Закономерность в распределении природных зон на территории земли. Закономерности размещения природных зон От чего зависит смена природных зон

Природные условия каждого материка определяются географическим положением, историей его формирования, рельефом, климатом. На поверхности Земли наблюдаются зональные закономерности в размещении этих компонентов природы и крупных природных комплексов. От экватора к полюсам меняются климатические пояса и природные зоны.

Самыми крупными природными комплексами географической оболочки, многие из которых почти кольцами опоясывают земной шар, являются географические пояса.

Кольцевая форма размещения географических поясов нарушается конфигурацией и рельефом материков. Во всех географических поясах, там, где есть горы, выделяются области высотной поясности.

На Земле 13 географических поясов: один экваториальный, два субэкваториальных, два тропических, два субтропических, два умеренных, два субполярных (субарктический и субантарктический), два полярных (арктический и антарктический). Географические пояса подразделяются па природные зоны.

Природная, или географическая, зона - это территория, все природные компоненты (грунты, рельеф, воды, климат, почвы, растительный и животный мир, хозяйственная деятельность человека) которой тесно связаны между собой. Географические зоны суши не образуют сплошных полос, они прерываются в морях и океанах, но особенно отчетливо выражены на равнинах. Зональность зависит от количества тепла, осадков, их соотношения, удаленности от океанов, горных цепей, стоящих на пути воздушных течений, а все это, в конечном счете, зависит от формы Земли.

Природные зоны распределены в строго определенном порядке, который обусловлен климатом, в основном соотношением тепла и влаги. От климата зависит, прежде всего, распределение растительности на Земле. Именно с климатом связаны продолжительность вегетационного периода и все особенности развития зеленых растений. Поэтому основным типам климата, выделяемым на земном шаре, соответствуют различные природные зоны с характерными для них растительными типами сообществ.

Экваториальный географический пояс занимает на всех материках часть территории по обе стороны от экватора, не образуя сплошного кольца. В этом поясе располагается одна природная зона - зона влажных экваториальных лесов, господствуют влажные экваториальные воздушные массы. Тепло поступает в больших количествах и сравнительно равномерно в течение года. Годовая сумма осадков 2500-4000 мм. Атмосферное увлажнение избыточное. Почвы красно-желтые.

Зона экваториальных лесов хорошо выражена на территории Южной Америки (бассейн Амазонки), Африки (бассейн Конго), на островах Индонезии. Огромные площади девственных лесов (гилей) образованы вечнозелеными крупнолистными деревьями, которые располагаются в 4-5 ярусов. Обильны лианы, травяной покров беден. Избыток влаги определяет развитие болот.

Многие представители животного мира почти всю жизнь проводят на кронах деревьев (обезьяны, полуобезьяны, ленивцы, птицы).

Субэкваториальные географические пояса (северного и южного полушарий) расположены по обе стороны от экватора. Большую территорию эти пояса занимают в Африке и Южной Америке. Климат субэкваториальный с влажным летом, когда господствуют влажные экваториальные воздушные массы, и сухой жаркой зимой, когда преобладают сухие тропические воздушные массы. В этих географических поясах выделяют две природные зоны: переменно-влажных листопадных лесов и саванн. Почвы красные, а в более сухих местах красно-бурые.

Тропические географические пояса находятся в северном и южном полушариях, на материках им соответствуют пустыни. Здесь преобладают сухие тропические массы воздуха, дуют пассаты, летом - самые высокие температуры на Земле. В этих поясах располагаются природные зоны пустынь и полупустынь, и только в местах, где пассаты приносят влагу с океанов, растут влажные тропические леса на красно-желтых почвах.

Субтропические географические пояса являются переходными от тропических к умеренным. Климат субтропический, воздушные массы сменяются по сезонам. В связи со значительной протяженностью субтропических географических поясов, особенно в северном полушарии, природные условия неодинаковы в разных их частях. Различное увлажнение определяет наличие в этих поясах пяти природных зон. На западных побережьях материков климат средиземноморский, лето сухое, жаркое - господствуют тропические воздушные массы, зима теплая, влажная - преобладают воздушные массы умеренных широт. Здесь зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. В центральных частях материков климат субтропический континентальный с холодной зимой и жарким сухим летом. Здесь пустыни и полупустыни с сероземными почвами. На восточных побережьях материков климат субтропический муссонный, распространены зоны влажных лесов, лесостепей и степей.

Умеренные географические пояса находятся в умеренных широтах. В северном полушарии умеренный пояс занимает большие пространства и самая северная его граница расположена почти на 70 о с.ш. В южном полушарии умеренный пояс занимает небольшую площадь суши на юге Южной Америки и в южной части о. Тасмания. В этих поясах четко выражены сезоны года, преобладают воздушные массы умеренных широт, господствуют западные ветры, а на восточных побережьях материков - муссоны. На территории умеренного географического пояса расположены зоны: тайги, смешанных лесов на подзолистых почвах, широколиственных лесов на бурых лесных почвах. Затем внутри материков леса сменяются лесостепью и степью на черноземных почвах, а степи - полупустынями и пустынями на каштановых и серо-бурых почвах.

Субполярные пояса занимают зоны тундры и лесотундры. В северном полушарии субполярный пояс охватывает северные части Евразии и Северной Америки. Климат субарктический, летом преобладают умеренные воздушные массы, а зимой арктические. Вечная мерзлота мешает просачиванию влаги, испарение невелико, это вызывает заболачивание.

Полярные географические пояса - в северном полушарии полярный арктический пояс расположен на островах Северного Ледовитого океана, в южном - полярный антарктический пояс занимает материк Антарктиду. Господствуют холодные с отрицательными температурами воздушные массы. Бывают длинные полярные день и ночь. Большие пространства покрыты материковым льдом и представляют собой ледяные пустыни. Только в отдельных местах, освобождающихся от снега и льда, летом растут мхи и лишайники. В арктическом поясе расположена зона арктических пустынь, занимающая острова Северного Ледовитого океана; в антарктическом - зона антарктических пустынь. Карлович И.А. Геэкология: Учебник для высшей школы. - М.: Академ. Проект: Альма - Матер, 2005. - С.25.

Таким образом, на поверхности Земли наблюдаются зональные закономерности в размещении этих компонентов природы и крупных природных комплексов. От экватора к полюсам меняются климатические пояса и природные зоны в зависимости от близости нахождение к полюсам Земли.

Земной поверхности и условий увлажнения в разных частях материков природные зоны не образуют непрерывных полос, параллельных экватору. Лишь в и на некоторых больших по площади равнинах они простираются в широтном направлении, сменяя друг друга с севера на юг. Чаще они сменяются в направлении от побережий океанов в глубь материков, а иногда протягиваются практически вдоль меридианов.

Природные зоны формируются и в : от экватора к полюсам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира. Существует и . Однако океанические природные комплексы не имеют ярко выраженных внешних различий.

На Земле велико разнообразие . Однако на фоне этого многообразия выделяются крупные части - природные зоны и . Это связано с различным соотношением тепла и влаги, которые получает земная поверхность.

Формирование природных зон

Неравномерное распределение солнечного тепла по поверхности Земли - основная причина неоднородности географической оболочки. Почти в каждом суши приокеанические части увлажнены лучше, чем внутренние, континентальные районы. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 200 мм в холодном субарктическом поясе избыточна (образуются болота), а в жарких тропических поясах резко недостаточна (существуют пустыни).

Из-за различий в количестве солнечного тепла и увлажнения внутри географических поясов формируются природные зоны - большие территории с однородными условиями температур и увлажнения, особенностями поверхностных и подземных вод, схожими , и животным миром.

Особенности природных зон материков

В одних и тех же природных зонах на разных материках растительность и животный мир имеют сходные черты.

Вместе с тем на особенности распространения растений и животных, помимо климата, оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материков, рельеф и особенности горных пород, человек. Объединение и разделение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках обитают разные виды растений и животных. Для африканских саванн, например, характерны антилопы, буйволы, зебры, африканские страусы, а в южноамериканских распространены несколько видов оленей, броненосцы и похожая на страуса нелетающая птица нанду. На каждом материке встречаются эндемичные виды (эндемики), свойственные только данному материку.

Под воздействием человеческой деятельности географическая оболочка претерпевает существенные изменения. Для сохранения представителей органического мира и типичных природных комплексов во всех природных зонах мира создают особо охраняемые территории - , заповедники и др. В национальных парках, в отличие от , охрана природы сочетается с туризмом и отдыхом людей.

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

Задачи обучающие:

  1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
  2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
  3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

Задачи развивающие:

  1. Развитие навыков работы с географической картой.
  2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

Задачи воспитательные:

  1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
  2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
  3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

В качестве эпиграфа можно использовать:

  • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
  • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
  • Н. Заболоцкий «В тайге»;
  • Э. Асадов «В тайге»;
  • Ю. Друнина «В степи»;
  • П. Вяземский «Ещё тройка»;
  • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
  1. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

Климат одинаков на всей Земле?

Что такое зональность?

Каковы причины зональности?

Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

В каком из поясов освещённости мы живём?

Что такое высотная поясность?

Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

  1. Изучение нового материала

Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нём.

Он многоярусный, лианой оплетён,

И «лёгкими Земли» зовется он.

В нём много «драгоценностей» растёт,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдёшь

И мне ты эту зону назовёшь

(ответ: влажные экваториальные леса)

С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

(ответ: степь)

Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

снега немного, земля промерзает на большую глубину?

(ответ: тундра) и т.п.

Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

  1. Физкультминутка

Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

  1. Обобщение пройденного материала

Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

  1. Домашнее задание

Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.


Среди природных зон есть приуроченные к какому-то определенному поясу. Например, зона арктических и антарктических ледяных пустынь и зона тундр находятся в арктическом и антарктическом поясах; зона лесотундр соответствует субарктическому и субантарктическому поясам, а тайга, смешанные и широколиственные леса - умеренному. А такие природные зоны, как прерии, лесостепи и степи и полупустыни, распространены как в умеренном, так и в тропическом и субтропическом поясах, имея в них, разумеется, свои особенности.

Природные зоны, их климатические особенности, почвы, растительность и животный мир каждого материка описаны в главе 10 и в таблице "Материки (справочные сведения)". Здесь же остановимся лишь на общих чертах природных зон как наиболее крупных природно-территориальных комплексов.
___________________________

Зона арктических и антарктических пустынь
Температуры воздуха постоянно очень низкие, мало осадков. На редких свободных ото льда участках суши - каменистых пустынях (в Антарктиде они называются оазисами), скудная растительность представлена лишайниками и мхами, цветковые растения редки (в Антарктиде обнаружено всего два вида), почвы практически отсутствуют.

Зона тундр
Зона тундр распространена в арктическом и субарктическом поясах, образует полосу шириной 300-500 км, протягивающуюся вдоль северных побережий Евразии и Северной Америки и островам Северного Ледовитого океана. В Южном полушарии участки с тундровой растительность встречаются на некоторых островах близ Антарктиды.
Климат суровый с сильными ветрами, снежный покров держится до 7-9 месяцев, длинная полярная ночь сменяется коротким и влажным летом (летние температуры не превышают 10 °c). Осадков выпадает немного 200-400 мм, в основном в твердом виде, но и они не успевают испарится, и для тундры характерно избыточное увлажнение, обилие озер и болот, чему способствует и повсеместно распространенная вечная мерзлота. Главная отличительная особенность тундры - безлесье, преобладание разреженного мохово-лишайникового, местами травяного, покрова; в южных частях с кустарничками и кустарниками карликовых и стелящихся форм. Почвы - тундрово-глеевые.

Зона лесотундр и редколесий
Зона лесотундр и редколесий. Это переходная зона для которой характерно чередование безлесных тундровых участков и лесов (редколесий), сочетает в себе признаки окаймляющих ее зон. Тундровые природные комплексы характерны для водораздельных пространств, редколесья забираются на север по речным долинам. К югу площади занятые лесами увеличиваются.
В Южном полушарии (субантарктический пояс) место лесотундры на островах (например, Южная Георгия) занимают океанические луга.

Лесная зона
Лесная зона в Северном полушарии включает подзоны тайги, смешанных и широколиственных лесов и подзону умеренных лесов, в Южном полушарии представлена только подзона смешанных и широколиственных лесов. Некоторые ученые считают эти подзоны самостоятельными зонами.
В таёжной подзоне Северного полушария климат варьирует от морского до резко континентального. Лето теплое (10-20 °c, суровость зимы увеличивается с удалением от океана (в Восточной Сибири до -50 °c), а количество осадков уменьшается (от 600 до 200 мм). Количество осадков превосходит испаряемость, и водоразделы часто заболочены, реки многоводны. Преобладают бедные по видовому составе темнохвойные (из ели и пихты) и светлохвойные (из лиственницы в Сибири, где распространены многолетнемерзлые грунты) леса с примесью мелколиственных пород (береза, осина) и сосны, на востоке Евразии - кедра. Почвы подзолистые и мерзлотно-таежные.
Подзона смешанных и широколиственных лесов (иногда выделяют две самостоятельные подзоны) распространена преимущественно в приокеанических и переходных поясах материков. В Южном полушарии занимает небольшие площади, зима здесь значительно теплее и снежный покров образуется не повсеместно. Хвойно-широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах сменяются во внутренних частях материков хвойно-мелколиственными и мелколиственными лесами, а южнее (в Северной Америке) или западнее (в Европе) широколиственными из дуба, клена, липы, ясеня, бука и граба на серых лесных почвах.

Лесостепь
Лесостепь - переходная природная зона Северного полушария, с чередование лесных и степных природных комплексов. По характеру естественной растительности различают лесостепи с широколиственными и хвойно-мелколиственными лесами и прерии.

Прерии
Прерии - подзона лесостепи (иногда рассматривается как подзона степи) с обильным увлажнением, протягивающаяся вдоль восточных побережий Скалистых гор в США и Канаде с высокотравием на черноземовидных почвах. Естественная растительность здесь практически не сохранилась. Сходные ландшафты свойственны субтропикам восточных районов Южной Америки и Восточной Азии.

Степь
Эта природная зона распространена в северном умеренном или обоих субтропических географических поясах и представляет собой безлесные пространства с травянистой растительностью. Произрастанию древесной растительности здесь в отличие от тундр препятствуют не низкие температуры, а недостаток влаги. Деревья могут расти лишь по долинам рек (так называемые галерейные леса), в крупных эрозионных формах, например балках, собирающих воду с окружающих междуречных пространств. Сейчас большая часть зоны распахана, в субтропическом поясе развивается орошаемое земледелие и пастбищное скотоводство. На распахиваемых землях сильно развита эрозия почв. Естественная растительность представлена засухо- и морозоустойчивыми травянистыми растениями с господством дерновинных злаков (ковыли, типчаки, тонконог). Почвы плодородные - черноземы, темно-каштановые и каштановые в умеренном поясе; коричневые, серо-коричневые, местами засоленные в субтропическом).
Субтропическая степь в Южной Америке (Аргентина, Уругвай) называется пампой (т. е. равнина, степь на языке индейцев кечуа).

Пустыни и полупустыни
Эти природные зоны распространены в шести географических поясах - умеренном, субтропическом и тропическом по обеим сторонам от экватора, где осадков выпадает настолько мало (в 10-30 раз меньше испаряемости), что существование живых организмов крайне затруднительно. Поэтому травянистый покров редкий, почвы развиты слабо. Большое значение приобретают в таких условиях горные породы, слагающие территорию, и в зависимости от них различают глинистые пустыни (такыры в Азии), каменистые (гамады Сахары, Средняя Азия, Австралия), песчаные (пустыня Тар в Индии и Пакистане, Северо-Американские пустыни). В умеренном поясе пустыни формируются в районах с резко-континентальным климатом, субтропические и тропические пустыни обязаны своим существованием постоянным барическим максимумам 20-30° широт. Редкие участи повышенного увлажнения (высокий уровень грунтовых вод, выходы источников, орошение из ближайших рек, озер, колодцев и т. п.) - центры сосредоточения населения, произрастания древесной, кустарниковой и травянистой растительностью называются оазисами. Иногда такие оазисы занимают обширные пространства (например, долина Нила раскинулась на десятки тыс. га).

Саванна
Саванна - природная зона, распространенная в основном в субэкваториальных поясах, но встречается и в тропических и даже субтропических. Главная особенность климата саванн - четкая смена сухого и дождливого периодов. Продолжительность дождливого периода уменьшается при движении от приэкваториальных районов (здесь он может длится 8-9 месяцев) к тропическим пустыням (здесь дождливый сезон - 2-3 месяца). Для саванн характерны густой и высокий травянистый покров, стоящие отдельно или небольшими группами деревья (акации, баобаб, эвкалипт) и так называемые галерейные леса вдоль рек. Почвы типичных тропических саванн - красноземы. В опустыненных саваннах травяной покров разреженный и почвы красно-бурые. Высокотравные саванны в Южной Америке, на левобережье р. Ориноко, называют льянос (от исп. "равнина").

Лесные субтропики
Лесные субтропики. Муссонная субтропическая подзона характерна для восточных окраин материков, где на контакте океана и континента формируются изменяющаяся по сезонам циркуляция воздушных масс и наблюдается сухой зимний период и влажное лето с обильными муссонными дождями, нередко с тайфунами. Вечнозеленые и листопадные (сбрасывающие листву зимой из-за недостатка влаги) с большим разнообразием древесных пород произрастают здесь на красноземных и желтоземных почвах.
Средиземноморская подзона характерна для западных областей материков (Средиземноморье, Калифорния, Чили, Юг Австралии и Африки). Осадки выпадают в основном зимой, лето сухое. Вечнозеленые и широколиственные леса на коричневых и бурых почвах и жестколистные кустарники хорошо приспособлены к летней засухе, растения которых приспособились к жарким и засушливым условиям: они имеют восковой налет или опушение на листьях, толстую или плотную кожистую кору, выделяют душистые эфирные масла.

«Урок Природные зоны России» - Какие природные зоны России вы знаете? Вам я думаю все по плечу, Ведь я вас четвертый год учу. Чтоб отвечать,надо много знать, Уметь думать,логически рассуждать. Самая жаркая природная зона? Дразнит наше обонянье Дух картошки у костра. Что за зверь,какая птица? Черноморское побережье. Самая большая по территории природная зона?

«Природная зона Пустыня» - Цели урока: Тема урока: Неумеренное орошение. Жаркое синее небо, а в небе раскаленное солнце. Ботаникам Общие особенности растений. Сайгак своеобразное животное похожее на овцу с длинными тонкими ногами. Круглоголовка распространена в песчаных пустынях. Проверка знаний: Неумеренное орошение приводит к беде: в почве накапливается много соли.

«Природные зоны Южной Америки» - Природные зоны. Наверное вы уже догадались. Удивительно разнообразие флоры и фауны южноамериканских вечнозеленых лесов. Рельеф. Климат. Уникален растительный и животный мир Анд. Крокодил, обитающий в Южной Америке. 11, Дерево- каучуконос. 12. Почему мы так говорим. Самое легкое дерево. 15. Верно, уникальная природа Южной Америки На грани постепенного уничтожения.

«Природные зоны в России» - Степь – как море! Животный и растительный мир тундры. Береза. Что растёт в лесу? Пустыни. Кабан. Умеренно холодная зима и тёплое лето. Долгая холодная зима и короткое холодное лето. Енот. Пустыня. Белый медведь. Лето продолжительное. Природные зоны: Природная зона богата лиственными и хвойными деревьями.

«Природные зоны России 4 класс» - Подведение итогов. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов. Задачи. Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя компьютерные смайлики. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение и любовь, культуру поведения. : --) ! – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня.

«Природные зоны России» - Оленеводство. Способы решения экологических проблем. Приспособления к жизни: густое оперение и защитная белая окраска. Редкие звери. Овцебык. созданы заповедники, например Таймырский. Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке? Олень. Несвоевременный перегон оленьих стадов. Белая сова. Звери. Обитатели Арктики.