Организация домашнего обучения в школе. Школа и домашнее образование

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома. В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям. В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок. По истечении отчетного периода - недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой - ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным. В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Формы домашнего обучения

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и , которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников. Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению. Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой. В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат

Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

  • Организованность.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе .
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей - достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора. Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания. Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

26360

Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение. Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ». Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте.

Если уведомляете лично - на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа. Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу. Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу.

В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения. Если школа отказывает в отчислении - требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением.

«Семейник» приобретает статус «экстерна» - в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус - те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать - решает школа, а как их преподавать - решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать - в школе «семейнику» должны выдать бесплатные.

Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п. До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка.

Первый обязательный экзамен - ГИА в 9-м классе. Следующий - ЕГЭ в 11-м. Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены - и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно. По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

- с хроническими заболеваниями;

- с затяжной болезнью;

- которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому - один год (учебный), минимальный - месяц (как правило, при травмах и операциях).

Ольга Сластухина

2017-11-10 14:23:02 Княжна Т.В.

Статья самое главное не огласила: в первом случае вы сами своими силами обучаете ребенка, а во втором учителя предоставляет школа за свой счет. По мед показаниям оказалось перевести ребенка не так уж и просто!Существует список из 60диагнозов с которыми переводят, с остальными- мимо. Хоть как ваш ребенок болеет, никого не волнует. Пусть ходит и зарабатывает с каждой болезнью себе диагноз посложнее.(Это очень печально, приходится много пропускать из-за затяжных болезней и потом наверстывать за свой счет. Все для людей, как всегда.

2017-10-31 16:35:53 Пуцко Марина Николаевна

Спасибо за информацию, очень полезна, т.к. нам вероятно придется забрать из школы внука первоклассника. Учится в школе №14, класс с экспериментальной программой "Гармония". Ребенок бегло читает, пересказывает, считает достаточно быстро примеры 2-го класса программы "Планета знаний". А вот программа "Гармония" с квадратиками и ноликами вводит его в ступор. Внук категорически не хочет ходить в школу, хотя до этой программы учился с большим удовольствием. За два месяца посещения школы не вынес и крупицы знаний. Наша семья в ужасе. Удивляемся, почему разрешили экспериментировать на наших детях без согласия родителей и калечить психику малолетних детей.

2017-09-07 14:09:04 Музыка В.А.

Наконец -то люди могут оторватся от тоталитаризма.Хватит делать наших детей общестатистической массой.Загнали этими новыми стандартами образования людей тупик.Надели шоры на глаза и думают прокатит.НЕТ! Господа.Наши дети то-же имеют право на свободную жизнь, а не только Ваши МАжоры.Ещё посмотрим - кто из кого вырастет.СПАСИБО Справедливой РОССИИ.!От всей души, желаю им удачи.Хотелось -бы сказать нам удачи,но я к сожалению ни член этой партии.

В большинстве случаев дети в возрасте от семи до 17-ти лет получают начальное, основное общее, а также среднее образование, посещая школу. Форма образования, при которой ребенку не нужно посещать школу, является формой домашнего или индивидуального обучения. Такая возможность появилась благодаря Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года, которым надомное обучение регламентируется до настоящего момента.

Существует две ситуации, в которых допускается обучение детей на дому. В первую очередь - по медицинским показаниям, если ребенок не в состоянии находиться в школе по причине слабого здоровья. Во-вторых, по решению родителей ребенка. Сегодня многие родители оставляют ребенка дома, аргументируя это желанием и возможностью самостоятельно организовать процесс учебы лучше, чем это делает школа.

Обучение на дому детей по медицинским показаниям

Учиться на дому могут дети, которые имеют такие проблемы со здоровьем, как хронические или затяжные заболевания, а также находящиеся на долгом лечении в амбулатории.

При наличии проблем со здоровьем домашнее обучение может посоветовать врач, который регулярно осматривает ребенка и контролирует состояние его здоровья, однако часто родители принимают такое решение самостоятельно. Надомное обучение станет возможным после того, как родители или опекуны ученика получат соответствующую справку, которая выдается контрольно-экспертной комиссией. От законных представителей школьника следует принять заявление на имя руководителя учебного учреждения вместе с соответствующей справкой.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Другие случаи, когда возможно организовать обучение детей на дому

Одна из форм получения индивидуального обучения на дому - семейное обучение. Перевести учащегося на семейную форму освоения школьной программы можно только с согласия Управления образования. Этот орган может принять положительное решение в таких ситуациях:

  • ребенок вынужден часто менять место жительства в связи с постоянными переездами родителей или опекунов;
  • ученик профессионально занимается спортом или другим видом деятельности;
  • учащийся в значительной мере опережает учебную программу;
  • ребенок часто бывает в разъездах – соревнования, конкурсы, смотры и т.д.

Право родителей или законных представителей ребенка обучать его в условиях семьи регламентировано ст. 63, п. 2 нового Закона «Об образовании».

В случае перевода ребенка на домашнюю форму образования выполняются следующие условия:

  • ученик закрепляется за определенным учреждением;
  • родители учат ребенка сами или нанимают репетиторов;
  • тестирования и экзамены ученик сдает в школе, за которой он закреплен.

Финансирование семейного обучения по желанию родителей осуществляется самостоятельно семьей учащегося. Обучение школьника могут проводить как сами родители, так и приглашенные репетиторы.

Особенности домашнего обучения: количество часов в неделю

Родители могут полностью перевести ребенка на домашнее обучение при обнаружении серьезных проблем со здоровьем, препятствующих посещению школы, или инвалидностью. Нормативно-правовым основанием получения индивидуального обучения на дому является Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 года за № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

По закону в такой ситуации ребенку отводится определенное количество учебных часов в неделю, содержащееся в его индивидуальном образовательном плане:

  • 8 часов: с 1-го по 4-й классы;
  • 10 часов: с 5-го по 8-й классы;
  • 11 часов: в 9-м классе;
  • 12 часов: в 10-м и 11-м классах.

Такие нормативы устанавливаются запиской к учебному плану каждого учебного учреждения. Общее количество учебных занятий за 4 учебных года начальной школы не может составлять менее 2 900 часов и более 3 345 часов. Итоговое количество учебных занятий за 5 лет средней школы не может составлять менее 5 265 часов и более 6 020 часов

Для образовательного учреждения это значит, что в график учителей должно быть включено посещение такого ребенка на дому. Для каждого ребенка составляется индивидуальный учебный план, который должен согласуется с родителями и утверждается руководством школы. Услуги педагога будут бесплатными, тетради и книги предоставляются школой ученику на общих основаниях.

Существует вариант, при котором выполняется смешанное обучение ребенка: надомное и в школе. При улучшении самочувствия учащегося и возможности посещать школу, ребенок приходит на уроки и может дополнительно заниматься с учителем для получения необходимого количества знаний. При дефиците учебных часов и отставании от программы родители могут попросить дополнительные часы занятий. В том случае, если состояние здоровья учащегося ухудшается, педагоги вновь посещают его на дому.

Также существует дистанционное образование , которое, как правило, предоставляется детям с ограниченными возможностями здоровья или тем, кто живет слишком далеко от школы. Для того, чтобы ученик мог перейти на дистанционное обучение, его интеллект должен быть в сохранности, не должно быть противопоказаний к использованию монитора, а также должен быть интернет и программа с возможностью видео- и голосовой связи.

Регламентируется такая форма обучения письмом Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2009 года за номером 06-1254 «Рекомендации по организации дистанционного обучения». Школа предоставляет ребенку компьютер, подключают интернет, устанавливают все необходимые программы для обучения и связи, а также обслуживают технику в случае ее поломок.

Дистанционный вид обучения стал одним из самых востребованных на сегодняшний день. Он может комбинироваться с другими видами обучения, и организовывается областным центром дистанционного обучения. Учебной базой становится программа общеобразовательной школы.

Необходимая документация для обучения на дому по новому закону об образовании

Для обучения ребенка на дому по состоянию здоровья, родители или законные представители обязаны сделать справку о невозможности посещения школьником учебного заведения и написать заявление об изменении формы обучения на имя руководителя школы. Вся необходимая информация о том, какие медицинские показания являются основанием для надомного обучения, содержится в Письме Министерства просвещения РФ от 08.07.1980 года за №281 и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186.

Для получения медицинской справки родители получают рекомендации для осмотра ребенка на контрольно-экспертной комиссии. После обследования ученика ПМПК дает рекомендацию о необходимости надомного обучения и оформляет необходимый документ для предоставления в учебное заведение. В заключении прописывается диагноз, а также указывается рекомендуемая длительность надомного обучения. Минимальный срок домашнего обучения составляет один месяц, что рекомендуется при получении учениками травм или при операциях. Максимальный период, который может рекомендоваться для обучения на дому, – один учебный год.

После получения медицинской справки заполняется заявление. В нем излагается причина просьбы родителей или опекунов о переводе ученика на домашнее обучение. К заявлению обязательно прикладывается медицинскую справку.

Скачать образец заявления для перевода школьника на индивидуальное обучение на дому
Скачать в.docx

После получения этих документов образовательное учреждение не может отказать родителям в переводе ребенка на индивидуальное обучение. Однако необходимым условием является принадлежность общеобразовательного заведения к микрорайону, в котором фактически проживает ученик.

После приема документов руководство школы составляет индивидуальный учебный план. Учебный план в этом случае будет зависеть от:

  • психического и физического состояния ученика;
  • готовности ребенка к усвоению учебной программы и его успехов;
  • того, каким является учебный процесс – полностью домашним или смешанным (учеба и на дому, и в образовательном учреждении).

Основные отличия семейного обучения и обучения на дому

Важно знать, что эти виды получения образования совершенно разные и имеют ряд существенных отличий. Домашнее индивидуальное обучение – необходимость, а семейное – решение родителей и самого ученика.

Семейное обучение является формой получения образования вне стен школы, в то время как домашнее образование ребенка с ОВЗ – особый метод организации учебного процесса. Обучение на дому производится по итогам медицинской комиссии, а для того чтобы перевести ученика на семейную форму нужно получить разрешение соответствующих органов, как правило это Управление образованием. Разрешение может даваться в случае, если ребенок профессионально занимается спортом и любой другой деятельностью, часто бывает в разъездах, часто меняет место жительства по причине переезда родителей или усваивает программу, опережая сверстников.

В случае организации надомного обучения детей с ОВЗ они не исключаются из списков учеников общеобразовательной школы, а дети на семейном обучении выбывают из ОО и поступают в нее экстерном каждый раз, когда необходимо проходить аттестацию и сдавать экзамены.

Обучение детей с ОВЗ производится за счет государства: педагоги посещают ученика на дому. Если же ребенок перешел на семейное обучение, родители должны сами позаботиться и решить, как организовать обучение на дому. Если у ученика возникает академическая задолженность, он должен будет вернуться к обучению в школе. Родители могут получать компенсацию затрат на обучение ребенка, если на то дадут разрешение органы местного самоуправления.

Преимущества и недостатки обучения ребенка на дому

К недостаткам надомного обучения относится отсутствие коллектива, школьник лишается возможности получить навыки работы в команде, сотрудничества, не социализируется должным образом. У учащегося в такой ситуации отсутствует мотивация делать уроки каждый день, также не будет необходимых умений выступать на публике и доказывать свою точку зрения.

К основным преимуществам индивидуального обучения на дому относится возможность учителя корректировать содержание программы и способы преподнесения информации ученику. В этом случае педагог сможет контролировать и свои собственные действия, и действия ученика, а ребенок будет получать знания в комфортной для себя обстановке и в удобное время без лишних энергозатрат. Можно растянуть программу или же наоборот изучить материал нескольких классов за один год.

У ребенка появляется возможность углубленно заниматься интересующими его предметами. Учащийся привыкает рассчитывать только на свои знания. Родители или опекуны ученика могут контролировать процесс и корректировать учебную программу.

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически - это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность - учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба - не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы - от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение - форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.