Контрольная работа Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Двенадцать".


ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В. Г. Белинского
Факультет русского языка и литературы

Контрольная работа
по истории русской литературы
на тему:
Идейно-художественное своеобразие
поэмы А. Блока «Двенадцать»
Выполнил: студентка
факультета русского языка и литературы
6 курса (заочное отделение)
Гордеева Ксения
Проверил: Горланов Г.Е.

Пенза 2011

Содержание :
Введение

Символические образы и их смысл в поэме «Двенадцать»
Заключение
Список литературы

Введение
Поэма Александра Александровича Блока «Двенадцать» - одно из самых ярких произведений русской литературы XX века. Произведение было создано в январе 1918 года. Автор создает поэму за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”.
Поэма интересна для исследователей как своеобразной формой, так и глубиной идейного содержания. О чем же эта поэма? О ветре, ночной темноте, снежной метели, человеческих страстях, народном подвиге, России, революции. Точнее - о революционном Петрограде на рубеже 1917 и 1918 годов. Еще точнее - о том, что происходило в Петрограде накануне 5 января 1918 года, дня созыва и разгона Учредительного собрания. Советской власти было уже два месяца.
Тема революции вылилась в творчестве поэта в самую значительную и вдохновенную его поэму – «Двенадцать». Произведение Блока - это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. Александр Блок говорил, что «Двенадцать» - это лучшее, что он когда-либо написал. Содержанием знаменитой поэмы, где во весь голос зазвучала музыка революции, где взметнувшаяся народная стихия устремилась в будущее, стал величайший взлет народного духа и народного гнева. А поэт освятил и благословил ее образом, олицетворявшим для него высшие начала человеческой жизни - начала равенства и братства. Для автора революция – это вырвавшаяся на волю народная стихия. В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но - это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда - о великом».
Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе. Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма Александра Блока по праву заняла свое место в истории русской литературы.

Особенности сюжета поэмы «Двенадцать»
Для понимания идейно - художественного смысла поэмы Александра Блока многое значит ее уникальная жанровая структура и особенности сюжета.
Как произведение истинно новаторское, «Двенадцать» не поддается строгому жанровому определению. Не случайно жанровая природа этого произведения оставалась не вполне ясной самому Блоку: он называл его то поэмой, то стихотворным циклом, а то и просто - «ряд стихотворений под общим заглавием «Двенадцать».
Композиция ее построена на чередовании, на перебоях драматических ситуаций и лирических мотивов. Оказывается, что главы, написанные на белой бумаге, т.е. те, с которых началась работа над поэмой, заключают в себе как раз все главнейшие моменты драматического сюжета этого произведения. Тут и появление, «первый выход», двенадцати красногвардейцев, и экспозиция драматического действия - разговор о Ваньке и Катьке (гл. XI), и убийство Катьки - кульминационный пункт драмы (гл. VI), и страдания Петрухи (гл. VII), и разрешение его мучений - своеобразный социальный катарсис: «Мы на горе всем буржуям // Мировой пожар раздуем» (гл. VIII и XII до строки 327-й). Очень показательно, что вся XII глава до лирической концовки с Христом дана в поэме как продолжение монолога Петрухи, начатого в VIII главе и прерванного лирическими отступлениями глав промежуточных.
Поэма «Двенадцать» разделена не только на главы, но и - внутренне, скрыто - на сцены с монологами и диалогами. Собственно повествовательная часть представлена в ней весьма скромно, а если говорить точнее, повествование здесь постоянно перерастает в драматургическую структуру, и сам автор из лирического повествователя то и дело превращается в действующее лицо. Первая глава «Двенадцати» - это своеобразный пролог, в котором значительную роль играет сам автор. С авансцены звучит его голос:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
Вначале эти слова можно воспринять как ремарку драматурга, дающую представление о той обстановке, в которой предстоит развернуться сценическому действию. Такие «ремарки» Блок использует и в других местах, например: «Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» ,- но это ремарки особого рода, которые наполняются глубоким смыслом и постепенно переходят в монолог или сцену общего разговора. Контрастность ремарки, открывающей сцену пролога, с самого начала делает ее экспрессивной, а после того, как слово "ветер "оказывается несколько раз повторенным, эмоциональное напряжение возрастает, одновременно наполняясь смысловой многозначностью, тревогой, раздумьем о человеке, оказавшемся на вселенском ветру:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Первая глава поэмы - общая экспозиция. Здесь, как на кинематографической ленте, запечатлена панорама вечернего Петрограда. Дует резкий ветер, играет поземка, «под снежком - ледок» . На улицах - люди, пестрое население большого города: растерявшаяся от всего происходящего старушка; озлобленный буржуй, спрятавший лицо в воротник; интеллигент - «вития», что-то вполголоса бормочущий о «гибели России», толстобрюхий и напуганный поп, плаксивые и жеманные барышни; просто прохожие; уличные проститутки; бездомный бродяга...
На этом фоне развертывается некий сюжет. Поздним вечером, под черным небом, в разыгравшейся метели, по пустующему городу идет сторожевой патруль красногвардейцев из двенадцати человек. Они приговаривают: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» , жалуются на холод («Холодно товарищи, холодно!» , насторожены («Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» , вспоминают Ваньку и Катьку, которые слюбились, сидят себе в теплом кабаке и заняты веселыми делами.
Ванька, как выясняется, еще недавно также был с ними. Он мог бы быть в патруле тринадцатым, но изменил общему делу и долгу: «Был Ванька наш, а стал солдат!» . То есть, по точному смыслу слов, пошел (тоже добровольно) в солдаты Керенского, - может быть, записался в ударные батальоны, которые формировал Керенский в качестве главной своей опоры, - а потом, как видно, дезертировал и теперь сыт и пьян, «богат» (вероятно, спекулирует), таскается по кабакам, гоняет на лихачах, стал «сукиным сыном» и «буржуем». Катя тоже девица с прошлым: уличная проститутка не из самых затрапезных. Она и в «кружевном белье ходила» , и гуляла даже с офицерами, но превратности времени коснулись и ее: «С юнкерьем гулять ходила - с солдатьем теперь пошла» . В недалеком прошлом она была любовницей одного из двенадцати - Петрухи (это было в обычае у девиц ее профессии: любовник для души, «гости» для дела), но изменила ему ради разбогатевшего, преуспевающего Ваньки. Жизнь с ревнивым и буйным Петрухой была полна превратностей: он, как выясняется, прирезал какого-то офицера, с которым «блудила» Катя; да и самой ей тоже досталось:
У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа
У тебя под грудью Катя,
Та царапина свежа!
Тут приоткрывается драматическая картина борения страстей и характеров, жаркой любви и слепой ревности.
Петруха тяжело переживает измену Кати и полон ненависти к Ваньке, который нарушил неписанный закон улицы - стал с «девочкой чужой гулять» . И вот - в эту метельную, тревожную ночь навстречу красногвардейскому патрулю попадается вопящий, орущий лихач, а в санках - изменник Ванька обнимает изменницу Катю. Во второй раз замученный ревностью Петруха с помощью товарищей творит отмщение: они стреляют из винтовок, - стреляют, конечно, в Ваньку, но шальная пуля ненароком попадает в его спутницу. Лихач с уцелевшим Ванькой исчезают в метели, а на снегу остается случайная жертва с простреленной навылет головой. Петруха грозит унесшему ноги Ваньке:

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!
И, ослепленный злобой, ненавистью, жаждой мести, он с холодным презрением обращается к мертвой Кате:
Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль на снегу!
Но Петруха крепко любил Катю. И, когда марево злобы и мести сошло с его глаз, «бедный убийца» совсем пал духом, «оторопел». Он с искренней душевной болью вспоминает свою Катю, хмельные ночи, проведенные с нею, бедовую удаль ее огневых ночей, заветную «родинку пунцовую»:
Загубил я, бестолковый,
Загубил я, сгоряча... ах!
Товарищи стыдят и подбадривают Петруху, сурово напоминают ему о том большом общем деле, ради которого они объединились. Им - не до его беды. У них свои заботы: «Вперед, вперед, рабочий народ!» . И опять идет мерным, железным, державным шагом - сквозь тьму и вьюгу, оберегая революцию от козней притаившихся, но неугомонных врагов...
В. Орлов в своей монографии отметил так: «Но вся эта драматическая история любовных столкновений и измен - только каркас поэмы, а не ее плоть. В «Двенадцати» запечатлена грандиозная историческая картина решающего революционного перелома. Она не вмещается в изложенный только что сюжет. Как всякое великое произведение искусства, «Двенадцать» ведет мысль и воображение читателя вширь и вглубь. За сюжетом вырастает дерево всеобщего «мирового пожара», за сценами петроградской улицы - вся Россия, сорвавшаяся с якорей, за двенадцатью красногвардейцами - весь народ, двинувшийся к новой жизни. Главное, что можно и должно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября» .
Вопрос об особенностях сюжета поэмы остается спорным и в настоящее время. Прежде всего, это связано с изменением идеологии, понимания общественных событий. Современные исследователи отмечают, что Блок запечатлел грандиозную историческую картину борьбы добра и зла, происходившей в России после революции 1917 года. За любовным сюжетом встает зарево «мирового пожара», за петроградской улицей - не только Россия, но и «весь Божий свет», за двенадцатью красногвардейцами не только русский народ, но и все человечество.
Между началом и финалом в поэме происходит важное событие: Петруха убивает Катю. И хотя «бедного убийцу» неправомерно отделять от остальных, награждая только его одного «бубновым тузом», роль ему в поэме действительно уделена особая. В чем же смысл этого драматического эпизода, занимающего в поэме такое большое место?
Рассмотрим построение поэмы. Напомним ход событий. Первая глава поэмы носит характер экспозиционный. Главные герои появляются во второй главе. В разговоре о Ваньке и Кате принимают участие несколько человек. Петрухе принадлежит последняя реплика:

Ну, Ванька, сукин сын, буржуй
Мою, попробуй, поцелуй!
Это - личная тема Петрухи, голос его ревности и злобы на изменщицу и разлучника. Здесь он еще звучит как случайный выкрик и сразу же заглушается голосом общего долга.
Третья глава развивает эту тему: « Как пошли наши ребята в красной гвардии служить...» . Зато в четвертой, пятой, шестой и седьмой песнях мы оказываемся в кругу совершенно иных мотивов: Ванька с Катей раскатывают на лихаче, Петруха любовно и грубо вспоминает Катю и ее неверности, всячески показывает свою забубённую удаль («Эх, эх, согреши! Будет легче для души!» , красногвардейцы охотятся за Ванькой, и шальная петрухина пуля настигает Катю. В сцене погони и убийства участвуют все двенадцать («Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..» , но здесь и дальше, в песнях седьмой и восьмой, Петруха - главный герой. По словам критика, начинается, развертывается и завершается его драма, до которой остальным особого дела нет. Сцена убийства знаменательно в этом смысле заканчивается уже знакомым призывом не забывать об общем долге: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» . Петруха остается один на один со своей малой человеческой трагедией. Сейчас он человек глубоко несчастный, тяжко нагрешивший и впавший в горькое, надрывное раскаяние:
И опять идут двенадцать,
За плечами ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...
Все быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее –
Не оправится никак...
Он настолько пал духом, что товарищи, которым вовсе не до его маленькой трагедии, стараются его подбодрить. Сперва - по-дружески, ласково:
Что, товарищ, ты не весел?
Что дружок, оторопел?
Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
Потом (поскольку Петруха надрывается все пуще) - гораздо более сурово, требовательно и непримиримо:

Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба что ль?
- Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!
- Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя,
Нам, товарищ дорогой!
Последний аргумент - решающий: Петруха замедляет торопливые шаги, вскидывает голову. Опять, как видим, торжествует тема общего долга. Последний куплет - по своей идейной нагрузке - один из самых важных в поэме. Здесь вполне проясняется природа ее коллективного героя: красногвардейцы сознают величие времени и знают, что впереди их ждут еще более суровые испытания.
Пристыженный Петруха перестает выворачивать душу, пробует взять себя в руки, «он опять повеселел». Но веселье его - горькое, надсадное, - не веселье, а все та же показная, залихватская, крикливая удаль, за которой прячутся и тяжелая тоска, и неутихающие угрызения совести. Тут-то он и начинает «пугать», грозится кровью залить память о «зазнобушке», всуе вспоминает господа Бога:
Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Однако кого же он пугает? Ответ на это дает следующая, восьмая, гениальная по стиху песня, с удивительным мастерством воссоздавшая дух, колорит и форму народной «заплачки»:
Ох, ты, горе - горькое!
Скука скучная,
Смертная!
Ужь я времечко
Проведу, проведу...
Ужь я темячко
Почешу, почешу...
Ужь я семячки
Полущу, полущу...
Ужь я ножичком
Полосну, полосну!
И тут эта горькая, надсадная, напускная удаль находит единственную цель: Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
В этой яростной вспышке есть своя глубокая психологическая достоверность: у Петрухи свои счеты с буржуйским миром, с которым спуталась его Катя (гулявшая с офицерами и юнкерами) и который в конечном счете оказался виновником ее нечаянной гибели, - ведь Ванька, из-за которого она погибла, тоже «буржуй».
Восьмая и девятая главы - центральный и поворотный пункт поэмы. Здесь сюжет ломается: все личное, выдвинувшееся было на первый план повествования - бесшабашная удаль, любовная трагедия, ревность, преступление, отчаянье и «горе-горькое» убийцы, - поглощается широкой, вольной и мощной мелодией. Именно здесь, в песне красногвардейцев, впервые возникает образ старого мира - «паршивого пса». Спрашивается: почему Блок отвел столь большое место личной драме Петрухи, а потом свел ее на нет? «Не такое нынче время» - вот формула этого убеждения. Всякая личная трагедия в такое время тонет в «море» революции, во всеобщей, всемирно-исторической трагедии катастрофического столкновения двух миров. В своем личном плане Блок решал этот вопрос категорически: «Революция - это я - не один, а мы»; личного нет - потому что содержанием всей жизни становится всемирная Революция; человек, которому на долю выпало быть свидетелем рождения нового мира, должен как можно меньше помнить о личных слабостях и трагедиях. Только не нужно упрощать. Категоричность решения не означала, что принять его было делом простым и легким. Ненависть к старому миру была в Блоке чувством господствующим, всепоглощающим, оправдывающим все. Он понимал конечно, что вместе с насилием, ложью, подлостью и пошлостью старого мира в огне революции неизбежно сгорит кое-что из того, что он «так любил», с чем были связаны его одинокие «демонические восторги». Но он понимал также, что во имя большой, всеобщей исторической правды нужно пожертвовать своими маленькими «правдами». В этом и сказалась душевная сила Блока, та «бесстрашная искренность», которую подметил в нем Горький. Мысль Блока о неизмеримости «личных трагедий» с величием происходящего своеобразно (с поправками на сюжет и характер) отозвалась в истории Петрухи. Нельзя сказать, что поэт осуждает Петруху. Скорее он жалеет его. И душевная мука этого отчаявшегося, «бестолкового», сбившегося с пути человека, и его страстная, душная любовь с надсадными воспоминаниями о «хмельных ночах» и «огненных очах» - все это не могло не быть близко поэту, который всегда находил источник высокого вдохновения в темах трагической страсти и человеческого отчаяния. Но все это должно перегореть в огне революции. Так надо, чтобы родился новый человек. Ведь одну из важных задач, поставленных революцией, Блок видел в том, чтобы направить ее очистительный огонь в «распутинские углы души и там раздуть его в костер до неба, чтобы сгорела хитрая, ленивая, рабская похоть» .
Отчаявшийся, потерявший голову Петруха - самый слабый из двенадцати. Если сами они и не составляют авангарда революции, то Петруха - их собственный арьергард. Он и теперь бессильно поминает Спаса,- и снова товарищи читают ему суровую отповедь:
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво –
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вот Петруха и получил верную характеристику, - причем от своих же товарищей: «бессознательный». Они-то знают, во имя чего держат свой революционный шаг. «Ко всему готовы, ничего не жаль» , «Потяжеле будет бремя...» , «Их винтовочки стальные на незримого врага» , «Вдаль идут державным шагом...» . Разве не заглушает эта такая отчетливая и столь постоянная нота революционного долга надрывный вопль душевной гульбы, которую мы слышим в репликах «бедного убийцы» Петрухи?
Двенадцать заняты своим делом: идут дозором по ночному городу. Они настороже: «Вот - проснется лютый враг…» . И поют они не блатные куплетцы и не надрывные заплачки, а подхватывают мотив «Варшавянки»: «Марш, марш вперед, рабочий народ!». И в темпах и ритмах этой прекрасной боевой песни рабочего класса растворяются без остатка мотивы бесшабашной гульбы (Петруха в конце концов тоже ведь подтянулся и пристроился к шагу товарищей), а на первый план выдвигается тема несокрушимой силы восставшего народа, неудержимого движения двенадцати к открывшейся им далекой цели:
И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг...
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
И так далее - со все возрастающей экспрессией, чтобы достичь в финале высочайшего напряжения и пафоса. Буйная «вольница» превращается в строгую, музыкально организованную революционную волю.
Ответить на идейно значимый вопрос можно, лишь выстроив структурную цепь происходивших событий. Выстроив эту цепь, мы увидим, что личная драма в поэме занимала большое место. Именно такое построение поэмы помогло определить место этого эпизода в произведении.
Революции, как известно, бывают разные. Та революция, боевой силой которой считали себя «двенадцать», была уникальной, единственной в своем роде. Это было разрушение «до основания» «старого мира», «перерыв» между двумя историческими зонами. «Двенадцать» - апостолы нового мира, возвестители «нового неба и новой земли». Блоковские красногвардейцы - тоже дети, «дети в железном веке», как назвал их в своей дневниковой записи автор «Двенадцати». Они не ведают, что творят, но это не снимает с них вины за создание мира, в котором главным принципом будет насилие.
---Не раз критики отмечали, что «Двенадцать», при всей кажущейся простоте, произведение совсем не простое. Обратим внимание на загадочный центральный эпизод поэмы. Почему, в самом деле, в центре этой поэмы о Революции - уголовное преступление, лишенное каких-либо классовых или революционных оснований? Чем так уж досадили красноармейцам Ванька и Катька, почему они стремятся расправиться с Ванькой, а гибель Катьки воспринимается ими как справедливое возмездие? Но разберемся сначала с первым, с солдатом Ванькой. В поэме вроде бы объяснена причина охоты за ним:
Трах - тарарах! Ты будешь знать,
Как с девочкой чужой гулять!..
Если с чужой, значит, с Петькиной, но почему все «двенадцать» так уж стремятся расправиться с новым любовником Катьки? Какое им дело, в конце концов, до Петькиных чувств? И потом: Катька - проститутка, она не Ванькина, не Петькина, она - для всех и ничья. Что-то тут явно не так, но оставим пока эти соображения и поговорим о других возможных мотивах странной ненависти красногвардейцев к своему бывшему товарищу. Мотивов этих два. Во-первых, Ванька - чужой; во-вторых, - богатый. Оба мотива присутствуют в реплике одного из «двенадцати»:
Ванюшка сам теперь богат...
Был Ванька наш, а стал солдат!
В той же главе Ваньку обзывают буржуем. Ванька - солдат Петроградского гарнизона, не защитившего в Октябрьские дни Временное правительство. И слово "солдат" звучало тогда отнюдь не контрреволюционно. Почему же все-таки Ванька "не наш" - с точки зрения красногвардейцев? Были ли тогда вообще какие-либо конфликты или трения между красногвардейцами и солдатами? Трения между солдатами и красногвардейцами, следовательно, были, причем завидовали солдаты красногвардейцам, а не наоборот. Но до вооруженных конфликтов не доходило. Может быть, причина самосуда, который "двенадцать" стремятся устроить над Ванькой, в том, что он - вор? Однако воровство и грабеж тогда - массовое явление. Этот путь обогащения был не закрыт для "двенадцати", хотя они предпочитали грабить лишь винные погреба. Но "богатству" Ваньки они явно завидуют и поэтому обзывают его "буржуем". Так что зависть к ванькиному «богатству», несомненно, присутствует у «двенадцати». Но не она причина неприязни, более того - ненависти к нему красногвардейского патруля. Причина в чем-то или в ком-то другом.
А случайно ли убийство Катьки? Петька совершает его в состоянии аффекта, остальные патрульные убивать ее не собирались. Но они и не горюют, а воспринимают происшедшее с чисто уголовным цинизмом:
Что, Катька рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Но никакая «музыка революции» не может, однако, унять душевных мук «бедного убийцы» Петрухи. Если бы был городовой, который поволок бы его в участок, ему, вероятно, было бы легче. Но во время Революции городовых нет, красногвардейский патруль - сам представитель революционного порядка, и поэтому Петька один со своей болью перед Богом. Попытка забыться в пьяном загуле приводит его лишь к «смертной скуке», к душевному опустошению. Товарищи его не понимают. Для них переступить через кровь - не преступление, а причастие к истине Революции. «Среди них есть такие, - писал Блок в статье «Интеллигенция и Революция», -которые сходят с ума от самосудов, не могут выдержать крови, которую пролили в темноте своей...». Вот и Петька из таких. Он мучается, хочет просветления, а ему предлагают держать «революционный шаг». И все же от этой муки «бедного убийцы» Петьки - тоненькая ниточка к Христу, не к тому, что появляется в финале, а к настоящему, евангельскому.
и т.д.................

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» Александра Блока.

Цели урока : 1) образовательные : показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение понятий: жанр, композиция, символ.

2) развивающие : развитие умений и навыков лирико-эпического произведения; совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст; совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.

3) воспитательные : воспитание интереса к творчеству А. А. Блока,

воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

Всем телом,

Всем сердцем,

Всем сознанием-

Слушайте Революцию.

Создание поэмы:

- Поэма написана в январе 1812 года за 3дня.Закончив работу, Блок записал в дневнике: «Сегодня я –гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были- это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»,- утверждал поэт. С каждым годом окружающая действительность всё больше представлялась Блоку «страшным миром», который должен быть разрушен. Не случайно Блок воспринял революцию как вселенский пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. После 1918года поэт не написал ничего существенного до самой своей смерти. Разочарование в революции было этому причиной. Автор очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Всё стало дозволено. Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога, она тоже потеряна. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом вседозволенности- такой предстаёт Россия в поэме «12».

Учитель: - В этом произведении он не высказал к революции своего отношения, после первого прочтения обычно поэма вызывает недоумение, так как сложна для понимания. Блок показал революцию как стихийное явление, которое подобно ветру, буре, урагану, метели- не имеет цели и направления. Он написало революции так, как он её услышал. Блок услышал множество звуков, передающих стрельбу, лозунговые кличи, песни- марши, частушки, ругань. Современники не могли понять, приветствует ли Блок революцию или осуждает. По словам В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие- славу ей».

Композиция поэмы:

Поэма состоит из 12 глав, построена по принципу кольцевой композиции (ночь, зима, людские фигуры на улицах – в начале и в конце произведения).

Каждая глава обладает определённой самостоятельностью. Поэма будто составлена из отдельных картинок, которые передают неразбериху, царившую в те дни на улицах и в ума.

- Когда происходит действие в поэме? (изображена суровая зима 1918 года, костры на улицах, патрули)

- Какие детали воссоздают картину того времени? (Патрули красноармейцев на улицах Петрограда действительно насчитывали по 12 человек. В поэме упоминаются «керенки» -бумажные деньги, которые были выпущены Временным правительством, фонарик на оглоблях, которым щеголяли петербургские извозчики, плакат « Власть Учредительному собранию!")

Чтение первой главы.

- Какие образы возникают в 1главе? (вечер, снег, ветер)

Учитель: - Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги. Символический образ ветра, который властвует над миром, в дальнейшем обновляется, развивается, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», когда появляются красноармейцы, он радостно «гуляет».

В основе произведения-конфликт, борьба старого и нового мира. Это столкновение не может закончиться примирением- настолько полярны борющиеся силы.

- Какие же противоположности сталкиваются? (старый и новый мир, цвет, любовь и смерть, личное и общественное)

Для Блока характерны символические цвета. Какие цвета присутствуют? Выпишите словосочетания, попробуйте объяснить значения. («чёрный вечер» - хаос, злоба, тревога, символ «старого мира»;

«белый снег» - чистота, гармония, символ» нового мира»;

«красный флаг» -цвет революции, цвет крови (Катька убита))

- Как относятся к революции прохожие? Чьи голоса мы слышим в 1главе? (голос старушки, та не понимает, для чего столько материи использовано зря- из неё можно что-то сшить ребятишкам;

поп ничего не говорит, но он «невесёлый»;

Чтение 2,3,4,5,6 глав.

- Рассмотрим образ Катьки. Что узнаём о ней? (Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала», «у ней керенки в чулке», « с офицерами блудила»; « зубки блещут жемчугом», « больно ножки хороши», «толстоморденькая». Катька- символ продажной любви, символ старой грешной, распутной России).

-Какое событии лежит в основе 6 гл.? (Убийство Катьки, как стихийный акт, – кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы.

-Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?

(Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаивание вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он опять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь – полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи»).

Обратите внимание на то, что 12 красноармейцев идут БЕЗ КРЕСТА (то есть нет ничего святого), а это будущее России.

Чтение 7,8,9,10главы11.

-Как Блок передаёт музыку революции? Какие ритмы вы услышали? (В поэме звучат интонации марша :

В очи бьётся

Красный флаг.

Раздаётся

Мерный шаг;

встречаются частушки:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи.

Отмыкайте погреба-

Гуляет нынче голытьба;

процитирована в поэме революционная песня:

Революционный держите шаг:

Неугомонный не дремлет враг!

слышен романс:

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового-

Гуляй, ребята, без вина.

Кроме этого, постоянно слышен треск выстрелов :

Трах- тарарах- тах- тах- тах- тах!

Чтение 11главы.

- Что породила свобода, данная революцией? (От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост»).

-Какой предстает Россия?

(Россия потеряла нравственные ориентиры, охвачена разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности. Старую Россию символизирует буржуй и голодный пёс, а новую- двенадцать красноармейцев)

-Кто герой поэмы? («рабочий народ»)

Чтение 12 главы.

Учитель: - В 12 главе двенадцать красноармейцев идут сквозь вьюгу. Если замечают кого-нибудь, то кричат, чтобы остановились, иначе начнут стрельбу. В конце поэмы возникает образ Христа.

- Как же объяснить появление фигуры Христа в поэме?

(Существует множество трактовок финала произведения.

    Некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев.

    Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спасительной (Христос благословляет происходящее)

    Третьи полагали, что финал доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.

    Для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы,-это путь из бездны к воскресенью, от хаоса к гармонии.

Поэма завершается верой А. Блока в грядущее воскресенье России воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении-это прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе тёмного и страшного.

Домашнее задание:

    Как вы считаете, почему А.А.Блок так высоко оценил собственное сочинение- поэму» Двенадцать» («Сегодня я – гений!»)?

    Как бы вы интерпретировали образ Христа в поэме А.Блока «Двенадцать»?

Литература:

    Н.В.Егораева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе 20 век. М., 2004г.

    Л.А.Скубачевская, Т.В. Надозирная, Н.В.Слаутина. Литература. Универсальный справочник. М., «Эксмо», 2011.

Поэма написана в 1913 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Восприятие Блоком революции весьма своеобразно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами самого Блока, которые формировались в 10-е гг. XX века.

Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, «обывателя», постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства. Подобный взгляд на историю и цивилизацию разделял Блок, о чем писал в своих статьях: «Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Крушение гуманизма». Именно как разрушительную стихию, «дионисиевское» начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают две последние поэмы Блока - «Двенадцать», и «Скифы». Отсюда характернейшие черты, которые сознательно подчеркиваются Блоком в сущности революции:

а) разрушительная стихия (образ ветра, мятущиеся представители «старого мира», анархический характер поступков и идеологий «двенадцати»);

б) антихристианская направленность (рефрен «Эх, эх, без креста!», ортодоксальное христианство воспринимаются Блоком так же как часть цивилизации, то есть выродившееся «аполлоническое начало», перекличка с ницшеанской идеей «смерти старых богов») У Блока была своя логика. Для него разрушение выродившейся цивилизации - благословенное действо, ключом к пониманию образа Христа может служить фраза «Мировой пожар в крови; Господи, благослови!»;

в) аморализм (убийство Катьки, враждебность героев ортодок­сальной морали: отрывок «Уж я темячко почешу, почешу…», мотив оружия: «винтовок черные ремни», стрельба и т. д.);

г) гибель старой культуры, цивилизации, всего «старого мира» .

Имея в виду свою поэму «Двенадцать», Блок в революционную и последовавшую за ней эпоху (17 - 18 гг.) призывал «слушать музыку революции», подразумевая под «музыкой» ницшеанскую идею «музыкальной дионисиевской стихии». Блок воспринял революцию как вселенский разрушительный пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Не случайно, что Блок после 18 года не написал ничего существенного до самой своей смерти в 1921 г. Разочарование, последовавшее от того, что революция не явилась тем, что в ней увидел Блок, и, по выражению самого Блока, от «социалистического строительства» (об этом он пишет в своих дневниках) было этому причиной.

Первоначальное название поэмы – «Тринадцатый апостол» – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах»». Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «»Облако в штанах»… считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей». Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви.

Поэма «Двенадцать» была первым крупным поэтическим произведением, в котором осмысливалась тема революции. В трактовке этой темы отразилось мироощущение Блока, его взгляд на революцию как на стихийную разрушительную силу, «мировой пожар», в огне которого рушится и испепеляется старый мир.
Почему свою поэму Блок назвал вроде бы ни о чем не говорящим словом «Двенадцать»? На мой взгляд, он это сделал потому, что поэма очень многопланова, и выделение в названии какого-то одного плана ставило бы в неравное положение остальные. Кроме того, в поэме фигурируют 12 патрульных. Следуя в конце произведения за Христом, они могут играть роль двенадцати его апостолов. И, наконец, композиционно поэма разделена на 12 глав, что также могло повлиять на ее название.
Блок рисует в поэме ряд запоминающихся образов. Во второй главе читатель встречается с 12-ю красногвардейцами и не расстается с ними уже до конца произведения.
В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз -
так описывает Блок этих бывших бродяг и люмпенов. Теперь для них наступила полная свобода. Блок передает их мерные шаги по улицам и, как мне кажется, немного пугается их. Однако в поэме слышится также жалость и сочувствие к этим обездоленным, озлобленным людям. Блок пишет, что у них рваные пальтишки, на спинах лишь ружьеца, им холодно, а один из них - Петруха - страдает от любви к Кате, и ему некому высказать свое горе после ее гибели.
Таким образом, 12 патрульных предстают перед нами, с одной стороны, как жалкие, бедные люди, а с другой, - как страшные хозяева улиц, которым, как пишет Блок, ничего не жаль. И эти самые люди как-то проникаются верой в новые идеи, готовы выполнять свой революционный долг. Так, один из них произносит следующие слова:
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Оказывается, они считают, что на их плечи легло бремя какой-то ответственности и, более того, уже обращаются друг к другу со словами «товарищ дорогой». Это сочетание в них разбойного начала, анархичности и державности, смешение брани и выражений ласковости совершенно удивительно.
Однако движение двенадцати патрульных не единственная тема поэмы. Большую роль в ней играет столкновение старого и нового миров. Над представителями «старого мира» Блок зло смеется: буржуй у поэта «в воротник упрятал носу, вероятно, не только от холода, но и для того, чтобы ничего не чувствовать. Барыню в каракуле Блок заставляет упасть, над попом просто издевается. Старушку, предлагающую сделать из плаката «Вся власть Учредительному Собранию!» портянки для ребят, Блок, наверно, тоже причисляет к представителям старого мира и, хотя сочувствует ей, однако смеется над ней, сравнивая ее с курицей. Он, по-видимому, считает, что в новом мире должны жить только пламенные революционеры.
Однако, хотя Блок иронизирует над попом и старушкой, ему становится не до смеха, когда он смотрит на происходящее глазами прохожего. Всюду происходят грабежи, разбой, убийства, расстрелы без суда и следствия. Страшно ходить по улицам. В любой момент могут стукнуть ножом из-за угла. Разбойничья стихия передана у Блока великолепно.
К тому же через всю поэму проходит образ «Черного ветра». Он дается по контрасту с белым снегом. Черный цвет у Блока символичен. Он отражает все темное, злое, стихийное, хаотичное, непредсказуемое в жизни. Но даже и без символики он мало привлекателен. А тут еще «черное, черное небо». Ветер продувает все насквозь: - улицы, переупки, шубы, страницы поэмы:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете.
Этот ветер все рвет, мнет и косит. Блок называет его «хлестким», «веселым», радостным и злым. А начиная с 10-й главы возникает уже вьюга, явно враждебная двенадцати красногвардейцам. Она мешает им двигаться, останавливает, крутит, «пылит им в очи»:
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
И, наконец, образуется «пурга». Она еще страшней, чем ветер и вьюга. «Ох, пурга какая, спасе!» - кричит один из идущих, обращаясь за помощью к Богу. Вьюга заглушает его вопли и выстрелы. Появляется ощущение чего-то неведомого и ужасного. И, может быть, в отчаянии Блок пишет:
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!
Поэма включает в себя различные жанры. Это и частушка, и лозунг, и городской романс, и марш, и разбойничья песня. Очень часто в поэме звучит разговорный язык. Используя этот стиль повествования, Блок нередко изменяет форму и отдельных слов, и целых выражений, чтобы они звучали смешнее, чтобы передавапи колорит времени и были ближе к простой речи: «запирайте етажи», «рево- пюцьонный держите шаг», «он головку вскидывает». Однако наряду с такими выражениями у Блока встречаются строки, написанные совсем иначе, звучащие на высокой ноте. Так, на мой взгляд, словно отрывок из старинной баллады, воспринимаются следующие строки:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Ритмы в «Двенадцати» все время меняются. То они спокойные и медленные, то напряженные и быстрые. Но в конце поэмы ритм особенный. Там все совершенно иное: и лексика, и звучание:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной...
Это оттого, что впереди патрульных с флагом появляется Христос.
Почему же он возникает рядом со страшными двенадцатью, подавляющими свободу? И почему, невидимый, он несет кроваво-красный флаг? Выскажу свое мнение. Блок вовсе не хочет сказать, что за всеми происходящими в сегодняшнем мире событиями есть Бог, благословляющий людей убивать друг друга. Нет! Он передает мысль о том, что Иисус Христос опять является на Землю, чтобы искупить людские грехи. Но почему он впереди? Может быть, он указывает патрульным путь? А может быть, он их жертва, и они стреляют в него, как в других? Это остается для меня загадкой. И от этого поэма кажется еще более таинственной.
Все элементы поэмы (композиция, объединение различных жанров, стиль, язык, ритм, стих) подчинены содержанию и отвечают замыслу поэта - создать произведение о крушении старого мира и рождении нового, дать почувствовать сложную музыку революции.

Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая эима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов Блока, а стало быть, и содержание поэмы “Двенадцать” вне контекста всего творчества поэта, невозможно. Восприятие Блоком революции весьма своеобразно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами самого Блока, которые формировались в 10-е гг. XX века.
На раннем этапе своего творчества Блок, как и, многие символисты, испытал влияние философии Владимира Соловьева с его идеей “вечной женственности” (“Стихи о Прекрасной Даме”). Однако после 1905 года в творчестве Блока наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальными воззрениями писателя. Вхождение Блока в реальный мир, его сошествие на “грешную землю” порождают трагизм мироощущения (через “Незнакомку” и “Балаганчик” поэт приходит к картинам “Страшного мира”). Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, “обывателя” (см. анализ стихотворений “Незнакомка” и “Фабрика”), постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства. Фридрих Ницше с его идеей цикличности развития цивилизации был чрезвычайно популярен в среде символистов (работы Вяч. Иванова, статьи Блока). Трактуя историю, Ницше утверждал, что все развитие человечества складывается из противодействия двух сил – “диони-сиевского” (необузданная энергия, первобытная сила, энергия, существующая вне конкретной формы, наиболее ярко представленная в “духе музыки”) и “аполлонического” (то, что называется искусством – строгие формы, каноны, – наиболее ярко – в скульптуре). В момент возникновения культуры “дионисиевское” преобладает, дает мощный толчок развитию. Постепенно оно начинает выражаться в конкретных формах – возникают общественные институты, многочисленные запреты – мораль, законы (так же, как в литературе и искусстве возникают определенные жанры, школы и проч.) – другими словами, возникает то, что принято называть цивилизацией. Таким образом в культуру вносится “аполлоническое” начало, которое постепенно – с развитием цивилизации г – начинает преобладать. Дионисиевского же, напротив, становится все меньше. И чем больше “аподлонического” и меньше “дионисиевского”, тем ближе культура к упадку. Когда “аполлоническое” окончательно берет верх, наступает эпоха разложения, декаданса. “Старые боги” умирают, культура (цивилизация) изживает себя. По мнению Ницше, культура развивается циклически, а это значит, что на смену обветшалой, выродившейся культуре должны прийти дикие орды, которые разрушат цивилизацию, уничтожат все моральные и нравственные принципы, ею созданные и навязанные людям, но вместе с тем дадут новый толчок развитию культуры, так как принесут с собой новый потенциал “дионисиевского” (так в свое время была сметена варварами Римская империя, государство эллинов и другие древние цивилизации). Подобный взгляд на историю и цивилизацию разделял Блок, о чем писал в своих статьях: “Интеллигенция и революция”, “Искусство и революция”, “Крушение гуманизма”. Именно как разрушительную стихию, “дионисиевское” начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают две последние поэмы Блока – “Двенадцать” и “Скифы”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня Read More ......
  2. В поэме четко ощущают­ся два плана: один – конкретный, реальный, вытекающий из не­посредственной сути изображенных событий, другой – скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия рево­люции как “мирового пожара”. Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы революционной Read More ......
  3. 1919 год. Литературный вечер в холодном большевистском Петрограде. “Прочтите “Двенадцать”! – голос из зала. “Я не умею читать “Двенадцать”, – сухо отвечает Александр Блок. Эта поэма появилась в год, когда Россия испытывала невиданные до сих пор потрясения, в сравнении с Read More ......
  4. В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название Read More ......
  5. Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о том, как был весел, о своей первой, безответной любви. Он приезжает в село, где все, от окружающего пейзажа до изб и калитки, напоминает ему о юности. Read More ......
  6. Поэма “Василий Теркин” стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на “Евгения Онегина” соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло Read More ......
  7. Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы “Двенадцать”, которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Read More ......
  8. В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель показал Read More ......
Идейно-художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”