Строение собора василия блаженного. Собор василия блаженного в россии

Фундаментальный памятник архитектурного ансамбля Красной площади - храм Василия Блаженного в Москве стал привычным и узнаваемым символом России во всем мире.

Знамение эпохи

Общеизвестный факт, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в честь присоединения Казанского ханства к России. Это событие имело ключевое значение в превращении Московского княжества в мощное централизованное государство. Последний оплот татаро-монгольского могущества был повержен. Произошло это в октябре 1552 года, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство храма началось в 1555 году и завершилось через пять лет. Для своего времени собор был самым грандиозным зданием в Москве. Высота от фундамента до основания креста 65 метров. Освящение собора состоялось в июле 1561 года.

Тайны строительства

Летописи не сохранили достоверных сведений об авторе проекта и мастерах, воплощавших его в камне. Версий по этому поводу несколько. Принятая официально гласит, что храм Василия Блаженного в Москве воздвиг некто Постник Яковлев, родом из Пскова. Иначе этого зодчего именуют Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Также существует мнение, что неповторимый облик храма создал неизвестный итальянский мастер. Прецеденты этому были, мастера из Италии принимали участие в строительстве многих сооружений в Кремле.

Легенда гласит, что зодчие собора по окончании строительства были ослеплены. Царь Иван, пораженный красотой храма, не пожелал, чтобы еще где-нибудь могло быть воздвигнуто подобное. Однако летописи свидетельствуют о том, что Постник после московской стройки несколько лет участвовал в строительстве кремля в Казани. Об этом свидетельствует царский указ от 15.12. 1555, повелевающий Постнику Яковлеву среди прочих мастеров отправиться в этот город.

Храм - символ дерзаний Ивана Грозного

Именно благочестивая средневековая традиция послужила тому, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в память о военной победе. Это, однако, не отражает всей его значимости для истории России. Молодой царь Иван IV в начале своего правления ставил амбициозные задачи построения нового государства. Именно он впервые официально стал называться царем. Еще при его деде, великом князе Иоанне III, в России стала зарождаться новая доктрина духовного облика: Москва - Третий Рим. Иван Грозный считал, что Россия должна объединить в себе различные народы и быть их путеводительницей в Небесный Иерусалим. Именно это, по мысли царственного заказчика, храм Василия Блаженного в Москве и должен был выражать множеством своих куполов.

Внутреннее устройство собора

Конструкция собора включает в себя девять небольших храмов. В соответствии с церковной традицией планировка храмов строго регламентирована. Их строят в форме креста, корабля или круга. В плане собор представляет восьмиконечную звезду - символ жизни будущего века. Алтари придельных храмов освящены в честь церковных праздников и святых, дни празднования и почитания которых ознаменовались важнейшими этапами в завоевании Казани и Среднего Поволжья:

  • центральный придел посвящен Покрову Пресвятой Богородицы;
  • Троицкий - на востоке;
  • на западе - в честь Входа Господня в Иерусалим;
  • на северо-западе - в честь равноапостольного Григория Великого, просветителя Армении;
  • на юго-востоке - в честь преподобного Александра Свирского;
  • на юго-западе - в честь преподобного Варлаама Хутынского;
  • на северо-востоке - в честь святителя Иоанна Александрийского;
  • на юге - Свято-Никольский;
  • на севере - в честь свв. мучеников Адриана и Наталии.

Позже были пристроены еще два придела: в честь св. Василия Блаженного и колокольня с алтарем, посвященная св. Иоанну Московскому.

Часовня св. Василия Блаженного

Современником царя Ивана Грозного был необычный человек - богобоязненный юноша из окольной деревни Елохово. В юности он покинул родной дом и скитался по улицам столицы. Василий от Бога был удостоен дара предвидения. Он постоянно обличал лицемерие и ложь своих сограждан, невзирая на сан и сословие. Таких людей в народе называют юродивыми или блаженными. Церковь почитает их святыми, принявшими на себя подвиг мнимого безумия. Иван Грозный очень почтительно относился к блаженному, принимал у себя в палатах, прислушивался к его советам.

Когда Василий умер, его похоронили на кладбище Троицкой церкви около оборонительного рва Кремля, где и был позже построен храм Василия Блаженного в Москве. Год создания собора и дата смерти святого, который принимал участие в сборе средств для его строительства, мистически совпадают. В 1588 году Василий, Христа ради юродивый, был канонизирован Церковью. По повелению царя Федора Ивановича над его могилой был построен храм, по сути, являвшийся десятым приделом собора. Он и дал известное на весь мир название всему священному сооружению.

Собор, являясь скорее мемориалом, чем утилитарным местом для массовых богослужений, в дни великих праздников представлял собой огромный алтарь. Молящиеся собирались на Красной площади, а роль церковного амвона выполняло Лобное место.

В первозданном виде купола имели классическую для русской храмовой архитектуры шлемовидную форму. Современный вид они приобрели гораздо позднее, при Екатерине Второй.

Захвативший Москву Наполеон задумал разобрать собор и перенести его в Париж. Но в его положении это было невозможно. От бессилия император вознамерился храм взорвать. Когда порох под основание был уже заложен и подожжен фитиль, внезапно начавшийся дождь спас святыню.

Второй раз угроза гибели нависла в советское время, когда руководивший планом реконструкции столицы Лазарь Каганович предложил храм снести и на его месте устроить проезжую часть, удобную для проведения демонстраций. От уничтожения собор спас известный советский реставратор и историк архитектуры П.Д. Барановский. Одним из решающих аргументов было то, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в память об одном из величайших событий в истории страны.

  • Православный Собор Василия Блаженного (XVI век) является символом русской церковной архитектуры того времени.
  • В советское время здесь был музей, богослужения возобновились в 1991 году. Теперь проводятся каждую неделю.
  • Зодчего , построившего собор Василия Блаженного, звали Барма Постник.
  • Великолепно украшенная церковь была благодарением Всевышнему за выдающийся военный успех ‒ взятие Казани .
  • Собор состоит из девяти отдельных церквей , которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями.
  • В храме захоронены мощи Василия Блаженного, юродивого, который жил в Москве в XVI веке.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Св.Василия Блаженный и святыни собора

Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным п одвижником, отринувшим мирские блага. Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Неподалеку от Спасской башни Кремля, в самом сердце , расположился знаменитый на весь мир Храм Василия Блаженного. У него есть еще несколько названий: собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а также Покровский собор. До начала XVII века этот памятник русской архитектуры имел название Троицкого, поскольку старинный деревянный храм был сооружен в честь Святой Троицы. Давайте совершим небольшую экскурсию в историю и узнаем, кто построил храм Василия Блаженного и где, собственно, находится этот собор.

История создания Храма Василия Блаженного

В 1552 году в день Покрова Божьей матери русские воины приступили к штурму Казани, который, как известно, завершился победой над Золотой Ордой. В честь нее царь Иван Грозный и приказал возвести собор, который бы увековечил такое радостное событие.

Строительство на Красной площади каменного храма Василия Блаженного началось через два года на месте, где прежде находилась Троицкая церковь из дерева, и где, по преданию, был похоронен юродивый, по имени которого был назван собор. Ходит легенда, якобы Василий Блаженный лично собирал деньги на этот Храм, однако так это было или нет, никто не знает. Ведь точная дата смерти юродивого не установлена. И тем не менее Федор, сын Ивана Грозного, велел создать в Покровском храме придел Василия Блаженного, куда были помещены его мощи.

Покровский собор строился в течение шести лет. Автор основной идеи храма – Митрополит Макарий, а претворяли ее в жизнь два архитектора, Барма и Постник. Другая версия этого гласит, что строил Покровский собор псковский мастеровой по прозвищу Барма. Еще одна легенда гласит, что Иван Грозный был в восторге от прекрасного храма и не хотел, чтобы где-нибудь в другом месте построили такой же красивый собор. Поэтому он спросил у зодчего, сможет ли тот возвести столь же прекрасное здание. Мастер дерзко ответил, что сможет это сделать, и тогда царь пришел в гнев и приказал ослепить зодчего.

Стиль Храма Василия Блаженного

Здание Покровского собора являет собой сооружение, состоящее из центрального шатра и восьми главных башен, расположенных вокруг него. В плане это фигура, состоящая из двух совмещенных квадратов, которые вместе образуют восьмиконечную звезду, символ Пресвятой Богородицы. Также цифра восемь символизирует день, когда воскрес Иисус Христос и является напоминанием о Вифлеемской звезде, указавшей путь к новорожденному Христу. Совмещение двух квадратов – это символ того, что Евангелие распространено на все стороны света.

Здание храма было возведено из нового в то время материала – кирпича. Элементы декора, фундамент и цоколь были выложены белым кирпичом. Шатер центрального храма украшен полихромным кафелем и украшен кокошниками. Архитектурное оформление фасада и интерьера в соборе имеет сходные мотивы.

Освящал еще недостроенный в 1557 году храм митрополит Макарий в присутствии царя Ивана Грозного. Долгое время Покровский собор, находящийся на Красной площади, был .

Во время страшного пожара, случившегося в 1737 году, Покровский собор серьезно пострадал, но затем был отреставрирован, а в XVII веке он еще раз был перестроен. В это время шатровая колокольня была объединена с самим храмом. В это время собор был так разноцветно украшен, как мы можем это наблюдать и сегодня. В его оформлении появилась прекрасная орнаментальная фресковая роспись на сводах и столпах галерей.

В конце прошлого века в Храме Василия Блаженного после долгого перерыва было проведено всенощное бдение, а затем и литургия. Ежегодно в праздник Покрова здесь совершается богослужение.

Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.