Светло зеленый камуфляж. Камуфляжи мира: виды, расцветки, история создания

В военном деле часть важно оставаться незаметным. Для этих целей служит камуфляж: он позволяем как людям, так и технике, сооружениям сливаться с окружающей средой и быть незаметными для противника.

Камуфляжные расцветки России

В современной России в вооруженных силах используются множество видов камуфляжных расцветок, в первую очередь это связано с большим количеством географических и климатических зон. Основной расцветкой является КЗС или в народе "Березка". Очень часто встречаются так же разцветки Камыш и Флора

Летние и зимние камуфляжные расцветки

Кроме летнего камуфляжа есть зимние расцветки, в основе который лежит белый цвет. А добавочные уже под окружающий рельеф: лес, камыш, темные пятна. Кроме костюмов используются и маскхалаты, которые накдываются сверху. Кроме военных такую одежду используют охотники, егеря, рыбаки, а так же те, кто увлекается страйкболом.

Пиксельные камуфляжные расцветки

Камуфляж пиксельной расцветки, или как его еще называют цифра, используется несколько другой принцип. Он как бы разбивает силует человека на отдельные фрагменты, и позволяет растворятся на местности. Такие расцветки так же работают даже в движении. Однако, есть и несколько недостатков, цифра должна быть очень хорошо подобрана к окружающим цветам.

Натовский камуфляж

В основе натовского снаряжение камуляж известный под названием Woodland и ео различные модификации. В основе два цвета коричневый и черный, а фон подбирается исходя из географии использования, чаще всего это зеленый или светлокоричневый.

Камуфляжем (от французского camouflage - «маскировка») называют маскировочную окраску, применяемую для того, чтобы уменьшить заметность личного состава, вооружений, боевой техники и сооружений путем разбивания силуэтов или предметов.

На сегодняшний день камуфлированная расцветка применяется не только в рядах действующих воинских подразделений, но также и в быту. Туристы и охотники также носят одежду защитной окраски, чтобы не выделяться в природных условиях.

Цвет камуфляжа на военной службе

Полевую военную форму одежды стали целенаправленно шить из тканей защитно-маскировочных цветов в конце XIX столетия. Так, к концу XIX столетия британские колониальные войска в Индии переняли цвет «хаки», что в переводе с персидского языка означает «цвет пыли». Военная форма цвета хаки хорошо зарекомендовала себя на полях сражений в Южной Африке. Потом ее начали использовать остальные армии мира, в том числе и российские. Первую мировую войну они встречали уже в ней.

Позже в 1909 году американским художником Эбботом Тайером была выпущена книга «Окраска в животном мире». Многое из того, что было в ней описано легло в основу теории научной мимикрии, после чего началась разработка принципов камуфляжа для военных.

В Первую мировую британским художником и офицером ВМФ Норманом Вилкинсоном была разработана особая схема маскировки для военно-морского флота, так называемый «ослепляющий камуфляж» (или «деформирующий камуфляж»). Такая серая расцветка не прятала корабли, но затрудняла расчет расстояний до них, а также курсов и скоростей.

В 1939 году французским художником Владимиром Барановым-Россинэ была запатентована пятнистая военная форма, именуемая «пуантилистически-динамичным камуфляжем» или «хамелеон-методом».

Следует иметь в виду, что большинство принципиальных схем армейских камуфляжей разрабатывались под конкретные местности, на которых находились военные. При этом учитывались нормативные требования, предъявляемые к маскировке на открытых местностях. Исследования проводились в светлое время суток. В итоге многие армии мира решили пользоваться камуфляжными рисунками при производстве военной экипировки для сбережения личного состава во время ведения боевых столкновений.

Современный пиксельный камуфляж

С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.

Раньше в странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию, на сегодняшний день имеется общая склонность армий располагать одним универсальным рисунком. Доработка осуществляется только с учетом разых типов местности. Так, имеются в разных цветах камуфляжи ACUPAT (типа «пустынного», «городского» и «лесного», либо базового «urban» - городского серого варианта), Flektarn, DPM и прочие.

Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» - лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.

Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».

За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:

  • «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
  • «Лиственный лес» образца 1942 года;
  • «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
  • «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
  • «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
  • Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
  • Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
  • Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.

Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:

  • «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
  • «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
  • «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
  • «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
  • «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
  • «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
  • «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
  • «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.

Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.

Применение камуфляжа военизированными организациями

Самыми разнообразными законными и незаконными военизированными формированиями разных стран используются камуфляжи в форменных и иных образцах одежды, снаряжения, для раскраски автотранспортных средств. В нашей стране таких военизированных или полицейских организаций и формирований, тоже немало. Например, камуфляж широко используется спецслужбами, спецподразделениями, всем известным ОМОНом, федеральными силовыми структурами, а также частными охранными структурами.

Камуфляжные костюмы в повседневной жизни

В 1960-х годах в американской штатской одежде широкое распространение получил камуфляж как гражданский протест против войны. Молодые люди в военное форме одежды на городских улицах пытались заставить горожан прочувствовать каково это, когда на твоих улицах идут уличные бои и ходят солдаты. Это веяние быстро прошло, но воскресло в 1980-х и приобрело небывалую популярность уже в 1990-х во время операции «Буря в пустыне».

Фэшн-индустрия приступила к производству псевдовоенных раскрасок, но с применением более мягких материалов. Многие известные модельеры той поры по-разному подходили к камуфляжному крою. Они начали переносить элементы военной формы даже на женские юбки и платья. Камуфляж стал неотъемлемой частью спортивной одежды.

Фэшн-индустрия начала производить:

  • Женский камуфляж;
  • Городской камуфляж;
  • Зеленый камуфляж;
  • Модные брюки камуфляж;
  • Камуфлированные штаны и джинсы;
  • И даже камуфлированную спецодежду.

Понятно, что зимний камуфляж и летний камуфляж начал пользоваться немалой популярностью у людей, ведущих активный образ жизни. Охотники, рыбаки, черные копатели, а также многие туристы стали запасаться удобной одеждой специальной расцветки. Модными стали расцветки, имитирующие дикую африканскую фауну, типа леопарда или зебры.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, - полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.

Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.

Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные ; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.

Основы построения камуфляжной окраски

Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.

Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа - нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа - осуществление неотделимости объекта от фона.

Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде - за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.

Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж

Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами.

Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной - обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.

Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс

Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:

1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.

Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.

Краткий обзор истории вопроса

До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного оружия задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача - хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений.

Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).

Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250 м) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника - но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны.

Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка - можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки - прием, хорошо работающий и в наше время.

Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков).

Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.

Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия - в небесно-голубой, а Германия - в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.

Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.

Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде - как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии - непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).

Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно - начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.

Современные камуфляжи России

Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР - в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.

КЗС / Расцветка-57

Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко.

Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.

Расцветка обр. 1957 г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»

Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.

Боец в КЗС на местности

Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.

«Бутан»

Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.

Камуфляж «Бутан»

Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.

В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».

ВСР-93

Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.

ВСР-93

Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.

По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.

ВСР-98 «Флора»

Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.

В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название - «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».

ВСР-98 «Флора»

Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.

ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель

Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса.

На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».

ЕМР в двух цветовых исполнениях

Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» - именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» - «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими — пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) - просто «Пиксель».

В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.

«Подлесок»

Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.

«Подлесок»

Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.

«Растровый подлесок»/»Растр»

Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета - получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».

«Растровый подлесок»

В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть - на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания - взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.

Другое название «Растра» - «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.

«Тигр» / «Камыш»

Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.

Камуфляж «Тигр» одного из российских вариантов

Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.

Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».

Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.

«Партизан»

Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» - ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».

Камуфляж «Партизан»

В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.

«Излом» / «Скол»

Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.

Камуфляж «Излом»

При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.

Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.

Сурпат

Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.

Сурпат

В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.

Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.

Спектр

Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.

Камуфляж «Спектр»

Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И.Стрелковым и его подразделением.

Сумрак

Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.

Камуфляж «Сумрак»

Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.

Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.

Человечество всегда интересовалось вопросами маскировки. Повышенное внимание к данной теме было вызвано Умение слиться с местностью с помощью привязанных к телу веток и травы гарантировало удачную охоту, как результат - человек мог себя прокормить. Со временем искусство маскировки стало очень востребованным и в военном деле. Способность раствориться, не выделяться сохраняла жизнь теперь и солдату.

Армейские камуфляжи. Начало

История развития камуфляжных рисунков насчитывает всего несколько десятков лет. Этого вполне хватило, чтобы спустя небольшой отрезок времени, благодаря интенсивной деятельности военных разработчиков, появилось огромное разнообразие камуфляжных костюмов, способных скрыть человека на любой местности.

Самые первые расцветки камуфляжа появились в девятнадцатом веке. Солдаты Англии во время англо-бурской войны носили мундиры ярко-красного цвета. Для буров, которые уже имели опыт маскировки, они были на местности слишком заметными. Вследствие этого Англия несла большие потери личного состава. Поэтому руководством страны была произведена замена красных мундиров на специальную одежду болотного цвета - «хаки».

Вторым государством, армия которого стала применять камуфляжи, стала Германия. Расцветки камуфляжа немецкого личного состава насчитывали тридцать вариантов. Предпочтение было отдано самому первому, “осколочному” образцу. Такое название камуфляж получил потому, что его рисунок представлял собой хаотично разбросанные цветные геометрические фигуры различных размеров. “Осколочный” вариант камуфляжа впервые начал применяться немецкой армией в Первую мировую войну. Поскольку дебют такого прошел удачно, солдаты вермахта использовали его и во Второй мировой. Тогда же начали камуфлировать и каски с бронетехникой.

В советское время решением всех вопросов, касающихся камуфляжных узоров и расцветок, занимались сформированная в 1919 году Высшая школа военной маскировки и Государственный институт АН СССР. К этой работе были привлечены выдающиеся ученые - С. М. Вавилов, В. В. Шаронов и др. Благодаря фундаментальным научным исследованиям были разработаны расцветки камуфляжа, позволяющие визуально рассеивать Такой эффект маскировочного костюма достигался за счет комбинирования унифицированного деформирующего рисунка, который представлял собой набор больших пятен амебообразной формы с мешковатой формой маскировочной одежды. Подобное сочетание “разбивало” силуэт человека, рассеивало контуры его фигуры. Подобный эффект характерен для военных маскировочных времени. Способность рассеивать очертания силуэта отличало данные узоры от охотничьих вариантов, для которых главной целью является «слить» объект с окружающей местностью.

Особое внимание советскими разработчиками уделялось правильному подбору цветов для оформления амебообразных пятен. При этом учитывались времена года и характерные особенности среды. Так, для присущей в летний сезон окраски местности (травянисто-зеленой) идеально подойдут пятна темного и черного цветов. Для осенней поры характерен желтый или грязновато-коричневый фон. Для него советские технологи подобрали темно-коричневые деформирующие пятна.

Маскировке подлежал как личный состав, так и военная техника.

В 1927 году советские разработчики маскировочной одежды снабдили военных камуфляжем отечественного производства. Это зимний костюм белого и летний балахон коричневого цвета.

Послевоенные разработки армейских камуфляжей

После завершения Второй мировой войны развитие пошло ускоренными темпами. Военные разработчики маскировочных рисунков, имея значительный опыт, поняли, что расцветки камуфляжа для армии нужно подбирать с учетом местности, поскольку они не могут быть универсальными и подходить для любой среды. Маскировка намного эффективнее в тех случаях, если подобрана как под определенный тип местности, на которой ведутся боевые действия, так и под сезон.

Какие бывают расцветки камуфляжа? Фото, представленные в статье, позволят сориентироваться в этом вопросе. Вариантов, как вы можете убедиться, действительно масса.

Центральный научно-исследовательский испытательный институт имени Карбышева разработал самые лучшие в мире военные камуфляжи. Расцветки этих маскировочных костюмов, несмотря на их не очень привлекательный вид, идеально подходят для нашей географической широты.

Камуфляжи в годы холодной войны

К выбору камуфляжных рисунков разработчики разных стран подходят по-своему. Это обусловлено различными типами местности. Военные технологи, разрабатывающие маскировочные костюмы для армии той или иной страны, учитывают тот факт, что каждому роду войск нужен свой камуфляж. Со временем он может видоизменяться и совершенствоваться. Годы холодной войны принято считать одним из самых плодотворных периодов в истории развития искусства маскировки. В это время особо пристальное внимание разработчиков привлекал камуфляж.

Виды и расцветки стран мира

  • Европа и Америка. В период холодной войны здесь был создан камуфляж “лес”. Он идеально подходит для работы в лесных и лиственных типах местности.
  • Средняя Азия и Северная Африка. Армия этих государств использует вид маскировочного костюма “пустыня”.

  • Юго-Восточная Азия. Военные применяют камуфляж “джунгли”. Он идеально подходит для тропических широт.
  • Южная Африка. Армия страны имеет очень мало вариантов камуфляжных костюмов. Это обусловлено однотипностью местности, на которой очень эффективен маскировочный балахон “буш”.

Расцветка камуфляжа России

КЗМ-П - до недавнего времени самый распространенный в России камуфляж. Расцветка “березка” - это его второе название, более известное, нежели официальное. Узор имеет еще несколько наименований: «золотой» и «серебряный лист», «солнечный зайчик», «пограничник». Принцип узора - это рассеивание контура человека путем имитации игры света на рисунке. Изначально разработанный еще в советское время, он широко использовался спецподразделениями КГБ, десантниками и пограничниками.

Это был классический русский вариант камуфляжа, поскольку он идеально подходил для широт СССР. Но со временем, после открытий в области маскировочного искусства, расцветка российского камуфляжа претерпела изменения и в исходном своем варианте уже не встречается. Появившиеся его «клоны» относятся к коммерческим вариантам и имеют свой круг почитателей в среде охотников, рыбаков и любителей страйкбола.

НАТОвский вариант

Одним из самых распространенных камуфляжей, используемых европейскими армиями, является Woodland (американского производства). Начиная с 1980 года, когда был выпущен данный камуфляж, и по нынешнее время в Европе и США он считается самым лучшим. Его популярность привела к появлению «клонов» и распространению их по всему миру. Woodland представляет собой узор в виде расплывающихся пятен двух цветов: коричневого и черного. Они расположены на светло- и темно-зеленом фоне. Недостаток данного камуфляжа проявляется после его намокания. В мокром состоянии он чернеет и становится заметным. В последнее время исходный классический вариант камуфляжа Woodland является устаревшим. Это стало поводом к его усовершенствованию. Так появились его вариации:


Принцип подбора маскировочного узора

Главным критерием при оформлении цветовой гаммы и ее насыщенности является человеческое зрение. В процессе создания расцветки во внимание берется свойство мозга выделять контуры предметов и распознавать их. Происходит процесс идентификации. Достаточно самых наименьших представлений о контурах, чтобы в мозг человека поступила информация об увиденном предмете. С помощью смещенных углов рисунка и соответствующей их расцветки происходит искажение восприятия и идентификации - это основная задача, которую выполняет маскировочный костюм. Данный принцип применим для изготовления всех видов маскировочной одежды - военной и охотничьей. При этом дизайнерами-разработчиками маскировки конструируются конкретные для каждого камуфляжа схемы узоров, их формы, размеры и степень контрастности близлежащих элементов рисунка. Они могут быть крупными или мелкими. Нанесение пятен или полос производится под углом 30 или 60 градусов относительно визуальных контуров объекта.

Коммерческий вариант камуфляжа

Маскировочная одежда применима не только в военном деле. На охоте или рыбалке правильно подобранный камуфляж также незаменим. Камуфляжные вариации цветов, которые не используются для пошива армейских маскировочных костюмов, получили свое применение в изготовлении коммерческих маскировочных изделий. Костюмы, которые по какой-либо причине не были поставлены на вооружение армии страны, активно используются частными военизированными структурами - охранными фирмами, охотниками и любителями тактических игр. Камуфляжи для этой категории потребителей производятся частными компаниями на отдельных фабриках. Их продукция представляет собой костюмы, расцветки которых очень похожи на армейские варианты. Но они имеют одно отличие - цветов в таких изделиях может быть меньше или, наоборот, больше (добавлено несколько дополнительных).

Расцветка камуфляжа “мох”

Охотничий промысел проводится в лесных и полевых условиях. В случае если охота планируется в лесу, то выбор маскировочного костюма зависит от того, какой это лес - лиственный или хвойный. Решением проблемы станет приобретение камуфляжа “мох”. Его рисунок содержит зеленые и идеально копирующие это растение. Данный костюм имеет два варианта:

  • Летний. Применяется в теплую пору года. Легкая натуральная ткань костюма хорошо проветривается.
  • Зимний. Предназначен для ношения в холодные периоды. В отличие от летнего образца, оттенки на этом камуфляже значительно темнее. Это достигается за счет дополнительного серого. Имеющийся и в летнем варианте коричневый цвет здесь намного темнее. Костюм изготавливается по принципу двухслойной одежды и считается хорошей защитой от влаги и сильного ветра. В зимний комплект входит капюшон, который крепится на молнии. Это делает возможным при необходимости его быстро снять. Имеющиеся на капюшоне «липучки» позволяют плотно закрывать шею и голову. Карманы также оснащены специальными «липучками», что предотвращает потерю содержимого при выполнении энергичных движений. В нижней части штанин есть завязки. Это позволяет легко заправлять брюки в берцы, защищает от пыли. Камуфляж “мох” используют рыбаки, охотники и туристы.

Пиксельные рисунки

Армии многих стран используют цифровой камуфляж. Свое название эти маскировочные костюмы получили из-за наличия отдельных пикселей, которые возникают при цифровой компьютерной обработке. В основе работы над цифровым вариантом была учтена особенность человеческого глаза воспринимать окружающие предметы как непрерывное целое. Поскольку в природе не существует прерываемых линий, для мозга человека достаточно одного маленького фрагмента, из которого он в дальнейшем выстраивает весь образ. Пиксельные узоры, имея неестественные и непривычные очертания, применяются для того, чтобы снизить данную способность мозга «достраивать» недостающие фрагменты.

Для прерывания линий и контуров и был изобретен пиксельный камуфляж. Названия расцветок "цифровых" маскировочных костюмов следующие:

  • ACUPAT. Используется для проведения боевых действий в городских условиях или каменистых пустынях.
  • CADPAT. Хорош для лесополосы.
  • “Цифровая флора”. Применяется в лесной местности. Особенно результативен, если человек быстро передвигается. В таком случае глаз не способен сосредоточиться на объекте.

Маскировка для бронетехники и авиации

Кроме защиты личного состава, маскируется также и бронетехника, военные или стратегически важные для армии строения и авиация. Процедура маскировки путем нанесения камуфляжного рисунка не трудоемкая. Для этого хватит нескольких часов. Главное - придерживаться инструкции: нужно выдержать присущее каждому узору соотношение пятен (их размеров и оттенков). Узор только тогда считается камуфляжем, если в нем присутствует не менее пяти полос или пятен. При этом они должны быть как минимум двух цветов.

В армии Российской Федерации практикуется маскировка самолетов. Для этой цели используются пиксельные двухцветные узоры. В отличие от российской авиации, американские ВВС такой практики не проводят. Самолеты США преимущественно окрашены в нейтральный серый цвет. Это, по мнению американских военных аналитиков, помогает авиации растворяться, особенно на больших расстояниях, в то время как камуфляжная расцветка на фоне неба с большей вероятностью привлечет внимание.

Цифровые узоры применяются в раскраске стратегически важных военных объектов как американскими, так и российскими Вооруженными силами.

Искусство маскировки в нынешнее время особенно важно. В условиях современного уровня развития вооружения отсутствие камуфляжа или его дефект может привести к серьезным потерям личного состава.

Применение человечеством защитной окраски началось совсем недавно. Сначала маскирующие цвета использовались только в военных целях. Сколько жизней удалось спасти благодаря смене расцветки солдатской формы на известный сегодня цвет хаки. Сейчас ткань защитного цвета вошла в повседневную жизнь, и считается самым практичным материалом.

Что такое защитный цвет

Это общее название цветов, которые сливаются с ландшафтом, природой, окружающими предметами. Объекты, окрашенные в защитный цвет, остаются незамеченными в определенной обстановке.

В некоторых случаях под защитным цветом имеют ввиду яркий цвет всего объекта или его отдельных частей, который несет определенную информацию наблюдателю за безопасностью.

Виды защитной ткани

На сегодняшний момент существует много разновидностей маскирующей ткани. Основные отличия между ними - фон защитного цвета и тип рисунка. Так, маскирующая ткань может быть однотонной или раскрашенной несколькими цветами. В первом случае цвет называется "хаки". Он может быть разных оттенков: от "грязного" желтого до серо-зеленого. Если на ткани есть специфический узор из болотных цветов, такую защитную ткань называют камуфляжем.

Цвет хаки

Защитный цвет очень часто называют другим хорошо известным словом - хаки. Это название переводится из хинди как "пыльный". Хаки обозначает цвета пыльно-земленистых оттенков, начиная от грязно-желтого и заканчивая зеленовато-коричневым.

Камуфляжный цвет

Камуфляж - это многоцветная мелко- или крупнопятнистая окраска, которая используется с целью защиты военных, их техники и вооружения от визуального распознавания противником. Как правило, камуфляж имеет всего 2-4-цветную окраску. Такая многоцветность значительно искажает контуры объекта, поскольку цвет и форма рисунка сливается с окружающим фоном.

Рисунок камуфляжа являет собой узор из разных по форме пятен и полос, нанесенных в определенном порядке. При этом военная одежда защитного цвета шьется таким образом, чтобы сохранился переход рисунка с одной поверхности на другую.

Следует отметить, что каждая армия имеет свой тип камуфляжа. Таким образом, по форме и цвету рисунка можно определить, где служит солдат.

Как возник защитный цвет ткани

Создателем одежды из ткани болотного цвета считают индийского портного Хаки, в честь которого и назвали маскирующие окраски. Он первым пошил мундиры для английских солдат из материала цвета болотной тины.

Согласно историческим документам, форма защитного цвета была пошита на заказ английского майора Хадсона, который увлекался до армии рисованием. В 1848 году он командовал батальоном разведчиков в Индии. В то время солдаты носили красную форму. Естественно, что мундиры такого цвета были отличной мишенью для бандитов и врагов. Даже на большом расстоянии было легко разглядеть солдат в красной форме.

Майор с творческими способностями решил эту проблему нестандартным решением - он одел солдат в невзрачные костюмы, совсем незаметные на фоне природы. Поскольку портного, который сшил такую форму, звали Хаки, решили назвать в его честь.

Такие перемены в батальоне пошли на пользу майору Хадсону, в быстром времени он дослужился до генерала.

Но, к сожалению, начальство не поддерживало идею переодевания армии, и отправили Хадсона в отставку за нарушение традиций.

Мировое распространение цвета хаки

После отставки Хадсона военные на некоторое время забыли о защитном цвете. И лишь спустя полвека англичане вновь решили шить форму цвета хаки, когда началась англо-бурская война. На такой шаг пошло командирование английской армии после огромных потерь солдат от снайперского огня вражеских стрелков.

Затем защитный цвет начала использовать российская армия. Проанализировав результаты русско-японской войны, российское командование было вынуждено сменить форму солдат с белого цвета на болотный.

В период Первой мировой войны материал защитного цвета использовали армии почти всех стран мира. Обмундировать солдат в форму цвета хаки отказались лишь французы, в результате чего они понесли большие потери. В 1918 году военачальники Франции после длительных размышлений все-таки решили сменить светло-голубые мундиры и разноцветные головные уборы на полевую форму болотного цвета.

С этого момента цвет хаки ассоциировался только с армией.

Применение маскирующих цветов

Цвет хаки разных оттенков широко применяется в военной сфере. Так, защитным цветом принято окрашивать всю военную технику и снаряжение. Также из материала болотного цвета шьют палатки, рюкзаки, разные матерчатые бытовые предметы, которыми пользуются солдаты в полевых условиях.

Фактически цвет хаки используют для окраски всех объектов и предметов, которые применяются военными. Такая раскраска позволяет солдатам незаметно размещаться на разных территориях и легко передвигаться в нужных направлениях. Фон защитного цвета практически сливается с природой. А в таких условиях распознать военного очень сложно даже профессионалу.

Согласно исследованиям, проведенным во многих странах мира еще перед Второй мировой войной, защитный "грязный" цвет максимально затрудняет визуальное выделение объекта практически на любой местности. Только на нетронутом снежном покрове солдаты более заметны. В этом случае требуется дополнительная маскировка и смена одежды на более светлые расцветки.

В современном мире защитные краски применяются не только в военной промышленности. Цвет хаки нашел свое место во многих сферах, где нужна маскировка от человеческого и животного глаза. Так, одежда болотного цвета очень популярна среди исследователей, археологов и туристов. Такое невзрачное одеяние не привлекает лишнего внимания окружающих и позволяет легко скрыться, чтобы понаблюдать за природой.

Мода на защитную окраску

Полвека костюмы защитного цвета носили исключительно военные. И только в начале 60-х художник Эндрю Уорхолл надел на официальный прием одежду "грязного" цвета, чем шокировал публику. После этого костюмы цвета хаки начали набирать массовую популярность среди обычных граждан.

Модельеры и дизайнеры даже создали стиль одежды "грязных" расцветок и свободного кроя, известный модникам под названием "сафари". Он заработал большую популярность не только среди мужчин. В последнее время одежду в стиле милитари все больше носят женщины.

Самое интересное, что этот стиль сохраняет свою актуальность уже много лет. Даже в этом году известные дизайнеры разработали целые коллекции нарядов цвета хаки.

Чтобы не отставать от моды, мужчины и женщины покупают брюки и рубашки защитных цветов, шьют на заказ эксклюзивную одежду камуфляжной расцветки.

В индустрии моды ткань защитного цвета в основном используется для пошива костюмов, брюк и курток. Очень часто материал применяется для создания туристического снаряжения.

Хаки - цвет XXI века

Фактически с 90-х годов прошлого века ткань цвета хаки использовали все мировые производители одежды. С тех пор маскирующая окраска начала позиционироваться как цвет свободы и силы. Многие страны начали создавать новые ткани цвета хаки, которые отличаются высокой прочностью и практичностью.

Сегодня в защитный цвет красят практически все: сумки, кошельки, обувь и даже мобильные телефоны. Таким образом, маскирующие расцветки постепенно перешли с вооруженных сил в гражданскую жизнь. По мнению стилистов, защитный цвет считается наиболее популярным среди мужчин и женщин.