Когда волнуется желтеющая нива лирический герой. «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтов и Ламартин

Стихотворение М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 7 классе. Полный и краткий анализ “Когда волнуется желтеющая нива” по плану.

Краткий анализ

История создания – написано в петербуржской тюрьме в 1837 году. Опубликовано в 1840 году.

Тема – связь природы с духовным становлением человека.

Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.

Жанр – пейзажное стихотворение с философской составляющей.

Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.

Эпитеты свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”.

Олицетворение “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.

История создания

В 1837 году после написания стихотворения “Смерть поэта”, посвящённого гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов был заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива”. Поэт писал его угольками на бумаге, в которой заворачивали пищу. Именно там, в заключении, он прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным свободным миром природы.

Объёмный образ пейзажей, относящихся к разным временам года, подчёркивает то, что написанное было не результатом наблюдения за подобной картиной, а замыслом, созревшим в воображении автора. В 1840 году было опубликовано в сборнике стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Тема

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

Композиция

Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива” , “кивает ландыш” , “лепечет сагу ключ” . Все три первые строфы начинаются со слова “когда” , последнее четверостишие – “тогда” , которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога). В первых трёх четверостишиях автор рисует волнующие картины природы, в последней строфе – только внутренний мир лирического героя.

Жанр

Лирическое стихотворение пейзажного характера с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажным, из-за присутствия в последней строфе основной мысли, выражено философской направленности. К философской лирике стихотворение также отнести нельзя, оно содержит полноправный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию. Таким образом, жанр можно определить, как пейзажно-философское лирическое стихотворение. Стихотворение написано разностопным ямбом, преимущественно в шесть стоп, иногда они “теряются” из-за длинных слов, это создаёт особый ритм и стих, характерный для многих стихотворений Лермонтова.

Средства выразительности

В произведении Лермонтова много ярких эпитетов (“свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”) чем оно заметно выделяется среди остальных стихотворений этого периода. Очень живо предстают перед читателем картины, описанные автором, благодаря его художественной “щедрости”. Стихотворение полно олицетворений : “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет” .

Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..." не только о красоте природы, как может показаться на первый взгляд. Оно о том, что только в единении с природой человек может обрести гармонию.

Ранняя и поздняя лирика Лермонтова заметно различается. Если в самом начале творческого пути поэта она была наивно-восторженной, то позднее его начали волновать общественные вопросы. Именно поэтому это произведение выделяется среди других. Ниже представлен анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..."

Краткая история написания

Анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." следует начать с исторической ремарки: в 1837 году Лермонтов был взят под стражу из-за другого своего творения. Он написал "Смерть поэта", посвященное гибели Пушкина, и многим чиновникам оно не понравилось. Поэт был под стражей до тех пор, пока выясняли степень революционности стихотворения.

В тот период, несмотря на свой молодой возраст, Михаил Юрьевич уже скептически смотрел на жизнь и понимал, что общество еще не готово к изменениям. Доказательством тому служило декабристское восстание. Во время ареста он и создает стихотворение, похожее на внутренний монолог.

Это одно из последних написанных им лирических произведений. По рассказам очевидцев, он написал его, не используя чернил и бумаги. Для создания строк "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтову пришлось воспользоваться обугленными спичками, а в качестве бумаги взять обертку от еды, которую приносил ему старый слуга. Несмотря на то что поэт воспевает красоты родного края, ключевой мыслью является то, что места, в которых прошли его детские годы, придают ему силы для того, чтобы продолжать творить.

Особенности построения

Следующий пункт анализа стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." о том, каким метром оно написано и какая рифма используется. Произведение имеет кольцевую и Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей - чередование шестистопного и пятистопного ямба. Но отличительная особенность стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." в том, что последняя строка написана

Лермонтов обычно не использовал данный прием, но благодаря ему создается ощущение, что поэт торопился передать все свои эмоции и не заботился о том, какая рифма была бы гармоничней. Это придает стихотворению сходство с русскими народными песнями, которые нравились Лермонтову.

Литературные приемы

При анализе стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." немаловажно уточнить, с помощью каких средств выразительности поэту удалось создать атмосферу таинственности и умиротворенности. Для того чтобы показать всю красоту пейзажа, поэт использует эпитеты, которые наполняют произведение красками, характерными для его поэзии.

Для придания стихотворению лиричности, Лермонтов обращается к поэтическим эпитетам. Все перечисленные средства выразительности помогают читателю перенестись в описываемый край и любоваться легкими пейзажными зарисовками. Чтобы передать нежную привязанность и восхищение, Лермонтов прибегает к олицетворению.

Все перечисленные приемы помогают читателю не только натуралистично представить пейзажи, но и ощутить дыхание ветерка, и увидеть, как колышется нива, и услышать, как шумит лес. Читатель чувствует умиротворение, как когда-то Лермонтов при виде знакомых пейзажей.

Поэтические образы

Следующим пунктом анализа стихотворения является определение образов, созданных поэтом. Конечно, в произведении есть лирический герой. В его душе чувствуется тревога, смятение, он пытается найти ответы на мучающие его вопросы... И только природа способна подарить ему гармонию и успокоить.

Природа здесь выступает в роли хранительницы гармонии и покоя. Она всегда рада приходу героя и дарит свою красоту, чтобы он почувствовал себя просветленным. Природа всегда остается прекрасной и величественной.

Анализ "Когда волнуется желтеющая нива..." поможет школьникам взглянуть на творчество поэта глубже и больше узнать о личности Лермонтова. Это стихотворение - монолог поэта о том, что он чувствует, лишь единство с окружающим миром поможет привести свои эмоции и мысли в порядок. Человек не должен забывать о том, что человек и природа - едины, поэтому нужно заботиться и ценить окружающую среду.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано М.Ю. Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихов на смерть Пушкина. К нему пускали лишь камердинера, приносившего обед. Хлеб заворачивался в серую бумагу. На ней-то (с помощью спички, печной сажи и вина) и было написано это стихотворение.

Жанр произведения – пейзажная миниатюра, с элементами философской медитации.

Пейзаж в этом стихотворении – это не одна мимолетная картина природы, а несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Поэт рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как игриво «прячется в саду малиновая слива», как «студеный ключ играет по оврагу». Создавая яркие, живописные картины, Лермонтов олицетворяет природу: «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ» лепечет «таинственную сагу».

Далее мы наблюдаем в произведении обратную градацию цветовых эпитетов. Яркие, сочные краски становятся неопределенными, цвет переходит в свет, а затем цветовые эпитеты и вовсе уходят из текста. Так, в первой строфе мы видим «желтеющую ниву», «малиновую сливу», «зеленый листок». Затем характер определений несколько меняется: «румяный вечер», «утра час златой», «ландыш серебристый». В третьей строфе цветовые эпитеты замещаются иными: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край».

Точно такую же градацию мы наблюдаем в отношении объективности картины окружающего мира. Если в первой строфе эта объективность сохраняется (нива волнуется, лес шумит, слива прячется под кустом), то во второй строфе мы имеем индивидуально-личностное восприятие природы героем: «мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой». То же самое явление наблюдаем и в третьей строфе: «ключ… Лепечет мне таинственную сагу»).

Принцип обратной градации лежит в основе создания и художественного времени произведения, и художественного пространства. Так, в первой строфе, вероятно, изображено лето. Вторая строфа говорит о весне («ландыш серебристый»), время суток здесь как будто растекается в своей неопределенности: «Румяным вечером иль в утра час златой». А третья строфа вообще никаких указаний на время года не содержит.

Художественное пространство стихотворения идет по степени сужения до определенного момента. В первой строфе мы видим довольно широкую пейзажную панораму: поле, лес, сад. Затем в поле зрения лирического героя остается куст и ландыш. Но потом вновь пространство расширяется (как бы прорывается) благодаря ключу, который мчится неизвестно откуда:

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.

Здесь это художественное пространство становится бесконечным. Эта картина является кульминацией стихотворения.

Затем мы погружаемся в область чувств лирического героя. И здесь также наблюдаем определенную градацию. «Заключительное четверостишие содержит обратное движение – от души к мирозданию, но уже просветленному и одухотворенному. Четыре стиха его – четыре этапа этого движения: «Тогда смиряется души моей тревога» – внутренний мир человека; «Тогда расходятся морщины на челе» – внешний облик человека; «И счастье я могу постигнуть на земле» – ближний мир, окружающий человека; «И в небесах я вижу бога» – дальний мир, замыкающий мироздание; внимание поэта движется как бы расходящимися кругами», – пишет М.Л. Гаспаров.

Композиционно в стихотворении выделим две симметричные части. Первая часть – картины природы. Вторая часть – область чувств лирического героя. Композиция стихотворения нашла свое отражение в его метрике.

Стихотворение написано катренами. Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей – чередуются шестистопный и пятистопный, последняя строфа вновь возвращается к шестистопному ямбу, но последняя строка укорочена (четырехстопный ямб). Лермонтов использует перекрестную и кольцевую (последняя строфа) рифмовки. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: олицетворение («ландыш серебристый Приветливо кивает головой»), эпитеты («румяным вечером», «в час златой», «смутный сон»), анафору («И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…»). Все стихотворение представляет собой период, в котором присутствует синтаксический параллелизм («Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе»).

Таким образом, красота и гармония окружающего мира усмиряют волнение лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все мысли и чувства. Душа его устремляется к богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»! По своему смыслу стихотворение сопряжено с такими произведениями Лермонтова, как «Молитва», «В минуту жизни трудную…», «Ветка Палестины».

Стихотворение написано Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом в здании Главного штаба в Петербурге за стихотворение «Смерть Поэта». К нему пускали лишь камердинера, при носившего обед. Хлеб ему заворачивали в серую бумагу. На этой бумаге с помощью спичек и печной сажи было написано это произведение.У стихотворения нет названия, но уже его первая строчка заинтересовывает читателя: что же происходит, когда «волнуется желтеющая нива»? Всё стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы — это всё придаточные предложения времени, причины и условия
(когда), которые раскрывают значение одного главного предложения. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части изображены картины природы — каждая строфа начинается со слова когда. Во второй части описаны чувства лирического героя — они возникают тогда. Изображая природу, поэт рисует не одну, а несколько поэтических взаимосвязанных картин. Он рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как «прячется в саду малиновая слива», как «студёный ключ играет по оврагу». В этих пейзажных зарисовках Лермонтов олицетворяет природу: ландыш «приветливо кивает головой», ключ лепечет «таинственную сагу». Изображая любимые пейзажи, поэт рассказывает о бесконечно обновляющейся природе — о разных временах года. Это и осень (желтеющая нива), и весна (свежий лес; ландыш серебристый), и лето (малиновая слива). Стихотворение богато художественно-выразительными средствами. Поэтические эпитеты создают атмосферу лирической таинственности (тень сладостная; румяный вечер; смутный сон; таинственная сага). Лермонтов использует характерные для его творчества цветовые эпитеты (желтеющая нива; малиновая слива; зе лёный листок). Из художественных средств поэт использует также анафору (И счастье я могу постигнуть на земле, / и в небесах я вижу Бога …). В первой строфе дана широкая пейзажная панорама: поле, лес, сад. Затем поэт суживает художественное пространство, остаются только слива, куст, ландыш. Но потом пространство снова расширяется — оно вместе с бегущим студёным ключом прорывается за горизонты:

Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он …
Художественное пространство становится бесконечным. Эта картина — кульминация стихотворения. В заключительном четверостишии поэт говорит о чувствах своего лирического героя. Четыре стиха и четыре важных преображения в человеке: «Тогда смиряется души моей тревога» — преображение внутреннего мира; «Тогда расходятся морщины на челе» — изменение внешнего облика; «счастье я могу постигнуть на земле» — возможность восприятия ближнего мира; «И в небесах я вижу Бога … » — возможность восприятия дальнего мира, мироздания. Ощущение покоя, безмятежного счастья, гармоничности мира даёт лирическому герою природа. И эта сопричастность с природным миром позволяет поэту сказать:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога …
Первая строфа стихотворения — шестистопный ямб, во второй и третьей строфе чередуются шестистопный и пятистопный ямб, последняя строфа — шестистопный ямб, но последняя строка
укорочена (четырёхстопный ямб). Лермонтов использует перекрёстную и кольцевую (в последней строфе) рифмы.

Пейзажи М. Ю. Лермонтова по большей части наполнены горьким чувством одиночества. Он вырос под Пензой, и скромный русский пейзаж всегда вызывал в его сердце, где бы он ни был, щемящее чувство любви и покинутости. Только одно произведение выпадает из этого ряда. Мы проведем анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», расскажем, как оно было создано и какими приемами пользовался автор.

Время и место его создания

После трагической дуэли и гибели «солнца нашей поэзии» 23-летнего поэта стала душить ненависть к убийцам гения, ко всему высшему свету. Через двенадцать дней по столице уже ходило в списках стихотворение «Сметь поэта». Было заведено уголовное дело, а через шесть дней смутьяна посадили в тюремную камеру.

Во время следствия поэту приносили утешение воспоминания о малой родине. Им отдался всей душой М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», появившееся в результате, принесло утешение мятущемуся сердцу поэта и оставило неизгладимый след в русской пейзажной и философской лирике.

Бумаги, перьев и чернил у поэта не было - он писал угольками на обертках от еды. После тюрьмы его ждал домашний арест, а затем - первая ссылка на Кавказ.

Жанр стихотворения

Три первые строфы явно можно отнести к лирическому пейзажу. Полный анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» позовляет понять читателю, что оно носит в том числе философский характер.

Так, последняя строфа показывает, откуда в душу лирического героя льется умиротворение и почему расходятся горестные морщины: лишь Бог в небесах дарует счастье на земле. Герой, наблюдая за совершенным созданием Творца - природой, непроизвольно смиряет свою тревогу и обретает мир и покой, иначе - счастье.

Композиция и раскрытие основной мысли

Продолжим анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Первая строфа показывает, как поэт внимательно вглядывается в ниву, свежий лес и сад. Это конец лета. Вторая строфа, весенняя, посвящена обрызганному душистой росой серебристому ландышу.

Он вступает в контакт с лирическим героем, когда приветливо кивает ему маленькой белой головкой. Третья строфа показывает студеный ключ, дающий начало ручейку и поющий таинственное сказание. Вода вступает с человеком в диалог. Ключ лепечет о том мирном крае, где он родился. Здесь уже видна динамика и движение.

Лирический герой наблюдает за течением холодной воды, которая подводит его к дальнейшим размышлениям. То есть три строфы создают не реальный уголок природы, а ее образ в полном объеме.

А в последнюю строфу заключает свою главную мысль Лермонтов («Когда волнуется желтеющая нива…»). Тема стихотворения получает обобщающий смысл. Лишь в заключении и тюрьме человек познает, как прекрасна свобода и весь божий мир, созданный без хаоса, а по единым законам и замыслу.

Рифма и размер, которыми пользуется автор

В своем произведении поэт использовал ямб. В основном шестистопный. Слова используются длинные. Все это создает вместе с пиррихиями неровный ритм. Три первые строфы имеют перекрестную рифму. Так строится стих «Когда волнуется желтеющая нива…» в первых трех частях.

Сначала лирический герой проходит по знакомым с детства местам, затем наклоняется, чтобы рассмотреть под кустом ландыш, потом останавливается у ключа. Его взгляд внезапно меняет направление и устремляется ввысь, в небеса, к Богу.

И именно здесь, в четвертой строфе, стих «Когда волнуется желтеющая нива…» меняет свой размер на ямб, состоящий из четырех стоп, а рифма, в отличие от предыдущих, становится кольцевой.

Художественно-выразительные средства: образы и тропы

Можно только поразиться, какая красочная картина природы раскрывается человеку, сидящему в четырех стенах, в заключении. Мы продолжаем анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

Поэт использует в первой строфе яркие эпитеты: нива у него - желтеющая, лес - свежий, слива - малиновая, лист - зеленый, тень - сладостная. Все наполнено звуками шелеста нивы, шумом леса и тишиной полуденного сада.

Вторая строфа не менее живописна. Вечер - румяный, утро - золотое, ландыш - приветливый и серебристый. Мы чувствуем его аромат, а также запах душистой росы, которой он обрызган.

Третья строфа затрагивает внутреннюю жизнь лирического героя, его ощущения, не связанные с конкретным временем. Его мысль погружается в смутный сон, он слышит рассказ ключа о его мирных родных краях.

Так совершается переход к четвертой строфе: смирение тревоги в душе раскрывается через метафоры. На этом заканчивается лирическая миниатюра поэта.

Каждая строфа использует олицетворения, которые оживляют окружающий мир: в саду прячется слива, головой кивает ландыш, играя, ключ лепечет в овраге.

Лирический герой не поместил себя в этот мир. Он немного отстранено им любуется и ищет свое место, которое будет находиться с ним в гармонии. Он обретает счастье, лишь увидев в небесах Бога - Творца мира сущего и всех других, о которых можно только догадываться. В этом состоит бесконечность и величие устремлений его души.