Характеристика сознания как высшего уровня психического отражения. Структура, свойства сознания

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных: собак, лошадей, дельфинов, обезьян и др. Тем не менее, основное отличие человека от животных, прежде всего, заключается не в наличии процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а в наличии специфических механизмов его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Сознание, как и любой другой психический феномен, обладает определенными характеристиками .

  • Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.
  • Сознание интенционально. Вследствие того, что сознание активно, оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести:

  • способность к самонаблюдению (рефлексии);
  • мотивационно-ценностный характер сознания;
  • способность определять цели и программу действий - предпринимать шаги к осуществлению цели.

В свою очередь, данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. «Я-концепция» - это ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует назвать множество факторов, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля над своим поведением.

Домашняя контрольная работа

по психологии. На тему:

Психика: природа, механизмы, свойства.

Сознание, как высший уровень психического отражения.

Психика: природа, механизмы, свойства. Сознание, как высший уровень психического отражения.

1. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений.

2. Раздражимость. Чувствительность и ощущения, их свойства и основные различия по сравнению с раздражимостью. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.

3. Сознание как высший уровень психического отражения. «Я-концепция» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека.

4. Активность и интенциональность - основные характеристики сознания. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания.

5. Основные функции психики. Обеспечение адаптации к условиям внешней среды -интегративная функция психики. Общие проблемы происхождения психики человека.

6. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. Концепция А. Н. Леонтьева.

Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагироватьна изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств.

Раздражимость. Чувствительность и ощущения, их свойства и основные различия по сравнению с раздражимостью . Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. с. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.По мнению А. И. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики - способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового тина приспособления к внешней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание как высший уровень психического отражения. «Я-концепция» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека.

Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его отрицать, сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака - охраняет, лошадь - перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совершать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями cоциального развития, так и генетической предрасположенностью.

Активность и интенциональность - основные характеристики сознания. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активнои, во-вторых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Основные функции психики. Обеспечение адаптации к условиям внешней среды -интегративная функция психики. Общие проблемы происхождения психики человека

Наиболее точно можно определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психическая адаптация.

Cпособ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае - это уровень отдельных ощущений, в другом - предметное восприятие.

Наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.

Существует еще одна проблема научного познания психики. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, каким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения - идеалистической - психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения - дуалистической - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения - материалистической - феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «искусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых организмов, исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида.

Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Роль труда в формировании и развитии сознания человека . Концепция А. Н. Леонтьева.

В отечественной психологии вопрос ” Что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека? “ , как правило, рассматривают, основываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться.

Труд - это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации - речь - обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения - регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохожденне освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы с целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника - человекообразной обезьяны - более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см 3 , то у человека он составляет 1400 см 3 . Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека происходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных нолей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики - сознания.

Сегодня благодаря клиническим исследованиям мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять спои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени, особенно лобные. Если лобные поля у обезьян занимают около 15 % площади коры головного мозга, то v человека они занимают 30 %. Кроме этого, переднелобныс и нижнетеменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. .у человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика но отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Следовательно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека.

Таким образом, мы можем сделать двоякий вывод о взаимосвязи труда и психического развития человека. Во-первых, сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека. Подобный вывод является классическим с точки зрения материалистической философии. С другой стороны, учитывая, что объем мозга современного человека со времен первобытных людей существенно не изменился, можно говорить о том, что эволюция человека как биологического вида способствовала появлению у людей возможности трудиться, что в свою очередь явилось предпосылкой для появления сознания у человека. Отсутствие неоспоримых доказательств, подтверждающих или опровергающих один из выводов, породило различные точки зрения на причины возникновения и развития сознания у человека.

Однако мы не будем сосредоточивать наше внимание на теоретических спорах, а лишь отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения головного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида HomoSapiens .

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания.

Используемая литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология - СПб: Питер, 2001.

2. Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М., 1997.

3. Немов Р. С.Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.

4. Психология / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова., проф. Б. М. Теплова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948.

5.Симонов П. В.Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / Отв. ред. В. С. Русинов. - М.: Наука, 1987.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных способен не только реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания .

Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Приведу одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин: “Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека” .

Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах .

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама по себе разрешиться без волевого решения не может;

когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед человеком практически беспрерывно.

В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:

  • 1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.
  • 2. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.
  • 3. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.
  • 4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.
  • 5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
  • 6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.
  • 7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий .

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание”. А. В. Петровский отметил: “Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием” .

Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. Л. Рубинштейна, а затем и А. Н. Леонтьева .

В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.

С.Л. Рубинштейн в своей книге “Бытие и сознание” пишет, что “сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета” .

Обратимся к структуре сознания. Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание - сознание - сверхсознание, и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л. С. Выгодским. Проблема структуры сознания выступила для Выготского как одна из центральных на заключительном этапе его научной деятельности. При анализе структуры сознания он разделял его системное и смысловое строение.

Под системным строением Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности: “Изменение системы отношений функций друг к другу стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов” . Однако эти отношения между системным (“внешним”) строением сознания и смысловым (“внутренним”) не являются обратными: внутреннее обусловливает внешнее, т.е. изменение смыслового строения (например, связанное с нарушением функции образования понятий) ведет к трансформации всей прежней системы психических функций (в данном случае -- ее разрушению) .

А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл . А уже Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл.

В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие - свойства индивидуальности, третьи - дополнительный внутренний аспект человеческой активности, для которой активность мозга и тела есть дополнительный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания все еще сильны интроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, что главный признак сознания - это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. В связи с этим в западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями психики и сознания. Начиная с Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний. Наряду с длительным господством этой трактовки, по-видимому, начиная с Лейбница, начинается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психических процессов. Необходимым условием сознания является активное селективное внимание, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего (память) и внешнего мира (образы восприятия) .

Таким образом, проанализировав литературу по проблеме сознания приходим к выводу, что сознание - это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи. Сознание присуще только человеку и его нельзя отождествлять с психикой, так как у животных отсутствует наличие субъективных образов и переживаний.

  • 5. Философия Древней Греции
  • Глава 3. От возрождения - к просвещению
  • 1. Философия Возрождения
  • 2. Философские течения и школы Нового времени
  • 3. Философия европейского Просвещения
  • Глава 4. От немецкой классической философии к современности
  • 1. Немецкая классическая философия
  • 2. В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом
  • 3. Философия и кризис цивилизации
  • Раздел III. Русская философия Глава 5. Русская философия: генезис и особенности развития
  • 1. Проблемы возникновения и самобытности философской мысли в Древней Руси
  • 2. Особенности русской философии
  • Глава 6. Русская философия XVIII-XIX вв.
  • 1. Философия русского Просвещения
  • 2. Русский материализм: м.В. Ломоносов, а.Н. Радищев
  • 3. Западники и славянофилы
  • 4. Философские основы революционно-демократического движения
  • 5. Философские идеи второй половины XIX в.
  • 6. Русский космизм
  • Глава 7. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX в.
  • 1. Особенности формирования русской религиозной философии и ее основные идеи
  • 2. Философские и социально-этические взгляды b.C. Соловьева
  • 3. Философия н.А. Бердяева
  • 4. Философские идеи в творчестве л.Н. Толстого
  • Глава 8. Философская мысль в россии советского и постсоветского периодов
  • 1. Становление советской философии
  • 2. Догматизация и идеологизация философских исследований в эпоху сталинизма
  • 3. Новые тенденции и направления в философских исследованиях (1960-1980-е гг.)
  • 4. Философские исследования в постсоветский период
  • Раздел IV. Проблемы онтологии и гносеологии Глава 9. Бытие: сущее и существующее
  • 1. Возникновение категории бытия
  • 2. Проблема бытия в европейской философии
  • 3. Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия
  • Глава 10. Материя и сознание
  • 1. Материя, пространство, время
  • 2. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность
  • 3. Идеальность сознания. Его структура
  • Глава 11. Теория познания
  • 1. Многообразие форм знания
  • 2. Объект и субъект познания
  • 3. Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания
  • 4. Понятие истины
  • Глава 12. Диалектическая категория развития и синергетика
  • 1. Концепция развития в диалектической философии
  • 2. Самоорганизация систем как основа их развития
  • 3. Экспликация категории развития
  • 4. Процессы самоорганизации и эволюции систем
  • 5. Самоорганизация и организация в развитии социальных систем
  • Раздел V. Методология научного исследования Глава 13. Наука как предмет методологического анализа
  • 1. Обыденное и научное знание
  • 2. Методы научного познания
  • 3. Критерии и нормы научного познания
  • 4. Модели анализа научного открытия и исследования
  • 5. Общие закономерности развития науки
  • Глава 14. Методы анализа и построения научных теорий
  • 1. Общая характеристика и определение научной теории
  • 2. Классификация научных теорий
  • 3. Методологические и эвристические принципы построения теорий
  • Раздел VI. Социальная философия Глава 15. Предмет социальной философии
  • 1. Социальная философия как знание о всеобщем
  • 2. Социально-философское знание как учение об общественном идеале
  • 3. Развитие социально-философского знания в новоевропейской философии
  • 4. Структура современного социально-философского знания
  • Глава 15. Предмет социальной философии
  • Глава 16. Социальное как объект философского познания
  • 1. Категория "социальное": предварительное определение
  • 2. Теоретическое выражение социального в философии
  • Глава 17. Общество: генезис, природа, сущность
  • 1. Происхождение общества
  • 2. Природа и сущность общества
  • 3. Социальная трансформация
  • Глава 18. Философская идея истории
  • 1. Особенности философско-исторического знания
  • 2. Формационный подход к анализу исторического процесса
  • 3. Сущность цивилизационного взгляда на историю
  • 4. Связь формационного и цивилизационного подходов к анализу истории
  • Глава 19. Современный этап всемирной истории
  • 1. Нтр и становление постиндустриального общества
  • 2. Поиски нового понимания сущности общественного прогресса
  • 3. От глобальных проблем к глобализации мира
  • 4. Современные проблемы модернизации незападных стран
  • Глава 20. Культура и цивилизация
  • 1. Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность
  • 2. Содержание и закономерности развития культуры
  • 3. Современные представления о цивилизации
  • Глава 21. Духовная жизнь общества
  • 1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества
  • 2. Основные элементы духовной жизни общества
  • 3. Диалектика духовной жизни общества
  • Глава 22. Российская цивилизация: мегатенденции 2002-2015 гг.
  • 1. Понятие мегатенденции
  • 2. От социальных потрясений - к факторам социальной стабилизации
  • 3. От хаоса - к социальному порядку
  • 5. От вражды и разобщенности - к доверию
  • 6. От формирования и развития рыночной системы - к осознанию ее пределов
  • 7. От парадигмы сиюминутности - к парадигме превентивности
  • 8. От пассивной политики социальной защиты - к эффективной стратегии социального развития
  • 9. От традиционных глобальных проблем - к новым: нейтрализации социальных последствий
  • Раздел VII. Философия человека Глава 23. Традиции философского изучения человека и современность
  • 1. Проблема человека в истории философской мысли
  • 2. Философская антропология как научная дисциплина и ее предмет
  • Глава 24. Человек как личность
  • 1. Сущностные характеристики личности
  • 2. Проблемы типологии личности
  • 3. Механизмы социализации личности
  • Глава 25. Деятельность как способ существования человека
  • 1. Сущность и специфические характеристики деятельности человека
  • 2. Структура, виды, формы и уровни деятельности
  • Глава 26. Категории человеческой духовности
  • 1. Понятие ценностей и их классификация
  • 2. Жизнь и смерть как финальные ценности человека
  • Глава 27. Духовно-нравственные и ценностные императивы социальной работы
  • 1. Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия
  • 2. Гуманизм как форма жизненной практики
  • 3. Ценности и нравственные императивы социальной работы
  • 4. Ответственность как конституирующий принцип социальной работы
  • 5. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе
  • 2. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность

    Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену сознания, несмотря на определенные успехи в его исследовании, как к самой загадочной тайне человеческого существования.

    Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена прежде всего тем, что философия сознания представляет методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук - психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и частнонаучных исследований.

    При изложении философской теории сознания мы ограничимся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, глобальных вопросов темы.

    К одной из основных характеристик психического, или сознания, в широком смысле относится способность его к отражению.

    Философская теория отражения понимает последнее как имманентную характеристику любого взаимодействия, выражающую

    способность предметов и явлений воспроизводить более или менее адекватно, в зависимости от уровня их организации, в своих свойствах и особенностях свойства и особенности друг друга. Отражение представляет собой как сам процесс взаимодействия отражаемого и отражающего, так и его результат. Возникающие в результате взаимодействия изменения в структуре отображающего предмета детерминированы его особенностями и адекватны структуре отображаемого объекта. Структурное соответствие и выражает сущность отражения, присущую всем его формам, в том числе и сознанию человека. И естественно, что более сложноорга-низованным материальным системам присуща способность более адекватного отражения вплоть до самой сложной и адекватной формы сознательного психического отражения.

    Если отражение в неживой природе характеризуется относительно простыми формами и пассивным характером, то для биологических форм отражения уже свойственна различного уровня приспособительная активность, начиная с раздражимости как наиболее простой способности живого избирательно реагировать на воздействие окружающей среды. На более высоком уровне эволюции живого отражение принимает форму чувствительности. О психической форме взаимодействия живого организма со средой мы можем говорить тогда, когда появляется адекватное отображаемому объекту содержание отражения, не сводимое к собственным биологическим свойствам живого организма. Именно психическая форма отражения осуществляет регулятивное отражательное взаимодействие организма со средой, которое заключается в нацеливании живого организма на деятельность, воспроизводящую биологические условия его существования.

    Мотивация деятельности животного обеспечивается врожденными нейрофизиологическими структурами в форме определенных чувственных импульсов на базе системы безусловных рефлексов. С появлением головного мозга возможности адаптивного отражения уже реализуются, как считают некоторые исследователи, с помощью наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на фундаменте условных и безусловных рефлексов.

    Сказанное имеет в своей основе отношение и к человеческой психике. Однако человек несводим к совокупности биологических условий его существования. Человек существует в пространстве социума, отражение и регулирование взаимодействия с которым осуществляется главным образом с помощью созна-

    ния. Если психика животного отражает только простые, внешние свойства вещей в чувственных образах, то человеческое сознание - сущность вещей и явлений, скрытую за их внешними характеристиками. Другими словами, психическое отражение на уровне животного осуществляется посредством отождествления внешних объектов с самим отражающим субъектом "в той форме непосредственности, в которой не существует различий между субъективным и объективным" (Г.В.Ф. Гегель).

    В сознании человека, напротив, предметы и явления внешнего мира отделяются от самих переживаний субъекта, т.е. они становятся отражением не только объекта, но и самого субъекта. А значит, в содержании сознания всегда представлен не только объект, но и субъект, его собственная природа, что обеспечивает качественно новый по сравнению с животной психикой уровень адаптивного отражения на базе целеполагания . "Психический образ у человека есть результат не только воздействия конкретной ситуации, но и отражения онтогенеза индивидуального сознания, а стало быть, в известной мере и филогенеза общественного сознания" , поэтому при анализе сознания как формы психического отражения необходимо учитывать трехплановость отражения. А именно, понимание сознания как "субъективного образа объективного мира" предполагает несколько уровней "образного" отражения: непосредственного, опосредованно-обобщенного отражения на уровне индивида и опосредованно-обобщенного отражения как итога всей истории социума. Сознание является высшей формой психического целенаправленного отражения действительности общественно развитым человеком, формой чувственных образов и понятийного мышления.

    Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным, регулятивным отражением, представляет собой высший вид информационных процессов. Информационная характеристика сознания дает возможность уточнить понимание его как высшей формы отражения действительности.

    Информация не тождественна отображению, поскольку в процессе передачи отражения утрачивается часть его содержания, ибо информация является передаваемой частью отраженного многообразия, той его стороной, которая поддается опредме-

    1 См.: Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М., 1974. С. 54-66. _____2 Жуков Н.И. Философия: Учебник для вузов. М., 1998. С. 154.

    чиванию, передаче . К тому же отражение зависит от своего материального носителя самым непосредственным образом: отражение зачастую невозможно перенести на иной материальный носитель - как музыку в цвет или живописное полотно в музыкальные ритмы, - т.е. трудно перекодировать. Информация же всегда перекодируется с одного материального носителя на другие . Однако нельзя забывать, что образы сознания, сформированные в результате получения информации, никогда не совпадают с образами передатчика информации, - в них есть свои особенности и индивидуальность, они - субъективны. Общее между ними будет заключаться лишь в определенной переданной информации. Субъективный образ, полученный в результате передачи информации, оказывается обязательно богаче самой полученной информации, поскольку является не ее пассивным воспроизведением, а взаимодействием субъекта-получателя с самой информацией .

    Идеальность и субъективность - специфические характеристики сознания; идеальное - это всегда субъективное бытие индивидуального сознания, в том числе в социальных формах его взаимодействия с окружающим миром. Бытие сознания не поддается обычному описанию в координатах пространства и времени, его субъективно-идеальное содержание не имеет существования в физическом и физиологическом смысле слова. Вместе с тем чувства, мысли, идеи человека существуют не менее реально, чем материальные предметы и явления. Но как, каким образом? Философы говорят о двух типах реальности: объективной реальности материальных явлений и субъективной реальности сознания, идеального.

    Понятие субъективной реальности выражает прежде всего принадлежность субъекту, субъективному миру человека как определенной противоположности объекту, объективному миру явлений природы. И в то же время - соотнесенность с объективной реальностью, определенное единство субъективного с объективным. Так понимаемая реальность идеального позволяет сделать вывод о функциональном, а не субстанциональном характере ее существования.

    Другими словами, субъективная реальность сознания не имеет онтологически самостоятельного бытия, она всегда зависит

    1 См.: Урсул А.Д. Отражение и информация. // Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. Т. 1. С. 145-160. _____2 См.: Там. же. С. 154. _____3 См.: Там же.

    от объективной реальности материальных явлений, например, от нейрофизиологических процессов головного мозга, от взаимодействия с предметами материального мира как прообразами образов сознания. Можно сказать, что бытие субъективной реальности сознания - это всегда бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности: идеальное не обнаруживается ни в голове человека, ни в окружающей его действительности, а только в реальном взаимодействии.

    Как уже отмечалось, понятие субъективности выражает, в первую очередь, свою принадлежность субъекту, будь то человек, группа людей или общество в целом. То есть субъективность сознания предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Субъективность выражает своеобразие жизненного опыта исторически конкретного субъекта, специфической работы его сознания, а также ценностей и идеалов.

    Под субъективностью существования идеального понимается и определенная зависимость образов сознания от индивидуальных особенностей субъекта: развития его нервной системы, работы головного мозга, состояния организма в целом, качества его индивидуальной жизни и опыта, уровня овладения накопленным человечеством знаний и т.д. Образы формируются в единстве рациональных и иррациональных компонентов идеального, в результате непосредственного и опосредованного обобщенного отражения действительности, в том числе отражения как итога всей истории человеческого индивида, а в значительной степени и истории всех предшествующих поколений и общества в целом.

    Образы человеческого сознания как относительно самостоятельные мыслимые формы субъективной реальности могут быть чувственными, наглядными, визуально сходными со своим оригиналом, но также - и понятийными, сходство которых с предметами объективной реальности носит внутренний характер, выражая лишь существенные типы связей и свойств предметов.

    Сознание, понимаемое в качестве субъективности отраженного в нем и субъективности самого процесса отражения, обусловлено способностью человека различать образ и предмет, мыслить последний в условиях его отсутствия, а также - отделять себя от объекта, ощущать и понимать собственную "от-

    дельность" и тем самым выделять себя из окружающей среды. Субъективность сознания выражается в усвоении человеком отдельности как самого человека, так и предметов внешнего мира . Она определяется также присущим индивиду самосознанием, т.е. осознанием себя как Я, отдельного от других. Некоторые авторы вообще трактуют субъективность как то, что отделяет нас от окружающего мира.

    Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что субъективность существования сознания выражается и в определенной неполноте отраженного в нем: образы отражают предметы объективного мира всегда с некоторой степенью приближения к ним, через различение, обобщение и отбор, являются результатом творческой свободы индивида, его практически-деятельного отношения к миру. Отмечая "неполноту", надо сказать и о "переполненности" субъективного образа через аналогии, домысливаемый субъективный опыт, который, естественно, шире отображаемого предмета.

    Основные психологические подходы к проблеме сознания (В. Вундт, У. Джемс, Э. Титченер, З. Фрейд; Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Психологическая характеристика сознания: свойства и функции сознания. Гипотеза А.Н. Леонтьева об эволюции психики и сознания. Общие закономерности развития сознания в онтогенезе.

    Понятие о сознании. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чело достигается познание и преобразовании окружающей действительности. Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень, свойственный человеку образует сознание – высшая, интегририрующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики (в основе законы не биологической эволюции, а законы общественно-исторического развития). С помощью ощущения и восприятия в сознании складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Воображение – строить образные модели того, что является объектом потребности, но отсутствует в настоящее время. Мышление – решение задач путем использования обобщенных знаний. Т.о., в сознании включены важные познавательные процессы. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознании является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность человека по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют 2 слоя сознания: 1. Бытийное сознание, включающее: биодинамические свойства движений, опыт действий; чувственные образы. 2. Рефлекторное сознание, включающее: * Значение - это содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, - это могут быть операционные, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия. * Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информация. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Сознание: * рождается в бытии, * отражает бытие, * творит бытие. Петровский в структуре сознания выделяет следующие характеристики : 1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Т.о., в структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение. 2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человека выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. 3. Обеспечение целеполагающей деятельности. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. Т.о., в функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий. 4. В структуру сознания входят также определенные отношения. Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

    Основные психологические подходы к проблеме сознания. Вильгельм Вундт . Предмет изучения – структура сознания. Считал, что опыт субъекта (сознание) уникален, неповторим и постигаем он только в результате самонаблюдения. Основным методом изучения считал – метод интроспекции (смотрю внутрь себя) – метод самонаблюдения. Основания: 1. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений. 2. Интроспекция поставляет психологические факты в чистом виде без искажений. Для психолога данные ощущения – та действительность, которая его интересует. Он внес в этот метод изменения, активно применял приборы. Главная идея Вундта – создание опытной психологии, которую назвал физиологической. Свойства сознания: сознание ритмично по своей природе, сознание имеет объем, поле сознания. Неудача программы, ее недостатки:

    Рассматривал сознание как чуждый всему внешнему элемент, который не развивается под влиянием деятельности;

    Метод оказался неспособным к выведению законов, не выдерживал тесты на объективность;

    Все исследования не подтверждались за пределами лаборатории, данные не находили реальности, создавал жесткие, регламентирующие лабораторные условия, использовал приборы;

    Сознание он рассматривал как совокупность разрозненных элементов, постепенно изучал каждый элемент отдельно, содержание сознания как предмета науки оказалось неизученным.

    NПсихологиясознания , которая представлена двумя школами:

    - структурализм . Главная идея – экспериментальное исследование структуры сознания. Вундт, Титченер . Предмет изучения – сознание. Метод – интроспекция. По мнению Титченера психология – это наука об опыте, которая зависит от испытывающего этот опыт субъекта. Трудности психологии:

    1. Отделить то, что относится к субъекту от вещей внешнего мира. Решить проблему по их мнению можно, видоизменив метод интроспекции и через тренировку исследователя, чтобы он научился отделять объективное от субъективного.

    2. Необходим специальный язык для описания психических явлений, определенный категориальный строй.

    По мнению Титченера основными структурными единицами сознания являются 3 категории элементов:

    3. Чувств.

    Недостатки – сознание изучено не было.

    - функционализм . Основоположник Уильям Джеймс , который считал, что кроме вопроса как устроена душа важен вопрос о ценности, которую она имеет для человека, т.е. важны ее функция. Он создает теорию «потока сознания», в которой он говорит, что душа помогает человеку приспособиться к миру и комфортно себя в нем чувствовать. Душевная жизнь – это поток ощущения и опыта, из которого сознание выбирает то, что соответствует потребностям человека, тем самым, оформляя его внутренний мир. Обратил внимание на преодоление хаотичности сознательного впечатления. Любое действие человека сопровождается непроизвольной сознательной активностью. Поток сознания непрерывен, произвольные и непроизвольные впечатления неразделимы. В потоке сознания есть одновременно ясные и смутные впечатления. Направленность потока сознания, связанная с его избирательностью. Выделил основные свойства сознания: 1. мысли меняются, 2. мысли непрерывны, 3. сознание селективно (выборочно) – в каждый момент времени мы интересуемся более чем одной частью предмета. Недостатки школы: сознание так и не было изучено, не дано определение сознания. Его идеи не являются психологической школой или течением.

    Ученые начали изучать частные вопросы психологии. В конце 19 в. психологии наметился кризис, он вызван тем, что сознание не является предметом науки психологи, в связи с его абстрактностью.

    NПсихоанализ . Основоположник З.Фрейд . Особенность направления – Фрейд, практикующий врач и шел от практики к теории. Вся работа была направлена на выявление причин неврозов. Предмет изучения - бессознательное. Выделил 3 основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия и невротические системы.

    Метод исследования – психоанализ, интерпретация сновидений, гипноз, анализ оговорок, описок, метод свободных ассоциаций. Это одновременно и исследовательские и прикладные методы. Причина любой активности – бессознательное, отсюда задача психологии – из содержания сознания вывести заключение о природе бессознательного. Залог психического здоровья человека – осознание бессознательных процессов. Фрейд выделяет в психике 3 уровня:

    1. Уровень сознания, включены те ощущения, переживания, которые осознаются в данный момент времени.

    2. Предсознательное – потенциально сознательные моменты, т.е опыт доступный памяти, чтобы вспомнить необходимы минимальные усилия, то что делали в прошлом.

    3. Бессознательное. Оно не может естественным путем проникать в сознание. Это самая глубинная часть психики, хранилище инстинктов.

    Каждый уровень психики включает одну личностную подструктуру:

    - «Оно», связан с примитивными инстинктами, врожденными влечениями. Основной принцип «оно» - жить в удовольствии. В нем нет конфликтов и противоречий;

    - «Я», формируется тогда, когда ребенок учит откладывать желания на потом и осознает, что кроме его желаний есть еще окружающая действительность. Главная задача «Я» - самосохранение в мире. Основной принцип «Я» - принцип реальности. «Я» обслуживает инстинкты («Оно»). «Я» выполняет два вида действий: внутренние – связаны с контролем над требованиями инстинктов. «Я» решает удовлетворить желание сейчас ил оставить на потом, внешние – накопление опыта и приспособление к среде, функция – адаптация человека в мире.

    Сверх – «Я» возникает с течением времени, состоит из двух подсистем: эго-идеал и совесть. Оно сформировано тогда, когда контроль заменяется самоконтролем. Фрейд выделил в теории 2 влечения, которые являются движущей силой развития (инстинкты жизни- либидо, т.е. энергия сексуальных влечений, инстинкт смерти – цель человеческой жизни – желание умереть). Приходит к выводу о том, что психическое может вызывать органические расстройства, все неврозы в своей основе имеют сексуальную фрустрацию. Человека необходимо лечить, оно изначально рождается больным, вся жизнь – поиск здоровья.

    В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентов слов или сновидений.

    Рубинштейн показал, что сознание есть такой высший психический процесс, который является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание не просто высшее личностное образование: оно осуществляет, по крайней мере, 3 взаимосвязанные функции: 1. регуляцию психических процессов. 2. Регуляцию отношений. 3. Регуляцию деятельности и всей жизни субъекта. Он не сводит сознание к отражению, а к познанию. Он рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру и возможность его самоопределения. Характеризуя личность как субъекта выделяют 3 основные ее отношения: к миру, к другим людям, к себе. Последнее отношение образует основу ее самосознания и идентичности. Для Рубинштейна принципиальным является вопрос о соотношении сознания и самосознания: самосознание возникает в ходе развития сознания личности по мере того, как она становится самостоятельно действующим субъектом.

    Леонтьев . Сознание – отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Предпосылки такого отражения – разделение труда (задача на осознание своего действия в структуре общей деятельности). Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на сознание (смысла того действия, которое не имеет биологического смысла). Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникновение предметно-практического отношения к предмету деятельности. Т.о., между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству своего предмета. Структура сознания: 1. Чувственная ткань – чувственные составляющие конкретных образов реальности. Функция чувственной ткани – это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира. 2. Значение – обобщенный опыт человечества, значения, выраженные в языке, идеальная модель мира в общественном сознании. 3. Личностный смысл – отношение, которое создается в жизни человека.

    Выготский – культурно-исторический подход. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, названных им высшими психическими функциями. Основные функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, т.е. высшие психические функции имеют социальную природу.

    Гипотеза Леонтьева об эволюции психики и сознания. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» изложил гипотезу о стадиях и уровнях развития психического отражения от простейших животных до человека.

    Стадия элементарной сенсорной психики Особенности поведения связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, находящихся на этом уровне
    1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
    Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятные условия среды, уходить от них, вести активный поиск раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
    2. Стадия перцептивной психики. А. Низший уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма разнообразны и сложны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
    Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
    В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями. В. Выделение специальных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных ЗУНов. В основе ведущая деятельность. В. Обезьяны.

    Психологическая характеристика сознания (распечатка). Функция сознания заключается в формировании цели деятельности, в предварительном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Основные функции сознания: отражательная, порождающая (творческо-креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная. В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, свое личное сознание.

    Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются основные формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

    Сон как измененное состояние сознания. Изменение состояния сознания – это то, с чем каждый человек сталкивается в своей жизни. Изменение состояния сознания подразделяется на спонтанно возникшие (засыпание, значительное перенапряжение), искусственно вызванное (под действием алкоголя, наркотиков) и психологически или психотехнически обусловленное (аутогенная тренировка, голотропная терапия). Традиционно психология признает 2 состояния сознания присущих всем индивидуумам: с одной стороны, сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой, состояние бодрствования или активное состояние. Сон - это не пассивность и бездеятельность, а иное состояние. Мозг продолжает активно функционировать. Новый этап в понимании сна был открыт с началом применения психофизиологических методов анализа: запись биоэлектрической активности мозга, регистрация мышечного тонуса и др. Сон состоит из 2 качественно различных состояний – медленного и быстрого сна. Медленный сон подразделяется на 4 стадии: 1. Дремота (стадия засыпания). 2. Поверхностный сон. 3-4. Дельта-сон – сон наиболее глубокий (отсутствуют движения глаз, снижается мышечный тонус). Быстрый сон – последняя стадия в цикле сна (усиливая мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении, с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц). Человек проводит в сновидениях от одного до 2 часов, но многие люди не помнят снов, поскольку просыпаются в других стадиях сна. Невысыпание отрицательно влияет на настроение, а также на выполнение задач, требующих внимания, быстрой реакции, запоминания. Сон всегда считался лучшим средством восстановления физических и душевных сил. Взгляды Фрейда на сон: человек не может осознать свои неприемлемые желания и поступки в бодрствующем состоянии, т.к. цензура «Сверх-Я» препятствует этому. Во сне эта цензура ослабевает и вытесненные желания стремятся попасть в сознание человека («Я» в форме сновидений). Сновидения могут быть замаскированы, символичны. Для расшифровки смысла сновидений человек подвергается анализу с использованием метода свободных ассоциаций и клинической беседы. Осознание скрытых, подавленных мотивов своей жизни позволяет пациенту избавиться от невроза, активно преодолевать неразрешимые проблемы. Т.о. Сновидение выполняет активную защитную функцию, снижая напряжение в структуре подсознания человека. Сны поддаются контролю – обсуждение сна утром позволяет избавиться от страха, преодолеть неприязнь. Вывод: сон является измененным состоянием сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивая необходимую защиту и реабилитацию. Период сна состоит из 5 циклов, длящихся в среднем по 90 минут, и в каждом из них имеет место медленноволновый сон, включающий 4 стадии вплоть до глубокого сна. За этой стадией следует парадоксальный сон, во время которого появляются сновидения.

    Методы работы с сознанием. Психоанализ – учение, созданное Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний. Основная цель – изучение скрытых от сознания психических явлений. Для достижения этой цели используются методы. Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач. Метод интроспекции («смотреть внутрь себя») – в психологии сознания был призван главным методом и единственным. Гипноз – вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением. Гипноз – состояние, когда действительность и яркость внушаемых образов, представлений бывает выше реальных воздействий. Условия, необходимые для формирования гипнотического состояния: 1. Деактивирующее действие монотонных раздражителей. 2. Релаксация, расслабление мышц. 3. Восприятие звуковых сигналов во сне. 4. Внушаемость – может выступать в роли организующего и отрицательного фактора (подражание в незнакомой обстановке). Пусковым психофизиологическим механизмом чаще всего является рефлекс «следования за лидером». Активация этого рефлекса вызывает непроизвольное снижение как сознательного контроля ситуации, так и психического напряжения в целом.