Предмет АХ. Значение АХ в развитии естествознания, техники, экономики.
АХ -наука о способах идентификации хим.соед, о принципах иметодах определения хим.состава в-в и их структуры. Предметом АХ яв-ся разработка методов анализа и практическое выполнение анализов, а также широкое исследование теоретических основ аналитических методов. Сюда относятся изучение форм существования элементов и их соединений в различных средах и агрегатных состояниях, определение состава и устойчивости координационны соединений, оптических, электрохимических и др. характеристик в-ва, исследование скоростей хим.р-ций, определение метрологических арактеристик методов и т.д.
АХ-яв-ся научной основой хим.анализа.
Теоретическую основу АХ составляют фундаментальные законы естествознания, такие,как переодический закон Д.И.Менделеева, законы сохранения массы в-ва и энергии, постоянства состава в-ва, действующих масс и др.
Получение чистых и сверхчистых в-в, составляющих основу многих отраслей новой техники, было бы невозможно без разработки соответсвующих аналитических методов контроля.
Химический анализ. Виды объектов анализа.
Хим.анализ - это получение опытным путем данных о составе и сва-вах объекта.
Объекты анализа: Природные - вода,воздух,почва,мин.сырье,нефть, полез.ископаемые. Промышленные -органического и неорган происхождения металлы и сплавы. Чистые в-ва . Медико-биологические .
Методы АХ.Гибридные методы. Понятие методики анализа.
1.Пробоотбор- получение представительной пробы при анализе какого-либо объекта.(из озера по всему, с разных глубин)
2. Пробоподготовка- перевод образца в удобное для анализа состояние.
3. Разделение и концентрирование-позволяют отделить компоненты в процессе проведения анализа.(экстракция, осаждение, возгонка, перегонка, хромотография)
4. Методы обнаружения(идентификация)(определить какие компоненты входят в состав объекта)
5. Методы определения-определить количественное сожержание.
Гибридные методы- сочетают в себе и разделение, и определение.(пр-р: хромотография)
Метод анализа - универсальный и теоретически обоснованный способ определения состава анализируемого объекта.
Метод анализа основан на определенных принципах зависимости между составом в-ва и его свойствами.
Методика анализа- подробное описание анализа объекта с использованием определенного мтеода.
4.Виды анализа:элементный, функциональный, молекулярный, вещественный, фазовый.
Элементный анализ -позволяет установить,какие элементы и в каком количественном соотношении входят в состав данного образца. Молекулярный анализ -позволяет установить наличие индивидуальных хим.соединений, характеризующихся определенной молекулярной массой. Структурный анализ –позволяет установить расположение атомов или молекул в кристалле. Функциональным анализ -позволяет определить содержание отдельных функциональных групп в структуре вещества. Фазовый анализ -позволяет определить отдельные структурныесоставляющие гетерогенных систем, различающиеся по свойствам, физ.строению и ограниченные друг от друга поверхностями раздела.
Классификация аналитических методов. Хим-ие, физ-ие и биолог-ие методы анализа.
Хим- в основе лежит хим.р-ция и выводы делаем визуально, оценивая какие-либо изменения.
Физ- инструментальное детектирование изменений в аналитической системе.
Биолог- аналитический сигнал формируется благодаря биологически-чувствительной части, которая контактирует с объектом анализа.
Требования, предъявляемые к методам анализа.
1.Правильность – параметр, характеризующий близость экспериментальных и истинных значений измеряемой величины. Она характеризуется систематической погрешностью, которая зависит от работы прибора, индивидуальных особенностей аналитика, ошибок при расчете и методических погрешностей.
2. Воспроизводимость – параметр, отражающий случайные ошибки измерения и показывающий
степень разброса повторных (параллельных) определений. Это мера того, как повторяются результаты при многократном проведении анализа.
Воспроизводимость определяет вероятность того, что результаты последующих измерений окажутся в некотором заданном интервале, в центре которого находится среднее значение. Ее можно оценить с помощью любого доступного образца, тогда как для оценки правильности метода необходимо располагать стандартными образцами.
Стандартные образцы – образцы веществ, состав которых типичен для определенного класса анализируемых материалов, определен с высокой точностью и не изменяется при хранении. Непременным условием применения стандартного образца в химическом анализе является максимальная близость состава и свойств стандартного образца и анализируемой пробы. Их применяют для градуировки и проверки аналитических приборов и методов. Особое значение они имеют при использовании физического метода анализа (пример: анализ сплавов чугуна и стали).
3. Точность анализа определяется суммой правильности и воспроизводимости.
4. Предел обнаружения (ПО) – это минимальная концентрация вещества, которая может быть определена данным методом с какой-то допустимой погрешностью: (моль/дм3; мкг/см3; %).
5. Чувствительность –
6.–
7.Экспрессность.
8.Простота.
9.Экономичность.
10.Локальность .
11.Автоматизация.
12.Дистанционность.
В производственных условиях, где анализы носят массовый характер, выбирают наиболее простые, быстрые методы, если они обеспечивают требуемую точность и достаточно низкий предел обнаружения. Выбор метода в каждом конкретном случае определяется целями и задачами исследования, а также производственными возможностями (наличие химических реактивов и приборов).
7. Макро-, микро- и ультрамикроанализ .
Диапазон концентраций(содержания) в-ва в анализируемой пробе и общепринятый термин, характеризующий количество определяемого компонента, взаимосвязаны:
а) если массовая доля анализ-ого в-ва составляет более 10%, то речь идет об определении (анализе) основного компонента;
б) если массовая доля анализ-ого в-ва составляет 0,01%-10%, то говорят об определении примесей;
в) если массовая доля анализ-ого в-ва находится в интервале (10 -6 -10 -2)% , то проводится анализ следовых количеств(определение следов в-ва).
9. Основные аналитические характеристики: чувствительность и избирательность определений.
Чувствительность – параметр, характеризующий изменение аналитического сигнала, например, оптической плотности или напряжения, с изменением концентрации определяемого компонента, т.е. это тангенс угла наклона градуировочного графика.
Избирательность, селективность – возможность определения какого-то вещества (иона) в присутствии других.
Похожая информация.
Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований.
Валидность (“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”). Характеристика метода как валидного свидетельствует о его соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого он предназначался по замыслу.
Валидность может быть теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней.
Теоретическая – соответствие показателей исследуемого, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик;
Эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей и реальному поведению;
Внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть заданий измеряют не то, что требуется от данной методики.
Внешняя – связь между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого.
Надежность характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.
Вопросы и задания для контроля
1. Является ли мысленный эксперимент надежным и точным методом исследования?
2. Изучите характеристики эмпирических методов исследования. Определите исследовательские возможности каждого метода (подготовьте эссе на эту тему). Проведите анализ методов с точки зрения их валидности, точности и надежности.
3. Провести критический анализ методов наблюдения и эксперимента.
4. Разработайте анкету по исследуемой проблеме с учетом изученных правил и требований к ее составлению.
5. Изучите информацию о проективных и психосемантических методах психолого-педагогического исследования. Найдите в литературе или Internet проективную и психосемантическую методику. Подготовьтесь к их опробованию на лабораторном занятии. Сделайте вывод о преимуществах этих методов.
6. Дайте определение каждому методу, названному в Классификации методов психолого-педагогического исследования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования.
Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования.
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте.
Анализ результатов эксперимента и применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.
Интерпретация и апробация результатов исследования.
Оформление результатов научного труда.
Этапы подготовки и проведения экспериментального
Психолого-педагогического исследования
Эксперимент – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование – это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез – предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.
Этапы подготовки и проведения эксперимента:
Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
Подбор и анализ литературы.
Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования.
Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик.
Выбор схемы организации и проведения эксперимента.
Проведение эксперимента.
Обработка и анализ результатов эксперимента.
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.Такими требованиями являются1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателейисследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточнодлительного использования.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.4. понятие деятельности. Теория деятельности Леонтева. Ведущие виды деятельности в дошкольном и школьном возрасте.
Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие). Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Структура деятельности: Потребности - источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Виды потребностей: - естественные (природные) и социальные (духовные);- осознанные и неосознанные.
Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность.
Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности. Виды движений: - непроизвольные и произвольные,- врожденные и приобретенные. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно. Виды действий: - предметные; - умственные, волевые; - действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Цели и мотивы. Взаимодействие. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.
Освоение деятельности: умения, навыки, привычки . Умение - это успешный способ выполнения деятельности.
Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков : ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.
Привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, культурного поведения и др. Полезные и вредные привычки.
5. Понятие темперамент. Теория темперамента. Психологическая характеристика детей с разными типами характера.
Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей. Темперамент - индивидуальная особенность человека, которые определяют динамику его психологической деятельности и поведения. Свойства темперамента: активность и эмоциональность.
Теория темперамента: 1. Гуморальная теория. Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Дав, в общем, правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования. 2. Конституционная теория. Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон). Главная идея - установление связи темперамента с телосложением человека. Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека. Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.
3. Физиологическая теория. И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный. 3. Холерик - сильный, неуравновешенный. 4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.
Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Сангвиник - быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в определенных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Холерик - быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность. С увлечением, начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны. Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изучения.
Теоретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами .
Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования.
Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией .
Термин «методология » происходит от древнегреческого слова «методос», что значит «путь», «дорога». Методология дает возможность ученому и практику найти более правильный путь для того, чтобы получить нужные результаты в исследовательской и практической деятельности.
Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику и служат целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.
Методы, применяемые в психологии , - это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений.
Для того чтобы получаемые с помощью методов, сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.
Валидност ь - это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.
Надежность - свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.
Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.
Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики , когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности , не вмешиваясь в их протекание .
Наблюдение - внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений , которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке.
Особенностью научного наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого.
Наблюдение может быть внешним и внутренним.
Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, когда исследователь может без особых затруднений собрать данные о психической деятельности человека, следя за его поведением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является мало эффективным и нерезультативным.
Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое включенное наблюдение . С этой целью исследователь, осуществляющий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей которые имеют сугубо интимный характер.
Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.
Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.
Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.
В современной психологии широкое применение находит метод - тестов . Тесты имеют преимущество диагностический характер . Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику.
Тесты применяются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт характера и свойств темперамента.
Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний , результаты которых определенным образом интерпретируются.
В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов.
Так, например, для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания , по результатам выполнения которых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники , отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера.
Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент . Применяя этот метод, исследовать сам создает условия, при которых начинает проявляться интересующее его психическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных.
Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях.
Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых.
В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый. Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии.
Наиболее результативным является комплексное исследование , проведенное не одним, а несколькими методами.
Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначальной предварительной информации, на основе которой выдвигается гипотеза о возможном наличии интересующего исследователя психического явления. Затем, чтобы убедиться в правильности гипотезы, применяется тестирование , которое дает возможность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику.
Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки делаются выводы теоретического и практического характера. Достоверность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.
Экзамен по психологии!!!
1 и 2 билет
Методы психологии-Это способы изучения психики.
Они делятся на: Основные и Вспомогательные
Основные методы:
1.Наблюдение-это систематическое, планомерное восприятие поведения другого человека с последующими выводами о его психике.
Требование к наблюдению:
1. Точная фиксация(дата наблюдения,наблюдения поведения,анализ)
2. Побуквенная фиксация(пошаговая)
3. Наличие плана
4. Наличие цели
5. Система
2.Эксперемент-это метод при котором исследователь создает специальные условия при котором возможны проявления определенной психологической функции.
Требования к эксперементу: (психологическая функция (5-6 человек в наблюдении (1 человек)
1. Быстрый
2. Фиксация
3. Должен быть знаком
Наблюдение –это субъективный метод
Эксперимент -это объективный метод
В эксперименте более активный исследователь,но нельзя вмешиваться в процесс.
2 билет!!!Перечислите дополнительные методы психологии.Вспомогательный метод
1 .Изучение продуктов детской деятельности(рисунок, поделки, сочинил сказку)
Требования:
1. Продукт создается самим ребенком
2. Выбор инструментария и материала должен быть самим ребенком.
3. Ребенок должен сидеть один в процессе творчества
4. В процессе создания продукта вы должны следить за этим процессом и все фиксировать.
5. После создания продукта провести беседу.
2. Тест-это стандартизированный метод при котором каждое задание оценивается в баллах.
Достоинства теста:
1. Есть варианты ответа
2. Есть баллы
3. Многократное использование
4. Быстрый большое количество испытуемых
5. Объективность
Недостатки теста:
1. Не все тесты подходят к определенной личности
2. Мало вариантов ответа
3. Не учитывается состояние человека (эмоциональное)
3.Социометрический метод (эксперимент, есть условие)
Социометрия (изучение межличностных отношений в группе, социометрический статус каждого ребенка)
Эксперимент с открыткой в раздевалке(посмотрите в тетрадке)!!!
Дополнение к методу Теста (социометрия)
Виды теста:
1. Индивидуальные - исследование психики конкретного человека
2. Групповые – проводится с группой людей
3. Социальные – проводится с людьми разного возраста
4. Изолированные – исследование одной стороны психики
5. Батарея тестов –используется система тестовых заданий
6. Тесты достижений – выявляют степень овладения понятиями,умениями и навыками на данный момент.
7. Личностные тесты – исследование личностных особенностей.
8. Интеллектуальные – исследование умственного развития:
· Оценка уровня умственного развития
· Выявлений отношений умственного развитя
· Определение умственной готовности детей к школе
9.тесты креативности – исследование творческих способностей
10.проективные – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатом его продуктивной деятельности. (Рисуночный тест семья: васильева “Ты меня понимаешь” ,”Тест для детей” Брайн Шелби.
4.Метод беседа
Беседа –это вопросно-ответный метод (с середины среднего дошкольного возраста)
Разговор направлен на наличие ответа, а в беседе выявления знаний детей об окружающим и выявление нравственных ценностей ребенка.
Требования к беседе:
1. Несет субъективный характер, встает в позицию ребенка
2. Вопросы должны быть короткие
3. К беседе надо готовится заранее
4. Варьировать вопросы (перефразировать)
5. Побуквенная запись
6. С одним ребенком в методе
7. Количество вопросов в беседе должно быть прямо пропорционально возрасту детей
8. Беседа не более 5-7 минут.
5.Метод анкетирования:
1.Зыкрытый
2.Открытый
Анкетирование проходит пот Шнербеле.
Характеристика основных методов психологии
Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта
Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)
Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)
Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету - у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).
Использование наблюдения регулируется следующими условий:
1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;
2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);
3) наличие плана;
4) точное определение объекта и предмета наблюдения;
5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;
6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;
7) обеспечение четкости и длительности наблюдения
Переваги і недоліки методу спостереження
Рис 124 Преимущества и недостатки метода наблюдения
Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности
Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается
Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный
Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры
Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.
Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений
Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.
Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.
Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровни усвоения знаний, общего умственного развития личности. Тесты как стандартизированные методы дают возможность сравнивать уровни развития и успешности подопытных требованиям школьных программ и профессиограммы различных специальностей.
С целью избежания ошибок при использовании тестов как метода психологического исследования их содержание должно соответствовать исследуемому явлению (умственной деятельности, вниманию, памяти, воображении и т.п.) и не требуется для выполнения специальных знаний. Содержание теста и инструкция к его исполнению должны быть максимально четкими и понятными. Результаты тестового исследования нельзя оценивать как абсолютные показатели умственных возможностей личности. Они являются лишь показателями уровня развития определенных качеств на момент исследования по конкретным условиям жизни, обучения и воспитания личности.
В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяют метод опроса, когда нужно выяснить уровень понимания подопытным задач, жизненных ситуаций, употребляемых в обучении и практической деятельности понятий (естественнонаучных, технических, социальных) или когда нужна информация об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. К наиболее распространенным разновидностям опроса как метода психологического исследования относятся беседа, интервью, анкетные и социометрические исследования.
Беседа - это целенаправленная разговор с подопытным с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности. Поставленные вопросы должны быть четкими и ясными, направленными на психологические явления. В беседе необходимо добиваться не только констатирующих ответов, но и объяснения, мотивации, то есть ответов на вопросы не только "что это такое?", но и "почему?", "как?".
Одним из вариантов беседы является интервью, которое используют в психологических и социологических исследованиях. В интервью оказываются мысли, мнения, факты из жизни респондента, т.е. подопытного, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и т.п.
Интервью может быть не стандартизированным и стандартизованным. В не стандартизированном интервью вопросы респондента формулируются не до конца и могут изменяться в процессе исследования, а в стандартизированном виде они представляют собой определенную систему и формулируются четко.
Анкетное исследование - один из способов психологического опроса. С помощью анкетирования исследуются литературные, художественные, спортивные, профессиональные интересы и предпочтения, мотивы, отношение к выбору действий, поступков, разновидностей труда, в тех или иных переживаний, их оценки. На поставленные в анкете вопросы анкетированные дают ответы в письменной форме. Причем вопросы ставятся так, что ответы на них будут описательными или альтернативными: "да", "нет", "не знаю", "затрудняюсь ответить", а потому так, что в них заранее дается несколько вариантов ответа, среди которых подопытному предлагается подчеркнуть один, который соответствует его личным взглядам и интересам. В анкете ставятся вопросы и констатируемого и мотивационного характера, как в беседе и интервью. Анкета может быть именной, когда подопытный отмечает свою фамилию и имя, приводит некоторые сведения о себе, и анонимной, при использовании которой получают более честные ответы.
С помощью анкетного исследования можно собрать большой объем материала, что дает основания считать полученные ответы достаточно вероятными. Недостатками этого метода является субъективизм, случайность ответов, сложность проверки их правильности и искренности.
Социометрическое исследование, или метод выбора, применяют для выяснения взаимоотношений в коллективе, оценочных отношений подопытных к другим, предания преимущества одним членам коллектива или группы перед другими при выборе руководителя, приятеля. Основанием для оценочного отношения и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. В психологии социометрическую методику применяют с целью изучения групповой дифференциации, когда членам группы предлагают ответить на вопросы типа: "С кем ты хотел бы дружить?", "Кого ты выбрал бы руководителем группы?" Выбор может быть взаимно положительным, взаимно негативным или позитивным или негативным со стороны члена группы и отрицательным (положительным) со стороны того, кого он выбрал бы.
Количество положительных и отрицательных выборов фиксируется на матрице, после чего рассчитывают их процент. С помощью социометрического исследования можно выявить реальное место личности в коллективе с ее деловыми качествами, популярностью, межличностные отношения.
Метод анализа продуктов деятельности основывается на том, что в результатах работы человека оказываются его знания, умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.
Продуктами деятельности учащихся являются их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, учащийся выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития, совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, сообразительность, настойчивость и т.д. Именно это должно стать предметом анализа продуктов деятельности, а не, например, стоимость произведенного продукта.
Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно выявить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действиях, отношение к заданию. Данные наблюдения помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности.