Французская героиня. Шарлотта Корде

Французская дворянка, убийца Жана Поля Марата.


Дочь Жака Франсуа Алексиса де Корде д’Армон и Мари Жаклин, урождённой де Готье де Мениваль, правнучка знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Корде были древней дворянской семьёй. Отец Мари Анны Шарлотты как третий сын не мог рассчитывать на наследство: в соответствии с майоратом оно перешло к старшему брату. Некоторое время Жак Франсуа Алексис служил в армии, потом вышел в отставку, женился и занялся сельским хозяйством. Детство Мари Анна Шарлотта провела на родительской ферме Ронсере. Некоторое время она жила и училась у брата отца - кюре прихода Вик Шарля Амедея. Дядя дал ей начальное образование и познакомил с пьесами их знаменитого предка - Корнеля.

Когда девочке было четырнадцать лет, при родах умерла её мать. Отец пытался устроить Мари Анну Шарлотту и её младшую сестру Элеонору в пансион Сен-Сир, но ему было отказано, так как Корде не входили в число дворянских семей, отличившихся на королевской службе. Девочек приняли пансионерками на казённое содержание в бенедиктинское аббатство Святой Троицы в Кане, где коадъютриссой была их дальняя родственница - мадам Пантекулан.

Революция

В соответствии с антиклерикальными декретами 1790 года монастырь был закрыт, и в начале 1791 года Шарлотта вернулась к отцу. Корде жили сначала в Мениль-Имбере, потом, из-за ссоры главы семьи с местным браконьером переехали в Аржантан. В июне 1791 года Шарлотта поселилась в Кане у своей троюродной тётки мадам де Бетвиль. По воспоминаниям её подруги по Кану Аманды Луайе (мадам Маромм): «ни один мужчина никогда не произвёл на неё ни малейшего впечатления; мысли её витали совсем в иных сферах …она менее всего думала о браке". С монастырских времён Шарлотта много читала (за исключением романов), позднее - многочисленные газеты и брошюры разных политических направлений. По словам мадам Маромм, на одном из званых обедов в доме тётки Шарлотта демонстративно отказалась выпить за короля, заявив, что не сомневается в его добродетели, но «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа». Вскоре Аманда Луайе вместе с семьёй переехала в более спокойный Руан, девушки переписывались и в письмах Шарлотты «звучали печаль, сожаления о бесполезности жизни и разочарование ходом революции». Почти все письма Корде, адресованные подруге, уничтожила мать Аманды, когда стало известно имя убийцы Марата.

Казнь Людовика XVI потрясла Шарлотту, девушка, ставшая «республиканкой задолго до революции» оплакивала не только короля:

…Вы знаете ужасную новость, и Ваше сердце, как и моё трепещет от возмущения; вот она, наша добрая Франция, отданная во власть людям, причинившим нам столько зла! Я содрогаюсь от ужаса и негодования. Будущее, подготовленное настоящими событиями, грозит ужасами, которые только можно себе представить. Совершенно очевидно, что самое большое несчастье уже случилось. Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи.

В июне 1793 года в Кан прибыли мятежные депутаты-жирондисты. Особняк Интендантства на улице Карм, где они размещались, стал центром оппозиции в изгнании. Корде встретилась с одним из депутатов-жирондистов Барбару, ходатайствуя за лишившуюся пенсии подругу по монастырю - канониссу Александрин де Форбен, эмигрировавшую в Швейцарию. Это был предлог для её поездки в Париж, паспорт для которой она получила ещё в апреле. Шарлотта просила рекомендацию и предложила передать письма жирондистов друзьям в столицу. Вечером 8 июля Корде получила от Барбару рекомендательное письмо депутату Конвента Деперре и несколько брошюр, которые Деперре должен был передать сторонникам жирондистов. В ответной записке она обещала написать Барбару из Парижа. Взяв письмо от Барбару, Шарлотта рисковала быть арестованной по дороге в Париж: 8 июля Конвент принял декрет, объявляющий жирондистов в изгнании «изменниками отечества». В Кане об этом станет известно только через три дня. Перед отъездом Шарлотта сожгла все свои бумаги и написала прощальное письмо отцу, в котором, чтобы отвести от него все подозрения, сообщала, что уезжает в Англию.

Париж

Корде приехала в Париж 11 июля и остановилась в гостинице «Провиданс» на улице Вьез-Огюстен. С Деперре она встретилась вечером того же дня. Изложив свою просьбу по делу Форбен и условившись с ним увидеться на следующий день утром, Шарлотта неожиданно сказала: «Гражданин депутат, ваше место в Кане! Бегите, уезжайте не позже завтрашнего вечера!». На следующий день Деперре проводил Корде к министру внутренних дел Гара, однако тот был занят и не принимал посетителей. В этот же день Деперре встретился с Шарлоттой ещё раз: его бумаги, как и бумаги других депутатов-сторонников жирондистов были опечатаны - он не мог ей ничем помочь, а знакомство с ним стало опасно. Корде ещё раз посоветовала ему бежать, но депутат не был намерен «покидать Конвент, куда его избрал народ».

Убийство Марата

Утром 13 июля 1793 года Корде отправилась в Пале-Рояль, называвшийся в то время садом Пале-Эгалите, и купила в одной из лавок кухонный нож. До дома Марата на улице Кордельеров, 30 она доехала в фиакре. Корде пыталась пройти к Марату, сообщив, что прибыла из Кана, чтобы рассказать о готовящемся там заговоре. Однако гражданская жена Марата Симона Эврар не пустила посетительницу. Вернувшись в гостиницу, Корде написала письмо Марату с просьбой назначить встречу после полудня, но забыла указать свой обратный адрес.

Не дождавшись ответа, она написала третью записку и вечером снова поехала на улицу Кордельеров. На этот раз она достигла своей цели. Марат принял её, сидя в ванне, где он находил облегчение от кожной болезни (экзема). Корде сообщила ему о депутатах-жирондистах, бежавших в Нормандию, и ударила его ножом после того, как тот сказал, что в скором времени отправит их всех на гильотину.

Корде была схвачена на месте преступления. Из тюрьмы Шарлотта напишет Барбару: «Я думала, что умру сразу; люди мужественные и поистине достойные всяческих похвал оберегли меня от вполне понятной ярости тех несчастных, которых я лишила их кумира».

Следствие и суд

Первый раз Шарлотту допросили на квартире Марата, второй - в тюрьме Аббатства. Её поместили в камеру, где до того содержались мадам Ролан, а позднее - Бриссо. В камере круглосуточно находились два жандарма. Когда Корде узнала, что Лоз Деперре и епископ Фоше арестованы как её сообщники, она написала письмо с опровержением этих обвинений. 16 июля Шарлотту перевели в Консьержери. Этим же днём её допросили в уголовном революционном трибунале под председательством Монтане в присутствии общественного обвинителя Фукье-Тенвиля. Своим официальным защитником она выбрала депутата Конвента от Кана Гюстава Дульсе, тот был извещён письмом, но получил его уже после смерти Корде. На суде, состоявшемся утром 17 июля, её защищал Шово-Лагард, будущий защитник Марии Антуанетты, жирондистов, мадам Ролан. Корде держалась со спокойствием, поразившим всех присутствующих. Ещё раз она подтвердила, что у неё не было сообщников. После того, как были заслушаны свидетельские показания и допрошена Корде, Фукье-Тенвиль зачитал письма к Барбару и отцу, написанные ею в тюрьме. Общественный обвинитель потребовал для Корде смертной казни.

Во время речи Фукье-Тенвиля защитнику было передано приказание от присяжных хранить молчание, а от председателя суда - объявить Корде сумасшедшей:

…Они все хотели, чтобы я унизил её. Лицо же подсудимой за всё это время нисколько не изменилось. Только когда она посмотрела на меня, она словно сказала мне, что не хочет быть оправданной.

Присяжные единогласно признали Корде виновной и вынесли ей смертный приговор. Выходя из зала суда, Корде поблагодарила Шово-Лагарда за мужество, сказав, что он защищал её так, как хотелось ей.

Ожидая казни, Шарлотта позировала художнику Гойеру, начавшему её портрет ещё во время судебного заседания, и разговаривала с ним на разные темы. Прощаясь, она подарила Гойеру прядь своих волос.

От исповеди Шарлотта Корде отказалась.

Надевая красную рубашку, в которой по постановлению суда (как отцеубийцу) её должны были казнить, Корде произнесла: «Одежда смерти, в которой идут в бессмертие».

Казнь

Подробно о последних часах жизни Шарлотты Корде в своих воспоминаниях рассказал палач Сансон. По его словам, он не встречал подобного мужества у приговорённых к смерти со времён казни де Ла Барра в 1766 году. Весь путь от Консьержери до места казни она стояла в телеге, отказавшись сесть. Когда Сансон, поднявшись, заслонил от Корде гильотину, она просила его отойти, так как никогда прежде не видела этого сооружения. Шарлотту Корде казнили в половине восьмого вечера 17 июля на площади Республики. Некоторые свидетели казни утверждали, что плотник, помогавший в тот день устанавливать гильотину, подхватил отсечённую голову Шарлотты и нанёс ей удар по лицу. В газете «Революсьон де Пари» (фр. Revolutions de Paris) появилась заметка, осуждающая этот поступок. Палач Сансон счёл необходимым опубликовать в газете сообщение, что «это сделал не он, и даже не его помощник, а некий плотник, охваченный небывалым энтузиазмом, плотник признал свою вину».

Чтобы убедиться, что Корде была девственна, её тело подвергли медицинской экспертизе.

Шарлотту Корде похоронили на кладбище Мадлен во рве №5. Во время Реставрации кладбище было ликвидировано.

Судьба родственников Корде

В июле 1793 года представители муниципалитета Аржантана обыскали дом отца Шарлотты Жака Корде и подвергли его допросу. В октябре 1793 года он был арестован вместе со своими престарелыми родителями. Бабку и деда Шарлотты освободили в августе 1794 года, отца - в феврале 1795 года. Он был вынужден эмигрировать: имя Жака Корде было внесено в список лиц, которые по закону Директории в двухнедельный срок должны были покинуть страну. Корде поселился в Испании, где жил его старший сын (Жак Франсуа Алексис), умер в Барселоне 27 июня 1798 года. Дядя Шарлотты Пьер Жак де Корде и её младший брат Шарль Жак Франсуа, также эмигрировавшие, участвовали в десанте роялистов на полуостров Киберон 27 июня 1795 года. Они были взяты в плен республиканцами и расстреляны.

Реакция на убийство Марата

Марат был объявлен жертвой жирондистов, вступивших в сговор с роялистами. Верньо, когда до него дошли вести из Парижа воскликнул: «Она [Корде] губит нас, но учит нас умирать!». Огюстен Робеспьер надеялся, что смерть Марата «благодаря обстоятельствам, сопровождавшим её», будет полезна республике. По некоторым мнениям, Корде дала повод превратить Марата из пророка в мученика, а сторонникам террора истреблять своих политических противников. Мадам Ролан в тюрьме Сент-Пелажи сожалела о том, что убит Марат, а не «тот, который гораздо более виновен» (Робеспьер). По словам Луи Блана, Шарлотта Корде, заявившая на суде, что «убила одного, чтобы спасти сто тысяч», была самой последовательной ученицей Марата: она довела до логического завершения его принцип - принести в жертву немногих ради благополучия всей нации.

Стихийно возник культ почитания Марата: по всей стране в церквях на алтарях, задрапированных трёхцветными полотнищами были выставлены его бюсты, его сравнивали с Иисусом, в его честь переименовывались улицы, площади, города. После пышной и длинной церемонии он был похоронен в саду Кордельеров, а через два дня его сердце торжественно перенесено в клуб Кордельеров.

Издателю «Бюллетеня Революционного трибунала», пожелавшему опубликовать предсмертные письма и «Обращение» Шарлотты Корде, Комитет общественной безопасности ответил отказом, посчитав излишним привлекать внимание к женщине, «которая и без того вызывает большой интерес у недоброжелателей». Поклонники Марата в своих пропагандистских сочинениях изображали Шарлотту Корде безнравственной особой, старой девой с головой «напичканной разного рода книгами», гордячкой, не имевшей принципов, пожелавшей прославиться на манер Герострата.

Депутат из Майнца, доктор философии, Адам Люкс, переживавший поражение жирондистов настолько, что решил обязательно умереть, протестуя против надвигавшийся диктатуры, вдохновился смертью Шарлотты Корде.

Один из присяжных Революционного трибунала, Леруа, сокрушался, что осуждённые, подражая Шарлотте Корде, демонстрируют на эшафоте своё мужество. «Я бы приказал перед казнью делать кровопускание каждому осуждённому, чтобы лишить их сил вести себя достойно», - писал он.

В культуре

Личность Корде превозносилась как противниками Французской революции, так и революционерами - врагами якобинцев (например, продолжавшими сопротивление жирондистами). Андре Шенье написал в честь Шарлотты Корде оду. В XIX веке пропаганда режимов, враждебных революции (Реставрация, Вторая империя) также представляла Корде национальной героиней.

Пушкин, как и часть декабристов, отрицательно относившийся к якобинскому террору, в стихотворении «Кинжал» назвал Шарлотту «девой-Эвменидой» (богиней мщения), настигшей «апостола гибели».

Анри Эльман в 2007 году снял фильм «Шарлотта Корде» с Эмили Декен в главной роли.

Сложно представить, что эта женщина в белоснежном чепце с атласными лентами и умиротворённым выражением лица (сама добродетель!) – на самом деле известная бунтарка, революционерка, прославившаяся отнюдь не своими речами и умозрительными трактатами, а прежде всего кровавым убийством Марата. Она бы идеально вписалась в пасторальный пейзаж в качестве какой-нибудь румяной пастушки, окружённой пушистыми овечками – этакое воплощение руссоистских идей. Но правнучке великого Корнеля было уготовано другое место в истории, которое и по сей день вызывает ожесточённые споры.

Одни говорят, что Шарлотта Корде – просто очередная дутая фигура из малочисленного кружка заговорщиков, другие – считают чуть ли не богиней мести и восхищаются смелостью её поступка. Образ Шарлотты покрыт коростой мифологем, поэтому разобраться, что из этого ложно, а что истинно – невозможно. Впрочем, так происходит с любой исторической персоной, которая для кого-то предстаёт исключительно в героическом свете, а для кого-то — обязательно становится врагом №1.

Но уникальность Корде заключается в том, что она из непримечательной небогатой дворянки буквально за долю секунды превратилась в одиозную фигуру. Её кровавый след в истории (в общем-то, незначительный по сравнению с «подвигами» её жертвы: Марат призывал рубить головы налево и направо) вдохновил писателей, драматургов, публицистов. Так что оставить такую персону на обочине внимания и сейчас не представляется возможным…

Становление характера

Шарлотта Корде родилась в семье безземельного нормандского дворянина д’Армона. Девочка рано потеряла мать и после её смерти была отдана в монастырь Богоматери в Кане. Там маленькая Шарлотта предавалась своему любимому занятию – чтению книг. Корде воспитывалась отнюдь не только на религиозных сочинениях, но и на идеалах античности и эпохи Просвещения. Очевидцы говорят, что она уже с детства была «беспощадна к самой себе» и нечувствительна к боли. Правда или очередной посмертный миф? Этого мы никогда не узнаем.

«В характере Шарлотты Корде нет ничего женского и, быть может, ничего человеческого. Это моральная геометрия, нам непонятная потому, что мы не привыкли подходить к людям с представлением о совершенных геометрических фигурах. Ей было 25 лет. Вся ее жизнь, кроме одной недели, никакого значения не имеет. <…> Эта девушка выследила и зарезала в ванне «друга народа» так же хладнокровно, как старый опытный охотник выслеживает и бьет в лесу опасного зверя», — писал о ней Марк Алданов.

Но время тогда было непростое: антиклерикальные тенденции одержали верх, монастырь был закрыт, и юная Шарлотта в 1791 году возвратилась к отцу. После скитаний они осели у её троюродной тётки мадам де Бетвиль. Говорят, уже тогда характер Шарлотты проявился в полной мере. Корде, в отличие от других девочек пубертатного возраста, не выказывала ни малейшего внимания представителям противоположного пола. Девочка по-прежнему была погружена в чтение, правда, теперь переключилась с романов на политические брошюры. А однажды Шарлотта даже отказалась выпить за короля, мотивировав это тем, что, конечно, не сомневается в его добродетели, но «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа». После казни Людовика XVI Шарлотта и вовсе потеряла покой, отчаянно оплакивая судьбу всей Франции.

Путь войны

В июне 1793 года в Кан прибыли оппозиционеры-жирондисты, к которым и примкнула Шарлотта с ходатайством за монастырскую подругу, лишившуюся пенсии. Выбор был сделан. Подруга стала прекрасным предлогом для поездки в Париж. Корде получила рекомендательное письмо для депутата Деперре и брошюры политического содержания. Эта юная барышня оставила родительский дом и пренебрегла счастьем замужества и материнства ради борьбы: дороги назад уже не было. Храбрая Шарлотта рисковала (жирондисты были объявлены изменниками Родине), но, если следовать её философии, игра стоила свеч.

Увидеть Париж и умереть

Корде прибыла в Париж 11 июля 1793 года, она остановилась в гостинице «Провиданс» и уже была непоколебима в своём решении: Марат, топивший Францию в крови, должен умереть. Нетрудно догадаться, что сама Шарлотта прекрасно понимала, что первый шаг на эшафот ею уже сделан.

«Чтобы обеспечить сохранение своей жизни, человек вправе покуситься на собственность, на свободу, даже на жизнь себе подобных. Чтобы избавить себя от угнетения, он вправе подавлять, порабощать, убивать. Чтобы обеспечить себе счастье, он вправе предпринимать всё, что только пожелает, и каков бы ни был ущерб, нанесенный им другим, он считается только с собственными интересами, уступая непреодолимой склонности, вложенной в его душу его творцом», - писал Марат, призывая к беззаконию и насилию. Низы общества были в восторге, жажда крови и мести ослепляла, не оставляя место для здравого смысла. Знакомый , не правда ли?

Шарлотта встретилась с Деперре, но ходатайство о подруге не увенчалось успехом; более того, положение опального депутата было крайне опасным, но он ни при каких условиях не хотел покидать Париж. В конце концов, и он был арестован.

Кровавая ванна

Корде купила в одной из лавок в Пале-Рояль кухонный нож: орудие убийства было выбрано. Оставалось самое главное – совершить возмездие. Шарлотта тщетно добивалась аудиенции Марата 2 дня: его гражданская жена тщательно оберегала покой своего обезображенного любимого (Марат, и без того непривлекательный внешне, мучился от кожной болезни). «Друг народа» жил на улице Кордельеров, 30 – это знали все. В конце концов, Шарлотта хитростью (она должна была сообщить о готовившемся заговоре) проникла в его жилище. Марат находился в своей ванне – в воде он находил хоть какое-то облегчение от физических мук. Там же он писал свои сочинения, призывая возбуждённую толпу наказывать обидчиков и рушить всё вокруг во имя справедливости. После того, как Марат в очередной раз сказал, что гильотинирует оставшихся жирондистов, Шарлотта хладнокровно воткнула ему нож в сердце.

Казнь канской девственницы

Её поймали сразу же. Разъярённая толпа неистовствовала и жаждала совершить самосуд прямо на месте. Но Корде поместили в камеру и судили по законам того времени. Её пылкие афористичные высказывания известны и по сей день.

- Кто внушил Вам столько ненависти?

-Мне не надо было чужой ненависти, мне достаточно было своей.

- Неужели вы думаете, что убили всех Маратов?

- Этот мёртв, а другие, может быть, устрашатся.

Корде была осуждена (единогласный вердикт присяжных: виновна) и казнена через 4 дня.

…Её поступок действительно сложно оценить с точки зрения нравственности. Ведь Корде отплатила палачу той же монетой, не противопоставив ничего взамен. Но возможен ли диалог с убийцей? Был ли у Корде другой выход? Эти вопросы будоражат нас и по сей день. Но убийство Марата, разумеется, не остановило : последовали другие пытки и казни, ведь истребить всех тиранов невозможно.

Но Корде вошла в историю так и никак иначе, став легендой за несколько дней. Хороша ли эта слава? Вряд ли кто-то сможет однозначно ответить на такой вопрос.

* Корде поместили в камере, где до этого находилась революционерка Жанна Манон Ролан. А после в ней содержался Жак-Пьер Бриссо.

* В ожидании казни Корде позировала художнику.

* От исповеди Шарлотта отказалась.

* Говорят, что палач Корде нанёс пощёчину её отрубленной голове, возмутив тем самым толпу.

* Поклонники Марата сравнивали Корде с Геростратом: они считали её ничтожной натурой, пожелавшей прославиться сходным разрушительным образом.

* Депутат из Майнца Адам Люкс, сравнивший Шарлотту с Брутом и Катоном, был казнён за «оскорбление суверенного народа».

* Стихотворение «Кинжал» А.С.Пушкина посвящено Шарлотте Корде.

* В 2007 году Анри Эльман снял фильм о Корде. Главную роль в нём сыграла бельгийская актриса Эмили Декьенн.

Валерия Мухоедова

План
Введение
1 Биография
1.1 Семья. Детство
1.2 Революция
1.3 Париж
1.4 Убийство Марата
1.5 Следствие и суд
1.6 Казнь
1.7 Судьба родственников Корде

2 Реакция на убийство Марата
3 Цитата
4 В культуре

Список литературы

Введение

Мари́ А́нна Шарло́тта Корде́ д’Армо́н (фр. Marie-Anne-Charlotte de Corday d’Armont , более известна как Шарлотта Корде, 27 июля 1768, приход Сен-Сатюрнен-де-Линьери близ Вимутье, Нормандия – 17 июля 1793, Париж) - французская дворянка, убийца Жана Поля Марата.

1. Биография

1.1. Семья. Детство

Дочь Жака Франсуа Алексиса де Корде д’Армон и Мари Жаклин, урождённой де Готье де Мениваль, правнучка знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Корде были древней дворянской семьёй. Отец Мари Анны Шарлотты как третий сын не мог рассчитывать на наследство: в соответствии с майоратом оно перешло к старшему брату. Некоторое время Жак Франсуа Алексис служил в армии, потом вышел в отставку, женился и занялся сельским хозяйством. Детство Мари Анна Шарлотта провела на родительской ферме Ронсере. Некоторое время она жила и училась у брата отца - кюре прихода Вик Шарля Амедея. Дядя дал ей начальное образование и познакомил с пьесами их знаменитого предка - Корнеля.

Когда девочке было четырнадцать лет, при родах умерла её мать. Отец пытался устроить Мари Анну Шарлотту и её младшую сестру Элеонору в пансион Сен-Сир, но ему было отказано, так как Корде не входили в число дворянских семей, отличившихся на королевской службе. Девочек приняли пансионерками на казённое содержание в бенедиктинское аббатство Святой Троицы в Кане, где коадъютриссой была их дальняя родственница - мадам Пантекулан.

1.2. Революция

В соответствии с антиклерикальными декретами 1790 года монастырь был закрыт, и в начале 1791 года Шарлотта вернулась к отцу. Корде жили сначала в Мениль-Имбере, потом, из-за ссоры главы семьи с местным браконьером переехали в Аржантан. В июне 1791 года Шарлотта поселилась в Кане у своей троюродной тётки мадам де Бетвиль. По воспоминаниям её подруги по Кану Аманды Луайе (мадам Маромм): «ни один мужчина никогда не произвёл на неё ни малейшего впечатления; мысли её витали совсем в иных сферах <…> …она менее всего думала о браке». С монастырских времён Шарлотта много читала (за исключением романов), позднее - многочисленные газеты и брошюры разных политических направлений. По словам мадам Маромм, на одном из званых обедов в доме тётки Шарлотта демонстративно отказалась выпить за короля, заявив, что не сомневается в его добродетели, но «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа». Вскоре Аманда Луайе вместе с семьёй переехала в более спокойный Руан, девушки переписывались и в письмах Шарлотты «звучали печаль, сожаления о бесполезности жизни и разочарование ходом революции». Почти все письма Корде, адресованные подруге, уничтожила мать Аманды, когда стало известно имя убийцы Марата.

Казнь Людовика XVI потрясла Шарлотту, девушка, ставшая «республиканкой задолго до революции» оплакивала не только короля:

…Вы знаете ужасную новость, и Ваше сердце, как и моё трепещет от возмущения; вот она, наша добрая Франция, отданная во власть людям, причинившим нам столько зла! <…> Я содрогаюсь от ужаса и негодования. Будущее, подготовленное настоящими событиями, грозит ужасами, которые только можно себе представить. Совершенно очевидно, что самое большое несчастье уже случилось. <…> Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи.

В июне 1793 года в Кан прибыли мятежные депутаты-жирондисты. Особняк Интендантства на улице Карм, где они размещались, стал центром оппозиции в изгнании. Корде встретилась с одним из депутатов-жирондистов Барбару, ходатайствуя за лишившуюся пенсии подругу по монастырю - канониссу Александрин де Форбен, эмигрировавшую в Швейцарию. Это был предлог для её поездки в Париж, паспорт для которой она получила ещё в апреле. Шарлотта просила рекомендацию и предложила передать письма жирондистов друзьям в столицу. Вечером 8 июля Корде получила от Барбару рекомендательное письмо депутату Конвента Деперре и несколько брошюр, которые Деперре должен был передать сторонникам жирондистов. В ответной записке она обещала написать Барбару из Парижа. Взяв письмо от Барбару, Шарлотта рисковала быть арестованной по дороге в Париж: 8 июля Конвент принял декрет, объявляющий жирондистов в изгнании «изменниками отечества». В Кане об этом станет известно только через три дня. Перед отъездом Шарлотта сожгла все свои бумаги и написала прощальное письмо отцу, в котором, чтобы отвести от него все подозрения, сообщала, что уезжает в Англию.

Корде приехала в Париж 11 июля и остановилась в гостинице «Провиданс» на улице Вьез-Огюстен. С Деперре она встретилась вечером того же дня. Изложив свою просьбу по делу Форбен и условившись с ним увидеться на следующий день утром, Шарлотта неожиданно сказала: «Гражданин депутат, ваше место в Кане! Бегите, уезжайте не позже завтрашнего вечера!». На следующий день Деперре проводил Корде к министру внутренних дел Гара, однако тот был занят и не принимал посетителей. В этот же день Деперре встретился с Шарлоттой ещё раз: его бумаги, как и бумаги других депутатов-сторонников жирондистов были опечатаны - он не мог ей ничем помочь, а знакомство с ним стало опасно. Корде ещё раз посоветовала ему бежать, но депутат не был намерен «покидать Конвент, куда его избрал народ».

Перед покушением Корде написала «Обращение к французам, друзьям законов и мира»:

…Французы! Вы знаете своих врагов, вставайте! Вперёд! И пусть на руинах Горы останутся только братья и друзья! Не знаю, сулит ли небо нам республиканское правление, но дать нам в повелители монтаньяра оно может только в порыве страшной мести… О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной он стоит вне закона. <…> О, моя родина! Твои несчастья разрывают мне сердце; я могу отдать тебе только свою жизнь! И я благодарна небу, что я могу свободно распорядиться ею; никто ничего не потеряет с моей смертью; но я не последую примеру Пари и не стану сама убивать себя. Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона!…

В «Обращении…» Шарлотта подчеркнула, что действует без помощников и в её планы никто не посвящён. В день убийства текст «Обращения…» и свидетельство о своём крещении Шарлотта прикрепила булавками под корсажем.

Корде знала, что из-за болезни Марат не бывает в Конвенте и найти его можно дома.

1.4. Убийство Марата

Утром 13 июля 1793 года Корде отправилась в Пале-Рояль, называвшийся в то время садом Пале-Эгалите, и купила в одной из лавок кухонный нож. До дома Марата на улице Кордельеров, 30 она доехала в фиакре. Корде пыталась пройти к Марату, сообщив, что прибыла из Кана, чтобы рассказать о готовящемся там заговоре. Однако гражданская жена Марата Симона Эврар не пустила посетительницу. Вернувшись в гостиницу, Корде написала письмо Марату с просьбой назначить встречу после полудня, но забыла указать свой обратный адрес.

Не дождавшись ответа, она написала третью записку и вечером снова поехала на улицу Кордельеров. На этот раз она достигла своей цели. Марат принял её, сидя в ванне, где он находил облегчение от кожной болезни (экзема). Корде сообщила ему о депутатах-жирондистах, бежавших в Нормандию, и ударила его ножом после того, как тот сказал, что в скором времени отправит их всех на гильотину.

Корде была схвачена на месте преступления. Из тюрьмы Шарлотта напишет Барбару: «Я думала, что умру сразу; люди мужественные и поистине достойные всяческих похвал оберегли меня от вполне понятной ярости тех несчастных, которых я лишила их кумира».

1.5. Следствие и суд

Первый раз Шарлотту допросили на квартире Марата, второй - в тюрьме Аббатства. Её поместили в камеру, где до того содержались мадам Ролан, а позднее - Бриссо. В камере круглосуточно находились два жандарма. Когда Корде узнала, что Лоз Деперре и епископ Фоше арестованы как её сообщники, она написала письмо с опровержением этих обвинений. 16 июля Шарлотту перевели в Консьержери. Этим же днём её допросили в уголовном революционном трибунале под председательством Монтане в присутствии общественного обвинителя Фукье-Тенвиля. Своим официальным защитником она выбрала депутата Конвента от Кана Гюстава Дульсе, тот был извещён письмом, но получил его уже после смерти Корде. На суде, состоявшемся утром 17 июля, её защищал Шово-Лагард, будущий защитник Марии Антуанетты, жирондистов, мадам Ролан. Корде держалась со спокойствием, поразившим всех присутствующих. Ещё раз она подтвердила, что у неё не было сообщников. После того, как были заслушаны свидетельские показания и допрошена Корде, Фукье-Тенвиль зачитал письма к Барбару и отцу, написанные ею в тюрьме. Общественный обвинитель потребовал для Корде смертной казни.

Во время речи Фукье-Тенвиля защитнику было передано приказание от присяжных хранить молчание, а от председателя суда - объявить Корде сумасшедшей:

…Они все хотели, чтобы я унизил её. Лицо же подсудимой за всё это время нисколько не изменилось. Только когда она посмотрела на меня, она словно сказала мне, что не хочет быть оправданной..

Речь Шово-Лагарда в защиту Шарлотты Корде:

Обвиняемая сама признаётся в совершённом ею ужасном преступлении; она сознаётся, что совершила его хладнокровно, заранее всё обдумав, и тем самым признаёт тяжкие, отягощающие её вину обстоятельства; словом, она признаёт всё и даже не пытается оправдаться. Невозмутимое спокойствие и полнейшее самоотречение, не обнаруживающие ни малейшего угрызения совести даже в присутствии самой смерти - вот, граждане присяжные, вся её защита. Такое спокойствие и такое самоотречение, возвышенные в своём роде, не являются естественными и могут объясняться только возбуждением политического фанатизма, вложившего ей в руку кинжал. И вам, граждане присяжные, предстоит решить, какое значение придать этому моральному соображению, брошенному на весы правосудия. Я полностью полагаюсь на ваше справедливое решение.

Имя одного из радикальных лидеров Великой Французской революции Жана-Поля Марата хорошо известно в России. Якобинец Марат во времена советской власти считался предтечей коммунистического движения. Его именем были названы улицы во многих городах страны. Герой песен Александра Розенбаума «на улице Марата счастлив был когда-то».

Революционер на должности придворного врача

С именем Марата мы встречаемся в самом юном возрасте: из стихов Сергея Михалкова о дяде Стёпе известно, что герой-великан служил в годы войны на линкоре «Марат». Кстати сказать, такой боевой корабль действительно входил в состав ВМФ СССР.

Больше того, сама фамилия «Марат» стала в Советском Союзе популярным интернациональным именем.

Уроженец Швейцарии Жан-Поль Марат родился 24 мая 1743 года в семье известного врача. Получив хорошее образование, Марат тоже стал врачом. На одном месте молодому медику не сиделось — он ездил по различным городам, зарабатывая на жизнь медицинской практикой.

Помимо способностей к медицине, Жан-Поль Марат являлся прирождённым оратором и публицистом, который подвергал сомнению все общественные устои того времени. Радикальные и резкие суждения, с одной стороны, принесли ему популярность, а с другой — позволили Марату нажить множество противников, в том числе и среди влиятельных персон.

Авторитетов Марат не признавал — он вступал в острую полемику с Вольтером , критически относился к научным работам Ньютона и Лавуазье . Оппоненты, признавая несомненную одарённость Марата, отмечали его крайнее самомнение.

С 1779 по 1787 годы будущий трибун революции Жан-Поль Марат был придворным медиком у графа д’Артуа — в 1824 году этот представитель королевского дома Бурбонов взойдёт на трон под именем Карла X . Однако и его правление закончится революцией — в 1830 году он будет свергнут с престола.

Впрочем, эти события произойдут значительно позднее истории, о которой мы говорим сегодня.

Карьера Жана-Поля Марата претерпела резкие изменения с началом Великой Французской революции. Медик, который успешно совмещал работу при особе королевской фамилии с написанием радикальных работ о переустройстве общества, в 1789 году с головой окунулся в революционные события.

Разоблачитель «врагов народа»

Марат создал собственный проект установления конституционной монархии и стал выпускать газету «Друг народа», которой было суждено стать главным идеологическим рупором революции.

Со страниц своего издания яркий публицист разоблачал преступления режима, клеймил королевскую семью, продажных министров, нечистоплотных депутатов. Влияние Марата на массы росло день ото дня — никто, кроме него, не мог так успешно разжигать революционный фанатизм в массах.

Разумеется, противников у Марата было более чем достаточно. Монархисты и умеренные революционеры ненавидели его, считая, что «Друг народа» зовёт массы к террору.

Собственно, так оно и было. В 1791 году Марату пришлось скрываться от преследований в Лондоне, однако по возвращении он продолжил свою деятельность.

Жан-Поль Марат писал, что борьба с контрреволюцией должна быть жестокой, и если обновление общества нуждается в обезглавливании сотен и тысяч «врагов народа», эти головы нужно немедленно срубить.

Сам термин «враг народа» родился вовсе не в Советском Союзе, а в революционной Франции — Марат в своей газете стал публиковать списки «врагов народа», и участь тех, кто попадал в них, была крайне печальной.

Марат был одним из самых горячих сторонников казни свергнутого короля Франции Людовика XVI и приветствовал её.

В 1793 году, в период яростной борьбы между радикальными якобинцами, вождями которых были Робеспьер и Марат, и более умеренными жирондистами, последним удалось добиться суда над издателем «Друга народа», обвинив его в подстрекательстве к убийствам. Однако Революционный трибунал 24 апреля 1793 года полностью оправдал Марата.

Жан-Поль Марат находился на вершине славы, но до его гибели оставалось меньше трёх месяцев.

Бунтарка из древнего рода

Шарлотта Корде , полное имя которой Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон, родилась 27 июля 1768 года в Нормандии. Она происходила из древнего дворянского рода, а её прадедом был Пьер Корнель — основоположник жанра французской трагедии.

Девушка получила начальное образование дома, а затем, в традициях того времени, была помещена в пансион бенедиктинского аббатства Святой Троицы в Кане. Ветер перемен к тому времени дул во Франции вовсю — в аббатстве юным воспитанницам разрешалось читать не только религиозную литературу, но и труды Монтескье и Руссо .

В 1790 году в духе революционных преобразований монастырь закрыли, и Шарлотта Корде вернулась домой.

Современники вспоминали, что 22-летняя Шарлотта была «человеком новой эпохи» — о замужестве не думала, любовным романам предпочитала газеты и революционную литературу. Как-то на обеде у родственников молодая дворянка позволила себе неслыханную дерзость, отказавшись пить за короля. Шарлотта заявила, что Людовик XVI — слабый монарх, а слабые монархи несут своему народу исключительно бедствия.

Шарлотта Корде была республиканкой, однако она категорически выступала против террора и была потрясена казнью короля. «Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи», — писала Шарлотта подруге.

24-летняя девушка считала, что должна что-то предпринять, дабы повлиять на исторический процесс. Кан, где она жила, к тому времени стал центром жирондистской оппозиции, выступавшей против якобинцев.

Шарлотта Корде решила, что остановить террор можно, если уничтожить идеолога террора — Жана-Поля Марата.

Кухонный нож как орудие истории

Для осуществления своего замысла она встретилась с приехавшими в Кан жирондистами и получила от них рекомендательное письмо к их единомышленникам — депутатам Конвента в Париже. Своей настоящей цели Шарлотта не раскрывала — она говорила, что якобы хочет похлопотать о своей подруге по пансиону, оставшейся без средств к существованию.

Прибыв в Париж 11 июля 1793 года, Шарлотта Корде стала искать встречи с Маратом. Девушка осознавала, что уцелеть самой после покушения ей не удастся, поэтому написала несколько прощальных писем, а также «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором объясняла мотивы своего поступка. «О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона… Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона!» — писала Шарлотта Корде.

Девушка пыталась встретиться с Маратом якобы для того, чтобы передать ему новый список «врагов народа», обосновавшихся в Кане.

К тому времени Жан-Поль Марат почти не появлялся в Конвенте — он страдал от кожного заболевания, и страдания его облегчала только ванна, в которой он дома и принимал посетителей.

После нескольких обращений 13 июля 1793 года Шарлотта Корде добилась аудиенции у Марата. С собой она прихватила кухонный нож, купленный в парижской лавке.

При встрече Шарлотта рассказала ему об изменниках, собравшихся в Кане, а Марат заметил, что они скоро отправятся на гильотину. В этот момент девушка ударила находящегося в ванной Марата ножом, убив его на месте.

Корде была схвачена немедленно. Каким-то чудом её удалось спасти от гнева толпы, желавшей расправиться с ней прямо у трупа поверженного кумира.

Посмертная пощёчина

После допроса она была отправлена в тюрьму. Следствие и суд были скорыми, а приговор очевидным. Шарлотта Корде не просила о снисхождении, но настаивала, что совершила убийство в одиночку. Это не помогло — в Париже уже начались аресты её предполагаемых пособников, которых также ждал смертный приговор.

В те времена не было фотографии, но художник Гойер в день суда и за несколько часов до казни сделал набросок портрета убийцы Марата.

Суд присяжных утром 17 июля единогласно приговорил Шарлотту Корде к смертной казни. На девушку надели красное платье — по традиции, в нём казнили убийц и отравителей.

По свидетельству палача, Шарлотта Корде вела себя мужественно. Весь путь до места казни на площади Республики она провела стоя. Когда вдали показалась гильотина, палач хотел закрыть её вид от приговорённой, однако сама Шарлотта попросила его отойти — она сказала, что никогда не видела это орудие смерти, и ей очень любопытно.

От исповеди Шарлотта Корде отказалась. В половине восьмого вечера она взошла на эшафот и была казнена при большом скоплении народа. Плотник, помогавший устанавливать помост, подхватил отрубленную голову девушки и выразил ей своё презрение, дав пощёчину. Этот поступок пришёлся по вкусу радикальным сторонникам Марата, но был осуждён официальными властями.

Личность Шарлотты Корде вызывала много споров и после казни. Например, труп был освидетельствован врачами, которые подтвердили, что 24-летняя девушка была девственницей.

Её тело было захоронено на кладбище Мадлен в Париже. Впоследствии, уже после эпохи Наполеона, кладбище было снесено.

Марат и его лучшая ученица

Жан-Поль Марат был похоронен за день до казни Шарлотты Корде, 16 июля 1793 года в саду клуба Кордельеров. В честь Марата на некоторое время были переименованы Монмартр и город Гавр. Неоднозначное отношение к его личности привело к тому, что и во Франции, и значительно позже в Советском Союзе названные в его честь объекты потом вновь получали исторические названия. Тело Марата в 1794 году, уже после свержения якобинской диктатуры, было перенесено в Пантеон, но затем, при очередном пересмотре оценки личности политика, удалено из него и перезахоронено на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон.

Впрочем, доля Шарлотты Корде ещё менее завидна. Во-первых, несмотря на её уверения в том, что она действовала одна, гибель Марата стала причиной усиления массовых репрессий против «врагов народа». Семье Шарлотты Корде пришлось отправиться в изгнание, а её дядя и брат, участвовавшие в вооружённом выступлении роялистов, были расстреляны.

Во-вторых, республиканка Шарлотта Корде была объявлена якобинской пропагандой роялисткой и стала кумиром монархистов. Хуже того, девушка, пошедшая на самопожертвование, сама того не желая, дала имя модному аксессуару — «шарлоттой» назвали шляпку, состоящую из баволетки — чепца с оборкой на затылке — и мантоньерки — ленты, удерживающей шляпу. Этот головной убор стал чрезвычайно популярен среди сторонниц монархии, а спустя век — у противниц Парижской Коммуны 1871 года.

Один из теоретиков социализма Луи Блан писал позднее, что Шарлотта Корде фактически оказалась самой горячей последовательницей принципов Жана-Поля Марата, доведя до совершенства его логический принцип, согласно которому жизнь немногих можно принести в жертву благополучию целой нации.

Полное имя этой женщины – Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон (1768-1793), но в историю она вошла как Шарлотта Корде. Прославилась эта молодая дама тем, что 13 июля 1793 года совершила убийство Марата, ярого врага жирондистов. Жан-Поль Марат был человеком больших организаторских способностей и огромной энергии. Он ратовал за террор, за уничтожения немногих ради счастья большинства.

Такая его позиция вызывала резкое неприятие у Шарлотты Корде, которая вначале придерживалась роялистских взглядов, а затем стала сторонницей революционных идей, но лишь в той форме, которую проповедовали жирондисты. Девушка категорически отрицала любой террор, так как он внушал ей отвращение. Однако здесь мы наблюдаем парадокс. Убив Марата, она тем самым сама стал носителем террора и свела на нет все свои убеждения об отрицании насилия.

Шарлотта Корде

Происходила эта женщин из дворянского рода. Он имел древние корни, но отец был третьим сыном в семье. В соответствии с порядком наследования имущества (майоратом) всё получил старший брат. А третий сын вынужден был служить в армии, а после отставки заниматься сельским хозяйством. У него была своя ферма, на которой и родилась Шарлотта.

Начальное образование девочке дал брат отца, являвшийся католическим приходским священником (кюре). В 14-летнем возрасте девушка вместе со своей младше сестрой Элеонорой была определена в аббатство Святой Троицы в городе Кане. Девушек туда взяли в качестве пансионерок, то есть женщин, живущих в пансионе на казённом содержании.

Этот бенедиктинский монастырь имел богатую библиотеку, причём доступ к ней был открыт для всех, а стоящие на полках книги имели не только духовное содержание. Шарлотта познакомилась с работами таких видных французских писателей и философов как Шарль де Монтескье, Жан-Жак Руссо, Гийом Том Рейналь.

Эти труды произвели на молодую и неискушённую девушку очень большое впечатление. Постепенно у неё начали формироваться определённые политические взгляды. Она всей душой была за королевскую династию, но считала Людовика XVI слабым и безвольным человеком. Ей грезился сильный и волевой монарх, способный сделать Францию богатой и могущественной страной.

В 1789 году началась Великая Французская революция, а в конце 1790 года монастырь закрыли. Пришлось сёстрам вначале возвращаться к отцу, а в июне 1791 года Шарлотта Корде вновь уехала в город Кан и поселилась в доме своей троюродной тётушки де Бетвиль. Следует отметить, что молодую девушку совсем не интересовали мужчины. Всё своё время она проводила за чтением газет и различных политических брошюр. Она, как губка, впитывала в себя всю информацию, но в то же время оставалась человеком, беззаветно преданным монархии.

Казнь короля Людовика XVI, случившаяся 11 декабря 1792 года, потрясла нашу героиню до глубины души. Она искренне оплакивала смерть монарха, а будущее виделось ей как наполненный ужасами кошмар. Молодая женщина прокляла людей, свершивших такое, и мысленно назвала их палачами.

А тем временем революция шла своим ходом. 2 июня 1793 года депутатов-жирондистов исключили из Конвента. Власть сосредоточилась в руках члена Якобинского клуба Робеспьера, а также Марата и Дантона, являвшихся лидерами монтаньяров. А жирондисты, спасая свои жизни, вынуждены были бежать. Многие из них в июне 1793 года оказались в Кане. В этом городе они создали центр оппозиции.

Вполне понятно, что Шарлотта с огромным интересом отнеслась ко всем этим событиям. Она познакомилась и с некоторыми жирондистами, среди которых наибольшее впечатление на неё произвёл Жан Шарль Мари Барбару. Следует отметить, что этот человек, во время процесса над Людовиком XVI, голосовал за смерть монарха, но с апелляцией к народу. После казни монарха вступил в конфронтацию с Робеспьером и Маратом, обвинив их в стремлении к диктатуре. 31 мая 1793 года был объявлен врагом Республики. Бежал в Кан, где и встретился с Шарлоттой Корде.

Жан-Поль Марат

Неизвестно, какую роль сыграл Барбару в принятии Корде решения убить одного из лидеров французской революции. Но он сумел увлечь молодую женщину идеями жирондистов. Она стала республиканкой, так как начала доверять этим людям, а затем у неё созрело желание ехать в Париж.

Зачем? Ну уж точно не любоваться красотами французской столицы. В то же время жирондисты уже покинули город, а сама девушка в нём никого не знала. Отсюда можно заключить, что изначальной целью её поездки была не помощь жирондистам, а убийство Марата или Робеспьера.

Но в столицу необходимо было прибыть под благовидным предлогом. Такой нашёлся. Шарлотта Корде всем заявила, что едет хлопотать о пенсии для своей хорошей подруге по аббатству Святой Троицы. Та выехала из Франции и сильно бедствовала. Наша героиня попросила Барбару написать ей рекомендательное письмо. И тот черканул несколько слов депутату Конвента Клоду Ромену Лоз-Дюперре. Тот какое-то время был близок с жирондистами, но состоял в Якобинском клубе, а поэтому после 2 июня сохранил свои депутатские полномочия.

Убийство Марата

Перед отъездом в Париж Корде уничтожила все свои бумаги и написала письмо отцу. В нем она сообщила, что уезжает из страны в Англию и намеревается устроиться в Лондоне. На следующее утро она уехала и прибыла в Париж 11 июля. Устроившись в гостинице, Шарлотта сразу же отправилась к Клоду Ромену. Тот выслушал посетительницу и сказал, что ничем не может помочь, так как его записали в сторонники жирондистов и лишили всех полномочий.

Но Корде не только хлопотала о пенсии подруги. Она ещё не решила, кого убить ради блага Франции, а поэтому попыталась всё выяснить о Робеспьере и Марате. Первый всё время находился среди людей, и осуществить акт возмездия над ним было чрезвычайно трудно. А вот Жан-Поль Марат постоянно сидел дома, страдая от экземы. Мучаясь от сильного зуда, он большую часть времени проводил в ванне с тёплой водой. И даже, сидя в ванне, принимал посетителей.

Поэтому вечером, вернувшись в гостиницу, молодая женщина сделала выбор в пользу второго кровавого революционера и написала обращение к народу Франции. В нём она, в частности, сообщила, что убив Марата, она не нарушит закон, так как этот человек сам поставил себя вне закона. Она сложит голову за любимую родину, чтобы её смерть стала знаменем, под которым объединится французский народ.

Ранним утром 13 июля Шарлотта доехала до дома Марата на городском экипаже, но не попала дальше приёмной. Потоком посетителей руководила Симона Эврар, и она не пустила приезжую из Кана к одному из главных вождей Великой французской революции. Но это не обескуражила нашу героиню. Ближе к вечеру она вновь появилась в приёмной и попросила передать Марату записку. В ней говорилось о заговоре в Кане и о списке заговорщиков.

Убийство Марата

Жан-Поль, прочитав записку, заинтересовался информацией и велел пригласить к нему Шарлотту Корде. Принял он её, сидя в ванне. Посетительница подала ему заранее подготовленный список заговорщиков. Марат начал его читать, затем поднял глаза, посмотрел на женщину и сказал, что все они в скором времени окажутся на гильотине. После этого опять углубился в чтение, а посетительница вынула спрятанный в складках одежды кинжал и ударила им 2 раза Марата в грудь.

Последнее, что успел сделать Жан-Поль, это громко позвать Симону Эврар. После этого он испустил дух, а Шарлотте удалось выбежать в прихожую, но там её задержали.

Последующие события

Правосудие над убийцей Марата свершилось быстро. Утром 17 июля 1793 года Революционный трибунал приговорил Корде к гильотине. И в тот же день вечером приговор привели в исполнение. Идя на казнь, женщина держалась гордо и с достоинством. От тюрьмы до площади Революции её везли на телеге, и Шарлотта всё время стояла на ногах, отказываясь сесть. Она вглядывалась в глаза парижан, видимо пытаясь убедиться, что не зря идёт на смерть.

Поднявшись на помост, попросила палача отойти в сторону, чтобы получше рассмотреть гильотину. Ей отрубили голову в 19 часов 30 минут. После этого тело подвергли медицинской экспертизе и убедились, что казнённая была девственницей. Останки захоронили на кладбище Мадлен в одном из вырытых рвов. Когда Бурбоны вернулись во Францию, кладбище ликвидировали. И теперь невозможно найти останки этой женщины.

Впоследствии Шарлотта Корде получила статус ярой противницы Великой французской революции. Во время реставрации Бурбонов её начали почитать как национальную героиню. Александр Пушкин сравнил эту женщину с богиней мщения. Французы в XXI веке сняли фильм «Шарлотта Корде». Но главную роль в ней сыграла не французская, а бельгийская актриса Эмили Декьенн. Противница террора увековечила своё имя, но не призывами к милосердию и прощению, а опять же через террор, чем лишний раз доказала удивительную парадоксальность человеческих поступков .