Личная трагедия надежды крупской. Крупская надежда константиновна, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

(1869-1939) русская политическая деятельница

Мать Надежды Крупской была выпускницей Павловского института благородных девиц и работала гувернанткой в семье помещика Русанова, жившего в Виленской губернии. Отец был офицером расквартированного поблизости полка. Вскоре после свадьбы Константин Крупский стал студентом Военно-юридической академии и вместе с женой переехал в Петербург.

Там у него и родилась дочь Надежда. Ее детство прошло достаточно обычно. Получив хорошее домашнее образование, она поступила в киевскую женскую гимназию. Но вскоре семья снова переехала в Петербург, и Надежду отдали учиться в привилегированную гимназию княгини А.Оболенской. Закончив ее с золотой медалью, девушка поступила на Высшие женские курсы, а по завершении учебы получила диплом домашней наставницы. В 1890 году она начала посещать марксистские кружки и постепенно увлеклась революционными идеями.

Окончив гимназию, Надежда Крупская стала давать уроки, а затем устроилась преподавателем в вечерней воскресной школе. Одновременно она вела пропаганду среди рабочих. В феврале 1894 года Крупская Надежда Константиновна познакомилась с Владимиром Ульяновым (Лениным), который был руководителем Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

В 1896 году Крупская была арестована и после семимесячного тюремного заключения выслана на три года в сибирское село Шушенское, где 10 июля 1898 года вышла замуж за Ленина. В последний год ссылки Надежда Константиновна Крупская находилась в Уфе, поскольку Ленин уже отбыл свою ссылку.

После окончания ссылки она вместе с Лениным покинула Россию. Они поселились сначала в Мюнхене, где Надежда Константиновна стала секретарем издававшейся Лениным газеты «Искра», а потом переехали в Лондон для подготовки Второго съезда РСДРП. Затем несколько лет они прожили в Женеве, откуда было удобно транспортировать газету «Искра».

В ноябре 1905 года Крупская вновь вернулась в Петербург, уже как член ЦК большевистской партии. Она отвечала за явочные квартиры и связь с местными партийными комитетами. После разгрома революции 1905 года Надежда Крупская снова покидает Россию и вместе с Лениным поселяется в Женеве. Там она была секретарем издававшихся им газет «Пролетарий» и «Социал-демократ».

По совету Ленина, Надежда Крупская занялась изучением системы народного образования в европейских странах. Она написала несколько статей и опубликовала их в журнале «Свободное воспитание», а потом выпустила книгу «Народное образование и демократия».

В 1911 году Надежда Константиновна Крупская вместе с Лениным переезжает в Париж, где преподает в партийной школе в Лонжюмо, устроенной в доме И. Арманд. В июне 1912 года они переезжают в Краков, и там Крупская становится руководителем большевистского журнала для женщин «Работница».

В апреле 1917 года Крупская и Ленин, проехав через всю Германию в запечатанном вагоне, возвращаются в Россию для участия в революционном процессе. После июльских событий того же года Крупская выполняла поручения Ленина, находившегося на нелегальном положении. В это же время она становится членом Выборгской районной думы.

После Октябрьской революции, Надежда Константиновна Крупская начала работать в Наркомпросе РСФСР в качестве правительственного комиссара по внешкольной работе. Вместе с А. Луначарским и М. Покровским она являлась автором декретов советского правительства по народному образованию.

Именно Крупской принадлежит разработка концепции так называемой единой трудовой школы, образцом для которой стали английские «работные дома». Долгие годы советские школьники были вынуждены носить унылую форму темно-серого цвета.

После переезда правительства в Москву, Надежда Константиновна Крупская становится фактическим руководителем Наркомпроса, поскольку А.В.Луначарский занимался теперь вопросами культурной политики. По инициативе Крупской вскоре началось изъятие из книжных магазинов сначала книг религиозных и богословских, а затем и «буржуазных» авторов. Потом они исчезнут и из всех библиотек, так как по всем отдаленным уголкам страны были разосланы специальные циркуляры с перечнем книг, подлежавших изъятию и уничтожению.

В двадцатые годы, Надежда Крупская активно пропагандировала трудовую политехническую школу, что привело к резкому сокращению числа гуманитарных дисциплин. Одновременно педагоги переставали учитывать индивидуальную специфику развития ребенка, отдавая предпочтение так называемому всестороннему массовому образованию. Поэтому в школах появился сокращенный курс почти всех основных технических и научных дисциплин.

Вместе с тем Крупская провела и значительную культурную реформу. По ее инициативе открывались библиотеки, избы-читальни, школы для взрослых. Заметим, что первоначальные установки действительно преследовали своей целью добиться всеобщей грамотности в России. В то время страна занимала одно из первых мест в мире по количеству неграмотных.

Но засилие исполнителей, так называемых педологов, постепенно превращало первоначальную инициативу в догму. Надежда Крупская была романтически устремлена в будущее и не понимала, что, отдавая то или иное распоряжение, надо не просто заботиться о воспитании увлеченных делом соратников, но и установить систему контроля за правильным, рациональным и, самое главное, гуманным выполнением поставленных задач.

Известна и роль Крупской в создании круга чтения. С вульгарно-социологических позиций она не только выступала против использования в воспитательном процессе сказок, но и была инициатором введения так называемых познавательных книг. Известно, что в 1928 году Крупская была вдохновителем печатной травли многих ученых-гуманитариев, в частности К. Чуковского.

После смерти Ленина положение Надежды Константиновны Крупской изменилось. Сталин люто ненавидел ее и даже однажды заметил: «Мы можем сделать вдовой Ленина и другую». Крупская выступала в «Правде» против помещения тела Ленина в Мавзолей.

В 1925 году она примкнула к «новой оппозиции», как называли группу большевиков, выступавших за демократизацию внутрипартийной жизни. На XIV съезде ВКП(б) Сталин назвал выступление Крупской «сущей чепухой». Старая революционерка была вынуждена принести свои извинения и публично отмежеваться от любой оппозиции Сталину.

В последние годы жизни она занимала пост заместителя наркома просвещения и была своеобразным символом лучших ленинских времен и магнитом для людей, которые искали помощи и совета. По одной из версий, Надежда Константиновна Крупская была отравлена конфетами, посланными ей Сталиным на день рождения. Согласно неподтвержденным источникам, она хотела выступить с опровержениями политики Сталина. У нее были все основания сделать это, поскольку к тому времени перестало существовать общество политкаторжан, лучших представителей ленинской гвардии. Многие из них были отлучены от управления государством и впоследствии погибли в лагерях.

Надежда Константиновна Крупская (по мужу Ульянова), (14 (26) февраля 1869 года, Санкт-Петербург - 27 февраля 1939 года, Москва) - российская революционерка, советский партийный, общественный и культурный деятель. Почётный член АН СССР (01.02.1931). Жена Владимира Ильича Ульянова (Ленина).

Елизавета Васильевна Крупская, в девичестве Тистрова, очень переживала, что ее единственная дочь совсем не хороша собой и не похожа на красавца отца. Боялась бывшая гувернантка, удачно выскочившая замуж за поручика Константина Игнатьевича, что Наденьке не удастся найти того, кто позарится на ее исключительные умственные способности и простит заурядную внешность.
Впрочем, считать брак с Крупским удачей можно только условно. Встретившись во время его службы в Кельце (Польша), молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. Удивительного в этом ничего не было: сироты из обедневших дворянских семей, выращенные за казенный счет, она – в Павловском военно-сиротском институте для благородных девиц, он – в Константиновском кадетском корпусе, они были похожи в своих взглядах на жизнь, в отношении к миру, в своих устремлениях и имели общую систему ценностей.
Девицу Тистрову отличали веселый нрав, игривость и домовитость. Крупский с его умом и литературными способностями слыл душой компании. Вообще литературными способностями отличались многие члены этой семьи. Вот отрывок из прошения, написанного Крупским начальству, в котором он настаивает на своем переводе из бунтующей Польши. Ему, члену I Интернационала, претила служба, обязывающая подавлять национально-освободительное восстание: «С девятилетнего возраста проведение разлучило меня со всеми близкими сердцу, а вместе – с милым родным краем, оставив в душе сладкие воспоминания о счастливых годах детства, живописных местах родного гнезда!. Обо всем, что так дорого для каждого! От подобных обстоятельств жизни какая-то невыносимая тоска давит душу – весь организм мой, а желание служить на родной земле день ото дня сильнее овладевает моими чувствами, парализует мои мысли». Не официальная записка, а поэма! Елизавета Васильевна же в 1874 году издала книжку «Детский день». 12 четверостиший с картинками она посвятила рассуждениям о пользе труда, ни разу не упомянув о Боге.

Сбежать из Польши удалось, поступив в Петербургскую Военно-юридическую академию. Здесь 26 февраля 1869 года у Крупских родилась дочь Надежда. По окончании академии Крупский получил должность начальника уезда в Гроеце (Польша). Три года семья прожила в достатке. Но на известного революционно-демократическими взглядами администратора помещики-латифундисты все это время строчили доносы. И дело закончилось печально – отставкой, судом, запретом жить в столице. Подали апелляцию, рассмотрение которой растянулось аж до 1880 года. Все это время Наденька считалась дочерью подследственного, и это сильно осложняло ее жизнь: отец не мог найти работу, а мать в источниках оплаты обучения дочери писала постыдное для того времени «из собственных средств Крупской Е. В. ». И хотя Константина Игнатьевича оправдали, эмоциональное напряжение привело к резкому ухудшению его ослабленного туберкулезом здоровья. Да и дочь, сильно привязанная к отцу, слегла с признаками нервного расстройства. Так впервые дала о себе знать ее щитовидка.
Переехав в Петербург, родители отдали дочь в самое передовое по тем временам учебное заведение для девочек – гимназию Оболенской, где преподавали блестящие представители российской интеллектуальной элиты: физик Ковалевский, математики Литвинова и Билибин, собиратель русского фольклора Смирнов. И здесь она была лучшей ученицей.
Семья жила трудно – из-за плачевного состояния здоровья отец практически не работал. Помогали друзья – участники революционно-демократического движения. Надя росла под их разговоры о великом будущем свободной от гнета царизма России.
26 февраля 1883 года Крупский умер. В день рождения дочери, так любившей его.
Чтобы свести концы с концами, Елизавета Васильевна сняла большую квартиру, а комнаты пересдавала телефонисткам, швеям, студенткам, фельдшерицам. На разницу с этого и жили. 14-летняя Надя давала уроки математики. В 1887 году она окончила 8-й педагогический класс и получила диплом «домашней наставницы».
Благополучная жизнь не устраивала юную девицу, она мечтала продолжить дело отца в борьбе за всеобщее счастье и равенство. Даже написала письмо Льву Николаевичу Толстому. У этого зеркала будущей революции Наденька спрашивала о том, что же ей делать с собой дальше, как принести пользу отечеству. Ответ получила не от Самого, а от Татьяны Львовны (занятно, всего через десяток лет она сама будет играть такую же роль при светоче будущей революции) – том «Графа Монте-Кристо». Что хотела этим сказать дочь писателя, в какие пучины направить жаждущую социального подвига юную душу? Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым. Ответа, однако, не последовало.
В 1889 году поступила на Бестужевские курсы. Вступила в марксистский кружок Михаила Бруснева.
Весной и летом мать и дочь Крупские снимали избу на Псковщине. Жили тем, что давали крестьяне за то, что во время полевых работ Наденька занималась с их детьми.
Вернувшись в Питер, она оставила доходное место преподавательницы гимназии и пошла бесплатно преподавать в школу рабочей молодежи за Невской заставой.
В конце февраля 1894 года на масленичных блинах у инженера Роберта Эдуардовича Классона питерские рабочие встретились с известным марксистом по кличке «Старик», автором нашумевшей в их кругах брошюрки «Что такое «друзья народа» Владимиром Ильичом Ульяновым. Была здесь и учительница Надя. Именно такие девушки служили проводниками революционных идей от разгоряченных разночинских голов к душам и сердцам рабочих, посещавших благотворительные классы.

Ульянов и Надежда стали встречаться. Он подробно расспрашивал о жизни трудового народа, его быте и нравах. Однажды, чтобы ответить на некоторые из вопросов, Наденька нарядилась ткачихой и с подругой устроила шпионскую вылазку в рабочее общежитие. Старейший член «Союза за освобождение рабочих», в котором состояли и Ульянов с Крупской, Михаил Сильвин, так оценивал роль Надежды Константиновны: «Она поддерживала и возобновляла связи, была стержнем нашей организации». Ильич очень ценил доставляемую ею информацию.
Когда он заболел, девушка ухаживала за ним. Ее подруги готовили, стирали, убирали для юного вождя, она же сидела у его кровати, читала вслух, рассказывала последние новости.
Прошло три года. Зря переживала мамаша. Получив от ворот поворот при сватовстве к подруге Надюши, тоже социалистке и учителке, Аполлинарии Якубовой, Владимир Ильич Ульянов в письме из тюрьмы попросил руки верного товарища Нади. «Женой, так женой! » – с радостью согласилась революционная девица.

Дело до свадьбы не успело дойти – Надю арестовали. Материалов на нее почти не было, но один из учеников-рабочих заложил всю команду. Крупская получила три года ссылки в Уфу.
Мать ходатайствовала о ее освобождении, в прошении писала: «Дочь моя вообще здоровья слабого, сильно нервна, страдает с детства катаром желудка и малокровием». Плачевное состояние организма осужденной подтвердил и тюремный врач, найдя его «крайне неудовлетворительным». Но последствий это не возымело.
Ильич и Крупская направили ходатайство с просьбой отбывать ссылку вместе, в Шушенском. Чтобы добыть деньги на дальнюю дорогу, Елизавета Васильевна продала участок рядом с могилой мужа на Новодевичьем кладбище.
Внешность приехавшей невесты жених нашел «неудовлетворительной», о чем написал сестре. Мама Наденьки тоже переживала по поводу ее нездоровой «бледности». Девушка успокаивала: «Ну что ты, мама, я под стать северной природе, нет во мне ярких красок».
По настоянию тещи свадьбу сыграли не по революционным, а по церковным канонам 10 июля 1898 года.

Жизнь в Шушенском Крупская вспоминала как один из самых счастливых периодов в своей жизни. Матери, взявшей на себя все домашние хлопоты (и до смерти старательно их исполнявшей), наняли 15-летнюю помощницу по хозяйству. Средств, получаемых двумя ссыльными, и пенсии вдовы коллежского асессора, вполне хватало на безбедное существование: из столиц выписывали книги и любимую Володей минеральную воду (которую он, между прочим, получал и в тюрьме). Наденька работала с утра – вела переписку с оставшимися на воле товарищами, читала газеты, готовила выдержки для статей мужа. Редактировала его перевод «Теории и практики английского тредюнианизма» Сиднея и Беатрисы Вебб (перевод заказной, от издателя, оплачиваемый). Днем много гуляли, Ильич приучал жену к гимнастике, катались на лодках, велосипедах, плавали. Ходили на охоту, по грибы и ягоды. С вечера и до глубокой ночи муж просиживал за рабочим столом.
Всю их совместную жизнь он относился к ней с той же теплотой, нежностью и заботой, как к внезапно умершей любимой сестре Ольге. Свидетельств этому сохранилось немало, особенно в переписке Ленина с родными. Родители Ильича и Крупской, придерживавшиеся народовольческих взглядов, были сторонниками одной и той же системы воспитания. Ничего удивительного в том, что их дети так быстро нашли общий язык и всю совместную жизнь понимали друг друга с полувзгляда-полуслова, нет. Надежда очень дружила с матерью Ильича, до последних дней была лучшей подругой его сестры Марии.
Оба они не были людьми без страстей. Есть свидетельства, что в юности Крупская принимала ухаживания члена своего революционного кружка рабочего Бабушкина, в ссылке увлекалась красавцем революционером Виктором Константиновичем Курнатовским. Но когда Ленину докладывали об этом, и даже сестра Анна писала по этому поводу возмущенное письмо, он отмахивался: «Не время, Аннушка, заниматься всякими сплетнями. Перед нами сейчас стоят грандиозные задачи революционного характера, а ты ко мне с какими-то бабскими разговорами».

Сам же Ильич однажды всерьез увлекся красавицей Инессой Арманд, дочерью французского оперного певца и женой очень богатого человека. Красавица, она была полной противоположностью Надежды Константиновны. Дело происходило в Ланжюмо, в школе для революционных рабочих. Это был красивый, страстный роман. Крупская предложила Ленину развод. Но он отказался, отверг Арманд и вернулся к революционной подруге. Не стоит забывать, что у красотки было пятеро детей от двух браков, а у Крупской – мама с пенсией вдовы коллежского асессора.
Ходят слухи, что плод любви Арманд и Ленина, мальчик Андрей, был тайно выращен и прожил жизнь в Прибалтике. Родня красавицы отвергает даже сам факт романа, но сохранились письма, свидетельствующие об обратном. Уже после разрыва, из Парижа, Инесса писала Ленину: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью - и это никому бы не могло причинить боль. Зачем меня было этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты провел расставание. Нет, я думаю, ты это сделал не ради себя…»
Точно известно только одно: поддерживая у гроба Инессы, умершей в Беслане от холеры (Ленин, зная ее проблемы с туберкулезом, порекомендовал отправиться на Кавказ. Вот и отправилась), теряющего сознание в горе Владимира Ильича, Надежда Константиновна поклялась заботиться о ее малолетних детях. И клятву свою сдержала: некоторое время младшие девочки росли в Горках. Позже были отправлены за границу. До последнего своего дня Крупская состояла с ними в задушевной переписке. Особенно любила младшую, Инессу, а сына ее называла «внучком».

В Шушенском Крупская по настоянию Ильича написала свою первую брошюру: «Женщина-работница». Вот строки из нее: «Женщина-работница или женщина-крестьянка почти не имеют возможности воспитывать своих детей, оставляя их на целый день на произвол судьбы». Народоволка Вера Засулич очень похвалила эту работу, сказав Ильичу, что она написана «обеими лапами». Книжка вышла без подписи автора. А в 1906 году была признана антигосударственной и публично уничтожена.
Надежда Константиновна считала: проблема не в том, чтобы освободить женщин от необходимости трудиться наравне с мужчинами, а в том, чтобы создать систему, в которой материнское, семейное воспитание заменить общественным. Этому она посвятила значительную часть и своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, именно она заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ. Непосредственное участие приняла и в создании молодежных – пионерской и комсомольской – организаций. Для последней, кстати, написала устав.

После ссылки Ленин эммигрировал в Австрию. Надежда Константиновна с матерью отправились в Уфу – досиживать срок. Здесь она опять попала в больницу, где врач поставил диагноз: «заболевание эндокринной системы».
Начала выходить первая социал-демократическая газета «Искра». Издавали ее за границей, но деньги для этого собирали в России. Сохранились записи, сделанные рукой Ильича: «Получено 427 марок 88 пфенингов из России (из Уфы)». Собраны эти деньги были усилиями его жены, казначея местной социал-демократической организации Крупской.
Живя в Уфе, Надежда Константиновна готовилась к жизни в эмиграции. Посещала курсы французского языка (3 раза в неделю по часу, 6 рублей в месяц). Для сравнения – ее собственные уроки ученикам оплачивались куда дороже – за 6 часов она брала 62 рубля.
Объединились супруги в 1901 году, в Лондоне. Первый период эмиграции длился до 1905 года, второй – с 1907 по 1917.
Они жили в Женеве, Лозанне, Вене, Мюнхене, Лонжюмо, Париже. Некоторое время провели и на отдаленных Российских территориях – в Финляндии и Польше. Все это время Крупская исполняла роль целого секретариата: вела переписку с соотечественниками, готовила и проводила съезды, конференции, редактировала печатные издания, исполняла обязанности переводчика и личного референта мужа. Читала лекции французским шляпницам о роли женщины в революции. Спустя годы, выступая на вечере, посвященном 50-летию Ильича, известный революционер Ольминский так оценил работоспособность Крупской: «. Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому, когда мы говорим – Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны – великий организатор».
Лето супруги, как правило, проводили на горных европейских курортах: Альпы, Татры. Этого требовало слабое здоровье Крупской: ее мучили приступы аритмии. В 1912 году ситуация обострилась, встал вопрос об операции. Средства позволили сделать это у лучшего европейского специалиста – доктора Кохера Берне. На время болезнь отступила.
В 1915 году умерла мать Крупской, и перед семьей остро встал финансовый вопрос. Долгие годы именно ее пенсия служила главным источником существования. Пришлось искать уроки и переводы. Но в своих письмах Крупская опровергает слухи как о жировании за казенный счет, так и о голодном существовании: «Нужды, когда не знаешь, на что купить хлеба, мы не знали».

О революции, которая приведет их к власти, большевики узнали из утренних парижских газет. Возвращение в Россию было триумфальным, но праздник длился недолго. И хотя через несколько месяцев партия взяла руководство страной в свои руки, все последующие годы были осложнены не только войнами, голодом и разрухой, но и внутрифракционной борьбой.
Главной проблемой для Крупской в эти годы стало здоровье Ильича. Врачи начиная с 1918 года периодически вообще запрещали ему работать – общее переутомление слабого организма все чаще обострялось, сказывалось на интеллектуальных способностях. И тогда в инстанции летели от него нелепые записки. 1919 год: «Сообщите в Научно-пищевой институт, что через 3 месяца они должны представить точные и полные данные о практических успехах выработки сахара из опилок». 1921 год, Луначарскому: «Все театры советую положить в гроб». Опекая мужа, сама мучимая приступами хронических болезней, Надежда Константиновна предчувствовала конец и в последнюю минуту жизни любимого товарища держала его руку в своей.
После смерти Ленина она вся отдалась государственной работе. Производительность этой пожилой нездоровой женщины потрясает: за 1934 год ею написано 90 статей, проведено 90 выступлений и 178 заседаний, просмотрено 225 писем, и отвечено на них. Один месяц потерян из-за госпитализации, один – из-за восстановительного отдыха.Наступил 1939 год – год ее 70-летия. На очередном съезде партии она готовилась выступить с осуждением карательной политики сталинизма.
День рождения она отмечала в Архангельском. Сталин прислал торт – было известно, что после смерти Ильича Надежда Константиновна перестала заниматься спортом, не слишком следила за внешностью и часто баловала себя пирожными. Есть версия, что торт был отравлен. Но она опровергается тем, что старые большевики в Архангельском ели его вместе с именинницей.
Ночью ей стало плохо – обострился аппендицит. Вызвали врачей, но приехали энкавэдэшники. Только через несколько часов Крупскую осмотрели специалисты и срочно госпитализировали. Аппендицит осложнился перитонитом, воспалением брюшины. Общее состояние здоровья и возраст не допускали хирургического вмешательства. В ночь с 26 на 27 февраля, в роковую для своей судьбы дату, Надежда Константиновна умерла.
Урну с прахом до места захоронения – Кремлевской стены – нес лично товарищ Сталин.

Крупская Н. К. (1869-1939; автобиография) - род. в Петербурге.

Родители, хотя дворяне по происхождению, оба рано осиротели и воспитывались на казенный счет - мать в институте, отец в корпусе.

Мать по окончании института пошла в гувернантки, отец окончил Военную Академию и отбывал военную службу.

Никакой ни движимой, ни недвижимой собственности у родителей не бывало.

Оба были рано захвачены революционными идеями, и в доме родителей К. с самых ранних лет видела революционеров различных направлений.

Отец проводил свои революционные идеи в жизнь, за что предавался суду, хотя и был потом оправдан.

Всю жизнь родителям К. приходилось переезжать из города в город, в зависимости от перемены службы отца. Отец умер, когда К. было 14 лет, и с тех пор они с матерью перебивались случайными заработками: перепиской, уроками, сдачей комнат жильцам.

К. училась в гимназии Оболенской, которую окончила с золотой медалью.

По окончании гимназии была некоторое время толстовкой.

С 1891 г. по 1896 г. она занималась в воскресной школе и вечерних смоленских классах для рабочих (за Невской заставой).

В то же время она становится марксисткой, ведет пропаганду среди рабочих, участвует в создании "Союза Борьбы за Освобождение Рабочего Класса". Во время стачек 1890 г. она арестовывается и сидит в тюрьме 6 месяцев, а потом высылается на 3 года в Минусинский округ, в село Шушенское, где выходит замуж за Вл. Ильича Ульянова, с которым раньше работала в Петербурге, в Союзе Борьбы.

Ей выдают в 1901 г. заграничный паспорт.

Приехав весной 1901 г. в Мюнхен, она становится секретарем "Искры", потом членом "Заграничной Лиги русских соц.-демократов", потом, после 3-го съезда партии, секретарем заграничной части ЦК и ЦО. В конце 1905 г. возвращается в Россию, где работает все время секретарем ЦК. В самом начале 1908 г. уезжает вновь за границу.

Заглазно привлекается к трем делам по 102 статье.

За границей опять работает как секретарь большевистских организаций, изучая в то же время педагогическую иностранную литературу и заграничную школу. Пишет из-за границы статьи в "Свободное Воспитание", работает над книгой "Народное образование и рабочая демократия". По приезде в Россию сначала работает в секретариате ЦК, но вскоре выбирается в Выборгскую районную думу, работает там в управе, заведуя делом народного образования, и принимает участие в революционном движении.

После Октябрьского переворота становится членом коллегии Наркомпроса, где ведет сначала внешкольную работу, потом работает еще как председатель научно-политической секции Гуса. Одновременно с этим помогает в работе женотделу, комсомолу, пионерам, пишет в газетах и журналах.

Всю жизнь, начиная с 1894 г., помогала чем могла и умела Владимиру Ильичу Ленину в его работе. [С 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1924 член ЦКК, с 1927 член ЦК партии.] {Гранат} Крупская, Надежда Константиновна Род. 1869, ум. 1939. Революционерка, политик, жена В. И. Ленина (см.). В юные годы была последовательницей Л. Н. Толстого.

Одна из создателей "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Несколько лет провела в ссылке, с 1901-1905 гг. и 1908-1917 гг. в эмиграции (секретарь партийных изданий, помощник В. И. Ленина).

После Октябрьской революции - правительственный комиссар, член Государственной комиссии по просвещению, заведующая внешкольным отделом Наркомпроса и замнаркома просвещения.

Инициатор создания и глава Главполитпросвета.

В 20-е гг. глава научно-педагогической секции Государственного Ученого Совета, председатель общества педагогов-марксистов при Коммунистической Академии.

Была также членом ЦК РКП(б) (с 1924), ЦКК (1927), ВЦИК, Совета культурного строительства при Президиуме ВЦИК. В 30-е гг. возглавляла Библиотечное управление Наркомпроса.

  1. Женщины
  2. Королева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…

  3. Коко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…

  4. Американская киноактриса 1950-х годов популярность которой сохраняется до сих пор. Самые знаменитые фильмы с её участием: "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Как выйти замуж за миллионера" и "Неприкаянные", а также другие. Имя Мэрилин давно стало нарицательным словом в определении…

  5. Нефертити, жена фараона Аменхотепа IV (или Эхнатона), жившая в конце XV века до нашей эры. Древний мастер Тутмес создал Изящные скульптурные портреты Нефертити, которые хранятся в музеях Египта и германии. Только в прошлом столетии ученые смогли понять, когда смогли расшифровать множество…

  6. (1907-2002) Шведская писательница. Автор повестей для детей "Пеппи - Длинный чулок" (1945-1952), "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981) и др. Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который…

  7. Валентина Владимировна достаточно сильно оберегает свою личную жизнь и её близких, поэтому биографам и журналистам трудно писать о ней. Учитывая, что в последние годы она не встречается с журналистами и не участвует в литературных трудах посвященных ей. Видимо, такое отношение к…

  8. Премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970-1974 годах министр просвещения и науки. Пройдут годы, и образ "железной леди" обретёт новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века…

  9. (1889-1966) Настоящая фамилия Горенко. Русская поэтесса. Автор многих поэтических сборников: "Чётки", "Бег времени"; трагического цикла стихов "Реквием" о жертвах репрессий 1930-х годов. Много писала о Пушкине. Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в…

  10. (1896-1984) Советская актриса, народная артистка СССР (1961). В театре служила с 1915 года. В 1949-1955 годах и с 1963 года играла в театре им. Моссовета. Её героини - Васса ("Васса Железнова" М. Горького), Берди ("Лисички" Л. Хелман), Люси Купер ("Дальше тишина"…

  11. (1871-1919) Деятель германского, польского и международного рабочего движения. Один из организаторов "Союза Спартака" и основателей коммунистической партии Германии (1918). В годы Первой мировой войны занимала интернационалистские позиции. Её путь в политику начинался в Варшаве, где революционные настроения были особенно сильны. Польша…

  12. Анна Франк родилась 12 июня 1929 году в еврейской семье, стала известна своим дневником очевидца еврейского геноцида, которая умерла в Берген-Бельзен один из контрационных лагерей смерти Освенцима. В 1933 году, когда в Германии к власти пришли нацисты и начались притеснения еврейского…

  13. (1917-1984)Премьер-министр Индии в 1966-1977 годах и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после её раскола в 1978 году - председатель партии сторонников Ганди. Убита…

Надежда Константиновна Крупская


Жена вождя большевиков В.И. Ленина. Член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" с 1898 года. Секретарь редакции газет "Искра", "Вперёд", "Пролетарий", "Социал-демократ". Участница революций 1905-1907 годов и Октябрьской революции. С 1917 года член коллегии, с 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 года председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Депутат Верховного совета с 1937 года. Имеет труды по педагогике, истории КПСС.

Кто бы вспомнил сегодня эту женщину, не будь она женой "вождя мирового пролетариата", человека, перевернувшего все течение XX века? Но в том-то и дело, что она не могла не быть его женой. И если бывают странные, нелепые человеческие предназначения, то Надежде Константиновне суждено было стать тенью, неотступной, необходимой тенью жестокого разрушителя мира. Их могло быть только двое - Он и Она, как от века, от сотворения повелось на Земле. Они могли зачать новый род, могли созидать, но они своими руками подготовили дьявольскую лабораторию катастрофы - Он и Она.

Жизнеописания Надежды Константиновны мало похожи на человеческую биографию. И дело не только в советских биографах. Даже в воспоминаниях её подруг редко проскальзывают тёплые, с изюминкой, нестандартные детали, нет никаких интересных случаев. Все ровно, скучно, спокойно. А ведь она прожила большую и, казалось бы, полную неожиданностей жизнь. Но... сплошь и рядом читаем: "Была спокойна", "ничем не выдала своих чувств", "молчала, и никто не видел ни слезинки". Словно речь идёт о роботе.

Многие отмечают внешнюю непривлекательность Надежды Константиновны, но присмотритесь к её юношеским фотографиям - ничего отталкивающего в них нет, а если вы прибавите к портрету и её статность, хорошую кожу и роскошную косу, то и вовсе вроде бы не стоило печалиться о внешности.


«Надежда Константиновна Крупская»

Однако даже её мать чрезвычайно сожалела о будущем некрасивой дочери. А может, дело было в другом, в том неуловимом женском обаянии, при котором и дурнушка кажется богиней? Скорее всего эта аура женской привлекательности напрочь отсутствовала у нашей героини. Хотя, казалось бы, с чего Бог так обидел Крупскую?

Надежда Константиновна выросла в простой, небогатой семье. Отец, неудачник, увлекавшийся к тому же революционно-демократическими идеями, состояния вдове и дочери не оставил, но любовью и заботой девочка никогда не была обделена. Училась в хорошей школе, нужды особенной не знала, пользовалась относительной свободой. Мать Елизавета Васильевна, хлопотливая хозяйка, была крайне набожна, но, почувствовав, что Надя не склонна к религии, дочку не переубеждала. Молилась только о том, чтобы личная жизнь девушки сложилась удачно, и готова была к любому жениху, лишь бы любил и берег её дочь.

Надя же о мужчинах думала мало. Она заканчивает престижные Бестужевские курсы и поступает работать в вечернюю школу для рабочих. Внимательно изучает марксизм, для чего даже вызубрила немецкий язык. "Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала жизнь". И это были не просто слова, сказанные из идейных соображений. Чувства по сравнению с её целью казались мелкими и никчёмными. Она становилась фанаткой, а плоть в таких случаях лишь отягощает, поэтому никаких комплексов, страданий от недостатка личной жизни Надежда Константиновна не ощущала.

Ульянова она увидела в своей школе. Видимо, он поразил её решительностью и безапелляционностью суждений. Он с первых дней вёл себя как вождь, лидер. Надежда Константиновна, встретив однажды Ульянова в публичной библиотеке, не захотела терять такой великолепный шанс познакомиться и дождалась, когда же он отправится домой.


«Надежда Константиновна Крупская»

Всю дорогу они говорили об общем деле. Надо сказать, что Крупская была достаточно образована и умна и, когда хотела, могла заинтересовать к себе человека. Ильич не отказался от приглашений девушки и в следующее воскресенье заглянул "на огонёк" к Крупским.

Можно предположить, как обрадовалась Елизавета Васильевна за дочь. Приятный молодой человек из хорошей семьи. Правда, брат замешан в покушении на царя, зато отец - инспектор училищ в Симбирске. Мать Надежды постаралась сделать всё, что было в её силах - лаской и пирогами привечала она потенциального жениха.

Когда Владимир Ильич уже из тюрьмы прислал Крупской предложение стать его женой, Надежда Константиновна ответила: "Что ж, женой так женой". Она знала, что уже никогда не расстанется со своим "богом", но теперь она получила законное право быть вечно с ним рядом.

Любила ли она его? Да, если любовью можно назвать несокрушимую верность и проникновенное понимание. Не следует думать, будто в трудах Ленина "нет Надежды Константиновны", она умела мудро и незаметно направить его руку, сделав вид, что она лишь помогает вождю. Ильич не терпел возражений, но она и не имела обыкновения возражать, мягко, исподволь она заставляла прислушиваться к себе. Один из соратников Ленина Г.И. Петровский вспоминал: "Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича. Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Но Надежда Константиновна подмечала "погрешности" и в его речи, чрезмерное увлечение чем-нибудь... Когда Надежда Константиновна выступала со своими замечаниями, Владимир Ильич посмеивался и затылок почёсывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает". Не правда ли, симпатичная картинка, больше похожая на хорошо срежиссированную сцену? "Милые бранятся - только тешатся".


«Надежда Константиновна Крупская»

Нет, Крупская не была ни "наседкой", ни "душечкой". Ей не нужно было славы, дешёвых утверждений, её Галатеей стал Владимир Ильич, и она удачно справилась с ролью Пигмалиона.

О любви к Инессе Арманд ходит много слухов. Сейчас документально доказано, что вождь был неравнодушен к этой революционной красавице. Но нигде мы не найдём свидетельств об отношении к Арманд нашей героини. Только равнодушная озабоченность её здоровьем, вежливая заинтересованность судьбой дочери соперницы присутствует в её письмах к Арманд. Втроём в пломбированном вагоне они возвращались в феврале 1917 года в Россию. Говорили, будто Надежда Константиновна, видя муки Ленина, предложила ему разойтись, чтобы освободить его для любимой Инессы. Мудрая женщина - ничего не скажешь. А может, просто знала - ей ничего не угрожает. Чувства чувствами, от их взрыва самый бронированный человек не застрахован, а спайка двух сообщников всё же сильнее. Недаром в последние годы жизни Ленин ни на шаг не отпускал от себя преданную подругу. В 1919 году Крупская просится у мужа остаться поработать на Урале и получает письмо: "...и как ты могла придумать такое? Остаться на Урале?! Прости, но я был потрясён".

Многочисленные труды Надежды Константиновны по педагогике сегодня имеют только историческое значение для тех, кто интересуется взглядами большевиков на проблему воспитания детей. Подлинное же значение Крупской - в работах Ленина, её кумира и соратника. Она пережила своего "бога" на 15 лет, но это была уже не жизнь, для неё, стального борца революции, деятельной женщины, привыкшей к напряжённой работе. Сталин ещё при больном Ленине постарался "убрать старуху" с политической сцены. Он устроил ей скандал, когда она отказалась изолировать мужа от управления страной. Тогда ему пришлось извиниться, скрипя зубами от злости.


«Надежда Константиновна Крупская»

Зато, когда вождь умер, Сталин вступил с Крупской в яростную борьбу. Он не собирался с кем бы то ни было делить власть, тем более с вдовой Ленина.

Начались мелкие склоки нового вождя с Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. Надежда Константиновна оказалась в трагическом положении - с одной стороны, труп, мумия мужа, которого она умоляла похоронить, с другой стороны, умилительная биография, изготовленная по указу Сталина. Она теперь ни на что не имела право. Можно только представить её безвыходное положение, когда в течение пятнадцати лет она жила с мыслью, что тело её близкого человека не нашло достойного упокоения, а сама она никогда не будет похоронена рядом с ним.

В 1938 году писательница М. Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки её романа о Ленине "Билет по истории". Надежда Константиновна ответила автору подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии. Приведём любопытный отрывок из постановления Политбюро:

"Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), за спиной ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал..."

Документ, конечно, абсурдный.

Но с другой стороны, не сама ли Надежда Константиновна когда-то запустила маховик этой машины, отдав органам партии преимущественное право на мыслительную деятельность. Идеал в его реализации оказался гораздо нелепее, чем она могла предположить.

Из жизни Крупская ушла как-то внезапно. Да, она была уже немолода и много болела, но в смерти её есть тайна. Пожалуй, самая большая загадка - это то, о чём она собиралась говорить на XVIII съезде партии. О своём решении выступать перед делегатами она делилась со многими соратниками. Не исключено, что эта речь могла быть направлена и против Сталина. Утром 24 февраля 1939 года Надежда Константиновна, как обычно, работала, а днём к ней в Архангельское приехали друзья - отметить приближающееся семидесятилетие. Стол был скромный - пельмени, кисель. Крупская выпила несколько глотков шампанского. Старики вспоминали свою молодость, сделали несколько фотоснимков на память. Надежда Константиновна была весела и оживлённо беседовала с друзьями.

В 7 часов вечера она внезапно почувствовала себя очень плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с половиной часа. Конечно, чтобы добраться в февральские сумерки до Архангельского, требовалось время. Но не три часа, особенно если учесть высокий статус больной. Диагноз поставили сразу: "острый аппендицит-перитонит-тромбоз". Необходима была срочная операция, но её почему-то не сделали. Надежда Константиновна умерла в страшных муках 27 февраля, а в марте открылся XVIII съезд партии.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики" "Просвещение", Москва, 1982 г. OCR Detskiysad.Ru вернуться в оглавление книги... Жизнь и педагогическая деятельность Н. К. Крупской. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) - жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека - активного строителя социализма и коммунизма. Н. К. Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической семье. Ее отец Константин Игнатьевич Крупский был человеком передовых взглядов. Он служил подпоручиком в частях царской армии, расположенных в Польше, и во время польского восстания 1863 года оказывал помощь повстанцам. За свои антиправительственные взгляды и действия он был признан неблагонадежным и уволен со службы, сначала с военной, а затем и с гражданской. Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». Развитию этого интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные учителя гимназии. В гимназии она осознала, что в педагогической работе ее призвание и что учительницей она будет полезной своему народу. Однако после окончания гимназии Крупская, как дочь политически неблагонадежного человека, не могла получить место работы педагога. В 1889 году Н. К. Крупская поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге. Тогда же она сблизилась с кружком революционно настроенных студентов. В этом марксистском кружке она впервые услышала о деятельности Интернационала и познакомилась с появившимися в России произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм становится путеводной звездой в жизни Н. К. Крупской: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Для того чтобы всецело отдаться изучению марксизма и революционной работе, Н. К. Крупская ушла с курсов и стала заниматься революционной пропагандой среди рабочих столицы. С осени 1891 года она поступила учительницей в вечерне-воскресную школу в с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте (на окраине Петербурга), где вела активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих вплоть до 1896 года, когда была арестована. Осенью 1893 года в Петербург приехал В. И. Ленин. В феврале 1894 года на совещании питерских марксистов Надежда Константиновна встретилась с Владимиром Ильичем Лениным. «Мы встретились с Ильичем уже как сложившиеся революционные марксисты, и это наложило печать на нашу совместную жизнь и работу», - вспоминала Н. К. Крупская. Осенью 1894 года Крупская организовала кружок из рабочих - учеников школы, с которыми вел занятия Владимир Ильич. В другие кружки, где В. И. Ленин вел пропаганду марксизма, входили и некоторые ученики Крупской. В 1895 году марксистские кружки Петербурга объединились в единую политическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», в работе которого Н. К. Крупская принимала активное участие. В декабре 1895 года В. И. Ленин и другие руководители «Союза борьбы» были арестованы и заключены в тюрьму, а через год была арестована и Надежда Константиновна. В конце 1897 года Н. К. Крупская с трудом добилась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском, куда уже был выслан Владимир Ильич Ленин. В годы ссылки Н. К. Крупская была ближайшим помощником В. И. Ленина в его огромной теоретической деятельности. В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу - «Женщина-работница», в которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей. Это была первая марксистская книга о положении трудящихся женщин в России. После окончания срока своей ссылки Н. К. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Возвратившись вместе с В. И. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В. И. Лениным в 1907 году. В то же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России. Выступая в печати по вопросам образования и воспитания, Надежда Константиновна раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции. К этому времени относится ряд статей Н. К. Крупской, опубликованных в журнале «Свободное воспитание», издававшемся в России: «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?», «К вопросу о свободной школе», «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа». Революционное движение в России, руководимое большевистской партией, ширилось и крепло, в стране назревала революция. «Надо было готовиться к моменту,- писала Н. К. Крупская,- когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо оыло подготовлять фронт просвещения. Работа эта стала неотложной: когда разразилась война, надо было браться за работу вплотную». В этих условиях по совету Ленина Надежда Константиновна решила написать обобщающую работу, которая показала бы развитие демократических педагогических идей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы. В 1915 году ею была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное образование и демократия». Владимир Ильич, посылая рукопись этой книги А. М. Горькому, высоко оценил ее значение. Это была первая марксистская книга, в которой дана история идей трудового воспитания, изложено учение Маркса и Энгельса о политехническом образовании, дано критическое освещение состояния школы и педагогики в капиталистических странах. Как эта, так и ряд других работ Н. К. Крупской, написанных до Великого Октября, имели большое значение для выработки основ новой, социалистической педагогики. Возвратившись вместе с В. И. Лениным после Февральской революции 1917 года в Россию, Н. К. Крупская по указанию партии принимает активное участие в организации народного образования - в Выборгском районе Петрограда, помещает ряд статей по вопросам народного просвещения в большевистской прессе. В дни Великого Октября Н. К. Крупская работала в штабе революции - Смольном и в Выборгском комитете партии. После победы Советской власти Надежда Константиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года - заместителем наркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в 1920 году, когда был организован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет) - орган, руководивший всей политико-просветительной работой в стране, Надежда Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В то же время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУСа), принимала непосредственное участие в разработке учебных планов, программ и ряда важнейших педагогических документов. Значительна роль Надежды Константиновны в деле строительства советской школы. Она руководила рядом педагогических журналов, писала статьи и книги по педагогическим проблемам, читала лекции в Академии коммунистического воспитания, поддерживала теснейшую связь с учителями и учащимися, вела большую переписку с работниками просвещения, комсомольцами и пионерами. Н. К. Крупская продолжала углубленно разрабатывать педагогическую теорию. Она широко освещала в своих трудах важнейшие проблемы коммунистического воспитания, политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализацию марксистско-ленинского учения о воспитании и образовании. Н. К. Крупская была членом ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР, почетным академиком, доктором педагогических наук. Вся ее жизнь была отдана борьбе за дело партии, за счастье трудящихся, за коммунизм. Н. К. Крупская о воспитании нового человека. В своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Она четко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы от буржуазной. В статье «К вопросу о целях школы» (1923) она писала: «Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата». Н. К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с окружающей жизнью, с интересами ребенка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создает условия для развития человеческой личности. В советской школе воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская о воспитании коммунистической морали. Надежда Константиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств. Для того чтобы правильно разрешить вопрос, каково должно быть коммунистическое воспитание, надо прежде всего, по словам Н. К. Крупской, дать себе отчет в том, что за человек должен быть коммунист, что он должен знать, к чему стремиться, как поступать. Во главу угла должно быть поставлено воспитание у наших детей коммунистической морали, горячей любви к Родине, умения бороться за торжество коммунизма. Мы обязаны так воспитать учащегося, чтобы он научился понимать, «в каком направлении идет перестройка всего общественного строя». В ряде своих произведений Крупская подробно останавливалась на воспитании коммунистического отношения к общественной собственности, к труду. Большой интерес в этом отношении представляет письмо Надежды Константиновны пионерам "«Мое» и «наше»" (1932). Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни. При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу. Крупская постоянно учила, что воспитанник советской школы в результате овладения основами наук должен быть материалистом-атеистом, хорошо понимать истинный характер религии и уметь разоблачать антинаучные положения, бороться с предрассудками. Огромную роль в деле освобождения от религиозных взглядов и суеверий, говорила она, играют науки о природе и обществе, художественная литература, правильно поставленное эстетическое воспитание, хорошие фильмы, различные внешкольные мероприятия. Надежда Константиновна придавала большое значение эстетическому воспитанию в формировании личности ребенка, разъясняла, что искусство организует детей, служит средством более тесного их сближения с коллективом. Она хотела, чтобы искусство стало составной частью жизни, чтобы дети знали искусство других народов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено», она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе. H. К. Крупская о содержании образования. Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений в настоящем виде». Надежда Константиновна особенно настойчиво подчеркивала при этом, что недопустимо упрощенчество при сообщении детям основных положений марксизма. Свои знания советские школьники должны связать с практикой социалистического строительства, коммунистическое мировоззрение должно определять их поступки и поведение. Надежда Константиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советской школе. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Без этого наша учеба, говорила она, не даст учащимся материалистического мировоззрения, не даст им умения осмыслить окружающую жизнь, не научит логически думать, применять знания в жизни. Считая, что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер, Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот». В первые годы строительства советской школы, когда в научно-педагогической секции ГУСа решался вопрос о новом содержании и характере школьных программ, Н. К. Крупская считала, что комплексная система обучения поможет установлению диалектической связи между отдельными учебными предметами. Впоследствии, признав ошибочность комплексного построения программы, она с присущей коммунисту самокритичностью указала, что комплексные программы привели к установлению «каких-то ужасно искусственных, противоестественных связей». Она объяснила эту ошибку недостаточной марксистской подготовленностью деятелей Наркомпроса. Приветствуя постановление ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931) и другие постановления ЦК о школе, Крупская призывала советское учительство последовательно и энергично бороться за успешную их реализацию. Каждая отрасль науки, подчеркивала она, должна быть поставлена на службу социалистическому строительству. Именно с этой точки зрения каждый учитель должен подходить к преподаванию своей дисциплины. Он должен уметь вскрывать перед учащимися связь между теорией и практикой. Только такой подход дает возможность установить диалектическую связь между отдельными предметами, подчинить их общей цели. Крупская считала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика, писала она, органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы - воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цель школы - воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будет совсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели. Ряд статей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе (истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатся конкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам, добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся. Н. К. Крупская о политехническом образовании и трудовом воспитании. Надежда Константиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе. Надежда Константиновна тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Тщательно изучая произведения основоположников марксизма, руководствуясь программой, принятой VIII съездом партии, Крупская стремилась разработать применительно к конкретным историческим условиям основные положения осуществления политехнизма в советской школе. Она справедливо указывала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования, подчеркивала, что В. И. Ленин заботился не о подготовке «рабочей силы» только, а о воспитании сознательных строителей нового общества. Реконструкция всего народного хозяйства, писала Крупская, пробуждает в массах, в том числе и в детях, интерес к технике, а это создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста. «Надо увлечь учащихся романтикой современной техники». Было бы ошибочно думать, что содержание политехнического образования сводится лишь к приобретению известной суммы навыков, или многоремесленности, или только к изучению современных, притом наивысших, форм техники. Политехнизм - это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. «Политехнизм,- подчеркивала П. К. Крупская, - не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практической деятельностью и особенно с обучением труду. Большую роль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V-VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества; учащихся VIII-Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширит политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистического отношения к труду. Надежда Константиновна была очень встревожена тем, что во второй половине 30-х годов внимание к вопросам политехнизации школы было ослаблено, проявилась большая недооценка политехнизма в обучении. Она обращалась в ЦК ВКП(б) об этом неблагополучии; подчеркивая огромную роль, которую призвано сыграть политехническое обучение в стране строящегося социализма, Н. К. Крупская предлагала немедленно приступить к осуществлению целого ряда мероприятий, обеспечивающих должную постановку в школах трудового и политехнического обучения. Н. К. Крупская о советском учителе. Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагогическую деятельность, она сохранила до конца своих дней огромный интерес к школе и учительству. Надежда Константиновна уделяла исключительное внимание подготовке советского учительства, его идейному воспитанию. В своих работах она отмечала особую роль сельского учителя как проводника политики партии в деревне. Она принимала самое деятельное участие в той борьбе, которая велась в первые годы Советской власти за привлечение учительства к участию в строительстве советской школы, поддерживала теснейшую связь с учительством всю свою жизнь, оказывала учителям всяческое содействие, заботясь об их подготовке и материальном благополучии. Имея постоянно в виду великие цели, поставленные перед советской школой Коммунистической партией, Надежда Константиновна призывала учителей и учащихся неустанно работать над собой, по-настоящему учиться марксизму-ленинизму и идти путем, указанным Лениным. Н. К. Крупская о пионерском движении. С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой. Детское коммунистическое движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины. В статье «Школа и пионердвижение» (1924) она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пиоиердвижения. Немыслимо, писала Крупская, пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не быть пионером. Крупская доказывала, что основной задачей пионерорганизации является борьба за знания (в то время главное внимание уделялось общественной активности). «В борьбе за знания, - писала она, - пионеры должны играть крупную роль и должны играть эту роль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу». Много внимания Н. К. Крупская уделяла методике работы пионерских отрядов. Она считала, что пионеры должны быть застрельщиками в общественно полезной работе школы, и дала ряд советов по ее развертыванию. Она подчеркивала, что дети должны быть поголовно втянуты в общественно полезную работу, которая, конечно, должна соответствовать возрасту детей и их интересам. Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» - таково основное требование, предъявленное Н. К. Крупской к вожатым. Крупская всемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета пионеров (1929). Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно сама отвечала. «Письма пионерам», собранные в отдельной книге,- выдающееся произведение советской педагогики. В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров. Н. К. Крупская о самоуправлении школьников. В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников. Н. К. Крупской принадлежит заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся в советской школе. В ряде ее работ«К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях «Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана ясная характеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной и пролетарской школах. Надежда Константиновна указывала, что в буржуазной школе самоуправление содействует воспитанию индивидуалиста, убежденного защитника буржуазного строя, оно имеет ярко выраженный антиколлективистический характер и является формой проявления классового господства буржуазии. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Школьное самоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь. В статье «Задачи школы I ступени» (1922) Надежда Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детского коллектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и работать коллективно. В ряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап - обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап - распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап - учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап - подведение итогов. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов. Важнейшими являются указания Надежды Константиновны о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников. Н. К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в школьном коллективе - это «орган управления», а пионерская организация - «это политическая организация подростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их. Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. Н. К. Крупская о связи школы и семьи. Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В ее наставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училась воспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание». Мать - «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку». Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания. Н. К. Крупская о дошкольном воспитании. В своем первом произведении - «Женщина-работница» (1899) - Надежда Константиновна пишет о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка. «Итак, мы видим,- подчеркивает она,- что в большинстве случаев женщина-работница поставлена в полную невозможность разумно воспитывать своих детей». Только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она пробуждала горячий интерес к нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле. Надежда Константиновна остро критиковала буржуазное дошкольное воспитание, вскрыла его подлинную классовую сущность. По ее словам, «народные» детские сады, где воспитывались дети трудящихся, целиком способствовали «воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны». Она выступает и против теории «свободного воспитания», находившей некоторое применение в советских дошкольных учреждениях. Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и в парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. В педагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины. Н. К. Крупская как историк педагогики. Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну. Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике». Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы. Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших реакционную сущность немецкой буржуазной педагогики. В работе «Народное образование и демократия» она установила, что считавшийся прогрессивным известный немецкий педагог Кершенштейнер «далек от всякого демократизма». Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую деятельность. В статье «Дорога таланту» (1916) она подчеркнула, что в современной Германии «приходят кершенштейнеры, ферстеры и наторпы, овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством». Эта школа, писала далее Надежда Константиновна, является основой для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая работа детей направляется в военное русло. В работе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н. К. Крупская противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям «государственной» педагогики империалистической Германии, считает, что «народная» школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого, ее цели иные: воспитание солдата. «Ученик - лишь средство для достижения государственных целей. Ради этих целей воспитываются в нем известные чувства и навыки, прививаются ему известные взгляды... Учителя - средство для проведения этих целей». Это писала Надежда Константиновна задолго до захвата власти фашизмом, но она дала правильный прогноз дальнейшего развития реакции в области педагогики в империалистической Германии - еще большее пренебрежение к правам ребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие оголтелой реакции. Рассматривая критически современную ей школу США, Н. К. Крупская ясно понимала ее классовый характер и противопоставила реакционным педагогическим «теориям» американского империализма прогрессивные взгляды американского буржуазнодемократического педагога середины XIX века Гораса Мана, боровшегося за общедоступную школу, общую для белых и негров. Высказывания Н. К. Крупской по проблемам истории педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу. Своей общественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам воспитания Н. К. Крупская сыграла выдающуюся роль в развитии советской школы и педагогической науки. Она была одним из организаторов советской системы народного образования и культурного строительства в нашей стране.