Психологический портрет личности: образец написания. Готовая психологическая характеристика личности

Результаты психологического анализа текста:

Уважаемая Л.Л.!

Текст Вашей подруги (знакомой) или пациентки О в сильной степени сориентирован на некоторого конкретного читателя, которым являетесь или Вы или тот человек, который пытается влиять на нее, возможно, проводит с ней психотерапевтические сеансы.

О - внушаемый человек, она склонна не навязывать свое, а подстраиваться под собеседника, в частности, использовать в своих ответах сказанные им слова. Ее текст, например, начинается с повторения формулировки поставленного задания (Во мне как личност самым существенным является… ). Сочетание своих и чужих фрагментов создает впечатление или образ “полумонахини-полублудницы”, который, как всякий образ, имеет к действительности отдаленное отношение.

И в дальнейшем по тексту, особенно в начале фраз О использует чужие слова. Чужие слова - это обычно терминология и научные выражения, нередко из лексикона психолога (Я склонна к постоянному самоанализу… Но внешне эмоции я проявляю… Патологически не могу… ). Ее собственная речь, напротив, разговорна, содержит орфографические ошибки, появляющиеся под влиянием просторечия, в ней встречаются детские выражения (от отчаи нья, с самол го детства /малого/, в общее с людьми, принимаю себя в таком виде , пребывая … в себя ).

О путает духовное и душевное (дух и душу). Ее проблемы, действительно, связаны с душевными движениями и относятся к ведению специалиста по душе (психолога). Вера и духовность понимаются О некорректно (состояние духовного поиска и сконцентрированность на себе ) и безграмотно (духовный поиск у меня связан с “богоискательством” ). По-видимому, религия привлекает ее как возможность общения и подчинения авторитету. И она вполне может попасть под влияние более менее настойчивых сектантов (чего Вы, Л.Л., судя по всему, справедливо опасаетесь).

По-видимому, основная ее проблема - одиночество, дефицит общения и эмоциональных контактов (стараюсь извлечь удовольствие из всего, что встречается на моем пути ). Возможно некоторое отставание развития эмоциональной сферы. По крайней мере, О склонна к чисто детским проявлениям (я люблю ввязыватся во все новое…, под удовольствием я …понима всю гамму ощущений от отчаинья до безумной радости ).

Скорее всего, О слишком сильно концентрируется на своих переживаниях (пребывая постоянно в себя, я не внимательна к окружающим ). Как ребенок, подпадает под чрезмерное влияние источника эмоций (действую подчиняюясь не продуманному решению, а спонтанно и исходя из одномоментных ощущений, интуиции ) и не способна к трезвым его оценкам (Чувствительна, но не обидчива. В меру безответственна и беспринципна ). Приведенные примеры в основном содержат не самооценки О, а оценки окружающих (чужую речь), которые, по-видимому, пытаются воспитывать ее, и слова которых она послушно (в виде покаяния) повторяет.

Беда в том, что оценки окружающих для О - как для ребенка - важнее и значимее собственных представлений:
Патологически не могу (или боюсь, что это выглядит так со стороны) “давить” (влиять) на окружающих.

Но их воспитательное влияние не приносит разрешения проблем. Ведет не к достжению успеха или “исправлению”, а к покаянию, извинениям и неоправданному занижению самооценки (я совершенно бесцельное существо ). Потребность в эмоциональных контактах, судя по всему, оказывается сильнее.

Уважаемая Л.Л.! По-видимому, Вам не стоит укорять Вашу подругу за ветренность и нежелание (-умение) отстаивать свои интересы. Скорее всего, она не менее обидчива, чем другие, но больше других стесняется свои обиды демонстрировать и обсуждать. Именно в этом случае она, наверное, замыкается в себе и отказывается от общения (с самолго детства предпочитаю “отшельнический” образ жизни… мне необходимо много времени для того чтобы быть с самой собой ).

Вы правы, когда говорите, что она производит впечатление замкнутого, странного и неожиданного в своих проявлениях человека, но, скорее всего, ошибаетесь, когда предполагаете, что ей ближе “духовная практика”, чем живые другие люди, и опасаетесь “ухода в свой внутренний мир”. Скорее всего, Ваша подруга не больше “ориентируется на глубоко внутренние критерии”, чем ребенок 10 -15 лет, - скорее, наоборот. Согласитесь, что для женщины 33 лет (и с высшим образованием) детский взгляд на мир создает определенные проблемы, в частности, как Вы справедливо пишете, проблемы (равноправного) общения. И наибольшую опасность для Вашей подруги представляет “дурная компания”.

По-видимому, не стоит ориентировать ее на рефлексию и моральную проблематику. Полезнее будет помочь наладить более продуктивные и регулярные контакты с окружающими, особенно со сверстниками противоположного пола, возможно, вначале даже с психологическими сверстниками, мальчиками 17-18 лет, попытаться снять неоправданный эмоциональный экстремизм, вызванный дефицитом общения и здоровой эмоциональной разрядки. Тем более, что, как Вы справедливо отмечаете, “социальные и конвенциональные нормы не являются мотивирующим началом поведения и жизни” Вашей подруги, “хотя она о них знает, знает, что частенько их нарушает, но считает себя правой и не собирается что-либо менять”.

Если Вы планируете привлечь к решению проблем Вашей подруги специалиста, то здесь, по-видимому, скорее подойдет специалист по семейной терапии и\или сексолог. В Самаре, где Вы проживаете, можно обратиться к ….

Каждый человек обладает навыком адаптации к сложившейся ситуации, но все делают это по-своему. Существует множество вариантов поведения. Психологический портрет личности – образец того, как с помощью описания черт характера человека можно предугадать его действия и реакции. Это чрезвычайно полезно при приеме на работу, поступлении в учебные заведения и прочее.

Со временем оказалось, что ее действительно называют Ш. И ее имя подошло, чтобы сказать, что у него аристократические корни. В одном из процессов, однако, считалось, что секретарь не имеет никакого отношения к услугам, и эксперт-психолог сказал, что у него могут быть иллюзии.

Кшиштоф Квятковский заявил, что в одном из первых классов средней школы он поступил в Ассоциацию социалистической молодежи Польши, цитирует письмо Качиньскому, автору книги, но Качиньский не передумал. Подобную судьбу встретил давний водитель Писа Тадеуш Копчиньский.

Психологический портрет личности – пример качественной текстовой интерпретации характеристики человека. Его составление - одна из самых сложных и важных задач современной психологии.

Составление психологического портрета – зачем это нужно?

Психологический портрет ребенка помогает воспитателю и учителю найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.

Он прерывал самые важные встречи, чтобы вернуть свой телефон. Он не хотел, чтобы она беспокоилась о том, что с ним что-то случилось. Приоритетом для обоих братьев Качиньских было ее здоровье, с которым у нее почти всегда были проблемы. Вопреки частым мнениям, каждый день он достигает алкоголя не реже, чем средний человек. Ему нравится пиво, он также любит вино, а иногда и виски. Через несколько недель после того, как Ярослав Качиньский стал премьер-министром, этот пост был утерян главой Управления государственной защиты полковника Дамиана Якубовского.

Психологический портрет человека нередко составляется и при приеме на работу. С его помощью менеджеры лучше сумеют организовать деятельность персонала в компании, повысить работоспособность и успешность каждого члена коллектива.

Психологические портреты преступников отличаются от характеристик законопослушных граждан, так как им присущи эмоционально-волевые деформации, преступные мотивы и негативные социальные интересы. Проблема личности мошенников и убийц – центральная для криминалистики и других наук, которые связаны с преступностью. Психологические портреты преступников помогают следователю понять мотивы совершенного противоправного деяния.

Официально никаких причин для его отъезда не было. Лех Качиньский вызвал главу своей защиты к Кшиштофу Ольшовичу и отправил его в Лолиборз. Кшисейк сел в машину, бомбил на крыше и стрелял. Оказалось, что это не очень хорошо для ее матери, и ее нужно отвезти в больницу Шамира.

Ольшовец пожаловался президенту, он позвонил своему брату, и Якубовский отрезал ему голову. Они всегда были очень близки, и после учебы их пути немного разошлись. Лех пошел работать в Три-Сити. Если бы он был в Варшаве, его жизнь, вероятно, была бы иной. Он попросил своих коллег заказать посмертную косметическую операцию. Он также решил перевести тело своего брата из российского гроба. Он положил три очень личных предмета в нового близнеца, но он не предал, что это было.

Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – это индивидуальность. Кратко рассмотрим основные компоненты, из которых состоит психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за людьми в различных ситуациях, всегда можно заметить различия в их поведении и образе жизни. Это обуславливается темпераментом человека, находящегося под наблюдением. Так, темперамент – это один из главных факторов, на которых строится психологический портрет.

Когда идея пришла, чтобы похоронить президента в Вавеле, Ярослав Качиньский возразил. Я хочу, чтобы Лешек ближе, - говорили его коллеги. В конце концов, однако, он считал Краков достойным местом для погребения брата, а в Варшаве Поазкой он создал символическую гробницу, которую он часто посещал.

Из двух братьев Лех больше хотел побывать на вечеринках с друзьями. В память о его друзьях в памяти особенно упал день выборов Леха Валенсы на посту президента. Девушки танцуют на столе редактора, а Ярослав ходит в котелок со словами «Секс-инструктор».

Современная психология под «темпераментом» понимает особенности нервной системы и психики индивида. Это не только ритм, темп и интенсивность протекания психологического процесса, но и его содержание. Темперамент – это биологический фундамент личности. Эти характеристики передаются по наследству, из-за чего плохо поддаются изменению. Психологический портрет личности должен отражать основные особенности темперамента человека: стиль его поведения, способы, помогающие ему организовать свою деятельность, и прочее.

Первый урок бесплатно -. Его мать сказала в интервью, что она музыковед. Напротив был отец девушки. Позже она поженилась, родила другого мужчину и стала профессором. На протяжении многих лет Ярослав говорил об этом легкомысленно и без эмоций, но миссис Ядвига сказала мне, что президент, несмотря на внешность, был чувствительным и ласковым.

И это была великая любовь, закончившаяся болезненным расставанием, - говорит в книге давний сотрудник Ярослава Качиньского. В разговорах с друзьями он с удивлением обнаружил семью, ограничив время, необходимое для решения партийных дел. Сначала он согласился, но за день до программы он ушел в отставку. Штаны убедили его пойти в студию. Вечером в его дом вошли Пис Эльббиета Якубяк и Джоанна Клюзик-Ростовская. Здесь не о чем говорить.

Опираясь на определенные психологические принципы, можно найти свой подход к носителю каждого из четырех типов темперамента.

Сангвиник

Девиз: доверяй, но проверяй!

Плюсы данного типа темперамента – это жизнерадостность, общительность, увлеченность и отзывчивость, а минусы – разбросанность, сверхобщительность, легкомысленность, склонность к зазнайству, поверхностность и ненадежность. Психологический портрет человека с пометкой «сангвиник» следующий: индивид всегда рад пообещать что-то, чтобы не обидеть просителя, однако далеко не всегда держит слово, поэтому следует проконтролировать, выполнил ли он обещанное.

Оборонительная личность, поведение вне правил, усиление конформизма. Дэниел Дэвид, основатель департамента клинической психологии и психотерапии им. Бабеша-Болая, пытается перестроить работу Мотру - «Психология румынского народа». Используя международные психологические тесты, адаптированные к румынскому населению, Даниэль Дэвид обнаружил, среди прочего, что основная особенность римлян - недоверие к людям, и что забота о благах других не выходит за рамки семьи.

Как мы и почему мы пришли к этому. Психологический профиль поверхности находится в некоторых не полностью развитых сегментах, не выражая того потенциала, который у нас есть. С психокультурной точки зрения румыны ищут социальную власть, но лицемерно, согласно коллективистской культуре, в которой нехорошо хотят выйти из-под контроля, они скрывают это желание под видом скромности и жертвы для других.

Холерик

Девиз: ни минуты покоя!

Принцип общения с холериком опирается на использование его плюсов: увлеченность, подвижность, энергичность, страстность и целеустремленность. В то же время он нейтрализует минусы этого типа темперамента: агрессивность, нетерпимость, невыдержанность, конфликтность. Психологический портрет с характеристикой «холерик» должен навести на мысль о том, что человек всегда должен быть занят каким-либо делом. В противном случае он направит всю свою энергию и активность на коллектив и может разложить его изнутри.

Затем использование власти осуществляется в женской парадигме, характеризующейся дискуссиями и поиском консенсуса. Количественная культура характеризуется недоверием к иностранцам, недоверием к римлянам, усиленным низким уровнем самоопределения и гражданского духа, как мы уже говорили, обобщены в хроническом недоверии, в том числе и знакомых. Румынская культура способствует гетеродификации, за счет самоопределения и прагматизма, в ущерб гражданскому духу.

У румын есть репрессивный и избегаемый культурный стиль, который делает их оборонительными. Румыны имеют более низкие оценки по таким ценностям, как универсализм, доброжелательность, гедонизм, стимуляция и самоопределение, но, похоже, для того, чтобы произвести хорошее впечатление, они могут заявить о себе как о придании значения этим ценностям.

Флегматик

Девиз: Не торопи!

Среди сильных сторон флегматика значатся постоянство, терпеливость, активность, устойчивость, надежность и самообладание. Минусы – это безразличие, сухость, медлительность и «толстокожесть». Психологический портрет человека с пометкой «флегматик» означает, что он не может работать, если время в дефиците, так как ему нужен свой индивидуальный темп: не нужно его подгонять, он сам составит график работы и сделает все вовремя.

Очень интересно, что в римлянах универсализм вторичен по отношению к доброжелательности, а это означает, что забота о благах других не превышает семейную область в римлянах и иногда достигает максимума для людей, которых они знают. Это показывает эгоистический индивидуализм, который не противоречит коллективизму, но может быть обоснован в очень конкретных формах; против коллективизма - доброжелательный и универсалистский индивидуализм.

Но у римлян есть высокие оценки в достижении, власти и конформизме. Интересно, что оценки традиций и безопасности сегодня находятся на среднем уровне. Вероятно, традиция теперь рассматривается как необходимость, римляне готовы отказаться, если это уже не принесет пользы, или если что-то еще лучше.

Меланхолик

Девиз: не навреди!

Психологический портрет с пометкой «меланхолик» таков: сильные стороны личности – это мягкость, способность к сочувствию, человечность, высокая чувствительность и доброжелательность. Минусы этого типа темперамента – это мнительность, застенчивость, низкая работоспособность, замкнутость, мечтательность и ранимость. Никогда не кричите на меланхолика, не давите на него, не давайте жесткие и резкие указания, так как этот человек крайне чувствителен к интонациям и слишком раним.

У автономии интересный статус для римлян. Когда оценивается как мнение, римляне считают себя автономными как американцы и турки; китайцы, немцы и испанцы чувствуют себя наиболее автономными, а русские и украинцы чувствуют себя наименее автономными. Когда оценивается как отношение, автономия румын ниже.

Очень интересны отношения римлян с религией. Действительно, румыны имеют высокий уровень религиозности и считают религию очень важной в своей жизни. Хотя они очень уверены в научном развитии, если наука столкнется с религией, 2% румын выбирают религию. Как мы можем быть?

Очень сложно найти индивида, который полностью бы отвечал определенному темпераменту, обычно наблюдается доминанта одного из них.

Интеллектуальность

Интеллектом называется система психических процессов, которая обеспечивает реализацию способности личности к оцениванию сложившейся ситуации, принятии решений и регулированию своего поведения в соответствии с этим. Как правило, интеллект важен, если ситуация нестандартная – как символ обучения индивида всему новому.

Это большое несогласие в том, что социокультурная среда в стране не позволяет нам выражать и извлекать выгоду из потенциала, который мы имеем в психологическом профиле поверхности; римлянам часто приходится ехать в страны, которые преуспевают и преуспевают в хорошем потенциале, который у них есть.

Как мы думаем, что мы и почему мы так думаем. Личность считается позитивной, юмористической, компенсирующей более негативное поведение, которое мы контекстуализируем, определяя их не как стабильную, а как ситуационную. Подкатегория этого пункта 3 относится к тому, как другие думают, что мы есть. Этот подход порождает в основном гетеростереотипы к римлянам. Существует несколько строгих исследований такого рода со ссылкой на римлян. Интересно, что часть недостатка сознания в гетеростереотипах к римлянам также признана в автостереотипах румын.

Жан Пиаже – психолог из Франции – одной из самых важных функций интеллекта назвал взаимодействие с окружающим миром через адаптацию к нему. Или, иначе говоря, умение ориентироваться в условиях и целесообразно строить свое поведение.

Ядром интеллекта является способность человека к выделению в ситуации основных свойств и построению своего поведения в соответствии с ними. Советский психолог С. Л. Рубинштейн в своих работах рассматривал эту категорию в качестве типа поведения личности – «умное поведение».

Другая подкатегория этого пункта относится к тому, как мы думаем, что есть другие. Так как румыны видят других: китайцы - патриоты, честные, рабочие, умные; Немцы - рабочие, честные, умные. Римляне предпочитают англичан, американцев и французов, затем немцев, а затем венгров и русских.

Как мы хотим быть. Он входит в замкнутый круг, который удерживает нас в защитном состоянии. Хорошей новостью является то, что хотя румынцев «считают» «не такими, какими они есть», их «считают» «как они могут быть». Вот почему, в случае с римлянами, есть большой шанс для развития и эволюции к идеальной психокультурной модели. Как должна выглядеть эта идеальная психокультурная модель? Проще говоря, создать интеллектуальных, креативных, социально адаптируемых граждан с обширным декларативным и процедурным багажом с личностью, поддерживающей просоциальное поведение.

Характер

Характер является совокупностью индивидуальных особенностей человека, которые складываются и проявляются в общении и деятельности. Психологический портрет личности – образец того, как выявленные черты характера помогают обусловить типичные для нее способы поведения.

Чертами характера называют устойчивые свойства и качества поведения человека, ставшие свойствами самой личности. Психологический портрет – пример отображения наиболее типичных и существенных особенностей человеческого характера.

Все это затем сможет поддерживать хорошее психическое и физическое здоровье, что положительно скажется на увеличении ожидаемой продолжительности жизни и счастья. Развитие этого психологического компонента может быть частью странового проекта, в соответствии с которым Румыния является не только страной, которая присоединилась к европейскому пространству, но и хорошо интегрирована в этом пространстве.

Любой психологический профиль людей содержит дозу статистического обобщения, и поэтому он может захватывать только модальный профиль, а не каждый человек внутри людей. Психологический негативный профиль, характеризующийся следующими аспектами : аффективная нестабильность, снижение автономии, сопротивление изменениям, подозрительность и зависть, отсутствие дисциплины.

Структура его насчитывает 4 группы черт, которые выражают отношение личности к различным сторонам деятельности: к самому себе, к труду, к обществу и коллективу, а также к вещам.

Умение общаться

Общение является чрезвычайно деликатным и тонким процессом взаимодействия между людьми. Именно в нем наиболее многогранно раскрываются каждого участника процесса, поэтому эта характеристика крайне важна для такой интерпретации личности, как психологический портрет.

Конечно, долговременный профиль поверхности можно усвоить с течением времени в профиле глубины, - пояснил психолог. Анализируемый с точки зрения классических психологических моделей, психологический профиль глубины румынского народа по сравнению с американским является показательным следующим образом: экстраверсия выше на румынском, чем у американцев, когда она оценивается другими, но не имеет существенных различий статистически, когда дело доходит до самооценки.

Румынский народ будет счастлив и уважаем более 20 лет. Один из выводов исследования, объясняют психолог Дэниел Дэвид, в том, что, когда психологический профиль поверхности не выглядит очень хорошо, потому что отсутствие потенциальной глубины профиля, но контекст психосоциальных не благоприятствует выражение этого потенциала путь в профиль поверхности, в повседневной жизни.

Образец наиболее очевидной функции общения – это передача информации: каких-либо сведений, содержания и смысла. Эту сторону общения называют смысловой, или семантической. Передача имеет влияние на поведение человека, его поступки и действия, а также на организованность и состояние его внутреннего мира.

Поэтому многие румыны выступают за пределами страны, где социально-культурная среда помогает им выразить свой потенциал в профиле глубины в позитивных аспектах на уровне поверхности. Таким образом, румынская система образования недостаточно поддерживается для оценки интеллектуального потенциала молодежи в стране, которая оценивается, как только они достигают хорошо организованной, хорошо организованной и финансируемой системы образования в других странах, - пояснил Дэвид.

Я не думаю, что румынский народ имеет, в частности, качества или недостатки. Конечно, в какой-то момент мы можем создать изображение, скажем, картину синтеза, которая является образом исторического момента. Итак, не врожденные, окончательные, постоянные качества, а качества или недостатки, которые производит история.

В целом выделяют информационную, управляющую, познавательную функции общения, кроме того, имеется функция обмена психическими состояниями и эмоциями.

Эмоциональность

Со времен древнегреческого мыслителя Платона вся психическая жизнь личности разделяется на три относительно самостоятельные единицы: ум, воля и эмоции.

Если воля и ум подчинены человеку хоть в какой-то мере, то эмоции всегда возникают независимо от нашего желания. Это отражение личной значимости и оценки ситуаций для процесса жизнедеятельности человека в виде чувств и переживаний. В этом и проявляется субъективность и непроизвольность эмоций. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для здоровья и честолюбия.

Что значит уметь управлять эмоциями? Чаще всего под этим высказыванием подразумевается их сокрытие. Больно, но этого не покажем, стыдно, но делаем вид, что безразлично, обидно, но внешне продемонстрируем только раздражение и гнев. Но от того, что человек не показывает свои эмоции, они не становятся слабее, скорее наоборот, или принимают форму защиты – агрессию.

Способности

Психологический портрет личности – пример описания внутреннего склада человека, куда входит такая характеристика, как способности.

В психологии способности рассматриваются как особое свойство психологической системы, которое выражается в определенном уровне ее продуктивности. Точность, устойчивость и скорость функционирования – количественные параметры продуктивности способностей. Они измеряются путем решения задач определенной степени сложности, решения конфликтов и т. д.

Степень разрешимости противоречий между отношениями личности и свойствами индивида – это уровень способностей. Наиболее удачный вариант – когда есть склонность к определенной сфере деятельности вкупе с интересом к этому делу.


Способности подразделяются на специальные и общие. Общие могут предопределить склонность к довольно обширной сфере деятельности. Их формируют развитие интеллекта и особенностей личности. Специальная выступает в качестве социально-психологической основы развития тяги к определенной сфере деятельности: исследовательской, музыкальной, преподавательской, творческой и прочее.

Самооценка

В самооценке выражается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выработалось у человека на основе самопознания. Психологический портрет – пример того, как самооценка личности влияет на все сферы жизни, ведь она предполагает оценивание собственных способностей, поступков, целей, качеств и возможностей, а также своего места в обществе. Бывает завышенной, заниженной и адекватной.

Направленность

Мотивация деятельности и поведения, удовлетворение потребностей – все это лежит в основе направленности личности (на задачу, на себя или на общение).

Кого-то может устроить лишь обеспечение безопасности и удовлетворение физиологических потребностей. А другим, помимо этого, не менее важно удовлетворить социальные нужды, потребность в самовыражении, а также реализовать свои творческие способности. Основной задачей менеджера и психолога является выявление потребностей, убеждений и интересов каждой личности и определении направленности ее мотивов.

Психологический портрет личности пример написания

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела. Психологический портрет личности образец анализа характера человека.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому. Словом идеальный образец для составления психологического портрета личности .

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Ниже представлен психологический портрет личности пример написания.

1. Положительные тенденции в психологическом портрете личности

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

2. Отрицательные тенденции в психологическом портрете личности

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста . Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

3. Способы коррекции нежелательных черт личности в психологическом портрете

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания образца психологического портрета личности видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Психологический анализ портрета личности

психологический личность опросник эмоциональный

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, переживают радости и горе, мы зачастую обращаем внимание на различия в их поведении. Ведь все росли и воспитывались в разных семьях, в разных условиях, то есть в разной социальной среде. Всё это напрямую влияет на то, каким человек будет в своей взрослой жизни, как он будет выстраивать свои отношения с другими людьми, какими чертами характера он будет обладать…. На основе наблюдений за людьми, имея некие знания по психологии, мы можем составить психологический анализ портрета личности. Такой анализ очень полезно составлять для того, чтобы успешно управлять людьми, чтобы легче находить с ними общий язык, знать их сильные и слабые стороны.

Приступая к психологическому анализу личности, выясним, прежде всего, что же он из себя будет представлять. Обычно в структуру личности включают: темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности. По этим критериям я и проведу свой психологический анализ.

В своей работе я буду проводить психологический анализ своей подруги Кристины. Её возраст 23 года. Она имеет высшее образование по специальности юриспруденция. В настоящее время работает в фирме, которая оказывает нотариальные и юридические услуги населению. Также Кристина окончила музыкальную школу, фортепианное отделение. На данный момент продолжает заниматься музыкой.

Теперь перейдем непосредственно к психологическому анализу. Сначала поговорим о темпераменте. Чтобы точнее определить темперамент Кристины, я предложила ей пройти опросник Юнга. Результаты показали, что она - амбиверт, то есть сочетает в себе черты, как экстраверта, так и интроверта. Это говорит о том, что больших проблем в общении она не испытывает, но и легкость в нем ей не свойственна. Например, если Кристина попадает в ситуацию, где нужно проявить организаторские способности (при работе в группах на семинарских занятиях, на каких-либо мероприятиях и т.д.), то в большинстве случаев она не будет проявлять свою инициативу. В противоположность этому могу привести такой аргумент: у Кристины много приятелей, с ней приятно и интересно общаться, к ней все хорошо относятся и уважают ее, попадая в общество, она выглядит общительной. Но в этом общении у нее нет особой потребности. Больше она любит проводить время наедине с собой, с друзьями встречается редко. Это и говорит о том, что она сочетает в себе черты, как интроверта, так и экстраверта. Также о Кристине можно сказать, что она идёт на риск только в том случае, если он оправдан. Например, была в её жизни такая ситуация: выступив на конференции по английскому языку, преподаватель обещала поставить итоговую оценку за семестр автоматом. Кристина понимала, что выучить все билеты трудно, лучше побороть свой страх и неуверенность и выступить на конференции, в итоге она выступила и получила пятерку автоматом. В данной ситуации она поступила так, потому что понимала, что это стоит того, ее риск будет оправдан. Но когда ей предлагают участвовать в дебатах, либо в дискуссиях, просто ради того, чтобы высказать свою точку зрения, она зачастую отказывается. Это ещё раз подтверждает то, что Кристина - амбиверт. Результаты теста точно совпали с тем, какая Кристина есть на самом деле, это я подтвердила примерами из её жизни.

Также Кристина прошла опросник Айзенка на определение темперамента. Результат опросника показал, что она относится к такому типу личности как флегматик. Это проявляется в том, что она имеет устойчивые стремления и настроения. Отличается сильной, уравновешенной, работоспособной нервной системой. Кристина очень трудолюбива, любит доводить все начатые дела до конца. Её мимика, речь, движения спокойны, в какой-то мере даже медлительны. Также она с трудом переключается с одной работы на другую и плохо адаптируется к новой обстановке. Данные положения я подтвержу примерами из жизни Кристины. Работать она может с утра до самой ночи, пока не выполнит всю работу, которую она запланировала, либо которую необходимо выполнить в поставленный срок. Часто бывает такое, что Кристина работает без выходных. При этом у нее всегда хватает терпения доводить все дела до конца. Но в то же время Кристина может успешно работать лишь в привычной для нее обстановке. Например, когда она сменила работу, первое время ей было очень трудно. Внешне это было заметно мало, но внутренне она чувствовала дискомфорт, хотя пыталась с ним бороться, чтобы быстрее освоиться в новом коллективе и на новом рабочем месте. Также ей бывает трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, когда она заканчивает работать с клиентами, она трудно переключается на работу с документацией, долго раскачивается. Всё это подтверждает то, что Кристина - флегматик.

Теперь я перейду к описанию характера Кристины. Взяв за основу критерий отношения к жизни, можно говорить о том, что она оптимист. Всегда умеет найти в событиях и людях светлые стороны. Любит свою жизнь и окружающих ее людей. Кристина редко впадает в уныние, даже если у нее случаются какие-то неприятности. В таких случаях она просто старается не думать о плохом, и настраивает себя на то, что все это временно, все плохое проходит. По ее мнению уныние - это не совсем конструктивная эмоция. Благодаря данной черте характера Кристина всегда несмотря ни на что движется к своим целям и достигает их. В прошлом году, она принимала участие в конкурсе «Звездный путь», в нем принимали участие люди разных возрастов, где они показывали имеющиеся у них таланты. В этом конкурсе Кристина исполняла песню. Но занять призовое место ей тогда не удалось. Сделав вывод из данной ситуации, она поняла, что просто нужно лучше готовиться к конкурсу и уверенно идти за победой, в тот момент, по ее словам, она нисколько не расстроилась, а наоборот, радовалась, что ей есть, куда расти и к чему стремиться. Даже эта ситуация из её жизни говорит о том, что Кристина относится к оптимистичному типу людей.

Также, описывая характер, я могу сказать о том, что Кристина очень дисциплинированна. Эта черта характера проявляется в её жизни повсеместно. Например, в том, что она пунктуальна. Если назначает с кем-то встречу, то всегда приходит вовремя, зачастую даже заранее. Чтобы успешнее выполнять свою работу, составляет план действий, который строго соблюдает. Учитывая сегодняшний темп жизни, очень трудно придерживаться распорядка дня, но у Кристины это в какой-то мере получается. Она старается питаться в одно и то же время, по возможности ложится вовремя спать, по утрам делает зарядку, другими словами, ведет здоровый образ жизни. Кристина держит себя в жестких рамках, за границы которых пытается не переступать.

Если рассматривать характер Кристины с точки зрения отношения к другим людям, к коллективу, к обществу, то можно говорить о том, что она относится к индивидуалистичному типу людей. Это проявляется в том, что работе в группах она предпочитает индивидуальную работу. Полагается только на себя, не любит просить людей о чем-либо. Старается все делать сама, надеется только на себя. Такая черта присутствует в характере Кристины с самого детства, я думаю, что причина этого кроется в её воспитании. Родители всегда поощряли проявления самостоятельности, что и выработало в ней такую черту характера.

Описывая характер Кристины с точки зрения отношения к самому себе, я могу говорить о том, что она самокритична. Адекватно оценивает себя и свои поступки. Видит собственные ошибки и по возможности старается их исправить. Усиленно работает над своими недостатками и комплексами. Например, совсем недавно Кристина проходила тренинг «Как стать уверенным в себе человеком». Это говорит о том, что она видит свой недостаток, с которым нужно бороться, и старается его искоренить. Когда у нее что-то не получается, она винит в этом, прежде всего, себя, а не обстоятельства и других людей, старается понять в чем её ошибка. Я уже приводила пример об ее участии в конкурсе «Звездный путь». Тогда, она сделала выводы о том, что нужно больше работать над собой, расти духовно и профессионально, а не обвинила в своем поражении жюри или какие-либо обстоятельства. Всё это подтверждает то, что Кристина очень самокритична.

Проводя анализ характера и темперамента Кристины, я использовала также типологию личности Э. Кречмера, согласно которой темперамент и характер человека зависит от телосложения. Согласно этой теории Кристина относится к такому типу, как астеник, так как у нее худощавое телосложение, длинные руки и ноги, плоская грудная клетка и слабая мускулатура. Данному типу личности соответствует такой тип характера, как шизотимик. Это говорит о том, что Кристина замкнутая, серьезная, упрямая, трудно приспосабливается к новым условиям. Так оно и есть, данное описание полностью соответствует Кристине. Наличие данных черт характера я аргументировала выше.

Теперь перейдем к анализу способностей Кристины. С детства она мечтала играть на фортепиано, постоянно пела и устраивала родителям дома концерты вместе со своими подружками. Всё это свидетельствовало о её музыкальности. Когда ей исполнилось 6 лет, она поступила в музыкальную школу, на фортепианное отделение. При поступлении необходимо было сдать экзамены, где проверялся музыкальный слух. С экзаменом Кристина справилась успешно. В ходе обучения у неё практически никогда не возникало проблем, преподаватели хвалили её. Кристина часто принимала участие в различных музыкальных конкурсах и до сих пор этим занимается, нередко в таких конкурсах она одерживала победу. На сегодняшний день она продолжает развивать свои музыкальные способности, занимается музыкой.

А сейчас я хочу обратиться к анализу волевых качеств Кристины. Взяв за основу данный критерий, я могу сказать о том, что Кристина волевой человек, то есть человек с сильной волей. Это проявляется в том, что, начав какую-либо работу, поставив перед собой цель или выполняя план, Кристина умеет преодолевать трудности и неудачи, как внутренние, так и внешние. Об этом свидетельствует то, что Кристина может с утра до ночи проводить время на работе, а иногда и вообще работать без выходных. Несмотря на то, что в ходе этой работы её сопровождает множество трудностей, например, такие как усталость и необходимость точности в работе. Также её поведение в большинстве случаев достаточно ответственно. На неё можно положиться в трудной ситуации, никогда не подведет.

Теперь я перейду к описанию эмоциональности Кристины. У разных типов людей эмоциональность проявляется по-разному. Так как Кристина относится к такому типа личности, как флегматик, то можно судить о том, что она кажется неприступной для других людей, в какой-то мере загадочной. Её эмоциональное состояние находится в полном равновесии. Эмоции свои чаще всего Кристина сдерживает либо проявляет их слабо. И всё это действительно так. Кристину очень трудно вывести из себя. Она очень терпелива. Однажды я была свидетелем того, когда, ехав в автобусе, она случайно наступила на ногу стоявшему рядом с ней молодому человеку, тот ей на это что-то грубо ответил, но Кристина просто спокойно извинилась и продолжала так же непринужденно со мной беседовать. Это свидетельствует о том, что свои эмоции она держит при себе, ведет себя сдержанно. Но такая сдержанность эмоций мешает ей на выступлениях, где необходима эмоциональность. Над этим Кристине приходится много работать, и это позволяет ей добиваться успехов.

Проводя психологический анализ, я много беседовала с Кристиной, задавала ей различные вопросы, проводила тесты. Это помогло мне полнее охарактеризовать её личность, выявить некоторые особенности. Такие анализы проводить очень полезно, так как начинаешь лучше понимать людей и причины их поступков.

Знание о том, какой психологический портрет человека, его личности, играет важную роль в выборе профессии; партнера по бизнесу и, что немаловажно, в слаженной, совместимой супружеской жизни и воспитании детей .

Приветствую Всех, кто читает психологические статьи психоаналитика Матвеева Олега, желаю Вам психического здоровья.

Профессия и психологический портрет личности человека

При выборе профессии (тест для школьников) следует учитывать, что люди по-разному адаптируются к жизненным условиям.

В психологических портретах личностей выделяют три типа людей:

1. — с ориентацией на настоящий момент и легкой адаптацией к обстановке. Эти люди лучше работают при принятии решений.

2. – с ориентацией на прошлое, способными действовать в рамках разрешений и запретов, прав и обязанностей. Этот тип лучше реализует эти решения.

3. – с ориентацией на будущее, с неадекватным ситуативным поведением, плохо приспособленных к вертикали власти в коллективе. Люди этого типа лучше реализуются в качестве генератора идей.

Составляя психологический портрет личности человека , нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент , характер , направленность личности , отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.
(изменение характера)

Индивидуальность человека в психологическом портрете личности:

Каждый человек индивидуальность, в каждой индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства личности.

К базовым относятся : темперамент, характер, способности . Через них раскрываются эмоциональность, темп реакций, динамичность, чувствительность, активность.

К программирующим – направленность, интеллект, самосознание.

На основе свойств индивидуальности и составляется психологический портрет личности человека.

Из чего состоит психологический портрет личности человека

1. Темперамент
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.

Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Желаю всем психологического благополучия!

21. Социально-психологический портрет личности

Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства - сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты: темперамент; характер; способности; направленность; интеллектуальность; эмоциональность; волевые качества; умение общаться; самооценка; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Темперамент

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова "желчь", сангвинический - от слова "кровь", флегматический - слизь и меланхолический - черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

1. Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);

2. Холерик - это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

3. Флегматик - с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;

4. Меланхолик - со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

Характер

Характер (греч. - "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера - это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

К труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

К другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

К самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

К вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).

К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих - более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником - благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов - словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера - застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

К общим способностям относятся:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера - внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

Направленность

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя.

Интеллектуальность

Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека - «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.

Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации).

Эмоциональность

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения - длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс - неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Умение общаться

Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник - подчиненный, учитель - ученик, продавец - покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием - доверяет пациент).

Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).