Перечень требований к методам исследования психики неслышащих. Основные требования к методам психологического исследования

Предмет АХ. Значение АХ в развитии естествознания, техники, экономики.

АХ -наука о способах идентификации хим.соед, о принципах иметодах определения хим.состава в-в и их структуры. Предметом АХ яв-ся разработка методов анализа и практическое выполнение анализов, а также широкое исследование теоретических основ аналитических методов. Сюда относятся изучение форм существования элементов и их соединений в различных средах и агрегатных состояниях, определение состава и устойчивости координационны соединений, оптических, электрохимических и др. характеристик в-ва, исследование скоростей хим.р-ций, определение метрологических арактеристик методов и т.д.

АХ-яв-ся научной основой хим.анализа.

Теоретическую основу АХ составляют фундаментальные законы естествознания, такие,как переодический закон Д.И.Менделеева, законы сохранения массы в-ва и энергии, постоянства состава в-ва, действующих масс и др.

Получение чистых и сверхчистых в-в, составляющих основу многих отраслей новой техники, было бы невозможно без разработки соответсвующих аналитических методов контроля.

Химический анализ. Виды объектов анализа.

Хим.анализ - это получение опытным путем данных о составе и сва-вах объекта.

Объекты анализа: Природные - вода,воздух,почва,мин.сырье,нефть, полез.ископаемые. Промышленные -органического и неорган происхождения металлы и сплавы. Чистые в-ва . Медико-биологические .

Методы АХ.Гибридные методы. Понятие методики анализа.

1.Пробоотбор- получение представительной пробы при анализе какого-либо объекта.(из озера по всему, с разных глубин)

2. Пробоподготовка- перевод образца в удобное для анализа состояние.

3. Разделение и концентрирование-позволяют отделить компоненты в процессе проведения анализа.(экстракция, осаждение, возгонка, перегонка, хромотография)

4. Методы обнаружения(идентификация)(определить какие компоненты входят в состав объекта)

5. Методы определения-определить количественное сожержание.

Гибридные методы- сочетают в себе и разделение, и определение.(пр-р: хромотография)

Метод анализа - универсальный и теоретически обоснованный способ определения состава анализируемого объекта.

Метод анализа основан на определенных принципах зависимости между составом в-ва и его свойствами.

Методика анализа- подробное описание анализа объекта с использованием определенного мтеода.

4.Виды анализа:элементный, функциональный, молекулярный, вещественный, фазовый.

Элементный анализ -позволяет установить,какие элементы и в каком количественном соотношении входят в состав данного образца. Молекулярный анализ -позволяет установить наличие индивидуальных хим.соединений, характеризующихся определенной молекулярной массой. Структурный анализ –позволяет установить расположение атомов или молекул в кристалле. Функциональным анализ -позволяет определить содержание отдельных функциональных групп в структуре вещества. Фазовый анализ -позволяет определить отдельные структурныесоставляющие гетерогенных систем, различающиеся по свойствам, физ.строению и ограниченные друг от друга поверхностями раздела.

Классификация аналитических методов. Хим-ие, физ-ие и биолог-ие методы анализа.

Хим- в основе лежит хим.р-ция и выводы делаем визуально, оценивая какие-либо изменения.

Физ- инструментальное детектирование изменений в аналитической системе.

Биолог- аналитический сигнал формируется благодаря биологически-чувствительной части, которая контактирует с объектом анализа.

Требования, предъявляемые к методам анализа.

1.Правильность параметр, характеризующий близость экспериментальных и истинных значений измеряемой величины. Она характеризуется систематической погрешностью, которая зависит от работы прибора, индивидуальных особенностей аналитика, ошибок при расчете и методических погрешностей.

2. Воспроизводимость параметр, отражающий случайные ошибки измерения и показывающий

степень разброса повторных (параллельных) определений. Это мера того, как повторяются результаты при многократном проведении анализа.

Воспроизводимость определяет вероятность того, что результаты последующих измерений окажутся в некотором заданном интервале, в центре которого находится среднее значение. Ее можно оценить с помощью любого доступного образца, тогда как для оценки правильности метода необходимо располагать стандартными образцами.

Стандартные образцы образцы веществ, состав которых типичен для определенного класса анализируемых материалов, определен с высокой точностью и не изменяется при хранении. Непременным условием применения стандартного образца в химическом анализе является максимальная близость состава и свойств стандартного образца и анализируемой пробы. Их применяют для градуировки и проверки аналитических приборов и методов. Особое значение они имеют при использовании физического метода анализа (пример: анализ сплавов чугуна и стали).

3. Точность анализа определяется суммой правильности и воспроизводимости.

4. Предел обнаружения (ПО) – это минимальная концентрация вещества, которая может быть определена данным методом с какой-то допустимой погрешностью: (моль/дм3; мкг/см3; %).

5. Чувствительность

6.

7.Экспрессность.

8.Простота.

9.Экономичность.

10.Локальность .

11.Автоматизация.

12.Дистанционность.

В производственных условиях, где анализы носят массовый характер, выбирают наиболее простые, быстрые методы, если они обеспечивают требуемую точность и достаточно низкий предел обнаружения. Выбор метода в каждом конкретном случае определяется целями и задачами исследования, а также производственными возможностями (наличие химических реактивов и приборов).

7. Макро-, микро- и ультрамикроанализ .

Диапазон концентраций(содержания) в-ва в анализируемой пробе и общепринятый термин, характеризующий количество определяемого компонента, взаимосвязаны:

а) если массовая доля анализ-ого в-ва составляет более 10%, то речь идет об определении (анализе) основного компонента;

б) если массовая доля анализ-ого в-ва составляет 0,01%-10%, то говорят об определении примесей;

в) если массовая доля анализ-ого в-ва находится в интервале (10 -6 -10 -2)% , то проводится анализ следовых количеств(определение следов в-ва).

9. Основные аналитические характеристики: чувствительность и избирательность определений.

Чувствительность параметр, характеризующий изменение аналитического сигнала, например, оптической плотности или напряжения, с изменением концентрации определяемого компонента, т.е. это тангенс угла наклона градуировочного графика.

Избирательность, селективность возможность определения какого-то вещества (иона) в присутствии других.


Похожая информация.


Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был до­статочно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, от­вечающие следующим требованиям: валидность, надежность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований.

Валидность (“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”). Характеристика метода как валид­ного свидетельствует о его соответствии и пригодности для оценива­ния именно того психологического качества, для которого он предназначался по замыслу.

Валидность может быть теоретической и практической (эмпири­ческой), внутренней и внешней.

Теоретическая – соответствие показателей исследуемого, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик;

Эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей и реальному поведению;

Внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть заданий измеряют не то, что требуется от данной методики.

Внешняя – связь между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого.

Надежность характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методи­ки в идентичных условиях.



Вопросы и задания для контроля

1. Является ли мысленный эксперимент надежным и точным методом исследования?

2. Изучите характеристики эмпирических методов исследования. Определите исследовательские возможности каждого метода (подготовьте эссе на эту тему). Проведите анализ методов с точки зрения их валидности, точности и надежности.

3. Провести критический анализ методов наблюдения и эксперимента.

4. Разработайте анкету по исследуемой проблеме с учетом изученных правил и требований к ее составлению.

5. Изучите информацию о проективных и психосемантических методах психолого-педагогического исследования. Найдите в литературе или Internet проективную и психосемантическую методику. Подготовьтесь к их опробованию на лабораторном занятии. Сделайте вывод о преимуществах этих методов.

6. Дайте определение каждому методу, названному в Классификации методов психолого-педагогического исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования.

Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования.

Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте.

Анализ результатов эксперимента и применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

Интерпретация и апробация результатов исследования.

Оформление результатов научного труда.

Этапы подготовки и проведения экспериментального

Психолого-педагогического исследования

Эксперимент – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование – это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез – предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.

Этапы подготовки и проведения эксперимента:

Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.

Подбор и анализ литературы.

Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования.

Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик.

Выбор схемы организации и проведения эксперимента.

Проведение эксперимента.

Обработка и анализ результатов эксперимента.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.Такими требованиями являются1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателейисследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточнодлительного использования.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

4. понятие деятельности. Теория деятельности Леонтева. Ведущие виды деятельности в дошкольном и школьном возрасте.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие). Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Структура деятельности: Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей: - естественные (природные) и социальные (духовные);- осознанные и неосоз­нанные.

Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности. Виды движений: - непроизвольные и произвольные,- врожденные и приобретенные. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно. Виды действий: - предметные; - умственные, волевые; - действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Цели и мотивы. Взаимодействие. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки . Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков : ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

5. Понятие темперамент. Теория темперамента. Психологическая характеристика детей с разными типами характера.

Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей. Темперамент - индивидуальная особенность человека, которые определяют динамику его психологической деятельности и поведения. Свойства темперамента: активность и эмоциональность.

Теория темперамента: 1. Гуморальная теория. Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования. 2. Конституционная теория. Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон). Главная идея - установление связи темперамента с телосложением человека. Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека. Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.



3. Физиологическая теория. И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга. Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малопод­вижный. 3. Холерик - сильный, неуравновешенный. 4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Холерик - быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением, начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны. Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.В большин­стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изучения.

Теоретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами .

Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования.

Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией .

Термин «методология » происходит от древнегреческого слова «методос», что значит «путь», «дорога». Методология дает возможность ученому и практику найти более правильный путь для того, чтобы получить нужные результаты в исследовательской и практической деятельности.

Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику и служат целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы, применяемые в психологии , - это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений.

Для того чтобы получаемые с помощью методов, сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидност ь - это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность - свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.

Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики , когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности , не вмешиваясь в их протекание .

Наблюдение - внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений , которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке.

Особенностью научного наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого.

Наблюдение может быть внешним и внутренним.

Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, когда исследователь может без особых затруднений собрать данные о психической деятельности человека, следя за его поведением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является мало эффективным и нерезультативным.

Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое включенное наблюдение . С этой целью исследователь, осуществляющий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей которые имеют сугубо интимный характер.

Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.

Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.

В современной психологии широкое применение находит метод - тестов . Тесты имеют преимущество диагностический характер . Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику.

Тесты применяются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт характера и свойств темперамента.

Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний , результаты которых определенным образом интерпретируются.

В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов.

Так, например, для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания , по результатам выполнения которых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники , отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера.

Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент . Применяя этот метод, исследовать сам создает условия, при которых начинает проявляться интересующее его психическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых.

В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый. Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии.

Наиболее результативным является комплексное исследование , проведенное не одним, а несколькими методами.

Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначальной предварительной информации, на основе которой выдвигается гипотеза о возможном наличии интересующего исследователя психического явления. Затем, чтобы убедиться в правильности гипотезы, применяется тестирование , которое дает возможность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику.

Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки делаются выводы теоретического и практического характера. Достоверность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.

Экзамен по психологии!!!

1 и 2 билет

Методы психологии-Это способы изучения психики.

Они делятся на: Основные и Вспомогательные

Основные методы:

1.Наблюдение-это систематическое, планомерное восприятие поведения другого человека с последующими выводами о его психике.

Требование к наблюдению:

1. Точная фиксация(дата наблюдения,наблюдения поведения,анализ)

2. Побуквенная фиксация(пошаговая)

3. Наличие плана

4. Наличие цели

5. Система

2.Эксперемент-это метод при котором исследователь создает специальные условия при котором возможны проявления определенной психологической функции.

Требования к эксперементу: (психологическая функция (5-6 человек в наблюдении (1 человек)

1. Быстрый

2. Фиксация

3. Должен быть знаком

Наблюдение –это субъективный метод

Эксперимент -это объективный метод

В эксперименте более активный исследователь,но нельзя вмешиваться в процесс.

2 билет!!!Перечислите дополнительные методы психологии.Вспомогательный метод

1 .Изучение продуктов детской деятельности(рисунок, поделки, сочинил сказку)

Требования:

1. Продукт создается самим ребенком

2. Выбор инструментария и материала должен быть самим ребенком.

3. Ребенок должен сидеть один в процессе творчества

4. В процессе создания продукта вы должны следить за этим процессом и все фиксировать.

5. После создания продукта провести беседу.

2. Тест-это стандартизированный метод при котором каждое задание оценивается в баллах.

Достоинства теста:

1. Есть варианты ответа

2. Есть баллы

3. Многократное использование

4. Быстрый большое количество испытуемых

5. Объективность

Недостатки теста:

1. Не все тесты подходят к определенной личности

2. Мало вариантов ответа

3. Не учитывается состояние человека (эмоциональное)

3.Социометрический метод (эксперимент, есть условие)

Социометрия (изучение межличностных отношений в группе, социометрический статус каждого ребенка)

Эксперимент с открыткой в раздевалке(посмотрите в тетрадке)!!!

Дополнение к методу Теста (социометрия)

Виды теста:

1. Индивидуальные - исследование психики конкретного человека

2. Групповые – проводится с группой людей

3. Социальные – проводится с людьми разного возраста

4. Изолированные – исследование одной стороны психики

5. Батарея тестов –используется система тестовых заданий

6. Тесты достижений – выявляют степень овладения понятиями,умениями и навыками на данный момент.

7. Личностные тесты – исследование личностных особенностей.



8. Интеллектуальные – исследование умственного развития:

· Оценка уровня умственного развития

· Выявлений отношений умственного развитя

· Определение умственной готовности детей к школе

9.тесты креативности – исследование творческих способностей

10.проективные – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатом его продуктивной деятельности. (Рисуночный тест семья: васильева “Ты меня понимаешь” ,”Тест для детей” Брайн Шелби.

4.Метод беседа

Беседа –это вопросно-ответный метод (с середины среднего дошкольного возраста)

Разговор направлен на наличие ответа, а в беседе выявления знаний детей об окружающим и выявление нравственных ценностей ребенка.

Требования к беседе:

1. Несет субъективный характер, встает в позицию ребенка

2. Вопросы должны быть короткие

3. К беседе надо готовится заранее

4. Варьировать вопросы (перефразировать)

5. Побуквенная запись

6. С одним ребенком в методе

7. Количество вопросов в беседе должно быть прямо пропорционально возрасту детей

8. Беседа не более 5-7 минут.

5.Метод анкетирования:

1.Зыкрытый

2.Открытый

Анкетирование проходит пот Шнербеле.

Характеристика основных методов психологии

Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)



Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету - у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).

Использование наблюдения регулируется следующими условий:

1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;

2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);

3) наличие плана;

4) точное определение объекта и предмета наблюдения;

5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;

6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;

7) обеспечение четкости и длительности наблюдения

Переваги і недоліки методу спостереження

Рис 124 Преимущества и недостатки метода наблюдения

Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности

Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.

Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.

Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.

Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровни усвоения знаний, общего умственного развития личности. Тесты как стандартизированные методы дают возможность сравнивать уровни развития и успешности подопытных требованиям школьных программ и профессиограммы различных специальностей.

С целью избежания ошибок при использовании тестов как метода психологического исследования их содержание должно соответствовать исследуемому явлению (умственной деятельности, вниманию, памяти, воображении и т.п.) и не требуется для выполнения специальных знаний. Содержание теста и инструкция к его исполнению должны быть максимально четкими и понятными. Результаты тестового исследования нельзя оценивать как абсолютные показатели умственных возможностей личности. Они являются лишь показателями уровня развития определенных качеств на момент исследования по конкретным условиям жизни, обучения и воспитания личности.

В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяют метод опроса, когда нужно выяснить уровень понимания подопытным задач, жизненных ситуаций, употребляемых в обучении и практической деятельности понятий (естественнонаучных, технических, социальных) или когда нужна информация об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. К наиболее распространенным разновидностям опроса как метода психологического исследования относятся беседа, интервью, анкетные и социометрические исследования.

Беседа - это целенаправленная разговор с подопытным с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности. Поставленные вопросы должны быть четкими и ясными, направленными на психологические явления. В беседе необходимо добиваться не только констатирующих ответов, но и объяснения, мотивации, то есть ответов на вопросы не только "что это такое?", но и "почему?", "как?".

Одним из вариантов беседы является интервью, которое используют в психологических и социологических исследованиях. В интервью оказываются мысли, мнения, факты из жизни респондента, т.е. подопытного, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и т.п.

Интервью может быть не стандартизированным и стандартизованным. В не стандартизированном интервью вопросы респондента формулируются не до конца и могут изменяться в процессе исследования, а в стандартизированном виде они представляют собой определенную систему и формулируются четко.

Анкетное исследование - один из способов психологического опроса. С помощью анкетирования исследуются литературные, художественные, спортивные, профессиональные интересы и предпочтения, мотивы, отношение к выбору действий, поступков, разновидностей труда, в тех или иных переживаний, их оценки. На поставленные в анкете вопросы анкетированные дают ответы в письменной форме. Причем вопросы ставятся так, что ответы на них будут описательными или альтернативными: "да", "нет", "не знаю", "затрудняюсь ответить", а потому так, что в них заранее дается несколько вариантов ответа, среди которых подопытному предлагается подчеркнуть один, который соответствует его личным взглядам и интересам. В анкете ставятся вопросы и констатируемого и мотивационного характера, как в беседе и интервью. Анкета может быть именной, когда подопытный отмечает свою фамилию и имя, приводит некоторые сведения о себе, и анонимной, при использовании которой получают более честные ответы.

С помощью анкетного исследования можно собрать большой объем материала, что дает основания считать полученные ответы достаточно вероятными. Недостатками этого метода является субъективизм, случайность ответов, сложность проверки их правильности и искренности.

Социометрическое исследование, или метод выбора, применяют для выяснения взаимоотношений в коллективе, оценочных отношений подопытных к другим, предания преимущества одним членам коллектива или группы перед другими при выборе руководителя, приятеля. Основанием для оценочного отношения и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. В психологии социометрическую методику применяют с целью изучения групповой дифференциации, когда членам группы предлагают ответить на вопросы типа: "С кем ты хотел бы дружить?", "Кого ты выбрал бы руководителем группы?" Выбор может быть взаимно положительным, взаимно негативным или позитивным или негативным со стороны члена группы и отрицательным (положительным) со стороны того, кого он выбрал бы.

Количество положительных и отрицательных выборов фиксируется на матрице, после чего рассчитывают их процент. С помощью социометрического исследования можно выявить реальное место личности в коллективе с ее деловыми качествами, популярностью, межличностные отношения.

Метод анализа продуктов деятельности основывается на том, что в результатах работы человека оказываются его знания, умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.

Продуктами деятельности учащихся являются их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, учащийся выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития, совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, сообразительность, настойчивость и т.д. Именно это должно стать предметом анализа продуктов деятельности, а не, например, стоимость произведенного продукта.

Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно выявить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действиях, отношение к заданию. Данные наблюдения помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности.