Единоличный участник. Единоличный исполнительный орган

Исполнительный орган юридического лица

Гражданский кодекс РФ не содержит явного определения исполнительного органа.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. (ГК РФ, ст. 54, п. 2)

Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор).


Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое "Исполнительный орган юридического лица" в других словарях:

    ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Юридическая энциклопедия

    Орган юридического лица - лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями… … Википедия

    ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Энциклопедия права

    Коллегиальный исполнительный орган - (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… … Большой юридический словарь

    Орган управления - Орган (управления) (в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью) один из четырех возможных органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной… … Википедия

    Юридические лица - Юридическое лицо по российскому законодательству организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени… … Википедия

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    Представительство (правоотношение) - У этого термина существуют и другие значения, см. Представительство. Представительство предполагает совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании… … Википедия

    РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖНИКА - единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

Корпоративные отношения, возникая и развиваясь внутри организации, представлены с одной стороны лицами - собственниками имущества организации (учредителями юридического лица), с другой - органами, осуществляющими руководство деятельностью образованного собственниками имущества юридического лица. Как известно, органы юридического лица являются субъектами, выражающими волю юридического лица вовне. При этом указанные органы осуществляют различные функции и призваны решать различные задачи. Так, например, основными функциями органа юридического лица являются, во-первых, функции по управлению деятельностью организации, во-вторых, функции по контролю за соблюдением в деятельности управляющих органов юридического лица законодательства Российской Федерации, актов и решений волеобразующих структур.

Исходя из указанных функций, общепринятым в литературе является деление органов юридического лица на две группы:

1. Органы управления.

2. Органы контроля.

При этом в соответствии с действующим законодательством к первой группе органов относятся:

1. Общее собрание.

2. Совет директоров.

3. Исполнительные органы юридического лица.

Ко второй группе органов относится ревизионная комиссия.

Органы управления юридического лица, выражая волю корпорации вовне, являются непосредственными участниками взаимоотношений, возникающих между ними и самим юридическим лицом. Следует отметить, что в научной литературе и правоприменительной практике отсутствует единство в понимании правовой природы указанных отношений. Одной из наиболее распространённых позиций является та, согласно которой отношения, возникающие между органом юридического лица и самой организацией, носят характер трудовых правоотношений. При этом необходимо отметить, что Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее - Закон) в абзаце 3 пункта 3 статьи 69 закрепляет положение, в соответствии с которым на отношения между обществом и исполнительным органом действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям указанного Федерального закона. Особое внимание следует уделить также позиции, занимаемой Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 20.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса» Пленум указал, что «отношения между единоличными исполнительными органами обществ, членами коллегиальных исполнительных органов обществ, с одной стороны, и обществами - с другой, основаны на трудовых договорах». Другой распространённой точкой зрения является та, в соответствии с которой отношения между исполнительным органом и юридическим лицом носят гражданско-правовой характер. Некоторые авторы отмечают, что отношения, возникающие между юридическим лицом и органом, осуществляющим текущее управление деятельностью корпорации, носят характер корпоративного представительства. При этом основанием возникновения указанных отношений является не трудовой договор, а договор особого рода, офертой в котором является согласие кандидата на выдвижение в состав органа юридического лица, а акцептом - решение об избрании. Противоречие в понимании правовой природы отношений между исполнительным органом и корпорацией обусловлено и существованием неоднозначного похода к их определению и в законодательстве. Так, например, Арбитражный процессуальный кодекс содержит статью 225.1 в абзаце 1 пункта 4 которой говорится о том, что «споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц рассматриваются арбитражными судами». Подобная формулировка позволяет говорить о том, что между органом управления и юридическим лицом возникают гражданско-правовые, а не трудовые отношения.

Однако на наш взгляд существование указанных точек зрения не должно вызывать противоречия в понимании правовой природы органа юридического лица, осуществляющего управление деятельностью юридического лица. В настоящее время наиболее распространённой формой существования юридического лица является акционерное общество, поэтому дальнейшее исследование заявленной автором проблемы будет базироваться на решении вопросов, касающихся правового положения управляющего органа юридического лица, на примере акционерных обществ.

Как уже было сказано, управление делами организации осуществляется разнообразными органами: советом директоров, общим собранием акционеров, исполнительным органом юридического лица. При этом следует отметить, что в соответствии с Законом общее собрание акционеров является высшим органом, осуществляющим управление деятельностью корпорации, совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью организации, исполнительный орган, в свою очередь, призван решать вопросы текущего руководства. Взаимоотношения между юридическим лицом и указанными органами могут носить как характер гражданско-правовых отношений, так и характер трудовых отношений. Так, например, общее собрание акционеров является уставным органом юридического лица, соответственно состав общего собрания, его компетенция, порядок подготовки и проведения общего собрания, круг решаемых вопросов определяются Уставом акционерного общества. Следовательно, осуществляя свою деятельность на основании Устава общества, общее собрание акционеров вступает с самим обществом в гражданско-правовые отношения. Основным документом, в соответствии с которым осуществляет текущее руководство деятельностью общества исполнительный орган юридического лица, является договор, заключаемый между обществом и указанным органом. При этом в научной литературе и практике правоприменения общепризнанной является мнение о том, что указанный договор является трудовым. Следует отметить, что в определённых случаях между обществом и исполнительным органом может заключаться и гражданско-правовой договор. Это те случаи, когда в соответствии с Законом полномочия исполнительного органа по решению общего собрания акционеров передаются управляющей организации или индивидуальному предпринимателю. При этом наиболее распространённой ошибкой является отнесение указанного договора к договору доверительного управления имуществом. Доверительное управление устанавливается в отношении имущества, но никак не в отношении организации. Следовательно, если в доверительное управление передаётся предприятие, то оно рассматривается в данном случае не как организация, а как имущественный комплекс, который по своей сути не будет являться юридическим лицом. При этом субъект, осуществляющий доверительное управление, является не исполнительным органом, а «управляющим по договору доверительного управления». Таким образом, договор между обществом и управляющей организацией или индивидуальным предпринимателем является договором особого рода и вполне возможна ситуация заключения не гражданско-правового, а трудового договора с указанными субъектами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что правовая природа взаимоотношений, возникающих между органами управления юридического лица и самим юридическим лицом, действительно носит двойственный характер. При этом особую сложность вызывает определение правовой природы взаимоотношений, возникающих между обществом и его исполнительным органом.

Во-первых, в настоящее время действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не даёт нам легального определения исполнительного органа юридического лица. В ст. 54 имеется лишь указание на то, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Во-вторых, в современной цивилистической литературе под исполнительным органом принято понимать единоличный или коллегиальный орган волеобразования и волеизъявления юридического лица. При этом возможность волеобразования не приравнивается в функции управления в чистом виде. Данная возможность предоставляется исполнительному органу юридического лица не для целей управления, а в целях реализации управления. Выступая в качестве субъекта корпоративных отношений, исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества.

В-третьих, как уже было сказано, исполнительный орган юридического лица может осуществлять свои функции как на основании трудового договора, так и на основании гражданско-правового договора особого рода, заключаемого между указанным органом и обществом.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение исполнительного органа юридического лица: «исполнительным органом юридического лица является единоличный или коллегиальный орган волеобразования и волеизъявления организации, осуществляющий текущее управление деятельностью корпорации на основании заключённого между ним и юридическим лицом договора».

Общепризнанной является позиция, в соответствии с которой исполнительный орган юридического лица призван решать следующие задачи: отвечает за каждодневную работу общества и её соответствие финансово-хозяйственному плану; добросовестно, своевременно и эффективно исполняет решения совета директоров и общего собрания акционеров.

В соответствии с Законом возможны два варианта существования в обществе исполнительного органа:

1. Единоличный исполнительный орган.

2. Одновременное существование единоличного и коллегиального исполнительного органа.

При этом Закон определяет, что возможность одновременного существования единоличного и коллегиального исполнительного органа должна быть прямо предусмотрена Уставом общества, в котором в обязательном порядке определяется компетенция коллегиального органа. Компетенция же единоличного исполнительного органа вне зависимости от существования коллегиального исполнительного органа формируется по остаточному принципу.

Действующее законодательство не закрепляет перечня требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим текущее управление деятельностью организации. Однако следует отметить, что, как правило, генеральным директором или членом правления организации являются физические лица, обладающие полной дееспособностью, имеющие гражданство Российской Федерации и не лишённые по суду права занимать соответствующие должности. Указанные лица не обязаны владеть акциями общества. При этом Закон содержит ряд ограничений, в соответствии с которыми лицо не может замещать должность исполнительного органа юридического лица:

1. Членом коллегиального органа юридического лица может быть только физическое лицо.

2. Генеральный директор не может быть председателем совета директоров.

3. В состав исполнительных органов не могут входить члены ревизионной комиссии и члены счётной комиссии общего собрания акционеров.

4. Совмещение генеральным директором и членом коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров.

В литературе также указывается, что физическое лицо, занимающее должность исполнительного органа юридического лица, для исполнения своих обязанностей должно обладать профессиональной квалификацией, опытом работы в сфере деятельности общества, а также в сфере управления. Необходимо отметить, что в соответствии законодательство не содержит запрета на включение в Устав общества конкретных требований к лицам, которые избираются на должность исполнительного органа юридического лица.

Содержанию статуса единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью посвящена ст. 40 Закона. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

Ввиду сравнительно небольшой численности участников общества с ограниченной ответственностью формирование такого органа позволяет обществу действовать весьма динамично. Речь идет об исполнительном органе, который обязан готовить и осуществлять решения общего собрания, оперативно решать конкретные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы. В качестве такового выступает одно лицо, наделенное полномочиями от имени общества. Наименования здесь применяются разные - генеральный директор, президент, исполнительный директор и др. В Законе нет ограничений в выборе наименований этого органа.

Исполнительный характер единоличного органа выражен в самой процедуре его формирования. Этот орган избирается общим собранием участников общества. Соответствующая компетенция общего собрания установлена в подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона, а порядок голосования и принятия решений - в пп. 7, 8, 10 ст. 37.

Срок полномочий и деятельности единоличного исполнительного органа общее собрание участников общества определяет самостоятельно. В уставе общества этот срок должен быть четко установлен, и его соблюдение является обязательным для общества до тех пор, пока в устав не будут внесены соответствующие изменения. Срок должен быть достаточным для освоения и полного использования компетенции единоличного органа. В то же время он не должен быть чрезмерно продолжительным. Наиболее оправданным представляется срок полномочий исполнительного органа в пределах от двух до трех лет.

Чаще всего в качестве единоличного исполнительного органа избирается один из участников общества. Это позволяет ему лучше разбираться в делах общества, в обстановке и полнее оценивать настроения и поведение участников общества. Ведь именно для общества такого вида характерен лично-открытый характер взаимоотношений его участников.

Не исключено, что по соображениям профессиональной подготовленности, по деловым качествам более подходящей кандидатурой для выполнения компетенции единоличного исполнительного органа будет посторонний человек, не являющийся участником общества. Закон допускает избрание такого лица в качестве исполнительного органа общества (п. 1 ст. 40). Можно лишь рекомендовать более тщательно рассмотреть программу деятельности и оценить реальные способности кандидата.

Устойчивости отношений между обществом и директоров (генеральным директором) в полной мере отвечает договор между ними, под которым во втором абзаце п. 1 ст. 40 Закона подразумевается трудовой договор. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Понятие трудового договора определено в ст. 56, а требования к его содержанию - в ст. 57 ТК РФ. Указанный трудовой договор заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, т.е. является срочным. Поэтому при его заключении необходимо учитывать положения ст. 58, 59 ТК РФ.

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором. Особенности регулирования труда руководителя организации установлены ст. 273-280 ТК РФ.

Следует обратить внимание на то, что трудовой договор с руководителем организации может быть прекращен не только по общим основаниям, предусмотренным статьями гл. 13 ТК РФ. Статья 278 ТК РФ предусматривает дополнительные основания для расторжения трудового договора с руководителем организации.

Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут также по следующим основаниям:

1) в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора;

3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

В случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором.

В соответствии со ст. 280 ТК РФ руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц *(58) .

Закон допускает альтернативные варианты подписания трудового договора с руководителем от имени общества - либо лицом, которое было председателем общего собрания участников, либо участником общества, которому общее собрание поручило подписать договор. Полномочность подписи последнего удостоверяется специальным решением общего собрания.

По общему правилу п. 2 ст. 40 Закона в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный ст. 42 Закона (возможность передачи полномочий такого органа управляющему).

Общество с ограниченной ответственностью со сравнительно небольшим количеством участников не требует сложной структуры управления, присущей крупным акционерным обществам. Общее правило п. 2 ст. 40 рассчитано на создание такими хозяйственными обществами собственных единоличных исполнительных органов во всех или большинстве случаев.

В Законе определены полномочия единоличного исполнительного органа общества (п. 3 ст. 40). Причем перечень его полномочий изложен не как исчерпывающий, а как частично фиксированный и "открытый", позволяющий устанавливать объем полномочий такого органа с учетом задач и специфики деятельности конкретного общества.

Единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Итак, единоличный исполнительный орган действует от имени общества без какой-либо доверенности в рамках компетенции, установленной в уставе общества и соответствующем трудовом договоре. Его деятельность включает в себя представление интересов общества в государственных органах, в суде, в отношениях с партнерами, с кредитными и другими организациями, а также в подписываемых им платежных и иных исходящих от общества документах.

Единоличный исполнительный орган заключает договоры и совершает иные сделки, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества в пределах своей компетенции.

Для оценки законности решений единоличного исполнительного органа о сделках полезно пользоваться разъяснениями, содержащимися в п. 32 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Единоличный исполнительный орган обеспечивает подготовку и представляет совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию участников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками, информирует о текущей финансовой и хозяйственной деятельности, организует выполнение решений общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета).

Единоличный исполнительный орган может быть избран в состав совета директоров (наблюдательного совета), но не вправе возглавлять его. Он руководит персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики.

Одно из прав единоличного исполнительного органа - выдача им доверенностей на право представительства от имени общества. Это бывает необходимо в случае невозможности самому органу выполнить непосредственно те или иные полномочия или при желании обеспечить более широкую и маневренную деятельность общества "вовне". Сказанное относится и к доверенности с правом передоверия тому или иному лицу соответствующих полномочий совершать конкретные действия и подписывать документы. О представительстве и доверенности см. ст. 182-189 ГК РФ.

Особо выделены полномочия единоличного исполнительного органа в сфере трудовых отношений. Это объясняется его положением как лица, курирующего кадровую службу в обществе и непосредственно решающего ряд вопросов организации трудовых отношений. Речь идет о таких полномочиях, как назначение на должность, переводы, увольнение, применение мер поощрения, мер дисциплинарной ответственности. Все эти действия определяются приказами или другими локальными актами исполнительного органа и должны строго соответствовать правилам, введенным ТК РФ *(59) .

К сожалению, на практике нередки нарушения трудового законодательства в коммерческих организациях, когда не оформляются трудовые договоры при приеме на работу, не соблюдаются правила охраны труда, нормы рабочего времени и времени отдыха. Такие случаи в последнее время все чаще становятся основаниями для привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Допускается осуществление единоличным исполнительным органом иных полномочий, кроме перечисленных в п. 3 ст. 40 Закона. Если набор фиксированных полномочий является обязательным и его нельзя игнорировать и сужать, то круг "иных" полномочий дает возможность в максимальной степени отразить конкретные условия деятельности общества и его единоличного исполнительного органа. Нужно соблюдать при этом одно условие: недопустимо включать в компетенцию единоличного исполнительного органа полномочия, отнесенные к компетенции других органов общества - общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества. Для этого следует внимательно ознакомиться со ст. 32-39 Закона и положениями устава общества, регулирующими деятельность названных органов.

В связи с этим уместно обратиться к ст. 91 ГК РФ. В

1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

(см. текст в предыдущей редакции)

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 79 настоящего Федерального закона, по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 174

3. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.

На отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.

Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если полномочия исполнительных органов общества ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений.

4. Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.

В случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.

В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему.

В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.

Все указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если уставом общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет более чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) для решения указанного вопроса в соответствии с уставом общества или внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, необходимо большее число голосов, чем простое большинство голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в таком заседании, указанный вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи.

Вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, если уставом общества предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи.

Если условиями акционерного соглашения, заключенного акционерами общества, предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи, неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по акционерному соглашению не является основанием для освобождения от ответственности или от реализации мер по обеспечению исполнения обязательств, предусмотренных таким соглашением.

6. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке , предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и на котором такой орган не был образован, а если второе заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. Список акционеров общества, которым направляется указанное уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение об образовании единоличного исполнительного органа общества, или в случае, если соответствующее заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.

Уведомление в соответствии с настоящим пунктом направляется от имени общества председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. После направления уведомления акционерам или после раскрытия информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества действует от имени общества до момента образования временного единоличного исполнительного органа общества.

Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества, а также о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.

Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров и об образовании временного единоличного исполнительного органа общества принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

7. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке , предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества и на котором решение о досрочном прекращении полномочий такого органа не было принято. Список акционеров общества, которым направляется уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.

Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров. настоящего Федерального закона. пунктами 6 пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся деятельности фирмы. В нем устанавливается порядок работы предприятия, описывается основная деятельности, формулируются права и обязанности участников. В этом же документе закрепляется правовой статус единоличного исполнительного органа юридического лица. Рассмотрим далее, что это такое.

Общие сведения

Единоличный исполнительный орган юридического лица - это, по сути, специальная должность в фирме, которую занимает гражданин. Он может приобретать и осуществлять права, нести обязанности организации. На практике эта деятельность передается руководителю. Устав ООО, образец которого представлен в статье, определяет сферу его компетенции и прочие вопросы.

Нормативная база

Правовое регулирование деятельности руководителя фирмы осуществляют:

  1. ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
  2. ТК РФ.
  3. ФЗ "Об акционерных обществах".
  4. ГК РФ.
  5. ФЗ "О госрегистрации ИП и юрлиц".
  6. Закон № 161 "О муниципальных и государственных унитарных предприятиях".

Гражданский кодекс

В ГК установлено, что любая организация получает свои права и несет обязанности через собственные органы. Они действуют на основании положений законодательства, прочих нормативных в том числе. К последним, в частности, относят и учредительную документацию. В ней определяется порядок избрания или назначения руководства фирмы. Это положение закреплено в ст. 53 ГК.

Специфика руководящей должности

У любого юрлица должен быть свой Это может быть один субъект или группа граждан. В компетенцию руководства входит оперативная деятельность, контроль и организация работы компании. Именно оно получает права и несет соответствующие обязанности фирмы. В ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определены специальные правила для руководящего аппарата. В первую очередь они касаются порядка управления деятельностью фирмы. В ст. 32, п. 4 указанного ФЗ определено, что руководство текущей работой предприятия осуществляет единоличный исполнительный орган юридического лица самостоятельно либо совместно с коллегиальной структурой. Все субъекты, входящие в аппарат управления фирмы, подотчетны общему собранию и наблюдательному совету. Один из них осуществляет избрание руководства предприятия. Учредитель, он же генеральный директор, подписывает договор с организацией. От ее имени подпись ставит субъект, председательствовавший на общем собрании, где происходило избрание. Уставом это право может быть передано наблюдательному совету. В качестве руководителя может выступать и субъект, не являющийся участником организации.

Директор: полномочия

Руководитель фирмы осуществляет деятельность от ее имени. При этом ему не требуется доверенность. В соответствии с законодательством, выделяют следующие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица:


Специфика избрания

Порядок, в соответствии с которым создается единоличный исполнительный орган юридического лица, закрепляется локальным актом фирмы. Избрание руководителя, а также досрочное снятие его с должности осуществляется общим собранием. В его компетенцию также входит передача полномочий директора управляющему, утверждение последнего и заключение договора с ним. Принятие соответствующего решения производится большинством голосов. Иное количество может определяться уставом. Этим же документом решение указанных выше вопросов может включаться в компетенцию наблюдательного совета.

Замещение руководителя управляющим

Функции единоличного исполнительного органа юридического лица могут быть переданы иной организации либо индивидуальному предпринимателю. Эта возможность закрепляется в ст. 42 ФЗ № 14. До 1 июля 2009 г. действовало правило о том, что полномочия исполнительного органа фирмы могут передаваться управляющему, если это прямо предусмотрено в локальном документе. Это условие было отменено ФЗ № 312.

Правила для АО

Они устанавливаются в ФЗ № 208. Как и в предыдущем случае, управление делами фирмы может осуществлять один субъект самостоятельно либо совместно с правлением. Руководящий аппарат подотчетен совету директоров и общему собранию. В локальном документе фирмы, предусматривающем совместное управление, определяется компетенция коллегиальной структуры. Единоличный исполнительный орган юридического лица в этом случае занимает должность ее председателя.

Компетенция руководителя АО

Президент компании решает все вопросы, касающиеся управления текущей работой фирмы. В его компетенцию не включаются задачи, отнесенные к ведению наблюдательного совета или общего собрания. Руководитель фирмы без доверенности представляет ее интересы, совершает от ее имени сделки, принимает работников в штат, увольняет их и переводит, дает указания и издает приказы, которые обязательны для выполнения всеми сотрудниками.

Порядок создания исполнительного органа в АО

В соответствии с общим правилом, образование руководящей структуры на предприятии входит в компетенцию собрания акционеров. На нем же принимается решение о досрочном освобождении субъекта от должности. В указанных процедурах участвуют владельцы голосующих акций. Решения принимаются большинством от общего числа, присутствующего на собрании. Указанные вопросы также могут быть включены в компетенцию наблюдательного совета.

Сведения в ЕГРЮЛ

В Единый госреестр вносятся все данные единоличного исполнительного органа юридического лица в обязательном порядке. В случае изменения каких-либо сведений, запись в ЕГРЮЛ подлежит корректировке. Перечень обязательных сведений, которые должны вноситься в Единый госреестр, определен ст. 5 ФЗ № 129. К ним относят:


Трудовые отношения

Они регулируются ТК РФ. с единоличным органом управления регламентируются гл. 43 Кодекса. В ст. 273 ТК разъясняется понятие руководителя. Им выступает гражданин, который, согласно нормативным, в том числе, локальным актам, осуществляет управление предприятием, выполняет функции его исполнительного (единоличного) органа.

Прекращение действия трудового контракта

Кроме общих оснований, в ст. 278 ТК установлены дополнительные условия расторжения контракта. К ним относят:


Гарантии для руководителя

При расторжении контракта по основаниям, предусмотренным в п. 2 ст. 278 ТК, в случае отсутствия вины в действиях/бездействии директора, ему должна быть выплачена компенсация. Ее величина устанавливается в трудовом договоре. При этом размер компенсации не может быть меньше трехкратного среднего заработка в месяц. Это правило установлено в ст. 279 ТК. При расторжении контракта с руководителем предприятия, а также заместителем директора и гл. бухгалтером вследствие смены собственника, новый владелец имущества фирмы обязан выплатить этим работникам денежную компенсацию. Ее величина должна быть не меньше 3-кратной средней зарплаты за месяц. Данное правило установлено ст. 181 ТК. Руководитель предприятия вправе досрочно прекратить трудовой договор. При этом он обязан предупредить об этом собственника за 1 мес. Уведомление направляется в письменном виде.

Обязанности

В законах, регламентирующих деятельность организаций, определена ответственность исполнительного органа. При реализации своих прав, он обязан действовать разумно, исключительно в интересах предприятия. Все убытки, причиненные по вине руководителя, должны возмещаться им в полном объеме. Материальная ответственность исполнительного органа установлена ст. 277 ТК. Руководитель отвечает за действительный прямой ущерб, нанесенный фирме. Расчет убытков, возникших вследствие его действий/бездействий, осуществляется согласно нормам ГК. К ответственности не привлекается руководитель:


Разъяснения

При установлении оснований и степени ответственности руководителя должны учитываться обычные нормы делового оборота и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение. Материальная компенсация предусматривается только в случае установления вины субъекта. В ч. 1 п. 1 ст. 401 ГК определено, что руководитель, который не исполнил обязательства или выполнил их ненадлежащим образом, несет ответственность по закону, кроме тех случаев, когда иные основания предусмотрены договором либо иными нормативными актами. Субъект может признаваться невиновным, если он принял все необходимые меры при той степени осмотрительности и заботливости, которые требовались от него, для исключения ущерба. По п. 4 ст. 401 ГК, ничтожным считается заранее заключенное соглашение об ограничении либо исключении ответственности за умышленное неисполнение обязательства. В соответствии с законодательством, правом обратиться с иском о возмещении вреда, нанесенного организации руководителем, обладает любой ее участник.

Правила применения санкций к управляющему

По смыслу законодательства, на данное лицо распространяются положения п. 3 ст. 401, если законодательство или договор не предполагают иных условий ответственности. К субъекту применяются соответствующие санкции в случае неисполнения им принятых на себя обязательств, если он не докажет, что выполнение их было невозможным по уважительным причинам, обстоятельствам непреодолимой силы (непредотвратимых и чрезвычайных в конкретных условиях). К ним нельзя относить, например, нарушение обязательств со стороны контрагентов, отсутствие необходимой продукции на рынке или денежных средств у самого должника.

Применение санкций к коллегиальному руководству

Если в организации управление осуществляет несколько субъектов совместно, то они несут Санкции могут применяться только к тем членам коллегиального руководства, которые голосовали за принятие решения, повлекшего нанесение фирме ущерба. Ответственность за убытки несут и воздержавшиеся.