требовал снизить стоимость к апрелю до $3800. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение расходов.

«Если ты отставал от плана, неудача обходилась очень дорого, — рассказывает Поппл. — Все это знали. Люди теряли работу, если не могли решить поставленную задачу. У Илона в голове калькулятор. Если в презентацию проберется необоснованная цифра, он это сразу замечает. Илон не пропускает ни одной детали». С точки зрения Поппла, управленческий стиль Маска был агрессивным, но ему нравилось, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы. «Некоторые считают Илона жестким, вспыльчивым и деспотичным, — говорит Поппл. — Но времена были непростые, и те, кому были известны операционные проблемы компании, понимали это. Я ценю, что Илон не стремился приукрасить реальность».

Занимаясь маркетингом, Маск ежедневно искал через Google новости о Tesla. Если он находил негативную статью, он требовал «исправить ситуацию», хотя у пиарщиков Tesla почти не было аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников пропустил мероприятие, так как присутствовал при рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет».

Маркетологи, делавшие грамматические ошибки в текстах, лишались работы, как и те сотрудники, которые за последнее время не сделали ничего крутого. «Временами Маск бывает довольно грозным, хотя сам не чувствует этого, — рассказывает один из бывших менеджеров Tesla. — Перед совещаниями мы делали ставки, кому достанется на этот раз. Если сказать, что решение было принято в соответствии со стандартной практикой, Маск быстро выкинет тебя с совещания, заявив: «Больше не хочу этого слышать. Мы тут пашем как кони, и недоделанные процедуры нам не нужны».

Он тебя сотрет в порошок, и если удастся выжить, он еще должен решить, можно ли тебе доверять.

Он должен понять, что ты такой же сумасшедший, как и он сам». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре все поняли, что Маск — само воплощение бизнеса.

Выгореть дотла

Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.

Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».

Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.

Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.

Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.