Внешняя политика – цель или средство? Внешняя политика и международные отношения.

Политическая деятельность любого государства осуществляется прежде всего в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ - в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, каждая из которых имеет свою специфику. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства, формы проявления, политического режима, участия в международных организациях и т. д. Основными целями внешней политики называют: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, повышения престижа и роли государства в международных отношениях. Все вышеперечисленные цели внешней политики тесно связаны между собой.

Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции, общие для всех государств: охранительную, представительно-информационную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующих в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах. Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества.

Представительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел, доведению этой информации до сведения правительства, с выдачей конкретной рекомендаций по ее исполнению.

Практическое значение этой функции осуществляется посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формирует благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывает соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров.

Идеологическая функция внешней политики заключается в пропаганде философских, политических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это тонкое дело. Определенная идеология лежит в основе внешних действий и способна вызывать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добившаяся триумфа одной-единственной идеологии всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелым противостояниям.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является функция координации усилий государств по решению глобальных проблем . Глобальными принято называть проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая и его будущее. К глобальным относятся проблемы войны и мира на Земле, взаимодействия человека и природы, охраны здоровья людей.

Некоторые политологи выделяют торгово-организаторскую функцию внешней политики. Суть ее состоит в инициативе организаторской деятельности государства, направленной на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств и методов. К ним относятся: информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганда и агитация играют важную роль в усилении международной позиции государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формирует симпатию и дружелюбие общественности по отношению к данному государству.

Пропагандистские средства способствуют завуалированию истинных интересов и намерений государства. Примеров применения отмеченного средства история знает много, достаточно вспомнить ложные заверения нацистов в своей преданности и дружбе в начале Второй Мировой войны.

Политические средства используются прежде всего в сфере дипломатических отношений, где важна правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознавание друзей противников и т.д.

Политические средства тесно связаны со средствами экономическими.

Последние подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономической и финансовой мощью, соответственно имеют и прочную прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на международной арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способных генерировать научно-технический прогресс (Швейцария, Голландия). Эффективным экономическим средством является ЭМБАРГО или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлении лицензий, инвестиций, кредитов, займов и другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качество вооружения, боеготовность, моральное состояние, наличие военных баз, ядерного оружия.

Военные средства могу быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть: война, интервенция, блокада, а формами косвенного выступают учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Многие политологи придерживаются мнения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и других факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы, даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны.

Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики является государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства. Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм - систему органов внешних сношений. Современная система органов внешних сношений как правило состоит из двух групп: внутригосударственной и зарубежной. Ко внутригосударственной группе относим: президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (Министерство иностранных дел и др.). Элементы, составляющие зарубежную группу делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах).

Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система организации внешних сношений в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.

Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика - это действия государства и его инсти­тутов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов.

Различают внутреннюю и внешнюю политику государств. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спе­цификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутрен­ней. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну за­дачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и ин­тересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы - это система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Сам термин «национальные интересы» возник в американ­ской политической науке, в работах Ганса Моргентау. Нацио­нальные интересы рассматриваются им сквозь призму «интере­сов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин «национальные интересы» введен президентом Т. Рузвельтом (в послании Конгрессу 1904 г.). Окон­чательно понятие «национальный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.

Выделяют несколько типов национальных интересов: во-первых, главные ивторостепенные; во-вторых, краткосрочные и

долгосрочные.

Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они явля­ются социальными по своей природе игосударственными по предназначению. Национальные интересы тесно связаны с нацио­нальной безопасностью. Национальная безопасность - это спо­соб контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства яв­ляются необходимыми для обеспечения самоопределения и авто­номии, процветания и благосостояния.

Базовые национально-государственные интересы Белару­си - сохранение и укрепление независимости и суверенитета на­шей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспе­чения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и ста­бильности в международных отношениях. Экономические инте­ресы: поддержание обеспеченности экономики страны энергети­ческими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие.

С особенностями внешней политики как особой сферы дея­тельности государства связаны ее цели и функции. В качестве ос­новных целей внешней политики современных государств рас­сматриваются следующие: повышение материального и духовного уровня жизни населения; возрастание экономического и полити­ческого могущества государства; укрепление национальной безо­пасности; защита национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в системе между­народных отношений; защита определенных политических и эко­номических позиций во внешней политике.

Важнейшая функция внешней политики - охранительная, ибо одной из главных целей внешней политики является обеспечение безопасности государства. Охранительная функция также связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Охра­нительная функция состоит также в приспособлении внешнеполи­тической стратегии данного государства к системе международ­ных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мир­ных политических решений возникающих спорных проблем. Спе­циальными институтами, предназначенными для этих целей, яв­ляются посольства, консульства, представительства, разведка й контрразведка.

Важнейшей задачей внешней политики является усиление экономического и политического потенциала страны. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционирова­нию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более дешевых ресур­сов (сырьевых и трудовых), более выгодных условий сбыта про­дукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т. д.

Информационно-представительская функция означает созда­ние положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намере­ниях других правительств, обеспечивают контакты своего госу­дарства с другими странами. Эта функция реализуется посредст­вом влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения междуна­родных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на соз­дание благоприятных внешнеполитических условий для деятель­ности государства, на сохранение равновесия в системе политиче­ских связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: мини­стерств иностранных дел, посольств, консульств.

Основные приоритеты и принципы внешней политики госу­дарства, как правило, закреплены в нормативных документах. Ос­новные принципы внешней политики Республики Беларусь изло­жены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. и Конституции Республики Беларусь. Они также были из­ложены на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1991 г.

В современном мире Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содру­жества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содру­жества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь ос­новываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и терри­ториальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудниче­ство, союз с Россией.

2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, 8 декабря 1999 г. народы Республики Беларусь и Россий­ской Федерации заключили договор о создании Союзного госу­дарства. Союз Беларуси и России ставит целью мирное и демо­кратическое развитие обоих суверенных государств, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни своих наро­дов. Союзное государство народов Беларуси и России основыва­ется на принципах их суверенного равенства и добровольности. В современной международной обстановке геополитическая значи­мость Союза Беларуси и России высока. В силу своего геополити­ческого положения Республика Беларусь является своеобразным геополитическим мостом между Европой и Азией.

В настоящее время (по состоянию на 2008 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 162 госу­дарствами мира, в 46 из которых открыто 59 дипломатических представительств. В их числе 45 посольств, 6 постоянных пред­ставительств при международных организациях, 7 генеральных консульств и 1 консульство. Заграницей функционируют 12 отде­лений посольств Республики Беларусь.

Основные приоритеты Республики Беларусь во внешней политике: укрепление Союза с Россией; постепенная консолида­ция постсоветского геополитического пространства в рамках Со­дружества Независимых Государств и Евразийского экономиче­ского сообщества; активное участие в общеевропейских по­литических и экономических процессах; развитие отношений с государствами Ближнего Востока, Китаем, странами Латинской Америки; эффективное сотрудничество с международными орга­низациями, прежде всего с ООН.

Средства реализации внешней политики делятся на поли­тические, экономические, военные, пропагандистские и др. К по­литическим средствам относится в первую очередь дипломатия -официальная деятельность государства в лице специальных ин­ститутов и при помощи специальных мероприятий, приемов, ме­тодов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совеща­ний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосто­ронних соглашений, дипломатической переписки, участия в рабо­те международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обла­дающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает проч­ное положение и на международной арене. Даже небольшие по тер­ритории государства с ограниченными материальными и человеческими ресурсами могут играть существенную роль на ми­ровой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, если они способны распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государства служит Япония. Действенными экономическими средствами явля­ются эмбарго или, наоборот, режим наибольшего благоприятство­вания в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам политики принято относить военную мощь государства, которая включает армию, ее численность и ка­чество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использо­ваться как прямо, так и косвенно. К первым относятся войны, ин­тервенции, блокады, ко вторым - испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.

Пропагандистские средства включают весь арсенал совре­менных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности форми­руется положительный образ своего государства, чувство симпа­тии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские сред­ства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Уже была описана одна из форм внешней политики госу­дарств - стремление к сотрудничеству и интеграции. Республика Беларусь граничит с таким интеграционным образованием, как Ев­ропейский союз. Рассмотрим его структуру и основные институты.

Европейский союз (межгосударственное объединение) (ЕС)

Соглашение о создании Европейского экономического сооб­щества было подписано в 1957 г. шестью учредителями - Бельги­ей, ФРГ, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Современное название это межгосударственное образование при­обрело в 1993 г. В 1999 г. введена единая валюта - евро (кроме Великобритании, Швеции, Дании). До недавнего времени Евро­союз был объединением 15 государств: Бельгии, Германии, Фран­ции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Дании, Ирландии, Ве­ликобритании, Греции, Португалии, Испании, Финляндии, Австрии, Швеции. В 2004 г. членами ЕС стали Эстония, Латвия" Литва, Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Кипр, Мальта, Слова­кия. С 2007 г. в ЕС входит 27 членов.

Основные структуры Европейского союза:

Совет Евросоюза (Совет министров) орган принятия реше­ний. Число представителей от каждой страны определяется ее размерами, количеством населения. Место заседаний - Брюссель (Бельгия). Совет осуществляет межправительственную коопера­цию. Его деятельность развивается в сторону сотрудничества с Европарламентом;

Европейский парламент - разрабатывает законы и вносит по­правки в законопроекты Еврокомиссии. Состоит из 626 членов, избираемых гражданами напрямую. Без одобрения Европейского парламента международно-правовые договоры не могут вступить в силу. Заседания проходят в Страсбурге;

Комиссия Европейских сообществ - Европейская комиссия -главная единица управления Европейского союза. Еврокомиссия следит за выполнением договоров, представляет Совету минист­ров вопросы для обсуждения, распоряжается финансами, фондами помощи и развития;

Европейский Суд осуществляет мониторинг законодательства ЕС, рассматривает споры, принимает арбитражные решения;

Европейский Центральный банк создан 1 июня 1998 г., распо­ложен во Франкфурте-на-Майне. Определяет финансовую поли­тику ЕС.

Итак, внешняя политика государства должна сочетать нацио­нальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных проблем, в контексте современных геополитических моделей.

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Понятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Теория Моргенау

Конкретные теории, в которых рассматривается внешняя политика, кратко обрисовывают труды политолога из Америки Г. Моргенау. Он определил главным свойством внешней политики прежде всего силу, где национальные интересы гораздо выше любых международных норм и принципов. Поэтому любая сила - финансовая, экономическая, военная - служит основным средством достижения любых поставленных целей.

Отсюда появляется и выведенная им формула: цели внешняя политика определяет в рамках национальных интересов и поддерживает их силой. Звучит знакомо. Вся современная внешняя политика США (особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке) построена на этом постулате. Немного другим смыслом наполнена максима, также знакомая людям очень давно: хочешь мира - готовься к войне. И вот по этой формуле строится внешняя политика России.

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

  1. Общая ориентация цели внешней политики.
  2. Критерий выбора в конкретной ситуации.

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Под этим подразумевается расстановка военной силы, действительное состояние сил в мировой политике, более или менее равное распределение сил на международном уровне - это всё задачи внешней политики. При таком подходе, надо сказать, взаимовыгодному сотрудничеству развиваться довольно трудно, поскольку здесь целиком и полностью царствует конкуренция, а к её услугам присягнула только борьба, в том числе и политическая.

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

  1. Сдерживание прогнозируемой агрессии путём давления: психологического, политического, экономического и любой другой формы.
  2. Наказание агрессора конкретными практическими действиями.
  3. Достижение мирных целей с помощью политического процесса без силовых решений: переговорами, совещаниями, встречами на высшем уровне и так далее.

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

  1. Обеспечение государственной безопасности.
  2. Увеличение потенциала политического, материального, интеллектуального, военного и так далее.
  3. Рост престижа государства в международных отношениях.

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

  1. Оборонительная функция, которая противодействует любым проявлениям милитаризма, реваншизма, агрессии со стороны остальных государств.
  2. Представительно-информационная функция имеет двойное назначение: информирование о политике своего государства руководителей других стран и информирование о событиях и положении в других странах собственного правительства.
  3. Торгово-организационная устанавливает, развивает и укрепляет научно-техничесике и торгово-экономические связи с другими государствами.

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Дипломат - государственное должностное лицо, представляющее интересы своей страны за рубежом в миссиях или посольствах, а также на внешнеполитических международных конференциях, защищая права людей, их имущества, то есть всех граждан своего государства, находящихся за границей. Здесь необходимо знать искусство ведения переговоров, чтобы предотвратить или урегулировать международный конфликт, найти согласие (консенсус), компромисс или взаимоприемлемое решение, чтобы расширять и углублять взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям.

СССР

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

  1. Подписание мирных договоров (Германия и другие страны).
  2. Московский договор 1921 года.
  3. Рапалльский договор 1922 года.

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Но, как это ни странно, стержнем советской внешней политики времён Горбачёва были советско-американские отношения: М. С. Горбачёв и Р. Рейган с ДЖ. Бушем очень полюбили друг друга. Подписание договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности в 1987-м - это не самое значительное событие, апофеозом стало соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, причём значительных. А как интересно разграничили морские пространства Соглашением 1990 года между США и СССР! Немудрено, что в результате такой внешней политики СССР перестал существовать.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

  1. Проведение внешней политики, способствующей сохранению стабильности в мире, без локальных или межрегиональных конфликтов.
  2. Предотвратить или ликвидировать любые очаги напряжённости неподалёку от территории России.
  3. Установить и сохранять нормальные отношения со всеми государствами, даже если в них царит политический режим или общественный строй нежелательной формы.
  4. Укреплять и развивать миротворческие возможности РФ по линии ООН и многих международных организаций, чтобы быстро политически урегулировать конфликты, угрожающие вооружёнными столкновениями.
  5. Восстановить в полной мере международный престиж РФ как правопреемника СССР, который был признан мировым сообществом.

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Краткосрочные интересы - решение вопросов относительно террористических группировок на Кавказе, недопущение локальных войн вдоль юго-западных границ, где поднял голову нацизм. Необходимо противостоять конфликтам, основанным на клановой, националистической или религиозной почве. Для этого внешняя политика России координируется со странами СНГ в общую, а также конкретизируются действия, обеспечивающие взаимную безопасность.

Сегодня в мире существует более 200 государств, между которыми складываются отношения. Международные отношения - это совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей между субъектами, действующими на мировой арене.

Субъектами международных отношений принято считать народы, государства, межгосударственные объединения и союзы, всемирные и региональные политические правительственные и неправительственные организации.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Преобладающим является взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Роль других субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств. Государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну, подписывать мирные соглашения, решать задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности.

Важнейшей стороной политической жизни любого государства является его внешняя политика. Внешняя политика - это деятельность государств на международной арене, регулирующая их отношения с целью реализации национальных интересов. Схематично внешняя политика государства может быть охарактеризована следующим образом:
1. Взаимодействие как минимум двух сторон.
2. Деятельные субъекты - народы, государства, общественные движения.
3. Обусловленность широким спектром международных норм и ценностей
Цели внешней политики государства:
1. Обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для внутриполитического курса.
2. Реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений.

На состояние международных отношений влияют следующие факторы:
1. Мировая финансово-экономическая ситуация.
2. Военно-стратегическая ситуация.
3. Воздействие отдельных государств.
4. Влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обуславливает целый ряд факторов. Главным среди них является военный потенциал, который отражает могущество страны и во многом определяет соответствующее положение ее на международной арене.

Однако это не единственный фактор. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, темп поступательного развития страны, гарантирующий финансово-экономическую безопасность граждан, а также способность страны оказывать влияние на мировой арене.

Деятельность государства по достижению поставленных целей на международной арене опирается на различные ресурсы, которые концентрируются в определенных сферах внутренней и внешней деятельности: политические, экономические, военные, информационно-пропагандистские, научно-технические.

N К политической сфере относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов,методов, допустимыхс позициймеэюдународного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде визитов, переговоров, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономическая сфера внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способна распространять свои достижения далеко за пределы страны. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военной сфере внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, опыт успешных военных действий, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военная мощь может использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд человек.

Информационная сфера включает в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, обеспечивают доверие со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Сфера науки, культуры и спорта всегда была предметом особого внимания во внешней политике государств. Достижения в этих областях всегда были предметом гордости того или иного народа, вызывали симпатии со стороны мировой общественности. Неслучайно сотрудничество представителей разных народов в этих областях достигло очень высокого уровня при необходимости сохранять право на ноу-хау.

Громадное воздействие на принятие политических решений оказывает личное общение лидеров, сфера личностных связей. Этим обусловлено то внимание к саммитам руководителей ведущих стран мира, которое демонстрируют специалисты в области международной политики.

Вместе с тем сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более заметную роль в международных отношениях начинают выполнять международные организации. Они подразделяются на межгосударственные (или межправительственные) и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, и обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Неправительственные организации могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, т.е. включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Число международных организаций постоянно растет. Они охватывают самые разные аспекты международных отношений: экономический, политический, культурный, национальный.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в человеческой истории организационным механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной политики. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В последние годы огромное влияние на мировой арене приобретают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центра власти и управления. Поэтому в международных отношениях большую роль играют естественно-исторические процессы, от научного понимания которых во многом зависят успехи и поражения государств на мировой арене.

Сегодня мы переживаем один из самых крупных переломов в ходе всемирной истории. Новые тенденции в развитии науки и техники, межгосударственных отношениях, взаимоотношениях общества и природы, в характере мировых хозяйственных связей, взаимоотношениях разных политических систем позволяют говорить, что современный мир коренным образом отличается от того, каким он был даже в середине прошлого века.

В начале XXI столетия мир становится все более тревожным и неустойчивым. Огромный размах и последствия приобретают в нем деструктивные, разрушительные процессы. Они касаются экономики, культуры, политики, физического и душевного здоровья человека. Все большую амплитуду набирают конфликты: от межличностных до крупных социальных, межнациональных, межгосударственных. Проблема сохранения, выживания цивилизации стала непосредственной, главной задачей дня на всех континентах планеты.

Понятие внешней политики

По своему содержанию политика – явление сложное, единое, неделимое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе международных отношений, поэтому и различают политику внутреннюю и внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой.

Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решает одну задачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Внешняя политика государств и отношений между ними всегда являлась предметом пристального внимания ученых и практиков, но это внимание было далеко не всегда адекватным. Если во многих теориях мыслителей начиная с Древнего мира нередко провозглашалась идея о необходимости предотвращения захватнических войн и установления мира как первоосновы жизни человека, то в деятельности правителей преобладало стремление к расширению управляемых ими территорий путем захвата чужих земель. В жизни это нашло отражение в том, что из 5600 лет истории человеческой цивилизации, подвластной изучению, только около 300 лет были в полной мере мирными.

Внешняя политика особый вид деятельности государства, связанный с регулированием его отношений с другими государствами, обеспечением реализации его потребностей и интересов на международной арене, осуществляемыми различными средствами и методами (рис. 17). Но поскольку принципы и цели внешней политики у разных государств в истории складывались по-разному, постольку и межгосударственные отношения приобретали неоднозначный характер сотрудничества или соперничества.

Внешняя политика призвана обеспечить благоприятные международные условия для реализации целей и задач внутренней политики, однако это вовсе не означает, что внешняя политика – простое продолжение политики внутренней. У нее есть собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное, воздействие на политику внутреннюю.

Функции внешней политики

Главная цель внешней политики любого государства – обеспечение национальной безопасности, предотвращение новой войны, т.е. охранительная функция . Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также ее граждан за ее пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение внешней угрозы для государства, поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем. Эффективная

Рис. 17.

реализация указанной функции зависит от способности государства в лице его специальных органов и институтов выявлять и определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

Важнейшей задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешевых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т.д. Таким образом, внешняя политика выполняет и важную экономическую функцию .

Информационно-представительская функция внешней политики находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного образа в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культуры и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: министерств иностранных дел, посольств, консульств.

Средства реализации внешней политики. Достижение целей внешнеполитической деятельности реализуется различными средствами: политическими, экономическими, информационно-пропагандистскими, военными.

  • К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Она осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
  • Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и человеческими ресурсами, могут играть важную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, экономика, способная распространять свои достижения далеко за свои пределы (Япония). Действенными экономическими средствами являются эмбарго (запрет), или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.
  • Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
  • К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства. Военные средства могут использоваться как для прямого, так и для косвенного воздействия. К средствам прямого воздействия относятся войны, интервенции, блокады. К средствам косвенного воздействия – испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения.