Основные направление в психологии. Курсовая работа Аналитическая психология К.Г.Юнга Аналитическая психология предмет исследования

  1. Предмет, метод, задачи и функции истории психологии. Методологические принципы историко-психологического познания. Понятие о категориальном анализе (М.Г. Ярошевский).

История психологии – отрасль психологической науки, предметом которой является реконструкция процесса развития психологических знаний (представлений о психической реальности) в хронологической последовательности его этапов, выявление закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс, анализ деятельности творцов психологической мысли. Исследование пути научного познания.

Психология изучает психическую реальность, а история психологии знание о психической реальности. История психологии является ветвью истории (по признакам предмета и методов).

История психологии не равно воспроизведению прошлых воззрений

Методы истории психологии (по А.Н. Ждан):

Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Работа историка требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования.

· теоретическая реконструкция – описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания

Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т. п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

· изучение научных школ

· изучение архивных материалов

· метод интервьюирования

Беседа по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Примеры: беседы Р. Ивенса, американского психолога, с К. Юнгом, Э. Джонесом, Э. Фроммом и др. Из советских исследователей этим методом пользовались В. В. Умрихин, Даниличева. Был проект начала 2000х, посвященный А. Н. Леонтьеву, где во введении Е. Е. Соколова пишет, что:

В устных же беседах вдруг возникает «личностная история» (М.Полани), передается именно дух времени, в котором существовала та или иная школа. И нужно спешить, пока живут еще очевидцы тех или иных исторических событий.

· биографический и автобиографический методы

воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.

Пример: А. Р. Лурия «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» (М., 1982).

· анализ научных ссылок

Установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных исследований ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном сообществе. Названный прием может использоваться в историческом.исследовании только в совокупности с другими методами.

Методы истории психологии (по С.П. Сенющенкову):

· работа с текстами, материальными предметами, связанными с деятельностью учёных прошлого (инструментами, аппаратурой) – выделение фактов, сравнительный анализ;

· биографический метод;

· интервью;

· количественные методы (как вспомогательные) – контент-анализ текстов, анализ цитирований, построение индекса цитирования.

Задачи(шаги к цели)

Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.

Выявление путей, факторов, источников и закономерностей

Изучение вклада ключевых фигур творцов психологического знания

Интегративная функция (цель) истории психологии – она позволяет понять психологию целиком.

Опираясь на основные методологические положения М.Г. Ярошевского, можно выделить и конкретизировать основные функции истории психологии в развитии психологического познания.

· Познавательная функция истории психологии, состоящая в вооружении ученого необходимой ему информацией о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях; в обеспечении осмысления системы идей и категорий, образующих современный уровень психологической науки; в расширении её ресурсов за счёт обращения к историческим корням, учёта и использования того богатейшего опыта, который накоплен в ходе многовековой истории познания психической реальности.

· Организационно-научная функция истории психологии, проявляющаяся в её роли как основы планирования и проведения актуальных научных исследований – с учётом как успехов и достижений, так и просчётов и неудач, имевших место в истории развития психологической мысли.

· Функция стимулирования поступательного развития психологического знания, направленная на предохранение учёного от "тавтологии в науке", бессмысленных повторов и топтания на месте, воспроизведения уже пройденных путей в науке, попыток вновь и вновь "изобретать велосипед", выдавать исторически сложившиеся идеи и представления за новые открытия.

· Рефлексирующая функция истории психологии, состоящая в формировании правильного понимания и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, её места в научном познании и общественной практике.

· Интегративная функция истории психологии – "она раскрывает связь психологии с другими науками…, а также связь между различными отраслями психологии".

· Воспитательная функция истории психологии –знакомство с прошлым научной мысли "исполнено…глубинного личностного, духовного смысла. Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой… Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души…".

· Прогностическая функция, состоящая в выделении перспективных линий развития психологии, осуществлении "вероятностного прогноза ее дальнейшей эволюции".

Методологические принципы историко-психологического познания

· Принцип историзма

Подразумевает, что мы рассматриваем каждое явление в его развитии в контексте исторических условий, в которых оно возникло. Мы его рассматриваем как момент развития научного знания. Также рассматриваем его, пытаясь дать ему критическую оценку. Сложность такой оценки заключается в том, что мы должны увидеть этот момент прошлого в его соотношении с предшествующим и последующим. Но мы не должны привносить туда то, чего там нет. Ошибки – презентизм (ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки и вместо изучения исторического процесса развития науки во всей его полноте ориентируется на выделение лишь таких фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам) и антикваризм (рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий в их временной последовательности и не вписывается в практику современного научного исследования)

· Принцип единства логического и исторического.

В каждом тексте или открытии учёного мы пытаемся увидеть сущность явления. Логическое стоит вначале, помогает понять историческое знание. Задача в том, чтобы понять, что в этом явлении собственно историческое, а что логическое (сущность идеи).

· Историко-психологическое познание требует выявления социально-политической направленности, идеологической сущности психологических идей.

Внимание к идеологической стороне психологических знаний способствует углублению понимания их собственно научного содержания: включение психологических концепций в контекст социальной жизни означает в то же время и проверку их истинности критерием социальной практики. Такой подход противостоит как объективизму, рассматривающему научные концепции вне их реальной социальной роли в жизни общества, так и субъективизму в исторической науке.

· Принцип детерминизма

Требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. По М.Г. Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминизма: предмеханический, механический, биодетерминизм, психодетерминизм, социодетерминизм. Каждый из них противостоит индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих спонтанно.

М.Г. Ярошевский (1915-2001) задался вопросом: «Если всё меняется в истории, остаётся ли что-то инвариантное?». Категориальный подход к истории психологии. Согласно Ярошевскому, такие инварианты существуют. На протяжении всей истории неизменной остаётся область изучения, являющаяся предметом психологии. Каждый организм, обладающий психикой, должен иметь какое-то представление о мире, чтобы в нём жить. Живые существа действуют в мире, и что-то направляет их действия. Есть предельно общие понятия – категории – они охватывают всю психическую реальность. Ярошевский разработал оригинальную концепцию истории психологии под названием категориальный анализ. Концепция включает анализ категориального аппарата, объяснительных принципов и глобальных проблем, их преобразование в ходе исторического пути развития науки. Выделены специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психологической реальности

Система этих категорий вместе с объяснительными принципами – детерминизма, системности, развития – составляет категориальный аппарат науки, ее инвариантное ядро. Применение категориального анализа позволяет увидеть в меняющихся знаниях о субъективной реальности их постоянные компоненты. Концепция предполагает учет социокультурных условий и роли личности ученого в объяснении появления и развития психологических знаний. Среди социо- психологических факторов научного творчества выделяется оппонентный круг ученого.

Категории вечны, а ответы на них историчны. Система этих категорий вместе с объяснительными принципами – детерминизма, системности, развития – образуют категориальный аппарат науки, её инвариантное ядро.

Принципы:

- принцип детерминизма

Принцип детерминизма требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Согласно Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминизма: предмеханический, механический, биодетерминизм, психодетерминизм, социодетерминизм. Каждый из них противостоит индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих спонтанно.

Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития «психологии.

Инвариантный и меняющийся в истории.

Есть ли что-то постоянное?

У Г.Оллпорта - все настолько разное в периодах.

Ответу на этот вопрос дает оригинальный подход, который разработал Ярошевский - «категориальный подход в психологии».

Есть какие-то золотые факты, идеи, которые остаются в психологии, хотя они были известны давно. Например, ассоциация, связь, рефлекс, темперамент.

Опирается на понятие психосферы (Лянге Н.Н. Ввел этот термин) - образование, которое включает все стороны, аспекты психической жизни, психики как образование, кот.свойственно организмам на определенном этапе развития. Включает в себя след.компоненты, сов-ть трех сторон взаимосвязи организма, облад-го психикой с окружающим миром:

Как мир репрезентируется субъекту, обладающему психикой, в какой форме ему представляется. (принимающая сторона)

Как организм отвечает на внешнее воздействие (действенная сторона отношения взаимосвязи организма с миром)

Как понять источник этого действенного механизма, активности (проблема мотивации)

Таким образом, восприятие мира, ответ на воздействие мира, мотивационный компонент.

Предложил обозначать каждый аспект категорией. Категория - общее понятийное образование. Взаимодействие в плане репрезентации внешнего мира,

1 - образ, мир воспринимается в форме образа.

2 - действие.

3 - мотивы.

На протяжении истории менялось понимание этих категорий. Образ не тождественен образу ощущения.

Кат.мотива выражалась как: аффект, эмоции, чувства, влечения, воля.

Позже было добавлено еще 2 категории: личность и психосоциальное отношение.

Инвариантна сетка категорий. Категориальный подход включает также неизменные, инвариантные принципы, которые на протяжении всего развития научного знания иметь в виду, 3 принципа:

Принцип детерминизма

Пр.развития

Пр.системности

Научное знание всегда рук-ся этими принципами, но содержание их исторично. Больше всего Ярошевский занимался принципом детерминизма.

Третья инварианта по Ярошевскому - проблемы. Проблемы, которые решает наша наука. Например, психофизическая (пр.места психического в мире), психофизиологическая (соотношение психического и физиологического в организме), психогностическая (пр.познания мира) и др. Согласно Ярошевскому инвариантами явл-ся сово-ть категорий, принципов, проблем, это тот кристалл, через который мы смотрим на различные учения прошлого. Наша задача - каждый раз конкретно увидеть воплощение этих принципов на опр.этапе развития знаний.

Понимание больших научных систем в 20 веке. Например, образ-действие-мотив в бихевиоризме - преимущественно разработана категория действия. Психоанализ - кат.мотивации.

Каждая из этих теорий претендовала на общепсих.знание. Оказывается, что этот замысел не реализуется у них. Выготский «на самом деле это не общая психология, а это отдельные главы из психологии (глава о мотивации, действиях..)». Использование категориального анализа помогает лучше понять исторический смысл каждой концепции.

  • 1. Предмет, метод, задачи и функции истории психологии. Методологические принципы историко-психологического познания. Понятие о категориальном анализе (М.Г. Ярошевский).
  • 2. Условия, закономерности и детерминанты развития научных психологических знаний. Проблема периодизации истории психологии.
  • 3. Учение о душе и психических процессах в античном атомистическом материализме (Демокрит, Эпикур, Лукреций).
  • 4. Психологические аспекты учения о душе в философии Платона.
  • 5. Личность и психологические воззрения Сократа. Сократическая беседа.
  • 6. Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики).
  • 7. Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях.
  • 8. Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души, о действии и поступке.
  • 9. Вклад античных врачей в учение о душе.
  • 10. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период поздней античности (неоплатонизм, Аврелий Августин).
  • 11. Состояние психологического знания в Средние века.
  • 12. Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVIвв.). Открытия в области анатомии и медицины и их значение для развития психологии.
  • 13. Становление эмпирического подхода в философии Ф.Бэкона.
  • 14. Декарт: психофизическая проблема, учение о душе, учение о теле, психофизиология страстей души. Дуал.изм Декарта
  • 15. Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б.Спинозы о человеке. Психология аффектов
  • 16. Психофизическая проблема в учениях Декарта и Спинозы: сравнительный анализ.
  • 17. Понятие об опыте, по Дж.Локку. Психология как наука о внутреннем опыте. Учение о простых и сложных идеях. Образование сложных идей: обобщение, ассоциация идей.
  • 18. Исторический смысл полемики Г.Лейбница с Дж.Локком.
  • 19. Становление эмпирической психологии во Франции в XVIIIв. (Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо).
  • 20. Становление ассоциативной психологии в XVIIIв. (Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли). Развитие ассоциативной психологии в XIXв. (Т.Браун, Дж.Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).
  • 21. Рациональная и эмпирическая психология Хр.Вольфа, ее критика И.Кантом. Психологические идеи И.Канта
  • 22. Психологическая мысль в России в XVIII в.
  • 23. И.Ф.Гербарт как основатель немецкой эмпирической психологии.
  • 24. Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.
  • 25. Значение эволюционной концепции Ч.Дарвина для психологии.
  • 26. Психологическая система В.Вундта. Историческая роль В.Вундта в развитии психологии.
  • 27. Психология акта Ф.Брентано. Развитие идей Ф.Брентано в психологии.
  • 28. Структурная психология Э.Титченера.
  • 29. Психологическая концепция У.Джеймса. Роль У.Джеймса в становлении функционализма. 3
  • 30. Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии.
  • 31. Метод интроспекции в историческом освещении (В.Вундт, Э.Титченер, Вюрцбургская школа).
  • 32. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.
  • 33. Исследования мышления в вюрцбургской школе.
  • 34. Программа построения психологии И.М.Сеченова. Полемика И.М.Сеченова с К.Д.Кавелиным.
  • 35. Эволюция психологических взглядов В.М.Бехтерева. Развитие идей В.М.Бехтерева в Петербургской психологической школе (А.Ф.Лазурский, В.М.Мясищев, Б.Г.Ананьев).

Известный швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг (1875-1961), играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Он, наряду с З.Фрейдом, является одним из основателей глубинной психологии и, в своей теории бессознательного, во многом продолжает линию Фрейда.

Юнг не только разделяет, но и развивает фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе – многоуровневой и многополюсной. В то же время он возражает Фрейду в том, что основой личности и источником её конфликтов выступает не половое влечение, а психическая энергия, т.е. любая потребность.

Позже Юнг разработал собственную теорию, которую назвал «Аналитическая психология» и своими идеями оказал большое влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, педагогику, литературу, сравнительную историю религии. Вклад К.Г. Юнга в развитие психологии трудно переоценить.

Структура личности по К.Г. Юнгу

Он считал, что индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой прижизненные личностные приобретения. Коллективное же бессознательное, с которым ребенок появляется на свет, является своего рода «памятью поколений», т.е. психологическим наследством.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые Юнг называл первичными образами, потому что они связаны с мифическими и сказочными темами. Таким образом, культура оказывает влияние на становление индивидуальной психики человека через актуализацию определенных архетипов.

Основные архетипы

В коллективном бессознательном количество архетипов может быть неограничено, но особое место в его теоретической системе уделяется персоне, анимусу, тени, самости:

  • Архетип Персона. Это есть не что иное, как публичное лицо человека, это часть личности, которую человек показывает миру. На личность человека Персона оказывает как позитивное, так и негативное влияние. Персона доминирующая может подавить индивидуальность человека и слиться с навязанной ему средой, но в то же время она защищает от этого давления среды, помогает в общении. Она служит цели производить на других впечатление и утаивать свою истинную сущность;
  • Архетип Тень. В целом это негативная сторона личности, её аморальные мысли и страсти, но, при этом, у неё есть и положительные свойства. Содержанием Тени являются те стремления, которые несовместимы с Персоной, с нормами общества и отрицаются человеком как несовместимые. Содержание Тени пропорционально доминированию Персоны;
  • Архетип Самость. В теории Юнга это самый важный, центральный архетип всей личности. Это сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие элементы. Значение этого архетипа состоит в том, что он не противопоставляет разные части души друг другу. Наоборот, соединяет их, чтобы они дополняли друг друга. Целостность личность обретает в процессе развития, а самость и индивидуальность становятся более свободными в своем выражении и самопознании. Становясь центром личности, Самость уравновешивает многие противоположные качества личности;
  • Архетип Анимус. У мужчины – Анима, у женщины – Анимус. Они представляют те части души, которые отражают представления о противоположном поле, интерсексуальные связи. На развитие этого архетипа большое влияние оказывают родители ребенка. Архетип формирует поведение и творчество человека, это источник проекций, новых образов в его душе.

«Анима» – чувственный образ женщины, который мужчины носят в себе тысячелетиями. Это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона. «Анимус» – чувственный образ желанного мужчины, каким его с давних пор знала женщина. Это внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона.

Методы аналитической психологии К.Г. Юнга

И сегодня теория К.Г.Юнга применяется на практике, а главным методом её реализации является активное воображение. Говорить в строгом смысле о методах аналитической психологии нельзя, считал сам её автор. Юнг настаивал на том, что с каждым новым клиентом надо работать спонтанно без каких-либо установок и планов.

Для аналитика единственной теорией является идущая от сердца жертвенная, искренняя любовь и действенное сострадание к людям. Его личность является единственным инструментом, потому что любая терапия осуществляется не методами, а личностью терапевта. Психотерапевт, считал К.Г.Юнг, в каждом конкретном случае должен решить, хочет ли вступить, вооружившись советом и помощью, на рискованный путь.

Рассмотрим некоторые методы, предложенные ученым:

  • Юнгианский анализ . В практике аналитической психологии основным методом остается анализ. Методологической моделью для юнгианского анализа стал психоанализ З. Фрейда, но получил иное теоретическое обоснование и практическое выражение. Он представляет собой сознательное и добровольное вовлечение в символическую игру.
  • Задача заключается в создании нового интерсубъективного пространства в результате смешения субъективностей участников. Это пространство, по существу, является пространством творческой жизни. Клиент в этом анализе делегирует аналитику части своей личности, отвечающие за сравнение, оценивание, контроль, организацию. Анализ будет работать только тогда, когда, например, клиент будет относиться к аналитику как к хорошему специалисту, понимая в то же время, что он простой человек со своими проблемами. Говоря другими словами, успех анализа будет зависеть от того, насколько пациент умеет быть пациентом и насколько он позволит аналитику быть аналитиком. Это важнейшее условие анализа. Как метод психотерапии, анализ предназначен не для всех;

  • Метод свободных ассоциаций . Суть метода заключается в том, что в расслабленном, полусонном состоянии со свободно плавающим вниманием говорить абсолютно все, что приходит в голову. Это по настоящему свободные ассоциации человека, который сумел оставить рациональное мышление, они не случайны, и подчинены четкой логике – логике аффекта. В практике Юнга важно кружить возле образа, возвращаться к нему, предлагать новые ассоциации, пока не ясен будет его психологический смысл. Задача метода заключается в организации свободного доступа к бессознательному содержанию;
  • Интерпретация . Умение интерпретировать предполагает любой психологический анализ.
  • Это вербальный и сознательный акт и нацелен на осознание ранее бессознательного материала. Аналитик должен иметь определенные качества – наблюдательность, развитую речь, интеллектуальные способности. Хотя сама процедура не относится к чисто интеллектуальным. Даже точная и блестящая интерпретация, несвоевременно высказанная и не принятая клиентом, будет совершенно бесполезной, поэтому юнгианские аналитики к ней редко обращались, больше полагаясь на интуицию;

  • Активное воображение . Для введения активного воображения в терапию, Юнг предложил несколько особых причин:
  1. Переполнение фантазиями бессознательного и необходимость их структуризации;
  2. Множество снов и опасность в них утонуть;
  3. Слишком мало снов или они не запоминаются;
  4. Чувствование нас себе непонятного влияния извне;
  5. Многократное попадание в одну и ту же ситуацию;
  6. Нарушение адаптации к жизни.

Метод активного воображения предлагался пациентам в качестве «домашнего задания». Активное воображение сходно с художественным творчеством и выполняться под принуждением не может. Самое трудное в методе – избавиться от критического мышления и остановить сползание к рациональному отбору образов. Позволить образам жить собственной жизнью и развиваться по своей логике. В индивидуальном анализе метод активного воображения не сильно распространен;

  • Амплификация . Она означает расширение, увеличение или умножение. Говоря об амплификации, Юнг утверждал, что фантастическим образам, возникающим в странном и угрожающем виде, надо давать некоторый контекст, чтобы они стали более понятны. Лучший способ для этого – использование сравнительного мифологического материала;
  • Анализ сновидений . Большое внимание в традиции лечения души всегда уделялось сновидениям. В них, считал Юнг, можно увидеть скрытые движения души и помочь клиенту в разрешении его текущих проблем и в индивидуации. Работая со сновидениями, Юнг предлагал забыть все теории, чтобы избежать любого редукционизма. Каждый образ, каждое сновидение нуждается в глубокой рефлексии. В сложной символике сновидений он предлагал увидеть собственную лечебную линию психики.
  • В современной аналитической психологии можно назвать еще два подхода к пониманию сновидений и методов работы с ними. Они отличны от теории исполнения желаний Фрейда и от теории компенсации Юнга. Основу обоих подходов составляет отношение к роли Эго-комплекса в сновидении. Первый подход был предложен Гансом Дикманом. Второй подход предложен Джеймсом Хиллманом, автором архетипической психологии. Хиллман, в отличие от Дикмана считает, что Эго тоже является одним из множества, равных по важности, образов.

    Почему сейчас невозможно обойтись без диплома, где его можно купить и чем Вам поможет наша компания?

    Купить диплом Гознак

    Многим известно, что система образования, сформировавшаяся в нашем государстве, не только не идеальная, но и устаревшая. Для получения образования требуется немало времени и денежных средств. Получить его еще сложнее, если бывший выпускник школы сразу не поступил в вуз после ее окончания. В результате все чаще бывшие учащиеся сталкиваются с необходимостью покупки диплома, что позволяет, при оплате в один раз решить все проблемы без временных затрат.

    Документы, которые мы предлагаем нашим клиентам, абсолютно законны. Распечатка их производится с использованием официальных бланков фабрики Гознак. Данные диплома попадают в государственный реестр. Качество готового результата, обеспечиваемого нашими специалистами, позволяет убеждаться в том, что Ваш выбор полностью безопасен и верен. Менеджеры компании подберут документ требуемого образца, учебного заведения и года его окончания.

    Недорого купить диплом на оригинальных бланках

    Купить диплом вуза России – вовсе не значит обмануть всю систему образования и трудоустройства. Согласитесь, часто бывает так, что человек получает образование по смежной специальности, а потом понимает, что сделал после школы неправильный выбор. Или много лет работает на одном предприятии, пока в один прекрасный день работодатель не ставит условие: "работники должны быть только с профильным образованием". И вы можете быть во сто крат опытнее, надежнее, трудолюбивее и ответственнее любого молодого специалиста, однако преимущество отдадут ему – ведь у него диплом! Что делать? Начинать готовиться к ЕГЭ? А если нет ни денег на обучение, ни возможности потратить еще пять лет для получения заветной "корочки"? Именно по этой причине пользователи все чаще вбивают в поисковые системы запрос "диплом Москва куплю" и стараются найти надежного продавца документов об образовании. И здесь главное – не дать себя обмануть и купить исключительно настоящий диплом!

    Калькулятор стоимости документа

    Выберите тип документа Высшее образование Среднее проф. образование Аттестаты Свидетельства ЗАГС Справки Другие документы

    Наименование документа

    Год выдачи

    Срок изготовления

    1-2 дня 3-5 дней до 10 дней

    Доставка

    Россия Страны СНГ Др. зарубежье

    Заказать документ

    Что мы предлагаем

    Вы хотите достичь карьерного роста, наметили достойные варианты заработка, стремитесь к финансовой независимости. От успеха задуманного зависит благосостояние, личное признание, уверенность в будущем. Не хватает лишь диплома о высшем или среднем образовании.

    Получить диплом о среднем или высшем образовании легко, если:

    поступить в учебное заведение с 1 раза

    усердно посещать лекции и вовремя сдавать экзамены

    удачно совмещать занятия с работой

    Готовы к таким испытаниям?

    За годы учебы Ваша ситуация изменится. Ожидания не оправдаются.

    Диплом Вам НУЖЕН СЕЙЧАС!

    Мы ПОМОЖЕМ достичь нужной Вам цели!

    Предоставим НАСТОЯЩИЙ ДИПЛОМ о высшем или среднем образовании.

    Без лишних вопросов. Быстро. С гарантией качества.

    Абсолютно конфиденциально!

    Наши преимущества

    Оригинальность дипломов на бланках ГОЗНАК.

    НИКОГДА не выдаем типографский бланк сомнительного качества за настоящий ГОЗНАК. НИКОГДА не «половинем» бланки (как некоторые компании подобного рода деятельности). Вы всегда получаете сам диплом на бланке ГОЗНАК и приложение с оценками тоже на настоящем бланке ГОЗНАК.
    ВСЕГДА разрешаем нашим клиентам на встречу с курьером взять с собой чей-то образец реально выданного диплома или любого другого документа и сравнить с нашим… Отличий никогда не будет! Диплом полностью соответствует оригиналу!

    Справедливая стоимость и удобство доставки.

    Цена диплома, именно на полных бланках ГОЗНАК полностью соответствует затраченным средствам на его приобретение и правильное заполнение. Возможна реализация варианта с использованием типографских бланков, они немного дешевле. Готовый документ Вы получаете удобным для вас способом в течении 2-5 дней с момента заказа. Есть срочное изготовление документа за один день.
    Сотрудничать с нами комфортно, безопасно, выгодно!

    Коллективная деятельность профессионалов.

    15-ти летний опыт работы, знание тонкостей оформления и заполнения дипломов, очень тесное сотрудничество с ВУЗами, техникумами и колледжами России - позволяет выполнять Ваши заказы максимально качественно и в назначенный срок. Ошибки в оформлении диплома исключены!

    Согласование макета диплома и фото-видео готового документа.

    До момента изготовления оригинала мы согласовываем с Вами полную электронную версию диплома, со всеми предметами, нужными оценками, темой дипломной или выпускной работы, а по мере его готовности, демонстрируем Вам скан, фото и видео уже готового, заполненного под Ваши данные документа. При чём, фото и видео можем сделать под ультрафиолетовой лампой. Вы убеждаетесь в качестве заказанного диплома дистанционно. Вы всегда спокойны за полученный результат!

    Полная конфиденциальность.

    Вы получаете заветный документ, а мы забываем о факте вашего обращения в нашу компанию и удаляем все личные данные без возможности их дальнейшего восстановления. Вы уверены в полной безопасности своей покупки!

    Этапы реализации вашего заказа

    Оставляете заявку на нашем сайте, заполнив нужную форму заказа или отправляете письмо на нашу почту, со всеми Вашими данными, указав качество и тип документа, который Вам необходим. При возникновении сложностей заполнения обращаетесь к менеджеру онлайн или заказываете обратный звонок.

    Уточняются детали вашего заказа. Менеджеры проверяют правильность предоставленных Вами данных, консультируют по возникшим вопросам.

    Изготавливается макет документа, согласовывается с Вами и полностью утверждается. На этом этапе возможны любые правки по документу.

    Оформляется сам оригинал диплома, по готовности он фотографируется и снимается на видео, Вам демонстрируется его подлинность. Возможно использование УФ лампы

    Доставляется документ удобным для вас способом (обсуждается).Вы будете на 100% довольны результатом!

    Заказать документ

    На нашем сайте представлены все образцы дипломов , выдававшиеся студентам вузов в различных регионах России, начиная с конца 1980-х и по сегодняшний день. При оформлении заказа вам необходимо учитывать, какой именно диплом вам необходим: старого или нового образца, образца до 1996 года или нынешнего, 2016-го. На каждый вид диплома цена будет немного отличаться: все зависит от качества выбранного бланка, года выдачи документа и срочности выполнения заказа. Перед отправкой готового, заполненного документа мы всегда демонстрируем заказчику фото и видео диплома или любого другого документа, чтобы вы могли убедиться в том, что на документе присутствуют необходимые водяные знаки, микртотекст, ультрафиолетовые и другие защиты. Мы изготавливаем дипломы на настоящих бланках ГОЗНАК следующих видов: - диплом бакалавра нового образца; - диплом специалиста нового образца; - диплом магистра нового образца; - дипломы вузов РФ, выдававшихся до 2003 года; - дипломы старого образца (до 1996 года); - дипломы техникума или колледжа; - красные дипломы; - дипломы для нерезидентов РФ и т. д.

    Диплом о высшем образовании: почему заказать документацию лучше у нас

    Изготовлением дипломов о высшем образовании мы занимаемся не первый год, хорошо знакомы с особенностями и нюансами создания документации такого рода, понимаем, насколько важны его качество и подлинность. Ведь ваш будущий работодатель наверняка заинтересован в том, чтобы взять в коллектив хорошего сотрудника с достойным образованием. Перед тем как заказать диплом, сообщите нам: документ какого вуза России вас интересует (название вуза, факультет, специальность); в каком году, согласно документации, вы должны были закончить учебу; нужная форма обучения и качество бланка (настоящий ГОЗНАК или типография).

    Каждый документ изготавливается индивидуально под заказ. Мы гарантируем качество продукции, что подтверждается высокой репутацией нашей компании! С нами вы сможете быстро построить успешную карьеру по выбранной вами специализации! Звоните! Наши менеджеры готовы ответить на все интересующие вас вопросы относительно приобретения документов о высшем образовании!

    Среди методологических проблем психологии важнейшей является проблема определения предмета психологической науки. Как справедливо отмечала К.А.Абульханова-Славская, «роль методологии заключается не только в указании на то, что должна исследовать данная наука, но и в выработке таких способов, которые кратчайшим путем вели бы познание к выявлению сущности данного круга явлений. Речь идет о выработке типичных для данной науки способов добывания новых знаний, способов раскрытия закономерностей данного круга явлений. Функция методологии заключается прежде всего в определении предмета исследования науки, в данном случае психологии» (Абульханова-Славская, 1969, с.319). Научная психология очень молодая дисциплина, ее предмет неоднократно пересматривался. В известном смысле вся недолгая история научной психологии представляет собой драматическую историю поисков предмета психологии. Известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский цитирует автора статьи в «Британской энциклопедии»: «Бедная, бедная психология. Сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание и теперь испы­тывает тревогу по поводу поведения» (Ярошевский, 1996, c.5). Вместе с тем все эти утраты можно рассматривать и как обретения, поскольку движение к более глубокому пониманию психического есть явный прогресс: вместе с каждой утратой очередного предмета становит­ся ясно, что, конечно же, психическое есть только что «утрачен­ное», но и, несомненно, нечто сверх того. Поэтому правомерен взгляд на историю психологии как на обретение наукой своего подлинного предмета.

    В самое последнее время происходит (что представляется нам чрезвычайно позитивным) возрождение научного интереса к методологическим вопросам: появился ряд интересных публикаций, состоялись научные конференции, на которых интенсивно обсуждались методологические проблемы. Вряд ли сейчас найдется более актуальная и насущная проблема, чем проблема предмета психологии. Вспомним, что кризис, ко­торый в настоящее время охватил нашу психологию, вряд ли исчез­нет сам по себе. Для этого требуется методологическая работа. И первым пунктом в этой работе должно быть уточнение понимания предмета психологической науки.

    Хотелось бы обратить внимание на одно важное обстоятельство. Совершенно неверно, на наш взгляд, полагать, будто проблема предмета имеет лишь теоретическое значение. Она крайне важна для решения целого ряда научных задач, в частности, связанных и с этнопсихологией. Ограниченное понимание предмета психологии, которое еще имеет достаточно широкое распространение среди отечественных психологов, препятствует эффективной разработке этой важнейшей проблематики


    Как известно, до середины позапрошлого века психология развивалась в недрах философии. Предметом психологии (точнее, философской психологии) была душа. Основными методами исследования (подчеркнем, что речь не идет ни об опытном, ни о научном исследовании) были философское рассуждение и интерпретация. Поэтому программы построения психологии как самостоятельной науки предполагали в первую очередь конструирование нового предмета (непосредственный опыт, акты сознания и т.д.). Влияние позитивизма проявилось в том, что психология попыталась стать эмпирической наукой. Чтобы избавиться от наследия “метафизики”, психология отказалась от теоретических методов исследования собственного предмета, полагая, что он непосредственно “раскроется” в процессе эмпирического исследования. Этого не произошло, да, собственно, и не могло произойти. Как в свое время остроумно заметил Огюст Конт, интроспекция, будучи деятельностью души, будет всегда находить душу, занятую интроспекцией. В течение многих лет предпринимались попытки построения психологии “без всякой метафизики”, “как строгой науки” и т.д. И всякий раз оказывалось, что исходные (пусть имплицитные) представления о «психе» неистребимы...

    Важно констатировать, что в сознании исследователей самых разных направлений и ориентаций закрепилось представление, что предмет простой. То есть психика это нечто изначально простое (в том смысле, что дальнейшие расчленения будут осуществляться при эмпирическом исследовании предмета). Иными словами предмет психологии – психе – подвергся своего рода обработке “бритвой Оккама”. “Frustra fit plura, quod fieri potest pauciora” – “Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего”. Процитированный “принцип бережливости” Уильяма Оккама помимо “значительной прогрессивной роли” в борьбе с “субстанциональными формами”, “скрытыми качествами” и т.д. сыграл злую шутку с психологией, поскольку послужил основанием для различных вариантов редукционизма. Повторим, редукционизм возможен тогда, когда подвергаемое редукции простое по своей природе (если оно не таково, существуют перспективы объяснения за счет «внутрипредметных» резервов). Простота, в свою очередь, достигается (в случае научной психологии) за счет отказа от теоретического анализа предмета. Структура и функция предмета должны обнаруживаться, выявляться, исследоваться чисто эмпирически (например, интроспективно). Желание избежать обвинений в метафизике, стремление превратить психологию в опытную науку (желательно по образцу естественных наук), сделали психологию редукционистской наукой. Не желающие мириться с принципиальным “сведeнием” психе были объявлены «раскалывающими психологию на две» (В. Вундт, В. Дильтей и др.).

    Не имея здесь возможности совершить историко-философский экскурс, констатируем, что в психологии сложилось представление о том, что психическое по своей природе простое. Конечно, есть различие между философским положением, что душа “есть простая субстанция” (в истории философии могут найтись и объяснения, и оправдания такому положению вещей), и утверждением, имеющим отношение к эмпирическому исследованию психической жизни. Для нас это сейчас не важно. Принципиально важно, что отказ от теоретического исследования предмета привел к тому, что теории, которые возникали в психологии, уже не имели психологической специфики. Этот момент требует специального пояснения. Прекрасная работа Жана Пиаже (1966) убедительно продемонстрировала, что объяснение в психологии в конечном счете приводит либо к биологии, либо к социологии, либо к математике (логике). В результате оказывается, что психологическая теория есть не что иное как проекция на простой предмет психологии расчленений, выработанных в других предметах (в физиологии, в биологии, в лингвистике, в кибернетике и т.д. и т.п. – как хорошо известно, в психологии существует значительное количество вариантов - напомним, Л.С.Выготский сказал когда-то удивительно точно: все слова психологии – суть метафоры, взятые из пространств мира. При этом создается иллюзия, что разрабатывается собственно психология. Но это всего лишь иллюзия. В рамках биологически ориентированного подхода мы можем получить иллюзию того, что психика есть средство адаптации. В рамках другого - предположить, что психика конституируется социальными отношениями. Можно даже считать, что она есть ориентировка в окружающей среде. Но при этом совершенно ясно, что вся психика никак не может быть сведена к этим частным проявлениям. Мы думаем, что это было ясно и самим создателям таких “одномерных”, частичных концепций. Весь трагизм ситуации состоит в том, что “склейка” одномерных подходов ни к чему позитивному привести не может: предметы оказываются несовместимыми. В том, что это не преувеличение, убедиться легко – еще В. Дильтей в 1894 году прекрасно это продемонстрировал. Г. Мюнстерберг в “Основах психотехники” (1914) убедительно показал, что эти подходы не совмещаются: “Внутренний мир, поскольку он мыслится направленным к известным целям, есть мир личной воли, личного чувства, личной интенции в форме их субъективного бытия. Внутренний мир, мыслимый под формой причинности, есть мир находимых в сознании содержаний. Мы видели, что эти два понимания ведут к двум различным психологиям – причинно мыслящей психологии содержания сознания, в которой имеет место лишь описание и объяснение, и психологии духа, в которой нет вообще никакого объяснения, и в которой описание может быть только разложением, но собственной задачей которой является понимание актов личности и прослеживание их в их отношениях. Между этими двумя психологиями душевная жизнь не делится – в роде того, что, например, каузальная психология имеет дело с представлениями, а телеологическая – с волевыми явлениями, но всякая фаза и всякое движение душевной жизни должны принципиально быть доступны обоим способам рассмотрения. В повседневной жизни они переплетаются между собой и лишь в науке могут быть четко разграничены. А это разграничение служит важным практическим задачам культуры в обоих направлениях, так как лишь последовательная каузальная психология может подготовить действительно научную психотехнику, и лишь последовательная психология духа может обеспечить действительно устойчивое жизнепонимание и миросозерцание” (Мюнстерберг, 1925, с.148).

    Между тем в истории человечества было накоплено очень много данных, свидетельствующих о том, что вряд ли оправданно редукционистское сведение психе к ее конкретному проявлению. Действительно, психе может проявиться и в самосознании, и в поведении. Ликов у психе много. При желании можно сказать, что психика, к примеру, ориентировка в окружающей среде. И это правильно – психика проявляется и в этом тоже. Но сводима ли вся психика к этой функции? Но раскрывается ли в этом ее природа и сущность? Вопросы, разумеется, риторические.

    Сошлемся на исследования Карла Густава Юнга, обосновавшие трансперсональность психического. Русская православная философия, обсуждая природу сознания, также приходила с аналогичным выводам. В трудах В.С. Соловьева, А.Ф. Лосева можно найти указания на недопустимость сведения психического: “отсюда начинаются бесконечные по числу и дурацкие по смыслу учения: мысль есть порождение мозга, душа есть функция нервной системы, сознание есть результат физико-химических процессов в организме” (Лосев, 1993, с. 853). Можно добавить, что в рамках научного подхода В.И. Вернадский обосновал возможность рассмотрения жизни и психики как космо-планетарного феномена. Безусловно, об ограниченности трактовки предмета современной академической психологической наукой свидетельствуют результаты, полученные сторонниками трансперсональной психологии. Мы не думаем, что сейчас стоит говорить о возникновении новой научной парадигмы, для этого еще нет соответствующих условий. Но психологам стоит задуматься и еще раз вернуться к анализу предмета собственной науки.

    Итак, необходимы исследования природы психики. “Необходимость возрождения исследований природы психики – это перманентная потребность психологической науки, переживающей тупики и спады своего развития вместе с обществом, в котором психологи живут и работают также как и представители других гуманитарных профессий. Однако, сейчас у нас ситуация явно кризисная – огромное количество новых эмпирических фактов и научных свидетельств о невещественной биополевой природе психики, сдвигают внимание ученых к пониманию ее как высокоорганизованной энергии и информации, отнюдь не отрицая при этом традиционный постулат психологии – сознание есть форма высокоорганизованного вещества мозга” (Волков, 1996, с. 11). Причем необходимы в первую очередь теоретические исследования предмета. Не стоит забывать, что психика в некотором отношении напоминает зеркало (каждый видит в нем свое отражение). В психологии так просто получить подтверждение желаемого. Действительно, организовав эмпирическое исследование определенным образом, мы гарантированно получаем соответствующее описание. Удивительно, что искушение придать ему “онтологический” характер часто оказывается непреодолимым. Л.С. Выготский в своем “Историческом смысле” очень мудро заметил, что “все слова психологии суть метафоры, взятые из пространств мира” (Выготский, 1982, с.369). Настала пора интуитивные соображения заменить продуктами теоретического анализа. Поэтому можно только приветствовать возобновление научных исследований по предмету психологии (Волков, 1996). Хотелось бы только подчеркнуть, что это – единственный путь, позволяющий отстоять единство психологии, позволяющий в какой-то степени приблизиться к Великой тайне человеческой Души. Пока же “основная опасность заключается в том, что разрываются внутренние связи между отдельными областями психологии, утрачивается единство предмета и его понимания” (Выготский, 1982). “Строить мост в психологию XXI века означает вновь определить, что мы понимаем под “психической реальностью” и какова природа психики? Это принципиально важно, ибо современная психологическая наука зашла в теоретический тупик, и психологи разных школ и направлений плохо понимают друг друга” (Волков, 1996, с. 7).

    В ответе на эти вопросы и состоит главная задача методологии психологии – “общей психологии”, как ее называл Л.С. Выготский. Без нее, похоже, не обойтись: “Кто пытается перескочить через эту проблему, перепрыгнуть через методологию, чтобы сразу строить ту или иную частную психологическую науку, тот неизбежно, желая сесть на коня, перепрыгивает через него” (Выготский, 1982, с. 418).

    Представляется, что проблема предмета сейчас центральная для психологии. В течение многих лет наша психология пребывала в состоянии раздвоенности. Поясним это. Официальным предметом психологии была психика (психе). Назовем это декларируемым предметом. Как показывает анализ, предмет психологии имеет сложное строение. Фундамент его составляет исходное, базовое понимание “психе”. Как это часто бывает с фундаментальными допущениями, они могут и не осознаваться исследователем, а их место может занимать та или иная “рационализация”. Таким образом, происходит разделение предмета на декларируемый (“психе”), рационализированный и реальный. Декларируемый предмет (точнее, та или иная его трактовка) важен для психологии, в первую очередь, потому, что неявно, но действенно определяет возможные диапазоны пространств психической реальности. То, что в пределах одного понимания безусловно является психическим феноменом, достойным изучения, при другом представляется артефактом, случайностью, либо нелепостью, жульничеством и как бы не существует вовсе. Например, трансперсональные феномены представляют несомненную реальность для сторонника аналитической психологии и “совершенно невозможное явление” для естественнонаучноориентированного психолога, считающего психический феномен исключительно “свойством мозга”. Между декларируемым и рационализированным (в том случае, когда он есть) предметами складывается такое отношение: он (“рационализированный”) “оформляет”, фиксирует ту или иную трактовку “психе”. Реальный предмет – это то, что в действительности подлежит изучению (бесконечное число вариантов в системе “сознание/бессознательное – деятельность/поведение”).

    В результате беспристрастный анализ может выявить фантастическую картину. К примеру, исследователь-психолог считает, что занят изучением психики (декларируемый предмет). Рационализированным предметом может быть отражение (наш исследователь изучает, к примеру, восприятие – “целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности...” (Психология…, 1990, с. 66). Отметим, что на уровне рационализированного предмета вся многомерность психики (и духовное, и душевное) оказывается редуцированной до отражения. Но самое интересное впереди. Ведь изучается-то на самом деле реальный предмет. А в качестве реального предмета выступают либо феномены самосознания в той или иной форме, либо, вообще, поведенческие (в широком смысле) феномены. Но это только предмет науки. В исследовании психолог, как известно, имеет дело с предметом исследования. Предмет исследования должен соответствовать предмету науки... Можно сказать, что он конструируется предметом науки. Напомним про “опосредованный характер” психологических методов. Впрочем, о методах разговор должен быть особый. В свете вышеизложенного представляется актуальным и чрезвычайно увлекательным обсуждение вопроса об единицах психического. Правда, это тоже отдельная тема.

    В настоящее время совершенно очевидно, что трактовка психического как только отражения не соответствует современному уровню психологических знаний, создает непреодолимые трудности в развитии психологии. Необходимо новое широкое понимание предмета, позволяющее включить в сферу исследований психическую реальность во всех ее проявлениях.

    Карл Юнг, один из выдающихся психологов ХХ столетия, утверждал, что “психе” столь сложна и многообразна, что невозможно приблизиться к ее постижению с позиции психологии инстинкта. В другом месте он писал о тайне человеческой души. Действительно, природа психического, может быть, величайшая тайна из всех, с которыми приходилось иметь дело человечеству. “Очень важно иметь тайну, или предчувствие чего-то неизведанного. Это придает жизни некое безличное нуминозное свойство. Кто этого не испытал, упустил нечто важное. Человек должен чувствовать, что живет в мире, который еще полон тайн, что всегда остаются вещи, которые объяснить невозможно, что его еще ждут неожиданности” (Юнг, 1994, с. 351). Вероятно, психологам нужно благодарить судьбу за причастность к тайне.

    Каково же должно быть понимание предмета психологической науки, которое способствовало бы решению стоящих перед психологией задач?

    Предмет психологии, помимо главной функции – конституирования соответствующей научной области - должен выполнять другие важные функции и иметь определенные характеристики.

    Во-первых, он должен выполнять роль «операционального стола» (М. Фуко), который бы позволял реально соотносить результаты исследований, выполненных в разных подходах и научных школах.

    Во-вторых, он все же должен не быть «искусственно» сконструированным, а существовать реально, для того, чтобы быть предметом науки в подлинном смысле слова. Иными словами, предмет науки должен иметь онтологический статус: это должна быть собственно психическая реальность, а не свойства какого-то объекта (например, какой-либо материальной системы). Наука о свойствах становится подозрительно похожей на науку о призраках (Л.С.Выготский).

    В-третьих, он должен быть внутренне достаточно сложным, чтобы содержать в себе сущностное, позволяющее выявлять собственные законы существования и развития, а не сводить внутренне «простое» психическое к чему-то внеположному, делая абсолютно неизбежной редукцию психического. Отсюда следует, что необходимы теоретические исследования по проблеме предмета (таким образом, речь идет о содержательной методологии психологической науки). Заметим, что в отечественной психологии издавна существовала традиция именно содержательной методологии на исторической основе (Н.Н. Ланге, В.Н. Ивановский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). В более поздний период эти проблемы интенсивно разрабатывались К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинским, Б.Ф. Ломовым и др.

    В-четвертых, понимание предмета должно быть таково, чтобы позволить разрабатывать науку по собственной логике, не сводя развертывание психологических содержаний к чуждой для психологии логике естественного или герменевтического знания.

    Итак, можно констатировать, что трактовка и понимание предмета психологической науки в настоящее время нуждаются в пересмотре, т.к. не выполняют необходимых функций и не позволяют психологии стать фундаментальной научной дисциплиной, которой она должна стать в соответствии со своим местом в структуре научного знания.

    В данной связи возникает очень важный вопрос: возможно ли в принципе создание такой трактовки предмета психологии сегодня?

    Выше уже упоминалось, что понимание предмета в современной научной психологии, к сожалению, не отвечает актуальным задачам этой науки. Сложившееся понимание, конечно, достаточно для продолжения исследований в рамках традиционно сложившихся подходов, школ и научных направлений, но оно принципиально недостаточно для выхода за «пределы». Особенно стоит подчеркнуть, что такое традиционное понимание практически делает невозможным осуществление интеграции в современной психологической науке.

    Что имеется в виду под новым пониманием предмета? Основные характеристики нового понимания «негативно» заданы, т.к. они вытекают из сформулированных выше недостатков традиционного понимания. Таким образом, ясно, каким понимание не должно быть.

    А каким оно должно быть и возможно ли сегодня такое вообще? Вероятно, да. Во всяком случае в истории психологической мысли можно увидеть несколько подходов, которые приблизились к такому пониманию (столь необходимому для сегодняшней науки). Правда, для того, чтобы их «заметить» необходимо: 1) критически отнестись к старому пониманию; 2) увидеть методологическое значение нового понимания. И первое, и второе, как показывает жизнь, вовсе не так просто осуществить. Одним из наиболее разработанных вариантов нетрадиционного понимания предмета является подход, сформулированный в аналитической психологии К.Г. Юнга. Прежде всего должна быть отмечена попытка Юнга вернуть в науку психическое как реальность. «Чтобы правильно понять теорию Юнга, мы должны прежде всего принять его точку зрения, согласно которой все психические явления совершенно реальны. Как ни странно, эта точка зрения относительно нова» (Юнг, 1996, с. 388).

    Магия психической реальности оказалась настолько сильной, что переводчик книги И. Якоби (1996) на русский язык интерпретирует юнговский термин Psyche (психе, психика) как психическую субстанцию. Речь у Юнга о психике как субстанции все же не идет. Но трактовка психического как реальности, несомненно существующей и составляющей предмет изучения психологии, очень важна. «Что касается Юнга, то для него психическая субстанция (психика - В.М.) так же реальна, как и тело. Будучи неосязаемой, она, тем не менее, непосредственно переживается; ее проявления можно наблюдать. Психическая субстанция - это особый мир со своими законами, структурой и средствами выражения» (Якоби, 1996, с. 388).

    К.Г. Юнг отказывается от попыток соотношения психического и физиологического, психического и биологического для того, чтобы сосредоточиться на исследовании психики как таковой: «… я посоветовал бы ограничиться психологической областью без каких либо допущений о природе биологических процессов, лежащих в их основании. Вероятно, придет день, когда биолог и не только он, но и физиолог протянут руку психологу и встретятся с ним в туннеле, который они взялись копать с разных сторон горы неизвестного» (Юнг, 1995, с. 91). «Психика вполне заслуживает того, чтобы к ней относились как к самостоятельному феномену; нет оснований считать ее эпифеноменом, хотя она может зависеть от работы мозга. Это было бы так же неверно, как считать жизнь эпифеноменом химии углеродных соединений» (Jung, 1968, p.8). Психология обретает свой собственный предмет (психика для Юнга не свойство другой вещи!), то, что реально может исследоваться с помощью вполне «рациональных» методов. Другое дело, что эти методы не похожи на традиционные процедуры расчленения содержаний сознания на элементы (достаточно сравнить амплификативный метод Юнга и традиционную интроспекцию). «С помощью своего основного определения психики как «целокупности всех психических процессов, сознательных и бессознательных», Юнг намеревался очертить зону интересов аналитической психологии, которая отличалась бы от философии, биологии, теологии и психологии, ограниченных изучением либо инстинкта, либо поведения. Отчасти тавтологический характер определения подчеркивает обособление проблемы психологичностью исследования» (Сэмьюэлс, Шортер, Плот, 1994, с. 116). Таким образом, психология возвращается к соблюдению знаменитого шпрангеровского «psychologica - psychological» - требования объяснять психическое психическим. Принципиально важно утверждение об объективности психического: психика «феномен, а не произвол». «Психология должна ограничиваться естественной феноменологией, раз уж ей не велено вторгаться в другие области. Констатация психической феноменологии вовсе не такая простая вещь, как о том свидетельствует наш пример этой общераспространенной иллюзии произвольности психического процесса» (Юнг, 1995, с. 100-101). «Сама психика преэкзистентна и трансцендентна по отношении к сознанию» (Юнг, 1995, с. 101). Трудно переоценить значение отказа от понимания психического как механизма, состоящего и постоянных элементов. Взгляд на психологию радикально изменится, если мы «постараемся рассматривать душу (психе - В.М.) не как твердую и неизменную систему, а как подвижную и текучую деятельность, которая изменяется с калейдоскопической быстротой…» (Юнг, 1997, с.33-34).

    Юнговская психология предпочитает работать с целостностями: «Аналитическая или, как ее еще называют, комплексная психология отличается от экспериментальной психологии тем, что не пытается изолировать отдельные функции (функции восприятия, эмоциональные явления, процессы мышления и т.д), а также подчинить условия эксперимента исследовательским целям; напротив, она занята естественно происходящим и целостным психическим явлением, т.е. максимально комплексным образованием, даже если оно может быть разложено на более простые, частичные комплексы путем критического исследования. Однако эти части все-таки очень сложны и представляют собой в общем и целом темные для познания предметы. Отвага нашей психологии - оперировать такими неизвестными величинами была бы заносчивостью, если бы высшая необходимость не требовала существования такой психологии и не подавала ей руку помощи» (Юнг, 1995, с.102). Обращение к анализу сложнейших психических феноменов требует и изменения методов исследования: «Отличие аналитической психологии от любого прежнего воззрения состоит в том, что она не пренебрегает иметь дело с наисложнейшими и очень запутанными процессами. Другое отличие заключается в методике и способе работы нашей науки. У нас нет лаборатории со сложной аппаратурой. Наша лаборатория - это мир.

    Наши опыты - это действительно события каждодневной человеческой жизни, а испытуемые - наши пациенты, ученики, приверженцы и враги и, last not least, мы сами» (Юнг, 1995, с.102). Согласно основным положениям юнговской «общей психологии»:

    1) психическое - далеко не гомогенное образование; напротив, это кипящий котел противоположных импульсов, запретов, аффектов и т.д.;

    2) психическое - чрезвычайно сложное явление, поэтому на современном этапе исчерпывающая теория невозможна;

    3) психическое имеет свою структуру, динамику, что позволяет описывать и изучать собственно психологические законы;

    4) источник движения психики в самой психике - она сложна - поэтому психология вполне может обойтись без той или иной формы редукции психического;

    5) можно говорить о психической энергии;

    6) психическое представляет собой целостность;

    7) объяснение психического не сводится лишь к причинному объяснению (синхронистичность как акаузальный принцип);

    8) разработаны свои, особые методы (например, синтетический, амплификации и т.д.);

    9) важная роль отводится построению типологий, позволяющих сохранять «специфику» рассматриваемых явлений;

    10)в юнговском подходе по-иному понимается роль теории: она скорее инструмент анализа, чем формализованная система (иными словами, в этом случае достигается единство теории и метода).

    Как легко увидеть, понимание предмета у Юнга таково, что позволяет избежать «диссоциаций», неизбежных при «узкой» трактовке предмета. «Наше намерение - наилучшее постижение жизни, какой она предстает душе человека. Все, чему мы научаемся при таком понимании, не должно - я искренне на это надеюсь - окаменеть в форме интеллектуальной теории, но должно стать инструментом, который будет закаляться (благодаря практическому применению), чтобы, насколько это возможно, достичь своей цели. Его предназначение - как можно лучшее приспособление к управлению человеческой жизнью…» (Юнг, 1995, с.102).

    Хотелось бы специально подчеркнуть, что сам Юнг хорошо понимал, что он создает основы новой психологии, новой общей психологии, а не разрабатывает частные вопросы: «Свои суждения и концепции я рассматриваю как опыт построения новой научной психологии, основанной прежде всего на непосредственном опыте общения с людьми. Мое учение нельзя назвать разновидностью психопатологии; это скорее общая психология с элементами патологии» (Юнг, 1996, с. 387).

    Разумеется, дело не в том, чтобы «заменить» традиционное представление о предмете, сформировавшееся в академической науке, парадигмой аналитической психологии. Автор настоящих строк отнюдь не хотел бы «заставить» всю психологию стать аналитической психологией, развивающей идеи К.Г. Юнга. Эти положения приведены лишь для того, чтобы показать принципиальную возможность иного понимания предмета психологической науки. Разрабатывать методологию (да и пытаться создавать собственно теорию психического современной психологии предстоит самостоятельно).

    Кстати сказать, отсюда следует еще один вывод, принципиально важный для коммуникативной методологии. В психологии (в отличие от других научных дисциплин) недостаточно разработать формальную структуру научной теории. Хорошо известно, что в более развитых науках (как, например, в физике) нет таких дискуссий о предмете, как в психологии. Вывод, существенный для нашей темы, состоит в том, что, пытаясь разрабатывать, скажем, проблему соотношения теории и метода в психологии, следует помнить о необходимости включения в модель теории в том или ином виде трактовки предмета психологии, т.к. она имеет важное значение для понимания самой теории. Невыполнение этого условия фактически закрывает дорогу возможности соотнести данную теорию с какой-либо другой и, таким образом, препятствует достижению взаимопонимания.