Физиологические основы процесса воображения. Виды воображения

Психический процесс, заключающийся в создании таких образов предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали, называется воображением . Воображение нередко называют фантазией, хотя иногда под словом «фантазия» понимают воображение, мало связанное с реальной жизнью. Богатство воображения зависит от умения воспринимать, наблюдать и сохранять в памяти образы предметов и явлений, которые потом подвергаются переработке.

В этом процессе важную роль играет мышление. Оно вносит коррективы, критически оценивает плоды фантазии. Чувства также влияют на воображение и сами в немалой степени зависят от него. Наконец, для осуществления творческих замыслов человека, созданных его воображением, необходима воля.

Физиологическая основа воображения- появление новых сочетаний между теми временными связями» которые ранее образовались в коре больших полушарий мозга. Восстановление прежних связей - это процессы памяти (вспоминание, узнавание). А для работы воображения необходимо, чтобы возникли новые системы этих связей, в таких сочетаниях, каких еще не было в коре мозга, но которые состояли бы из имеющихся там следов возбуждений.

Воображение тесно связано с деятельностью двух сигнальных систем. Образы, представления о вещах и явлениях могут появиться у человека в том случае, если он имел соответствующие ощущения и восприятия, т. е получал первые сигналы окружающей действительности. Речь устная и письменная, вторая сигнальная система тоже дает много материала ддя воображения.

38. Виды воображения

Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

В осуществлении сложных процессов воображения участвует кора головного мозга. Физиологическим основой воображения является образование новых сочетаний тех нервных связей, которые возникали ранее в процессе отражения человеком объективной реальности. Для возникновения нового образа нужно, чтобы ранее образованные системы связей, структура которых была детерминирована характером объектов, воспринимались, распались и образовали новые сочетания в соответствии с новыми потребностями, что активизировались в деятельности человека.

Деятельность воображения тесно связана с эмоциями, неотделимыми от создания нового образа. Это дает основания говорить о том, что механизмы процесса воображения расположены не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в подкорковых центрах. Экспериментально доказано, что импульсы, которые поступают в подкорковых отделов мозга, активизируют деятельность коры больших полушарий, способствуют выработке плана действий, имеет важное значение при создании новых образов.

Образы объектов непосредственно связаны с эмоциональной сферой личности, ее чувствами. Неосторожно сказанное врачом слово может вызвать у впечатлительного пациента соответствующие симптомы заболевания.

Бестактное слово учителя может вызвать у ученика нервное расстройство. Специфическим проявлением воздействия образов воображения на двигательную сферу личности является идеомоторные акты. Исследованиями установлено, что когда человек представляет движение части своего тела, но не выполняет самого действия, то в мышцах, которые должны это движение осуществлять, фиксируются слабые импульсы, аналогичные тем, регистрируемых при реальном выполнении движений. Идеомоторными актами как средствами идеального моделирования действий, которые предстоит выполнить, широко пользуются спортсмены, танцоры и др.

Патологии мозговой деятельности (вследствие высокой температуры тела, действия наркотических веществ, алкогольного опьянения и т.п.) приводят к галлюцинациям.

Синтез образов в процессах воображения осуществляются в различных формах:

Болезни такого происхождения называются Ятрогения

Галлюцинации могут быть зрительными, слуховыми, тактильными, соматическими

Большую роль в создании образов воображения играет практическая деятельность. Пока созданный образ существует только в "голове", он не всегда до конца понятен. Воплощая этот образ к рисунку или модели, человек проверяет его реальность.

Воображение - это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности. Ее развитие требует накопления соответствующего опыта и выработка умения мысленно соединять образы в новые сочетания и комбинации, умение представлять возможные изменения действительности. Такие умения образуются постепенно и требуют привлечения личности к разносторонней деятельности. В процессе развития личности развивается и воображение. Чем больше человек видел, слышал, переживала, тем больше она знает и умеет и тем продуктивнее будет активность ее воображения - основа любой деятельности.

До сих пор нам почти ничего не известно ни о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологическои основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? Об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.

Воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут появляться физиологические признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальные явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Органическими изменения сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры . В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от окружающего мира. Когда человек перестает воспринимать предмет, состояние возбуждения в определенных центрах коры остается в виде «следа». Такое «следовое» возбуждение нейронов одного анализатора комбинируется в том или ином сочетании с возбуждением другого анализатора. Образование подобных ассоциативных связей в коре головного мозга человека и есть физиологическая основа воображения. При этом определенную роль играют и подкорковые центры, в частности, гипоталамус . Эта структура нижних отделов головного мозга участвует в построении последовательно сменяемых возбуждений при их взаимопереходах из первой сигнальной системы во вторую и наоборот. Возможность замены непосредственных раздражителей словесными обеспечивает такую аналитико-синтетическую деятельность мозга у человека, которая основывается на оперировании следовыми и непосредственно вызываемыми словесными знаками – тонко дифференцированными раздражителями. Так возникают образы не только прошлого, но и будущего, не только реального и вероятного, но и невероятного и нереального. Опережающим отражением назвал такую формулу психического отражения, обеспечивающего прогнозирование, предвидение (видение наперед) русский ученый П.К. Анохин.

«Многочисленные раздражения словом, - писал И.П.Павлов, - …удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности».

Именно благодаря тому, что воображение тесно связано со второй сигнальной системой , оно может оказывать глубокое и сильное физиологическое влияние на весь организм. Именно на этой связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапии.

Рассмотрим некоторые классические примеры.

Пример первый. Французский писатель Г. Флобер рассказывал, что описывая сцену смерти мадам Бовари, ощущал у себя во рту вкус мышьяка.

Пример второй. У студентов медицинских университетов распространен так называемый «синдром третьекурсника», когда, ознакомившись с симптомами целого ряда заболеваний, выучивая и представляя их, они начинают «обнаруживать» их и у себя.

Пример третий. Если человек только представляет себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, головы), но не производит на самом деле этого движения, в мышцах, отвечающих за требуемое движение, формируются нервные импульсы, которые регистрируются и при реальном выполнении движений. Это явление даже получило специальное название «идеомоторный акт », т.е. воображаемое действие.

Идеомоторный акт объясняет, отчего случается то, чего человек боится. Это легко понять из следующего эксперимента: вот спортсмен стоит на тонко сбалансированной площадке. Как только у него возникает представление, что он упадет, центр тяжести тела мгновенно смещается в ту сторону, в какую, по его представлению, он может упасть. Иными словами, всего лишь представление о падении вызывает тут же непроизвольное движение в сторону падения.

Вот почему так важно культивировать в себе образы положительного будущего, тренировать себя на достижение победы или, как минимум, не настраиваться на поражение.

Виды и приемы воображения

Различают следующие основные виды воображения : активное и пассивное .

Активное воображение – это воображение, которое представляет собой создание образов в связи с поставленной целью или возникшей задачей, т.е. позволяет до начала работы представить себе конечный результат. Активное воображение развивается в процессе труда, особенно, когда труд требует самостоятельных усилий, когда отсутствует необходимая информация, когда требуется инициатива и готовность добиться поставленной цели.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это воображение, образы которого основаны на заданном их описании. Так, воображение литературных героев при чтении книг – это воссоздающее воображение. Изучение географических карт и представление себе той или иной местности, - это воссоздающее воображение. Работа со стереометрическим материалом, изучение чертежей, объемных фигур – также воссоздающее воображение. Оно развивает художественное и пространственное мышление, обогащает образность психики.

Творческое воображение предполагает создание, конструирование новых образов, оригинальных идей, воплощенных в продуктах технической, научной, художественной или другой созидательной деятельности человека. Творческое воображение - драгоценный дар. Оно тесно связано с мышлением, с мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. В творческом воображении ярко проявляется аналитико-синтетический характер мозговых процессов, свойственных этой функции психики.

Творческому воображению свойствен ряд приемов , т.е. устоявшихся способов создания новых образов.

Это агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация.

Агглютинация (от греческого слова «склеивать») – это прием соединения в одно целое частей из различных объектов. Например, образ русалки – туловище женщины и хвост рыбы; кентавр – торс мужчины и туловище быка. Этот же прием используется в технике (самолет-амфибия) и в искусстве (аккордеон - корпус баяна, клавиатура рояля) и т.д.

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия стрекозы был создан вертолет, по принципу подобия органу ориентировки летучей мыши был создан локатор.

Гиперболизация – прием, с помощью которого преувеличивая или преуменьшая что-то, добиваются максимальной выразительности идеи. Так, образ Гулливера – конечно гиперболизация, как и образ Мальчика-с-пальчика.

Акцентирование – выделение, выпячивание в образе какой-то одной черты. Часто используется в карикатурах, анекдотах, сатире и дружеских шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого воображения. Образы самых знаменитых литературных персонажей – яркий прием типизации. Когда мы говорим Чайльд Гарольд, Фауст, Отелло, Евгений Онегин – это высокого уровня обобщения типизация. Типизация, содержащая в себе целый сгусток человеческой культуры, достоинств и пороков человека своего времени, своей эпохи. И, вместе с тем, - это типизация характера человека – романтического, ревнивого или созерцательного.

Пассивное воображение – это воображение, подменяющее собой целенаправленные продуктивные действия.

Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение – это образы, которым человек предается, не собираясь воплощать их в жизнь. Прекраснодушные мечтания, грезы – вот еще одно наименование этого вида воображения. Грезы тесно связаны с желаниями человека, с его потребностями, но они даже не предполагают продумывания реальных путей их осуществления. Этот вид воображения таит определенную опасность, а именно опасность ухода в вымышленный мир личных иллюзий, что может невротизировать человека, т.е. вызвать у него нарушения психической деятельности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно . Это происходит при ослаблении контроля сознания, в полудреме, во сне (сновидения), в состоянии аффекта (т.е. стресса, сопровождающегося сильными эмоциями), при психических или соматических заболеваниях (галлюцинации).

В сущности, непреднамеренное пассивное воображение – самый простой вид воображения. Оно типично для детей-дошкольников, поскольку неустойчивость «следовых» возбуждений в коре головного мозга ведет к легкости детского фантазирования и отсутствия критики к возникающим образам.

Особой разновидностью воображения является мечта . Мечта – это социально детерминированный и возникший в воображении образ желаемого будущего .

Мечта – чрезвычайно мощный побудитель человеческой жизни. Она может выступать мотивом , т.е. побудительной причиной деятельности человека. Именно поэтому любой предмет, сделанный умом и усилиями человека можно рассматривать как его овеществленную, осуществленную мечту. Будь это самолет или автомобиль, космический корабль или построенный человеком дом.

Осуществленная мечта – высшее счастье человека. Поэтому процесс воображения имеет прямое отношение и к смыслам жизни людей. Главное, чтобы мечта была направлена на преобразования жизни в соответствии с идеалами и нравственными ценностями человечества.

Воображение и творчество

Воображение – психический процесс, который является предпосылкой и условием такой продуктивной деятельности человека, в которой создается продукт, т.е. идеальный (в образе, в тексте) или вещественный (в виде инструмента, изделия) объект, имеющий личную либо общественную ценность.

Детский рисунок и картина художника, вылепленный из пластилина заяц или скульптура героя, детская авиамодель и реактивный лайнер – все это продукты творчества.

Воображение занимает центральное место, находится в фокусе творческой деятельности. Творчество – одно из высших проявлений человека, собственно человеческое проявление. Ведь животное ничего не создает, кроме сугубо инстинктом диктуемой постройки гнезда или норы. А люди, в отличие от животных, способны к созиданию. Исследование этого созидательного процесса показало, что в нем различаются такие этапы : 1) зарождение идеи (возникновение образа, мечты, замысла в воображении); 2) концентрация, накапливание знаний, требуемых для ее осуществления; 3) сознательная и бессознательная работа психики и, прежде всего, воображения в сочетании с мышлением над поиском вариантов осуществления замысла; 4) озарение и воплощение его в жизнь; 5) проверка сделанного.

Свои особенности есть у творчества научного и литературного, музыкального и художественного, театрального и кинематографического, у творчества изобретателя и творчества педагога.

Но всем этим разновидностям творчества присуща одна общая черта. Это – огромное напряжение всех сил и возникновение особого, присущего ему состояния, которое называется вдохновением.

Вдохновение – это состояние высшего подъема всех творческих сил, при котором все психические процессы, ведомые воображением, соединяются в один нескончаемый созидательный порыв, неумолимо ведущий к решению проблемы, к воплощению замысла, к изготовлению, порождению нового продукта, творцом которого является человек.

В истории человечества прежде всего воображение сыграло культурообразующую роль. Все мировые религии, сущность которых состоит в утверждении и поддержании идеальных образов и образцов поведения, основаны именно на всеобщем принятии воображаемых причин и начал человеческого бытия. Эти воображаемые образцы, эталоны служили, да и сейчас еще иногда служат абсолютным мерилом правильности или неправильности человеческих поступков. Венцом культурообразующих образов воображения являются религиозные представления разных эпох. Эти представления, обладая большой побудительной силой, подвигли многих художников, у которых, как известно, очень развито воображение, к созданию многочисленных художественных полотен, скульптур и других произведений искусства, проектирование храмов – особое направление в архитектуре. Таким образом, воображение стимулирует творчество.

Воображение наделяет людей, у которых оно развито, особыми чертами. Это, прежде всего – одухотворенность , т.е. способность отвлекаться от сиюминутного, обыденного и видеть образ желаемого будущего. Это затем – романтичность , т.е. склонность пренебрегать жизненным комфортом ради осуществления своей мечты. Это – наблюдательность , т.е. способность глубоко и тонко воспринимать окружающий мир в его нюансах и самых разнообразных проявлениях, отвлекаясь в то же время от несущественного. И, наконец, – креативность. Креативность – это способность человека увидеть новое в привычном, заметить возможное в невозможном и приложить усилия к претворению замысла в жизнь.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «воображение».

2. Обоснуйте значение воображения для человеческой психики.

3. Укажите, какое психическое образование лежит в основе воображения.

4. Приведите различные основания классификации представлений, а также конкретные примеры.

5. Назовите основные виды воображения и кратко опишите их специфику.

6. Проанализируйте физиологические основы воображения.

7. Объясните психофизиологическую основу идеомоторных актов.

8. Приведите описание приемов активного воображения. Обоснуйте невозможность их использования при ослаблении контроля сознания.

9. Аргументируйте взаимосвязь творчества, креативности и мечты.

10. Обоснуйте культурообразующую роль воображения.

1. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, 1987.

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Педагогика, 1979.

3. Розет И.М. Психология фантазии. – Минск: Высшая школа, 1977.

4. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Собр. сочинений в 6 томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси: Мецниерета, 1982.

6. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Педагогика, 1977.

7. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. = М.: Просвещение, 1986.

8. Введение в психологию / Под общей ред.проф. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996.

9. Альтшулер Г. К. Алгоритм творчества. – М.: Знание, 1989.


Глава 9. Воля

Общая характеристика воли

Воля – это психический процесс, сущность которого состоит в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий.

Воля – важный компонент психики человека, обусловленный способностью людей не только реагировать на высшие или внутренние раздражители, а удерживая образ цели, управляя собой с помощью речи, добиваться намеченного результата.

Из всех живых существ воля, как и речь, как и воображение свойственна только человеку, поскольку основывается на высших, идеальных, способах отражения мира и на управлении собственными действиями в противовес тем или иным раздражителям. Воля человека может быть настолько сильна, что преодолевает даже инстинкт самосохранения.

Психологическим проявлением воли является волевое усилие , т.е. обусловленная стремлением к цели активация всех ресурсов организма и психики для преодоления возникших препятствий и трудностей. Волевое усилие переживается как напряжение, вызванное стремлением к совершению требуемых действий.

Понятие воли ввел в систему категорий науки о душе еще Аристотель, чтобы объяснить как человек достигает своих целей, несмотря на то, что само по себе знание того, что надо делать лишено побудительной силы. Специфика воли состоит том, что зачастую волевое усилие направлено не на преодоление внешних препятствий, а на преодоление самого себя, собственной слабости, лени, усталости. По своей психологической природе волевое усилие является действием произвольным, т.е. детерминированным самим человеком. Поэтому у людей различают диапазон воли : на одном полюсе находятся люди с сильной волей, на другом – слабовольные. Первые способны преодолевать огромные трудности, вторые легко пасуют перед ними. Кроме того, есть люди, страдающие нарушением воли.

Как и все психические процессы, воля имеет сложное строение, в котором имеется два аспекта: собственно психологический и физиологический.


Похожая информация.