Роль политической системы в развитии общества. Контрольная работа: Роль политической системы в развитии общества

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения - поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.

Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:

1. Политика - это отношения между государства‑ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика - это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально‑политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развитии общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;


2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно‑идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно‑политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе - собственно‑политическим - относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно‑политические движения).

Ко второй группе - несобственно‑политическим - относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого‑либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно‑политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической‑системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно‑правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм представляют этико‑моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно‑идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Политическая система общества -- одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты -- основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

. Сопоставьте формационный и локально-цивилизационный подходы к общественно-историческому развитию. Заполните таблицу. Линии

сравнения

Формационный подход

Локально-цивилизационный подход

Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества

Направленность исторического развития

Трактовка понятия «прогресс»

Видение современного мира

Народ времени нет.. Если кому не трудно помогите

В ряде зарубежных стран - Австрии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Испании, многих государств Латинской Америки - выборы являются обязательными. За неучастие в выборах предусмотрен штраф, а в Греции и Турции - лишение свободы.

1) Чем, по вашему мнению, объясняются строгие меры наказания за неучастие в выборах в отдельных странах?
2) Подберите аргументы в подтверждении тезиса: "Участие в выборах - обязанность каждого гражданина".

Читайте также

B4 . Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной

подсистеме политической системы общества?

1)политические традиции

2)партийный устав

3)политические идеалы

4)партийная программа

6)политическая культура

А16. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

А.В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

Б.В политическую систему общества входят органы государственной власти.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А12. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В процессе социализации происходит процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А17. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

2) в её основу положены ратифицированные гос-вом международные документы

3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения.

А20. Верны ли следующие суждения об отрослях права?

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогооблажения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А16. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.

Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Вы находитесь на странице вопроса "Какова роль политической системы в современной жизни общества? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Политическая система и ее роль в жизни общества

Вы знаете, что политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших со­циальных групп.

Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равно­душие к политическим проблемам - явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более вы­соком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.

^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА

Политическая жизнь на первый взгляд кажется несконча­емой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслить ее люди пытались, как вы зна­ете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного ме­ханизма - политической системы. К ее структурным элемен­там (компонентам) относятся: 1. Организационный (государст­во, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (от лат. communicatio - связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование - это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, дого­воров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление. Цель его - обеспечить стабильность и развитие об­щества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение полити­ческой системы как целостного механизма реализации полити­ческой власти и политического управления.

Каждый элемент политической системы имеет свои особен­ности и вносит определенный вклад в осуществление общей це­ли. Рассмотрим подробнее их сущность и роли.

^ ГОСУДАРСТВО - ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с об­ществом и трактуется как государственно организованное сооб­щество - союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от дру­гих, скажем, политических партий рядом признаков.

Главная отличительная черта государства - суверенность, т. е. верховная власть внутри страны и независимость в отно­шениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех зако­ны и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государст­во располагает особыми органами и учреждениями, в том чис­ле принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия на общество ставит государство в особое положение. Оно выступает главным инсти­тутом политической системы.

Основные направления деятельности государства по руко­водству обществом воплощены в его функциях. (Подумайте, ка­кие общественно значимые функции были присущи государст­ву на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?)

Сегодня к наиболее значимым функциям демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, со­циальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия (внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую и пр.) и внешнюю по­литику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; соци­альная функция - в предоставлении социальных гарантий мо­лодежи, престарелым, инвалидам и др.

Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательст­ве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. (Приведите примеры.) Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обще­ством и находят отражение в структуре и деятельности государ­ственного аппарата.

Государственный аппарат - это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется го­сударственная власть и государственное управление.

К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наде­лен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), власт­ными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Федеральное собра-

ние в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Фран­ции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых ре­гулируют общественные отношения и закрепляют государствен­ную политику. Например, положения Конституции РФ закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Последующие нормативные акты придали общей политической линии конкретный харак­тер. Исполнительные органы (правительства) исполняют зако­ны. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.

Подчеркнем, что повседневная практическая работа по пре­творению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию испол­нения закона они обычно сопровождают мерами распорядитель­ного характера. Например, реализуя требование Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Правительством России были установлены невыгодные для мо­нополистов налоговые ставки, введены ограничения на произ­водство отдельных видов продукции и пр. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных норматив­ных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опира­ясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности и пр., они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуще­ствляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются госу­дарственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркива­ется их административный (исполнительно-распорядительный) характер.

В настоящее время во всех индустриально развитых стра­нах мира государственно-административный аппарат представ­ляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ве­домств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и пр. По существу­ющим данным, в нем занято 8% населения - государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, на­чальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.

Государственные служащие работают на постоянной и про­фессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров) они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют ста­бильный костяк государственного аппарата. От профессиональ­ных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, пра­вовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управ­ления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится до­вольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.

Подчеркнем, что государство, являясь главным институтом политической системы, призвано выражать и защищать интере­сы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.

^ РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Среди негосударственных организаций главную роль в по­литической системе играют политические партии. (Подумайте, почему становление современных политических партий ученые относят к XIX в.) Они отличаются от общественно-политиче­ских движений и групп давления наличием организации (про­фессионального аппарата, ведающего вопросами партийной де­ятельности), политической программы и идеологических основ групповой деятельности (партия объединяет группу единомыш­ленников), целью своей деятельности (завоевание, удержание и использование государственной власти для реализации интере­сов определенных социальных групп).

По организационному признаку партии условно подразде­ляются на массовые и кадровые. Массовые партии - многочис­ленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например, были созданы вне парламен­та по инициативе профсоюзов, которые являются коллективны­ми членами этих партий и финансируют их. Кадровые (парла­ментские) партии характеризуются значительной внутренней свободой, отсутствием обычно фиксированного членства и посто­янного источника финансирования. Так, членом республикан­ской или демократической партии в США может объявить се­бя любой американец, поддерживающий партию материально или голосующий за нее.

По идеологическому признаку партии разделяются на кон­сервативные, либеральные, социалистические, коммунистиче­ские, националистические, клерикальные (религиозные) и др.

В демократических странах в связи с ростом среднего класса значительно сокращается социальная база идеологических край­ностей. (Подумайте, чем было вызвано возникновение фашист­ской идеологии в 30-е годы в Германии и Италии. Почему и се­годня в некоторых странах возникает волна неофашизма?) В новых социальных условиях наблюдается дальнейшее сбли­жение идейно-политических основ большинства влиятельных партий. Они не ставят под сомнение государственно-обществен­ное устройство а расходятся в своих программах лишь по во­просу о путях совершенствования общества.

Главный отличительный признак политической партии - притязание на государственную власть, участие во власти. При этом целью партии, как мы выяснили, является реализа­ция интересов определенных социальных сил. Современные пар­тии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с дру­гом за голоса избирателей на выборах в парламент, другие властные структуры. Поскольку социальные интересы воплоще­ны в программах, избиратель, по существу, делает выбор меж­ду их альтернативными вариантами. Не случайно выработка сво­его варианта политики (политического курса) - одна из важнейших функций партий. Они тщательно изучают нужды и запросы социальных групп и слоев, выделяют наиболее острые общественные противоречия. На основе обобщения разносто­ронних сведений вырабатываются общие требования, которым придается характер политических целей и путей развития об­щества. В политических программах обычно подчеркивается на­мерение партий служить интересам всего народа. Тем не менее в них прослеживаются приоритеты, которые делают партии пред­ставителями те: или иных социальных групп. Так, программы социал-демократов (Ирландия, Норвегия, Швеция) направлены обычно на усиление социальной политики в интересах наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, преста­релых, безработных. С приходом к власти социал-демократиче­ских партий, какправило, распространяется влияние профсою­зов, растут расходы на социальные нужды, увеличиваются налоги, что сокращает доходы части населения. Программные установки консерваторов (республиканцев в США, ХДС в ФРГ, консерваторов в Великобритании), напротив, ориентированы на реализацию интересов наиболее состоятельных социальных групп и слоев, крупного бизнеса. Политика этих партий оживляет де­ловую экономическую активность. Вместе с тем сокращаются пособия по безработице, усиливается социальное неравенство.

Партии контролируют механизм выдвижения своих кан­дидатов на выборах и оказывают им всестороннюю поддержку. Четко очерчивая круг социальных проблем, они разъясня­ют избирателям свои подходы к их решению, раскрывают пре­имущества перед альтернативными вариантами, отвечают на во­просы, ведут дискуссии. Тем самым партии оказывают воздействие на политические взгляды и ориентации людей, осо­бенно молодежи, пополняют ряды своих сторонников, приобща­ют их к политике. Иными словами, партии реализуют функ­цию политической социализации граждан.

Многие молодые люди, обучающиеся в колледжах или уни­верситетах, активно включаются в политическую деятельность. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических батали­ях, работая в тех или иных комитетах, молодой человек при­обретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, не­обходимые профессиональному политику. Именно так начинали свою карьеру многие известные политические деятели (приве­дите примеры). Следовательно, воспитание кадров еще одна функция партий.

Они выполняют также посредническую роль между обще­ством и государством. Через партии различные социальные группы имеют возможность выразить свое отношение к прово­димой политике и даже свой протест, который нередко приоб­ретает формы партийных лозунгов и заявлений.

Помимо государства и политических партий, в организа­ционный компонент политической системы входят обществен­но-политические движения (молодежные, женские, экологиче­ские и др.). Они не имеют такого организованного оформления, как партии, и являются относительно аморфными и нестабиль­ными образованиями.

^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Деятельность политической системы осуществляется на ос­нове определенных норм - правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являют­ся правилами политического поведения и воздействия на обще­ство.

О моральных нормах в политике вам многое известно. (По­думайте, при решении каких общественно значимых вопросов профессиональные политики встают перед проблемой морально­го выбора. Как ее решение отражается на жизни общества?)

^ Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента, постановлениях правительства, распоряжениях, приказах министерств, ведомств и других испол­нительных органов.

^ Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических докумен­тах государства и партий, международных документах.

Разделение норм на правовые и политические является ус­ловным, ибо правовые документы в большей или меньшей степени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публич­ным правом (конституционным, частью административного, фи­нансового, уголовного и международного) при ведущей роли кон­ституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновремен­но основополагающими базовыми ценностями страны. Напри­мер, в экономической сфере - это равноправие частной и дру­гих форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социаль­ной - социальное обеспечение; в духовной - идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, пра­ва и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политичес­кие ценности включаются в нормативный компонент политиче­ской системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.

Поскольку законодательные органы занимают особое мес­то в государственном аппарате, публичным правом устанавливаются определенные правила проведения избирательных кам­паний. Большое внимание также уделяется регулированию деятельности исполнительных органов. Гражданин обычно име­ет дело не с министрами или депутатами парламента, а с госу­дарственными служащими налоговых органов, загсов, работни­ками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.

Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.

Политико-правовые нормы дополняются обычаями и тра­дициями (от лат. traditio - передача, предание). Они представ­ляют собой ту часть политического опыта людей, который пе­редается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения. Так, лейбористы в Великобритании уже более девяноста лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения - быть легальной оппози­цией партии консерваторов. При этом отношения между парти­ями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программ­ных установок каждой из сторон.

Политическая система общества -- одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными) , а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского) , типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.) , социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.) , политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами) , характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них) , историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты -- основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.

Совокупность политических ролей обладает свойствами системы: каждый элемент функционален и решает свои определенные задачи. Любая политическая роль имеет смысл и возможность реализации только в едином политическом пространстве, потому что они независимы и влияют друг на друга. Каждый элемент политической системы уникален и не повторяет свойств всей системы. Обладая определенными преимуществами, ролевое представление о политической системе позволяет достаточно четко определить виды и образцы политического поведения, место и роль индивида в политическом процессе, его представления, предпочтения, цели и ориентации, выделить его активно-преобразующее начало. Система политических институтов охватывает все поле политической жизни. Власть осуществляется государством, а борьба за власть организуется политическими партиями и движениями, участие масс в формировании государственных органов регулируется институтом выборов и т. д.

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».