Политико-правовые идеи западников и славянофилов
Под западничеством в русской истории обычно понимается направление общественно-политической мысли, содержание которого составляла идея об усвоении Россией европейской цивилизации: науки, просвещения, техники, государственных институтов власти, новейших революционных и либеральных взглядов, других ценностей, ориентированных на Западную Европу, выросших из нее.
Западничество представляло собой достаточно сложное социально-политическое явление. Можно сказать, что это было своего рода оппозиционное течение ʼʼлевогоʼʼ толка, объединявшее тогдашних прогрессистов, прежде всего либералов и демократов разных оттенков, видевших в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга и справедливости. Видными западниками были Т.Н. Грановский, П.В. Анненков, В.П. Боткин, И.В. Вернадский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.В. Станкевич и др.
Западники отстаивали идеи о единстве человеческой цивилизации, общности исторического развития России и Западной Европы. Οʜᴎ считали, что Западная Европа указывает правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно реализуются принципы гуманности, свободы и прогресса.
Сопоставляя историю сословно-крепостнического строя и его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспективами существования крепостничества в России, западники отмечали, что послеантичную историю Европы определяло ʼʼличностное началоʼʼ, развитие прав и свобод личности, а русская история была историей развития самодержавия и власти. И только Петр I начал подготовку страны к восприятию идей права и свободы. Как писал А.И. Герцен, в ʼʼпризнании личности – один из важных человеческих принципов европейской жизниʼʼ. У нас же нет ничего подобного, признавал он. У нас лицо всегда подавлено, свободное слово у нас всегда считалось за дерзость, самобытность – за крамолу. Человек пропадал в государстве. У нас, в России, чем сильнее становилось государство, тем слабее становилось лицо.
Как и П.Я. Чаадаев, западники полагали, что народы Европы в столкновении мнений, в борьбе за истину создали себе целый мир идей (идеи долга, закона, правды, порядка), и тем самым обрели свободу и благосостояние. В России же ʼʼвсе носит печать рабства – нравы, стремления, просвещение и даже вплоть до самой свободы, в случае если только последняя может существовать в этой средеʼʼ. Потому самым значительным атрибутом политической жизни российского общества стало полное равнодушие народа к природе той власти, которая им управляет. Как писал Чаадаев, ʼʼустановленная власть всегда для нас священна. Всякий государь, каков бы он ни был, для русского – батюшкаʼʼ.
Более однородным, чем западничество, было славянофильство. Но термин ʼʼславянофильствоʼʼ многозначен и является во многом условным, лишь приблизительно выражающим также оппозиционное, но консервативно-романтическое направление общественно-политической мысли, объединившее ту часть отечественной интеллигенции, которая ратовала за возрождение русского и в целом славянского духа как особого духовно-нравственного состояния русского народа. Наиболее известные представители славянофилов А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.
Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует. Каждый народ или семья близких народов, живет самостоятельной жизнью, в базе которой лежат глубокие идейные начала. Для России такими началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды, духовной свободы и соборность, воплощением которых в мирской жизни является сельская община как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки, в которой органически сочетаются общественные и личные интересы.
Славянофилы стремились распространить общинные принципы организации жизнедеятельности на все сферы жизни общества: рассматривали общину и как зародыш будущего справедливого государственного устройства, и как основу нравственного воспитания русского народа, и как форму организации производства.
Западники и славянофилы непримиримо отстаивали свои принципы и позиции. Борьба между ними приобретала нередко острый и драматический характер, а порою заканчивалась настоящими человеческими трагедиями. И те и другие нередко подвергались гонениям, их работы часто запрещались цензурой.
В тематике споров между западниками и славянофилами отчетливо выделяются три направления. Первое – философско-мировоззренческое. Западники отстаивали идею рациональности. Славянофилы же, по Герцену, отвергали ʼʼвозможность разумом дойти до истиныʼʼ. Стоит сказать, что для них ʼʼистина науки в истине православияʼʼ. Второе – богословское. Западники, особенно Чаадаев, отдавали преимущество католической церкви. Их оппоненты проповедовали идеи о нравственном превосходстве византизма, воспринятого и усвоенного русской допетровской культурой. Вся мудрость человеческая, полагали славянофилы, ʼʼвоплощена в творениях отцов православия. Их нужно только изучать: дополнять нечего, все сказаноʼʼ. И третье направление – историческое, эпицентром которого была оценка эпохи Петра I. Славянофилы утверждали, что до Петра I Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр разрушил это единство, насадив в России европейские порядки. В результате реформ высшая знать усвоила европейский образ жизни, что привело её к отрыву от русского народа, оставшегося на прежних позициях. С Петра и начался в России ʼʼдушевредный деспотизмʼʼ. Западники же считали, что славянофилы не понимают Петра I и ʼʼне благодарны к немуʼʼ.
Что же касается политических проблем, то здесь между западниками и славянофилами фактически не было принципиальных разногласий. И те и другие, хоть и исходили из разных посылок, но считали насущными перспективными задачи отмены крепостного права, распространения народного образования, свободы печати. Совпадали их позиции и в оценке взаимоотношений власти и народа: эти отношения не дружественные, они не доверяют друг другу. Западники и славянофилы были едины в том, что государство призвано защищать народ и обеспечивать его благосостояние, а народ обязан выполнять государственные требования.
Самое же главное, что объединяло западников и славянофилов - ϶ᴛᴏ ʼʼчувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу умаʼʼ. Как писал А.И. Герцен, смотрели мы ʼʼв разные стороны, в то время как сердце билось одноʼʼ. Можно в связи с этим говорить об известной условности такого деления по той простой причине, что и славянофилы, и западники были горячими, искренними патриотами России. Их споры сводились в сущности к тому, какими путями отменять крепостное право, какие политико-правовые институты лучше обеспечат народную свободу, какими путями России идти вперед.
Славянофилы признавали основополагающими принципами общественно-политического устройства России православие, самодержавие и народность. Но вкладывали в них иное, нежели официальная доктрина, содержание. В первую очередь, они осуждали самодержавный деспотизм, хотя многие из них монархию считали традиционной формой правления в России. Во-вторых, в идее народности они видели не крепостничество, а совокупность умственных, нравственных и жизненных особенностей народа. В-третьих, православие для славянофилов - ϶ᴛᴏ образ мышления народа, а не официальная религия и церковь. По мнению славянофилов, ни западные принципы формально-юридической справедливости, ни западные организационные формы не нужны и неприемлемы для России. России чужды католичество, римское законодательство, основанное на принципах насилия государства. Запад как тип цивилизации и просвещения, указывал И.В. Киреевский, носит рассудочный характер, Россия и русская цивилизация основаны на принципах братства и смирения. Русский человек у Киреевского является носителем соборного ʼʼобщинногоʼʼ духа; в западном же человеке основное место принадлежит эгоизму и индивидуализму. Народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной. Между народом и властью, полагал К.С. Аксаков, в ходе русской истории сложились особые отношения, не похожие на западные. Русский народ и власть доверяют друг другу, в связи с этим русские являются негосударственным народом, народом, имеющим свое мнение, но сознательно уклоняющимся от участия как в решении политических вопросов, так и в политической жизни в целом.
Потому, утверждали славянофилы, русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. Будучи противниками конституции, они пытались воссоздать на базе всеобщего добровольного согласия соборность, единство народа и царя, земли и власти, которые будто бы существовали в допетровские времена. Но указать реальные пути национального возрождения, восстановления ʼʼдуховной гармонииʼʼ в России они не смогли. Знаменитая формула К.С. Аксакова ʼʼправительству – право действия и, следовательно, закона; народу-сила мнения, и, следовательно, словаʼʼ была слишком обща и абстрактна, чтобы стать основой для практических преобразований.
Славянофилы отвергали отсталость российского общества в духовно-культурном плане, признавая лишь отставание экономическое и техническое. Но они считали, что Россия должна перегнать Запад во всех отношениях и в состоянии будет это сделать, идя собственным путем. Для этого они предлагали создать систему знания и просвещения, основанную ʼʼна самобытных началах, отличных от тех, какие нам предлагает просвещение европейскоеʼʼ.
Поздние славянофилы – Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев – пришли к еще более радикальным выводам и предположениям. Οʜᴎ прямо указывали на то, что отказ России от самобытного пути может привести к потере политической независимости, падению её как государства, окончательному подчинению иностранцам. Οʜᴎ настойчиво повторяли, что русский народ, как и другие славянские народы, для сохранения своей независимости должен избавиться от синдрома бездумного подражательства западноевропейским либеральным формам общественной жизни. ʼʼМожно почти наверное предсказать, –писал Леонтьев, – что Россия может погибнуть только двояким путем – или с Востока от меча пробужденных китайцев, или путем добровольного слияния с общеевропейской республиканской федерацией. (Последнему исходу чрезвычайно может посодействовать образование либерального, бессословного, всесословного союза.)ʼʼ.
Четко поставленный в ходе полемики между западниками и славянофилами вопрос о глубоком своеобразии России, подтвержденный всем её последующим развитием, не решен и поныне. Особую политическую актуальность он приобретает в наши дни, когда народы России стоят перед выбором своего дальнейшего пути.
Острота полемики между западниками и славянофилами не препятствовала обмену идеями, их взаимообогащению, она стимулировала участников дискуссий к расширению своих познаний. Западники убедили своих оппонентов более внимательно познакомиться с философией Гегеля, а сами признали необходимость учета проблем национального, особенного, стали избегать крайностей в оценке российской истории и действительности.
Впоследствии такие западники, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев и М.А. Бакунин переняли у славянофилов идею крестьянской общины, рассматривали её как основу ʼʼрусского социализмаʼʼ, хотя идеям социализма славянофилы вовсе не сочувствовали и от общинной собственности земли переходить к её коллективной обработке не собирались.
Влияние споров отразилось и на общественно-политической мысли и жизни России в целом. По оценке Грановского, ʼʼв обществе теперь мода на ученость, дамы говорят о философии и истории с цитатамиʼʼ. А его современник Л. Блюммер отмечал, что благодаря полемике славянофилов и западников ʼʼпошел спор о человеческом вообще, о национальном, о науке, о результатах действительной жизни на Западе и у насʼʼ.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Проекты государственных преобразований в России в начале XIX в.
2. Теоретическая и практическая деятельность декабристов.
3. Реакционно-охранительная идеология николаевской России.
4. Западничество и славянофильство в российской политико-правовой мысли.
Темы рефератов
1. Эволюция политико-правовых воззрений М. Сперанского.
2. Северное и Южное общества декабристов: сходство и различия политико-правовых программ.
3. Основные идеи записки Н. Карамзина ʼʼО древней и новой Россииʼʼ.
4. П. Чаадаев о месте и роли России в мировом цивилизационном пространстве, путях её развития.
5. Место славянофильства в истории русской политико-правовой мысли.
6. Идеология западничества.
7. Возникновение революционно-демократической идеологии.
Вопросы для повторения, размышления, самопроверки и самостоятельной работы
1. Почему не был реализован проект реформ в России М. Сперанского?
2. Чем отличается трактовка М. Сперанского принципов теории разделения властей от западноевропейских аналогов?
3. Проследите эволюцию теории официальной народности в XIX в.
4. Какой смысл Вы вкладываете в понятие ʼʼлиберализмʼʼ? В чем состоят особенности российского либерализма в сравнении с европейской его разновидностью?
5. Назовите базовых представителей российской либеральной политико-правовой мысли пореформенного периода, охарактеризуйте их концепции.
6. Какие глубинные причины обусловили движение декабристов?
7. В декабризме как в общественно-политическом течении присутствовали два взаимообусловленных и в то же время взаимоисключающих процесса – политический и нравственный. Охарактеризуйте их.
8. Сравните западническую и славянофильскую концепции. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны. Насколько актуальны идеи и дискуссии славянофилов и западников для современной российской действительности?
Вернадский Г. Два лика декабристов // Свободная мысль. 1993. № 5.
Восстание декабристов: Документы. М., 1958.
Гусев В.А., Хомяков Д.А. Интерпретация девиза ʼʼправославие, самодержавие, народностьʼʼ // Социально-политический журнал. 1992. № 10.
Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1933.
Из истории реформаторства в России. М., 2005.
Кара-Мурза А.А. Что такое российское западничество // Политические исследования. 2003. № 2.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой Руси в её политическом и гражданском отношениях. М., 2004.
Кюстин А. Николаевская Россия: Пер.
Размещено на реф.рф
с фр.
Размещено на реф.рф
М., 2003.
Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995. Ч. I. С. 2-7.
Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1978.
Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России 1783-1883 гᴦ. М., 1986.
Революционеры и либералы в России. М., 1990.
Сперанский М. Проекты и записки. М.; Л, 1961.
Томсинов В.А. Светило русской бюрократии. М., 1991.
Цимбаев И.И. Славянофилы. М., 1986. Чаадаев П.Я. Философические письма. М., 1989.
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор.
Размещено на реф.рф
Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1989.
Политико-правовые идеи западников и славянофилов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политико-правовые идеи западников и славянофилов" 2017, 2018.
Обсуждение перспектив развития России породило к концу 30-х гг. два идейных направления в среде столичной интеллигенции - западников и славянофилов.
Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Главой московских западников был профессор Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). В лекциях по всеобщей истории, которые он читал в Московском университете, Грановский почти открыто сопоставлял историю сословно-крепостнического строя и его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспективами существования крепостничества в России. Подчеркивая, что феодальный произвол основан на "презрении к человечеству", Грановский считал общей целью исторического развития (и критерием прогресса) создание нравственной и образованной личности, а также общества, соответствующего потребностям такой личности*.
* Эти идеи Грановского впоследствии были воспроизведены народником Лавровым в знаменитой "формуле
прогресса" (см. § 5 гл. 23).
Видным западником был историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885). Следуя мысли Гегеля о том, что в основе развития германских племен лежало "личностное начало", определившее всю послеантичную историю Западной Европы, Кавелин доказывал, что в истории русского права личность всегда поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью. Поэтому если история Запада была историей развития свобод и прав личности, то русская история была историей развития самодержавия и власти. Первой личностью в истории России Кавелин считал Петра I, который подготовил (только подготовил) страну к восприятию идей права и свободы: "Петровская эпоха была, во всех отношениях, приготовлением, при помощи европейских влияний, к самостоятельной и сознательной народной жизни. Участие европейского элемента в нашем быту было нужно не для одних практических целей, но и для нашего внутреннего развития". Как и другие западники, Кавелин осуждал крепостное право; в период подготовки крестьянской реформы он высказывался против политических
преобразований, опасаясь, что конституцию, если она будет введена в России, дворянство использует для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ.
В среде западников обсуждались не проекты конституции будущей России, а общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран.
Очень осторожно западники касались проблем самодержавия, православия, народности. По их мнению, развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь. Основной и первостепенной задачей западники считали крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преждевременное создание в России представительных учреждений по западным образцам неизбежно усилит политическую роль дворянства, а потому замедлит отмену крепостного права. Проблемы православия затрагивались западниками в неподцензурной печати. В знаменитом "Письме к Гоголю" В. Г. Белинский писал, что православная церковь в России "всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма".
Для западников первостепенной была проблема прав личности. Белинский в 1846 г. писал Герцену о лекциях Кавелина: "Основная мысль их о племенном и родовом характере русской истории в противоположность личному характеру западной истории - гениальная мысль". Обсуждение проблем личности, ее прав и свобод закономерно привело к вопросу о гарантиях этих прав и свобод в условиях становления промышленно-капиталистического общества. Часть западников склонялась к идеям социализма (например, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев), другие же - были противниками этих идей (в частности, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. С. Тургенев).
К концу 30-х гг. оформились в течение общественной мысли противостоящие западникам славянофилы. Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Московитянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.
Славянофилы утверждали, что идеализированное западниками развитие германского начала личности не имеет ни конца, ни выхода. На Западе личность понимается только в атомарном, индивидуалистическом духе. Господствующий в странах Запада индивидуализм породил эгоизм и грубый материализм, частную собственность, погоню за наживой, стяжательство, суетность, "язву пролетариатства". Увлечение западных стран политикой и законотворчеством создает лишь внешнюю свободу, повиновение независимо от моральных убеждений. Западное христианство (католицизм и протестантизм) искажено рационализмом, идущим от античного наследия.
Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. "Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, - писал Самарин, - а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия". Самосознание и внутренняя свобода славян опираются на "просветление общинного начала общинным церковным (началом)". Это просветление и гарантии внутренней свободы даются православием, сохранившим подлинное христианство, не оскверненное античным рационализмом: "Истина науки в истине православия". Православный народ сохранил "живое знание" и "цельную личность". Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный от "ложных начал исторической жизни Запада".
Общие верования и обычаи славян делают лишними насильственные законы. Государство и внешняя свобода, по учению славянофилов, - ложь и неизбежное зло; славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю.
Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и узаконив "мерзость рабства". Насаждение Петром западных начал, чуждых славянскому духу,
нарушило внутреннюю, духовную свободу народа, разъединило верхи общества и народ, разобщило народ и власть. С Петра I берет начало "душевредный деспотизм".
Резко осуждая "петербургскую бюрократию", славянофилы одобряли самодержавие: самодержавие лучше всех других форм именно по той причине, что любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. К. Аксаков принципиально отрицал надобность каких бы то ни было политических свобод: "Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему возможность жить этой общественной жизнью". Необходимость и полезность самодержавия объяснялись тем, что народ не стремится к политической свободе, а "ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя".
Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни было конституции еще и на том основании, что такая конституция, не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, антинародной - немецкой, французской или английской, но не русской конституцией.
Исходя из суждения, что "государство как принцип - ложь", славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: "сила власти - царю; сила мнения - народу". Они утверждали, что в допетровской Руси проявлением единства власти и народа были Земские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать решение, власть должна выслушать землю. Единство власти и народа в Московской Руси XVII в. понималось как союз самоуправляющихся земледельческих общин при самодержавной власти царя.
Развивая свои мысли о соотношении внутренней и внешней свобод, славянофилы порой приходили к радикальным для России того времени выводам: "Правительству - право действия и, следовательно, закона, народу - сила мнения и, следовательно, слова".
Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян. Хотя, по мнению славянофилов, противна всякая революция русскому духу - "рабы сегодня - бунтовщики завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта"
Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду частной собственности и "язвы пролетариатства", "балласт разумного консерватизма против наплыва всяких чужеземных теорий демократизма и социализма". При отмене крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог "тишины внутренней и безопасности правительства".
Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утверждали, что православный русский народ - богоносец с его старинными формами общинности избавит от "скверны капитализма" сначала славян, а затем и другие народы.
Ряд идей славянофильства совпадал с лозунгами официальной народности. Из провозвестников официальной народности литератор Шевырев принадлежал к правому крылу славянофилов, а историк Погодин обосновывал норманнскую теорию происхождения Русского государства в славянофильском духе. Тем не менее критика бюрократии, защита свободы мнения и свободы слова стали причиной преследования славянофилов правительством (за ними был установлен тайный надзор, им запрещалось выступать в печати, Аксаков и Самарин подвергались арестам и допросам).
Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с философией Гегеля. Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной и сермяжной действительности". Западники Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу "русского социализма".
Заключение
В первой четверти XIX в. в России наметились три основных течения политико-правовой идеологии, ставшие актуальными на ряд десятилетий: либеральная идеология, предлагавшая путь реформам для создания гражданского общества, радикально-революционная идеология, пытающаяся достигнуть той же цели насильственным путем, и консервативная (охранительная) идеология, выступавшая против всяких перемен. Актуальность политико-правовых проблем, поставленных и по-разному решенных этими направлениями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на последующее исследование доктрин и движений той эпохи. Именно поэтому, в частности, несколько десятилетий в нашей исторической литературе существовала устойчивая идеологическая тенденция отрицательного отношения к реформистской политико-правовой идеологии в России. Этим обусловлена недостаточная изученность и противоречивость оценок политико-правовых доктрин западников, славянофилов, других мыслителей. В последние годы многое здесь как бы открывается заново, причем некоторые открытия перспективны с точки зрения исторической науки (исследования связей идей западников и славянофилов с теорией "русского социализма"), другие же представляют собой рассчитанные на сенсацию фантастические домыслы, противоречащие источникам.
Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности видных правоведов К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина, которые со временем эволюционировали в сторону либерализма и стали идейными предтечами конституционных демократов начала XIX в. В 40-х гг. XIX в. на стороне западников выступали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, П.В. Анненков, а также С.М. Соловьев, В.П. Боткин.
Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима.
Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю. В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы.
Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
Западничество было ориентировано на европейские ценности и находилось в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России, в частности тому, что в средние века называлось славянофильством и выражалось формулой «самодержавие, православие, народность». Социальным идеалом западников была конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам. К.Д. Кавелин, один из основателей так называемой государственнической школы, в истолковании истории России, считал, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от Европы и потому должна прибегать к заимствованиям достижений западной цивилизации. Реформы Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы с помощью «современных актов и законов».
Следуя мысли Гегеля о том, что в основе развития германских племен лежало «личностное начало», определившее всю послеантичную историю Западной Европы, К.Д. Кавелин доказывал, что в истории русского права личность всегда поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью. Поэтому если история Запада была историей развития свобод и прав личности, то русская история была историей развития самодержавия и власти. Как и другие западники, Кавелин осуждал крепостное право; в период подготовки крестьянской реформы он высказывался против политических преобразований, опасаясь, что конституцию, если она будет введена в России, дворянство использует для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ.
В среде западников обсуждались не проекты конституции будущей России, а общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Очень осторожно западники касались проблем самодержавия, православия, народности. По их мнению, развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь. Основной и первостепенной задачей западники считали крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преждевременное создание в России представительных учреждений по западным образцам неизбежно усилит политическую роль дворянства, а потому замедлит отмену крепостного права. Проблемы православия затрагивались западниками в неподцензурной печати. В знаменитом «Письме к Гоголю» В.Г. Белинский писал, что православная церковь в России «всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма».
Для западников первостепенной была проблема прав личности. Обсуждение проблем личности, ее прав и свобод закономерно привело к вопросу о гарантиях этих прав и свобод в условиях становления промышленно-капиталистического общества. Часть западников склонялась к идеям социализма (например, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев), другие же - были противниками этих идей (в частности, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, И.С. Тургенев).
Наиболее ярко особенности западничества проявлялись в его оценках характера развития страны и методов ее переустройства. Основные идеи и методы деятельности западничества:
Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей;
Необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и духовные ценности Запада, но сохраняя при этом национальную идентичность;
В России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, создав необходимые культурные и социальные условия, просветив народ, установить конституционную монархию;
Важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность;
Необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;
Следует развивать образование и распространять научные знания;
Свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность западники направляли как на формирование общественного мнения для подготовки преобразований России, так и на воспитание правительства в либеральном духе;
Единственно возможным средством обновления России они считали реформы «сверху», т.е. преобразования, проводимые правительством в общенациональных интересах, призванные смягчить социальную рознь и предотвратить угрозу революции.
В целом и западничество, и славянофильство получили особый расцвет под влиянием европейских революций 1848 г. Общей чертой западничества и славянофильства являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права, выступали за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Причем западники - Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право - лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и «образованное меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократического строя.
Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.
Таким образом, при всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. И те, и другие осознавали необходимость реформ, однако пути их проведения видели различными. Славянофилы вслед за Н.М. Карамзиным и П.Я. Чаадаевым - в эволюции, реформаторской деятельности с учетом основных черт, присущих, по их мнению, русскому народу, - «патриархальности и православия». Западники (П.В. Анненков, И.В. Вернадский, Б.Н. Чичерин) в свою очередь, настаивали на проведении реформ по европейскому образцу.
Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с философией Гегеля. Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к «лапотной и сермяжной действительности». Западники Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу «русского социализма».
В заключении отметим, что либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия - страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития.
Содержание которого составля-ла идея об усвоении Россией европейской цивилизации: науки, просвещения, техники, государственных институтов власти, новейших революционных и либеральных взглядов, других цен-ностей, ориентированных на Западную Европу, выросших из нее.
Западничество представляло собой достаточно сложное социально-политическое явление. Можно сказать, что это было своего рода оппозиционное течение «левого» толка, объединяв-шее тогдашних прогрессистов, прежде всего либералов и демок-ратов разных оттенков, видевших в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга и справедливости. Видными западниками были Т.Н. Грановский, П.В. Анненков, В.П. Боткин, И.В. Вернадский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.В. Станкевич и др.
Западники отстаивали идеи о единстве человеческой цивилизации, общности исторического развития России и За-падной Европы. Они считали, что Западная Европа указывает правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно осуществляются принципы гуманности , свободы и прогресса.
Сопоставляя историю сословно-крепостнического строя и его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспективами существования крепостничества в России, запад-ники отмечали, что послеантичную историю Европы опреде-ляло «личностное начало», развитие прав и свобод личности, а русская история была историей развития самодержавия и влас-ти. И только Петр I начал подготовку страны к восприятию идей права и свободы. Как писал А.И. Герцен , в «признании личности - один из важных человеческих принципов европей-ской жизни». У нас же нет ничего подобного, признавал он. У нас лицо всегда подавлено, свободное слово у нас всегда счита-лось за дерзость, самобытность - за крамолу. Человек пропа-дал в государстве. У нас, в России, чем сильнее становилось госу-дарство, тем слабее становилось лицо.
Как и П.Я. Чаадаев , западники полагали, что народы Ев-ропы в столкновении мнений, в борьбе за истину создали себе целый мир идей (идеи долга, закона, правды, порядка), и тем самым обрели свободу и благосостояние. В России же «все но-сит печать рабства - нравы, стремления, просвещение и даже вплоть до самой свободы, если только последняя может суще-ствовать в этой среде». Потому самым значительным атрибу-том политической жизни российского общества стало полное равнодушие народа к природе той власти, которая им управля-ет. Как писал Чаадаев, «установленная власть всегда для нас священна. Всякий государь, каков бы он ни был, для русского - батюшка».
Более однородным, чем западничество, было славянофиль-ство. Но термин «славянофильство» многозначен и является во многом условным, лишь приблизительно выражающим также оппозиционное, но консервативно-романтическое направление общественно-политической мысли , объединившее ту часть оте-чественной интеллигенции, которая ратовала за возрождение русского и в целом славянского духа как особого духовно-нрав-ственного состояния русского народа. Наиболее известные представители славянофилов А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леон-тьев и др.
Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует. Каждый народ или семья близких народов, жи-вет самостоятельной жизнью, в основе которой лежат глубо-кие идейные начала. Для России такими началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды, духовной свободы и соборность, воплощением кото-рых в мирской жизни является сельская община как доброволь-ный союз для взаимной помощи и поддержки, в которой орга-нически сочетаются общественные и личные интересы.
Славянофилы стремились распространить общинные прин-ципы организации жизнедеятельности на все сферы жизни об-щества: рассматривали общину и как зародыш будущего спра-ведливого государственного устройства, и как основу нрав-ственного воспитания русского народа, и как форму организа-ции производства.
Западники и славянофилы непримиримо отстаивали свои принципы и позиции . Борьба между ними приобретала неред-ко острый и драматический характер, а порою заканчивалась настоящими человеческими трагедиями. И те и другие нередко подвергались гонениям, их работы часто запрещались цензу-рой.
В тематике споров между западниками и славянофилами отчетливо выделяются три направления. Первое - философско-мировоззренческое . Западники отстаивали идею рационально-сти. Славянофилы же, по Герцену, отвергали «возможность разумом дойти до истины». Для них «истина науки в истине православия». Второе - богословское. Западники, особенно Чаадаев, отдавали преимущество католической церкви. Их оппоненты проповедовали идеи о нравственном превосходстве византизма, воспринятого и усвоенного русской допетровской культурой. Вся мудрость человеческая, полагали славянофилы, «воплощена в творениях отцов православия. Их нужно только изучать: дополнять нечего, все сказано». И третье направление - историческое, эпицентром которого была оценка эпохи Пет-ра I . Славянофилы утверждали, что до Петра I Русь была еди-ной великой общиной, единением власти и земли. Петр разру-шил это единство, насадив в России европейские порядки. В результате реформ высшая знать усвоила европейский образ жизни, что привело её к отрыву от русского народа, оставше-гося на прежних позициях. С Петра и начался в России «душевредный деспотизм». Западники же считали, что славянофи-лы не понимают Петра I и «не благодарны к нему».
Что же касается политических проблем, то здесь между западниками и славянофилами фактически не было принципи-альных разногласий. И те и другие, хоть и исходили из разных посылок, но считали насущными перспективными задачи от-мены крепостного права, распространения народного образо-вания, свободы печати. Совпадали их позиции и в оценке взаи-моотношений власти и народа: эти отношения не дружествен-ные, они не доверяют друг другу. Западники и славянофилы были едины в том, что государство призвано защищать народ и обеспечивать его благосостояние, а народ обязан выполнять государственные требования.
Самое же главное, что объединяло западников и славяно-филов - это «чувство безграничной, обхватывающей все суще-ствование любви к русскому народу, русскому быту, к русско-му складу ума». Как писал А.И. Герцен, смотрели мы «в разные стороны, в то время как сердце билось одно». Можно поэтому говорить об известной условности такого деления по той про-стой причине, что и славянофилы, и западники были горячи-ми, искренними патриотами России. Их споры сводились в сущности к тому, какими путями отменять крепостное право , какие политико-правовые институты лучше обеспечат народ-ную свободу, какими путями России идти вперед.
Славянофилы признавали основополагающими принципа-ми общественно-политического устройства России правосла-вие , самодержавие и народность. Но вкладывали в них иное, нежели официальная доктрина, содержание. Во-первых, они осуждали самодержавный деспотизм, хотя многие из них мо-нархию считали традиционной формой правления в России. Во-вторых, в идее народности они видели не крепостничество, а совокупность умственных, нравственных и жизненных особен-ностей народа. В-третьих, православие для славянофилов - это образ мышления народа, а не официальная религия и церковь. По мнению славянофилов, ни западные принципы формаль-но-юридической справедливости, ни западные организацион-ные формы не нужны и неприемлемы для России. России чуж-ды католичество, римское законодательство, основанное на принципах насилия государства. Запад как тип цивилизации и просвещения, отмечал И.В. Киреевский, носит рассудочный характер, Россия и русская цивилизация основаны на принци-пах братства и смирения. Русский человек у Киреевского явля-ется носителем соборного «общинного» духа; в западном же человеке основное место принадлежит эгоизму и индивидуа-лизму. Народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной. Между народом и властью, полагал К.С. Аксаков, в ходе русской истории сло-жились особые отношения, не похожие на западные. Русский народ и власть доверяют друг другу, поэтому русские являются негосударственным народом, народом, имеющим свое мнение, но сознательно уклоняющимся от участия как в решении поли-тических вопросов, так и в политической жизни в целом.
Потому, утверждали славянофилы, русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по сво-ему собственному пути, отличному от пути западных народов. Будучи противниками конституции, они пытались воссоздать на основе всеобщего добровольного согласия соборность, един-ство народа и царя, земли и власти, которые будто бы суще-ствовали в допетровские времена. Но указать реальные пути национального возрождения, восстановления «духовной гар-монии» в России они не смогли. Знаменитая формула К.С. Ак-сакова «правительству - право действия и, следовательно, за-кона; народу-сила мнения, и, следовательно, слова» была слиш-ком обща и абстрактна, чтобы стать основой для практических преобразований.
Славянофилы отвергали отсталость российского общества в духовно-культурном плане, признавая лишь отставание эко-номическое и техническое. Но они считали, что Россия должна перегнать Запад во всех отношениях и в состоянии будет это сделать, идя собственным путем. Для этого они предлагали со-здать систему знания и просвещения, основанную «на самобыт-ных началах, отличных от тех, какие нам предлагает просвеще-ние европейское».
Поздние славянофилы - Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонть-ев - пришли к еще более радикальным выводам и предположе-ниям. Они прямо указывали на то, что отказ России от само-бытного пути может привести к потере политической незави-симости, падению её как государства, окончательному подчи-нению иностранцам. Они настойчиво повторяли, что русский народ, как и другие славянские народы, для сохранения своей независимости должен избавиться от синдрома бездумного под-ражательства западноевропейским либеральным формам обще-ственной жизни. «Можно почти наверное предсказать, -писал Леонтьев, - что Россия может погибнуть только двояким пу-тем - или с Востока от меча пробужденных китайцев, или пу-тем добровольного слияния с общеевропейской республикан-ской федерацией. (Последнему исходу чрезвычайно может по-содействовать образование либерального, бессословного, все-сословного союза.)».
Четко поставленный в ходе полемики между западниками и славянофилами вопрос о глубоком своеобразии России, подтвержденный всем её последующим развитием, не решен и поныне. Особую политическую актуальность он приобретает в наши дни, когда народы России стоят перед выбором своего дальнейшего пути.
Острота полемики между западниками и славянофилами не препятствовала обмену идеями, их взаимообогащению, она сти-мулировала участников дискуссий к расширению своих позна-ний. Западники убедили своих оппонентов более внимательно познакомиться с философией Гегеля, а сами признали необходи-мость учета проблем национального, особенного, стали избегать крайностей в оценке российской истории и действительности.
Впоследствии такие западники, как А.И. Герцен, Н.П. Ога-рев и М.А. Бакунин переняли у славянофилов идею крестьян-ской общины, рассматривали её как основу «русского со-циализма», хотя идеям социализма славянофилы вовсе не сочувствовали и от общинной собственности земли переходить к её коллективной обработке не собирались.
Влияние споров отразилось и на общественно-политичес-кой мысли и жизни России в целом. По оценке Грановского, «в обществе теперь мода на ученость, дамы говорят о философии и истории с цитатами». А его современник Л. Блюммер отме-чал, что благодаря полемике славянофилов и западников «по-шел спор о человеческом вообще, о национальном, о науке, о результатах действительной жизни на Западе и у нас».
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Проекты государственных преобразований в России в начале XIX в.
2. Теоретическая и практическая деятельность декабристов.
3. Реакционно-охранительная идеология николаевской Рос-сии.
4. Западничество и славянофильство в российской полити-ко-правовой мысли.
Темы рефератов
1. Эволюция политико-правовых воззрений М. Сперанского.
2. Северное и Южное общества декабристов: сходство и раз-личия политико-правовых программ.
3. Основные идеи записки Н. Карамзина «О древней и но-вой России».
4. П. Чаадаев о месте и роли России в мировом цивилизационном пространстве, путях её развития.
5. Место славянофильства в истории русской политико-пра-вовой мысли.
6. Идеология западничества.
7. Возникновение революционно-демократической идеоло-гии.
Вопросы для повторения, размышления, самопроверки и самостоятельной работы
1. Почему не был реализован проект реформ в России М. Сперанского?
2. Чем отличается трактовка М. Сперанского принципов теории разделения властей от западноевропейских аналогов?
3. Проследите эволюцию теории официальной народности в XIX в.
4. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «либерализм»? В чем состоят особенности российского либерализма в сравне-нии с европейской его разновидностью?
5. Назовите основных представителей российской либераль-ной политико-правовой мысли пореформенного периода, оха-рактеризуйте их концепции.
6. Какие глубинные причины обусловили движение декаб-ристов?
7. В декабризме как в общественно-политическом течении присутствовали два взаимообусловленных и в то же время вза-имоисключающих процесса - политический и нравственный. Охарактеризуйте их.
8. Сравните западническую и славянофильскую концепции. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны. Насколько актуальны идеи и дискуссии славянофилов и западников для современной российской действительности?
Вернадский Г. Два лика декабристов // Свободная мысль. 1993. № 5.
Восстание декабристов: Документы. М., 1958.
Гусев В.А., Хомяков Д.А. Интерпретация девиза «право-славие, самодержавие, народность» // Социально-политический журнал. 1992. № 10.
Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1933.
Из истории реформаторства в России. М., 2005.
Кара-Мурза А.А. Что такое российское западничество // Политические исследования. 2003. № 2.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой Руси в её поли-тическом и гражданском отношениях. М., 2004.
Кюстин А. Николаевская Россия: Пер. с фр. М., 2003.
Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995. Ч. I. С. 2-7.
Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1978.
Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная тра-диция в России 1783-1883 гг. М., 1986.
Революционеры и либералы в России. М., 1990.
Сперанский М. Проекты и записки. М.; Л, 1961.
Томсинов В.А. Светило русской бюрократии. М., 1991.
Цимбаев И.И. Славянофилы. М., 1986. Чаадаев П.Я. Философические письма. М., 1989.
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, дея-тельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1989.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФГБОУ ВПО
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет журналистики
Политические идеи западников и славянофилов
(реферат)
Выполнила: студентка 4 курса группы № 1581з Золотарёва Евгения Вячеславовна
Проверила: к.и.н., доцент Опёкун О.С.
Барнаул 2012
Введение.
1. Политические идеи западников;
2. Политические идеи славянофилов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
На рубеже 30--40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два противоположных течения русской общественно-политической мысли: славянофильство и западничество. Представители этих направлений высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? Как отвечают на этот вопрос представители полярных взглядов - западники и славянофилы я и попытаюсь осветить в своей работе.
Формированию западничества и славянофильства положило начало обострения идейных споров после напечатания в 1836 "Философического письма" Чаадаева. К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 -- взгляды западников.
Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России. В этом смысле и те и другие были в оппозиции к русской самодержавной политике. Что же касается их теоретических взглядов, то при внимательном их рассмотрении можно прийти к выводу, что между ними было больше сходства, нежели различий. И те и другие признали факт своеобразия русской истории, ее неадекватности истории западноевропейской. В отношении к прошлому и в восприятии настоящего они были солидарны. Что же касается будущего, то здесь их пути расходились.
Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Западники считали, что Россия - та же Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую личность, знающую и уважающую свои права.
Славянофилы заняли противоположную позицию. По их мнению, у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституции. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.
1. Политические идеи западников
Зампадничество -- сложившееся в 1830--1850-х годах направление русской общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40--50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами.
Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы -- Пётр Чаадаев, Иван Тургенев, Николай Мельгунов, Василий Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии -- Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Идеи западников отчасти разделяли писатели и публицисты -- Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Догмат западничества был, пожалуй, наиболее сильно выражен Герценом в таких словах: «Свобода лица -- величайшее дело; на ней и только на ней может вырасти действительная воля народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить ее не менее, как в ближнем, как в целом народе».
Слова эти, хотя и сильно затертые многократным их цитированием, точно выражают кредо западнического направления русской мысли. Но важно обратить также внимание на контекст, в котором эти слова находятся. Обосновывая ими свое решение остаться на Западе, где «много человеческого выработалось независимо от внешнего устройства и официального порядка», автор «С того берега» обращался здесь же к сопоставлению Западной Европы с Родиной: «В самые худшие времена европейской истории мы встречаем некоторое уважение к личности, некоторое признание независимости -- некоторые права, уступаемые таланту, гению. Несмотря на всю гнусность тогдашних немецких правительств, Спинозу не послали на поселение, Лессинга не секли или не отдали в солдаты. В этом уважении не к одной материальной, но и нравственной силе, в этом невольном признании личности -- один из великих человеческих принципов европейской жизни. В Европе никогда не считали преступником живущего за границей и изменником переселяющегося в Америку».
Общественно-политические, философские и исторические воззрения западников, имея многочисленные оттенки и особенности у отдельных западников, в целом характеризовались определёнными общими чертами. Они выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западноевропейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку.
2. Политические идеи славянофилов
западник славянофил русский общественный
Славянофимльство -- литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40--х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
У истоков славянофильства стоял архимандрит Гавриил (В. Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его «Русская философия» стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства. Он писал: «Русский человек богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом». Сущность русского ума - стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что придает особый колорит, настроение русскому характеру .
Влияние на славянофилов немецкого классического идеализма Шеллинга и романтизма Гегеля, настроений европейского романтизма исследовалось в трудах А. Н. Пыпина, В. С. Соловьёва, А. Н. Веселовского, С. А. Венгерова, В. И. Герье, М. М. Ковалевского, П. Н. Милюкова. Русский публицист и философ-западник А. Л. Блок, отец знаменитого поэта А. А. Блока, даже высказывал мнение, что славянофильство в сущности представляет собой лишь некоторое своеобразное отражение западноевропейских учений, преимущественно философии Шеллинга и Гегеля. В свою очередь сами славянофилы, в частности И. С. Аксаков, и ряд других исследователей (Н. А. Бердяев, Г. В. Флоровский, В. В. Зеньковский), отстаивали мысль об изначальной самобытности славянофильства, выводя его из русского православия.
Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и узаконив «мерзость рабства». Насаждение Петром западных начал, чуждых славянскому духу, нарушило внутреннюю, духовную свободу народа, разъединило верхи общества и народ, разобщило народ и власть. С Петра I берет начало «душевредный деспотизм».
Резко осуждая «петербургскую бюрократию», славянофилы одобряли самодержавие: самодержавие лучше всех других форм именно по той причине, что любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. К. Аксаков принципиально отрицал надобность каких бы то ни было политических свобод. Необходимость и полезность самодержавия объяснялись тем, что народ не стремится к политической свободе, а «ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя».
Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни было конституции еще и на том основании, что такая конституция, не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, антинародной - немецкой, французской или английской, но не русской конституцией.
Исходя из суждения, что «государство как принцип - ложь», славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: «сила власти - царю; сила мнения - народу». Они утверждали, что в допетровской Руси проявлением единства власти и народа были Земские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать решение, власть должна выслушать землю. Единство власти и народа в Московской Руси XVH в. понималось как союз самоуправляющихся земледельческих общин при самодержавной власти царя.
Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду частной собственности. При отмене крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог «тишины внутренней и безопасности правительства».
Славянофильство представляло собой мощное общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка. Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858--1878 годов.
Заключение
Различные теории и течения, постоянно охватывающие Россию, так и не привели страну к определенному решению, по какому пути идти. Споры западников и славянофилов стали частью истории, а актуальность их просвечивает сквозь века. Можно отыскать множество источников противоречий между этими двумя философскими направлениями: возможность политического обустройства, и ход исторического развития, и положение религии в государстве, образование, ценность народного наследия и т.д.
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия -- страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, или страной, которая представляет собой лишь часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.
Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с философией Гегеля. Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к «лапотной и сермяжной действительности». Западники Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу «русского социализма».
И хотя истина в этом споре так и не родилась, нельзя преуменьшать значения деятельности обоих течений. Большинство ученых зачастую связывает возникновение философии в России именно с этими течениями.
Список использованной литературы
1. Бердяев, Н. Русская идея [Электронный ресурс]: Библиотека Якова Кротова - электронная библиотека. Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1946_037_02.html. - Заглавие с экрана.
2. Грандарс, А. Россия при Романовых [Электронный ресурс]: История России - электронная энциклопедия. Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/zapadniki-i-slavyanofily.html. - Заглавие с экрана.
3. Замалеев, А. Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов / А.Ф. Замалаев. - М.: Наука,1995.
4. Западники и славянофилы [Электронный ресурс]: Государство и власть - электронная энциклопедия. Режим доступа: http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=63&r=26. - Заглавие с экрана.
5. Политико-правовые идеи западников и славянофилов [Электронный ресурс]: Политическая наука - электронная хрестоматия. Режим доступа: http://politlogia.narod.ru/HISTORY/LEIST/021_2.htm. - Заглавие с экрана.
6. Теория "официальной народности". Славянофилы и западники [Электронный ресурс]: История в историях - электронный справочник. Режим доступа: http://wordweb.ru/andreev/96.htm . - Заглавие с экрана.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общественно-политическая мысль России второй половины XIX в. Западничество и славянофильство как идейные течения российской общественно-политической мысли. Политические воззрения славянофилов и западников, а также главные представители западничества.
контрольная работа , добавлен 26.06.2013
Славянофилы как представители одного из направлений общественной, философской и политической мысли 40-50-х годов XIX века. Разделение народа на приверженцев западноевропейского пути развития России и самобытного. Политические взгляды славянофилов.
эссе , добавлен 28.05.2012
Развитие России в ХІХ веке. Предпосылки и условия возникновения течений западников и славянофилов. Изучение различий во взглядах на дальнейшее развитие России в философии славянофилов и западников. Дискуссии о России, ее судьбе и перспективах развития.
дипломная работа , добавлен 24.09.2010
Социально-политические учения в Украине. Формирование древнерусской государственности. Направления развития общественно-политической мысли в XIX веке. Социально-политическая мысль и национальное возрождении и государственности Украины начала XX века.
реферат , добавлен 26.07.2009
Понятие и сущность политической партии, ее роль в политической системе. Общественно-политические движения, их понятие, история развития, классификация. Анализ взаимосвязи и эволюции общественных движений и организаций и политической системы в России.
реферат , добавлен 16.12.2009
"Жеті Жаргы" - важнейший документ политико–правовой мысли в казахском ханстве, история принятия, основные теории. Политологические идеи казахских просветителей Ч. Валиханова, Абая, И. Алтынсарина и Н. Назарбаева, их общественно–политические взгляды.
презентация , добавлен 16.10.2012
Идейные источники современных политических доктрин. Политические идеи Древнего Востока и Греции. Развитие капиталистических отношений. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени. Политическая мысль США в период борьбы за независимость.
реферат , добавлен 12.02.2010
Идея просвещённого абсолютизма. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Политические идеи Ф. Прокоповича. Политическая программа И.Т. Посошкова. Политические взгляды М.М. Щербатова. Учение о государстве и праве Десницкого. Политические воззрения.
курсовая работа , добавлен 18.11.2002
Направления русского консерватизма. Евразийство и идеалы славянофилов. Антропологическая и этическая ориентация русской политической мысли. Анархический социализм Бакунина. Идеи представителей религиозно-нравственной традиции и христианского социализма.
реферат , добавлен 12.02.2010
Течения либерализма и консерватизма. Современные их модификации: неолиберализм и неоконсерватизм. Суть марксистской политической мысли, сложности трансформации и перспективы. Сущность социал-демократической теории и ее влияние на общественное развитие.