Змей горыныч описание героя. Кто такой Змей Горыныч? Где живет Змей Горыныч

Каждый, кто хоть раз слышал или читал русские народные сказки, обязательно знает о Змее Горыныче – огнедышащем драконе, падком на сокровища и красных девиц; направо и налево губящем добрых молодцев и храбрых богатырей. Зато мало кто догадывается, сколь таинственным кажется появление этого персонажа современным ученым, особенно филологам!

Змей Горыныч.


Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить происхождение сказочного образа Змея Горыныча. Например, академик Борис Александрович Рыбаков считал, что это не что иное, как претерпевшее значительные трансформации воспоминание о мамонтах (!). Другие исследователи связывают легенды об огнедышащем змее с попытками древних понять сущность полярного сияния или проводят аналогию между Змеем Горынычем и смерчем.

Высказывалось и предположение другого порядка: образ Змея Горыныча могла породить борьба славян со степными кочевниками в конце 1-го – начале 2-го тысячелетия.

Китайские тайны арсеналов

Традиционные представления о монгольском нашествии на Русь, основанные на школьном курсе истории и популярных кинофильмах, рисуют нашему воображению дикие полчища кочевников, заполонившие степь. Главными причинами военных успехов этой орды мы привыкли считать внезапность нападения, подавляющее численное превосходство завоевателей, их варварскую жестокость. Между тем серьезные исследователи единодушно утверждают, что войско Чингисхана и Батыя в ту историческую эпоху было одной из лучших армий в мире. Ее высокие боевые качества во многом объясняются заимствованием и усвоением чужого военного опыта. То же самое можно сказать и про вооружение монгольских воинов. В частности, не подлежит сомнению, что они располагали артиллерийским оружием, в основном китайского производства. Это были различные типы метательных установок, использовавших огневые снаряды, основным компонентом которых был пороховой заряд.

О том, что порох – китайское изобретение, знают все. Но вместе с тем бытует мнение, будто его первоначальным назначением было устройство фейерверков, и только значительно позже его стали применять в военном деле. Однако огневые средства издавна занимали важное место в военном искусстве китайцев. Ничего подобного Европа тогда не знала и не имела. Уже в то время китайцы располагали достаточно разнообразным арсеналом порохового оружия. Например, зажигательные снаряды – «огненные ястребы» – представляли собой деревянные сосуды с порохом или глиняные горшки, наполненные расплавленным легкоплавким металлом. Против живой силы противника использовались осколочные снаряды, начиненные порохом и разбрасывавшие при взрыве железные колючки, осколки железной или фарфоровой оболочки. Взрыв такого снаряда мог быть слышен на расстоянии около 50 километров, а его осколки легко пробивали доспехи.

Существовало у китайцев и своего рода химическое оружие: дымовые шары, испускавшие разноцветный дым, иногда с добавками удушающих веществ или, например, шары ядовитого дыма, заполненные порохом с примесью сильнодействующих растительных ядов (аконита, белены и других). Были также в арсенале китайцев снаряды, начинявшиеся негашеной известью. Кроме них, в китайских хрониках есть упоминания об огневых стрелах, которые метали из лука или арбалета, поджигая перед этим пороховой заряд, благодаря чему стрела получала дополнительный реактивный импульс. Существовали и ракеты (!) – полые бамбуковые трубки, начиненные порохом.

Благодаря военно-экономическому шпионажу и использованию знаний и опыта попавших в плен китайских специалистов новое оружие недолго оставалось исключительным достоянием китайской армии. Известно, что уже в конце XI века оно появилось у северных соседей Китая. Активно осваивали огневое оружие и монгольские завоеватели, вторгшиеся в Северный Китай в начале XIII века.

Армия Чингисхана успешно применяла гранаты с нефтью и огневые стрелы с зажигательным фитилем: примеру, в 1206 году монголами был сожжен флот одного из китайских полководцев. В 1225 году, осаждая Хорезм, монголы обстреливали город ракетами и пороховыми разрывными снарядами. Таким образом, монгольская армия располагала различными типами огневого оружия еще до вторжения на Русь. Было бы странно, если бы войска, отправленные на завоевание Европы, не были снабжены столь эффективным средством ведения войны.

Горыныч от слова «гореть»

А теперь вернемся к Змею Горынычу и сопоставим характерные признаки этого былинно-сказочного персонажа с некоторыми изложенными выше сведениями о китайской артиллерии. Змей Горыныч неизменно предстает как носитель огня («из ноздрей пламя пышет») и дыма («из ушей дым валит»). А китайские огневые снаряды представляли собой прежде всего гранаты фонтанирующего действия: в полете или после попадания в цель их подожженное перед запуском содержимое сгорало, выбрасывая через оставленное отверстие огонь и дым.

Змей Горыныч имеет несколько голов. А китайские огневые снаряды имели форму шара или бочонка и действительно могли напоминать головы какого-то чудища. К тому же вполне вероятно, что некоторые снаряды раскрашивались предприимчивыми завоевателями под головы драконов и могли восприниматься защитниками крепостей как отрубленные кем-то головы настоящих рептилий.

Змей Горыныч имеет «хоботы», которыми может удушить или ушибить. Согласно словарю Даля, древнерусское «хобот» означало «хвост», а также «изгиб» и «дуга». Вполне возможно, что этим словом первоначально описывались шлейфы дыма, тянувшиеся за снарядами и ракетами. Такой дым мог и задушить, и «ушибить», поскольку некоторые типы снарядов на это и были рассчитаны.

Змей Горыныч в русских сказках всегда нападает сверху и никогда не появляется из леса или из воды, что характерно для драконов из фольклора других народов. А китайские снаряды и ракеты действительно падали буквально с неба.

Полет Змея Горыныча в преданиях всегда сопровождается страшным свистом и грохотом. Это вполне объяснимо, так как пороховые снаряды в полете и при взрыве издавали и свист, и грохот.

Еще один интересный момент: у Змея Горыныча черная кровь, которая подолгу не впитывается в землю, потому что ее «не хочет принимать земля русская». Этой кровью вполне могла быть черная маслянистая жидкость, вытекавшая из неразорвавшихся снарядов и гранат с нефтью. Кстати, она на самом деле плохо впитывается в почву.

Змей Горыныч появляется всегда неожиданно, его появление в дыму и пламени контрастирует с подчеркнуто хорошей погодой. Разумеется, обстрел пороховым оружием в дождливую погоду был невозможен, поскольку вода гасила подожженные снаряды и ракеты.

Прозвище Змея – Горыныч. Традиционно принято связывать это прозвище с понятием «гора»: он либо сын большой тучи, подобной горе, либо сам огромен как гора. Но нужно иметь в виду, что легенды, былины и сказки о Змее Горыныче записаны в основном в великорусских областях, в то время как борьба Добрыни со Змеем, к которой они восходят, происходила в эпоху Киевской Руси южнее. Возможно, первоначальное прозвище Змея было связано со словом «гореть», и уже позднее и севернее оно подверглось переосмыслению.

Ответ на вопрос

Все эти размышления позволяют высказать следующую гипотезу. В древней мифологии широко использовалась тема борьбы героя с огнедышащим змеем-драконом. В такую форму могли облекаться, в частности, преломленные в народной фантазии представления о непонятных, пугающих природных явлениях, будь то гроза, комета или шаровая молния. В результате у многих народов возник традиционный образ дракона – охранителя вод и хозяина природных стихий. В мифологии же славян, столкнувшихся в период монгольского нашествия с загадочным и страшным огненным оружием, эта традиционная тема получила совершенно иной поворот. Змей Горыныч стал олицетворением такого оружия, превратился в метафорический образ артиллерийского обстрела.

Змей-Горыныч – общее название драконоподобных существ . Хотя к драконам он и не относится, а по классификации принадлежит к змиям, во внешнем виде Горыныча много драконьих черт.

Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. В разных источниках указывает разное количество голов, но чаще всего встречается три головы. Впрочем, большее количество голов скорее указывает на тот факт, что этот змий уже неоднократно участвовал в битвах и терял головы, на месте которых вырастало большее количество новых. Тело Горыныча покрывает чешуя красного или черного цвета, на лапах у змия большие когти медного цвета с металлическим отблеском, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев.

Обитают эти змии в горных местностях, выбирая для жилищ большие пещеры, довольно часто их можно встретить на водоемах, так как они любят подкрепиться рыбой, но подводные пещеры для жилья они выбирают гораздо реже.

Горыныч охотится всегда в некотором отдалении от своего гнездовья, в его рационе преобладают крупные млекопитающие (олени, коровы и т.д.) и рыба. В случае нехватки пищи змий может напасть на людей. В период выращивания детенышей Горыныч отлавливает добычу и еще живой относит в свое гнездо, чтобы подрастающие змееныши учились охотиться. Редко данные змии оставляют своих жертв в живых, обычно они делают запасы пищи. Эти змии предпочитают жить в одиночестве, занимая большую территорию. Пока змееныши малы и слабы они живут вместе с родителем под его покровительством, достигая определенного возраста, молодые змии покидают родную территорию в поисках нового жилища. Стычки между змиями происходят довольно редко, так как разные особи стараются не заходить на чужую территорию, и не отвоевывают ее, а ищут незанятые угодья.

Способности

Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. Его кровь способная обжечь, а кровь, пролитая на землю, выжигает ее так, что на том месте еще долго ничего не растет. Змей-Горыныч способен отращивать потерянные конечности, он в состоянии отрастить даже утраченную голову. Также он обладает разумом и способен подражать голосам различных животных, в том числе способен воспроизводить человеческую речь, что отличает его от змиев и делает ближе к драконам.

Как бороться?

Детеныши Змея-Горыныча очень слабы и беззащитны, но по мере взросления их чешуя становится неуязвима для любого оружия и огня. Единственное уязвимое место в «броне» Горыныча — это небольшой участок чешуи на шее у самой головы, там чешуя очень мягкая. Пробить ее можно практически любым оружием, однако отрубленная голова отрастет вновь и это не убьет змия, а лишь на время отпугнет, но иногда и этого бывает достаточно. В приданиях все же описывается оружие, способное убить Змея-Горыныча – «Плетка-Семихвостка». Ключевым моментом является тот факт, что для того, чтобы убить Горыныча, необходимо уничтожить все головы, при этом не отделяя их от туловища, так в некоторых легендах есть описание того, как Горыныча убивает богатырский конь размозжив змию череп копытом.

На сегодняшний день в прессе довольно много разнообразных статей о необычных чудесах и явлениях, большинство которых основывается лишь на различных домыслах и догадках. Порой, журналисты, для того чтобы найти сенсацию, печатают абсолютнейший абсурд и доверчивый читатель не замечает подтасовку и заведомый обман. А казалось ведь что может быть проще, достаточно лишь открыть книгу со старыми сказками и найдешь столько сенсационного материала, что голова может пойти кругом. Самое главное в таких поисках – усидчивость. В таком случае древние сказания смогут открыть Вам древние тайны.
Большинство из нас слышали в школе о существовании "Полного собрания русских летописей". Конечно, большинство из таких летописей очень трудно читаемы, и могут быть доступны только для узкого круга читателей и специалистов. Однако среди великого множества таких рукописей есть и доступные, которые, переизданы и вполне доступны для восприятия современному читателю.
Много раз, изученные отечественными и зарубежными учеными, они, по первому впечатлению, кажется, не таят в себе уже больше никаких открытий. Но это только на первый взгляд.
Довольно большое количество споров, на сегодняшний день, идет о существовании персонажа русских народных Былин и сказок – Змее Горыныче. Каких только трактовок и объяснений не услышишь от историков и публицистов. Некоторые видят в нем порождение грозной стихии, в том числе и смерча, кто-то в нем видит даже гигантский китайско-монгольский огнемет. Также некоторые из ученых выдвигают версию, что это какой-нибудь динозавр, доживший до тех времен, но сразу же оговариваются, что это всего лишь предположения.
На самом же деле, версии подтверждающие существование Змея Горыныча есть! Для подтверждения необходимо всего лишь прочитать несколько изначальных текстов известных былин и сказок. А также, внимательно просмотреть древние летописи.
Древняя русская мифология донесла до нас вполне реальный образ Горыныча – если судить по древнерусскому мифу, корни которого уходят в древнеарийские корни, то землю создал некий Ящер – Праотец. Именно из его яйца вылупился наш мир. Теперь стоит задуматься: почему объектом поклонения у русских племен стал некий фантастический образ, хотя на всех идолах и тотемах того времени славяне и русы поклонялись довольно конкретным представителям фауны?

В особенности, почему-то скопление поклонников культа ящера заметно на северо-западе Древней Руси. В Псковских и Новгородских землях. Возможно, такой культ существовал из-за того, что там на самом деле жили когда-то такие ящеры. В северных народах так же широко известен миф о змее, который вечером проглатывал солнце, а утром изрыгал его в небо. Даже Геродот вел рассказы о неком народе, который живет в северных землях. Они вынуждены были покинуть свою землю из-за распространения неких, ужасных змиев. Данные события, относятся приблизительно к шестому веку до н.э.. Ни одна народность на земле и не одно поселение не будет просто так оставлено человеком из-за каких-то несуществующих ящеров.
Исследованиями по «русским ящерам» очень долгое время занимался очень известный ученый Б.А. Рыбаков, специализирующийся на Древней Руси. Особое внимание он уделил всем известной былине – Садко. Она оказалась настолько зашифрована тайным смыслом, что оказалась посильна лишь такому ученому.
Следует, прежде всего, оговорится, что Б.А. Рыбаков, как и один из известнейших историков 19 века Костомаров Н.И. считали данную былину одной из самых древних в землях Новгорода, которая своими корнями уходит в дохристианские времена. В исходном варианте про купца Садко, он не путешествует, а просто выходит к некоему озеру, и играет свои песни подводному царю.
Образ этого водного царя никак не описывается в былине, но в некоторых вариантах его упоминают как «царицу Белорыбицу» или называют «Дядей Ильменем». В былине далее говорится, что царю понравились песни купца и в благодарность за полученное удовольствие он пообещал ему самый огромный улов различной рыбы и возможность поймать золотую рыбку. После этого, купец довольно быстро богатеет и становится самым богатым и уважаемым человеком в Новгороде.
Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» написал по этому поводу следующее: «В нашей теме связанной с ящером, свое внимание можно остановить на подлинных гуслях XII века, которые были найдены при раскопках в Новгороде. Инструмент представляет из себя плоское корытце со специальными пазами для шести колков. Левая сторона гуслей сделана скульптурно, в виде части туловища и головы ящера. Чуть ниже его головы изображены две небольшие головки маленьких ящеров. На задней стороне инструмента нарисованы птица и лев. Получается, что в орнаментации есть все жизненные зоны. Это - небо (птица), земля (лев) и подводный мир (ящеры). В орнаменте гуслей видно, что ящер имеет превосходство и объединяет обе стороны инструмента, при помощи своей трехмерной скульптурности.

Украшенные таким образом гусли запечатлены на браслете у гусляра XII-XIII веков. Существуют гусли с изображенными на них двумя лошадиными головами (лошадь - обычная жертва, приносимая подводному царю); также, существуют гусли, на которых нарисованы волны - это гусли XIV века. Роспись гуслей XI- XIV веков, найденных в Новгороде, можно вполне соотнести с устаревшим вариантом русской былины, в которой гусляр играет различные мелодии подводному царю, тем самым угождая ему, а тот в свою очередь полностью меняет жизнь бедного, но смышленого гусляра».
Тут же возникает вопрос: Почему на древних гуслях кроме существующих животных изображен мифический ящер? Может он и в самом деле не был никогда мифическим, а был таким же реальным как другие животные, но более сильным и поэтому более почитаемым?

При раскопках в псковской и новгородской землях огромное количество изображений ящера встречаются, в первую очередь, на ручках ковшей и на конструкциях домов. Изображенные ящеры представляют из себя вполне реальных существ с вытянутой, большой головой и крупной пастью, оснащенной большими зубами. Вполне вероятно, что на изображениях запечатлены мозазавры или кронозавры, которые, вводят в сомнения ученых. Да и жертвы, которые преподносили «подводному ящеру-царю», тоже проясняют некоторые детали. Приносимая жертва - это животное крупного размера, для того, чтобы насытить довольно прожорливого «подводного царя». В жертву подводному чудовищу животное преподносится не когда угодно, а именно в зимнее время, то есть в самый голодный период.

Дошедшие до нашего времени писания гласят, что зачастую подводный царь принимал облик лютого зверя - крокодила и нападал на проплывающие мимо него лодки, с купцами и рыбаками. Он топил лодки и поедал тех, кто там находился. Из этого можно получить вывод, что подводное чудовище не всегда было удовлетворено кониной принесенной ему в жертву. Такого чудовища было за что бояться и почитать, принося обильные жертвы.

Анализируя самые первые из вариантов былин о Садко, академик Рыбаков нашел вполне существующее место общения подводного царя и гусляра. По расчетам академика, таким местом было озеро Ильмень, а именно, близ истока Волхова, у «софийского» берега реки. Данное место наиболее известно под названием «Перынь». При раскопках в Перыне, в 1952 году, археологами было обнаружено капище (Рыбаков называет его «святилищем крокодила»).

Также, Рыбаков обратил свое внимание и на четко описанное место обитания подводного ящера: «Образ властителя подводного царства, практически не был связан с миропониманием славянских племен, обитающих в лесостепях юга... Но, зато в северном регионе культ ящера устойчив и часто встречается..."

Что же нам сообщают летописи? Самое старое упоминание о чудовище, обитающем в воде - это «Беседы Григория Богослова об испытании града», которые были написаны еще в XI веке, и направлены против язычества. В одном из разделов, который посвящен рыболовству и связанными с ним языческими обрядами, говорится: «...Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)... бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».

А вот запись неизвестного псковского летописца, жившего в XVI веке: «В лета 7090 (1582 год)... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Но пришествие крокодилов было не всегда столь страшным. По этому поводу, грандиозные сведения оставил нам в своих «Записках о Московии», которые были написаны в начале XVI века, Сигизмунд Герберштейн (немецкий ученый-путешественник). Факты, которые Герберштейн привел в своих записках, могут изумить любого скептика, так как повествует ученый о звероящерах, прирученных русскими людьми. Имея в виду северо-западные земли Руси, С. Герберштейн пишет: «Там и на сегодняшний день довольно большое количество поклоняющихся идолам. У себя дома, они кормят змей с четырьмя короткими лапами. Змеи эти похожи на ящериц с жирным телом черной окраски, размером не более трех пядей в длину, что примерно составляет 60-70 сантиметров. Называют их гивоитами. В определенные дни люди наводят порядок в своем доме и с непонятным страхом, всей семьей поклоняются им, выползающим к преподнесенной пище. Все недуги и несчастья приписывают к тем, чей гивоит, то есть ящер был плохо накормлен».

Из этого можно понять, что реальные звероящеры, (как хищные, обитающие в воде, так и прирученные людьми наземные), прекрасно чувствовали себя еще пару столетий назад, дожив, почти до наших дней.

Но что же произошло после? Почему эти так почитаемые, священные животные все же не смогли дожить до наших времен? И снова углубимся в летописи. По сути, дело вот в чем: языческий божество-ящер, без всяких сомнений, являлся самым опасным идейным врагом для проводимой христианизации северо-западных русских земель в XI-XVI веках, так как убедить народ отречься от хорошо знакомого, обожествленного животного было просто невозможно. Выход из этой ситуации, скорее всего, мог быть лишь один: беспощадное истребление абсолютно всех священных животных и полное искоренение любой памяти о них. Именно поэтому, в христианских летописях, ящеров описывают, как «богомерзких и бесноватых речных чародеев», «исчадья ада» и «диавольские гады». Расправа с подводными царями производилась беспощадно. В первую очередь, видимо, расправились с прирученными ящерами, после чего принялись и за хищных ящеров, обитающих в воде. В летописях очень живописно описываются действия, совершенные в этом направлении.

В рукописи Большой Синодальной библиотеки XVII века, называемой в кругу специалистов «Цветник», говорится: «Наше же христианское истинное слово... О сем окоянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтан-ми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».

В рукописи повествуется, что «ящер» плыл вверх по течению, а не вниз.. Это означает, что он был живой, а затем непонятным образом был убит в воде, а возможно и умер своей смертью. Но вероятнее всего, все же был убит христианами, после чего его тело было захоронено местными язычниками. Беспощадное истребление водных ящер проводилось одновременно с переубеждением жителей, что данное животное - это не бог, а всего лишь обычный, отвратительный зверь.

Возможно, вместе с насаждаемым в русских землях христианством в XI-XVI были истреблены последнии виды древнейшего рода речных ящеров. С точки зрения идеологии того времени – все было сделано абсолютно правильно. Но все же очень жаль, что ящеры были полностью уничтожены и не дожили до сегодняшнего времени, а лишь остались в былинах, сказаниях и на страницах летописей, в которых рассказывается о минувших временах.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

27 апреля 1922 года на территории Советской России (РСФСР) была образована Якутская АССР. Молодой республике надо было решать множество проблем. И главную из них - денежную…

В 1960 году английский почтальон Дэвид Хантер покончил жизнь самоубийством, не сумев вовремя доставить посылку адресату. Вот пример ответственного отношения к службе!

«Замбези - это ошеломительные по своей красоте закаты, довольно унылая флора по берегам и самые страшные чудовища на планете», - такими словами начал свои путевые очерки корреспондент журнала National Geographic Ян Белчер. Этот человек совершил невероятное путешествие на каноэ по африканской реке Замбези. Фрагменты его очерков мы предлагаем вашему вниманию.

Монако - самое маленькое государство на свете после Ватикана и Мальты. Однако слышал о нём едва ли не каждый, ведь там проходят легендарные автогонки Гран-при Монако, и там же находится известное всему миру казино Монте-Карло. Впрочем, интересного в истории этого крошечного государства (а его площадь равна всего лишь 2,02 км 2) так много, что о нём стоит рассказать подробнее.

Большинство людей на вопрос: «Катастрофа какого корабля унесла самое большое количество человеческих жизней?» без долгих размышлений ответят: «Гибель «Титаника», и будут неправы…

Ни в одной современной энциклопедии, даже целиком посвящённой физике, нет имени русского учёного Николая Павловича Мышкина. Это был талантливый и весьма плодовитый исследователь, изобретатель и конструктор. Его научные работы и открытия почти всегда вызывали споры, а то и ожесточённую полемику.

80 лет назад, 23 августа 1939 года, был заключён «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом», более известный как пакт Молотова-Риббентропа. Историки и политики до сих пор спорят о том, способствовал ли он непосредственно началу войны или просто облегчил Гитлеру принятие решения о ней.

Людвиг Вильгельм Эрхард считается творцом экономического чуда в послевоенной Германии. Но когда пишут об его реформах, невольно возникают параллели с экономической стратегией СССР и современной России. И если судить по результату, то становится очень грустно, что ни в СССР, ни в России не нашлось своего экономического чудотворца.

Богданов Ярослав
Антонова Дарья

Змей-Горыныч

Краткое содержание мифа

На открытке работы Ивана Билибина

Змей-Горыныч - олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч - это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами.

Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы», во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора - Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.

Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния - вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.

Образы и символы мифа

Художник Москвитин Станислав
Добрыня Никитич

Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя все беды, происходившие на Руси, в том числе и кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.

Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов у славян язычников и у славян христиан.

Змей (аналог дракона) - в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».

При языческом восприятии мира в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.

В христианстве же, змей - это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.

Отчество - Горыня (славянское имя) - подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.

Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.

Множество голов - символизирует многоликость зла, его обилие.

Похищение людей - символизирует захват русских людей в рабство.

Логово Горыныча - логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.

Сражение богатыря со Змеем - борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.

Смерть Змея - неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

Коммуникативные средства создания образов и символов

В. М. Васнецов
«Бой Добрыни Никитича с
семиглавым Змеем Горынычем»

Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа.

В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913—1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)

В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм -сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и... медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках.... Фильм-сказка Михаила Юзовского1982

«Илья Муромец»
Фильм -сказка Александра Птушко

Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».

Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч - старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч - что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории - маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.

Фрагмент мультфильма
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.

«Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).

«Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)

«Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.

«Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.

«Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.

«Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.

«Три богатыря и Шамаханская царица».-здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

Социальное значение мифа

До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, - смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.

В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.