Разговор с собой - признак сумасшествия? Внутренний диалог или разговоры с самим собой.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман
социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия
специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван
киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина
переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира
редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин
психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю... И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Здравствуйте, дорогие читатели блога! Представьте себе простую жизненную ситуацию, которая хронически повторяется изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Итак...

Утро! Начинается новый день. Звенит будильник. Пора вставать, но вставать неохота, хочется ещё поспать. С трудом, ели открыв глаза, встаём с кровати и идём умываться… И тут появляется ОН! Появляется не из чего, ни откуда, словно из пустоты. И ОН будет преследовать нас весь день до самого момента засыпания.

Он – это внутренний диалог, разговор с самим собой, неконтролируемый бег мыслей, происходящий исключительно в голове. Внутренний диалог ведётся почти у всех мыслящих людей. У кого он больше, сильнее, интенсивнее, а у кого он меньше, слабее. Отсутствие мыслей в голове встречается крайне редко. Диалог может быть о чем угодно. Темы довольно разнообразные, это может быть продолжение вчерашнего скандала с супругой/супругом, внутренний спор с начальником, обсуждение и комментирование новостей и так далее. Ещё может в нашей голове идти вэбинар или играть «радио», повторяя один и тот же куплет из забытой песни. В особых случаях наблюдаются попытки решить дифференциальное уравнение второго порядка.

Для чего внутренний диалог нам полезен? Для начала это своеобразный механизм восприятия и анализа окружающего мира, составления и обсуждения планов дальнейших действий, доступа к памяти и запоминания информации и так далее. Очень полезная штука.

С другой стороны внутренний диалог может быть сдерживающим фактором при принятии важных решений, своеобразной подумалкой-обсуждалкой в тот момент, когда приходиться действовать очень быстро. При необходимости сосредоточиться на чем-то важном, возникающий диалог отвлекает нас от действительно важных и нужных мыслей, мешая сосредоточиться на главном, создаёт ряд сомнений. Представьте домохозяйку, которая целый вечер размышляла какую приготовить картошку: - варёную или жареную. В результате вся семья осталась голодной.

По наблюдениям ученых, наш мозг потребляет 80% энергии доступной всему организму. Большая часть этой энергии тратиться на бесполезную словомешалку, отнимая силы у организма, вызывая состояние усталости. Кроме того, активизация внутреннего хоровода мыслей перед сном приводит к бессоннице. Человек ложиться спать, пытается уснуть, а у него в голове начинается обсуждение прошедшего дня, составление планов на следующий день, варианты сценария спора с супругой/супругом или начальником и так далее. Тут уж не до сна. А это ведёт к хронической усталости. В наивысшей стадии буйства мыслей, человек начинает разговаривать сам с собой, а это со стороны выглядит некрасиво.

Доктор, у меня в голове маленький человечек все время ругается матом! - Так это легко поправить! 10 000 долларов - и никаких проблем! - Доктор, а знаете, что сейчас сказал маленький человечек?

Когда ещё нам мешает неконтролируемый бег мыслей? Все, наверное, слышали про Подсознание. О нём можно прочитать в статье 99

Подсознание – субличность, некое внутреннее «существо», которое активно участвует в нашей жизни. Его задача помогать нам жить успешной, позитивной, радостной жизнью, достигать своих целей, меньше тратить энергии на переживания и беспокойства. Кроме того, подсознание управляет нашей интуицией, подсказывает нам, как поступать в той или иной ситуации, как принять правильное решение, когда у нас нет необходимой информации или знаний. Но мы его не слышим, мы стараемся переболтать его, смыть подсказку потоком всяческих случайных мыслей. Появилась нужная мысль и на её тут же бросаются десятки обсуждающих, критикующих, сомневающихся мыслей, словно стая кошек на миску с рыбой. Всё ценная мысль «погибла» под гнётом неконтролируемой словомешалки. Те люди, которые умеют слушать своё подсознание, то есть слышать свою интуицию, более успешны и счастливы в жизни, чем те которые долго всё обдумывают, осмысливают, сравнивают, сомневаются. Если вы хотите стать любимчиком Жизни, то должны научиться прислушиваться к своему подсознанию.

Приведу такой пример. Допустим, вы ждете по электронной почте важное письмо. Очень важное письмо! От него многое зависит в вашей судьбе. Если во время не получите, - то всё: полный писец помноженный на ахтунг-капут. Вы садитесь за компьютер, подключаетесь к интернету, запускаете почтовую программу и ждёте. И вдруг вам приспичило поиграть в игрушку. Причем не в простую, а в навороченную на полный экран, со спец эффектами и звуком. Играете, час, два, пять… И тут уже в третьем часу ночи вспоминаете, что вам должно прийти очень важное письмо. А вы его до сих пор не получили, до вас не дошла необходимая, жизненно важная информация. ВСЁ ПРОПАЛО! Но заглянув в почтовую программу, обнаруживается, что спасительное письмо пришло, пришло вовремя, только вы его не замечали. А не замечали потому, что занимались другим ненужным времяпрепровождением. В результате опоздали и проиграли! Так и в случае с интуицией: ценные мысли и подсказки есть, появляются вовремя, но мы их не замечаем и не пользуемся ими. Замете: неудачников гораздо больше, чем счастливчиков.

Остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог – один из многочисленных процессов, происходящих в нашем сознании. Полное отсутствие мыслительного процесса – признак умственной неполноценности. Иногда он жизненно необходим, но иногда только мешает, забивает голову всякой ерундой, создаёт сомнения и всякие непонятные умозаключения. С одной стороны внутренний диалог нужен, а с другой – нет. Что делать? Надо научиться управлять этим процессом, то есть сознательно, в нужный момент отключать его, останавливать неконтролируемый бег мыслей, выключать словомешалку. К счастью, существует очень много способов это сделать. Надо только потренироваться. С первого раза может не получиться. Попробуем организовать тишину в голове.

1. Вытеснение или замещение . Поток сумбурных, неконтролируемых мыслей замещаем на многократно повторяющееся, регулярные мысли. Это могут быть мантры, повторяющееся фразы типа: «Я в восторге от себя» или «У меня всё получиться», молитвы, счет от 10 до 0, а ещё лучше от 100 до 0. Счет ведётся несколько раз. Как только нам надо остановить словомешалку мы принудительно начинаем про себя повторять одни и те же фразы, как бы вытесняя, замещая ими ненужное. Через некоторое время словомешалка отключается. Теперь «убираем» замещающие мысли и на 1 – 2 минуты тишина в голове обеспечена.

2. Мысленные образы . Здесь думать ничего не надо, надо только представить, создать мысленную картинку, зрительный образ, как в голове появляется шальная мысль, а вы её убираете. Вариантов множество. Например: «аквариум». Представьте, что вы сидите на дне аквариума, наблюдаете за рыбками, как только появляется мысль, вы её помещаете в воздушный пузырёк и отправляете на поверхность. Появилась другая мысль – тоже самое: в пузырёк и на поверхность. Главное не произносить про себя: «вот у меня появилась ещё одна мысль, я её отправляю», - главное представить весь этот процесс в виде картинки, лучше цветной. Можно представить, что голова наполнилась маслом (бетоном) и все мысли в ней застревают. Или представьте, что вы взяли полотенце и вытираете из головы все ненужные мысли. Появилась мысль – её тут же стерли. Представьте мысль в виде собаки, как только она вылезла и залаяла – её тут же затолкнули в конуру. Ещё раз повторю: всё это надо представить в виде зрительного образа, мысленной картинки. Ни в коем случае не комментировать!

3. Концентрация внимания . Концентрируем своё внимание на каком-нибудь процессе или внешнем объекте. Например, сконцентрировать внимание на пульсации крови. Берём, например, ладошку, концентрируем на неё свой взгляд и стараемся прочувствовать, как по ней пульсирует кровь. Можно сконцентрироваться на кончике носа и ощущать, как в него входит и выходит воздух, причем ощущать все тонкости процесса. В повседневной жизни на это мы не обращаем никакого внимания, а здесь необходимо сосредоточиться. Бег мыслей при этом прекращается. Хорошо концентрировать своё внимание на пламени свечи, пламени костра или на морских волнах, главное, в этот момент не о чем не думать и не предаваться философским рассуждениям.

4. Энергетическое дыхание . Очень сильная практика, позволяющая не только остановить бег мыслей, но и подзарядиться энергией. Представьте, что нас окружает не только воздух, но и некая энергетическая субстанция, питающая нас энергией. Вдыхая воздух, мы вдыхаем и эту субстанцию. Выдох делаем обычный, но представляем, что делаем его не наружу, как обычно, а вовнутрь себя, через своё тело. Тело, воображаем в виде пустой емкости, наподобие полого шоколадного зайца или деда мороза, которое продувается на выдохе. Вместе с воздухом поступает энергия, но она не выходит, а остаётся в теле. Мы представляем, как энергия постепенно входит в наше тело, медленно и приятно заполняет все его части и органы. Представляем, как приятно тело наполняется, запасается, заряжается энергией. Мы получаем заряд энергии. Если что то болит, то представляем и ощущаем, как воздух и энергия проходят через больное место, тем самым очищая его. Представляем, как боль вытесняется энергией из организма и выдувается потоком воздуха наружу. Ощущая всё это, у нас отключается внутренний диалог. Еще при такой практике может наступить состояние транса. А транс это уже отдельная тема…

5. Трансовые состояния . В трансе внутреннего диалога нет, бег мыслей отсутствует. Парадокс такой практики заключается в том, чтобы войти в транс, необходимо отключить внутреннего болтуна. Но трансовое состояние может наступить естественным путём, - подсознание само загонит наш организм в него. Наверное, вы за собой замечали такую ситуацию: после сытного обеда садитесь за компьютер, начинаете что-то делать, но, вдруг чувствуете, что ваш взгляд тупо уставлен в монитор, мысли отсутствуют, а тело погружено в состояние полусна… Это ещё не сон, но не уже не бодрствование, - это транс…

Существует ещё множество других практик остановки бега мыслей в голове. Если знаете, - опишите их в комментариях. Буду благодарен!!!

На этом пока прощаюсь, до скорой встречи на страницах блога!

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

Не секрет, что многие люди имеют привычку разговаривать сами с собой. Иногда это происходит в форме внутреннего монолога, но нередки случаи, когда человек разговаривает сам с собой вслух. Заметив за собой такие склонности, не стоит пугаться и подозревать у себя какие-либо психические отклонения. Ученые, посвятившие изучению этого вопроса большое количество времени, сошлись во мнении, что беседы с самим собой в большинстве случаев не являются отклонением от нормы и во многом даже полезны.

Положительные стороны

Неоспоримая польза таких монологов заключается в том, что они здорово помогают человеку упорядочить свои мысли, скоординировать действия, разобрать по мелочам существующую проблему. Несомненную пользу разговор с самим собой приносит и эмоциональному состоянию человека. Возможность высказать вслух, пусть даже наедине с собой, все накопившиеся эмоции, переживания, тревогу, гнев и прочий негатив способствует значительному облегчению. Кроме того, выплеснув большую часть негатива во время монолога с самим собой, человек разговаривая с другими людьми, может более взвешенно и спокойно обсуждать данную проблему.

Во время разговора с самим собой улучшается работа головного мозга человека, поскольку ускоряется восприятие и обработка информации, повышается внимание и наблюдательность, вследствие чего человек быстрее и легче приходит к правильным решениям стоящих перед ним задач. Причем результативность, быстрота и плодотворность его деятельности в несколько раз превышает результаты тех людей, которым не свойственно вести разговоры с собой. Как видно из результатов исследований ученых, большинство людей, ведущих беседы с собой, являются абсолютно нормальными и даже более успешными в решении некоторых проблем.

Когда стоит беспокоиться?

Однако, в некоторых случаях такие разговоры наряду с другими симптомами все же могут служить показателем психических отклонений. Определить это достаточно просто. Большинство из нас, разговаривая с собой, ведет своеобразный монолог, обдумывая серьезный вопрос, выплескивая негативные эмоции, занимаясь поиском решения проблемы. В случае отклонения от нормы, человек не просто разговаривает сам с собой, он как будто разговаривает с невидимым собеседником, отвечая на его вопросы, споря, ругаясь. При этом часто присутствует активная жестикуляция и мимика.

Такое поведение может говорить о наличии таких серьезных заболеваний, как шизофрения, раздвоение личности и другое. Если помимо диалогов с воображаемым собеседником у человека присутствуют галлюцинации, неадекватное поведение, замкнутость, навязчивые идеи, эмоциональные расстройства, то посещение соответствующего специалиста не стоит откладывать.

«Я словно пишу субтитры к своей жизни, – признается 37-летняя Александра. – Все, что собираюсь сделать, комментирую вслух: «Сегодня тепло, надену голубую юбку»; «Сниму с карточки пару тысяч, должно хватить». Если услышит мой друг, не страшно – он привык. Но в общественном месте люди начинают на меня коситься, и я себя чувствую глупо».

Мне это помогает сосредоточиться . Проговаривая вслух свои действия, мы вовсе не стремимся к общению – так почему бы нам просто не помолчать? «Потребность в комментариях появляется, когда стоящая перед нами задача требует сосредоточенности, – отмечает психотерапевт Андрей Корнеев, специалист по соматической психологии. – В жизни каждого из нас был период, когда мы описывали вслух все, что делали или собирались сделать. Хотя, возможно, мы его и не помним: это происходило в возрасте около трех лет. Такая ни к кому не обращенная речь – естественный этап развития, она помогает ребенку сориентироваться в предметном мире, перейти от спонтанных реакций к осознанным действиям и научиться ими управлять. Затем внешняя речь «сворачивается», переходит во внутреннюю, и мы перестаем ее замечать». Но она может снова «развернуться» и зазвучать вслух, если мы выполняем какую-то сложную последовательность операций, например собираем электронную схему или готовим блюдо по новому рецепту. Функция ее та же: она облегчает нам манипуляции с предметами и помогает их планировать.

Елена, 41 год, преподаватель норвежского языка

«Критиковать себя вслух, а то и ругать было для меня привычкой. Я над ней никогда не задумывалась и как-то непроизвольно сделала себе замечание в кабинете психотерапевта. А он спросил: «Кто говорил маленькой Лене, что она недотепа?» Это было как озарение: я вспомнила, что именно так отчитывала меня моя школьная учительница. И я перестала так говорить – ведь я так не думаю, эти слова не мои!»

Я выплескиваю эмоции . Не имеющие адресата восклицания могут быть проявлением сильных чувств: негодования, восторга. Однажды Пушкин в одиночестве «бил в ладоши и кричал «ай да Пушкин! ай да сукин сын!» – настолько был доволен своей работой. Реплики «хоть бы пронесло!» студента перед экзаменом, «ну и что с этим делать?» бухгалтера над квартальным отчетом и то, что мы произносим, глядя вслед поезду, на который опоздали, – все они имеют ту же причину. «Высказывание в такой ситуации служит эмоциональной разрядкой и часто сопровождается энергичным жестом, – объясняет Андрей Корнеев. – Сильная – это всплеск энергии, и она требует какого-то проявления вовне, чтобы мы могли избавиться от избытка напряжения». Я продолжаю вести внутренний диалог. Порой мы словно смотрим на себя со стороны – и оцениваем, ругаем, читаем нотации. «Если это однообразные высказывания, в которых звучат одни и те же оценки, мало зависящие от изменения обстоятельств, это следствие эмоциональной травмы, полученной нами скорее всего в детстве, – считает Андрей Корнеев. – Неразрешенный конфликт превращается во внутренний: одна наша часть конфликтует с другой». Сильное чувство, которое мы испытали в прошлом, не нашло выхода (например, мы не могли выразить гнев по отношению к своим родителям) и осталось запертым внутри. И мы заново переживаем его, повторяя вслух обращенные к нам когда-то слова.

Что делать?

Отделить свои мысли от чужих

Кто говорит с нами во время таких монологов? Действительно ли мы высказываем собственные мысли и суждения или повторяем то, что нам когда-то говорили наши родители, родственники или близкие друзья? «Постарайтесь вспомнить, кто это был. Представьте, что этот человек сейчас перед вами, – предлагает Андрей Корнеев. – Выслушайте его слова. Найдите ответ, который вы можете дать сейчас, будучи взрослым человеком, с учетом своего жизненного опыта и знаний. В детстве вы могли быть растеряны или испуганы, не знали, что ответить, или боялись. Сегодня вам есть что сказать, и вы сумеете себя защитить». Такое упражнение помогает завершить переживание.

Стараться говорить тише

«Если проговаривание действий вам помогает, не нужно пытаться от него избавиться, – успокаивает Андрей Корнеев. – А если при этом мешают неодобрительные взгляды или замечания окружающих, которые не желают быть в курсе ваших планов, – то вот их-то постарайтесь избежать. Что для этого сделать? Говорите тише, шепотом. Это как раз тот редкий случай, когда чем неразборчивей, тем лучше. Тогда окружающие ни на секунду не заподозрят, что вы обращаетесь к ним, и неловких ситуаций станет меньше. Постепенно можно перейти на беззвучное проговаривание, это вопрос тренировки». Присмотритесь, и вы заметите и других людей, которые шевелят губами возле магазинной полки с двадцатью видами каш. Но это никому не мешает.

Подготовиться заранее

Составить список продуктов, собираясь в магазин. Рассчитать время, собираясь на поезд. Выучить все экзаменационные билеты. Планирование и тщательная подготовка избавят вас от необходимости думать на ходу и переживать вслух. Конечно, бывают ЧП, которые от нас не зависят и которые нельзя предвидеть. Но, положа руку на сердце, признаем, что они случаются редко.