HomeE-mail

ГАРМОНИЯ ВЕЧНОСТИ

Коломенская земля… Как много связано с ней в истории государства Российского. Эта история вся пропитана Православием. Без христианского отношения к истории нашей страны невозможно правильно ее понять. Велико значение в истории России доблестной Коломны. При церковном взгляде на древний град Московии мы в первую очередь отмечаем, что Коломна важнейший город Московской епархии: кафедральный град Архиерея, управляющего главной епархией Русской Православной Церкви – митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Потому, прежде чем вести речь о Коломне, ее древних обителях, о Коломенском благочинии, необходимо рассказать о Коломенской кафедре, Крутицкой митрополии и истории Коломенской епархии.

Коломна, Крутицы, Москва, Россия…
История Московской епархии неразрывно связана с историей собственной епархии митрополитов Всероссийских, иначе именуемой Митрополичьей областью. Напомним читателям, что Русская Церковь шесть веков являлась митрополией Православной Церкви древней и славной Византии. В конце XVI века Русская Церковь получает автокефалию, то есть становится полностью самостоятельной. В 1589 г. на Руси утверждается Патриаршество, и с этого времени Митрополичья область получает статус и наименование Патриаршей. По сути эта область и была территорией Русской Церкви, которая постоянно увеличивалась с течением времени, благодаря успехам православной миссии. До появления Патриарха в Русской Церкви главным ее духовным руководителем был Митрополит.
Первоначально престол русских Первосвятителей - митрополитов пребывал в Киеве. Однако во время монгольского нашествия митрополичий двор был разорен и, вслед за своей паствой, русским Первосвятителям пришлось искать пристанища на северо-востоке страны. Так, митрополит Максим в 1299 г. перенес кафедру во Владимир.
Его преемник, святитель митрополит Петр, сблизившись с московским князем Иваном Калитой и избрав в 1325 г. местом своего проживания Москву, приобрел для себя и своих преемников новую епархию — Владимиро-Московскую. Даже с окончательным отделением в 1461 г. южно-русской митрополии и утратой там Московскими митрополитами своей власти, их епархия была достаточно обширна и включала в себя города Москву, Владимир, Нижний Новгород, Городец, Дмитров, Кострому, Галич, Грязовец, Пошехонь, Череповец, Вятку и земли в Вологодском крае.
Исполнение первосвятительских обязанностей и управление столь обширной и непрерывно увеличивающейся в размерах епархией требовало значительных усилий и вызвало нужду в помощниках. Ими явились епископы Коломенские, в качестве викариев (латинское слово «викарий» означает «наместник», т.е. первый помощник, заместитель) иногда управлявшие Митрополией, в то время как Митрополичья кафедра была вакантна. После перенесения во 2-й половине XV в. кафедры Сарайского епископа в Москву на Крутицы статус викария перешел к Сарайскому (Сарскому и Подонскому) Владыке, который с учреждением Патриаршества получил титул митрополита.
Начало XVIII – омрачено для России упразднением Патриаршества. Русская Православная Церковь остается автокефальной, но лишается своего личного руководителя. Это происходит со смертью Патриарха Адриана 16 октября 1700 года. Обезглавил нашу Церковь император Петр I, не желая иметь рядом с собой Печальника за страну и народ. В управление бывшей Патриаршей областью вступает Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Он желает иметь помощников для управления одной из самых крупных епархий в Русской Православной Церкви. Крутицкий митрополит Игнатий (Смола) и архиепископ Леонид управляли делами бывшей Патриаршей области вплоть до ее преобразования в Московскую епархию. Однако формально управление этой областью, получившей с учреждением Святейшего Правительствующего Синода наименование Синодальной, являлось коллегиальным. Положение, при котором Синодальная область не имела собственного епископа, сохранялось до 1742 г. – до выхода в свет именного указа императрицы Елизаветы Петровны. 1 сентября 1742 г. может считаться датой учреждения собственно Московской епархии. Тогда она была много больше, чем нынешняя. Кроме Московской в нее входили: Тамбовская, Белгородская, Воронежская, Казанская, Новгородская и Архангелогородская губернии. Насчитывалось более 4-х тысяч церквей, 205 мужских и 59 женских монастырей.
Со временем происходили территориальные изменения в сторону сокращения собственно Московской епархии. 21 января 1775 г. последовало назначение на Московскую кафедру известнейшего иерарха Русской Православной Церкви митрополита Платона (Левшина). В это время в ведении Владыки Платона на территории Московской епархии было 1106 церквей. В ответ на личную просьбу архиерея императрица Екатерина еще сократила пределы Московской епархии: тогда в нее стали входить только Москва с уездом и семью десятинами, Калуга и Звенигород.
6 мая 1788 г. Святейший Синод получил высочайший приказ, повелевающий привести границы епархий в соответствие с границами губерний. Это было нелегким делом. В результате попытки, предпринятой в 1799 г., прекратила свое существование Коломенская епархия, а Московская кафедра стала называться Московской и Коломенской. Начиная с 1819 г. назначение на эту кафедру было сопряжено с возведением в сан Митрополита.
Даже простое последовательное перечисление епископов, занимавших Московскую кафедру вслед за митрополитом Платоном, позволяет видеть, сколь видные иерархи и яркие личности поставлялись во главе епархии и каково было ее духовное величие: Августин (Виноградский, 1818-1819), Серафим (Глаголевский, 1819-1821), святитель Филарет (Дроздов, 1821-1867), святитель Иннокентий (Вениаминов, 1868-1879), Макарий (Булгаков, 1879-1882), Иоанникий (Руднев, 1882-1891), Леонтий (Лебединский, 1891-1893), Сергий (Ляпидевский, 1893-1898), священномученик Владимир (Богоявленский, 1898-1912), святитель Макарий (Невский, 1912-1917), святитель Тихон (Белавин), впоследствии Патриарх Всероссийский.
31 января 1945 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви принял «Положение об управлении РПЦ», в котором канонически закрепил викарные функции Крутицкого архиерея по управлению Московской епархией.
В 1947 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) наградил митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) по случаю 25-летия его епископского служения прибавлением к титулу «и Коломенский». С этого времени все его преемники именуются митрополитами Крутицкими и Коломенскими.
В октябре 1963 г. на эту кафедру заступает митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), которого в июне 1971 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал на пост Патриарха Московского и всея Руси.
Коломна - кафедральный город митрополита Ювеналия11 июля 1977 года митрополитом Крутицким и Коломенским был назначен митрополит Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков), осуществляющий руководство епархией в настоящее время.
«Устав Русской Православной Церкви», принятый Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., определил территорию Московской епархии городом Москвой и Московской областью. Епархиальным архиереем Московской епархии является Патриарх Московский и всея Руси; ему «в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского», являющийся Постоянным членом Священного Синода по кафедре.
Бессменные помощники Всероссийских митрополитов и Патриархов, Крутицкие архиереи долгое время имели в управлении и свою собственную, одну из самых древних в Русской Православной Церкви епархию, с самостоятельной историей.
Крутицкая митрополия
Крутицкая митрополия являлась преемницей древней Сарайской (Сарской и Подонской) епархии, учрежденной в 1261 г. митрополитом Кириллом III в столице Кипчакской или Золотой Орды — Сарае. Основание кафедры было вызвано необходимостью: многие тысячи русских пленников нуждались в духовном утешении и окормлении. В Орде подолгу жили русские князья и купцы. Известны случаи принятия христианства монголами, особенно когда татарские ханы выдавали за русских князей своих дочерей, разрешая последним принимать крещение. Есть предположение, что основанию кафедры предшествовало требование татарского хана, так как последний желал, чтобы в столице присутствовали представители всех религий и молились за благополучие монгольских государей. Епископы Сарайские имели исключительно важное дипломатическое значение для митрополитов Всероссийских и для великих князей. На протяжении около 150 лет они осуществляли интенсивную деятельность на благо своего Отечества, порабощенного иноземцами. При наличии своей постоянной резиденции в Сарае епископы Сарайские издревле (имеются известия, что это было от времен князя Московского Даниила Александровича, 1261-1303) имели также подворье в Москве на Крутицах, месте на крутом берегу Москвы-реки, где они останавливались при посещении Всероссийских митрополитов и великих князей Московских. Подворье епископов Сарайских в Москве было расположено в Крутицком монастыре, основанном в 1272 г. князем Московским Даниилом Александровичем, канонизованным Русской Православной Церковью.
Постепенно временное пристанище в Москве обратилось в место постоянного проживания Сарайских владык, которые уже во 2-й половине XIV в. именуются Сарскими и Подонскими (по названию небольших рек — Сара и Подон, с севера и юга обтекавших Петропавловский храм в Крутицах). Этот титул оставался у них и после переименования епархии в начале XV в. в Крутицкую.
В середине XV века кафедра естественно и окончательно перемещается из Сарая в Москву, на Крутицы. С переселением Сарские епископы становятся ближайшими помощниками Первосвятителей - русских митрополитов. С учреждением в 1589 г. Патриаршества Крутицкая епископия получает статус митрополии. Как было сказано выше, Крутицкие архиереи часто выступали в качестве Местоблюстителей Патриаршего престола.
С 1742 г. наименование «Сарский и Подонский» более не встречается в титуле Крутицких иерархов. Указ Екатерины II от 6 мая 1788 г. упразднил Крутицкую епархию.
С восстановлением Патриаршества в 1917 г. возродился и институт викариев с титулом «епископ Крутицкий». Кафедра митрополитов Крутицких была восстановлена Святейшим Патриархом Тихоном в 1918 г.
В 1947 г. к титулу «митрополит Крутицкий» добавилось – «и Коломенский».
Коломенская епархия
Коломенская кафедра была учреждена в 1352-1353 гг. по обоюдному желанию митрополита Феогноста и великого князя Симеона Гордого. Территория Коломенской епархии никогда не отличалась обширностью: в нее входили Коломна с прилежащими волостями и Можайск. Монастыри, ныне расположенные в черте города Коломна, - Богоявленский Старо-Голутвин, Свято-Троицкий Ново-Голутвин и Успенский Брусенский, очень древние. Коломенский епископ Григорий (1392-1405) был учеником преподобного Сергия Радонежского. В Коломне он почитается как местночтимый святой и первый игумен Голутвинского мужского монастыря. Коломенская земля дала нашей Церкви много святых мужей. В 2006 году Священный Синод РПЦ включил в Собор новомучеников и исповедников Российских еще одного святого Коломенской земли - священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (1860-1937).
С 1581 по 1586 гг. Коломенскую кафедру занимал святитель Иов, будущий митрополит, а затем первый Русский Патриарх. Святитель Иов – видный архиерей и защитник Православия и Святой Руси также прославлен нашей Церковью.
XVII в. отмечен присутствием нескольких ярких и сильных иерархов на Коломенской кафедре. В Смутное время таким был епископ Иосиф (1586-1615), явивший пример истинного патриотизма и исповеднической верности Православию. Во времена Лжедмитрия II (весной 1608 г.) Коломну захватили войска знаменитого литовского наездника Лисовского. Градоначальник Коломны князь Владимир Тимофеевич Долгоруков и епископ Иосиф попали в плен. В насмешку над саном и достоинством православного епископа Владыку Иосифа привязали к пушке и так возили по многим городам. В качестве пленников епископа Иосифа и князя Долгорукова взяли под Москву. Но Лисовского не допустили к первопрестольной. При урочище Медвежий Брод он был разбит войском царя Василия Шуйского. Епископ Иосиф и князь, к великому утешению коломенцев, были освобождены. Авторитет Владыки Иосифа позволил ему во время возмущения города сотником Бобыниным удержать народ от перехода на сторону Лжедмитрия II.
Отдельного упоминания заслуживает личность епископа Рафаила (1618-1652), пользовавшегося всеобщей народной любовью. В 1652 г. он был уволен от управления епархией в связи с преклонным возрастом. Незадолго до своей кончины, последовавшей 25 января 1653 г., Владыка принял схиму.
В 1652 г. на Коломенскую кафедру был посвящен епископ Павел, позднее известный своим открытым выступлением против реформ Патриарха Никона на Соборе 1654 г.
Соборная площадь в Коломне - главное место всероссийских торжеств 24 мая.XVIII в. характеризуется окончательным умалением престижа Коломенской кафедры и ее выпадением из системы церковно-административных взаимоотношений. Границы епархий стремились привести в соответствие с границами губерний, и древняя епархия с кафедрой в уездном (а не губернском) городе совершенно не вписывалась в планы преобразований. Архиереи поставлялись или переводились на нее в основном лишь с целью обеспечения их материального существования. Однако XVIII в. для Коломенской епархии — век «ученого епископата». Семь Коломенских епископов XVIII в. имели высшее академическое образование.
16 октября 1799 г., по докладу Святейшего Синода, император Павел I издал указ, окончательно решивший судьбу Коломенской кафедры. Она упразднялась, а Архиерейский дом переводился в Тулу. Сама Коломна, вместе с городами Серпуховом, Бронницами, Верейским и Звенигородским округами, отходила к Московской епархии, которая получала наименование Московской и Коломенской.
С 1947 г. наименование Коломенской кафедры присутствует в титуле викария Патриарха Московского и всея Руси, исполняющего обязанности по управлению Московской епархией и именующегося «митрополит Крутицкий и Коломенский».
В годы первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совершилось великое чудо Божие – освобождение Русской Православной Церкви из богоборческого плена. Благодаря неустанным трудам и молитвам Предстоятеля нашей Святой Церкви, трудам и молитвам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего делами Московской епархии, народ родного Подмосковья, всего нашего Отечества приник к животворному источнику веры, к Святому Православию. Видимым свидетельством того, что свет Христовой истины вновь сияет на Русской земле, что восстанавливается гармония вечности, стало возрождение святых храмов, древних обителей, православных святынь.
По материалам изданий Московской епархии