Хозяйственные общества разделяются на публичные и. Что такое публичные и непубличные акционерные общества


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Публичная компания: подробности для бухгалтера

  • Международные холдинговые компании: особенности налогообложения

    Этого статуса установлены для публичных компаний и их дочерних компаний... участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. До... участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых МХК. Необходимые сведения... на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями. Рассмотрим новые нормы подробнее. ... участия в организациях, не являющихся публичными компаниями, более 50% активов которых... на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями (пп. 1.2 п...

  • К вопросу об использовании зарубежного опыта в реформировании российского аудита

    Также деятельность менеджеров и директоров публичных компаний, т. е. обязанности не... SOX устанавливается ответственность топ-менеджмента публичной компании, выражаемая в обязанности генерального... фирм, занимающихся аудитом финансовой отчетности публичных компаний (SEC Practice Section , SECPS). ... Совет по надзору за отчетностью публичных компаний (Public Company Accounting Oversight ... аудиторские организации, осуществляющие аудит отчетности публичных компаний, стали подлежать регистрации при...

  • Общие и специальные ставки по налогу на прибыль

    Акциям (долям) МХК, которые являются публичными компаниями на день принятия решения такой... которых зарегистрированы такие компании, являлись публичными компаниями по состоянию на 01.01 ...

  • Мошенничество с финансовой отчетностью. Обзор судебных разбирательств за 2016 год

    Составлением и представлением финансовой отчетности публичными компаниями. Количество таких дел в... запрещено руководить и быть директором публичной компании, на него налагается штраф... запрещено работать директором либо руководителем публичной компании в течение пяти лет. ... отчетности и в аудите публичных компаний в течение последующих пяти... за 1 долл., в публичную компанию, котирующуюся на Нью-Йоркской... отстранены от возможности работать в публичных компаниях. Представленный обзор расследований и...

  • Отчетность в формате XBRL: опыт подготовки

    Мною была подготовлена отчетность крупной публичной компании в XBRL. Основной проблемой, с... США, где с 2008 года публичными компаниями публикуется отчетность в формате XBRL ... США отчетность в XBRL предоставляется публичными компаниями с 2008 года. Однако споры... по МСФО в формате XBRL. Публичные компании в США имеют большой опыт... всего, не окупятся. А вот публичным компаниям, ценные бумаги которых торгуются на... МСФО с применением XBRL. Если публичные компании заинтересованы в том, чтобы зарубежные...

  • Обзор изменений законодательства за сентябрь 2016 г.

    Участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Таким участием... участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями, которые, в... или несколько организаций, не являющихся публичными компаниями. В случае смешанного участия в... для последовательности, в которой присутствует публичная компания. При этом доля участия для...

  • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019

    Суверенный фонд, российская или иностранная публичная компания с акциями / депозитарными расписками более...

  • Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России за 2017 год

    Недвижимым имуществом – 1% Иное – 9% Публичные компании – 50% Непубличные компании – 50% С...

  • Коротко о новых «русских офшорах»

    Дату выплаты дивидендов должна быть публичной компанией. C. Доходы от реализации (иного...

  • Что показало обсуждение законопроекта о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности

    Предприятиям Обязательному аудиту подлежат только публичные компании Дания Подлежат обязательному аудиту абсолютно...

Параграф 2 гл.4 ГК содержит общие правила о хозяйственных товариществах и обществах. Общие правила содержатся в ст.66-68, в данные статьи внесены изменения с 01.09.14. ст.66 закрепляет легальное определение хозяйственного общества – это корпоративная коммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом; имущество, созданное за счет вкладов учредителей, принадлежит ему на праве собственности.

Особенности хозяйственного общества:

  • 1. Наличие членства.
  • 2. Наличие уставного капитала, разделенного на определенное число акций или долей.
  • 3. Принадлежность обществу имущества на праве собственности.
  • 4. Наличие у участников общества корпоративных прав по отношению к обществу.
  • 5. Управление осуществляется путем формирования общего собрания, решения принимаются путем голосования.
  • 6. Общая правоспособность хозяйственного общества.

Ст.66.3 – публичные и непубличные общества.

Вводится новая для российского права классификация на публичные и непубличные общества. Значение классификации: оградить акционерные общества, чьи акции не размещаются публично, от излишнего регулирования акционерного законодательства.

Критерии отнесения хозяйственного общества к публичным:

  • 1. Наличие в фирменном наименовании указания на публичность общества.
  • 2. Публичное размещение акций общества на бирже; публичное размещение ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Указанные критерии подлежат применению к тем АО, которые были созданы до 01.09.14 и отвечают признакам публичности. Закон установил, что публичными могут быть только АО, к числу непубличных могут относиться общества с ограниченной ответственностью и АО. Характер правового регулирования внутри публичных и непубличных обществ должен существенно различаться.

Публичные общества размещают акции на бирже путем открытой подписки, имеют возможность привлекать любых третьих лиц к участию в обществе, а, значит, своими действиями могут нарушить права и интересы неопределенного круга лиц. Для предотвращения таких нарушений правила относительно регулирования корпоративных отношений в публичных обществах должны быть более строгими.

Непубличные общества привлекают к участию тесных или заранее определенный круг лиц. ГК в новой редакции позволяет непубличным обществам изменять общие правила, установленные законом специальным законодательством, такие изменения осуществляются в учредительном документе – уставе. Решение об установлении иных правил, чем те, которые предусмотрены ГК, должно приниматься всеми участниками общества единогласно. ГК лишь определяет рамки диспозитивности.

ГК предусматривает возможность для непубличных обществ изменить компетенцию общего собрания участников – может быть как сужена, т.е. часть вопросов, которые по закону рассматриваются общим собранием, могут быть переданы на управления коллегиальному органу управления (совет директоров), так и расширена, т.е на рассмотрение общего собрания могут быть отнесены такие вопросы, которые общим собранием не рассматриваются. ГК установил ряд вопросов, которые не могут быть переданы на рассмотрение иного органа. Вопросы, которые общее собрание решает всегда:

  • 1. Внесение изменений в устав.
  • 2. Реорганизация и ликвидация.
  • 3. Формирование органов управления (коллегиальных и исполнительных)
  • 4. Определение количества номинальной стоимости категории объявленных акций, а также определение прав, которые предоставляются акциями.
  • 5. Увеличение уставного капитала, непропорционально долям участников или за счет третьих лиц.
  • 6. Утверждение внутренних документов, которые не являются учредительными.

В перечень вопросов, которые относятся к рассмотрению общего собрания, ст.66.3 не относит вопросы распределения прибыли и убытков. В литературе не сложилось однозначного мнения относительно возможности передачи вопроса о распределении прибыли и убытков на рассмотрение иного органа. ГК содержит ст.67.1 п.2, закрепляет исключительную компетенцию собрания участников хозяйственного общества: исключение участника из общества, распределение прибыли и убытков. Лектор считает, что здесь следует говорить о том, что есть противоречие норм 66.3 и 67.1.

ГК допускает отказ от создания коллегиального органа, при условии, что все функции такого органа будут переданы коллегиальному органу управления. В непубличном обществе возможно исключить из числа органа ревизионную комиссию. ГК дозволяет устанавливать иной порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания участников и акционеров.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Аббревиатуры ЗАО и ОАО знакомы даже тем, кто не имеет отношения к бизнесу, поэтому их расшифровка не вызывает сложности. Это разные формы акционерных обществ (АО) – закрытое и открытое, отличающиеся друг от друга возможностями продажи акций и управления компанией. Несколько лет назад была проведена законодательная реформа, дающая более правильные названия этим субъектам хозяйственной деятельности.

Что такое НАО

В 2014 году были пересмотрены определения, касающиеся организационно-правовых форм юридических лиц. Федеральный закон № 99 от 5.05.2014 внес поправки в законодательство и упразднил понятие ЗАО. Одновременно вводилось новое разделение для хозяйственных обществ, различая их по критерию открытости для третьих лиц и возможности стороннего участия.

Статья 63.3 Гражданского кодекса (ГК) дает определение новым понятиям. Согласно статье, хозяйственные общества бывают:

  • Публичные (ПО). Это такие компании, акции которых свободно обращаются в соответствии с Законом № 39 от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг». Альтернативным требованием, относящим организацию к категории ПО, является указание на публичный характер в названии.
  • Непубличные (НО). Все остальные, не являющиеся публичными.

Законодательная формулировка не дает четкого определения непубличного общества, и опирается на исключающий принцип (все, что не ПО, то является НО). Юридически это не очень удобно, потому что создает нагромождение формулировок при попытке определить термины. Аналогичным образом обстоит дело и с установлением значения непубличного акционерного общества (НАО). Определить его можно только по аналогии (НАО – это АО с признаками НО), что тоже некомфортно.

Зато юридическая процедура перехода к новым определениям отличается простотой. Закон № 99-ФЗ признает публичными акционерными обществами все АО, созданные до 1 сентября 2014 года и отвечающие квалификационным признакам. А если такая компания по состоянию на 1 июля 2015 г. имеет в уставе или названии указание на публичность, а по сути, не являющейся ПАО, то ей дается пять лет, чтобы начать открытый оборот ценных бумаг или перерегистрировать название. Значит, 1 июля 2020 года – это окончательный срок, когда по закону должен завершиться переход на новые формулировки.

Организационно-правовая форма

Публичные и непубличные акционерные общества различаются согласно статье 63.3 Гражданского кодекса. Определяющим признаком является свободный оборот акций компании, поэтому будет ошибкой механически переводить старые определения в новые (например, считать, что все ОАО автоматически становятся ПАО). Согласно законодательству:

  • К числу публичных акционерных обществ относятся не только ОАО, но и ЗАО, имеющие открыто размещенные облигации или другие ценные бумаги.
  • В категорию непубличных АО входят акционерные компании закрытого типа, плюс – ОАО, не имеющие акций в обороте. При этом, категория НО будет еще шире – помимо НАО, сюда входит и ООО (общества с ограниченной ответственностью).

Учитывая специфический характер ЗАО, упрощающий задачу концентрации активов в руках группы лиц, объединение его в одну группу с ООО вполне логично. Законодательная необходимость создания категории НО становится предельно понятной – это объединение в одну группу хозяйственных обществ, исключающих стороннее влияние. При этом, непубличное общество с ограниченной ответственностью без особых сложностей может быть преобразовано в НАО (обратный процесс тоже возможен).

Отличие публичного акционерного общества от непубличного

Сравнивая между собой ПАО и НАО важно понять, что каждое из них имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от конкретной ситуации. Например, публичные АО дают больше возможностей для привлечения инвестиций, но при этом они менее устойчивы при корпоративных конфликтах, чем непубличные акционерные общества. В таблице показаны основные различия между двумя типами хозяйственных субъектов:

Характеристики

Публичные АО

Непубличные АО

Наименование (до 1.07.2020 прежние формулировки будут признаваться законом)

Обязательно упоминание о публичном статусе (например, ПАО «Весна»)

Указание отсутствия публичности не требуется (например, АО «Лето»)

Минимальный размер уставного капитала, рублей

1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)

Число акционеров

Минимум 1, максимум не ограничен

Минимум 1, когда число акционеров начинает превышать 50 человек, требуется перерегистрация

Торговля акциями на бирже

Возможность открытой подписки для размещения ценных бумаг

Преимущественное приобретение акций

Наличие совета директоров (наблюдательного совета)

Можно не создавать

Характеристика и отличительные особенности

С точки зрения законодательства, непубличная акционерная компания представляет собой особую категорию субъектов хозяйственной деятельности. К числу основных отличительных особенностей относятся:

  • Ограничения по приему участников. Это могут быть только учредители. Они выступают единственными акционерами, так как акции компании распространяются только среди них.
  • Уставной капитал имеет нижний предел в 100 МРОТ, который формируется за счет внесения имущества или денежных средств.
  • Регистрации непубличного АО предшествует подготовка не только устава компании, но и корпоративного договора между учредителями.
  • Управление НАО осуществляется с помощью общего собрания акционеров с нотариальной фиксацией решения.
  • Количество сведений, которые непубличное АО должна размещать в открытом доступе гораздо меньше, чем у других видов АО. Например, непубличные акционерные общества, за небольшим исключением, освобождены от обязанности публикации годовых и бухгалтерских отчетов.

Раскрытие информации о деятельности третьим лицам

Принцип публичности подразумевает размещение в открытом доступе информации о деятельности компании. К числу сведений, которые публичная акционерная компания должна публиковать в печати (или в Интернете), относятся:

  • Годовой отчет компании.
  • Годовая отчетность бухгалтерии.
  • Перечень аффилированных лиц.
  • Уставная документация акционерной компании.
  • Решение об эмиссии акций.
  • Уведомление о проведении собрания акционеров.

На непубличные акционерные компании эти обязанности по раскрытию информации распространяют в сокращенной форме и относятся только к организациям, имеющим более 50 акционеров. В этом случае в общедоступных источниках обнародуется:

  • Годовой отчет;
  • Годовая бухгалтерская отчетность.

Определенная информация о непубличном АО вносится в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). К числу этих данных относятся:

  • информация о стоимости активов на последнюю отчетную дату;
  • сведения о лицензировании (в том числе – приостановления, повторного оформления и прекращения лицензии);
  • оповещение о введении наблюдения по определению арбитражного суда;
  • подлежащие публикации в соответствии со статьями 60 и 63 Гражданского кодекса РФ (уведомления о реорганизации или ликвидации юрлица).

Устав

В связи с законодательными изменениями, вызванными появлением новых организационно-правовых форм (публичные и непубличные акционерные общества), АО должны провести процедуру переорганизации с внесением изменений в устав. Для этого созывается совет акционеров. Важно, чтобы вносимые изменения не противоречили Федеральному закону № 146 от 27.07.2006 и обязательно содержали упоминание о непубличности организации.

Типовая структура устава непубличного АО определяется статьями 52 и 98 Гражданского кодекса РФ, а также Законом № 208 от 26.12.1995 «Об акционерных обществах». К числу обязательных сведений, которые должны указываться в этом документе относятся:

  • наименование компании, ее местонахождение;
  • сведения о размещенных акциях;
  • информация об уставном капитале;
  • величина дивидендов;
  • порядок проведения общего собрания акционеров.

Управление организацией и руководящие органы

В соответствии с действующим законодательством, устав акционерной компании должен содержать описание организационной структуры компании. В этом же документе должны рассматриваться полномочия управляющих органов и определяться порядок принятия решений. Организация управления зависит от размеров компании, бывает многоуровневой и имеет разные виды:

  • общее собрание акционеров;
  • наблюдательный совет (совет директоров);
  • коллегиальный или единоличный исполнительный орган (правление или директор);
  • ревизионная комиссия.

Закон № 208-ФЗ определяет общее собрание высшим органом правления. С его помощью акционеры реализуют свое право на управление акционерным обществом, путем участия в этом мероприятии и голосовании по вопросам повестки дня. Такое собрание бывает годовым или внеочередным. Устав общества определят границы компетенции этого органа (например, часть вопросов может решаться на уровне наблюдательного совета).

В силу организационных сложностей, общее собрание не может решать оперативные вопросы – для этого избирается наблюдательный совет. К числу вопросов, которые решает эта структура, относятся:

  • определение приоритетов деятельности непубличной акционерной компании;
  • рекомендации по размерам и порядку выплаты дивидендов;
  • увеличение уставного капитала акционерного общества через размещение дополнительных акций;
  • одобрение крупных финансовых сделок;
  • созыв общего собрания акционеров.

Исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным. Эта структура подотчетна общему собранию и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом, к компетенции этого органа (особенно в коллегиальном виде) относятся самые сложные вопросы текущей деятельности непубличной акционерной компании:

  • разработка финансово-хозяйственного плана;
  • утверждение документации по деятельности общества;
  • рассмотрение и принятие решений о заключении коллективных договоров и соглашений;
  • согласование правил внутреннего трудового распорядка.

Выпуск и размещение акций

Процесс регистрации акционерного общества сопровождается вводом в обращение специальных ценных бумаг. Их называют акциями, и по Закону № 39-ФЗ они дают владельцу право:

  • получать дивиденды – часть прибыли компании;
  • участвовать в процессе управления акционерным обществом (если ценная бумага является голосующей);
  • владения частью имущества после ликвидации.

Ввод в обращение ценных бумаг называется эмиссией. При этом акции могут иметь:

  • документарную форму, подтверждая права владения с помощью сертификата;
  • бездокументарную, когда запись о владельце делается в специальном реестре (в этом случае, понятия «ценные бумаги» и «выпускать акции» носит условный характер).

После эмиссии следует распределение (размещение) акций среди владельцев. Процесс принципиально отличается у ПАО и НАО, реализуя разные способы получения прибыли у этих компаний. Широкий канал распределения ценных бумаг в первом случае, подразумевает более тщательный контроль деятельности со стороны государственных органов. В таблице показано, какие отличия имеют публичные и непубличные акционерные общества в размещении акций:

Публичное АО

Непубличное АО

Регистрация выпуска акций

Необходимо зарегистрировать публичный проспект эмиссии ценных бумаг (специальный документ с информацией об эмитенте и выпуске акций).

Требуется устав и договор учредителей

Круг акционеров

Не ограничен

Не более 50 человек

Размещение акций

Публично на фондовой бирже и других рынках ценных бумаг

Среди акционеров (или под их контролем), открытая подписка и свободное обращение на биржах отсутствуют

Возможность акционера на отчуждение (продажу) акций

Под контролем других участников АО

Свободная

Заверение решений АО и ведение реестра акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом правления компании, определяющее дальнейшее развитие организации. При этом, большое значение имеет юридически правильное составление протокола и заверение принятых решений, избавляющее участников, членов правления и руководителя от взаимных претензий и споров о подлоге. Согласно Закону № 208-ФЗ протокольная документация должна содержать:

  • время и место проведения общего собрания акционеров непубличного АО;
  • количество голосов, принадлежащих владельцам голосующих акций;
  • общее число голосов акционеров, которые принимают участие;
  • указание председателя, президиума, секретаря, повестки дня.

Обращение к услугам нотариуса сделает протокол более защищенным и увеличит уровень достоверности этого документа. Этот специалист должен лично присутствовать на собрании, и зафиксировать:

  • факт принятия конкретных решений, указанных в протоколе собрания;
  • количество присутствующих акционеров непубличного АО.

Альтернативой обращения к нотариусу будут услуги регистратора, который ведет реестр акционеров. Процедура и порядок подтверждения в данном случае будут аналогичными. Согласно законодательству, с 1 октября 2014 года ведение реестра акционеров стало возможно только на профессиональной основе. Для этого акционерные общества должны обращаться к услугам компаний, имеющих специализированную лицензию. Самостоятельное ведение реестра наказывается штрафом до 50 000 рублей для руководства, и до 1 000 000 рублей – для юрлиц.

Изменение организационной формы

Реформирование акционерных обществ, начатое в 2014-2015 годах Законом № 99-ФЗ должно завершиться в 2020 году. К этому времени все официальные названия компании должны быть перерегистрированы в установленной законом форме. В зависимости от наличия публичности, прежние ЗАО и ОАО трансформируются в ПАО и АО. Указание непубличности по закону не является обязательным, поэтому аббревиатура НАО может не использоваться в официальных реквизитах компании, а наличие акций в свободном обороте позволяет обойтись без сокращения ПАО.

Законодательство разрешает изменение формы собственности из ПАО в НАО и наоборот. Например, для того чтобы преобразовать Непубличное АО, необходимо:

  • Увеличить уставной капитал, если он меньше 1000 МРОТ.
  • Провести инвентаризацию и аудиторскую проверку.
  • Разработать и утвердить измененный вариант устава и сопутствующих документов. При необходимости производится переименование организационно-правовой формы на ПАО (по закону это не является обязательным, при наличии акций в свободном обращении).
  • Провести перерегистрацию.
  • Передать имущество новому юрлицу.

Подготовка учредительных документов

Особое внимание при перерегистрации НАО следует уделять правильному составлению документации. Организационно, этот процесс распадается на два этапа:

  • Подготовительная часть. Подразумевает заполнение заявления по форме Р13001, проведение собрания акционеров и подготовку нового устава.
  • Регистрация. На этом этапе меняются реквизиты компании (потребуется новая печать и бланки), о чем следует предупредить контрагентов.

Преимущества и недостатки­

Если сравнивать возможности ПАО и НАО, то каждое из них имеет свои плюсы и минусы. Но, в зависимости от конкретной бизнес-ситуации, подходящим окажется тот или иной вариант. Непубличные акционерные общества имеют следующие преимущества:

  • Минимальный размер уставного капитала составляет 100 МРОТ для НАО (у Публичного АО эта цифра в 10 раз больше). Но этот плюс сразу становится минусом, если сравнивать с аналогичным показателем для ООО – 10 000 рублей, что делает форму общества с ограниченной ответственностью более доступной для малого бизнеса.
  • Упрощенная форма приобретения акций. Государственная регистрация договора купли-продажи не требуется, необходимо только внести изменения в реестр.
  • Большая свобода в управлении компанией. Это следствие ограниченного круга владельцев акций.
  • Ограничения по раскрытию информации. Не все акционеры желают, чтобы информация об их доле в уставном капитале или количестве акций была доступна широкому кругу людей.
  • Менее рисковые вложения для инвесторов, чем в случае с публичной акционерной компанией. Отсутствие открытых торгов акциями – это хорошая защита от нежелательной возможности покупки контрольного пакета акций третьим лицом.
  • Меньшие затраты на делопроизводство, чем у ПАО. Требования к непубличной документации не такие серьезные, чем к той, которую предстоит обнародовать.

Если проводить сравнение с публичной АО, то непубличные акционерные компании имеют ряд недостатков. К ним относятся:

  • Закрытый характер очень сильно ограничивает возможности по привлечению сторонних инвестиций.
  • Процесс создания компании усложняется необходимостью госрегистрации выпуска акций (дополнительно это ведет к увеличению уставного капитала).
  • Процесс принятия решений может находиться в руках небольшой группы людей.
  • Ограничения на число акционеров в 50 человек по сравнению с неограниченным количеством у публичного АО.
  • Сложности с выходом из состава участников и продажи своих акций.

Видео

Новым критерием классификации обществ в ГК РФ является критерий их публичности. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признаются непубличными.

Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным общества. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами - им нечего котировать на биржах*(23) .

Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным и наоборот. Следовательно, принятие большинством акционеров на общем собрании решения об изменении наименования акционерного общества, а именно включение указания на его публичный характер, а также решения о внесении соответствующих изменений в устав позволяет изменить статус данного акционерного общества, Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных "акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания. При этом акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года (даты вступления в силу изменений в ГК) и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Сведения о публичном статусе акционерного общества должны быть известны всем третьим лицам непосредственно из наименования данного юридического лица. Таким образом, публичное акционерное общество обязано представить для включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус. Также этот статус должен быть отражен в уставе, утвержденном решением собрания акционеров.

Можно выделить следующие признаки публичных обществ:

Во-первых, обязанности по ведению реестра акционеров публичного общества и исполнение функций его счетной комиссии должны быть возложены на профессиональную независимую организацию. Эта же организация должна будет подтверждать достоверность протоколов общих собраний публичных акционерных обществ.

Во-вторых, в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

В-третьих, на публичные общества возлагается обязанность публичной отчетности.

Что касается непубличных акционерных обществ, то их деятельность менее регламентирована законом. Так, согласно п. 3 ст. 66.3 ГК по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52 ) хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

Вопрос о необходимости разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные возник достаточно давно. Фактически такое разделение существовало и ранее, однако юридически оно не было оформлено.

Это обусловлено тем, что подавляющее число открытых акционерных обществ, несмотря на свою организационно-правовую форму, по своей сути всегда являлись непубличными компаниями. Они не осуществляли открытую подписку на ценные бумаги, и их ценные бумаги не обращались на биржах. Однако наиболее крупные акционерные общества можно было отнести к публичным обществам, поскольку на их акции осуществлялась открытая подписка и они обращались на бирже.

Тем не менее, в связи с тем, что в свое время в рамках приватизации государственного и муниципального имущества организационно правовая форма открытого акционерного общества большинству из них была по существу навязана, они были вынуждены исполнять требования законодательства по раскрытию информации, неся при этом различного рода издержки. Над многими акционерными обществами, висела угроза штрафных санкций за нарушение или ненадлежащее исполнение этих требований со стороны регулятора. И это при том, что сведения, поступающие от таких акционерных обществ в информационное поле рынка ценных бумаг, представляли небольшой интерес для его участников, тем самым засоряя его.

Принципиальное различие между публичными и непубличными обществами заключается в том, что к публичным обществам в большей степени применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов. Тогда как применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции.

Публичных компаний в России насчитывается немного, подавляющее большинство акционерных обществ являются непубличными. В совокупности с преобладающей в России организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью (94% от общего числа коммерческих организаций*(24) ) непубличные компании составляют абсолютное большинство юридических лиц в предпринимательской сфере. Применение ко всем этим субъектам диспозитивного регулирования позволяет сделать вывод о либерализации российского законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

В связи с проведенной реформой корпоративного права изменилась классификация хозяйственных обществ, ставшая привычной за достаточно продолжительный период существования. Теперь нет ОАО и ЗАО. На смену им пришли публичные и непубличные Далее рассмотрим изменения более подробно.

Новые категории: первые сложности

Итак, вместо ОАО и ЗАО появились публичные и непубличные общества. Закон изменил не только непосредственно определения, но и их сущность и признаки. При этом категории не стали равнозначными. Так, ЗАО не может стать автоматически непубличным, так же как и ОАО - публичным. Принятые формулировки норм могут быть истолкованы двояко. Разъяснений на сегодняшний день недостаточно, а судебная практика отсутствует вовсе. В связи с этим неудивительно, что компании могут столкнуться со сложностями в процессе самоопределения.

Цели новой классификации

Зачем нужно было вводить публичные и непубличные общества? Правила регулирования внутрикорпоративных отношений, существовавшие для ЗАО и ОАО, по мнению нормотворцев, оказались недостаточно четкими. Новая классификация, предположительно, должна установить дифференцированные режимы управления для компаний, отличающихся характером оборота и долей, а также количеством участников.

Суть и признаки ПО

Публичным следует считать акционерное общество, в котором акции и ценные бумаги, конвертируемые в них, размещаются посредством открытой подписки или публичного оборота в соответствии с условиями, установленными нормативными актами. Оборот осуществляется внутри неопределенного круга участников. Публичное общество отличается динамично меняющимся и неограниченным субъектным составом. Открытость означает, что компания ориентирована на широкий круг участников. Для публичного общества характерно большое число разноплановых акционеров. Для соблюдения баланса интересов участников деятельность в таких АО регламентируется преимущественно императивными нормами. Они предписывают стандартные, однозначные правила поведения корпоративных участников. Использование положений, которые не допускается изменять по усмотрению преобладающих субъектов компании, гарантирует привлечение инвестиций.

Деятельность ПО

Публичными обществами осуществляется заимствование на рынке акций среди неограниченного числа лиц. Эти корпорации охватывают широкий круг разноплановых инвесторов. В частности, ПО взаимодействуют с государством, банками, инвестиционными компаниями, фондами коллективного и пенсионного инвестирования, мелкими индивидуальными субъектами. Деятельность, которую осуществляют публичные общества, как выше было сказано, регулируется императивными нормами. Это указывает на относительно невеликую свободу внутрикорпоративной организации.

Сущность НО

Непубличным считается общество, не отвечающее признакам, установленным законом для публичной компании. Указанные критерии приведены в ст. 66.3 ГК. НО - корпорации, которые размещают ценные бумаги внутри заранее установленного круга субъектов. Они не выходят в открытое обращение. Кроме этого, НО основываются на малооборотном активе - долях ООО. Публичные и непубличные общества отличаются используемыми механизмами управления внутрикорпоративными отношениями. Так, НО могут применять особые субъектного состава участников. Они обладают большей свободой внутрикорпоративной самоорганизации.

Особенности функционирования НО

Деятельность, которая осуществляется непубличными обществами, регламентируется преимущественно диспозитивными нормами. Они допускают введение индивидуальных порядков поведения участников компании по их усмотрению. Непубличными обществами не осуществляется заимствование на рынке акций.

Нормативное разделение

На сегодняшний день граница между императивным и диспозитивным управлением проходит между АО и ООО. Реформа ГК несколько сдвинула ее. Однако, по мнению некоторых критиков, анализирующих порядки, по которым существуют сегодня публичные и непубличные акционерные общества, происходит некоторое смешение разных при отнесении их к какой-либо из категорий. Однако на этот счет есть и иное мнение. При включении корпораций в публичные и непубличные акционерные общества основополагающие различия между субъектами под сомнение не ставится. Достаточно четко выражены особенности оборота ценных бумаг и долей, что является основным признаком для классификации. Разделение на публичные и непубличные общества сведено исключительно к попытке сформировать общие режимы управления. При этом расширение влияния диспозитивных норм не распространяется на особенности, отличающие оборот ценных бумаг. В связи с недостаточной практикой и отсутствием ряда четких формулировок отнесение некоторых АО в публичные и непубличные общества затруднено.

Сравнительная характеристика

Публичные и непубличные общества главным образом отличаются способом, который используется при размещении ценных бумаг. Как осуществляются эти процедуры в НО и ПО, описано выше. Под публичным размещением ценных бумаг понимают отчуждение посредством открытой подписки. Она представляет собой способ увеличения объема уставного капитала корпорации. ПО осуществляет возмездное размещение дополнительного количества акций в процессе эмиссии среди неограниченного круга субъектов. Метод отчуждения ценных бумаг вносится в решение об их выпуске. Данный документ утверждается на совете директоров и проходит регистрацию у госрегулятора рынка. Раньше в качестве него выступали ФСФР РФ и ФКЦБ РФ. В настоящее время госрегулятором на рынке является ЦБ РФ. После регистрации документ должен храниться у эмитента. По тексту решения можно установить, была ли осуществлена открытая подписка дополнительного числа акций или нет. Публичные и непубличные общества различаются и по способу обращения ценных бумаг. Оборот представляет собой процесс заключения гражданско-правовых сделок. Они влекут переход права собственности на акции (ценные бумаги) после первого их отчуждения, следующего за их выпуском эмитентом (вне процедуры эмиссии).

Признаком выступает открытое обращение. Что это значит? Под данным термином следует понимать оборот ценных бумаг (акций) в пределах организованных торгов. Публичное обращение может также осуществляться посредством предложения их неограниченной массе субъектов. В числе способов реализации данной возможности присутствует и реклама. Данные положения установлены в ст. 2 ФЗ №93, регламентирующем функционирование рынка ценных бумаг. Следует отметить, что обращение акций может осуществляться разными методами. В частности, оно может представлять собой разовое мероприятие. В этом случае обращение имеет ограничения по времени. Это, например, может быть продажа на торгах, аукционе широкому кругу лиц. Также обращение может иметь неограниченную длительность. Например, это происходит, когда оборот осуществляется на биржах ценных бумаг.