Виды педагогических игр. Игровая технология в начальных классах школ

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехничесие и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры , как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые игры , в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».



Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игра в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления человека. За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Игра в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления человека. За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Котлярова Наталья Владимировна

Учитель биологии

Игра в педагогической деятельности.

Игра в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления человека. За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
1. обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;

2. развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3. коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
4. релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

5. психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

6. функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.

7. компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка

По Л.С. Выгодскому, вопрос о значении игры для формирования детского общества, а тем самым и для формирования у детей черт общественности и коллективизма, остается и до настоящего времени исследованным недостаточно. Вместе с тем этот вопрос является центральным для педагогического использования игры. Вопрос этот тесно связан с природой игры. Игра есть деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни и, прежде всего при осуществлении своих основных общественных, трудовых функций. Такое практическое моделирование отношений, в которые вступают взрослые люди между собой в процессе осуществления своих реальных общественных функций, является единственно доступным для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые люди в своей деятельности. Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. Необходимо договориться между собой об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении вовлекаемых в игру предметов; распределить между собой предметы в соответствии с взятыми ролями, в ходе осуществления замысла игры подчиниться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях определяемых сюжетом игры, контролировать свое

поведение и поведение своих товарищей по игре.

Чтобы понять детей, найти к ним подход, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть. Дети играют постоянно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.

Не смотря на то, что Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал: « Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравиться. Было бы не верно сказать, что он не принимает свой мир в серьез; напортив, он относиться к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции»

Игра – это конкретное самовыражение ребенка способ его приспособления к собственному миру.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять

желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью здоровью.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением педагогов.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы.

В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом

обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и др.

Важно отметить, что игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра - наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает к действию. Правильное введение игры в процесс обучения приведет к тому, что обучение будет интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям!


В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

1) «Игры творческие и их разновидности: игры - драматизации и строительные игры;

2) подвижные игры;

3) дидактические игры».

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

«... Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

Подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);

Сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);

Режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи) ;игра - драматизация (можно провести аналогию со спектаклем...)

На наш взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игры разделены на три рода:

● игры теплокровных животных и их детенышей;

● игры первобытных людей и их детей;

● игры современных детей на разных стадиях развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики».


Род результативных игр имеет два основных класса:

Энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта;

Интеллектуальные объединены в три вида - абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

● по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

● по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

● по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

● по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

● по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

Педагоги учреждений дополнительного образования как практики классифицируют игры по следующим видам:

Малоподвижные игры. Участников игры может быть любое количество, дети играют сидя или стоя на месте. Проводятся тогда, когда нужно выбрать будущих участников для игры в зале, на сцене, или эстафетной игры. Может быть использована, когда возникла пауза в ходе праздника, концерта или в кругу друзей;

Эстафетные игры - это состязание двух или больше команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях. Задания могут быть связаны с переноской предметов, бегом с неустойчивыми предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомимы, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы). В эстафетной игре могут быть задания для всей команды или отдельно для девочек и мальчиков, для болелыциков;

Аттракционы подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные аттракционы - это игры-состязания между двумя или несколькими участниками в ловкости, силе, меткости, быстроте реакции, умении ориентироваться в темноте. Все остальные дети являются болелыциками, зрителями;

Аттракционы имеют небольшой запас зрелищности, потому что скоротечны. В их организации важно использовать яркие реквизиты: мячи, кегли, кубы, маски и т.д. Аттракционы для площадки - это игры на предельное метание, ловкость, выдержку и терпение. Каждый участник играет для своего удовольствия и нуждается в зрителях. Когда проводятся большие массовые праздники, где учавствует много детей, желательно площадку разделить на сектора для разнообразных аттракционов: силовые, народные игры, игры, демонстрирующие ловкость, прицельное метание и др. При большом количестве играющих можно вывести жетонную систему, где за определенное (5-7) количество жетонов ребенок может получить приз в специально отведенном месте;

Игры со сцены - это, во-первых, игры для всего зрительного зала: когда организатор задает вопрос, а ответ звучит хором; когда дети исполняютхоровую песню или проводится песенный аукцион; когда проводится малоподвижная игра, где участники,сидя на месте, совершают действия (хлопают, топают и т.д.).

Во-вторых, игра со сцены может быть с отдельным участником из зала, приглашенным на сцену, с которым проводится зрелищный аттракцион.

В-третьих, игра для двух или болыпе команд, с которыми проводится эстафетная игра. Важно учесть при организации хорошую видимость из зала того, что происходит на сцене, и все задания должны нести запас зрелищности.

Популярны среди подростков и молодежи также конкурсные программы: КВН, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Массовые подвижные игры, связанные с передвижением, перестроением всех игроков под музыку, где дети танцуют и поют. В них принимает участие большое количество детей. Проводить игры можно в фойе или на улице. Чаще всего эти игры организуются на новогоднем празднике, масленице, празднике Нептуна и др., ими можно начинать или заканчивать большие уличные мероприятия. Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра - это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь - это игра, а где игра - там другая жизнь.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игровые технологии Игра - вечная школа поведения. К. Гросс

Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые педагогические технологии – группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; элемент соревнования как дидактическая задача успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Функции игры: социализация; коммуникативная; самореализация; игротерапевтическая; диагностическая; коррекция; развлекательная.

Структура игры: роли; игровые действия; игровое употребление предметов; реальные отношения; сюжет.

Классификация игр по виду деятельности: физические; интеллектуальные; трудовые; социальные; психологические.

Классификация игр по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Основные типы игр: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Игровая модель: проблемная ситуация; игровое моделирование; условно-игровой план; итоги – обсуждение игрового действия. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

Игровая модель: создание собственного мира; драматизация; внутренние традиции группы; постоянное распределение ролей; мастерство – играть лучше остальных. Общение – основной вид деятельности.

Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра - это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе. (из книги Бретт Дорис «Жила была девочка похожая на тебя»)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

«Игра как педагогическая технология»

Новосибирск, 2012

1 слайд. Титул. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса, в которой говорится о сущности игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности.

По мнению Л.С. Выготского и его учеников, исходным, определяющим в игре, является то, что играя, ребенок создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

С.Л. Рубинштейн понимает игру, как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: "В игре формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир".

2 слайд . Что же такое игра?

Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

3 слайд . Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к деятельности.

4 слайд . Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в. качестве ее средства;

в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

5 слайд . Место и роль игровой технологи в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

социализация - игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.;

коммуникативная - игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая - игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.;

диагностическая - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".;

коррекция - психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.;

развлекательная - развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность. .

6 слайд. В структуру игры как деятельности органично входят:

Роли, взятые на себя играющими – один из ответственных моментов - распределение не должно зависеть от пола и возраста ребенка, физических особенностей.

При распределении ролей следует делать так, чтобы роль помогала неактивным – проявить активность, неавторитетным – укрепить авторитет, недисциплинированным – стать организованным.

В игре следует следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. ;

Игровые действия – как средства реализации этих ролей – необходимо следить чтобы у роли было действие; роль без действия – мертва, ребенок выйдет из игры. Если ему нечего будет делать. Нельзя использовать отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях ;

Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными ;

Реальные отношения между играющими;

Сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре .

7 слайд . Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем не только функций, но и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:

физические,

интеллектуальные,

трудовые,

социальные,

психологические.

8 слайд. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

9 слайд .Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов :

предметные,

сюжетные,

ролевые,

деловые,

имитационные,

игры-драматизации .

10 слайд. А сейчас рассмотрим особенности игровых технологий у школьников различных возрастных групп.

Титул : Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.

11 слайд . В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно - познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

12 слайд .

Титул : Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

В подростковом возрасте доминирующая деятельность – общение . Важнейшей становится потребность в самоутверждении, что приводит к желанию создания собственного мира, по своим законам. Для подростка уже становится характерна неигровая творческая деятельность, поэтому так часто девочки начинают организовывать игру младших (режиссура), или шить-вязать-строить для собственных игрушек, из которых выросли. Особенно важна в этом возрасте драматизация. Как один из приемов «примерки ролей» на себя выступает игра-фантазия, греза, которую определяют как рубежную, связывающую собственно игру и творческую продуктивную деятельность. Игры-фантазирования позволяют играть в одиночестве, и не зависеть от распределения ролей лидером группы. Игра подростков по сравнению с младшим школьным возрастом более устойчива, приобретает внутренние традиции группы, постоянное распределение ролей.

Поскольку общение становится ведущей деятельностью, чрезвычайно популярны игры, затрагивающие сферу человеческих отношений. Также любые игры, связанные со взаимопониманием, например, «контакт», «крокодил» и т.п. Сюда же относятся всевозможные альбомы, анкеты, опросники и «гадалочки» (девичьи игры, хотя альбомы различной тематики встречаются и у мальчиков).

Спортивные игры привлекательно в первую очередь своей целенаправленностью и возможностью проявить себя.

Интересы к той или иной игре начинают приобретать все большую устойчивость, подросток уже не хочет просто играть в игру, а овладеть мастерством, соответствующими навыками, играть лучше остальных.

часто используются деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

13 слайд. Игра проходит по следующей модели:

создание собственного мира;

Драматизация;

Внутренние традиции группы;

Постоянное распределение ролей;

Мастерство – играть лучше остальных .

14 слайд. Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра - это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе.

(из книги Бретт Дорис «Жила была девочка похожая на тебя»)

15 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»

Мы предлагаем Вам поиграть в ассоциации, погрузиться в мечту и описать в деталях то, что Вы увидите.

Итак, начнем.

Вы спите или мечтаете. В Вашей мечте Вы оказываетесь в Вашем собственном доме. Какой он? Опишите в деталях. (Большой/маленький, светлый/темный, старый/новый, сколько комнат)

Теперь Вы идете по узкой тропинке. Внезапно Вы видите на земле перед Вами какой-то сосуд. Что это такое? Что внутри? Если внутри что-то есть, то попробуйте это на вкус. Каково оно?

А сейчас тропинка заканчивается и Вы входите в лес. Вы идете довольно долго и, наконец, выходите на поляну. Посреди поляны стоит здание. Что это за здание? Какие ощущения у Вас в этом месте?

Вокруг здания сад. Опишите сад. Какой он? Цветущий или увядший?
Вы выходите из сада и вновь идете по лесу. На краю леса Вы видите стену. Стена такая высокая, что ее не перелезть, и такая длинная, что ее не обойти. Вдруг Вы видите в стене маленькую дверцу, которая приоткрывается, будто приглашает Вас войти. Вы войдете или нет?

А за стеной вода. Что это за вода? (Какой водоем? Спокойная или бурная вода в нем?) Хотите ли Вы искупаться в нем?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Дом - это представление о Вас самих. Если дом старый, то скорее всего Вы не любите меняться, предпочитаете традиционные вещи. Если дом большой, то это означает, что довольно уверенный в себе человек, с высокой самооценкой. Если дом светлый, то Вы оптимист. Если темный, то пессимист. Количество комнат - это количество людей, которых Вы бы хотели видеть в Вашей жизни.
Сосуд - это Ваше представление о любви. Чем более красив и ценен сосуд, тем значимее любовь в Вашей жизни. Вы романтик. Содержимое сосуда - Ваш любовный опыт.
Здание - это Ваше представление о религии и Боге. Крепкое здание - крепкая вера. Разрушенное здание - Ваша вера слаба.
Сад
Это Ваше представление об окружающем мире, о Вашей стране, мире вообще. Если растения и цветы в саду умирают, то это может означать, что Вы обеспокоены состоянием окружающей среды и будущим мира.
Стена
Это Ваше представление о смерти. Конец ли это или есть жизнь после смерти физического тела? Войдете ли Вы в эту маленькую дверцу? Или Вы сначала посмотрите и проверите, что там, прежде чем войти? Или же Вы совсем не хотите войти?
Вода - это Ваше представление о Вашем будущем. Если это море с большими волнами, то Вы уверены и не боитесь своего будущего. Если же Вы хотите поплавать, то это значит, что Вы не боитесь встретиться с возможными трудностями. Если вода - это водоем со стоячей водой, то, возможно, Вы боитесь своего будущего и опасаетесь за будущее всего мира.


Введение


Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм студент учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

С приходом в институт начинается важный этап в жизни человека. Возникает новая социальная позиция личности - учащиеся, т. е. непосредственный студент одной из форм общественно значимой деятельности - учебной, требующей большого напряжения сил. К человеку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения.

Психологическая напряжённость усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни - режим студента - предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшим классом. Некоторые студенты болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость к болезням. Всё это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к учебе.

Физическое и психическое самочувствие студентов обычно стабилизируется через полтора - два месяца пребывания в институте. Объектом моих исследований является учебный процесс в игре. Предметом моих исследований являются игры в учебном процессе.

Я хочу рассмотреть, как игра помогает преподавателю найти общий язык со студентами, а студентам постичь знания без стрессов и с интересом.

Методами исследования предмета являются в основном наблюдение за играми, сравнение их с обычными лекциями.

1. Немного об истории игры


История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека в ряде работ:

Д. Б. Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это - признаки игры.

В этих случаях происходит выделения из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективо-образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

-имитация реальной трудовой деятельности;

-осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;

-разыгрывание ролей;

-наличие магического смысла.

С развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной - к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры - театрализованные представление и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.

Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.

Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для человек является изначальной школой поведения, школой жизни. Из игры человек извлекает пользу.

Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

2. Педагогические возможности игры


1. Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры?


Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни и учебе в ВУЗе, где основное - учёба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике людей настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.

В студенческом возрасте, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в студенческом обучении и труде.

Игра - наиболее освоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок.

Вся деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе и в институте, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для людей из их прежнего опыта.


2.2. Цели и процесс игры


Так как игра - основной вид деятельности человека. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе человека. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? . На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы человек подготовился к взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для студента игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира и построить собственный мир. Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре человек стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре человек получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с человеком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения со студентами.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития человека, игра позволяет установить, к чему человек стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

педагогический игра состязание деловой

2.3. Функции игры


Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях

Коммуникативная функция - объединение студентов и преподавателей, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения - стремление реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.


4. Дидактические игры


Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.

В одном случае основу дидактической игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, студенты, разделившись на команды, соревнуются в скорости счёта, или нахождения ошибок в словах, или вспоминают исторических героев и т. п. Они выполняют обычные учебные действия - считают, проверяют ошибки, вспоминают историю, - но выполняют эти действия в игре.

В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так в игру - драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет свою роль, может быть внесён дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, математике, истории и другим предметам.

Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньше, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение материала, а воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях. Такие игры используются чаще в начальной школе для отдыха детей от напряжённой интеллектуальной работы.

Естественно, чаще всего дидактические игры используются при учёте знаний. Группа делится на команды, которые выполняют те или иные задачи. Для их оценки можно создать жюри или судий. Командам могут быть даны интересные названия, которые нравятся.

К традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиадам добавились игры по типу популярных телепередач: «что? Где? Когда?», «поле чудес» и другие. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.

В современных условиях на уроках кроме игр - соревнований и драматизации проводят игры - имитации, моделирующие определённые отношения реального мира. Например, урок - конгресс, где берётся определённая проблема, и по ней делаются доклады, ведутся дискуссии и в конце подводятся итоги.


5. Структура проведения урока - игры


Уроки - игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными лекциями, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

1.Ориентация: преподователь представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

2.Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

3.Проведение игры: преподователь следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

.Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил.

Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все преподаватели в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.

В последние десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создаёт обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам.

Особая ценность игры для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.


3. Условие эффективности игры


Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намеренья не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания и умение использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно также использование игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил:

1.Игры должна быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2.Игра должна способствовать здоровью тела не менее чем оживлению духа.

3.Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья.

4.Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.

5.Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6.При строгом соблюдение этих условий игра становится серьёзным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые преподователь обязательно должен учитывать при организации игр на уроках:

?Свободное и добровольное включения студентов в игру: не навязывания игры, а вовлечения студентов в неё.

?Студенты должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли.

?Смысл игровой действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

?В игре студенты должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

?В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.

?Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников.

?Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы.

?Учащихся необходимо побуждать к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и другое.

?Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).

?Не следует вовлекать студентов в слишком азартные игры, в игры на деньги и вещи, в игры содержащие в своих правилах действия нарушающие общепринятые нормы морали.

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для каждой игры разрабатываются свои правила.

4. Деловые игры


Деловая игра - это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков.

Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии. Выделяют восемь основных качеств которые формируются при деловой игре.

1.умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных.

2.умение проявлять качества лидера.

3.умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать.

4.умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её.

5.умение принимать решения в неопределённых ситуациях.

6.умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения.

7.умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности.

8.умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Деловые игры условно делятся на три категории: производственные, исследовательские, обучающие. Принято выделять два типа игр: жесткие и свободные. Жёсткие - когда строго зафиксирована последовательность действий в зафиксированное время.

Деловые игры не могут являться основой обучения, они могут дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительным этапом усвоения.

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалом игры.

Отмечают функции деловой игры: информационно-познавательская, организационно-управленчиская, эмоционально-воспитательная, профессионально-адаптационная.

В деловой игре существуют следующие этапы:

Информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний, умений и навыков;

Проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

Поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе её глубокого теоретического осмысления;

Оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

Такой целостный, многоступенчатый процесс создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога - руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-едагогической компетентности.

В деловых играх решается сразу несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приёмов воздействует на такое интегральное качество личности, как её готовность к конкретной практической деятельности.

В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра - это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций.

От игры - развлечения деловая игра отличается тем, что у неё есть «последействия» - то, что является социально-психологическим следствием участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим - «не повезло» - и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю».

Сверх задача игры - это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество.

Подведение итогов игры может быть различным по форме, но обязательно включает анализ игры и оценку деятельности её участников.


Заключение


В игре человек полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат студентов быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

С помощью игры преподавателям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся - феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре студенты делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных людей, и ещё для многого другого. Если студенты в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет студентов заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.


Список литературы


1.Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002г.

2.Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии». М.: 1996г.

Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2005г., с. 134 - 137.

4. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». - М.: Педагогика, 1999г.

5. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М.: Педагогика, 1998г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.