Производство резиновой крошки из шин: технологии и методы. Переработка шин в крошку в домашних условиях

Каждый из нас знает, что транспортное средство не может обойтись без покрышек. Однако далеко не все задумываются о том, куда же девается изношенная резина. Тут есть два пути: либо покрышка отправляется на свалку и тем самым загрязняет экологию, либо идет на переработку. Можно с уверенностью сказать о том, что резина является опасным загрязнителем, поэтому ее всегда пытаются утилизировать. По этой простой причине есть все предпосылки для создания собственного небольшого завода, где и будет осуществляться переработка покрышек.

Что должен знать каждый

Ежегодно количество автомобилей на дорогах увеличивается примерно на 5-10%. Исходя из этого, увеличивается объем износившейся резины примерно на 1 миллион тонн. Во многих странах вопрос утилизации стоит очень остро. Отчасти решить данную проблему можно, если наладить собственное небольшое производство. У вас есть несколько вариантов развития бизнеса. К примеру, это может быть переработка автомобильных покрышек в мазут или крошку. Если вы хотите получать топливо, то придется потратить немного больше средств, так как технологическая линия достаточно серьезная. Обратите внимание еще и на то, что вы можете работать не только с покрышками, но и с пластмассовыми изделиями, что несколько повысит прибыльность предприятия. У данного бизнеса есть несколько неоспоримых преимуществ, сейчас мы рассмотрим каждое из них.

Во-первых, вам не потребуется вливать много средств в закупку сырья. Обусловлено это тем, что изношенная резина выбрасывается. Местные власти, если они, конечно, переживают за экологию своего города, сами вам все доставят. Но и это еще не все, так как муниципалитет готов платить за то, что вашим предприятием будет осуществлена переработка автомобильных покрышек. Согласитесь, получать практически бесплатное сырье, да еще и иметь прибыль с того, что вы занимаетесь этим делом, совсем недурно. Конечно, на этом все не заканчивается, так как основная наша цель - не только спасать экологию, но и получать чистую прибыль. Основные средства будут приходить из продажи все того же мазута, который является крайне востребованным видом топлива в сельском хозяйстве. Кстати, бесплатное сырье вы можете получать и на точках шиномонтажа, которых в больших городах более чем предостаточно. Все дело в том, что сотрудники СТО и т. п. платят дополнительные средства за вывоз старых покрышек и их утилизацию.

Переработка резиновых покрышек: "за" и "против"

Нельзя не сказать несколько слов о том, что данная ниша еще не до конца заполнена. Количество предпринимателей в данной сфере относительно мало, примерно 20% от оптимального показателя. Тут имеется в виду, что всего пятая часть изношенной резины утилизируется и перерабатывается, все остальное отправляется на свалку. Вы должны понимать, что 1 000 килограммов сожженных покрышек - это 450 кг различных токсичных газов, а также 250-270 килограммов сажи. Но если это же количество резины должным образом утилизировать, то из отработки можно получить около 700 килограммов полноценной резины, которая может быть использована для изготовления топлива и изделий из резины. Тут вряд ли имеет смысл говорить о промышленных масштабах предприятия, но вот небольшой завод по переработке покрышек наладить очень даже возможно.

Сам по себе комплекс относительно небольшой, но его размеры напрямую зависят от объемов производства. Так, для переработки 5 тонн в сутки необходимо помещение 18 квадратов и 10 метров в высоту. На участке должен находиться склад, где вы будете хранить покрышки, пластмассу и т. д. Обязательно должен присутствовать участок для предварительной подготовки сырья (чистка, резка резины). Не обойтись и без помещения для хранения готовой продукции. В этом случае все зависит от того, что именно вы получаете. Это может быть топливо и так далее. К примеру, под мазут вам нужно будет приобрести несколько цистерн большой вместительности. Они не обязательно должны быть новыми, даже лучше купить б/у, так намного дешевле. Обратите внимание, что переработка резиновых покрышек - это дело непростое и опасное. Поэтому технология должна тщательно соблюдаться. Давайте поговорим более подробно об этом.

Технологический процесс

По сути, тут нет ничего сложного, однако необходимо контролировать процесс на всех этапах производства. В самом начале вам предстоит заняться сбором покрышек. Дальше вы должны отвезти их на склад своего предприятия для дальнейшей обработки. Чтобы не повредить ножницы, которые, кстати, стоят недешево, необходимо осмотреть все сырье на наличие металлических предметов, например дисков или колец. Что касается режущего инструмента, то в идеале это должны быть ножницы на гидравлике, но это вовсе необязательно, об этом мы поговорим немного позже. Дальше измельченная резина направляется в реактор - специальную установку по переработке покрышек, которая работает при заданной температуре, чаще всего это 450 градусов по Цельсию. Разложение приводит к тому, что мы получаем несколько полуфабрикатов, например газ, металлокорд, топливную фракцию.

Тот же газ используется для поддержания горения в топке в качестве побочного топлива. Его отходы выпускаются в окружающую среду. Нельзя назвать это хорошим решением, но выброс напоминает отработанные газы грузового автомобиля. Что же касается оставшейся массы, то она проходит через магнитный сепаратор, если говорить простыми словами, то просеивается через сито. Металлические элементы отсеиваются и отправляются на склад. Мазут транспортируют конвейером до цистерн, в которых топливо и будет храниться до отправки. Нельзя не отметить, что установка по переработке покрышек, которая позволяет получить пиролизное топливо, достаточно дорогая - примерно 2 миллиона рублей. Ее производительность - порядка 5 тыс. тонн сырья в сутки, что немало.

Изготовление резиновой крошки

А вот еще одна достаточно интересная идея, которая не получила должного распространения на сегодняшний день. Суть такого бизнеса заключается в том, что вы будете продавать измельченную и обработанную резину, которая может быть использована для разных целей. Чтобы вы примерно понимали, о чем речь, необходимо привести общие показатели в цифрах. Так, тонна резиновой крошки на российском рынке будет стоить не более 20 000 рублей. Что касается основных потребителей, то это строительные компании, производители резинотехнических изделий, кровельных материалов, покрытий для строительного и спортивного инструмента и т. п. В принципе, точку сбыта найти достаточно просто.

Необходимо брать во внимание еще и то, что на территории РФ каждый год выбрасывается примерно 700-800 тыс. тонн изношенных покрышек. Примерно 20-25% утилизируется должны образом, все остальное либо просто валяется на свалках, либо же сжигается. Так, переработка покрышек в крошку может приносить 5-8 миллиардов, но это уже промышленные масштабы. Если вы будете на своем заводе заниматься именно такой утилизацией, то вам понадобится механическая дробилка. придется менять очень часто, что приводит к большим затратам. Еще один минус этой идеи в том, что расходуется очень много электроэнергии, примерно 500 киловатт на тонну готовой продукции. Тем не менее переработка авто-покрышек таким способом будет выгодной. Но только в том случае, если вы получите соответствующую поддержку от государства.

Оборудование для переработки покрышек

Отдельно нужно рассказать о том, из чего будет состоять наша технологическая линия. В принципе, оборудования не так много, да и несложное оно вовсе. Тем не менее цена "кусается". Основной агрегат - это установка по переработке покрышек (реактор), высотой 10 метров, шириной 3,5 метра, длиной 5 м. Устанавливать данный агрегат нужно только на открытой площадке, то есть под открытым небом. Вы, как будущий предприниматель, должны понимать, что придется платить достаточно большие деньги за электроэнергию. Сам реактор потребляет порядка 6 кВт в час. Помимо этого, есть еще и ножницы - 7-8 кВт/ч. В принципе, это практически и все оборудование, которое необходимо для начала производства. Что еще нужно, так это несколько тиглей для разгрузки полученного материала.

Как было отмечено выше, реактор имеет производительность порядка 5 тонн в сутки. Но из этой массы примерно 40% будет составлять жидкое топливо. Дело в том, что в результате разложения вы получите газ (примерно тонну) и где-то 0,5 тонн металлокорда. Не нужно забывать и о твердом остатке (углеродосодержащие материалы), это примерно 30% от общего выпуска. Стоит обратить ваше внимание на то, что переработка старых покрышек в реакторе осуществляется в непрерывном режиме. Все, что от вас требуется, - это добавлять покрышки. Горение поддерживается вырабатываемым внутри топки газом. Обслуживать реактор должны два специально обученных специалиста. В принципе, курсы по подготовке можно пройти достаточно быстро. А сейчас давайте пойдем дальше и рассмотрим еще несколько важных моментов.

Сколько нужно денег для начала?

Это один из основных аспектов, который интересует абсолютно всех новичков. Больших затрат тут не нужно. Если вы собираетесь приобретать б/у оборудование (реактор, ножницы), то сможете сэкономить до 20% от общей суммы. Стоит идти на такой шаг или нет, решать только вам. Нет никаких гарантий того, что бывший в употреблении реактор не выйдет из строя после первой же плавки. В таком случае вам никто не возместит ущерба. На все про все вам должно хватить одного миллиона рублей. Сюда входит стоимость реактора производительностью 5 т/сутки, а также ножницы. Помимо этого, вам понадобится приобрести несколько цистерн (60 тонн). Если это будут б/у емкости, то за штуку придется отдать где-то 25 000 рублей. Сколько именно штук вам нужно, думайте сами, но не нужно ограничиваться одной или двумя цистернами. Дело в том, что переработка покрышек в топливо - бизнес сезонный.

В период спада цен на топливо лучше его не продавать, а только накапливать. Когда же наступит период повышения, а это случится обязательно, вы можете получить хороший доход, продав весь мазут разом. Такая тактика действует и считается достаточно эффективной. Но это вовсе не значит, что вы полностью должны заморозить продажи, достаточно уменьшить их на 50-75%. Нужно еще платить сотрудникам. Четыре специалиста обойдутся примерно в 60 000 рублей в месяц, а инструмент и спецодежда - еще 50 тысяч. Есть еще и регулярные ежемесячные затраты: электроэнергия, налоги, плата за аренду и т. п.

О доходах предприятия

Как вы могли заметить, технология переработки покрышек достаточно простая. Тут нет никаких добавок к топливу, сложных химических реакций и других моментов. Тем более, как было отмечено выше, сырье совершенно бесплатное. Иногда даже на сборе покрышек можно заработать некоторые деньги, которые окупят месячные затраты на электроэнергию. Если вы проживаете в глубинке, то вряд ли вам будут платить за утилизацию, но вот в больших городах ситуация совсем иная. Есть множество промышленных предприятий, которые платят хорошие деньги за утилизацию резины. Обусловлено это тем, что многие городские свалки отказываются от приема таких отходов. За переработку тонны покрышек можно получить разную сумму, от 2-х до 5-ти тысяч рублей.

Можно с уверенностью сказать о том, что даже переработка покрышек в домашних условиях будет приносить хороший доход. Так, за тонну углерода низкого качества потребители готовы заплатить 3 тысячи рублей. Металлолом принимают из расчета 4 тыс.руб./т, а мазут - 3-4 тысячи рублей за тонну, в зависимости от периода. Путем несложных подсчетов можно прийти к выводу, что за месяц вы заработаете примерно 350 000-400 000 рублей. Примерно 50% нужно отдать за электроэнергию, заплатить рабочим и т. п. С такой интенсивностью линия по переработке покрышек окупится уже через полгода, что достаточно быстро. Как вы видите, идея очень интересная и перспективная, но не все так просто. В таком бизнесе, как, собственно, и в любом другом, есть масса подводных камней. Давайте посмотрим, как не ошибиться.

Проблемы при открытии бизнеса

Случается так, что просто-напросто не удается найти свободный участок земли. Это обусловлено тем, что необходимо соблюдать безопасное расстояние до жилых домов, которое составляет 300 метров. Чем дальше завод от города, тем больше затраты на доставку сырья, не нужно об этом забывать. Помните и о том, что далеко не все хотят, чтобы у них под окнами осуществлялась переработка покрышек. Отзывы обычных жителей будут негативными, даже если реактор будет стоять на расстоянии 400 метров от жилых кварталов. По этой простой причине ищите место на производственном участке. Скорее всего, вы его найдете, так как довольно много площадок пустуют. Все, что от вас нужно - это договориться непосредственно с предприятием, как правило, это сделать не так уж сложно. По крайней мере, куда проще, нежели заключить договор с пожарниками и санэпидемстанцией.

Не забывайте о том, что вам нужна лицензия на Получить разрешающий документ несложно, так как покрышки относятся к неопасным материалам (4-я группа). Но загвоздка в том, что ваше производство официально загрязняет атмосферу. Скорее всего, вам будет предложено (в принудительном порядке) купить очистную установку. Ее цена обычно в несколько раз превышает весь завод. Но есть несколько способов, которые помогут вам отсрочить покупку на определенное время. Эксперты говорят о том, что нецелесообразно открывать предприятие по переработке какого-либо одного материала. Так это или нет, решайте сами. В любом случае, вы всегда можете расширить свой цех и плавить там стекло, пластик или металл. По статистике, 75% предпринимателей сталкиваются с экологами, которые с опаской относятся к такому роду производства.

Несколько важных деталей

Как было отмечено немного выше, вы столкнетесь с тем, что в вашем бизнес-плане появится пункт "непредвиденные расходы". Обусловлено это тем, что нужно будет решать вопросы с экологами и пожарниками. Например, для хранения мазута в новых цистернах необходим лишь защитный щит, а вот б/у емкости требуют дополнительной защиты. Тут и специальные магистрали для топлива и газа, и инструкции персоналу по пожаробезопасности, и многое другое. При любом раскладе необходимо иметь запас в своем бюджете в несколько сотен тысяч рублей. Это избавит вас от многих неприятностей. Статьи расходов достаточно большие, но мы их уже рассмотрели, и вы наверняка знаете, с чем будете иметь дело.

Не забывайте о том, что вы как руководитель должны не только наблюдать за тем, как работают ваши сотрудники, но и выполнять ряд других, не менее важных задач. Среди таких: постоянное развитие и рост границ предприятия, бухгалтерский и налоговый учет, а также корректировка целей и планов на ближайшее будущее. В данной статье не был упомянут один важный момент - рекламирование своего товара. Тут есть несколько вариантов. Один из них - создать собственный тематический сайт, где вы можете предлагать мазут и т. п. Никто не отменял объявления на столбах, остановках и стендах. До сих пор это хороший и действующий метод громко заявить о себе. Кроме того, за символическую плату вы можете арендовать билборд и разместить там свою рекламу. Кстати, делать это нужно с умом. Тут важно не перегрузить лишней информацией, но и привлечь внимание потенциальной аудитории.

Заключение

Вот мы и поговорили с вами о том, что такое переработка покрышек и как открыть такой бизнес. Как вы видите, все достаточно просто, но есть масса важных моментов. Иногда бывает так, что сложно найти поставщика, или же последний отказывается просто так отдавать старые покрышки и требует за них деньги. В принципе, можете найти другое, более приемлемое предприятие, где от лишнего мусора будут только рады избавиться, да еще и денег вам дадут на дорогу. Иногда имеет смысл заключить полноценный долгосрочный договор на поставки. Так вы сможете исключить простои своего бизнеса и увеличить доходы. Но все эти моменты должны обговариваться непосредственно с предприятием-поставщиком. Помните о том, что куда сложнее найти точку сбыта покрышек, нежели бизнесмена, который готов купить этот мусор. Обусловлено это тем, что в некоторых городах реакторов по переработке покрышек нет вообще.

Если вы будете получать хороший мазут, то нацельтесь на городские или частные котельные. Там у вас с удовольствием приобретут топливо, которое жизненно необходимо для нагрева воды. Если же вы собираетесь получать резиновую крошку, то вам понадобится станок стоимостью примерно 500 000 рублей. Затраты электроэнергии на 1 тонну продукции - 90 кВт. Недостаток такого подхода в том, что группа ножей (40 штук) изнашивается после обработки сотни покрышек, поэтому их часто нужно менять. В принципе, за один нож нужно отдать всего 30 рублей, что относительно немного. Так, агрегат производительностью 20 шин в час окупается примерно за полгода. Результаты такие же, как и при производстве мазута. Но в первом случае меньше проблем с экологами и пожарниками, так как мы не имеем дело ни с отходами в атмосферу, ни с жидким топливом. Ну вот, в принципе, и все по данной теме. Самое сложное - это начать, а дальше будет куда проще.

В этом материале:

Бизнес-план по переработке шин в крошку поможет определить стартовые вложения на аренду или покупку помещения, закупку оборудования. Мониторинг рынка сбыта сведет к минимуму риски и простои, конкуренция в данном направлении невысока. Запуск линии достаточно быстро окупается, возможность приобретать сырье по очень низким ценам (а то и зарабатывая на этом!) делает бизнес экономически выгодным.

Производство резиновой крошки

Переработка автомобильных покрышек с дальнейшим производством резиновой крошки – бизнес выгодный, но ниша эта, тем не менее относительно свободна. При наличии средств для покупки оборудования, мини-завод не будет простаивать из-за отсутствия сырья: использованные шины не так просто утилизировать, многие предприятия и индивидуальные предприниматели сталкиваются с настоящей проблемой. Грамотно организованный бизнес позволит еще и зарабатывать деньги на сборе и вывозе шин.

Описание бизнеса

Отработанные шины – отходы 4 класса опасности. Послабления в законодательстве упростили их утилизацию, которая, зачастую сводится либо к длительному хранению, либо к сжиганию покрышек. И в том, и в другом случае наносится урон окружающей среде, возникает опасность размножения грызунов и распространения инфекционных заболеваний.

Экологические службы уделяют самое пристальное внимание места хранения отработанных шин. Материалы, которые были использованы для их изготовления, разлагаются десятилетиями, и бизнес по переработке шин – современное решение проблемы. Кроме того, вторичное использование резины позволяет сократить расход нефти. Проблема вторичной переработки шин стоит остро во всем мире, и Россия не исключение. Штрафные санкции за неправильное хранение отработанных шин велики как для предприятий, так и для ИП.

Анализ конкуренции

Как ни парадоксально, в небольших городах городские власти сталкиваются с необходимостью организовывать полигоны, искать пути решения хранения и уничтожения шин с минимальным ущербом для природы. Индивидуальный предприниматель, который решит назревшую проблему, организовав мини-завод для переработки шин, наверняка получит поддержку властей как юридическую, так и материальную.

Конкуренция в бизнесе на сегодняшний день невелика, небольшие предприятия, работающие на базе заводов советского периода, редко оснащены современным оборудованием. Проблема утилизации часто решается с помощью огня, а ведь на этом, никому не нужном мусоре, можно сделать деньги. Проблема в менталитете (не до конца уложившаяся в умах мысль о том, что из раздельного сбора мусора можно и нужно извлечь выгоду) и в стартовом капитале.

Регистрация деятельности

Заниматься переработкой шин может индивидуальный предприниматель, получивший разрешения:

  • пожарной службы;
  • Роспотребнадзора;
  • экологической инспекции;
  • органа по охране труда;
  • региональных органов власти.

Кроме того, потребуются договора с поставщиками и покупателями готовой продукции, трудовые договора с персоналом и медицинские книжки с пройденным медосмотром.

В качестве системы налогообложения предпочтительна УСН.

Выбор помещение

Выбор подходящего помещения упирается в первую очередь в его расположение: для таких целей подходит территория городской промзоны, далеко от жилых домов, но в черте города. Чем ближе будет находиться предприятие и чем удобнее к нему будет подъезд, тем выше вероятность доставки на место шин теми, кто в этом заинтересован.

В остальных случаях забирать шины придется самостоятельно, а это дополнительные расходы на топливо и обслуживание транспорта.

Надо сказать, что перерабатывающие заводики вполне могут располагаться в непосредственной близости от спальных районов, но в этом случае они должны соответствовать всем санитарным нормам и не доставлять жильцам никаких хлопот. В противном случае последуют жалобы и «разборки» со стороны проверяющих служб, что так или иначе негативно повлияет на развитие бизнеса.

Размер помещения зависит от выбора оборудования, понадобится также комната для персонала, душевая и санузел, склад для хранения готовой продукции. Покрышки можно хранить под открытым небом, под навесом или без него, при условии, что позволяет территория.

Приобрести помещение в собственность или ограничиться арендой – добровольный выбор каждого. Собственное помещение можно переоборудовать «под себя» с расчетом на долгое пользование, с другой стороны, если нет уверенности в перспективном развитии бизнеса, можно ограничиться арендой (например, последующим выкупом).

Вопрос цены – актуальный, но очень индивидуальный: аренда и покупка здания даже в пределах одного населенного пункта сильно разнится, не говоря о разбросе цен в мегаполисе и маленьком городке. Прежде чем сделать выбор, стоит основательно проработать этот вопрос, не ограничиваясь официальными объявлениями в СМИ, не гнушаясь «сарафанным радио» и отзывами знакомых или деловых партнеров.

Необходимое оборудование

Для запуска производства понадобится установка и наладка автоматической линии, продуктами переработки станут:

  • резиновая крошка нескольких фракций;
  • металлокорд;
  • текстильный корд;
  • пиролизный технический углерод;
  • синтетическое топливо (жидкая фаза) и газ.

Необходимое оборудование:

  1. Измельчители шин. Станки для удаления металлокорда и его отделения, нарезания резины, ее измельчения.
  2. Сепараторы. Вибросита различного типа очистки.
  3. Транспортеры. Ленточный, ковшовый, шнековый.

Набор станков для измельчения покрышек обойдется, в среднем, в 1 250 000 рублей.

Стоимость линии зависит от производительности и мощности, а также, от «брендовости» завода-изготовителя. Самая простая комплектация обойдется в сумму от 2 млн. рублей. Современное оборудование высокой производительности позволяет перерабатывать до 1,5 т сырья в час.

Подбор персонала

Чтобы определиться с количеством работников, нужно решить, по какому графику будет работать предприятие: посменное круглосуточное производство крошки без выходных, или работа только в дневную смену при пятидневной рабочей неделе.

В первом случае понадобятся рабочие для 3 смен (по 2 человека в каждой), мастера в каждую смену, техник для обслуживания (наладки, ремонта) оборудования, приемщик шин (он же – завскладом сырья), управляющий, совмещающий должность менеджера по закупкам и продаже крошки.

Работа в дневное время предполагает набор одной смены – 2 рабочих, 1 мастер, в остальном – все так же. Сразу или со временем можно открыть собственный шиномонтаж (источник отработанных шин), но он оправдает себя только в том случае, когда цех по переработке расположен в городской черте.

Рабочие и мастер проходят специальное обучение для работы с оборудованием. Такие услуги может предоставить фирма – производитель.

Продвижение бизнеса

Учитывая определенную специфику бизнеса, стоит заранее позаботиться о рекламе для своих услуг. Помимо работы напрямую с заинтересованными сторонами (предприятиями, шиномонтажами, ИП), стоит уделить внимание рекламе в СМИ, открытию собственного сайта и размещению информации на сторонних порталах. Может показаться, что информационная кампания – излишне затратная сторона дела, но чем быстрее о работе цеха узнают широкие массы, тем больше вероятность быстрого возмещения вложений.

Финансовый план и рентабельность

Если опираться на приблизительные расчеты, то на первых порах основные затраты составят (в месяц):

  • аренда помещения – 15 тысяч рублей;
  • оплата электроэнергии, водоснабжения, канализации – 20 тысяч рублей;
  • фонд заработной платы – 100 тысяч рублей;
  • рекламная кампания – 5 тысяч рублей;
  • обслуживание /ремонт – 2 тысячи рублей.

Кроме того, нужно добавить закупку станков – 10-15 миллионов рублей; налоги и выплату кредита.

При переработке шин выход крошки составляет около 70 % от массы, остальное – текстильный и металлический корд, также идут в дело, цены на покупку вторсырья и, особенно, металлолома довольно высоки.

Стоимость килограмма резиновой крошки, в среднем, 20 рублей; текстильного и металлокорда с содержанием резины до 5 % — 2 -3 рубля.

Бизнес по переработке шин имеет свои плюсы и минусы, тот, кто с умом рискнет и займет относительно свободное рыночное пространство, получит свою прибыль. При условии, что бизнес-план продуман и просчитан до мелочей. В первую очередь, вопрос касается поставок сырья (не будет ли простаивать мощное, обещающее высокую доходность за счет оборота, дорогое оборудование?) и рынка сбыта (резиновая крошка широко используется в различных отраслях хозяйства, но нужно уметь заинтересовать потребителей ценой, качеством товара и услуг).

С ростом количества автомобилей обостряется проблема утилизации старых шин. Только в Москве на свалки и полигоны ежегодно попадает 70 тысяч тонн износостойкой резины, срок разложения которой в природных условиях достигает 140 лет. Между тем существующие технологии позволяют эффективно использовать такой неиссякаемый источник вторичного сырья.

Простейшей из них является переработка шин в крошку - методика, которая сочетает в себе пользу для окружающей среды и коммерческий потенциал. Безусловно, стоимость оборудования для утилизации покрышек находится на пределе финансовых возможностей начинающих предпринимателей, но благодаря высокой рентабельности этого бизнеса многомиллионные вложения окупаются менее чем за год.

Особенности бизнеса

Немногочисленные существующие предприятия не справляются с утилизацией шин: статистика показывает, что на территории России в качестве вторсырья используют всего 20% старых покрышек. Поэтому отдельные специалисты и целые институты занимаются разработкой инновационных методик разделения автомобильных колес на составляющие и восстановления резины до пригодного для повторного применения регенерата.

Однако самой доступной для предпринимателей остается технология переработки изношенных шин в резиновую крошку путем измельчения. Простое механическое воздействие приводит к преобразованию покрышки в такие полуфабрикаты, как:

  • Резиновая крошка различных фракций. Выход составляет 60–70% массы сырья;
  • Текстильное волокно. Образуется при очистке и утилизации посадочных колец;
  • Металлический корд. Имеет вид коротких обрезков тонкой стальной проволоки.

Почему же утилизация старых шин выгодна, с коммерческой точки зрения? Можно назвать несколько достоинств бизнеса, которые привлекают предпринимателей:

  • Сырье стоит недорого. В некоторых случаях предприятие может получать шины бесплатно и даже с доплатой за утилизацию;
  • Классическая технология переработки автомобильных шин в крошку включает исключительно механические операции;
  • Производство является безопасным для среды. Процесс утилизации сопровождается лишь образованием резиновой пыли и высоким уровнем шума;
  • Переработка вторсырья приветствуется государством. Предприниматель может рассчитывать на субсидии, налоговые льготы и кредиты по сниженным ставкам.

В то же время, следует упомянуть, что переработка шин в резиновую крошку - бизнес, для которого характерны не только преимущества. Главным недостатком этого вида деятельности является отсутствие организованного рынка сбыта. Поэтому еще перед запуском производства предпринимателю необходимо разместить рекламу и озадачиться поиском постоянных покупателей.

Технологии переработки шин

Разумеется, старые покрышки проще всего сжигать. При всех своих недостатках такой способ утилизации считается довольно эффективным: по теплотворной способности 1 т резины эквивалентна 1 т каменного угля или 0,7 т мазута. В то же время сжигание шин приводит к выбросу в атмосферу не только углекислого газа и сажи, но и намного более опасных химических соединений. Потому лучше использовать безвредные методики:

1. Механическое измельчение. Истирание - единственная технология, которая подходит для переработки шин в крошку в домашних условиях;

2. Низкотемпературное дробление. Старые шины охлаждают жидким азотом до температуры –60°С, после чего хрупкая резина легко дробится прессом;

3. Криогенное измельчение. Охлажденные до температуры –120°С шины помещают в закрытую камеру и разрушают при помощи микровзрывов;

4. Утилизация озонным ножом. Под воздействием активного газа резина становится хрупкой и рассыпается в крошку. Текстиль и корд остаются нетронутыми;

5. Разрушение давлением. При высоком давлении резина становится текучей. Ее выдавливают через фильеры, отделяя от металлического корда;

6. Следующие методики несколько отличаются от технологий переработки шин в крошку. Они позволяют восстановить резину до регенерата - девулканизированного пластичного состава, который применяется вместо сырого каучука:

  • Растворение. При обработке химическими составами резина растворяется и образует суспензию, которую можно использовать в производстве новых изделий;
  • Диспергирование. Помещенную в водную среду шину измельчают механическим воздействием. В результате получается тонкодисперсная эмульсия каучука;
  • Водонейтральная обработка. Очищенную резиновую крошку загружают в автоклав, где в течение 6–8 часов перемешивают при температуре 180°С.

7. Последним способом переработки старых шин является пиролиз. Он подразумевает, нагрев измельченной резины до температуры 450–550°С в закрытой камере без доступа воздуха. В результате разложения сырья образуются:

  • Синтетическое жидкое топливо;
  • Сажа (технический углерод);
  • Горючий пиролизный газ.

8. Сравнивая эти технологии, можно заметить, что механическая переработка шин действительно является самой простой, практичной и доступной для малого бизнеса. Процесс измельчения проходит так:

  • Каждую покрышку тщательно осматривают, очищают от шипов, камней и других не подлежащих переработке твердых предметов;
  • Сырье сортируют по размерам и типу. Это упрощает дальнейшую настройку станков для переработки изношенных шин в крошку;
  • На бортовырезном станке из шины вырезают посадочные кольца, из которых затем выдергивают металлический корд;
  • На гидравлическом резаке покрышки большого размера разделяют на несколько частей. Легковые шины нарезают на ленты шириной 4–5 см;
  • Части покрышек загружают в шредер, где вращающиеся валы с металлическими ножами разрывают их на куски площадью 4–10 см²;
  • Во время измельчения из кусков резины выдергиваются остатки текстильного и стального корда;
  • Подготовленный материал поступает в роторную дробилку, где проходит между валами с насечками и истирается на фракции;
  • Остатки текстильного волокна удаляются потоком воздуха в циклоне, а фрагменты стального корда - магнитным полем в сепараторе;
  • Измельченную резиновую крошку загружают в вибрационную установку, где сита с разными ячейками разделяют фракции по размерам;
  • Готовая резиновая крошка накапливается в приемных бункерах. Ее фасуют в стандартные мешки или биг-бэги, после чего отправляют на склад.

Применение резиновой крошки

Во время движения шины автомобиля подвергаются интенсивным продолжительным нагрузкам, поэтому для их производства применяют стойкие к механическому износу и химическим воздействиям материалы. Фактически шинная резина намного превосходит все аналогичные разновидности каучука по прочности и долговечности.

При переработке изношенных шин в резиновую крошку полезные свойства материала полностью сохраняются, что позволяет использовать его в разных областях:

  1. Модификатор асфальта. Введение крошки в состав дорожного покрытия повышает его упругость, эластичность и устойчивость к растрескиванию;
  2. Уличные покрытия. Из резиновой крошки делают рулонные материалы, которыми покрывают детские и спортивные площадки;
  3. Напольные покрытия. Спрессованную в листы крошку используют для отделки ступеней крыльца, входных групп и других скользких мест;
  4. Плитка. Крошку смешивают с полимерными составами и прессуют в специальных матрицах, получая тротуарную плитку разных форм, цветов и размеров;
  5. Покрытия газонов. Лужайки с обычной или искусственной травой засыпают крошкой, чтобы получить упругую поверхность и предотвратить вытаптывание;
  6. Наполнитель для спортивного инвентаря. из крошки: боксерские мешки, набивные мячи, мешочки для метания;
  7. Кровельная мастика. Резиновую крошку смешивают с битумом. Полученной смесью покрывают обычные кровельные материалы;
  8. Кровельные покрытия. Смешанную с наполнителем и красителем крошку используют для изготовления гибкого шифера и резиновой черепицы;
  9. Гидроизоляция. Для защиты строительных конструкций от влаги применяется мастика из мелкой резиновой крошки в смеси с индустриальным маслом;
  10. Восстановление шин. 10% крошки добавляют в состав, которым восстанавливают поверхность и рисунок протектора изношенных шин.

Сырье для изготовления деталей. Смешивая резиновую крошку с пластификаторами и клеевыми составами, можно сделать:

  • Накладки на бамперы;
  • Лотки для багажного отсека автомобиля;
  • Прокладки под рельсы;
  • Отмостку железнодорожных переездов;
  • Искусственные дорожные неровности;
  • Брызговики для машин;
  • Колеса для грузовых тележек;
  • Подошвы для обуви.

Покрытия мостов. Крошка является компонентом пластичной смеси, применяемой для заделки швов между плитами мостов, эстакад и путепроводов.

Нефтедобыча. Из крошки делают сорбенты, поглощающие нефтепродукты, а также тампонирующие растворы, которые закачивают в скважины для заделки трещин.

Дополнительными продуктами переработки шин в резиновую крошку являются текстильное волокно и стальной корд. Текстиль - это прочный материал, который можно использовать для армирования бетонных смесей, изготовления кровельного картона и ДВП, набивки спортивного инвентаря. Корд в не очищенном виде также применяют в качестве армирующей добавки. Но после обжига его можно отправить на переплавку.

Документальное оформление бизнеса

Думая о том, можно не переживать о получении официального статуса. Но организация полноценного бизнеса на утилизации вторсырья без легализации нежелательна. Вполне приемлемой в данном случае является такая форма собственности, как ИП. Рассматривать целесообразность регистрации ООО стоит только для привлечения сторонних инвесторов или оформления кредитного договора от имени юридического лица.

Для того чтобы уточнить приоритетное направление деятельности предприятия, в заявлении необходимо указать соответствующие коды ОКВЭД:

Коды ОКВЭД переработки шин в крошку

Если предприниматель заботится о том, то он должен озадачиться выбором оптимальной системы налогообложения. При обороте, не превышающем 150 млн рублей в год, предпочтительной для предприятия является УСН по ставке 6% или 15%.

Однако на этом взаимодействие с государством не заканчивается. Как бизнес, переработка шин в крошку предполагает работу с отходами резины, которые относят к IV классу опасности. Поэтому владельцу цеха придется обратиться в Росприроднадзор и оформить соответствующую бессрочную лицензию. Для этого нужно:

  • Правильно выбрать помещение;
  • Обустроить цех и установить технологическую линию;
  • Обучить сотрудников правилам обращения с отходами;
  • Составить программу производственного контроля;
  • Разработать и зарегистрировать паспорт отходов;
  • Получить справку Роспотребнадзора о соответствии цеха санитарным нормам;
  • Получить справку Госпожнадзора о соблюдении правил пожарной безопасности;
  • Получить справку Росприроднадзора о выполнении мер по защите окружающей среды;
  • Перечислить госпошлину в сумме 7500 рублей.

С учетом необходимости получения разрешений в трех ведомствах самостоятельное лицензирование становится долгим процессом без гарантии положительного результата. В некоторых случаях предпринимателю стоит обратиться к посреднику, который поможет выполнить требования надзорных органов и правильно оформить документы. Стоимость такой услуги составляет в среднем 160–300 тысяч рублей.

Подготовка помещения

Перечень оборудования для переработки шин в резиновую крошку включает несколько громоздких станков, поэтому для обустройства цеха понадобится просторное помещение. При использовании линии производительностью до 600 кг/ч, его площадь должна составлять как минимум 400 м². Здесь нужно выделить:

  • Площадку для хранения шин;
  • Производственный участок;
  • Склад готовой продукции;
  • Административные кабинеты;
  • Раздевалку и место приема пищи.

Кроме того, предприниматель должен выполнить ряд требований, предъявляемых к помещениям перерабатывающих цехов изготовителями оборудования и проверяющими соблюдение законодательных ограничений инстанциями:

  • Санитарные нормы указывают, что предприятие должно размещаться на расстоянии более 300 метров от жилых строений и водоемов;
  • В связи с большими габаритами циклона и накопительных бункеров высота потолков в цехе должна составлять 4,5–5 метров;
  • Для правильной установки линии переработки шин в крошку длина помещения должна превышать 25 метров;
  • В холодное время года температура в производственном зале не должна быть ниже 5°С, а в теплое - не выше 30°С;
  • Питающая оборудование электросеть напряжением 380 В должна выдерживать длительную нагрузку в 130–150 кВт;
  • Помещение необходимо подключить к водопроводу и канализации;
  • С учетом высокой воспламеняемости сырья и готовой продукции цех следует оборудовать системой пожаротушения и первичными средствами (огнетушителями);
  • Для доставки изношенных шин и отгрузки резиновой крошки необходимо обустроить удобные подъездные пути.

Оборудование для переработки шин

Задачу подбора оборудования для переработки шин в крошку можно решить одним из следующих способов:

  • Составить проект и купить станки по отдельности;
  • Приобрести готовую линию в комплекте.

Для начинающего предпринимателя предпочтительным является второй вариант: так он избавляется от проблем, связанных с перевозкой, настройкой и ремонтом агрегатов. Например, в качестве основы можно использовать линию по переработке шин в резиновую крошку ЛПШ-600 производства АП «БМП». Модель имеет следующие технические характеристики:

  • Скорость переработки шин - 850 кг/ч;
  • Выход резиновой крошки - 600 кг/ч;
  • Выход текстильного волокна - 70 кг/ч;
  • Выход металлического корда - 170 кг/ч;
  • Максимальный диаметр шин - 1500 мм;
  • Потребляемая мощность - 130 кВт;
  • Потребление воды - 15 л/ч;
  • Обслуживающий персонал - 3 человека.

Стоимость оборудования для переработки шин в крошку составляет 6,7 млн рублей. Также для производства понадобятся некоторые дополнительные механизмы:

Оснащение для переработки шин

Позиция Цена, руб. Кол-во, шт. Сумма, руб.
Линия ЛПШ-600 в комплекте: 6748100 1 6748100
Бортовырезной станок 1
Станок для удаления корда 1
Лентонарезной станок 1
Чипсонарезной станок 1
Шредер 1
Прямой транспортер 1
Роторная дробилка 1
Вибросепаратор 1
Циклон 1
Сепаратор магнитный 1
Ковшовый транспортер 2
Виброкомплекс 1
Ковшовый транспортер 1
Вибросито 1
Ковшовый транспортер 1
Коммутационное оборудование 1
Вспомогательное оборудование
Станок для нарезки шин 290000 1 290000
Бункер для крошки 43000 1 43000
Бункер для проволоки 15000 1 15000
Машинка для зашивания мешков 17500 1 17500
Весы складские 24900 1 24900
Вилочный погрузчик 350000 1 350000
Грузовой автомобиль 440000 1 440000
Система пожаротушения 40000 1 40000
Огнетушитель 3300 4 13200
Распределительный щит 7000 1 7000
Итого: 7988700

Работа завода подразумевает не только производственные, но и административные операции. Поэтому предпринимателю придется обустроить офисные помещения. Для этого необходимо приобрести:

Непроизводственное оборудование

Позиция Цена, руб. Кол-во, шт. Сумма, руб.
Стол офисный 2800 3 8400
Стул офисный 650 6 3900
Компьютер или ноутбук 18500 3 55500
Бухгалтерское ПО 15000 1 15000
Принтер 6500 1 6500
Телефон 1100 2 2200
Маршрутизатор 1800 1 1800
Канцтовары 6000
Шкаф для документов 4500 2 9000
Стол для приема пищи 2000 1 2000
Стул простой 500 6 3000
Спецодежда 1500 8 12000
Шкаф для одежды 3000 2 6000
Итого: 131300

Работники предприятия

Разобравшись с помещением и оборудованием, предприниматель должен заняться кадрами. Для экономии на обучении в штат желательно принимать людей, имеющих опыт работы на производстве. Заводу по переработке шин в крошку нужны:

  • Менеджер по сбыту. Ищет оптовых покупателей резиновой крошки, заключает с ними контракты, контролирует отгрузку готовой продукции;
  • Бухгалтер. Ведет отчетность по финансовым операциям, рассчитывает зарплату, взаимодействует с налоговой службой и страховыми фондами;
  • Начальник смены. Контролирует работу производственных сотрудников, следит за соблюдением технологии переработки шин;
  • Наладчик оборудования. Выполняет текущие работы по обслуживанию станков. При возникновении серьезных поломок целесообразнее обращаться к производителю;
  • Рабочие. Для цеха нужны шесть специалистов. Трое из них обслуживают станки по переработке шин в крошку, а остальные выполняют вспомогательные операции;
  • Кладовщик. Принимает сырье, производит учет готовой продукции, выдает в цех расходные материалы, запчасти и упаковку;
  • Водитель. Привозит небольшие партии сырья и доставляет крошку покупателям. Крупные объемы перевозок выгоднее поручить транспортным компаниям.

Штатное расписание, подразумевающее работу предприятия в одну смену, может выглядеть следующим образом:

Сотрудники цеха

Позиция Ставка, руб. Кол-во Сумма, руб.
Начальник смены 23000 1 23000
Наладчик 22000 1 22000
Рабочий по обслуживанию линии 18000 3 54000
Подсобный рабочий 16000 3 48000
Кладовщик 16000 1 16000
Водитель 22000 1 22000
Менеджер по сбыту 23000 1 23000
Бухгалтер 23000 1 23000
Налог на ФОТ 69300
Итого: 12 300300

Поиск сырья для переработки

Обеспечение предприятия материальными и кадровыми ресурсами - это половина дела. Чтобы окупить высокую цену станков для переработки шин в крошку, нужно организовать бесперебойные поставки сырья и обеспечить постоянную загрузку линии. Поставщиками старых покрышек и отходов резинотехнических изделий могут стать:

  • Транспортные компании, автобусные и троллейбусные парки;
  • Городские свалки;
  • Промышленные свалки и полигоны;
  • Станции техобслуживания и шиномонтажные мастерские;
  • Собственные пункты приема старых шин.

В большинстве случаев за шины придется заплатить символическую сумму. С другой стороны, законодательство обязывает крупные автотранспортные предприятия платить утилизационный сбор: вполне возможно, что эти компании захотят сэкономить и отдадут сырье бесплатно на условиях самовывоза.

Сбыт резиновой крошки

Бизнес на переработке шин в крошку своими руками еще не стал популярным на территории России, а потому предпринимателю необходимо приложить значительные усилия для поиска оптовых покупателей. Продукция предприятия представляет собой полуфабрикат, который нельзя применять без дальнейшей обработки. Соответственно, основными клиентами станут другие производители:

  • Предприятия, выпускающие резиновую плитку или кровельные материалы;
  • Изготовители покрытий для детских и спортивных площадок;
  • Фирмы, которые строят спортивные и оздоровительные комплексы;
  • Производители автомобильных шин;
  • Обувные фабрики;
  • Компании, монтирующие сплошные напольные покрытия;
  • Дорожно-строительные предприятия;
  • Заводы ЖБИ.

Рекламный блок в газете или баннер на бигборде вряд ли привлекут внимание таких покупателей: для взаимодействия с корпоративными клиентами следует использовать другие каналы коммуникации. Предприниматель может попробовать:

1. Разработать собственный сайт. Любой оптовый покупатель должен обнаружить на его страницах характеристики продукции, прайс-листы, контактные данные;

2. Разместить объявления. В интернете есть торговые площадки для бизнеса, где предприниматели публикуют свои предложения и заявки. Самые известные сайты:

  • Tiu.ru;
  • Flagma.ru;
  • Avito.ru;
  • Pulscen.ru;
  • B2b-center.ru.

3. Принять участие в тендерах. Для закупки сырья государственные и частные компании объявляют тендеры, в которых предприниматель может принять участие;

4. Использовать активные продажи. Менеджер по сбыту должен обзванивать компании, которые потенциально заинтересованы в покупке резиновой крошки.

Сколько стоит бизнес на переработке шин?

Создание бизнеса на утилизации шин требует достаточно внушительного капитала: новичку, выбирающему, стоит задуматься о других видах заработка. По самым скромным оценкам, в организацию перерабатывающего цеха придется вложить почти 9 млн. рублей:

Инвестиции в переработку шин

Название Сумма, руб.
Регистрация бизнеса 800
Открытие счета 2400
Аренда на время установки линии 400 м² 80000
Производственное оборудование 7988700
Непроизводственное оборудование 131300
Монтаж линии 150000
Лицензирование 160000
Транспортные расходы 50000
Сырье 149,6 т 299200
Мешки на 30 кг, 3500 шт. 21000
Хозяйственные расходы 15000
Реклама 30000
Подключение инженерных сетей 20000
Итого: 8948400

Также для составления бизнес плана переработки шин в крошку необходимо проанализировать регулярные расходы предприятия. Наиболее значимыми статьями здесь будут начисление зарплаты, оплата электроэнергии и закупка сырья:

Издержки переработки шин

Название Сумма, руб.
Фонд оплаты труда 300300
Ведение счета 1300
Взносы ИП 2700
Арендная плата 80000
Электроэнергия 26400 кВт 158400
Транспортные расходы 50000
Замена ножей шредера 50000
Сырье 149,6 т 299200
Мешки на 30 кг, 3500 шт. 21000
Хозяйственные расходы 15000
Вывоз мусора 15000
Реклама 30000
Итого: 1022900

Сколько можно заработать?

Сколько можно заработать на переработке шин в крошку? Выход основного продукта достигает 60–70% от веса сырья. В этом объеме 70% приходится на фракцию 1,0–3,0 мм, 15% - на фракцию 0,1–1,0 мм и оставшиеся 15% - на фракцию 3,0–5,0 мм. Кроме того:

  • Линия превращает в крошку 850 кг сырья в час. При восьмичасовой смене за 22 дня завод переработает 149,6 т старых шин;
  • Средняя рыночная стоимость сырья составляет 2000 руб./т. Таким образом, на закупку изношенных покрышек придется израсходовать 299200 руб;
  • Согласно техническим характеристикам линии, выход готовой продукции составит 105,6 т крошки, 29,92 т стальной проволоки и 12,32 т текстильного волокна.

Объемы производства

Вид продукции В час, кг В месяц, т Опт, руб./т Выручка, руб.
Резиновая крошка 0,1–1,0 мм 90 15,84 18000 285120
Резиновая крошка 1,0–3,0 мм 420 73,92 18000 1330560
Резиновая крошка 90 15,84 18000 285120
Металлический корд 170 29,92 4500 134640
Текстильный корд 70 12,32 2000 24640
Итого: 840 147,84 2060080

С учетом вычисленной ранее величины ежемесячных расходов определяется чистая прибыль предприятия. Можно предположить, что при бесперебойной работе вложения в бизнес окупятся менее чем за год:

Окупаемость переработки шин

Франшизы переработки шин

Для начинающих предпринимателей, не имеющих опыта создания производственных предприятий, хорошим решением может оказаться покупка готовой модели бизнеса. В цену франшизы по переработке шин в крошку, как правило, входят:

  • Комплект производственного оборудования;
  • Монтажные и наладочные работы;
  • Техническое обслуживание и ремонт станков;
  • Обучение сотрудников;
  • Организация снабжения вторсырьем;
  • Помощь в организации сбыта;
  • Поддержка и консультации по организационным и правовым вопросам.

В настоящее время на российском рынке утилизации автомобильных шин доступны следующие франчайзинговые предложения:

Экошина

Поставляет мини завод по переработке шин в крошку. Партнер должен найти цех площадью 500–1000 м² и нанять 6–7 рабочих для обслуживания линии. Характеристики франшизы:

  • Стоимость - 16500000 рублей;
  • Срок окупаемости - до 20 месяцев.

Артпрайм

Предлагает оборудование для переработки шин и производства плитки, а также выкупает у партнера готовую продукцию. Требования включают аренду цеха площадью 100 м² и наем четырех рабочих. Условия сотрудничества:

  • Стоимость - 2300000 рублей;
  • Роялти - 30000 рублей;
  • Срок окупаемости - 5 месяцев.

Баск-М

Пакет включает комплект станков для переработки шин в чипсы. Готовую продукцию франчайзер выкупает по цене 2500 руб./т. Требования включают аренду цеха площадью 100 м² и наем двух человек. Характеристики франшизы:

  • Стоимость - 850000 рублей;
  • Роялти и рекламные взносы отсутствуют;
  • Срок окупаемости - 6 месяцев.

Заключение

Опыт показывает, что переработка шин в крошку способна, как принести огромную прибыль в первые же месяцы работы, так и превратить бизнесмена в банкрота. Причиной неудачи может стать влияние типичных для этого бизнеса негативных факторов:

  • Проблемы с подбором оборудования и поиском запчастей для него;
  • Значительное повышение тарифов на электроэнергию;
  • Появление конкурентов или снижение спроса на резиновую крошку;
  • Изменения в нормативных актах о переработке опасного вторсырья;
  • Сложности с организацией бесперебойных поставок старых шин.

Поэтому предприниматель должен оценить вероятность появления таких осложнений и продумать меры по их предупреждению еще на этапе составления бизнес-плана.

Вопрос утилизации шин в России стоит достаточно остро. Для естественного разложения отходов данной категории требуется от 120 до 140 лет, а объемы, поступающие на полигоны, а нередко – и в места несанкционированного складирования мусора, просто огромны. Между тем, представляет собой востребованное сырье для многих отраслей (дорожные покрытия, в качестве наполнителя, регенератора новых изделий из каучука…), что открывает широкие перспективы для развития прибыльного дела.

В отличие от европейских стран, на отечественном рынке немного предприятий, занимающихся переработкой шин в глобальном масштабе. Соответственно, не стоит ожидать высокой конкуренции. Вместе с тем, развитие отрасли тормозится высоким барьером входа на рынок, который составляет порядка 20 млн. рублей, а также отсутствием централизованной государственной политики в отношении обращения с отходами. Впрочем, законодательство постепенно совершенствуется, а значит, тем, кто готов совмещать экологические ценности и возможность получать стабильный доход, стоит обратить внимание на этот вид бизнеса.

Ситуация на рынке

Мировые запасы отработанных шин составляют порядка 80 млн. тонн. Ежегодно это количество возрастает на 10 млн. тонн. И даже в странах, где давно ведется работа по грамотной предприятия по переработке шин не справляются с существующими объемами.


Что до России, из общей доли соответствующего сырья на переработку поступает только 20%. Причем 60% от этого количества распределяют между собой четыре крупных предприятия:

  • Волжский регенератношиноремонтный завод (Волгоградская обл.);
  • Чеховский регенератный завод (Московская обл.);
  • «КСТ-экология» (Смоленская обл.);
  • Завод переработки шин №1 (Владимирская обл.).

Одна из причин такого положения вещей – тот факт, что большинство как крупных, так и мелких предприятий принимают шины на утилизацию без частичной компенсации их стоимости. Соответственно, населению выгоднее просто отвезти мусор на свалку, чем за свой счет доставлять на переработку.

Таким образом, у начинающего предпринимателя есть три пути для развития бизнеса: следовать «традициям» бесплатного получения сырья, определить экономически обоснованную цену приема либо заключить договоренности со свалками, СТО и другими «поставщиками», которым было бы выгоден вывоз отработанных покрышек с территории. В последнем случае можно попробовать заручиться поддержкой муниципалитета или эколологов.

Какое вторсырье можно получить из шин?

Наиболее распространенная технология переработки предусматривает механическое измельчение шин в специальных агрегатах. В ходе этого процесса образуются следующие материалы:

  • резиновая крошка с размером фракций 1 мм, 2-3 мм, 4-5 мм (каждая из них имеет свою сферу применения);
  • текстильный корд, пригодный, после обработки по технологии пиролиза, для изготовления ГСМ;
  • металлический корд, предназначенный для переплавки.

В развитых странах распространенным явлением является восстановление изношенных покрышек для использования по прямому назначению. Он предусматривает наложение на старый каркас нового профиля.

Технология переработки

Процесс переработки шин в крошку предусматривает ряд последовательных этапов:

  • Контроль качества поступивших покрышек . Изделия тщательно осматривают на предмет наличия шипов и прочих элементов, не пригодных к переработке.
  • Предварительное измельчение . Шины нарезают на сегменты размером 200х200 мм.
  • Удаление металлической фракции . Сырье по конвейеру поступает в шредер для очередной стадии измельчения. Параллельно при помощи магнитного устройства из массы извлекается бортовая проволока и прочие металлические элементы.
  • Измельчение до конечной фракции . В роторной дробилке материал доводится до заданной величины фракции, а также очищается от металлического корда.
  • Сепарирование . В сепараторе из массы удаляется текстильный корд и остатки металлического корда.
  • Сортировка по фракциям . Выполняется путем пропускания материала через систему вибросит.
  • Упаковка и складирование . Материал фасуется в мешки и отправляется на склад.

Оборудование для переработки шин в крошку + Видео

Универсальная линия содержит следующие компоненты:

  • нож для нарезки автомобильных шин;
  • ленточный транспортер;
  • шредеры для первичного измельчения (2 шт.);
  • малые циклоны (2 шт.);
  • вентилятор (3 шт.);
  • пневматический транспортер;
  • агрегаты для магнитной сепарации (3 шт.);
  • дробилку;
  • вибросита (2 шт.);
  • большие циклоны;
  • электрическое оборудование;
  • пылесос;
  • кордовый ленточный транспортер;
  • металлический каркас.

Купить такую линию обычно можно в пределах 12-15 млн. руб. Также для запуска завода необходимо закупить промышленные весы (20 тыс. руб.), агрегат для упаковки мешков (10 тыс. руб.) и сами мешки (10 тыс. руб.), инструмент и расходные материалы для обслуживания установки (30 тыс. руб.).


Еще порядка 100 тыс. руб. необходимо заложить на доставку оборудования и порядка 150 тыс. руб. на его монтаж и пусконаладку. При этом транспортные расходы будут зависеть от удаленности региона от завода-производителя. Порядок пусконаладочных работ, условия гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также прочие моменты прописываются в договоре на поставку. Оптимально, когда, кроме всего прочего, поставщик дает обязательства по обучению вашего персонала работе с агрегатами.

Пример работы линии:

Требования к обустройству цеха и складских площадей

Завод по переработке шин в крошку должен содержать непосредственно производственный цех площадью не менее 200 м², площадку для хранения сырья в виде неотапливаемого ангара или просто огороженной территории, а также склад готовой продукции. Также обязательно наличие санитарных помещений. Офисная часть обустраивается в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей владельца бизнеса.

Помещение можно приобрести в собственность либо арендовать. Часто первый вариант нереален для начинающего предпринимателя, поэтому оптимальным решением становится договор аренды. Ее стоимость напрямую зависит от региона, и на территории России может колебаться от 20 тыс. до 100 тыс. рублей в месяц.

Персонал

Для обслуживания линии мощностью переработки 150 тонн шин в месяц потребуется минимум 10 человек. При этом важно иметь в составе коллектива технолога, способного контролировать производственный процесс и человека, который будет заниматься текущим обслуживанием линий. Для устранения существенных поломок и технического обслуживания рационально привлекать представителей производителя оборудования. Для этого, как уже говорилось выше, этот пункт следует прописать в договоре.

Также для качественной работы предприятия потребуются бухгалтер, уборщики, сотрудники охраны и минимум один водитель грузового транспорта, осуществляющего доставку шин и готовой продукции.

В данной ситуации примерная сумма фонда заработной платы составит порядка 400-450 млн. руб. Однако здесь также многое зависит от размера средней заработной платы в регионе.

Получение лицензии

В ряде источников можно встретить информацию о необязательном лицензировании бизнеса по переработке шин в крошку. Однако это не так. Используемое сырье принадлежит к четвертому классу опасности. Соответственно, согласно российскому законодательству, прием и утилизация таких ТБО подлежат обязательному лицензированию.

До момента подачи документов предпринимателю необходимо выполнить следующие шаги:

  • Зарегистрировать предприятие (в данном бизнесе оптимально ).
  • Подготовить производственные площади, включая промплощадку и санитарную зону.
  • Подготовить документы и сертификаты на оборудование.
  • Получить разрешения в Роспотребнадзоре, Росприроднадзоре, пожарной инспекции.

Лицензия оформляется на протяжении 45 дней. Стоимость ее составляет 7 500 руб. Если вы хотите упростить процесс, воспользовавшись услугами посредников, затраты возрастут в несколько раз.

Сколько стоит резиновая крошка?

Какой доход может приносить переработка шин в крошку мощностью 150 тонн в месяц?

Средняя стоимость резиновых гранул на рынке – 150 тыс. рублей. Соответственно, получая на выходе 100 тонн крошки ежемесячно, мы имеем 1.5 млн. рублей.

Также во время переработки образуются 30 тонн металлического и 20 тонн текстильного корда стоимостью 90 тыс. руб. и 40 тыс. рублей, соответственно.

Таким образом, совокупный грязный доход может составить 1.68 млн. руб. Отняв от этой суммы ежемесячные расходы, получаем чистую прибыль. При этом на доходность предприятия будут влиять такие факторы, как местоположение предприятия (стоимость аренды, транспортные расходы), наличие рынков сбыта, источников сырья, маркетинговая политика и другие. В среднем, вложения в данный вид бизнеса окупаются на протяжении полутора-двух лет.

Поиск рынков сбыта

При поиске рынков сбыта необходимо тщательно проанализировать сферу деятельности предприятий-производителей, действующих в конкретном регионе. Ориентироваться на всероссийский рынок и зарубежные поставки имеет смысл лишь крупным перерабатывающим компаниям, поскольку расходы на транспортировку приводят к значительному удорожанию материала.

Среди основных потребителей резиновой крошки:

  • компании, специализирующиеся на укладке бесшовных напольных покрытий (наливного пола);
  • производители плитки и рулонных покрытий для пола;
  • предприятия, задействованные в дорожном строительстве (преимущественно областные центры);
  • компании, выполняющие госзаказы в сфере возведения спортивных комплексов, тротуаров и других объектов.

В небольших количествах резиновую крошку из шин с удовольствием приобретают фирмы, занимающиеся изготовлением скульптур для детских площадок, ограждений, бордюров, боксерских груш, клесел-мешков, битумных мастик, резиновой обуви, утеплителей и т. д.

При этом мало выявить потенциальных потребителей резиновой крошки – не стесняйтесь обращаться напрямую к руководству предприятий, чтобы узнать, интересно ли им ваше предложение, в каком объеме они готовы закупать сырье и какого качества.

Как избежать подводных камней?

Основная ошибка предпринимателей, решивших построить бизнес на переработке шин в крошку – неправильный выбор оборудования. Дело в том, что, в отличие от покрышек зарубежного производства, отечественные шины содержат смешанный либо текстильный диагональный корд. Практически все станки, изготовленные для европейского рынка, не адаптированы под работу с этими материалами, поэтому даже дорогостоящее оборудование может оказаться бесполезным.

Вывод : уточняйте, для переработки каких шин предназначены те или иные агрегаты.

Еще одна актуальная проблема – наличие брака у нового оборудования. Чаще всего это случается с агрегатами производства КНР. Соблюсти баланс между качеством и оптимальной стоимостью поможет анализ самого производителя. Как правило, ответственные поставщики, наряду с изготовлением станков ведут деятельность по переработке шин и изготовлению из полученного сырья различной продукции. Кроме того, не следует верить рассказам о сверхвысокой производительности оборудования – чем выше обороты, тем больше риск, что агрегат сломается при попадании «под нож» постороннего предмета, что является весьма распространенной ситуацией.

Это далеко не весь перечень ситуаций, которые могут возникнуть на пути получения прибыли. Например, недостаток сырья часто приводит к необходимости скупать шины у населения, что чревато повышением себестоимости резиновой крошки. В любом случае детальный анализ на начальном этапе позволит войти в бизнес мягко и быстро окупить вложения.

Каждый год тысячи покрышек пропадают на свалках и полигонах, несмотря на то, что для предприимчивого человека они являются бесплатным ресурсом , из которого можно производить резиновую крошку.

Если она понадобилась лишь единожды, можно купить ее в нужном количестве у производителей.

Но где взять резиновую крошку, если она нужна на постоянной основе и в больших количествах?

Стоит задуматься о приобретении собственного .

Однако полноценная установка не всем по карману , и не для всех окажется рентабельным такое вложение. Выход — создать оборудование своими руками, и с его помощью производить резиновую крошку из покрышек в домашних условиях.

Если сырья нужно совсем мало, можно обойтись вовсе без оборудования.

Для этого потребуются потребуются только ножницы и резак .

С покрышки вначале убирают металлический корд, затем разделяют на ленты и измельчают их на более мелкие фракции до необходимого размера .

На этом процесс считается законченным.

Материал для оформления дорожек, клумб или отдельной детской площадки готов к использованию.

Но чтобы получить больший объем сырья или иметь доход от переработки шин в домашних условиях, нужно соответствующее оборудование.

Сооружение дробилки для переработки шин

Применяются три основных способа производства крошки:

  1. Дробление шин после их охлаждения жидким азотом до –190 градусов.
  2. Получение крошки на промышленном оборудовании полного цикла с удалением и последующим измельчением резины.
  3. Переработка с использованием универсальных дробилок, которую можно осуществлять в домашних условиях самому.

Первые два способа требуют больших инвестиций. Третий вариант доступен каждому , кто имеет возможность и желание изготовить дробилку дома.

Необходимые агрегаты можно изготовить самостоятельно в мастерской или на производственном участке – там, где есть металлорежущие станки (токарные, фрезерные) и сварочный аппарат для изготовления комплектующих деталей.

Если нельзя самостоятельно выполнить механическую обработку заготовок и придется заказывать их по своим чертежам, все равно стоимость станков по переработке шин будет в несколько раз дешевле , чем аналогичных покупных агрегатов.

Основным комплектующим устройством на линии по переделке покрышек является шредер (измельчитель для резины). Рассмотрим более подробно и назначение узлов данного станка.

Устройство агрегата

Станок состоит из следующих основных узлов:

  • электродвигатель 5 кВт – 2 шт;
  • корпус с дисковыми валами;
  • решетка;
  • редуктор червячный – 2 шт;
  • каркас шредера;
  • загрузочный бункер;
  • направляющий лоток;
  • шкаф управления.

Детали установки монтируются на мощной раме, сваренной из швеллеров.

Коробка с режущими дисками

Главным узлом дробилки для резины является корпус с фрезерными валками.

При этом режущие ножи выполнены из высокопрочной стали и термически обработаны, что ощутимо снижает их износ. Они практически не требуют заточки во время эксплуатации .

Расчет отверстий коробки, валов и режущих элементов должен быть точный, поэтому его нужно производить специалисту в этой области (конструктору).

Решетка для калибровки крошки

Для того чтобы получить калиброванную фракцию шинного сырья, шредеры снабжаются специальной решеткой, которая устанавливается под валками.

Редуктор червячный

Вращение валов с дисковыми фрезами осуществляется обособленно, непосредственно от червячных редукторов, соединенных с электродвигателями через муфты.

Передаточное отношение выбирается от 25 до 35 таким образом, чтобы резание было без заедания и с достаточной скоростью .

Рама агрегата

Каркас сварен из профильных элементов, обеспечивает надежность и устойчивость агрегата во время работы, а также погрузочно-разгрузочных действий.

Загрузочный бункер

Установка для переработки шин оборудуется бункером загрузки покрышек и лотком при выемке готовой резиновой крошки.

Благодаря своей конструкции бункер исключает образование заторов из сырья и гарантирует направленное движение массы к вращающимся валкам.

Приспособление для разрезания покрышки

Установка для разрезания шины и удаления корда состоит из несущей рамы и стойки .

На каркасе находится зажимной механизм шины, вращающийся вместе с покрышкой во время резания. Обороты двигателя уменьшены за счет разного диаметра шкивов. На стойке расположен встроенный клиновидный резак, который настраивается на определенный размер за счет перемещения пиноли.

Как измельчить покрышки?

Технологичная цепочка представляет собой несколько подготовительных этапов , прежде чем получится продукция необходимой фракции.

Эта процедура включает:

  1. Осмотр и удаление посторонних предметов из полости покрышки.
  2. Вырезка корда .
  3. Нарезка шины на ленты размером 50-80 мм.
  4. Измельчение сырья посредством шредера.
  5. Сепарирование и отделение металлических от текстильных частей.
  6. Калибрование крошки на фракции с помощью вибрационного сита.

Производительность оборудования

Работа этих двух основных агрегатов при переработке покрышек делается в полуавтоматическом режиме .

Для нормальной работы этой линии необходимо помещение около 150-200 кв. метров. Это вызвано тем, что нужно место для расположения не только оборудования, но и для складирования изношенных покрышек, готовой шинной продукции и металлических отходов.

Выпуск резиновой крошки на данном оборудовании за час составит примерно 200-800 кг и до 100 кг металлического лома, для обслуживания станков понадобится 2-3 работника без квалификации.

Кроме покрышек, на этом оборудовании можно перерабатывать другую резину (транспортерную ленту, камеры, противогазы). На выходе получается крошка с размерами от 0,7 до 4 мм, при этом она составляет 65-85% от всей массы сырья.

Куда применить полученное сырье?