Сценарная теория. Концепция развития личности, предложенная Э

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З.Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З.Фрейд, К. Хорни), "зависти к материнству" (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер).

Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.

Для того, чтобы "хорошие" карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии "победителей" (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний "Я" (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для некоторых людей доминирующее состояние "Я" становится "главной характеристикой их профессии: священники - в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети". Личность, ведущая себя как догматический Родитель - напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика). Согласно теории профессионального развития Д. Съюпе-ра, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию, представленную всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом.

Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х гг., выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался.

В западной культуре можно выделить б типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип - продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии:

1. Реалистический тип имеет следующие характеристики: честный, открытый, мужественный, материалистический, настойчивый, практичный, бережливый. Его основные ценности: конкретные вещи, деньги, сила, статус. Он предпочитает ясные, приказные по характеру работы, связанные с систематической манипуляцией с объектами, избегает преподавательской и терапевтической видов деятельности, связанных с социальными ситуациями. Он отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. В профессиональном выборе реалистического типа: сельское хозяйство (агроном, животновод, садовод), механика, техника, электротехника, мануальные работы.

2. Исследовательский тип имеет следующие характеристики: аналитический, осторожный, критический, интеллектуальный, интроверт, методичный, точный, рациональный, непритязательный, независимый, любопытный. Его основные ценности: наука. Он предпочитает исследовательские профессии и ситуации, связанные с систематическим наблюдением, творческими исследованиями биологических, физических, культурных феноменов для контроля и понимания этих феноменов. Избегает предпринимательских видов деятельности.

3. Социальный тип имеет следующие характеристики: лидерство, общительность, дружелюбие, понимающий, убеждающий, ответственный. Его основные ценности: социальные и этические. Он предпочитает деятельность, связанную с воздействием на других людей (учить, информировать, просвещать, развивать, лечить). Осознает себя как обладающего преподавательскими способностями, готового помочь, понять других. В профессиональном выборе у этого типа: педагогика, социальное обеспечение, медицина, клиническая психология, профконсультирование. Он решает проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства, умение общаться.

4. Артистический (художественный, креативный) тип: эмоциональный, с богатым воображением, импульсивный, непрактичный, оригинальный, имеющий гибкость, независимость решения. Его основные ценности - эстетические качества. Он предпочитает свободные, несистематизированные виды деятельности, предпочитает занятия творческого характера - музицирование, живопись, литературное творчество. Вербальные способности преобладают над математическими. Избегает систематизированных точных видов деятельности, бизнеса, клерковских занятий. Осознает себя как экспрессивную, оригинальную и независимую личность. В профессиональном выборе - искусство, музыка, язык, драматургия.

5. Предпринимательский тип: рискованный, энергичный, властный, амбиозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствий, любящий приключения. Его основные ценности - политические и экономические достижения. Предпринимательский тип предпочитает такие виды деятельности, которые позволяют манипулировать другими людьми для достижения организационных целей и экономических выгод. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. Предпочитают задачи, связанные с руководством, статусом и властью. В профессиональном выборе: все виды предпринимательства.

6. Конвенциальный тип обладает следующими характеристиками: конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. Основные ценности - экономические достижения. Отдает предпочтение четко структурированным видам деятельности, в которых необходимо манипулировать с цифрами в соответствии с предписаниями и инструкциями. Подход к проблемам носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность не присущи, более характерны консерватизм, зависимость. Предпочитаются профессии, связанные с канцелярией и расчетами: машинопись, бухгалтерия, экономика. Математические способности развиты больше вербальных. Это слабый руководитель, поскольку его решения зависят от окружающих его людей. В профессиональном выборе у конвенционального типа - банковская служба, статистика, программирование, экономика.

Каждый тип стремится окружить себя определенными людьми, объектами, нацелен на решение определенных проблем, т.е. создает соответствующую своему типу среду.

Теория компромисса с реальностью Гинзберга.

В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии - развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:

1. Стадия фантазии продолжается у ребенка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности или иных реалистических соображений.

2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и подразделяется на 4 периода. В период интереса, с 11 до 12 лет, дети делают свой выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами. Второй период способностей, с 13 до 14 лет, характеризуется тем, что подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки, и начинают думать о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются "примерить" те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной профессией требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Последний, четвертый период, - переходный (около 17 лет), в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания среднего учебного заведения.

3. Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки стараются принять окончательное решение - выбрать профессию. Эта стадия делится на период исследования (17-18 лет), когда прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности, и период специализации, когда общий выбор, например профессии физика, уточняется выбором конкретной узкой специализации.

У подростков из менее обеспеченных семей период кристаллизации наступает раньше. Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее материально обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большой гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжают менять профессии в течении всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии и что некоторые люди меняют род профессий на протяжении всей трудовой деятельности. Причем представители малоимущих социальных групп, национальных меньшинств менее свободны в выборе профессии, чем выходцы из более обеспеченных социальных групп. Ряд людей вынуждены по социальным и прочим причинам менять свои профессии в течение всей жизни, но существует группа людей, которые самопроизвольно меняют профессии из-за особенностей личности или из-за того, что слишком ориентированы на удовольствия и это не позволяет пойти на необходимый компромисс.

Исследуя проблему, кто влияет на выбор профессии, следует рассмотреть множество факторов:

1 - влияние родителей, которые разными способами оказывают свое воздействие: прямое наследование профессии родителей, продолжение семейного бизнеса; родители оказывают влияние, обучая своей профессии; родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой; родители воздействуют своим примером; родители направляют, или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.); на выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии.

2 - влияние друзей и учителей. Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение). 39% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.

3 - полоролевые стетертипы. На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания.

4 - уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения. Многие юноши делают нереалистические выборы, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Способность человека достичь успеха в выбранной работе зависит от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считают, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успешно справиться с данной профессией не смогут. Но высокий коэффициент интеллекта еще не гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества определяет его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.

5 - структура интересов человека. Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессшо, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важнейшим прогностическим фактором профессиональной удовлетворенности. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Часто исследования профессиональных интересов студентов показывают, что у 70% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

Представители психодинамического направления, теоретиче­ской основой которого являются работы 3. Фрейда, рассмат­ривают вопросы детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из призна­ния определяющего влияния раннего детского опыта на всю последующую судьбу человека. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение субъекта объяс­няются ими как обусловленные структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; опытом ранней детской сексу­альности: сублимацией как общественно-полезным смещени­ем энергии основных влечений человека и как процессом за­щиты от заболевания из-за фрустрации основных потребнос­тей; проявлением комплекса маскулинности у женщин и зави­сти к «материнству» у мужчин, комплекса неполноценности. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Отдельные потребности, сформированные в 5-б-летнем возрасте (особенно те из них, которые были фрустрированы в детстве родителями), фиксируются на предметах, которые мо­гут быть поставлены в соответствие с предметами профессио­нальной деятельности. Например, оральная агрессия может реализоваться непосредственно при работе с гаечным ключом или при манипулировании словами; потребность доминиро­вания - в работе продавца, уретральные потребности - в профессиях мореплавателей; от активной страсти к подглядыванию, формирующейся на аутоэротических стадиях сексу­ального развития, ответвляется страсть к познанию, а от пас­сивной мазохистской стадии - стремление к положению ху­дожника или артиста.

Для сублимации как объяснительного механизма профес­сионального выбора характерны некоторые закономерности. Она имеет индивидуальные вариации, присуща многим людям в незначительной степени, не может полностью заменить под­линного удовлетворения основных потребностей, более эф­фективна для реализации сексуальных влечений по сравне­нию с влечением «мортидо» (деструктивных агрессивных вле­чений) и более эффективна для карьеры мужчин, чем для жен­щин. Феномен «зависти девочек к пенису» (под ним понимает­ся главный элемент женской сексуальности, который возника­ет в детстве при обнаружении анатомического различия меж­ду полами и определяет черты женского характера в дальней­шей взрослой жизни), комплекс маскулинности (т.е. опреде­ленные черты женского характера, свидетельствующие о зави­сти к пенису) приводят к идентификации с отцом и в дальней­шем к выбору профессии, соответствующей профессии отца, или к выбору такого профессионального занятия, в котором есть постоянная необходимость соревнования с другим по­лом. Влияние этого комплекса проявляется в профессиональ­ной карьере, в жизни как практически здоровой, так и невро­тической женщины и объясняется в первую очередь сложив­шимися в данном обществе культурно-историческими тради­циями рассмотрения женского идеала. К. Хорни рассматрива­ет в качестве объяснительного механизма карьерных достиже­ний мужчин их зависть к материнству, считая, что зависть к материнству - одна из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностей и к сверхкомпенсации в различных карьерных достижениях.



В концепции А. Адлера чувство неполноценности рассмат­ривается как реакция на проявившийся еще в детстве органи­ческий, морфологический или функциональный недостаток; порожденное этой реакцией чувство неполноценности требу­ет в качестве компенсации усиления чувства собственного до­стоинства, стремления к превосходству. Неполноценность и превосходство понимаются Адлером как универсальные и об­щие условия, управляющие поведением человека и стимулирующие его здоровое развитие. Свойственное отдельным людям преувеличенное чувство неполноценности, ставшее своеоб­разным способом избегания жизненных трудностей, обозна­чаются Адлером как комплекс неполноценности. Чувство не­полноценности и стремление к превосходству рассматрива­ются и как детерминанты поведения, и как факторы, влияю­щие на выбор профессии и обусловливающие преимущест­венное развитие определенных способностей, например ар­тистических, художественных, кулинарных. Содержание (важ­ные жизненные события) и форма (преимущественно визу­альные или двигательные воспоминания) ранних впечатле­ний детства определяют стиль жизни человека и в этой связи наиболее пригодны для прогнозов профессиональных выбо­ров взрослых.

Современные зарубежные исследователи считают, что со­бытия первых жизненных стадий развития человека причастны к его карьере, о чем свидетельствуют, например, данные о переносе межличностных образцов поведения в семье в рабо­чую среду (так, ФД Дорн называет саму работу «просто напря­женной семейной драмой»). Психодинамическое направле­ние реализуется в консультировании, фокусированном на представлениях клиентов об их личном опыте и переживани­ях, имеющем цель - найти личностно соответствующие про­фессиональные возможности для развития темы жизни клиен­тов и личностного роста посредством работы.

Сценарная теория выбора профессии и карьерных дости­жений, развиваемая с середины 50-х гг. американским психоте­рапевтом Э. Берном, объясняет содержание профессионально­го выбора строением личности субъекта и доминированием од­ного из состояний-Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). Под состо­янием-Я понимаются различные состояния сознания и образ­цы поведения, которые этому состоянию соответствуют и от­крываются непосредственному наблюдению. В терминологии структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие ас­пекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Но для профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции Родителя, Взрослого и Ребенка, чтобы позволить каж­дому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей до­минирующие состояния-Я становятся главной характеристи­кой их профессии: военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, учителя, священнослужители - это в основном «Родители». Диагносты, экономисты, физики, химики, матема­тики входят в группу «Взрослые». Рабочие конвейерного произ­водства, спортсмены, клоуны - это «Дети».

В сценарной теории утверждается, что в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) большинство людей руководст­вуется сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и опре­деляющим поведение взрослого человека. В сценарии представ­лены важнейшая мотивировка жизненных решений, готовая жизненная цель и предсказуемость жизненного итога, приемле­мый способ структурирования времени и готовый опыт родите­лей. Люди, имеющие сценарный аппарат, имеют и свои незави­симые побуждения - это зримые представления о том, что бы они сделали, если бы могли делать то, что им хочется делать.

Согласно сценарной теории, человек, полностью руковод­ствующийся сценарием, не является субъектом построения ка­рьеры и карьерных достижений. Общая схема сценарного вы­бора карьеры человека такова. При построении карьерного плана индивида решающее (мотивирующее) воздействие ис­ходит от «Ребенка» родителя противоположного пола. «Взрос­лое» состояние-Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения. «Родительские» состояния двух родите­лей (матери и отца) наделяют человека «рецептами», правила­ми и предписаниями поведения, которые составляют антисце­нарий человека. Сценарная теория утверждает, что сценарий, скорее всего, влияет на профессиональные выборы мальчиков.

Для того чтобы имели место «хорошие» карьерные сцена­рии, необходимо выполнение ряда условий: родители должны желать передать, а ребенок должен быть готов, предрасполо­жен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть раз­виты соответствующие сценарию способности; его жизнь должна содержать события, не противоречащие содержанию сценария; оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (их собственные сценарии и антисценарии должны совпадать).

Сценарная теория рассматривает возможные негативные сценарии для последующей карьеры человека: жесткое половое предпочтение родителей при воспитании ребенка; оче­редность рождения ребенка в семье и наличие братьев и сес­тер; компенсация родительских профессиональных неудач; продолжение в профессиональной судьбе ребенка родитель­ских карьерных намерений; запретительство превышения ре­бенком родительских профессиональных достижений; сцена­рий приравнивания профессиональных достижений женщин к потере ими женственности; сценарий воспитания родителя­ми «вундеркинда» и др.

Современные исследования подтверждают влияние образ­цов карьерного поведения отца и матери на представления ре­бенка о мире профессий, в частности особо значимо влияние образовательного уровня матерей на профессиональные выбо­ры детей. Так, дети матерей с неполным средним образованием выбирают профессии, связанные со спортом, армией, МВД, ко­оперативной и индивидуальной трудовой деятельностью, соци­альными услугами, торговлей. Дети матерей с высшим образо­ванием стремятся приобрести профессии из сферы здраво­охранения, науки, экономики, образования, производства.

Итак, общим для психодинамической и сценарной теорий является установление решающего значения опыта раннего детства в выборе профессии и построении карьеры. Различия в анализируемых теориях обнаруживаются по вопросу содер­жания этого опыта. Согласно психодинамической теории, вы­бор профессии предопределен установившейся в раннем дет­стве структурой зачастую неосознаваемых потребностей, ко­торая делает взрослую личность не только зависимой от про­шлого опыта, но и ставит под сомнение возможности ее разви­тия. Согласно сценарной теории, выбор профессии предопре­делен опытом родителей, воплощенным в готовых жизненных планах, передаваемых ребенку. Из теорий следует важный пси­холого-педагогический вывод: несубъектность профессио­нального выбора ограничивает проявления индивидуальнос­ти, активности личности, может превратить ее карьеру в ис­точник невротических и психосоматических нарушений.

Список литературы

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. С. 49-70.

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1991. С. 77-79.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

Л.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. С. 82-98, 247-256.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 369-385.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. С. 372-373.

ХорниК Женская психология. СПб., 1993. С. 26-53.

ВОЗРАЖЕHИЯ ПРОТИВ ТЕОРИИ СЦЕHАРИЕВ

Против теории сценариев выдвигается много возражений, причем каждое со своих особенных позиций. Чем лучше мы ответим на все сомнения, тем обоснованнее будет наше заключение о надежности сценарной теории.

Спиритуалистские возражения

Многие интуитивно чувствуют, что теория сценариев не может считаться правильной, ибо большинство выводов противоречат идее человека, как создания, обладающего свободой воли. Сама мысль о сценарии их отталкивает, ибо человек как бы сводится ею на уровень механизма, лишенного собственного жизненного порыва. Эти же люди и по тем же мотивам с трудом переносят психоаналитическую теорию, которая (безусловно, в крайней ее форме) может сводить человека к некой замкнутой системе регулирования энергии с несколькими четко определенными каналами входа и выхода и не оставляет места для божественного. В некотором смысле эти люди - потомки тех, кто так же судил о дарвинской теории естественного отбора, которая (согласно их представлениям) сводила жизненные процессы к механике и не оставляла простора для творчества матери-природы. Они же в свою очередь стали потомками церковников, осудивших Галилея за его, как им казалось, беспримерную наглость. И все же подобные возражения, исток которых - филантропическая забота о достоинстве человека, должны быть приняты во внимание. Ответ на них будет заключаться в следующем.

1. Структурный анализ отнюдь не претендует на то, чтобы ответить на все вопросы человеческой жизни. С его помощью можно формулировать суждения о некоторых аспектах наблюдаемого социального поведения, внутреннего переживания и пытаться свои суждения обосновывать. Структурный анализ не имеет дела, по крайней мере формально, с вопросами сущности человеческого бытия, он сознательно отказывается от формулирования концепции свободного Я, как не подлежащей изучению собственными средствами, и тем самым оставляет огромную область философам и поэтам.



Сценарная теория вовсе не считает, что все человеческое поведение управляется сценарием. Она оставляет место для автономии. Она лишь утверждает, что относительно мало людей достигают полной автономии, причем только в особенных обстоятельствах. Первое требование на пути предложенного метода - отделить кажущееся от подлинного. В этом и состоит его задача. Конечно, в сценарной теории цепи прямо называются цепями, но это воспринимают как оскорбление лишь те, кто любят свои цепи, или притворяются, что их не замечают.

Философские возражения

Сценарный анализ считает императивы родительскими указаниями, а целью многих существовании - исполнение этих указаний. Если философ говорит: "Я мыслю, следовательно, я существую", то сценарный аналитик вопрошает: "Да, но откуда ты узнаёшь, что мыслить?" Философ отвечает: "Да, но я говорю вовсе не об этом". Поскольку оба начинают с "да, но...", бывает трудно ждать пользы от подобного разговора. Hа самом деле это не так, что мы и попытаемся доказать.

1. Сценарный аналитик говорит: "Если вы перестанете мыслить, как внушали ваши родители, и начнете мыслить по-своему, вы будете мыслить лучше". Если философ возразит, что он уже мыслит по-своему, сценарный аналитик вынужден будет сказать ему, что это иллюзия, которую он не желает поддерживать. Философу это скорее всего не понравится, но сценарный аналитик обязан настаивать на том, что ему точно известно. Так что конфликт оказывается, как и в случае со спиритуализмом, конфликтом между тем, что _нравится_ философу, и тем, что _знает_ сценарный аналитик.

2. Когда сценарный аналитик говорит: "Цель большинства существовании- реализация родительских директив", экзистенциалист возражает: "Hо в том смысле, как я понимаю это слово, это вовсе не цель". Аналитику остается сказать: "Если найдете слово, более подходящее, сообщите его мне". Он может полагать, что данный индивид не может сам заняться поиском цели для себя, поскольку сосредоточен на исполнении родительских предписаний. Экзистенциалист говорит: "Моя проблема состоит в том, что делать с автономией, когда она достигнута". Возможный ответ сценарного аналитика: "Я этого не знаю. Hо мне известно, что одни люди менее несчастны, чем другие, потому что у них в жизни больше выбора".

Рациональные возражения

Рациональное возражение: "Вы говорите, что функция Взрослого состоит в принятии рациональных решений, что Взрослый имеется в каждом человеке. Почему же вы одновременно говорите о том, что все решения уже приняты Ребенком?" Вопрос серьезный. Hо ведь есть иерархия решений. Высший уровень - это решение о том, следовать или не следовать сценарию. Пока оно не принято, все прочие решения не в силах повлиять окончательно на судьбу индивида. Перечислим уровни иерархии.

Следовать или не следовать сценарию?

Если следовать сценарию, то какому? Если не следовать, то что

Делать взамен?

Постоянные решения: жениться или не жениться, иметь детей или нет,

Совершить самоубийство или убить кого-нибудь, уволиться с работы, быть

Уволенным или делать карьеру?

Решения, связанные с упорядочением дел: на ком жениться, сколько

Детей иметь и т.п.

Временные решения: когда жениться, когда рожать детей, когда

Уволиться и т.п.?

Решения, связанные с затратами: сколько денег дать жене, в какую

Школу записать ребенка и т.п.?

Сиюминутные решения: идти в гости или остаться дома, отшлепать сына

или отругать, заняться планами на завтра и т.д.

Решения на каждом уровне чаще всего определяются решениями, принятыми на более высоких уровнях. Проблемы каждого уровня относительно тривиальны по сравнению с проблемами более высоких уровней. Hо все уровни прямо работают на окончательный итог. Решения принимаются такие, чтобы достичь его с наибольшей эффективностью, причем неважно, предопределен ли он сценарием, или является результатом свободного выбора. Поэтому пока главное решение не принято, все прочие решения не рациональны, а рационализированы по второстепенным основаниям.

"Hо, - скажет наш противник-рационалист, - сценария-то нет". Поскольку он рационалист, он говорит это совсем не потому, что ему не нравится сценарная теория. Hо ему надо обязательно ответить. К тому же у нас есть возможность предъявить весьма сильные доказательства. Сначала мы спросим: "Прочел ли он эту книгу (имеется в виду та, которую Вы держите в руках) внимательно?" А затем предъявим наши аргументы, которые могут его убедить или не убедить.

Предположим, что сценария нет. В этом случае: а) люди не слышат "голосов", предписывающих, что им делать, а если и слышат, то действуют, не принимая их во внимание, поступают как бы "назло" им; б) люди, которым предписания указывают, что им делать (это чаще всего люди, выросшие в приютах или детских домах), столь же уверены в себе, сколь и люди, воспитанные в своем родном доме; в) люди, пользующиеся наркотиками, алкоголем, напивающиеся до тяжелого, нечеловеческого состояния, отнюдь не чувствуют, что какая-то неподконтрольная внутренняя сила толкает их навстречу безжалостной судьбе. Hаоборот, они совершают каждый такой акт в результате автономного рационального решения.

В статье даётся краткий обзор теории сценариев Берна и предложенной им структуре личности. Разбираются особенности отношений: взрослый Ребёнок – Родитель.

Эрик Берн (1910–1970) – американский психиатр, военный врач. Развивая идеи , он предложил новую структуру личности, а в ноябре 1957 года на региональной конференции по психотерапии в Лос-Анджелесе представил научному сообществу собственную теорию. В 1962 году стал издаваться журнал «Бюллетень Трансакционного Анализа», а в 1964 году была создана Международная Ассоциация Трансакционного Анализа (1).
В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9). Трансакции подразделяются на дополняющие, пересекающиеся и скрытые.
Трансакционный анализ состоит из трёх основных составляющих: структуры личности по Берну , теории сценариев и анализа игр, предпочитаемых человеком.

Часть 1.

Теория сценариев.

Сам Эрик Берн о теории жизненных сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев » (4, гл. 3).

Источник: портал Советского телевидения СССР ТВ.

«Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5). Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной в теории сценариев в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.
«Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?... Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).

Согласно теории свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру. Соответствующие впоследствии им формы поведения Берн назвал играми, под которыми понимаются отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.
«Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).
Если же оставить теорию сценариев для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.

Структура личности по Берну.

Существуют три основных эго-состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три составляющие и представляют структуру личности по Берну.
Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.
Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта. Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.
Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира. Положение, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.

«Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).
При определённых условиях развития одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в структуре личности по Берну, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.

Реализация сценария.

Игры – это неотъемлемая часть бессознательного сценария человека, его неосознаваемого плана. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).

Структура личности по Эрику Берну родом из раннего детства (в этом плане один из основных постулатов остался незыблем). Посредством игр человек воплощает свой жизненный сценарий. «К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой... Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).
«К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада... В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен... Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).

Часть 2.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель.

В первые годы ребёнок эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье. Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на ребёнка просто безгранично.
«Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).

Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл жизни взрослого человека. Положения, когда родители привязывают ребёнка к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно. Фактически это не что иное, как форма морального насилия.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель , при которых со стороны старшего поколения сохраняется контроль над жизнью уже взрослых детей, являются, увы, далеко не редким проявлением для нашего социума. В животном мире подобной проблемы не существует: детеныш получает столько заботы от родителей, чтобы выжить, а родители уступают место в иерархии, когда он становится сильнее, и не претендуют на большее.
Можно быть в курсе того, чем ребёнок занимается вне дома, с кем он общается, о чём он думает, а можно построить его времяпровождение, общение и мысли по своему сценарию, пресекая всё то, что под этот сценарий не попадает. А зачем ему это, ведь «родители опытнее и умнее его, лучше знают жизнь».

Ситуация, когда Родитель продолжает содержать взрослого Ребёнка, – это типовое поведение в данных отношениях, но совсем не обязательное. Ситуацией привязывания является положение, при котором взрослый Ребёнок продолжает считать Родителя единственной своей опорой на протяжении всей жизни.

Игра: Родитель – взрослый Ребёнок.

Есть ли смысл менять отношения, насколько они нежелательны для взрослого Ребёнка, а впоследствии и для Родителя? Если в животном мире менее приспособленная особь будет всегда уступать себе подобным в борьбе за пищу, за партнёра и статус в группе, то в обществе людей вопросы конкуренции и самореализации не столь однозначны. Этот вопрос, вероятно, из тех, на которые универсального ответа нет.
Закономерным же последствием игры может стать отсутствие интереса в полноценной семье у девушки и характера мужчины, на которого можно опереться, у молодого человека. А печальным окончанием – положение, при котором Родитель будет выставлен любимым взрослым Ребёнком в «чулан», как ненужная, отслужившая свой срок мебель.
Справедливости ради стоит отметить, что другая крайность, когда родитель перестаёт интересоваться ребёнком после достижения последним подросткового возраста, – не лучший вариант.

Фото AP. Смотрители Вашингтонского зоопарка проверяют, умеет ли трехмесячный тигренок плавать. Все детеныши, рожденные в зоопарке, должны пройти ряд тестов, прежде чем будут допущены в публичные вольеры.