Страны участницы таможенного союза. Евразэс – предшественник еаэс

В современном мире многие страны объединяются в союзы - политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Участники:

  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия;
  • Белоруссия.

Кандидаты на членство:

  • Тунис;
  • Сирия;
  • Таджикистан.

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России - Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана - Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси - Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь - от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

ЕАЭС

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели - Россия, Белоруссия и Казахстан - и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС - в Алма-Ате, а суд - в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Особенное место занимает труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Евразийский экономический союз объединяет пять государств, ведущих скоординированную политику экономической интеграции. Международная организация создана с целью принятия мер, направленных на преодоление кризисных тенденций в экономике объединившихся стран, для повышения благосостояния их населения.

Страны участницы ЕАЭС на 2016 год – Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Армения. Основная часть импорта содружества приходится на оборудование, транспортные средства и технику, а экспорт строится на продаже минеральных продуктов.

Хронология создания СЭЗ

Проект интеграции стран был предложен еще в 1994 году, а через год в трехстороннем порядке – Беларусь, Казахстан и Россия, задекларировали Соглашение о Таможенном Союзе. С 2010 функционирует Единый Таможенный тариф, а таможенный контроль вынесен за границы содружества. Передвижение товаров между тремя государствами стало осуществляться без таможенного оформления.

В 2014 году для перехода на новый уровень взаимоотношений был подписан договор об образовании Евразийского экономического союза. К моменту, когда документ вступил в силу в 2015, республика Армения изъявила желание присоединиться к Союзу. Последним в альянс вступил Кыргызстан.

Члены ЕАЭС в рамках договора обеспечивают свободное продвижение продукции, перемещение рабочих и капитала, согласовывают собственную политику с интересами партнеров. Руководство ЕАЭС осуществляется Высшим Евразийским экономическим советом в составе президентов стран участниц. Между государствами упразднены таможенные посты, оставлены только пограничные.

Особенности таможенной и налоговой системы ЕАЭС

Одним из основных вопросов экономической интеграции является формирование единого таможенного пространства. Торговля между пятью объединившимися странами не должна ограничиваться экономическими рамками. Страны, входящие в ЕАЭС должны применять единое таможенное регулирование и единый таможенный тариф. Они имеют общий принцип ведения торговых отношений со странами, не входящими в Союз. Для регулирования отношений в области внешней торговли создана специальная Евразийская экономическая комиссия. В ее компетенции контроль около 170 функций Союза, среди них: тарифное регулирование, сбор торговых статистических отчетов, организация санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и т.д.

Таможенный кодекс ЕАЭС разработан на базе практического опыта ТК ТС и норм ВТО. На территории ЕАЭС действует единая ТН ВЭД, содержащая описание и кодировку товаров. Таможенные пошлины на ввезенный товар отличаются единым размером, действующим на всей территории Союза, но за каждой страной закреплено право самостоятельно устанавливать сезонные пошлины. Срок их действия составляет 6 месяцев. Этот вид пошлин распространяется на утвержденный перечень товаров. В частности к ним относится нефть и нефтепродукты, а также газ, экспортируемый в третьи страны.

Таможенные сборы стран ЕАЭС являются обязательным платежом. Его требуют таможенные органы за мероприятия, необходимые для выпуска и сопровождения товара. Размер такой платы не должен превышать фактические затраты таможенных органов за выполненные ими действия.

Налоги на импорт из стран ЕАЭС регулируются несколькими Протоколами, прилагающимися к Договору о ЕАЭС. При ввозе в РФ товара одной из четырех стран-партнеров, налогоплательщик должен исчислить и уплатить НДС. В отношениях с контрагентами из стран ЕАЭС действует специальный порядок начисления и уплаты НДС. При определении суммы имеет значение дата поступления продукции на учет, под нее рассчитывается налоговая база. Выплатить налог необходимо до 20 числа месяца, наступающего за месяцем, когда импортный товар поступил на учет. Исчисленный НДС предприниматель вносит в декларацию по косвенным налогам. Если на товар предусмотрены акцизные сборы, они взимаются налоговыми органами РФ. НДС, который импортер уплатил при ввозе груза на территорию России, принимается к вычету.

При экспорте товара может применяться нулевая ставка НДС, если в наличии все документы, подтверждающие экспорт.

Кому предоставляются тарифные льготы?

Тарифные льготы в таможенном союзе ЕАЭС предоставляются продукции из развивающихся и наименее развитых стран. К наименее развитым странам по определению ООН относится 49 государств, основная часть которых находится в Африке. Эти страны могут ввозить продукцию, произведенную или достаточно обработанную, на их территории по льготной пошлине в 0%. Чтобы получить преференции они должны предоставить сертификат формы А, подтверждающий происхождение товаров. Сертификат действует один год, его оформление выполняется на двух языках – русском и английском. В перечне пользователей льготами: Ангола, Бангладеш, Камбоджа, Мадагаскар, Эфиопия и другие. Развивающиеся страны в количестве 103 единиц получили от ЕАЭС преференции в размере уплаты 75% от общей таможенной ставки. В этот длинный перечень вошли: Вьетнам, Египет, Бразилия, Индия, Иран, КНДР и многие другие.

Смысл тарифных льгот в обеспечении более выгодных условий конкуренции с товарами развитых стран. На основании Договора о зоне свободной торговли преференции получили и страны СНГ. Их представители должны предоставить сертификат СТ-1 о происхождении товара. Документ выдается на одну партию товара, актуален 12 месяцев, заполняется на русском языке. Особыми льготами пользуется продукция Сербии, представители этой страны предоставляют сертификат СТ-2.

Процедура получения таможенных льгот

Лица, претендующие на преференции, должны пройти несколько обязательных процедур:

  1. Определить страну происхождения товара и сверить ее со списком государств, на которые распространяются льготы.
  2. Проверка правильности определения страны происхождения товара. Продукт должен быть полностью произведен в стране или попадать под правило достаточной переработки.
  3. Определение кода ТН ВЭД ЕАЭС.
  4. Проверка оформления сертификата.

Деятельность логистических операторов в странах ЕАЭС

Среди направлений взаимовыгодного сотрудничества не последнюю роль играет создание общих транспортных коридоров и систем. Совет принял целый ряд положений, обеспечивающих беспрепятственное перемещение грузов в пределах территории Союза.

Особенности грузоперевозок внутри ЕАЭС – это возможность осуществлять доставку товаров водным, железнодорожным и автотранспортом по упрощенной системе. Либерализация транспортной деятельности проходит в нескольких направлениях:

  • транзитные перевозки через территорию стран-партнеров;
  • между государствами, на территории которых зарегистрированы компании перевозчики (двухсторонние соглашения);
  • перевозки в третьи страны.

Интеграционная политика евразийской пятерки позволила вынести автотранспортный контроль на внешние границы содружества и выполнять перевозку грузов без специальных разрешений.

Среди ожидаемых изменений, способных принести практическую выгоду перевозчикам, либерализация каботажных перевозок. Она пройдет поэтапно, начиная с 2016 до 2024 года. В ближайшее время планируется разрешить выполнение одной каботажной перевозки в момент следования в государство регистрации. Неотъемлемыми условием является завершение совершаемой грузоперевозки из страны Евразийского Союза.

Новости: Таможенный кодекс, когда ожидать перемен

Регулярное появление новых отдельных товаров и целых групп, невнесенных ТН ВЭД, требует скорейшего пересмотра и составления обновленного Таможенного кодекса ЕАЭС. Процесс движется медленно из-за разногласий стран-участниц Союза. Кроме этого документа готовится новая редакция Товарной номенклатуры. Чтобы обеспечить ее разработку до 1.01.2017, введен временный мораторий на все изменения ТН ВЭД.

Таможенный союз – это организация, призванная облегчить ведение внешнеэкономической деятельности между странами Евразии. На сегодняшний момент в список стран таможенного союза входит Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В данной статье мы подробнее остановимся на истории союза, а также на правах и обязанностях, которые есть у его членов.

Таможенный союз: этапы становления

Таможенный союз был впервые создан в 1995 году, когда шесть стран-участников подписали первый договор о начале действия данной организации. Первоначально, в список стран таможенного союза входил Узбекистан и Таджикистан, но позже они (по ряду причин) из данного союза вышли. Окончательно таможенный союз был закреплен документом от 2007 года, а в 2011 весь таможенный контроль был вынесен за пределы государств, входящих в союз. Таким образом, торговля и перевоз грузов внутри стран, входящих в состав данной организации, значительно упрощен.

В разное время к Таможенному союзу хотели присоединиться другие страны с континента. Например, в 2013 году такое намерение выразила Сирия и Таджикистан. А в 2016 году о такой возможности даже говорили в Тунисе. На особых условиях осуществляется и торговля с Сербией, которая подписала соглашения об упрощении таможенного режима со всеми странами Таможенного союза. Многие ошибочно полагают, что в список стран таможенного союза также входила и Украина. Однако на самом деле, подобное соглашение никогда не было подписано, так как это не сочеталось с намерениями Украины вступить в ЕС.

Преимущества таможенного союза

С 01.01.2015 на смену Таможенному союзу пришел Евразийский экономический союз (ЕАЭС). ЕАЭС был учрежден 29.05.2014 в г. Астане, о чем страны - участницы ТС подписали соответствующий Договор. Рассмотрим, в чем состоят особенности нового союза по сравнению с Таможенным.

Состав участников ЕАЭС

В Союз входят не 3 страны, как ранее (напомним, изначально это были Россия, Белоруссия и Казахстан), а 5. С 02.01.2015 к нему присоединилась Армения. А 12.08.2015 в Союз вошла Киргизия (сообщение Евразийской экономической комиссии от 12.08.2015).

Договор о Евразийском экономическом союзе определяет в т. ч. и порядок косвенного налогообложения при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ему посвящено Приложение 18 к Договору. Со вступлением Договора в действие утратили силу международные соглашения, подписанные в рамках ТС, в том числе протоколы о налогообложении.

В целом, общие правила налогообложения в рамках ЕАЭС аналогичны тем, которые действовали при Таможенном союзе.

О том, как юридически соотносятся положения договора о ЕАЭС и НК РФ, читайте в материале .

Экспорт в ЕАЭС

Экспортеры могут применять нулевую ставку НДС (освобождение от акцизов) при условии подтверждения экспорта необходимыми документами (пп. 3, 4 Приложения 18). Сам перечень документов фактически остался тем же. При этом появилась возможность вместо заявления о ввозе представлять перечень таких заявлений, содержащий реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган (подп. 3 п. 4 Приложения 18). Не изменился и срок подтверждения экспорта - 180 календарных дней с даты отгрузки (п. 5 Приложения 18).

О том, какой документ не нужно представлять в ИФНС для подтверждения права на нулевую ставку по налогу, читайте в статье .

Импорт из ЕАЭС

Импортеры также платят налоги при ввозе (п. 4 ст. 72 Договора, п. 13 Приложения 18). При этом, как и прежде, при ввозе действует освобождение, предусмотренное национальным законодательством (ст. 149 НК РФ). Налог не нужно платить, если товары ввозятся в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (п. 6 ст. 72 Договора).

Из значимых нововведений стоит отметить появление норм, определяющих порядок налогообложения:

  • при возврате товаров ненадлежащего качества (п. 23 Приложения 18);

См. также .

  • при увеличении стоимости импортированных товаров (п. 24 Приложения 18).

Об основном правиле вычета по ввезенным из ЕАЭС товарам читайте в материале .

Итоги

Членами ЕАЭС являются 5 государств: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Порядок налогообложения при ввозе/вывозе товаров импортерами/экспортерами на территорию/с территории стран - членов ЕАЭС регулируется Приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.