Эссе по обществознанию структура клише. Фразы-клише для написания мини-сочинения по обществознанию

Если вы твердо решили сдавать ЕГЭ по обществознанию, значит это статья для вас. Сегодня мы разберемся с тем, как выполнять одно из самых сложных заданий КИМа ЕГЭ по обществознанию — эссе.

Как писать эссе по обществознанию? Для начала необходимо ознакомиться с критериями оценивания вашей работы на экзамене. Эссе по обществознанию оценивается в рамках трех основных критериев.

Критерий 1 — нахождение проблемы

Это самый важный критерий. Здесь проявляется ваше умение понять, о чем автор говорит в своем высказывании. В этой части выполнения задания есть несколько рисков:

Риск №1: ключевые слова

Прочитав выбранное высказывание экзаменуемые скорее всего увидят в его составе знакомые слова и считают нужным включить эти слова в свое определение проблемы. Так, например, высказывание типа «Неравенство- такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И. Шерр.) может ввести экзаменуемого в заблуждение. Казалось бы все очевидно: автор использует термин неравенство, а значит мы можем написать, что он поднимает «проблему неравенства»… Но нет, нет и нет!

Если вы перечитаете приведенное высказывание несколько раз (кстати цитата Шерра — не самая сложная тема для распознания проблемы), то увидите, что автор рассуждает о том, насколько естественно неравенство, является ли оно чем-то присущим человеческому сообществу от природы.

Может быть на данном этапе разница покажется кому-то не очевидной, но в дальнейшем ваши термины и (!!) аргументы будут выдавать ошибки в интерпретации. Вам нужно будет рассказать не о неравенстве как экономическом или социальном феномене, но о его неизбежности для человека, либо же напротив — изначальной несвойственности (в случае, если вы с автором не согласны).

Риск №2: неточная формулировка

За годы преподавания на курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию мне нередко приходилось слышать от учеников заявления в духе «я понимаю, о чем идет речь, но мне сложно это сформулировать и записать». Так вот, на ЕГЭ это обстоятельство не является уважительной причиной.

В самом начале вашего эссе по обществознанию проблема высказывания должна быть сформулирована четко и ясно. Не заставляйте экспертов искать проблему в вашем тексте, укажите ему на нее, выразив всю сущность одним или двумя емкими предложениями.

Риск заключается не только в том, что отсутствие четкой формулировки может привести к тому, что эксперт попросту не найдет проблему высказывания в вашем эссе. Описав проблему двусмысленно и нечетко вы сами становитесь объектом риска, т.к. можете сбиться на другую проблему в ходе написания эссе. И подобных примеров огромное количество.

Риск №3: неоправданно усложнение

Некоторые ребята слишком сильно пугаются ЕГЭ. Это — нормальная реакция, но вот при написании экзамена она не только Вам не поможет, но и скорее всего навредит.

Если вы решаете поразить проверяющих, выбрав философское высказывание, будьте уверены, что вы правильно поняли его смысл. Подготовившись к тому, что философия — это история про сложные смыслы, абстрактные идеи и непонятные слова, ребята усложняют изначальное высказывание, выстраивают слишком длинные логические цепочки. Помните, что ЕГЭ — экзамен для школьников, никто не ждет от вас повторения подвигов Ницше или Канта.

Критерий 2 — теоретическая аргументация

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. Она слагается из двух блоков: отсылка к теоретическому материалу из курса обществознания и объяснение основных терминов.

Разберемся с первым блоком. Подойдя к финишной прямой, вы должны продемонстрировать максимум своих знаний, и теоретическая аргументация- лучшая возможность сделать это. Выбрали эссе про экономическое неравенство? Вспомните о теории Карла Маркса! Согласитесь с ним или покритикуйте, главное- расскажите о его вкладе.

Не помните теории? Не беда! В эссе про проблему истинности или ложности идей вспомните о критериях определения истины, ее видах.

Второй блок — термины. Вам нужно вспомнить не менее двух терминов, (!!) НАПРЯМУЮ относящихся к проблеме. Термины демократия и политическое лидерство изучается в одном тематическом блоке- политика, но, если вам попалась проблема, затрагивающая электоральные процессы, «политический лидер» будет не лучшим выбором.

Выбор терминов для эссе должен базироваться на «золотом» правиле написания любого текста: думайте, не что еще добавить, а без чего нельзя обойтись. Поэтому в разговоре о выборах лучше вспомнить об уже указанной демократии, избирательных цензах, политической репрезентативности и самом понятии «электоральные процессы».

Критерий 3 — аргументы в ЭССЕ по обществознанию

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. А вот теперь, друзья, запоминаем главное правило: вам нужны 2 аргументы из 2 РАЗНЫХ источников. Что это значит? Если вы в своем эссе, посвященном политическим реформам, приводите блестящие аргументы о Петре I и Александре II, не ждите 2 баллов, потому как оба аргумента были почерпнуты вами из истории России. Обратитесь к актуальным событиям (СМИ), вспомните любимых литературных персонажей. В конце концов, вы можете обратиться к личному опыту, подтвердив или опровергнув выдвинутый тезис.

Вот и все. 3 критерия, 5 баллов. Однако, на этом история с эссе по обществознанию не заканчивается.

FAQ`s (наиболее частые вопросы)

  • Нужно ли выражать свою позицию?

Ответ: нужно. И хотя в критериях четко не прописана необходимость вашего взгляда на проблему, но давайте подумаем логически. Для того, чтобы аргументировать какую-то позицию (вспоминайте про К3), нужно эту позицию иметь. Поэтому, друзья, приводим свою позицию.

  • Нужно ли прописывать мнение автора?

Ответ: нужно. В той части эссе, где вы объясняете суть проблемы, о которой хотите порассуждать, вам необходимо помнить об одной очень важной вещи. Позиция автора не тождественна проблеме. Автор может говорить о том, что рыночная экономика- худшая форма экономических отношений, это его субъективное мнение. Проблема же вашего высказывания- вопрос, который не может быть субъективным, а напротив- взывает к дискуссии. Поэтому позиция автора должна быть озвучена отдельно.

  • Я не помню точные формулировки терминов, можно ли писать своими словами?

Ответ: можно, но это очень опасно. Обществознание — предмет, в котором нет однозначных определений, одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций. Выражение вашей авторской позиции с этой точки зрения не возбраняется, но помните, что авторские определения- задача, с которой не всегда справляются даже аспиранты ведущих университетов. Поэтому идеальным выходом из ситуации будет не придумывание новых смыслов, но попытка передать ключевой смысл термина, использовав точную лексику и составив грамотное предложение.

  • Что лучше: выбрать один раздел и писать весь год эссе по нему или же писать по всем разделам?

Ответ: Это дело индивидуальное. Но как показывает практика, лучше выбрать не один, но 2 или 3 раздела, которые нравятся вам больше остальных и писать по ним эссе каждую неделю (минимум). Выбирая лишь один раздел, вы рискуете столкнутся с неожиданно сложным высказыванием и не понять проблему. Поэтому застрахуйте себя заранее.

  • В каком стиле нужно писать эссе?

Ответ: Обществознание — это не литература (строго говоря, ничто не обществознание, кроме обществознанияJ). Поэтому литературный слог, эпиграфы, 5строчные предложения скорее навредят вашей работе. Задача вашего эссе- представить проблему и рассказать о том, как она может быть осмыслена. Здесь нужна точность, лаконичность и четко выстроенная логика. Однако, в то же время эссе — не сухой текст, а ваши рассуждения. Поэтому все должно быть в меру.

  • Влияют ли орфографические и пунктуационные ошибки на мою оценку?

Ответ: Нет, отдельного критерия для этого нет, но на общее впечатление о вашей работе такие ошибки повлияют.

И самое главное правило: начинайте готовиться как можно раньше. Удачное эссе — дело опыта, поэтому смело атакуйте своих преподавателей в школе или на .

УЦ «Годограф» искренне желает вам удачи на экзаменах!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки Подготовила учитель обществознания: Калиберная В.В.

2 слайд

Описание слайда:

№ Критерии оценивания эссе Баллы K1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 K2 Характер и уровень теоретической аргументации Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы 2 Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0 K3 Качество фактической аргументации Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников) 2 Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа 1 Фактическая информация отсутствует ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису 0 Максимальный балл 5

3 слайд

Описание слайда:

1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод. Структура эссе

4 слайд

Описание слайда:

1. Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

5 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. Интуиция и ее роль в познании. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

6 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Взаимодействие природы и общества. Экологическая проблема и пути ее решения. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. Многовариантность общественного развития. Сущность цивилизации. Основные подходы к изучению общества. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. Духовная жизнь общества.

7 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Общественное сознание, его структура и формы. Наука как форма общественного сознания. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. Религия как форма культуры, тип мировоззрения. Нравственное сознание. Философское понимание морали. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. Роль народных масс и личности в истории. Глобализация общественной жизни.

8 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.

9 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социальная психология Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Национальная идентичность. Социальное взаимодействие. Значение коммуникационного процесса. Сущность социального конфликта. Взаимоотношения личности и коллектива. Источники социального прогресса. Социальное развитие. Семейные взаимоотношения. Конфликт «отцов и детей». Сущность толпы и стадный инстинкт. Социально-психологический портрет лидера. Семейные взаимоотношения. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

10 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Экономика Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора. Факторы производства и их значение в экономике. Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. Сущность и функции денег в экономике. Эффективность использования ресурсов.

11 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Экономика Значение общественного разделения труда. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. Роль торговли в развитии общества. Стимулы и эффективность производства. Справедливость в распределении социальных благ. Сущность рыночных отношений. Роль государства в регулировании экономики.

12 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социология Выполнение различных социальных ролей. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Взаимодействие религии и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. Отношение человека к труду, его социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. Национальное самосознание. Тенденции межнациональных отношений. Межэтнические конфликты. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

13 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Правоведение Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права. Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней. Право и мораль: сходства и различия. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. Государство и гражданское общество. Понятие, признаки социального государства. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. Сущность юридической ответственности. Правовая культура.

14 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Политическая система общества и ее роль в жизни общества. Место и роль государства в политической системе общества. Партии и общественные движения в политической системе общества. Особенности современных политических отношений. Субъекты политики. Мировая политика и международные отношения. Типы отношения человека к политике. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Соотношение целей и средств в политике. Политический прогресс и его критерии. Соотношение экономики, политики и права. Сущность и особенности политической власти. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. Политический режим: понятие и признаки.

15 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Сущность демократического режима. Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Политическая система общества: понятие, функции и структура. Происхождение государства. Сущность и признаки государства. Государственный суверенитет. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Форма государства и ее элементы. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Соотношение и взаимосвязь государства и права. Правовое государство: понятие и принципы. Разделение властей как принцип правового государства. Государство и личность: взаимная ответственность. Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы. Общественно-политические движения, группы давления.

16 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Политические отношения. Политический плюрализм. Сущность и структура политического процесса. Революция и реформа как виды политических преобразований. Политическая модернизация. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. Политические кампании: их стратегия и тактика. Популизм: понятие и признаки. Прямая и представительная демократия. Политическое решение. Сущность и функции политического лидерства. Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике. Политическая культура: понятие и структура, типы. Взаимодействие личности, общества и государства. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. Взаимодействие института права с другими социальными институтами

17 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социология Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. Социальные неравенство и борьба. Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации общества. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. Специфические качества города. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. Процессы передачи информации между социальными группами. Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях... ...глобализации общественных отношений; ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; ...обострения глобальных проблем современности; ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; ...развития международной интеграции; ...современной рыночной экономики; ...развития и преодоления мирового экономического кризиса; ...жесткой дифференциации общества; ...открытой социальной структуры современного общества; ...формирования правового государства; ...преодоления духовного, нравственного кризиса; ...диалога культур; ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

20 слайд

Описание слайда:

3. Формулировка основной мысли высказывания «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» «Автор обращает наше внимание на то, что...» «Автор убеждён в том, что...»

21 слайд

Описание слайда:

4. Определение своей позиции к высказыванию «Я согласен с автором в том, что... » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...» «Автор был прав, утверждая, что...» «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

22 слайд

25 слайд

Описание слайда:

Дополнительным достоинством эссе является включение в него: краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; указания на альтернативные варианты решения проблемы.

26 слайд

Описание слайда:

Требования к работам выпускников 1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания; 2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме; 3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания; 4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте; 5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; 6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; 7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта; 8) логичность рассуждений выпускника; 9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; 10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

27 слайд

Описание слайда:

1. Цитата «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества». (Н.Бердяев) 2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества. 3. Смысл высказывания Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру. 4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида. 5. Примеры 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).

28 слайд

Описание слайда:

.
Максимальный балл – 6.

План работы:

  1. Выбрать одну из пяти предоставленных цитат (блоки: социология, экономика, политика, философия, правоведение).
  2. Сделать вступление, выдвинув идею высказывания и конкретнее пояснить её.
  3. Написать термины, подходящие под идею цитаты, раскрыть их и связать вместе. Также писать о своих рассуждениях.
  4. Подтвердить идею двумя аргументами из разных источников.
  5. Сделать небольшой вывод.

Шаблон (клише):

1. Вступление

Формируем идею цитаты (не проблему!), используя следующие клише :

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…»
  • И поясняем её более подробно:
  • «(ФИО) имеет в виду, что…»
  • Пишем своё мнение (необязательный пункт):
  • «Я считаю, что…»
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, непроблемные.

2. Теоретическая часть

Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты. Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения,
связывая из с терминами. Клише для теоретической части:

  • «Для подтверждения данной идеи обратимся к теории. (Первый термин и понятие и так далее)».

3. Аргументы

Пишем два аргумента, которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.). Клише для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете «Вестник». В ней говорится о…» – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…» – второй аргумент.

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

4. Вывод

Кратко подводим итог всему написанному выше:

  • «Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.

В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию , выбранному из пяти предложенных.

Эссе - это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

  • Ознакомиться с .
  • Внимательно прочитать все высказывания;
  • Выделить в каждом главную идею;
  • Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
  • Выписать на отдельном листе бумаги высказывания.
  • Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
  • Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод - заключение

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Клише :

Данная проблема является актуальной в условиях...

  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише :

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише :

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: , понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения - 1-2 предложения.

Используйте клише :

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
  • ЕГЭ по обществознанию.
  • ЭГЭ по обществознанию.

Каждый год ФИПИ реформирует демоверсию ЕГЭ по обществознанию. На этот раз несколько изменились требования и система оценки эссе (задания 29). Предлагаю уяснить нововведения!

Изменения в обществоведческом эссе 2018

Вот как задание выглядело в 2017 году.

Что изменилось в тексте задания?

Давайте разберемся.

  1. Форма — мини-сочинение, без изменений.
  2. Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально? Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты!
  3. Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
  4. Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
  5. Также оценивается два примера из различных источников.
  6. Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.

То есть, по сути, меняется требование к объему (примеры нужно разворачивать, идей нужно видеть несколько!) и скажем так, сочинение действительно уходит от жанра легкого и прозрачного эссе, когда не обязательно дотошно выписывать пример, достаточно озвучить идею. К громоздкому сочинению, где все мысли тяжеловесны, предельно понятны и озвучены. Наверное, в следующем году к регламенту количества слов придем, как в других предметах, к сожалению

Как теперь проверяется эссе?

Прежде всего, изменилось количество критериев. Их стало 4 вместо прежних трех.

Критерии проверки задания 29 эссе на ЕГЭ 2017

Напомним, что в общем за мини-сочинение можно было получить 5 баллов (1-2-2). Теперь это 6 ценность эссе продолжает увеличиваться, учиться писать его, чтобы получить важнейшие баллы ЕГЭ нужно обязательно!

Посмотрим на новые изменившиеся критерии!

Сущностно он не изменился, это все тоже раскрытие смысла цитаты автора. И, также, за нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.

Итак, требуется найти в цитате идею (? проблему?), связанную с курсом и выделить тезис (вашу законченную мысль по данному высказыванию), который вы в дальнейшем и будете обосновывать сведениями из курса и примерам из социальной практики.

Ничего нового, если честно, не вижу. Вместо смысла цитаты автора пишешь …

Тот же по сути, критерий 2. Теоретическое обоснование идеи (проблемы) с позиций научного обществознания. термины, понятия, теории, выводы науки по данной идее

Итак, разберем его по новым критериям…

«Защита права есть защита величайшей общественной ценности».

(П.А. Сорокин)

Критерий 1. На его раскрытие здесь играет:

Автор затрагивает проблему защиты права, особенно актуальную в современном обществе.
По его мнению защита права очень важна для общества.
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь право играет важную роль в жизни любого государства, общества и каждого человека.

А также получайте от нас экспертную проверку в нашей группе