Какие вопросы решает оон. Создание оон

Организация Объединенных Наций (ООН) - крупнейшая международная межправительственная организация универсального характера, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

История создания ООН

Впервые идея о том, чтобы организационно закрепить коллективные усилия союзных государств, направленные на обеспечение прочного и длительного мира, была выдвинута (в общем виде) в Декларации Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи от 4 декабря 1941 г.

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняла 30 октября 1943 г. Декларацию четырех государств (она была подписана также представителем Китая) по вопросу о всеобщей безопасности, в которой содержалось решение о создании новой международной организации. Это решение было подтверждено 1 декабря 1943 г. на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании.

На Конференции экспертов, состоявшейся в августе-сентябре 1944 года в Думбартон-Оксе (США), представителями СССР, США и Великобритании был выработан в основном проект устава будущей организации в виде «Предварительных предложений относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности». Позднее проект был одобрен и Китаем. На Конференции, однако, ряд вопросов (о порядке голосования в Совете Безопасности, судьбе подмандатных территорий, содержании Статута Международного Суда и др.) остался неурегулированным. Эти вопросы были решены на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав в феврале 1945 года.

На Конференции в Сан-Франциско, состоявшейся в апреле-июне 1945 года, Устав Организации был окончательно выработан и подписан 26 июня 1945 г. 50 государствами — первоначальными членами Организации. Польше, не участвовавшей в работе Конференции, было оставлено место (в алфавитном порядке) среди подписей первоначальных членов. Организация получила название Организации Объединенных Наций (ООН). Сам термин «Объединенные Нации» появился в период формирования антигитлеровской коалиции государств и нашел свое закрепление в Декларации Объединенных Наций (26 государств), подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 г.

24 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу, и этот день стал ежегодно отмечаться как День Объединенных Наций.

Цели и принципы ООН

Согласно статье 1 Устава ООН, целями организации являются:

(i) поддерживать международный мир и безопасность и для этого принимать коллективные меры против нарушителей мира;

(ii) развивать дружественные отношения между всеми нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

(iii) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

(iv) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для претворения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

(i) суверенного равенства членов ООН;

(ii) добросовестного выполнения ими обязательств по Уставу ООН;

(iii) разрешения международных споров мирными средствами; отказа от угрозы силой или ее применения в любых случаях, не совместимых с Уставом ООН;

(iv) невмешательства ООН во внутренние дела государств;

(v) оказания всемерной помощи ООН каждым ее членом в действиях, соответствующих Уставу ООН, и воздержания от помощи государствам, против которых ООН принимает превентивные или принудительные меры;

(vi) обеспечения Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся ее членами, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом (ст. 2).

Членство в Организации

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять (ст. 4).

Прием новых членов ООН производится Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов по рекомендации Совета Безопасности, с соблюдением принципа единогласия его постоянных членов. Поскольку ООН основана на принципе универсальности, так как цели и предмет ее деятельности представляют всеобщий интерес, любое миролюбивое государство независимо от его общественно-экономического строя может быть членом ООН.

В ст. 6 Устава предусматривается возможность исключения из ООН государств, систематически нарушающих этот акт, в ст. 5 — приостановление осуществления прав и привилегий члена ООН в отношении государств, против которых Советом Безопасности приняты меры превентивного или принудительного характера. Положения этих статей пока не применялись.

В связи с успехами национально-освободительного движения и возникновением на международной арене значительного числа суверенных государств резко возросло число членов ООН. Ныне в ООН входит 192 государства.

Органы Организации

Организационная структура ООН имеет свою специфику, которая заключается в том, что органы Организации делятся на два вида: главные и вспомогательные. Уставом предусмотрено шесть главных органов. Около 300 вспомогательных органов создано главными органами за время существования ООН.

Главные органы:

  • Генеральная Ассамблея,
  • Совет Безопасности,
  • Экономический и Социальный Совет,
  • Совет по Опеке,
  • Международный Суд,
  • Секретариат.

Хотя все эти органы относятся к одной категории — главных органов, они различны по своему значению и правовому положению.

Наиболее важны Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на окончательное ее утверждение, однако это обстоятельство не меняет их статуса как главных органов.

Генеральная Ассамблея является единственным органом, в котором представлены все государства-члены. Каждое из них имеет равноправное положение независимо от его величины, мощи и значения. Генеральная Ассамблея обладает широкой компетенцией. Согласно ст. 10 Устава ООН, она может обсуждать любые вопросы, за исключением тех, которые находятся на рассмотрении Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея является высшим органом ООН в обеспечении международного сотрудничества государств в экономической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Она поощряет прогрессивное развитие международного нрава и его кодификацию (ст. 13). Генеральная Ассамблея имеет ряд полномочий, связанных с внутренней жизнью ООН: избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, назначает Генерального секретаря (по рекомендации Совета Безопасности), избирает вместе с Советом Безопасности членов Международного Суда, утверждает бюджет ООН и контролирует финансовую деятельность Организации и др.

Что же касается полномочий Генеральной Ассамблеи по вопросам международного мира и безопасности, то они существенно ограничены в пользу Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея рассматривает, прежде всего, общие принципы сотрудничества в поддержании международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Но любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие военного или невоенного характера, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности (ст. 11).

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

По требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации могут быть созваны специальные или чрезвычайные специальные сессии.

Каждый член ООН может направить на сессию делегацию, состоящую не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, а также необходимого числа советников, экспертов и т.д. Каждое государство имеет один голос.

Официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи являются: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Работа каждой сессии Генеральной Ассамблеи проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов. Существует шесть главных комитетов:

В главных комитетах представлены все члены ООН.

Также имеется Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий.

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы. Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы. Комитет по проверке полномочий представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей государств.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, бюджетные вопросы, прием новых членов в Организацию и пр. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании (ст. 18 Устава).

Решения Генеральной Ассамблеи носят характер рекомендаций.

Решения, касающиеся организационных, административных и бюджетных вопросов, являются обязательными. В практике ООН эти постановления называются резолюциями.

Генеральная Ассамблея имеет ряд вспомогательных органов: Комиссию международного права, Комиссию по разоружению, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и др.

Совет Безопасности — важнейший орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них постоянные члены — Россия, Великобритания, КНР, США и Франция и 10 — непостоянные, избираемые Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок (5 членов ежегодно) с учетом степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Установлю следующий план распределения десяти мест непостоянных членов между географическими районами мира: пять — от государств Африки и Азии, два — от государств Латинской Америки и района Карибского моря, два — от государств Западной Европы и других государств (имеются в виду Канада, Австралия и Новая Зеландия), одно - от государств Восточной Европы.

В последнее время активно обсуждается вопрос о реорганизации Совета Безопасности, в частности предлагается увеличить число членов Совета Безопасности, число постоянных его членов, изменить процедуру принятия решений.

На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава). Он может принимать решения, обязательные для государств-членов (ст. 25).

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или ре-шает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39). Совет Безопасности, имеет право принимать решения о принудительных мерах в отношении государства, нарушившего мир или совершившего акт агрессии. Это меры как не связанные с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений — ст. 41), так и связанные с использованием вооруженных сил, т.е. такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Эти действия могут включать демонстрации, блокаду и другие военные операции (ст. 42).

Применение принудительных мер — исключительная компетенция Совета Безопасности. Для применения принудительных мер с использова-нием вооруженных сил государства-члены обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы (ст. 43). Уставом ООН для осуществления стратегического руководства вооруженными силами предусмотрено создание специального вспомогательного органа — Военно-штабного комитета, который должен состоять из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности (был образован в 1946).

На практике положения Устава, касающиеся формирования и использования вооруженных сил, долгое время, как правило, не соблюдались. Серьезные нарушения Устава ООН были допущены и при использовании вооруженных сил ООН в Корее в 1950 году, на Ближнем Востоке в 1956 году и в Конго в 1960 году.

Положение изменилось в 1990 году, когда в связи с агрессией Ирака против Кувейта пять постоянных членов Совета Безопасности проявили единство в отношении действий Совета против агрессора. Совет Безопасности принял резолюцию № 661 (1990) о введении экономических и финансовых санкций против Ирака, резолюцию № 670 (1990), предусматривающую дополнительные санкции, а также резолюцию № 678 (1990) об использовании всех необходимых средств для восстановления мира и безопасности в Персидском заливе.

В настоящее время вооруженные силы ООН находятся, в частности, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Косово; группа военных наблюдателей — в Индии и Пакистане.

Помимо применения принудительных мер, в обязанности Совета Безопасности входит мирное разрешение межгосударственных споров. Согласно гл. VI Устава ООН, стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего сами стараться разрешить этот спор с помощью соответствующих мирных средств (ст. 33), а в случае недостижения соглашения передать его в Совет Безопасности (ст. 37).

В соответствии со ст. 27 Устава ООН решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса любых девяти членов Совета Безопасности. Для принятия решений по вопросам существа необходимо большинство в девять голосов, включая пять голосов постоянных членов Совета (принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности). Поэтому если хотя бы один из пяти постоянных членов голосует против того или иного предложения по вопросу непроцедурного характера, предложение не может быть принято. Это так называемое «право вето». Воздержание от голосования одного или нескольких постоянных членов Совета Безопасности не препятствует принятию решения.

При принятии Советом Безопасности решений по вопросам мирного урегулирования споров по гл. VI Устава ООН необходимо девять голосов, включая голоса постоянных членов Совета Безопасности, но при этом государство, участвующее в споре, если оно входит в состав Совета, обязано воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) осуществляет конкретные задачи в области международного экономического и социального сотрудничества и работает под руководством Генеральной Ассамблеи. ЭКОСОС предпринимает исследования по вопросам экономического и социального сотрудничества, составляет доклады о результатах исследований и дает по указанным вопросам рекомендации Генеральной Ассамблее и специализированным учреждениям. Он уполномочен также подготавливать проекты международных конвенций для представления их на утверждение Генеральной Ассамблее, созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, координировать деятельность специализированных учреждений, заключая с ними соглашения о сотрудничестве.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, которыми являются государства, избираемые Генеральной Ассамблеей на три года с обновлением ежегодно одной трети. Выбывающий член Совета может быть переизбран на новый срок немедленно.

По традиции постоянные члены Совета Безопасности избираются в ЭКОСОС на каждый очередной срок. Выборы в Совет производятся в соответствии с принципом справедливого географического представительства: от Африки — 14 государств, от Азии — 11, от Латинской Америки — 10, от Западной Европы и других государств — 13, от Восточной Европы — 6.

Очередные сессии Совета проводятся два раза в год. Возможен созыв специальных сессий. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов.

Советом за время его деятельности было создано значительное число вспомогательных органов: сессионные комитеты (экономический, социальный и координационный); постоянные комитеты (Комитет по программе и координации, Комитет по неправительственным организациям и др.); функциональные комиссии и подкомиссии (статистическая, по народонаселению и развитию, по наркотическим средствам, по правам человека, по положению женщин, по предупреждению преступности и уголовному правосудию и др.). Особое место в системе Совета принадлежит региональным экономическим комиссиям.

Совет по Опеке под руководством Генеральной Ассамблеи должен был контролировать исполнение обязанностей, которые имели управляющие власти (государства) в отношении территорий, находившихся под опекой. Главные цели системы опеки заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.

Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд — главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 постоянных независимых судей, избираемых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Суд выполняет две функции:

  1. рассматривает споры между государствами и
  2. дает консультативные заключения по юридическим вопросам органам ООН и ее специализированным учреждениям.

Секретариат состоит из Генерального секретаря и необходимого числа персонала.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет с возможностью назначения на новый срок в том же порядке. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации, осуществляющим руководство работой персонала Секретариата по обслуживанию органов ООН.

Функции Генерального секретаря весьма многообразны и имеют большое значение для деятельности ООН. Ежегодно Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе Организации. В качестве представителя ООН он участвует в работе международных конференций, созываемых под эгидой ООН.

Секретариат осуществляет техническое обеспечение работы сессий всех органов, опубликование и рассылку отчетов, хранение архивов, издание официальных документов Организации и информационных материалов. Он регистрирует и опубликовывает международные договоры, заключаемые членами ООН.

Персонал Секретариата делится на три категории:

  1. высшие административные должностные лица (Генеральный секретарь и его заместители);
  2. международные должностные лица класса специалистов;
  3. технический персонал (секретари, машинистки, курьеры).

Прием на службу производится на договорных началах, предусмотренных системой постоянных и срочных контрактов. Персонал подбирается Генеральным секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. При подборе должен быть обеспечен высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности сотрудников Секретариата. Подбор осуществляется на возможно более широкой географической основе. Обязанности Секретариата и его персонала носят международный характер.

Это означает, что ни Генеральный секретарь, ни другой сотрудник Секретариата не вправе запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Международные должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами функционального характера.

Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке. В Женеве находятся отделения Секретариата ООН.

Основные направления деятельности ООН

Можно выделить четыре основных направления деятельности ООН:

  1. поддержание международного мира и безопасности;
  2. развитие международного сотрудничества в социально-экономической области и в области защиты прав человека;
  3. борьба с колониализмом, расизмом и апартеидом;
  4. кодификация и прогрессивное развитие международно-го права.

Несмотря на то что период после Второй мировой войны до середины 80-х годов XX века был в основном периодом «холодной войны» и конфронтации государств двух социально-экономических систем, ООН удалось внести полезный вклад во всех указанных направлениях ее деятельности.

Исходя из того, что разоружение является важнейшим средством обеспечения международного мира и безопасности, ООН уделяет этим вопросам значительное внимание. Так, в 1978, 1982, 1988 годах по вопросам разоружения были проведены три специальные сессии Генеральной Ассамблеи. В соответствии с решением XXXI ее сессии в 1977 году была открыта для подписания Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

За 60-летний период своего существования ООН сыграла определенную положительную роль в решении целого ряда проблем международного экономического и социального сотрудничества. В этой области появилось много новых органов и расширилась их компетенция. Были образованы такие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи, имеющие структуру международных организаций, как ЮНКТАД, Программа развития

ООН (ПРООН), которые непосредственно связаны с экономическими потребностями и интересами развивающихся стран. В 1974 году состоялась 6-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная вопросам перестройки международных экономических отношений. Эти же вопросы рассматривались и на XXIX очередной сессии Генеральной Ассамблеи. На сессиях были приняты два важных документа: Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Принятие 14 декабря 1960 г. по инициативе Советского Союза Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам стимулировало деятельность ООН в области деколонизации. Был учрежден новый орган — Специальный комитет по вопросам о ходе осуществления Декларации 1960 года, резко повысился удельный вес вопросов, связанных с ликвидацией колоний. Советом Безопасности были приняты решения о применении санкций в отношении колониальных и расистских режимов Юга Африки. В 1980 году в связи с 20-летием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам отмечалось, что за этот период 59 подопечных и несамоуправляющихся территорий с населением 140 млн. человек обрели независимость.

Деятельность ООН в области кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется прежде всего с помощью вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи — Комиссии международного права, в задачу которой и входят кодификация и прогрессивное развитие международного права. Кроме того, в указанной нормативной деятельности участвует ряд других вспомогательных органов, например Совет по правам человека, Комитет по космосу, Комиссия по правам женщин, в том числе временные вспомогательные органы. Разработанные вспомогательными органами проекты международных договоров принимаются либо самой Генеральной Ассамблеей, либо созываемыми по ее решению конференциями.

Большой созидательный потенциал ООН, заложенный в ее Уставе, может быть использован в новом тысячелетии на благо всех народов, если в политике государств будут приобретать все большее влияние общечеловеческие ценности и интересы и если будет усиливаться стремление государств к поддержанию международного мира и безопасности.

Международный день ООН отмечается 24 октября. В этот день мы решили напомнить своим читателям о том, что такое ООН и зачем она создана.

Что такое ООН?

Организация Объединенных Наций - организация стран, объединенных для сохранения мира, безопасности и развития сотрудничества.

Дата создания - 24 октября 1945 года. В то время в нее вошла 51 страна. Сейчас в ООН входят 193 страны. Это все государства мира, кроме Палестины, государства Святой Престол, САДР (Сахарская Арабская Демократическая Республика), Китайской Республики (Тайвань), Абхазии, Южной Осетии, Республики Косово, ТРСК (Турецкая Республика Северного Кипра).

СССР вошел в ООН в день основания.

За эти годы ни одна страна не вышла из состава ООН.

Каждая страна-участница обязана соблюдать цели и правила Устава организации. Но при этом каждая страна имеет право голоса.

Кстати, название придумал президент США Франклин Д. Рузвельт. Официальные языки - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Зачем эта организация была создана?

Поводом стала Вторая мировая война, после которой руководители стран-участниц решили создать механизм урегулирования мировых проблем.

Есть четыре главные цели ООН:

  • поддержание мира и безопасности,
  • развитие дружественных отношений между странами,
  • сотрудничество по международным проблемам и согласование действий стран,
  • обеспечение уважения прав человека, борьба с мировыми проблемами (голод, бедность, наркомания и другие).

Кто и как входит в ООН?

По идее, в организацию может войти любая страна, которая принимает обозначенные в Уставе обязательства и способна их выполнять. Но только та страна, которая является международно признанным государством.

Но в любом случае для вступления требуется одобрение Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Что делает ООН сегодня?

Обеспечивает соблюдение уважения прав человека, борется с нищетой, наркоманией, болезнями, терроризмом, ухудшением состояния природы, оказывает помощь беженцам.

ООН не принимает законы, но участвует в урегулировании международных конфликтов.

Какова структура ООН?

В ООН есть шесть главных органов управления: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд (в отличие от всех остальных органов, находится в Гааге, Нидерланды), Секретариат.

Плюс 15 специализированных учреждений, сотрудничающих с ООН, несколько десятков программ, фондов.

Кто в ООН главный?

По сути, только органы управления, но не какая-то определенная страна. Главный орган - Генсовет.

Комплекс Центральных учреждений ООН расположен на территории США, в Нью-Йорке. Официально это международная зона, и комплекс ООН принадлежит всем членам организации.

То же касается и трат - работу ООН оплачивают все входящие в нее государства. Но платят все по-разному, в зависимости от платежеспособности страны, национального дохода и численности населения. Например, взнос США составляет чуть более одной пятой всего бюджета (по данным на 2013 год, 618 млн долларов. Япония - 10%, 304 млн долларов, Германия - 7%, 200 млн долларов, Франция - 5,5%, 157 млн долларов. Россия входит с 2,4% бюджета ООН, это 68 млн долларов.

Источник: Минэкономразвития России


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)

United Nations (UN); Organisation des Nations unies (ONU); الأمم المتحدة Organización de las Naciones Unidas (ONU); 联合国

Место расположения : Нью-Йорк, США
Основана : 26 июня 1945 г.
Создана : в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1 января 1942 г.
Членство : 193 страны
Генеральный секретарь : Пак Ги Мун (Республика Корея) с 1 января 2007 г.
Официальные языки : английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация , созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций , который координирует сотрудничество в экономической , социальной областях ООН и её специализированных учреждений .

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН , девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения ;
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования ;
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН .

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

Международный суд - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации .

В структуру Секретариата ООН входят.

Организация Объединенных наций (ООН) – это интернациональная организация, важнейшая цель которой – обеспечение мира и спокойствия на всей планете.

Что такое ООН?

Цели ООН сформулированы следующим образом:

— поддержание мира между странами и народами, предупреждение возможных конфликтов, подавление агрессии, улаживание споров дипломатическими средствами;

— развитие дружеских связей между нациями и государствами;

— поощрение сотрудничества в сфере экономики, политики, культуры.

Важнейший принцип, который исповедует ООН – это равноправие всех наций и их право на самоопределение, а также равные права для всех людей, вне зависимости от их расы, пола, языковой и религиозной принадлежности.

ООН – это крупная наднациональная организация, имеющая свои органы управления, штат сотрудников, регламент. Высший орган управления ООН – Генеральная ассамблея, состоящая из представителей всех 193 государств-членов. ГА ООН собирается на сессии, в рамках которых принимаются самые важные решения.

Совет безопасности ООН – постоянно действующий орган, отвечающий за практическую реализацию решений. Именно СБ несет ответственность за поддержание международной безопасности и принимает конкретные меры (вплоть до направления миротворческих сил ООН в зоны конфликтов).


В структуру ООН входят комитеты, отвечающие за конкретные направления деятельности, а также рабочие группы.

Когда и для чего была создана эта организация?

Идея объединить усилия разных государств для сохранения мира возникла еще в 19-м веке. В 1919 году была учреждена Лига Наций – организация, которая должна была бороться с ростом вооружений, предотвращать конфликты, способствовать дипломатическому урегулированию разногласий между странами. Но, как показала дальнейшая история, Лига Наций не справилась со своими задачами, и в 1946 году, по окончании Второй Мировой войны, была распущена.

Еще в ходе войны представители государств-участников антигитлеровской коалиции начали обсуждать планы создания нового сообщества. Окончательно контуры будущего проекта были оформлены на знаменитой Ялтинской конференции, которая состоялась зимой 1945 года. Сталин, Черчилль и Рузвельт договорились о создании международной организации по поддержанию мира и безопасности во всем мире.

Наконец, 25 апреля 1945 года делегаты от пятидесяти стран встретились в Сан-Франциско и начали работу над Уставом ООН. Учредительная конференция работала два месяца, и в июне 1945 года Устав был принят, однако ратификация его всеми участниками состоялась позже – 24 октября. Именно эта дата отмечается как День ООН.


Историки утверждают, что создание ООН – это величайшее достижение человечества. Впервые страны (многие из которых имели экономические и политические противоречия, были противниками) объединились, чтобы не допустить новой глобальной войны.

Для решения поставленных задач ООН работает по нескольким направлениям:

Поддержание мира. С этой целью ООН организует миротворческие миссии в районы конфликтов. В «горячих точках» представители организации проводят переговоры между противоборствующими сторонами, контролируют соблюдение договоренностей, пресекают возможные провокации, организуют доставку и распределение гуманитарной помощи, наблюдают за ситуацией в целом.

Соблюдение прав человека. ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека и принимает все меры к популяризации, распространению и соблюдению этого документа.

Гуманитарная помощь оказывается людям, оказавшимся в зонах катастроф (стихийных бедствий, военных конфликтов, техногенных потрясений). ООН не только обеспечивает население продуктами, медикаментами, предметами первой необходимости, но оказывает помощь в ликвидации последствий войн, восстановлении хозяйства, финансового сектора, образования и здравоохранения.

Совершенствование международного права. ООН вырабатывает проекты документов, регламентирующих отношения между странами. Ведется работа по систематизации существующих и выработке новых норм международного законодательства.

Помимо перечисленных направлений, Организация Объединенных Наций ведет работу в области экологии, социально-экономического развития, образования и т.д.

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании. Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств. Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации. Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.

В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли. В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Экономический и Социальный Совет ООН,
Совет по Опеке ООН,
Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения:
Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития,
Международная финансовая корпорация,
Международная ассоциация развития,
Международная морская организация,
Международная организация гражданской авиации,
Международная организация труда,
Международный союз электросвязи,
Всемирный почтовый союз,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
Всемирная организация здравоохранения,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
Всемирная метеорологическая организация,
Международный фонд сельскохозяйственного развития,
Международное агентство по атомной энергии

Если у Вас есть интересная статья для этого раздела, пришлите ее нам по