Где утилизацировать оргтехнику и старое офисное оборудования. Необходимость утилизации компьютерной техники

Невозможно представить себе современный офис или предприятие без компьютеров, принтеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. Она верно служит предпринимателям, но настает момент, когда оборудование либо устаревает морально, либо непоправимо ломается. На смену старой будет приобретена новая техника, но изжившие себя приборы, превратившиеся в мусор, нельзя просто вывезти к ближайшей помойке.

Почему компьютерная техника нуждается в специальной утилизации и как правильно производить эту процедуру с точки зрения законодательства РФ, читайте в этой статье.

Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.

Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:

  1. Профилактика вреда окружающей среде. Отработанная офисная техника относится к опасным отходам. При производстве компьютеров и других агрегатов применяются вещества, опасные для жизнедеятельности, например, свинец, мышьяк и др. Обычное выбрасывание техники, особенно регулярное, может нанести непоправимый вред экологии и здоровью.
  2. Сбережение того, что можно сохранить. В состав оргтехники входят детали, содержащие цветной металл, а также определенное количество драгметаллов: золота, серебра, платины. Таким образом, Налоговый кодекс РФ считает даже абсолютно непригодную технику не лишенной определенной ценности. Металл можно извлечь и использовать повторно, кроме того, ценные составляющие необходимо правильно провести по бухгалтерии как часть активов.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.

Что говорит закон

Утилизация отжившей свое оргтехники регламентирована несколькими правовыми актами:

  1. Административный кодекс в ст. 8.2 запрещает выбрасывать технику наряду с обыкновенным мусором, причем запрет касается как частных лиц, так и организаций.
  2. Отдельный запрет на это действие для юрлиц прописан в постановлении Правительства РФ № 340.
  3. Делать это своими силами предприятиям запрещает Федеральный закон № 89.
  4. П.2 ст. 20 Федерального закона № 41 от 26 марта 1998 года обуславливает ненадлежащую утилизацию техники как нарушение Налогового кодекса РФ из-за содержания в ней ценных металлов, которые должны быть переработаны и направлены в фонд государства.
  5. Специализированным предприятиям разрешено утилизировать технику при наличии соответствующей лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ № 524 от 26 августа 2006 года.

Что именно нужно утилизировать

Список техники, подлежащей обязательной утилизации ввиду потенциальной опасности, содержится в приказе Министерства природных ресурсов, а также в Постановлении Правительства РФ № 818. В него входят:

  • компьютеры;
  • мониторы;
  • люминисцентные лампы;
  • медицинская техника;
  • бытовые приборы;
  • аккумуляторы;
  • сканеры;
  • ксероксы;
  • принтеры и картриджи для них и др.

ВАЖНО! Нужно правильно утилизировать не только сами агрегаты, но и их лом, то есть даже отдельные части вышедшей из строя техники.

Списание оргтехники перед утилизацией

Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

  • штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
  • штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.

ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

Бухгалтерские проводки списания оргтехники

Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».

В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.

Этапы утилизации оргтехники

Первый этап производится силами организации с привлечением сертифицированных экспертов. Последующие этапы имеет право выполнять одна из специализированных фирм, зарегистрированных в Пробирной палате РФ.

  1. Получение акта списания:
    • экспертная оценка;
    • определение остаточной стоимости списываемой техники;
    • заключение о невозможности ее дальнейшего использования;
    • оформление выбытия ОС.
  2. Демонтаж оборудования с отделением содержащих драгоценные металлы частей:
    • обязателен акт об изъятии комплектующих, на основании которого техника списывается с карточек учета;
    • на его основании на каждую деталь заводится своя карточка учета (), в которой указывается наименование лома (название узла), его общая масса и доля в ней драгметаллов каждого наименования.
  3. Аффинаж – отделение драгоценных металлов от частей техники.
  4. Оприходование полученных ценностей.
  5. Передача драгметаллов в фонд государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.

Как провести утилизацию с помощью спецфирм

Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:

  • помощь в составлении актов списания на каждый из утилизируемых приборов;
  • транспортировку, обезвреживание и размещение опасной части отходов;
  • оформление санитарно-эпидемиологических документов;
  • все последующие процедуры, связанные с драгметаллами.

Алгоритм для представителей фирм-владельцев старой оргтехники

  1. Выбрать компанию для утилизации техники, сертифицированную в Пробирной палате.
  2. Составить предварительный список техники, подлежащей утилизации.
  3. Согласовать с фирмой стоимость ее услуг в зависимости от количества единиц техники и предоставляемого сервиса.
  4. Заключить договор на утилизацию списанных основных технических средств.
  5. Демонтаж поименованной техники.
  6. Вывоз демонтированной аппаратуры.
  7. Подписание акта о выполнении работ и окончательный расчет.

Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.

В современном мире каждая крупная организация имеет на балансе множество техники. Это и компьютеры, и служебные мобильные телефоны, и копировальные аппараты, и многое другое. Электронные устройства облегчают рабочий процесс и являются его неотъемлемой частью. Однако постоянное развитие технологий приводит к тому, что техника морально устаревает гораздо раньше своего срока службы. Например, персональный компьютер или ноутбук, купленный пять лет назад, считается устаревшим. Просто выбросить его на свалку не получится, нужны специальные меры. Такие приборы нужно утилизировать, чтобы сберечь природу и по возможности использовать их материалы повторно. Потому и спрос на данную услугу имеется, и с течением времени будет только расти: технологии идут вперед, срок жизни компьютеров и оргтехники сокращается, а потребность в утилизации будет возникать все чаще. Можно ли на этом заработать?

Организация бизнеса

Чтобы стать утилизатором, необходимо оформить ряд документов. Прежде всего, процедура утилизации прописана в кодах ОКПД 38.21 и ОКВЭД 38 и 37.10.22 как переработка материалов, относящихся к I-IV классам опасности. А значит, чтобы получить лицензию, в составе компании должны быть специалисты, имеющие доступы к этим видам работ. Если таковых нет – придется пройти обучение по программам «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности» и «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».

Также необходимы свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и документ о регистрации ИП или юрлица. Приказом фирмы должен быть назначен специалист, ответственный за работу с опасными отходами. Остальные документы – это договоры на прием отходов и на аренду земельного участка и паспорт технологического оборудования. В силу того что во многих приборах содержатся драгоценные металлы, еще предстоит оформить свидетельство Пробирной палаты (так называемую «ювелирную лицензию»). Без нее работать не получится.

Таким образом, минимальный стартовый капитал «утилизатора» включает следующие статьи:

  • Госпошлина – 7,5 тыс. руб.
  • Постановка на учет в Пробирной палате – 10 тыс. руб.
  • Обучение специалистов (2 человека) – 80 тыс. руб.
  • Юридическая помощь – 30 тыс. руб.
  • Шредер для уничтожения отходов из резины и пластмассы (б/у) – 150 тыс. руб.
  • Аренда цеха – 50 тыс. руб. в месяц.
  • Минимальный набор инструментов для демонтажа и сортировки – от 100 тыс. руб.

При таком бюджете ваше предприятие играет роль посредника и саму утилизацию не осуществляет. Вы разбираете технику «на запчасти» и продаете более крупным компаниям-переработчикам, у которых есть свои производственные мощности. На такие перерабатывающие заводы уходит порядка 95% утилизируемых приборов, и 5%, непригодных для утилизации, выбрасывается на свалку.

Ищут контрагентов, как правило, на биржах утилизаторов. Обычно компании так и работают, поскольку для организации собственного полигона по переработке таких отходов необходимы инвестиции более чем в миллиард рублей. При этом рентабельность такого бизнеса, по словам владельцев, составляет не более 10-15%, и вложенные деньги можно вернуть лишь спустя полтора-два года.

Перспективы развития

Основное направление на перспективу – расширение утилизируемой продукции: пластиковые бутылки, алюминиевые банки, химические отходы. Может потребоваться оформление новых лицензий и прохождение дополнительных курсов. Также вместе с оргтехникой в офисах часто скапливается макулатура – можно предложить услуги по ее вывозу и дальнейшей переработке. Если есть свой завод (например, арендуемый) – стоит взяться за переработку бытового мусора. Возможные направления деятельности – изготовление бетона и кирпича.

В итоге

При рассмотрении особенностей организации подобного производства видно, что бизнес очень специфический и при таких колоссальных вложениях для начала полного цикла работы совершенно непривлекателен для начинающих бизнесменов. В силу особенностей российского менталитета владельцы фирм мало беспокоятся о защите окружающей среды и всеми способами стараются отправлять отслужившую технику на свалку с минимальными затратами.

Вероятно, спрос на «утилизаторов» не исчезнет, но лишь из-за того, что государство «давит» компании-нарушителей штрафами. Если после принятия очередного закона власти ослабят хватку или вовсе потеряют интерес к проблеме охраны природы, то необходимость в утилизаторах отпадет. Если сможете привлечь инвестиции и построить завод по переработке широкого спектра отходов – сумеете найти подход к рынку и удовлетворить его требования. В случае же «посредника-сортировщика» придется искать новую нишу.

Утилизация оргтехники и компьютеров – это обязательное условие, прописанное в российском законодательстве под которое попадают не только организации, но и физические лица. Необходимость в профессиональной утилизации оргтехники возникает в связи с тем, что внутри микросхем, плат, содержатся детали, с определенной долей драгоценных металлов. Так как все компании обязаны вести учет драгоценностей в составе собственных основных средств, несоблюдение правил утилизации попадает под статью закона 19.14 КОаП и наказывается штрафом до 30 000 рублей.

Если не брать во внимание правила закона, физическое лицо или организация не сможет самостоятельно вывести предметы офисной техники на свалку, так как управляющие свалки не позволят утилизировать оборудование таким образом. Нелегальный вывоз предполагает штраф.

Выбрасывая компьютеры в мусорные баки, люди вредят экологии и окружающей среде. Пластмасса, пластиковые элементы, лом черных и цветных металлов может отправляться на вторичную переработку, а драгоценные вещества на аффинажные предприятия.

Что такое оргтехника

Оргтехника представляет собой техническое обеспечение офиса, предназначенное для облегчения и ускорения делопроизводства и административно-управленческой деятельности. Вся современная офисная техника попадает под понятие оргтехники и определяется согласно общероссийскому классификатору основных фондов.

  • Коммуникационная: телефонная, мобильная, факсимильная связь и электронная почта.
  • Электронная: компьютеры, ноутбуки, планшеты и т.д.
  • Печатающая: принтеры и т.д.
  • Множительная: копировальные машины, сканеры, ризографы и т.д.
  • Многофункциональная: факс-копир-сканер, копир-сканер-принтер, и т.д.
  • Презентационная: мультимедийный проектор, проекционный аппарат, вебкамера и т.д.

Кто утилизирует компьютеры и оргтехнику

В соответствии с российским законодательством, утилизация офисной техники должна осуществляться исключительно лицензированными фирмами, зарегистрированными в приборной палате. Физические лица для утилизации могут обращаться напрямую к специалистам без основания, в отличие от юридических, которым, чтобы отдать старую технику требуется иметь законные условия.

Для юридических фирм процедура утилизации основных фондов может осуществляться только после их полного списания. Списать оборудование можно согласно приложенному акту, который, в свою очередь, можно получить только после оценки экспертов морального и физического износа. Итоговое заключение может выдать фирма, сертифицированная законным образом.

Как правильно выбрать организацию по утилизации оргтехники

На рынке представлено большое число компаний, предоставляющих услуги по утилизации отходов. Многие из них работают, строго соблюдая законодательство, оказывая качественные услуги, а есть те, кто оперирует фиктивными способами утилизации. Обычно под эту категорию попадают легальные фирмы, имеющие разрешение только на вывоз ТБО, желающие получить дополнительную прибыль. Обратившись в такую организацию, ответственность за несоблюдение КОаП 19.14 лежит на заказчике.

Надежного партнера в оказании утилизационных услуг можно распознать при наличии у него соответствующих документов, а именно свидетельства о постановке на учет в приборной палате и лицензии на осуществление операций по сбору, применению, обезвреживанию, перевозке и распределению опасных отходов, полученную от Ростехнадзора.

По требованию любая фирма обязуется предъявлять карту о постановке на учет, где перечисляются разрешенные процедуры с драгметаллами, а к лицензии должен прилагаться список категорий отходов, разрешенных к утилизации данной компанией.

Выбирая организацию, необходимо обратить внимание на договор. Многие недобросовестные компании, имея на руках только разрешение от приборной палаты без лицензии, зная о неосведомленности физических и юридических лиц относительно вопроса вывоза отходов офисного оборудования, оборота драгоценных металлов, намеренно вводят заказчиков в заблуждение и заключают договора на вывоз электронного лома. В таком случае в основных фондах заказчика устанавливается неправильная классификация, где вместо отхода «компьютера», возникает отход «лом» и в таком виде отправляется на утилизацию.

При составлении акта на таких условиях он может быть не принят при камеральной и выездной проверке соответствующих органов, а также возможно наложение штрафа в размере, предписанным в законодательстве.

Помимо документального обеспечения, организация, утилизирующая технику, обязана обладать помещением для осуществления разборки, группировки, переработки и вывоза, а также грузовыми транспортными средствами и обученными сотрудниками в штате.

Утилизация оргтехники – проблема, с которой сталкиваются во всех организациях. Она предполагает соблюдения определенной непростой процедуры. Однако именно четкое следование всем пунктам процесса способствует защите экологии и получению ценного сырья.

Оргтехника, которая сегодня в огромных количествах имеется во всех офисах нашей страны, является источником опаснейших для окружающей среды и здоровья человека химических веществ. Так, офисная техника характеризуется наличием ртути, мышьяка, кадмия, цинка, никеля и других элементов. Рассмотрим опасность оргтехники для нашей среды обитания на примере принтера, ведь далеко не каждый знает, какую опасность для природы таит в себе это устройство.

Некоторые части принтера содержат в своем составе ртуть – жидкий металл, пары которого крайне ядовиты для всего живого. Помимо ртути, опасность представляют картриджи с тонером (читайте, ), при сжигании на свалках которых в атмосферу выделяются токсичные соединения – продукты горения полистирола. Также принтеры, как и другие представители офисной техники, имеют пластиковые корпуса. Отходы пластика практически не поддаются биологическому разложению, а это означает, что свалки со старой оргтехникой застанет еще несколько поколений людей (если мы в настоящее время полностью не решим эту проблему).

Стоит также сказать, что офисная техника содержит некоторое количество драгоценных металлов. Поэтому в соответствии с российскими законами ликвидация оргтехники во всех организациях должна происходить по определенной (законной) схеме.

Таким образом, просто выкидывать отработанную оргтехнику на помойку нельзя по причине крайне негативного влияния на природу и, как следствие, на организм человека, а также из-за наличия в ней драгметаллов.

Класс опасности

В составе старой и нерабочей офисной техники встречаются материалы, относящиеся к разным классам опасности. Например, в одном устройстве могут сочетаться детали, представляющие впоследствии отходы 1 класса опасности (малогабаритная ртутная лампа) и 5 класса (черные металлы). Однако согласно обновленной версии классификатора () отходы наиболее распространенных видов оргтехники (сканеров, принтеров, МФУ, телефонов, факсимальных аппаратов, проекторов и т.д.) относятся к 4 (малоопасному) классу.

Важно! Руководителям организаций, являющихся источниками отходов 4 класса опасности, нужно знать о необходимости составления паспортов на эти отходы.

Какую оргтехнику можно сдать на утилизацию

Список оргтехники, которую можно и нужно сдавать на утилизацию, довольно широкий. Как правило, организации, занимающиеся утилизацией офисной техники, своим клиентам предоставляют перечень устройств, с которыми работает утилизирующая фирма. Обычно такие компании оказывают услуги по утилизации:

  • системных блоков, мониторов, ноутбуков;
  • принтеров, сканеров, МФУ;
  • проекторов, экранов для презентаций;
  • клавиатуры, компьютерных мышек и т.д.;
  • соединительных кабелей;
  • информационных носителей;
  • картриджей принтеров с разным содержанием остаточного тонера;
  • счетчиков купюр, ККМ;
  • офисной мебели и др.

Таким образом, всю перечисленную выше оргтехнику можно сдать в специальные компании для безопасной и законной утилизации.

Кто представляет услуги по утилизации

Чтобы избавиться от оргтехники в больших объемах, следует обратиться в компанию по утилизации. Утилизирующие фирмы должны иметь ряд документов, разрешающих осуществлять подобную деятельность.

Примеры компаний

  • НТО «Центр утилизации оргтехники и оборудования», офис компании расположен в г. Москва;
  • «Ведущая Утилизирующая Компания», осуществляет ликвидацию разных видов оборудования (промышленного, медицинского и т.д.), в том числе офисной техники, расположена в г. Екатеринбург;
  • ГК «ТехПромПереработка» с офисом в г. Москва, в числе крупных клиентов издательский дом «Аргументы и факты», страховая компания «Росгосстрах» и т.д.;
  • ООО «Утилизация оргтехники», молодая компания, центральный офис которой расположен в г. Липецк.

Стоимость ликвидации офисной техники зависит от вида отхода, ценовой политики компании, места ее расположения (региона) и других факторов. Например, в «Ведущей Утилизирующей Компании» стоимость утилизации принтера (А4) составляет 275 руб., плоттера – 500 руб., счетчика купюр – 200 руб., ККМ – 350 руб. и т.д. Цены указаны без учета расходов на транспортировку отходов.

Лицензия и договор

Так как отходы оргтехники могут относиться к 1-4 классам опасности, утилизирующим компаниям необходимо иметь лицензию на осуществление деятельности, связанной с опасными видами мусора. Также у компаний по утилизации должно быть оформлено свидетельство Пробирной палаты («ювелирная лицензия») в силу того, что в офисной технике содержатся драгметаллы.

После того, как утилизирующая компания согласовала вид и объем отходов техники, между сторонами заключается договор (образец можно посмотреть в Интернете). Приложением к договору может быть техническое задание на утилизацию оргтехники.

Процесс утилизации оргтехники

Кратко рассмотрим этапы процесса утилизации офисной техники в утилизирующей компании:

  1. Подготовка заказчиком списка оргтехники, подлежащей утилизации.
  2. Отправка списка в компанию, исполнителю, для ознакомления и установления стоимости услуги.
  3. Согласование и подписание сторонами договора. В некоторых случаях внесение заказчиком предоплаты.
  4. Вывоз техники исполнителем из помещения заказчика к месту утилизации.
  5. Непосредственная утилизация. Процесс начинается с разборки техники и сортировки ее составляющих отдельно на лом черных и цветных металлов, платы с драгметаллами, пластик, отходы, не подлежащие переработке. Полученное сырье передается на заводы по переработке, оставшиеся отходы обезвреживаются и уничтожаются на специализированных предприятиях.
  6. Результатом процедуры является предоставление заказчику акта об утилизации, паспорта извлеченных драгоценных металлов, бухгалтерской документации (акта выполненных работ, счета, счет-фактуры, ксерокопий лицензий компании).

Обратите внимание! Правовыми актами, регламентирующими утилизацию оргтехники, являются ОКПД 2 (код 38.21), КОСГУ (оплата вывоза и утилизации оргтехники производится предприятием на основе подстатьи 226 БК РФ), ОКВЭД.

Польза от утилизации

Польза от правильной ликвидации оргтехники очевидна. Утилизация способствует защите окружающей среды от негативного антропогенного воздействия. Ее результатом является получение ценного сырья, из которого производятся новые изделия и материалы.

Об опасности выброшенной оргтехники, о процессе ее переработки и получении новых сырьевых ресурсов, рассказывают в этом видео.

Утилизация офисной техники – трудоемкий процесс для любой организации. Однако чтобы жить в комфортных условиях, в чистой среде, каждый из нас должен понимать важность этой процедуры и потому утилизировать отходы оргтехники правильно.

Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.

Списание основных средств включает в себя:

  • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
  • оформление необходимой документации;
  • получение разрешения на списание;
  • демонтаж, разборку;
  • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

Определяем техническое состояние

Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия , состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
  • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной ;
  • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии - в организацию по приему вторсырья;
  • составление актов о списании объектов основных средств.

Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

Согласовываем

По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:

  • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
  • копии технических паспортов;
  • выписки из реестра муниципального имущества;
  • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
  • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
  • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные , которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.

Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:

  • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее - Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с ;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.

Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:

  • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
    • номер по порядку;
    • наименование объекта основных средств;
    • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
    • год выпуска объекта основных средств;
    • первоначальная стоимость объекта основных средств;
    • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
    • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
    • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
  • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
  • копия инвентарной карточки учета основных средств;
  • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении - копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
  • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
  • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.

При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:

  • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
  • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
  • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
  • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
  • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:

  • копия акта о причиненных повреждениях;
  • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

Драгметаллы

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее - Инструкция № 68н)):

  • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
  • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
  • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов". Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) - по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Пример 1

Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость - 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов - 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС - 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле "Назначение платежа" указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: "Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении". В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: "Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета".
Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
Бухгалтеру нужно сделать такие записи:

Дебет 2 401 01 172

Кредит 2 101 04 410
"Уменьшение стоимости машин и оборудования"
- 7000 руб. - списано основное средство;

Дебет 2 105 06 340

Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 4000 руб. - оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;

Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 105 06 340 (склад)
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
- 4000 руб. - переданы детали аффинажной организации (основание - акт передачи);

Дебет 2 205 09 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 3500 руб. - начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание - паспорт аффинажной организации);

Дебет 2 201 01 510
"Поступления денежных средств учреждения на счета"
Кредит 2 205 09 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
- 3500 руб. - поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 303 04 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
- 534 руб. - начислен НДС;

Cторно:
Дебет 2 105 06 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 500 руб. - произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом "красное сторно";

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 105 06 440
"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"
- 3500 руб. - произведено списание деталей (узлов) при их реализации;

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 303 05 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- 3500 руб. - начислена задолженность в бюджет;

Дебет 2 303 04 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит 2 201 01 610

- 534 руб. - перечислен НДС в бюджет;

Дебет 2 303 05 830

Кредит 2 201 01 610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
- 3500 руб. - перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.

Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:

Дебет 1 210 02 440

Кредит 1 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

Пример 2

Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:

Дебет 1 303 05 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит 1 205 09 660
"Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
- 3500 руб. - отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).

Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:

Дебет 1 210 02 440
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
Кредит 1 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 3500 руб. - поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.

Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова,
Ю. А. Кошелева.

Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению.