Вк возможна ли вторая жизнь мусора проект. Проект "мусор - вечная тема"

Барбашов Дмитрий, Хамаганова Зоя

Экологический проект. Идея вторичного использования мусора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно- практическая конференция

«Росток»

Творческо -практический проект

«Мусор и его вторая жизнь»

Время реализации проекта январь-февраль 2012 года.

Представляют проект

ученики 3 «б» класса МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»:

Барбашов Дмитрий

Хамаганова Зоя

Выполняли:

Барбашов Дмитрий

Хамаганова Зоя

Пирогова Надежда

Яшкина Анастасия

Котова Анастасия

Голикова Ксения

Руководитель:

Моисеева Н.А.-преподаватель начальных классов МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1

п. Нижнеангарск

2011 г.-2012 г.

Проект разбит на два этапа.

Январь

Февраль

Информационно- исследовательский этап

Наш поселок расположен на берегу уникального озера Байкал. Мы в поселке родились, растем, учимся и живем. Но часто приходится видеть, как возле жилых домов стоят необустроенные мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяются еще столько-же мусора. И во всем этом роются бродячие собаки. А весной наш поселок превращается в мусорное поле. Но потом организовывают субботники, приезжают машины, весь мусор грузят и увозят. «Куда?» , взрослые отвечают: «На свалку!»

Актуальность проекта. В Нижнеангарске в данный момент существует один варианта утилизации мусора– вывоз на поселковскую свалку . Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет.

Гипотеза: А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

И тогда мы решили провести расследование по теме:«Мусор и его «вторая жизнь».

Цель проекта:

  1. Узнать всё о способах утилизации мусора.
  2. Научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращению мусорных свалок.

Задачи:

  1. выявить, каких бытовых отходов больше всего в классе и дома;
  2. выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;
  3. познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с са мым безопасным - способом утилизации;
  4. вторичное использование мусора.
  5. освоить новые технологии работы с различным бросовым материал;
  6. совместно с учителем изготовить полезные изделия из бытового мусора;
  7. организовать мастер - класс.

Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, мы узнали, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира.

Оказалост что:

200 тыс. лет до н. э. Первые мусорные кучи, найденные археологами.

400 лет до н. э. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.

200 год В Риме возникла городская служба по уборке мусора.

1315 год После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора.

1388 год Английский парламент запретил бросать мусор на улицы.

1775 год В Лондоне появились первые мусорные баки.

1800 год Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней,

Которые должны были поедать мусор.

1874 год В Ноттингеме началось организованное сжигание городского мусора.

1897 год В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.

1932 год В США изобретены машины, прессующие мусор.

1942 год В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в

Военных целях.

1948 год В Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся

Крупнейшей в мире.

1965 год Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.

2000 год Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного

Использования 50% отходов.

В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины « сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

Мы выяснили что для разложения бытовых отходов требуется очень много лет.

Стеклянные бутылки - 1000 лет;

Изделия из пластмасс - 100 лет;

Консервные банки – 50 - 80 лет

(закопаете под сливой - 2-3 года);

Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;

Кожи - 50 лет;

Изделия из нейлона – 30 - 40 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

Батарейки - 10 лет;

Окурки - 1 - 5 лет;

Шерстяной носок - 1 - 5 лет;

Бумага - 2 года;

Апельсиновая или банановая кожура -2 - 5 недель.

В течении недели мы проследили за накоплением мусора в классе и дома.

Бумага

Пластмасса

Стекло

Пищевые отходы

Ткань

кожа и т.д.

День недели

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

+ :был

- :небыл

Вывод: Дома больше всего накапливается бытового мусора (бумага, пластмасса, пищевые отходы)

В школе в основном накапливается бумага.

Потом мы провели опрос учащихся школы.

Места наиболее замусоренные

улицы – 37%

дворы жилых дворов – 30%

торговые центры – 12%

школьные территории – 1%

зоны отдыха горожан – 20%

Главная причина замусоривания

Недостаточное количество урн и контейнеров для мусора – 5%

Плохая работа дворников – 2%

Отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора – 47%

Низкий уровень культуры жителей поселения – 46%

Кто больше всего мусорит?

Дошкольники и ученики младших классов – 10%

Подростки – 66%

Молодежь – 24%

Взрослые - 0%

Что бы вы выбросили на улице?

Пустую картонную коробку – 3%

Пустую банку или бутылку из-под сока, воды, пива и т.д. – 2%

Обертку от жевательной резинки – 25%

Прочитанную газету – 15%

Бумажный стаканчик – 2%

Шкурку от банана, апельсина и т.д.– 13%

Вообще ничего – 40%

Проведя опрос среди учащихся школы мы выяснили что

основными причинами увеличения количества мусора в нашем поселке являются:

  1. рост производства товаров одноразового использования;
  2. увеличение количества упаковки;
  3. повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
  4. низкий уровень культуры жителей посёлка.

Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами. А перерабатывается промышленным методом только 5% бытовых отходов.

Мировая практика предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов:

  1. способ захоронения (в земле, в водоёмах);
  2. способ сжигания;
  3. утилизация.

Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность. Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но для этого необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей, каждому научиться сортировать бытовой мусор, как это делается, например, в Германии. Там батареи мусорных бочек у домов выкрашены в 3 цвета: серый, желтый, зеленый.

  1. В серую бочку несут газете, журналы и картонные коробки;
  2. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, пластиковую, бумажную, а так же металлическую упаковку;
  3. Зеленая бочка предназначена для биоразлагаемых отходов пищевого происхождения, которые позже будут перерабатываться в компост.

В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны. Так, например, первый мусоросжигательный завод в России был построен только через 102 года после открытия аналогичного в Англии. И сейчас число мусороперерабатывающих заводов можно пересчитать по пальцам.

Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.

Вторичное использование мусора.

Стекло.

Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению. Битое стекло можно подвергать переплавке.

Стекло - долговечный и износостойкий материал. Сам по себе оно не наносит вреда окружающей среде, но битое стекло травмоопасно для людей и животных. В природе отходы из стекла разрушаются в течение нескольких сотен лет, растрескиваясь и крошась от перепада температуры. Конечный продукт разложения стеклотары - стеклянная крошка, по виду сходная с песком.

Основная масса стеклянных отходов не перерабатывается, а подвергается захоронению на полигонах.

Металлолом.

Чаще всего в металлоломе встречаются изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред - они ядовиты для многих организмов. Кроме того, куски выброшенного металла травмоопасны для людей и животных.

Металлолом разлагается под действием кислорода, в конечном итоге образуя оксид железа. Скорость разложения металлических изделий - за 10-20 лет на один миллиметр в глубину (в пресной воде - за 3-5 лет, в соленой - за год-два).

Металлолом - наиболее подходящий для вторичного использования материал. Переработка металлолома имеет огромное значение для экономики и экологии. Она позволяет разгрузить и так истощенные месторождения руды, сократить затраты топлива на выплавку важнейших металлов, а также существенное сокращение сопутствующих затрат (например, транспортировка).

Изделия из фольги и алюминиевые банки также возможно подвергнуть переработке. В природе фольга может пролежать на земле до 20-30 лет (а алюминиевые банки - до нескольких сотен!), образуя в целом безвредные оксид и соли алюминия под действием кислорода. Наиболее безопасный способ утилизации изделий на основе алюминия (не считая переплавки) - захоронение.

Кожа.

Даже из маленьких, никудышних обрезков кожи можно извлечь много пользы.

Из старого ремня получатся простые в изготовлении, надежные и не скрипящие петли для крышки ящика, мольберта, шкатулки.

Из обрезков ремней легко смастерить красивые корешки для книжных переплетов.

Полоска мягкой тонкой кожи, наклеенная на внутреннюю сторону металлического браслета для часов, сделает его удобнее.

Если же вам надоели металлические и пластиковые браслеты, то, освоив приемы декоративной отделки кожи, можно изготовить на свой вкус удобный и мягкий кожаный часовой ремешок.

С помощью этих же приемов нетрудно сделать из кожи удобную и долговечную книжную закладку.

Полоску тонкой кожи, продольно сложенную вдвое или втрое и проклеенную, можно пришить в качестве вешалки к пальто или куртке. Она гораздо прочнее и долговечнее матерчатых и не так груба, как вешалки из металлических цепочек.

Что можно сделать с бывшей в употреблении, но еще годной натуральной кожей, если заняться ее централизованным сбором? В кооперативном институте специалисты-кожевенники до мелочей продумали, как сортировать и перерабатывать вторичное кожсырье, как его дезинфицировать и реставрировать. Они разработали технологию изготовления из старой обуви модных молодежных курток, жилетов, домашних тапочек. Лабораторные образцы всем очень понравились.

Другой пример - разработка Украинского НИИ кожевенно-обувной промышленности. Здесь предложили совсем уж никудышные отходы кожи использовать как белковое удобрение для выращивания овощей. Обрезки кожи измельчают, заливают водой, разваривают и сушат. Получается серый порошок, который содержит 9-14% азота и много ценных микроэлементов. Даровое удобрение оказалось высокоэффективным: урожай картофеля повышается на 30%, а помидоров - на 35%.

А еще из отходов кожевенного производства делают кормовую муку.

Бумага.

Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги, (иногда обработанной защитными веществами), картона и краски. Несмотря на то, что бумага разлагается 2-3 года, она не наносит природе никакого вреда. Однако краски и защитные покрытия могут выделять ядовитые для человека вещества в процессе разложения.

Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Она используется для производства бумаги различного назначения, упаковочных и строительных материалов. 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, поэтому сбор и рациональная утилизация бумажных отходов поможет существенно сократить вырубку лесов. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон - целлюлозы. Дальше процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов.

При сжигании бумажного мусора образуются вредные диоксиды - продукты горения краски и типографских чернил. Этот способ не является рациональным при утилизации такого рода отходов.

Пластмасса.

В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал - из вторичного пластика можно получать полимерное сырье, используемое в производстве изделий. Продукция, в зависимости от стандартов качества, может производиться полностью из вторичного пластикового сырья, или из определенной пропорции первичного и вторичного пластика.

Выброшенные изделия из пластмассы препятствуют газообмену в почве и водоемах и представляют угрозу для животных. Существует немало примеров, когда проглоченный пакет приводил к гибели животного - даже зарегистрированы случаи гибели китов. Пластиковая тара устойчива к агрессивной окружающей среде, и не переваривается организмом животного.

Кроме того, пластмасса выделяет ядовитые вещества при горении и разложении, которое может длиться более 100 лет.

Пищевые отходы.

При сжигании пищевых отходов выделяются вредные для здоровья человека вещества - диоксиды. Это еще раз подтверждает необходимость сортирования мусора перед его утилизацией.

Самый безопасный метод утилизации органического мусора - компостирование. В течение этого процесса в органической массе повышается содержание легко усваиваемых растениями веществ - фосфора, азота, калия, и других и обезвреживаются неблагоприятная флора и микроорганизмы.

Таким образом, при грамотной и своевременной утилизации органического мусора, этот вид отходов не только не причиняет вреда природе, но и может использоваться как натуральное удобрение

Больше половины этого мусора можно переработать и использовать снова. Давайте начнем с себя и постараемся не так сильно засорять нашу планету. Для этого будем использовать хотя бы элементарные методы для снижения объемов мусора.

Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют и используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытие для пола.
Сдавайте бутылки и банки в пункты приема стеклотары. Если вы их выкидываете, то сложите в отдельный пакет и поставьте рядом с мусорным баком, чтобы их сдали другие.

Консервные алюминиевые банки из-под напитков могут быть переплавлены в новые банки. Банки из стали используются в производстве различных деталей.
В России, к сожалению, алюминий и сталь перерабатывается только в промышленности, и приемные пункты консервных банок мало где существуют. Поэтому просто не оставляйте банки из-под напитков где попало, а выбрасывайте в урны.

Пластиковые бутылки можно перерабатывать и использовать снова. Из переплавленных бутылок в некоторых странах делают мебель и аксессуары. Лучший выход – это сортировка мусора. Для этого уже появляются контейнеры для селективного мусора. Для пластиковых бутылок предназначен желтый бак. В некоторых районах встречаются пункты приема пластиковых бутылок.

Картонные упаковки из-под соков сложнее всего перерабатывать, потому что обычно они состоят кроме картона из слоя алюминиевой фольги или полиэтилена, чтобы не пропускать жидкость. Если вы отдыхаете за городом, то не выбрасывайте такие упаковки на местную свалку, а сжигайте на костре.

Полиэтиленовые пакеты покупатели берут на кассах супермаркетов. Каждый год используются десятки миллиардов пакетов, которые не подлежат переработке. Постарайтесь не брать лишних пакетов в супермаркете. Еще лучше: вернитесь к традиции советских времен и ходите в магазин с собственной сумкой.

Бумага и картон составляют примерно 1/3 бытового мусора, который мы выбрасываем. Как раз их проще всего перерабатывать и использовать снова. В советские времена в каждом районе принималась макулатура. В настоящее время в России организации, которые этим занимаются, принимают в основном крупные партии. Но вы можете сдать накопившиеся бумагу и картон безвозмездно, привезя их самостоятельно в пункт приема.

Изделия из тканей , которые мы выбрасываем каждый год, большей частью составляют хорошую одежду, которую по объективным характеристикам еще можно носить. Одежду, которая вышла из моды, шторы, скатерти можно передавать в приюты для бездомных или в церкви, откуда эти вещи попадут к тем, кто в них нуждается. Новые вещи можно сдать в детский дом или интернат.

И старайтесь просто не покупать лишнего и бесполезного товара, рассчитывайте количество требуемого материала для своих нужд.

Творческо - практический этап

Мы предлагаем свой путь вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии!

Технологическая карта изготовления декоративной бутылки.

№ этапа

Последовательность работы.

Инструменты и преспособления

Сбор бросового материала

Привлечение учащихся класса и технического персонала школы.

Создание эскиза

Простой карандаш и ластик

Подбор необходимого материала

Стеклянные бутылки, пуговицы, битое стекло, ключи,веревки, семечки,кнопки,пробки, подвески,бусины,пластиковые бутылки.

Наклеивание бросового материала

Клей, ножницы.

Покраска композиции

Краска распылитель двух оттенков

У нашего класса фантазии не занимать, доказательство тому- наши готовые изделия(она представлена вашему вниманию). Здесь вы увидите, предметы, которые могут прослужить вам какое - то время. Можно использовать как сувенир, как вазу, графин, либо как декоративное украшение интерьера .

Ещё немаловажным результатом нашей исследовательской работы является то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научились работать с разными материалами (пластиком, целлофаном, стеклом и другими). В исследовательской работе принимали участие ученики нашего класса, были задействованы родители, учителя географии, информатики, а также технический персонал школы.

В дальнейшем мы решили продолжить практическую работу по переработке бытового мусора в ближайшее время: изготовить сувениры и поделки к празднику 8 марта.

Чистоты и уюта вам!

Список литературы .

1. Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.

2. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: « Химия», 1990

3. Захлебный А.Н. « Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986

4. Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001

5. Родионов С.К. и др. ((Что такое мусор». М.:

6. Хефлинг Г. ((Тревога в 2000 году». М.: « Мысль», 1990

7. Хотунцев Ю. Л. ((Человек, технологии, окружающая среда». М.: ((Устойчивый мир», 2001

Шакиров Ильмир

Экологический проект на тему "Бытовые отходы человечества.Как спасти свое село от мусора"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ « Надеждинская основная общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ.

Экологический проект на тему:

«Бытовые отходы человечества.

Как спасти своё село от мусора».

МБОУ «Надеждинская ООШ»

Руководитель: Шакирова Танзиля

Хашимовна, учитель географии.

422782 РТ Пестречинский район

С. Надежнино ул. Школьная д1

2018г.

Введение 3

  1. Теоретическая часть:
  1. 1.1.Классификация мусора 4
  2. 1.2.Причины увеличения мусора 6
  3. 1.3.Способы утилизации мусора 7
  4. 1.4 Проблемы утилизации мусора 7
  5. 1.5 Проблема отсутствия сортировки 8

Практическая часть :

  1. 2.1.Определение количества мусора 9
  2. 2.2.Свалки: вред окружающей среде 10
  3. 2.3.Борьба с мусором 12

3.Заключение 15

Список литературы 17

Введение

Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В последнее время в мире экологическим проблемам стало уделяться значительно большее внимание, чем раньше. В среднем каждый человек в мире за день образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни миллионов тонн, причем в США, например, это количество, увеличивается на 10 % каждые 10 лет. В России в 1991 году образовывалось значительно меньше отходов на душу населения, чем в Америке, однако в связи с экспансией западного образа жизни, включающего в себя одноразовые бесплатные пакеты, одноразовую посуду, одноразовые алюминиевые банки из-под пива и других прохладительных напитков, мы их быстро догоняем. И если в некоторых странах существует система раздельного сбора и переработки отдельных компонентов мусора, то у нас пока все одноразовые упаковки и другие “блага” цивилизации пополняют растущие, как грибы, свалки.

Эта проблема актуальна и для моего села. Я вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие леса. Меня заинтересовало, куда же девается этот мусор? Я люблю свое село и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому я решил провести исследование по этой проблеме.

Цель:

изучить влияние мусора на окружающую среду

Задачи:

1.Познакомиться с видами мусора

2.Выявить причины увеличения мусора

3.Выяснить способы переработки мусор

4.Выявить места свалок мусора с. Кобяково

5.Обобщить полученную информацию

6.Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в с. Кобяково

Методы исследования:

  1. Изучение теоретического материала по теме «Бытовой мусор»
  2. Практическая работа:

Определение количества мусора

  • дома
  • в школе

Выявление продолжительности сохранения мусора

  • в воде
  • в почве

Выявление мест свалок мусора с. Кобяково

Теоретическая часть

В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В природе существовали неписанные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей.

Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% - идет в отходы.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации.

1.1.Классификация мусора:

Какой бывает мусор?

бытовой спецотходы промышленный

В бытовые отходы идут :

  • бумага, книги, тетради, журналы;
  • стеклянные банки и бутылки;
  • металлические банки из–под консервов;
  • овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
  • пластиковые упаковки;
  • картонные пакеты из-под молока или сока;
  • полиэтиленовые мешки и пакеты;
  • изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
  • изделия из древесины;
  • металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.

Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки. Это спецотходы.

Вот некоторые из них:

  • батарейки;
  • остатки красок, лаков, клеев;
  • остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
  • неиспользованные или просроченные медикаменты;
  • остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);
  • ртутные термометры;
  • автокосметика.

Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)

Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.

Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий:

  • радиоактивные отходы;
  • ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;
  • мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
  • соединения свинца и др.

Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.

В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений.

1.2 Причины увеличения мусора

В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.

Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:

  • рост производства товаров одноразового использования;
  • увеличение количества ярких, синтетических упаковок;
  • повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.

1.3 Способы утилизации

Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. Как правило, у нас проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на Природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается. У Природы нет отходов. Отходы – изобретение человечества.

Утилизация мусора в России происходит в меру возможности разных регионов. В некоторых регионах с каждым годом увеличивается количество свалок, а в других – вовсю работают мусоросжигательные заводы.

На Западе одним из способов утилизации мусора является его вторичная переработка. Однако в нашей стране население не задумывается об экологических проблемах и поэтому отказывается сортировать свой мусор.

В столице не раз пытались ввести раздельный сбор мусора, но пока это программа не работает. В Санкт-Петербурге одно время поставили баки для разных видов отходов, но жители выбрасывали в них все подряд, так что и такая инициатива не нашла поддержки у жителей города. Так что пока население нашей страны не задумается об экологических проблемах, то все инициативы правительства и общественных организаций по поводу сортировки и повторной переработке отходов не заработают.

1.4 Проблемы утилизации в России

Для нормализации экологической обстановки не только в нашей стране, но и во всем мире, необходимо, чтобы правильно заработала утилизация мусора в России. Однако в нашей стране проблема вывоза и уничтожения мусора становится все серьезнее. Чаще всего мусор просто вывозится на городские свалки, где его либо сжигают, либо оставляют гнить. Оба этих метода утилизации мусора являются очень вредными для окружающих среды. Во время захоронения мусора производится загрязнения не только больших участков земли, но и грунтовых вод и водоемов, которые находятся вблизи таких свалок. Во время сжигания отходов в воздух попадают вредные вещества, которые ухудшают его качество. Так что оба процесса утилизации отходов являются устаревшими, потому что отсутствует процесс переработки этих отходов .

Но практически все бытовые отходы – это прекрасное сырье для некоторых видов производства, которое уже давно используется во многих европейских странах. Но самое важное – это сырье очень дешевое.

Возьмем для примера пластик. Вторичное сырье будет стоить минимум в 2 раза дешевле. А применять его возможно во всех сферах, кроме упаковки продуктов питания или медицинских препаратов.

1.5 Проблема отсутствия сортировки

Отсутствие грамотной системы сортировки мусора на самой начальной стадии – главная проблема в сфере переработки мусора в России . Для того чтобы жители нашей страны сортировали свои отходы по видам необходимо приложить немало усилий. Однако если подумать о мировом опыте в этой сфере, то стоит попытаться установить такую же систему переработки и в нашей стране.

В настоящее время существует ряд способов хранения и переработки твердых бытовых отходов, а именно: предварительная сортировка, санитарная земляная засыпка, сжигание, биотермическое компостирование, низкотемпературный пиролиз, высокотемпературный пиролиз.

Предварительная сортировка.

Этот технологический процесс предусматривает разделение твердых бытовых отходов на фракции на мусороперерабатывающих заводах вручную или с помощью автоматизированных конвейеров. Сюда входит процесс уменьшения размеров мусорных компонентов путем их измельчения и просеивания, а также извлечение более или менее крупных металлических предметов, например консервных банок. Отбор их как наиболее ценного вторичного сырья предшествует дальнейшей утилизации ТБО (например, сжиганию). Поскольку сортировка ТБО - одна из составных частей утилизации мусора, то имеются специальные заводы для решения этой задачи, т. е. выделения из мусора фракций различных веществ: металлов, пластмасс, стекла, костей, бумаги и других материалов с целью дальнейшей их раздельной переработки.

Основная задача, стоящая перед системами переработки ТБО – это наиболее полно утилизировать отходы, образующиеся на некоторой территории. При подборе технологий для реализуемых проектов нужно руководствоваться двумя важными требованиями: обеспечить минимум или полное отсутствие выбросов и произвести максимум ценных конечных продуктов, для реализации их на рынке. Наиболее полно эти задачи могут быть достигнуты при использовании систем автоматической сортировки и разделенной переработки различных видов отходов при помощи современных технологий. Утилизация отходов позволит экономнее расходовать природные ресурсы.

Практическая часть

2.1 Определение количества мусора

На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно

300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.

Я решил узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.

Виды

мусора

Масса хлама

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Всего

Бумага

500 г

600г

300 г

700 г

2100 г

Пластик

200 г

500г

250 г

400 г

1350 г

Стекло

400г

800г

300 г

1500 г

Пищевые отходы

1200 г

1100 г

1250 г

1000 г

4550

Итого

2300 г

3000 г

1.800 г

2400 г

9500 г

Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 285 кг.

Я провела такое же исследование и в классе.

Понедельник вторник среда четверг

+ + + +

пятница суббота

+ =

За неделю в классе накапливается 2 кг 600 г мусора, в классе 6 человек, значит, на одного человека примерно 430 г.

Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 10 классных комнат, значит количество мусора в школе за месяц и весь учебный год.

В нашей школе обучается 43 учащихся, за учебный год на одного учащегося приходится примерно 19 кг мусора.

Я обратил внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса. Мы в школе тоже собираем макулатуру и сдаем.

2.2 Свалки: вред окружающей среде

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.

Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:

  • на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)
  • в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)
  • в магазине (масса чеков, оберток)
  • на прогулке (бумажные обертки и др.)

Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.

У нас в селе каждую пятницу приезжает мусоровоз и собирает мусор. Но не все люди могут к этому привыкнуть и поэтому несанкционированных, т. е. просто свалок у нас множество. Их можно увидеть в основном у местных водоёмов. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.

Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.

Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.

Я поместил мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт, полиэтиленовый пакет,

В емкость с водой

В емкость с почвой

Посмотрим, что происходит с мусором:

В воде

Металл

Пластик,

Полиэтиленовый пакет

Фрукт

Бумага

Сразу

Опустился на дно

Остался на поверхности

Остался на поверхности

Намокла

Через неделю

Без изменений

Без изменений

Разбухнет

Начала распадаться

Через месяц

Произошли изменения

Без изменений

Разложился

В почве

Металл

Пластик,

Полиэтиле-новый пакет

Фрукт

Бумага

Сразу

Через неделю

Без изменений

Без изменений

Разбухнет

Небольшие изменения

Через месяц

Незначительные изменения

Без изменений

Сильные изменения

Сильные изменения

В течение месяца мы наблюдали. Особенно все это было интересно ученикам начальных классов. Они прибегали каждый день и наблюдали. Многие увидев, что в течение месяца большинство мусора осталось без изменений, каждый для себя сделал вывод. Они представили, что емкость с водой – это любимая их речка, где они любят купаться. И горячо пообещали, что не будут выбрасывать мусор в водоемы. Я уверен, что они сдержат свое слово, но этого мало. Это должны ещё осознать и родители. Потому что, куда бы дети не пошли отдыхать, они идут туда со взрослыми. И если мама или папа выбросит мусор, то ребенок, даже зная,что так нельзя, всё равно последует примеру родителей.

Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.

2.3 Борьба с мусором.

Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.

Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.

Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!

Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м 3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород. В развивающихся странах утилизирует бытовые отходы, путем сжигания в специальных высокотемпературных печах. Согласно опубликованной статистики только в Европе в 1995 году таким образом было утилизировано семнадцать процентов всех отходов. Положительная сторона такой утилизации в том, что объем отходов, уменьшается на девяносто процентов, а вес на шестьдесят - семьдесят. Кроме того, при сжигании отходов выделяется тепловая энергия, которую можно использовать для выработки электроэнергии или обогрева помещений. Однако следует признать, что в процессе горения могут образовываться токсины и тяжелые металлы, потому стремясь обезопасить окружающую среду и не допустить выброса токсинов и тяжелых металлов в атмосферу необходимо печи оборудовать сложными и дорогостоящими фильтрами. В процессе использования они также приходят в негодность и отправляются на свалку. Потому при утилизации отходов путем сжигания необходимо большое внимание уделять снижению количества кислотных газов, оксида азота, двуокиси серы и конечно же выброса тяжелых металлов. Все эти вещества наиболее опасны. Они выделяются в процессе горения и могут попасть даже в продукты питания, так как в виде мельчайших частиц сажи попадают на растения, которыми питаются животные. А если человеческий организм усвоит вместе с пищей полученные эти элементы, они могут вызвать самые непредсказуемые последствия и заболевания раком, расстройство гормональной системы организма.

Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом.

Но если у нас будет раздельный сбор мусора, я считаю, что свалки не будут нас пугать своими размерами. Приведенные ниже в таблице данные свидетельствуют об этом.

Группа отходов

Проблемы и упущенные возможности

Пути решения

Пищевые отходы

1. Гниющие пищевые отходы - рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества.
2. При сжигании могут образоваться диоксины.
3. Пищевые отходы составляют около 10% от всех отходов .
4. Компост – ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, органические вещества улучшают ее состав и плодородие.

1.Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.

Бумага

1. На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 деревьев.
2. Бумажные отходы занимают около 35% мусорного ведра.
3. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ.

1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.

Пластмассы

1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет).
2. При сжигании выделяют яды.
3. Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по объему.
4. Препятствуют газообмену в почве и водоемах.
5. Запасы природного газа и нефти на планете истощаются.

Не покупать товары в излишней упаковке.

Опасные
отходы

1. При разложении или сжигании выделяют яды.
2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень энергоемко.

Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.

Металлы

Производство алюминия очень энергоемко.

Сдавать алюминиевые банки.

Каждую весну в нашем селе мы проводим экологическую акцию «Очистим село от мусора».

  1. Уборка территории школы
  2. Уборка водных источников села.
  3. Уборка территории мечети.
  4. Уборка территории памятника погибшим в ВОВ
  5. Уборка дорог

На последнем хочу остановиться. Каждый год мы собираем мусор вдоль дорог. Но,к сожалению, мусора каждым годом все больше и больше. Чего там только нет! Самый неожиданный мусор, который мы увидели – это были детские подгузники.

Вдоль дороги лежал мешок подгузников. Но ведь это выкинули взрослые!

Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?

В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь». У нас в стране такой опыт проводится в Москве с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.

Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провел среди ребят своего класса: (см. приложение)

Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.

Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».

Заключение

Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришел к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составил памятку «Что может сделать один?»

ПАМЯТКА

  • систематически проводи уборку территории около школы, дома;
  • не бросай, куда попало мусор;
  • не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;
  • собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);
  • сдавай стеклотару, металлолом;
  • экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);
  • аккуратно обращайся с учебниками, книгами;
  • бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;
  • отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;
  • при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;
  • дай вещи «вторую жизнь»

Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.

Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем поселке всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!

Список литературы

  1. «Наша окружающая среда». Учебное пособие для начальных классов, изд.дом «Дрофа», 2001г
  2. Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс – 1997г
  3. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А. П. Сидорин, Экология, учебник, изд.дом. «Дрофа», 1997г.
  4. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. изд. «Астрель» 2003г.

Интернет-ресурсы

1.Утилизация отходов . http://pererabotka-musora.ru/.shtml

2.. musoranety.narod.ru

3.trasyy.livejournal.com

Приложение

Анкета

  • «Собираешь ли ты макулатуру?»
  • Если у нас будет раздельный сбор мусора, как ты поступишь?
  • «Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?»
  • «Используешь ли ты для записей обе стороны листа?»
  • «Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?»
  • «Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?

. «Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?

Сделаем мир чище или мусор и его вторая жизнь проект

Сибирякова Айталина Семеновна, воспитатель первой категории МБДОУ ЦРР Детский сад «Кунчээн» с. Дябыла МО Чурапчинский улус (район) Республика Саха (Якутия)

Актуальность проекта . Мусор – проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех.

Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Путешествуя с родителями в разные страны, дети обращают внимание на чистоту вокруг, различные приспособления для мусора в зарубежных городах и сравнивают с улицами родного города. Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создании проекта «Мусор и его вторая жизнь». Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Тип проекта: Познавательно-творческий.

Участники проекта: Дети – педагоги- родители.

Возраст: дети 6-7 лет

По продолжительности проект: долгосрочный

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Цель проекта: воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей о природе, развитие интереса к познанию природы.

2. Обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей среде, сохранить его чистым и красивым.

3.Расширять представления о том, что в природе ничто не исчезает бесследно, формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

4.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Методы исследования:

·Изучение литературных источников

·Размышление. «Что такое мусор?», «Всегда ли свалка – единственный выход?», «Экологические проблемы», «Как быть?»

·Наблюдение, опрос, ситуации, практическая часть.

Этапы:

1этап Подготовительный

разработка содержания проекта, срок 2 месяца. Определение проблемы: постановка цели и задач.

Цель : Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Вторая жизнь мусора». Подбор материала. Определение методической, научно- популярной, художественной литературы, иллюстрации

Создание условий для чтения художественно- экологической литературы.

2.Основной этап (творческо-исследовательский)

Цель: Выявление причин появления мусора; Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;

Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

  • ​- Экологические занятия.
  • – Экологические экскурсии.
  • – Уроки доброты.
  • – Экологические кружки.
  • – Экологические конкурсы.
  • – КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес» и так далее.
  • – Экологические акции.
  • – Обсуждение и обыгрывание ситуаций.
  • – Трудовой десант.
  • – Клуб исследователей природы.
  • – Лаборатория юного эколога.
  • – Экологические музеи.
  • – Экологические праздники и фестивали.
  • – Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).

Взаимодействие с детьми

Познавательное развитие

Беседа: «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше».

Цель: дать детям представление о проблеме мусора. Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе. Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации. Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в д.с. и дома.

Беседа : « Земля – наш общий дом и мы его спасём»

Цель : Воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Задачи : Продолжение формирования навыков культуры поведения в природе; Расширение представлений о том, что в природе всё взаимосвязано; материальных ресурсов (макулатура).

Дидактические игры: «Собери мусор правильно». «Сортируем мусор»

Рассматривание иллюстраций на тему: « Мусор вокруг нас»

НОД по экологии на тему: «Посмотрим умным взглядом на мусор»

Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.

Задачи: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования бросового материала. Развитие познавательной активности детей в процессе познания о проблемах города; умения наблюдать и делать выводы. Закреплять умение разумно использовать различные материалы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).

Художественно –эстетическое развитие

Чтение экологических рассказов и сказок.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Спасите планету от мусора»

НОД по ручному труду (коллективный) «Ваза с ромашками из бросового материала».

Задачи: Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Воспитание умения работать в коллективе дружно сообща. Закрепление умения работать с бросовым материалом, использовать его в нужных целях. Закрепление умения создавать композицию из вазы и цветов.

Выставка «Чудеса для людей ин ненужных вещей»

Социально –коммуникативное развитие

Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты от мусора.

Трудовые поручения: «Помощь малышам в уборке участка от мусора». «Уборка группового участка от мусора»

Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.

Дидактические игры: « Собери мусор правильно». «Сортируем мусор»

Речевое развитие

  • ​Чтение экологических рассказов и сказок
  • Рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас»,
  • Отгадывание загадок.
  • Взаимодействие с родителями:

1.Наглядная агитация для родителей «Планета Земля»- «Вторая жизнь ненужных вещей», «Как научить ребенка не загрязнять окружающую среду»

2.Мастер класс «Вторая жизнь ненужных вещей»

3.Выставка конкурс «Осенние фантазии»

4.Выставка работ по итогам проекта.

3.Заключительный этап

1.Совместное мероприятие «Берегите планету»

2.Выставеа работ

3Презентация проекта для педагогов, родителей

Конечный результат:

  • ​-осознание детьми значимости охраны природы, что нельзя мусорить бездумно. Дети поймут, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.
  • -непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий – благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов»

Список литературы:

1.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №3.

4.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5.Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. - Москва, 2001.

6. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №2.

7. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Гипотеза: доказать то, что бытовым отходам можно дать «вторую жизнь», или хотя бы продлить жизнь пластиковым бутылкам, консервным банкам и другому упаковочному материалу, сделав своими руками поделки, которые станут настоящим произведением искусства.

Проблема мусора  в последние годы среди прочих экологических проблем проблема мусора выдвинулась на первое место. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. В Российской Федерации ежегодно образуется свыше 140 млн. куб. м таких отходов и лишь 5% перерабатывается, а остальные вывозятся на полигоны для хранения. Увеличение количества бытовых отходов связано со следующими причинами:  ­ рост производства товаров массового потребления одноразового использования;  ­ увеличение количества упаковки;  - повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить

Виды бытовых отходов:  - Пищевые остатки  -Бумага (газеты, журналы, упаковочные материалы)  -Стекло (бутылки, битые банки)  - Текстиль (старая одежда, постельное белье)  - Резина (автомобильные шины)  - Полимеры (одноразовая посуда, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки)  - Черные и цветные металлы (консервные банки).

Сроки разложения бытовых отходов. Я выяснил, что для разложения бытовых отходов требуется очень много времени. Стеклянные бутылки ­ 1000 лет; Изделия из пластмасс ­ 100 лет; Консервные банки – 50 ­ 80 лет Резиновые подошвы ботинок – 40­50 лет; Изделия из кожи ­ 50 лет; Изделия из нейлона – 30 ­ 40 лет; Полиэтиленовый пакет – 10 ­ 20 лет; Батарейки ­ 10 лет; Окурки ­ 1 – 5 лет; Шерстяной носок ­ 1 – 5 лет; Бумага ­ 2 года; Апельсиновая или банановая кожура­2 ­ 5 недель.

Способы утилизации бытовых отходов. На сегодняшний день существуют следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов: Способ захоронения – самый дешевый способ избавиться от отходов. При этом мусор просто зарывают в землю или вываливают на нее и засыпают землей. Способ сжигания – при горении бытового мусора в воздух попадает множество токсических веществ. Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность. Утилизация ­ самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но ДЛЯ ЭТОГО необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей, каждому научиться сортировать бытовой мусор, как это делается, например, в Германии. Там батареи мусорных бочек у домов выкрашены в 3 цвета: серый, желтый, зеленый. Вторичная переработка. Я подробнее расскажу о способе вторичной переработки.

Картонные коробки. После переезда или покупки бытовых приборов часто остаётся множество картонных коробок. Поделки из отходов такого картона могут быть совершенно разных масштабов и назначений. Можно сделать маленький игрушечный домик и разукрасить его цветными карандашами. Несколько коробок, рулон клейкой ленты и фантазия - это необходимые вещи для того, чтобы соорудить, полноценную игровую комнату.

Одноразовая посуда – прекрасный материал для создания чудных детских поделок. Используя ложки, вилки и тарелки можно сделать очень много разных поделок. Украсить тарелочку и превратить ее в настенное панно поможет пластилин и цветная бумага. А кусочки ткани превратят пластиковые вилки в красивые веера. Ложки можно использовать для создания интересных цветов для оформления букетов либо картин.

Перегоревшие старые лампочки часто используют для создания детских новогодних поделок, а именно для изготовления елочных игрушек. Для преображения лампочек используют бисероплетение, роспись. Можно разрисовать лампочку и сделать из нее красивую елочную игрушку в виде пингвина или снеговика. Также можно сделать колокольчик из стаканчика от йогурта, украсив его блестками, цветной бумагой, бисером и атласными бантиками.

ВЫВОД: Я доказал, что вторая жизнь у бытовых отходов есть. Это не требует никаких ресурсов, нужна только идея, фантазия, терпение и руки, которые все воплотят в жизнь. Необычные композиции из старых вещей делают улицы городов красивее, заставляя прохожих удивляться, вызывают улыбку, а иногда и просто восторг. насколько большой проблемой является «нашествие» мусора на нашу планету. Если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более В результате проведенной исследовательской работы мне стало понятно, экологически чистой. Больше половины мусора можно переработать и использовать снова. И не один человек не должен стоять в стороне! Каждый может внести свою лепту и помочь природе в переработке мусора. Не надо ждать, пока ученые придумают микроэлементы, способные ускорить процесс разложения таких вещей, как стекло, покрышки колес, пластиковые бутылки.

Савина Ольга
Проект познавательно-творческий «Вторая жизнь мусора»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9

Проект

Познавательно – творческий

на тему : «Вторая жизнь мусора »

с детьми 6- 7 лет

Подготовил :

Воспитатель

Савина О. В.

г. о. г. Выкса

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно - творческий

Продолжительность проекта – краткосрочный

Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта – 2 недели (13.11.17г. - 24.11.17г.)

Проблема : Охрана природы, попытка решить мусорную проблему .

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие »

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

Актуальность

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности.

Экологически - социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогом дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект , одной из немногих технологий выводящий педагога и воспитанников за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Цель проекта : Осознание у детей целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

Развивать умение видеть экологическую проблему и находить пути ее решения.

Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

Учить наблюдать, видеть причинно- следственные связи, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Развивать творческие способности детей в изготовлении поделок из бросового материала.

Формировать детско - родительские отношения в духе воспитания интереса и экологических правил поведения в природе.

Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс.

Ожидаемый результат :

Дети и взрослые осознают значимость охраны природы, экологически целесообразное поведение в окружающей среде, осознают, что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.

Этапы реализации проекта

1 этап - Подготовительный :

Разработка и план реализации проекта .

Подбор методической и художественно - экологической детской литературы, иллюстративного материала, дидактических игр.

Подготовка консультации для родителей .

Просмотр с детьми презентации «Вторая жизнь мусора »

2 этап - Основной :

Перспективно-тематическое планирование по реализации экологического проекта : «Вторая жизнь мусора »

Вид деятельности Задачи Форма организации деятельности с детьми

Физическое развитие Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность. Развивать внимательность, быстроту, ловкость.

Игры- эстафеты «Кто быстрее соберет мусор » , «Найди и промолчи» .

Познавательное развитие 1/Дать детям представление о проблеме мусора , Рассказать о вреде свалок для природы и человека, Приучать детей к ответственному отношению к природе.

2. Воспитывать у детей желание сберечь и сохранить красоту природы.

3. Расширять представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.

4. Изучить способы сортировки мусора . 1. Беседа о мусоре , и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше ».

2. Беседа «Земля – наш общий дом и мы ее спасем» .

3. НОД по экологии : «Посмотрим умным взглядом на мусор »

4. Дидактические игры «Собери мусор правильно » , «Мусорознайка » .

Речевое развитие Познакомить детей с новыми произведениями, формирование умений внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение экологических сказок и рассказов.

Рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас ?

Отгадывание загадок.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» .

Художественно- эстетическое развитие Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Закреплять умение работать с бросовым материалом,использовать его в нужных целях.

Развивать творческие способности детей. Ручной труд 1.«Сказочные герои для кукольного театра» . (поделки из пластмассовых стаканов, ложек, из бумажных коробок, контейнеров).

2. «Ваза с цветами» (из бумаги и пластмассовой баночки) .

3. Игрушки-забавы из бросового материала (пластмасса, контейнеры из -под киндер-сюрпризов, ленточки, бумага) .

4. Подставки для кисточек (ячейки из- под яиц) .

5. Контейнеры для карандашей (коробочки,шпагат,)

6. Игольницы в подарок мамам. (поролон, диски,нитки) .

Взаимодействие с родителями Консультация «Воспитание у детей 6- 7 лет положительного отношения к труду» .

Памятка «Что можно сделать из бросового материала» .

Мастер класс «Вторая жизнь мусора » .

Конкурс плакатов «Все вместе мы можем избавить планету от мусора » .

3 этап - Заключительный :

1. Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора » .

2. Экологическая акция «Покормите птиц зимой» . (изготовление кормушек из бросового материала) .

3. Экологический досуг «Дети против мусора » .

Результат :

Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно , нужно бережно относиться к вещам,беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной , театральной и игровой деятельности.

Список литературы :

1. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты » ; СПб. ; Детство-Пресс, 2016г.

2. Гомарович Э. С. «Чем дышит город» . М.: «Химки» ,2013г.

3. Захлебный А. Н. «Книга для чтения по охране природы» . М.: Просвещение, 20114г.

4. Коноплева Н. П. «Вторая жизнь вещей » . М. «Просвещение» , 2015г.

5. Родионов С. К. «Что такое мусор » . М.: «Химки» , 2013г.

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Руководитель проекта: Эседуллаева Диана Зумрудиновна Краткая аннотация В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок,.

Познавательно-творческий проект «Фантик» Слайд№2 АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь.

Познавательно-творческий проект «Такие разные сказки» (вторая младшая группа) Познавательно-творческий проект «Такие разные сказки» (Вторая младшая группа) Воспитатель:Афонина М. А. Тип проекта: Познавательно-творческий,.

Проект «Планета Земля – вторая жизнь ненужных вещей» «Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно.