Какие организации входят в оон. Создание ООН (дата)

Генеральная Ассамблея (Gеnегa1 Assembly)

Совет Безопасности (Security Council)

Экономический и Социальный Совет (Economie and Social Соunсi1) (ЭКОСОС)

Международный Суд (International Court of Justice)

Совет по опеке (Trusteeship Council)

Секретариат (Secretariat)

Генеральная Ассамблея

Общие сведения

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом Организации Объединенных Наций. В ней представлены все государства, входящие в ООН, каждое из которых обладает одним голосом. Решения по важным вопросам, таким, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и вопросы бюджета, принимаются большинством в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов

Функции и полномочия :

Рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать рекомендации в отношении принципов;

Обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности·.

Обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;

Предпринимать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод для всех и содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;

Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;

Избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета и подлежащих избранию членов Совета по Опеке; совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного Суда и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

На основании резолюции «Единство в пользу мира», принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 года, Ассамблея может принять меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности не в состоянии действовать в этом направлении из-за отсутствия единства среди его постоянных членов. Ассамблея уполномочена немедленно рассмотреть этот вопрос, чтобы предложить рекомендации государствам-членам относительно коллективных мер, включая, в случае нарушения мира или акта агрессии, использование вооруженных сил, если это необходимо, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Сессии Очередная сессия Генеральной Ассамблеи обычно открывается ежегодно в сентябре. Сессия 2002-2003 гг., например, является пятьдесят седьмой очередной сессией Генеральной Ассамблеи. В начале каждой очередной сессии Ассамблея избирает нового Председателя (Председатель пятьдесят седьмой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций - Ян Каван,Чешская Республика), 21 заместителя Председателя и Председателей шести главных комитетов Ассамблеи. Чтобы обеспечить справедливое географическое представительство, пост Председателя Ассамблеи ежегодно поочередно занимают представители пяти групп государств: африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств.

Кроме того, Ассамблея может собираться на специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, одобренного любыми девятью членами Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена при согласии большинства других.

В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. В ходе них государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов.

Первый комитет (вопросы разоружения и международной безопасности);

Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);

Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры);

Четвертый комитет (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации);

Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы);

Шестой комитет (правовые вопросы).

Хотя решения Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для правительств, за ними стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также моральный авторитет мирового сообщества.

Круглогодичная работа Организации Объединенных Наций ведется главным образом на основе решений Генеральной Ассамблеи, то есть воли большинства членов, выраженной в резолюциях, принятых Ассамблеей. Эта работа осуществляется:

Комитетами и другими органами, созданными Ассамблеей для изучения конкретных вопросов, таких, как разоружение, поддержание мира, развитие и права человека;

На предусмотренных Ассамблеей международных конференциях

Секретариатом ООН - Генеральным секретарем и его персоналом из международных гражданских служащих.

Совет Безопасности (СБ )

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) обладают правом вето , остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом на двухлетний срок. Россию представляетпостоянный представитель России при ООН . (с 2006г - Виталий Иванович Чуркин)

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств, расположенных в английском алфавитном порядке

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это - правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».

В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и обладает исключительными полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества государств. Он принимал участие в урегулировании конфликтов в Анголе, Грузии, Таджикистане, Молдове, Нагорном Карабахе, бывшей Югославии и т.д. Государство, входящее в ООН, но не входящее в Совет Безопасности, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этой страны затронуты

Функции и полномочия Совета Безопасности:

    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

    призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    предпринимать военные действия против агрессора;

    осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;

Структура Совета Безопасности

Постоянные комитеты

В настоящее время существуют два таких комитета, в каждый из которых входят представители всех государств - членов Совета Безопасности.

    Комитет экспертов по правилам процедуры (изучает правила процедуры и другие технические вопросы и выносит по ним рекомендации)

    Комитет по приему новых членов

Комитеты открытого состава

Эти комитеты, в состав которых входят все члены Совета, учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания.

    Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений

    Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности Комитет по борьбе с терроризмом, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года

Комитеты по санкциям

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской ДжамахирииКомитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской Джамахирии

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 751 (1992) по Сомали

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 864 (1993) по Анголе (Механизм наблюдения за санкциями в отношении УНИТА)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 918 (1994) по Руанде

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 985 (1995) по Либерии (прекратил свою деятельность в соответствии с резолюцией 1343 (2001),

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1132 (1997) по Cьерра-Леоне

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1160 (1998)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1267 (1999)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1298 (2000) по Эритрее и Эфиопии

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1343 (2001) по Либерии

За период с 1948 по август 2000 года было проведено 53 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Международные трибуналы

    Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии

    Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС ).

В его состав входят 54 страны, избираемые Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок, - они ежегодно обновляются на треть своего состава. По регионам они распределены следующим образом: 14 мест - квота Африки, 10 - для Латинской Америки, 11 - для Азии, 13 - для Западной Европы и других стран и 6 - для стран Восточной Европы.

Решения в Совете принимаются простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос.

Экономический и Социальный Совет был учрежден в соответствии с Уставом в качестве главного органа, который, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи, призван способствовать:

a ) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b ) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; и

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Экономический и Социальный Совет обладает следующими функциями и полномочиями :

Служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и для системы ООН;

Проводить и организовывать исследования, составлять доклады и делать рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в области культуры, образования, здравоохранения и относящимся к ним вопросам;

Поощрять уважение и соблюдение прав человека и основных свобод;

Созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию;

Вести переговоры со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН;

Согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и вынесения рекомендаций таким учреждениям, а также посредством вынесения рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН; - оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН, а также специализированным учреждениям по просьбе последних; - консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Сессии

Экономический и Социальный Совет обычно проводит ежегодно одну основную сессию продолжительностью пять-шесть недель попеременно в Нью-Йорке и Женеве и одну организационную сессию в Нью-Йорке. В рамках основной сессии проводится специальное заседание высокого уровня с участием министров и других высокопоставленных деятелей, на котором обсуждаются важнейшие экономические и социальные вопросы. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах - комиссиях и комитетах, - которые регулярно собираются и представляют доклады Совету.

Главные вопросы ЭКОСОС:

Состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;

Состояние международной торговли;

Проблемы охраны окружающей среды;

Экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам;

Разные аспекты продовольственной проблемы;

Проблемы социально-экономической статистики;

Проблемы народонаселения;

Проблемы природных ресурсов;

Проблемы населенных пунктов;

Проблемы планирования и мобилизации финансовых ресурсов;

Роль государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран;

Региональное сотрудничество;

Составление программных социально-экономических документов - международных стратегий развития ООН, а также наблюдение за их реализацией и другое.

С начала 90-х годов ЭКОСОС стал уделять больше внимания странам Восточной Европы, бывшим республикам СССР - новым государствам СНГ, Балтии.

В рамках ЭКОСОС действуют вспомогательные органы. :

РЕГИОНАЛЬНЫЕ комиссии:

1. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

2. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

3. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

4. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

5. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭКЗА)

(Россия является полноправным членом ЕЭК и ЭСКАТО),

Функциональные комиссии и комитеты

Статистическая комиссия

Комиссия по народонаселению

Комиссия по социальному развитию

Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии

Комиссия по транснациональным корпорациям

Комиссия по населенным пунктам

Комитет по природным ресурсам

Комитет по планированию развития

Группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения

Группа экспертов по госадминистрации и финансам

Комитет экспертов по транспортировке опасных грузов

Группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности

Международный Суд

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Местопребыванием Суда является Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).

Функции Суда

    разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных на его рассмотрение государствами,

    вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, переданным ему уполномоченными международными органами и учреждениями.

Состав

Суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний срок полномочий Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, заседающими независимо друг от друга. В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Каждые три года проводятся выборы одной трети судей, и выбывающие судьи могут быть переизбраны.

Члены Суда являются не представителями своих правительств, а независимыми судьями.

За время своего существования рассмотрел более 70 споров. Решения Суда являются обязательными для стран ООН.

В настоящее время в состав Суда входят:

Дела, рассматриваемые в настоящее время

В настоящее время рассматриваются следующие девять споров:

1. Делимитация морской границы и территориальные вопросы между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна).

2. Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Королевства).

3. Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки).

4. Нефтяные платформы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки).

5. Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Босния и Герцеговина против Югославии).

6. Сухопутная и морская граница между Камеруном и Нигерией (Камерун против Нигерии).

7. Юрисдикция в отношении рыболовства (Испания против Канады).

8. Остров Касикили/Седуду (Ботсвана/Намибия).

9. Венская конвенция о консульских сношениях (Парагвай против Соединенных Штатов Америки).

Совет по опеке .

Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции.

Главные цели Совета заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.. Совет опекал 11 территорий, которые в ходе работы Совета получили независимость (Гана, Бурунди, Папуа-Новая Гвинея и т.д.). Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами и последняя оставшаяся подопечная территория, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.

В настоящее время Совет отменил обязательства о проведении ежегодных заседаний и согласился собираться по мере необходимости.

Секретариат ООН

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь ООН , который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время персонал Секретариата составляют около 8600 чел. из 170 стран, оплачиваемых из регулярного бюджета

Рабочими языками Секретариата являются английский и французский.

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь.

Генеральный секретарь ООН - главное административное должностное лицо Организации Объединённых Наций .

8-й Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности . Решению Совета Безопасности обычно предшествуют неформальные обсуждения и серия рейтинговых голосований. Кроме того, любой из пяти постоянных членов Совета может при голосовании воспользоваться правом вето. В соответствии с общепринятой практикой генерального секретаря не избирают из представителей стран - постоянных членов Совета Безопасности.

Генеральный секретарь ООН избирается на пять лет с возможным переизбранием на новый срок. Хотя нет никаких ограничений на количество пятилетних сроков, в течение которых генсек может находиться в своей должности, до сих пор никто не занимал этот пост более двух раз.

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.

Организация объединенных наций (ООН) – это международное объединение, которое было создано для улучшения связей между государствами и безопасности содружества стран.

ООН – это:

  • Универсальная площадка для международных встреч.
  • Гарантия безопасности содружества стран.
  • Главное связующее звено существующей дипломатии.

Идея разработки этой организации была сформулирована еще в годы Второй мировой войны, в связи с укреплением позиций фашистской Германии. Первое упоминание об этом относится к 1 января 1942 года (Декларация Объединенных Наций). Вскоре был согласован устав ООН (середина 1945 года).

Первоначально в содружество страны были включены 50 государств. 24 октября 1945 года в силу уже вступил Устав ООН. Эту дату принято считать Днем Организации Объединенных наций.

Структура ООН.

Организация Объединенных Наций включает в себя следующие подразделения:

  1. Совет безопасности. Это главный правительственный орган ООН, который несет полную ответственность за все происходящее.
  2. Секретариат. Включает в себя исполнительную власть. Во главе секретариата – генеральный секретарь.

За все время существования организации сменилось всего 8 генеральных секретарей. В настоящий момент – это Пан Ги Мун (представитель Республики Корея).

  1. Международный суд. Включает в себя судебную власть. В данном случае, суду подвергаются не конкретные люди, а именно государства.
  2. Экономический и Социальный Совет. Отвечает за экономическую и социальную политику в сфере международного сотрудничества.
  3. Почтовая администрация. Занимается выпуском почтовых марок, специально для ООН.
  4. Специализированные учреждения. Это обособленные международные организации, которые были созданы ООН. Сюда можно включить: ЮНЕСКО (вопросы образования, науки и культуры), МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии) и другие.

Официальные языки ООН.

Для улучшения организации деятельности ООН были установлены некоторые официальные языки, на которых ведется общение внутри организации.

В связи с этим, были определены следующие официальные языки Организации Объединенных Наций:

  • Английский язык.
  • Русский язык.
  • Французский язык.
  • Испанский язык.
  • Арабский язык.
  • Китайский язык.

На этих, и только на этих языках ведутся все переговоры, пишутся отчеты о заседаниях и издаются официальные документы. Никакие исключения не предусмотрены.

Какие государства являются членами ООН?

Как уже было сказано, первоначально в Организацию входило 50 стран (1945 год). И уже в 1946 в ООН были включены еще 150 государств, ряд которых был разделен на независимые (к примеру, Чехословакия).

В настоящее время, Организация Объединенных Наций включает в себя 193 государства.

Но не все государства могут быть включены в ООН. Членом ООН можно стать только в том случае, если стране дадут международное признание. Все это прописано в главном документе Организации Объединенных Наций – Уставе ООН.

Важно, чтобы страна, вступающая в ООН, приняла этот Устав, а страны ООН были уверены в том, что все пункты Устава этой страной будут соблюдаться. Такие решения принимаются Генеральной Ассамблеей с разрешений Совета Безопасности.

Плюс ко всему, страны, которые являются постоянными членами ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) имеют возможность наложить на решение вето.

Подписание Устава Объединенных Наций в Сан-Франциско

В апреле 1945 г., до завершения войны, представители 50 стран, участвовавших в войне против Германии, Японии и их союзников, собрались в Сан-Франциско, чтобы разработать и принять Устав международной организации, задачей которой стало бы отстаивание мира. Она заменит собой Лигу Наций, возникшую в 1919 г. и имевшую те же цели, но оказавшуюся неспособной выполнить свою миссию.

26 июня 1945 г. полномочные делегаты 50 государств (к которым вскоре присоединится Польша) подписали Устав Объединенных Наций, или Сан-
Францискскую хартию.

Этот документ создал Организацию Объединенных Наций (ООН), штаб-
квартира которой находится в Нью-Йорке. Последнее обстоятельство отражает политический вес Соединенных Штатов и перемещение центра тяжести мировой политики (Лига Наций заседала в Женеве).

Устав содержит два типа положении. С одной стороны, общие принципы, предназначенные стать основой международного права: равенство и суверенность государств; запрещение прибегать к силе или к угрозе силой для решения международных споров; обязанность решать их путем переговоров. С другой стороны, это обычный устав организации, определяющий органы управления и правила функционирования.

Основанная государствами-победителями во Второй мировой войне, ООН оставалась открытой для побежденных и для новых стран, освободившихся от колониального гнета, и стала таким образом организацией практически универсальной. Объединяя на первом этапе 51 страну, ООН выросла до 176 членов по состоянию на 1 мая 1992 г.35

Рождение Устава ООН

При разработке Устава главным было избежать слабостей, приведших к банкротству Лиги Наций. Хотя последняя была создана по инициативе американского президента Вудро Вильсона, Соединенные Штаты к ней не присоединились. Вильсон не смог заставить сенат Соединенных Штатов ратифицировать двумя третями голосов (как того требует конституция) Версальский договор и вступление в Лигу Наций. С другой стороны, попустительство некоторых стран – членов Лиги Наций – фашистским государствам и их агрессивной политике помешало Лиге Наций применить к ним санкции, предусмотренные уставом, или же сильно ослабило их эффективность.

Другая задача вытекала из необходимости осудить принципы и методы, применяемые фашистскими странами: использование силы и политики захватов, неуважение человеческого достоинства и насаждение расистской идеологии, а также их последствия (концлагеря, геноцид еврейского народа в Европе, пренебрежение к демократии).

В Уставе провозглашены принципы, которые являются антитезой этих принципов и практики.

Так, в Атлантической хартии, подписанной в августе 1941 г. британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем и американским президентом Франклином Рузвельтом, выражается решимость подписавшихся не допустить территориальных изменений, которые не отражали бы свободно выраженную волю заинтересованных народов. Они также обещают уважать "право всех народов избирать себе ту форму управления, при которой они хотят жить", и содействовать "восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем".

Союзники решили создать Организацию Объединенных Наций и выработать ее основные положения на конференции трех держав (Соединенные Штаты, Великобритания, СССР) в Думбартон-Оксе, вблизи Нью-Йорка.

Ялтинская конференция (4–11 февраля 1945 г.) собрала в Крыму Черчилля, Рузвельта и Сталина. Она не "разделила" мир на сферы влияния, как об этом часто пишут (раздел произошел позже и не по ялтинским решениям), а утвердила раздел Германии на оккупационные зоны и решила два спорных вопроса о будущей ООН. Был принят принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности (неверно называемый "правом вето") и достигнута договоренность, что СССР будет иметь в ООН три места (СССР, Украина и Белоруссия), а не 16 (по одному от каждой союзной республики), как он того требовал.

Основные положения Устава

Преамбула Устава утверждает "веру в основные права человека, в ДОСТОИНСТВО и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". Объединенные Нации обещают "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе".

Первая статья провозглашает необходимость проводить улаживание международных споров мирными средствами и путем переговоров, "уважение принципа равноправия и самоопределения народов". Вторая статья уточняет, что организация основана "на принципе суверенного равенства всех ее членов", и требует от них воздерживаться "в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства". Статья подчеркивает, что Объединенные Нации не могут вмешиваться "в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства".

ООН имеет два главных органа. Генеральная Ассамблея состоит из всех ее членов, но может принимать только "рекомендации".

Совет Безопасности состоит из 11 членов: пяти постоянных ("великие" державы, победители 1945 г.: США, СССР, Великобритания, Франция, Китай) и шести непостоянных, избираемых на два года Генеральной Ассамблеей и не подлежащих немедленному переизбранию.

В случае угрозы миру и агрессии Совет Безопасности может принять дипломатические, экономические и даже военные санкции (ст. 41 и 42), но только при условии голосования "за" семи членов Совета, среди которых пять постоянных членов. Постоянные члены должны быть единодушными. Такое правило часто интерпретируется как "право вето" внутри Совета Безопасности, но это не вполне верно. Даже воздержание, а не только голосование "против" одного постоянного члена может воспрепятствовать принятию любого решения.

Такой состав и такие права Совета Безопасности отражают соотношение сил, существовавшее в 1945 г. И хотя в это время холодная война еще не началась, но неявно мир уже разделен на две системы, и принцип единогласия принят для того, чтобы избежать использования ООН в интересах одного блока против другого.

Однако после начала холодной войны США и их западные союзники имели в Генеральной Ассамблее широкое большинство. В 1950 г. во время корейской войны США воспользовались отсутствием СССР, который бойкотировал Совет Безопасности, протестуя против отказа позволить представителю Китайской Народной Республики занять место Китая (хотя КНР существует с 1949 г.). Это место было занято представителем националистического Китая, точнее острова Тайвань (только в 1971 г. народный Китай занял свое место). США добились таким маневром одобрения ООН их военных действий в Корее.

Ситуация постепенно менялась со вступлением в ООН новых членов – обломков колониальных империй. В нарушение своих принципов Устав утвердил в 1945 г. существование "несамоуправляющихся территорий", колоний и стран "под опекой". Деколонизация постепенно приведет к их исчезновению, и голосование в Генеральной Ассамблее примет "третьемирский" характер. Добавим, что новые члены ООН часто получали поддержку социалистических стран.

Специализированные организации ООН

Растущая интернационализация всех процессов экономической, социальной, культурной жизни привела к увеличению специализированных международных организаций, призванных решать проблемы, остававшиеся прежде в мировом масштабе без внимания.

Это организации, как существовавшие ранее (например Международный почтовый союз, образованный в 1878 г.), так и вновь созданные (ЮНЕСКО, ФАО и др.). Они имеют статус "специализированных организаций" ООН.

Будущее ООН

Достаточно много критики раздается по поводу бессилия или неэффективности ООН. Критика не всегда справедлива. ООН смогла во многих случаях сыграть свою позитивную роль арбитра.

Ее трудности объясняются стремлением великих держав использовать ее в качестве орудия для оправдания своей политики.

Однако верно и то, что структуры ООН уже не соответствуют реалиям современного мира. Налицо, с одной стороны, желание Германии и Японии стать постоянными членами Совета Безопасности, что подтверждает его роль привилегированного инструмента великих держав; с другой стороны, желание стран "третьего мира" расширить представительство "малых стран" в Совете Безопасности, что требует расширения полномочий Генеральной Ассамблеи.

Международный день ООН отмечается 24 октября. В этот день мы решили напомнить своим читателям о том, что такое ООН и зачем она создана.

Что такое ООН?

Организация Объединенных Наций - организация стран, объединенных для сохранения мира, безопасности и развития сотрудничества.

Дата создания - 24 октября 1945 года. В то время в нее вошла 51 страна. Сейчас в ООН входят 193 страны. Это все государства мира, кроме Палестины, государства Святой Престол, САДР (Сахарская Арабская Демократическая Республика), Китайской Республики (Тайвань), Абхазии, Южной Осетии, Республики Косово, ТРСК (Турецкая Республика Северного Кипра).

СССР вошел в ООН в день основания.

За эти годы ни одна страна не вышла из состава ООН.

Каждая страна-участница обязана соблюдать цели и правила Устава организации. Но при этом каждая страна имеет право голоса.

Кстати, название придумал президент США Франклин Д. Рузвельт. Официальные языки - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Зачем эта организация была создана?

Поводом стала Вторая мировая война, после которой руководители стран-участниц решили создать механизм урегулирования мировых проблем.

Есть четыре главные цели ООН:

  • поддержание мира и безопасности,
  • развитие дружественных отношений между странами,
  • сотрудничество по международным проблемам и согласование действий стран,
  • обеспечение уважения прав человека, борьба с мировыми проблемами (голод, бедность, наркомания и другие).

Кто и как входит в ООН?

По идее, в организацию может войти любая страна, которая принимает обозначенные в Уставе обязательства и способна их выполнять. Но только та страна, которая является международно признанным государством.

Но в любом случае для вступления требуется одобрение Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Что делает ООН сегодня?

Обеспечивает соблюдение уважения прав человека, борется с нищетой, наркоманией, болезнями, терроризмом, ухудшением состояния природы, оказывает помощь беженцам.

ООН не принимает законы, но участвует в урегулировании международных конфликтов.

Какова структура ООН?

В ООН есть шесть главных органов управления: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд (в отличие от всех остальных органов, находится в Гааге, Нидерланды), Секретариат.

Плюс 15 специализированных учреждений, сотрудничающих с ООН, несколько десятков программ, фондов.

Кто в ООН главный?

По сути, только органы управления, но не какая-то определенная страна. Главный орган - Генсовет.

Комплекс Центральных учреждений ООН расположен на территории США, в Нью-Йорке. Официально это международная зона, и комплекс ООН принадлежит всем членам организации.

То же касается и трат - работу ООН оплачивают все входящие в нее государства. Но платят все по-разному, в зависимости от платежеспособности страны, национального дохода и численности населения. Например, взнос США составляет чуть более одной пятой всего бюджета (по данным на 2013 год, 618 млн долларов. Япония - 10%, 304 млн долларов, Германия - 7%, 200 млн долларов, Франция - 5,5%, 157 млн долларов. Россия входит с 2,4% бюджета ООН, это 68 млн долларов.