HomeE-mail

Священник Александр Бутрин.

СЛАВЯНСКАЯ МИССИЯ

В выпуске газеты, полностью посвященном Дню славянской письменности и культуры, мы не можем не рассказать о жизни и трудах святых равноапостольных Кирилле и Мефодие – великих учителях и просветителях славянских народов. Нынешний год в нашей стране объявлен "ГОДОМ РУССКОГО ЯЗЫКА". Истоки родной речи возводят нас ко времени святых братьев Кирилла и Мефодия.
В силу великого значения деятельности святых равноапостольных братьев существует обширная библиография: сама возможность изъясняться на понятном нашим народам языке с помощью письма – это их заслуга. Потому во все века, во все времена, создавались и создаются труды, посвященные их великой миссии среди славянских народов. Хотя возможность записывать речь славян, использовать систему графических знаков для общения, для передачи информации – дело, значение которого невозможно переоценить, необходимость трудов святых Кирилла и Мефодия и их учеников, жертвенный подвиг просветителей были вызваны совсем другими мотивами. Подвижники не пожалели своих жизней ради проповеди спасительного учения Иисуса Христа среди славянских народов. Конечно же, сама эта проповедь среди славян и главная ее форма – совершение Божественной литургии должны были вестись на славянском языке. Это положение не требует доказательств. Проповедь христианства на родном языке влечет за собой и естественную свободу, которую дает всем людям Создатель. Из человеческой истории известно, что свободы – духовная, политическая, экономическая - благодатные явления, с которыми постоянно борются группы людей, желая подчинить себе, своей воле не только отдельных личностей, но и целые народы. Справедливости ради, надо заметить, что часто участие в порабощении или отказ от оного зависят от нравственной позиции человека, облеченного властью. В нашем повествовании о жизни и трудах святых равноапостольных Кирилла и Мефодия мы увидим как разные люди, наделенные духовной или политической властью, помогали или препятствовали просвещению светом Христа Спасителя народов, «седящих во тьме и сени смертной».
Распространение христианства, зародившегося на Востоке, в Святой земле, проникнув в центр Европы, стало происходить на восток от Рима и на запад. С первой четверти четвертого века учение Христа Спасителя имеет две великие столицы – Рим и Константинополь. Вторая появилась вследствие распада могущественной и бескрайней Римской империи на две части. Тогда возникла новая столица – город великого Константина. Разделение империи было естественным и симптоматичным. До сих пор мир разделен на Восток и Запад. За этим разделением христианского мира стоит различие во взглядах, различие в важнейших аспектах христианского вероучения. Один из таких аспектов заключается в том, что Восточная Христианская Церковь отказывается от употребления силы в интересах распространения учения своего Божественного Учителя - Христа. В IX-X вв. Католическая Церковь официально еще не отделилась от Православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия Римский Папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал святого Мефодия в ней архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности солунских братьев, а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние.
Мы называем землю, где среди славянских народов Центральной Европы зародилось христианство, Великой Моравией. А что это за земли, какова их история и как они называются сейчас? Сегодня Моравия (чешск. Morava, слов. Morava, нем. M?hren) — исторический регион Чехии к востоку от Богемии. Моравия в настоящее время территориально делится на следующие административные единицы (края — kraje): Моравско-Силезский, Оломоуцкий, Злинский, Южноморавский и Высочина. На севере Моравия граничит с Польшей и чешской частью Силезии, на востоке — со Словакией, на юге — с Нижней Австрией, на западе — с Богемией.
Основная река — Морава; от ее названия и происходит название региона.
Около 400 до н. э. Моравия была заселена кельтами. Приблизительно в 60-м году до н. э. из этого региона ушли кельтские племена бойи, вытесненные маркоманами и квадами (германскими племенами), а тех в VI веке сменили мораване и другие славянские племена.
В 623—658 Моравия входила в состав славянского княжества Само (после 658 государство распалось). Государство Великая Моравия, достигшее пика своего могущества в IX веке, возникло к концу VIII века на территории сегодняшних юго-восточной Моравии и западной Словакии. Тогда в него входили части сегодняшней Богемии, Венгрии и земли вдоль реки Вислы. В 907 Великая Моравия пала под напором мадьяр, а моравские земли оказались под владычеством Богемии.
С 999 по 1019 Великая Моравия входила в польское государство Болеслава Храброго, затем вновь вернулась в состав Богемии (Чехии), с которой впоследствии разделила ее исторический путь. В 1063 здесь была учреждена Оломоуцкая епископия. С 1182 Моравия — имперское маркграфство в составе Священной Римской империи. В это время происходила интенсивная немецкая колонизация.
В первой половине XV века Моравия была охвачена движением под руководством Яна Гуса. В начале XVI века здесь распространяются реформационные учения (лютеранство, анабаптизм).
С 1526 Моравия вместе с Чехией вошла в империю Габсбургов. В XVII веке Моравия фактически стала одной из провинций монархии Габсбургов.
В 1782 Моравия была объединена с австрийской Силезией в одну административную единицу с центром в Брно. В 1849 выделена в особую коронную землю Австро-Венгрии. Моравия имела собственный парламент, в который представители (чехи и немцы) избирались в этнически разделенных избирательных округах.
После распада Австро-Венгрии в 1918 Моравия вошла в состав Чехословакии.
В 1938 в результате Мюнхенского сговора значительная часть Моравии была захвачена Германией. В марте 1939 была оккупирована остальная часть Моравии, вошедшая в так называемый Протекторат Чехии и Моравии. В мае 1945 освобождена Советской Армией и возвращена в состав тогдашней Чехословакии. После 1945 года большинство немецкого населения подверглось переселению на территорию Германии.
С 1993 — в составе Чешской Республики. 1 января 1993 г. Чехословацкая Республика разделилась на два государства - Чехию и Словакию, на территорию которых распространяется каноническая власть единой Поместной Церкви.
Исторической столицей Моравии до 1641 года был город Оломоуц, расположенный в центре региона. С конца XVIII века столицей стал город Брно.
Итак, христианство в языческой Моравии зарождается в середине IX века, причем первые миссионеры-христиане в Моравии – это представители Византии. И именно здесь, в Моравии, появляются книги на церковнославянском языке. Одновременно в Богемии в IX веке была начата миссионерская работа герцогствами Регенсбурским и Зальцбурским. В 845 году 14 независимых богемских князей, предводителей незначительных мелких родов прибыли в Регенсбург для принятия крещения. Несмотря на то, что сами эти князья встали под покровительство кайзера, их земли вместе с другими богемскими княжествами входили в состав Великого Моравского царства.
Моравия и Чехия являются для славянских Православных Церквей прародиной их христианской культуры. Согласно рассказу «Легенды Кристиана» — памятника, созданного в конце X века в Праге, в кругу пражского епископа Войтеха, верховный князь чехов Боривой был обращен Мефодием в христианство во время посещения им двора великоморавского князя Святоплука (Святополка). С ним св. Мефодий отправил в Чехию священника по имени Кайх, заложившего здесь первый христианский храм в честь святителя Климента, Папы Римского. Современные исследователи датируют это событие началом 80-х гг. IX в. Традиции славянской письменности начинают распространяться в Чехии именно с этого времени. Об их развитии здесь в X—XI вв. говорят сохранившиеся, главным образом в древнерусских списках, тексты выполненных здесь переводов целого ряда латинских памятников (среди них житие св. Бенедикта и Беседы Папы Григория Великого на Евангелия) и созданные в самой Чехии славянские тексты житий первых славянских святых — святых Вячеслава (Винчеслава, чеш. Вацлава) и Людмилы. О знакомстве чешских книжников конца X в. с главными вехами биографии солунских братьев и с таким капитальным памятником кирилло-мефодиевской традиции, как Пространное житие Константина — Кирилла, говорит источниковедческое исследование «Легенд Кристиана».
Есть основания полагать, что очень рано, вероятно, еще в IX в. славянская письменность из Великой Моравии проникла в Хорватию. Со славянской письменностью в Хорватии распространилась и практика совершения литургии на «местном» — славянском языке, которую в X-XI вв. неоднократно запрещали соборы латинского духовенства в Далмации. Третьей славянской страной, куда традиции славянской письменности были принесены в конце IX в. учениками Мефодия из Великой Моравии, стала Болгария.
Христианство появилось в Моравии задолго до приезда миссии Кирилла и Мефодия. Здесь действовали при поддержке Римского Папы немецкие миссионеры из соседнего Франкского государства. Князь Ростислав своей мудрой политикой добился независимости Моравского государства и изгнал франкских миссионеров. Он хотел создать самостоятельную церковную организацию и послал в 860 году в Рим депутацию с просьбой создать моравское епископство. Тогдашний Римский Папа Николай I, стоявший на стороне франкского короля, имевшего кроме религиозных еще и политические цели, эту просьбу отклонил. Тогда князь Ростислав в 862 году послал депутацию к Византийскому Императору и Константинопольскому Патриарху с просьбой прислать учителя, который бы научил моравов читать божественные книги на родном языке. Подготовка и организация византийской миссии была возложена на Константина Философа, который при помощи брата Мефодия перевел с греческого на церковнославянский язык несколько необходимых богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, Апостольские послания, Псалтырь и др.). В Моравию в начале 863 года он приехал уже с новой славянской азбукой (ранней кириллицей или глаголицей). Проповедь на славянском языке оказалась доходчивее, чем на латинском. Это вызвало ответную реакцию Римско-Католической Церкви, обвинившей византийских миссионеров в ереси, т.к. по мнению римских епископов проповедовать христианство можно было только на тех языках, на которых была сделана надпись на кресте, на котором распяли Иисуса Христа, т.е. на древнееврейском, греческом и латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: «Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа!» И в Святом Евангелии сказано: «Шедше научите вся языки…». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. В 867 году святые Кирилл и Мефодий получили известие из Константинополя о дворцовом перевороте и низложении своего покровителя, Патриарха Фотия. Оставшись без патриаршей поддержки они были вынуждены отправиться в Рим по требованию Римского Папы Николая I, оставив в Моравии многие книги, необходимые для совершения богослужения на славянском языке. По пути они побывали в славянском Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд. В Риме святые Кирилл и Мефодий уже не застали в живых Папу Николая I, а встречены были его преемником Адрианом II.
Узнав о том, что славянские апостолы несут с собой святые мощи святого Климента, Папа Адриан II принял их с честью, сам выйдя с клиром им навстречу. Мощи святого Климента являлись для всего христианского мира величайшей святыней. Особенно дорожил ими Рим. Мощи чудесным образом были обретены святыми солунскими братьями во время Хазарской миссии. Находясь с просветительскими целями в Крыму, они посетили Форос, близ которого в 101 году был казнен бесстрашный миссионер и просветитель епископ Климент. Начиная с апостола Петра, он являлся четвертым Папой Римским с 88 по 97 г., сосланным за проповедь христианства в Херсонес в годы правления Римского Императора Траяна. Часть святых мощей, найденных в море, св. Константин взял с собой и возил их потом и в Моравию, и в Рим. Позднее, после похода в Корсунь, равноапостольный князь Владимир привез оттуда святые мощи с почетом в Киев. Их поместили в Десятинную церковь. В Древней Руси святой Климент воспринимался как заступник Русской земли, позднее с его именем связывалось представление о церковной автономии Руси.
… Итак, Папа Адриан с почетом принял мощи святого Климента, внимательно выслушал доводы братьев, просмотрел их книги на славянском языке. Потом, неоднократно прослушав совершенную ими вместе с учениками церковную службу на латинском и славянском языках, полностью одобрил их деятельность, а переведенные братьями книги «приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке». Папа Адриан II в специальном послании разрешил Кириллу и Мефодию распространение славянских книг и славянского богослужения. Волнения и долгое путешествие сильно подействовали на Константина Философа. В Риме он тяжело заболел и, «в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл». Апостол славян прожил на земле всего 42 года. Святой просветитель отошел от земных трудов к небесным 14 февраля 869 г.
Римский Папа, удовлетворяя просьбу славянско-паннонского князя Коцела, принимает решение послать святого Мефодия в Паннонию на древний престол Апостола Андроника. Занимая древнюю апостольскую кафедру, св. Мефодий становится архиепископом Моравии и Паннонии. В 870 году св. Мефодий прибывает в столицу Паннонии город Блатен. В Паннонском житии святого Мефодия сказано, что в послании к паннонским и моравским князьям Папа Римский написал: «Решили мы послать Мефодия в страны ваши, дабы вы научились, как сами просили, читать церковные книги на своем языке, чтобы исполнять христианские обряды по всему церковному чину». Святой Мефодий со своими учениками продолжает распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. После возвращения святого из Блатенграда в Моравию он вновь сталкивается с происками немецкого духовенства, путем интриг добившегося его заключения. Святого поставили перед собранием враждебно настроенных епископов, среди которых особенно жестоко вел себя епископ города Пассау Германарих, замахивающийся на Мефодия кнутом. Много претерпел святой Мефодий: его заточили в темницу в Швабии, где он течение двух с половиной лет жестоко страдал, подвергаясь изощренным пыткам. Без ограничения использовались средства физического и психического нажима, чтобы заставить его отказаться от своего высокого духовного сана и выбить из него согласия покинуть Блатенское княжество, оставить епископскую кафедру. Святого даже возили волоком по снегу в лютый мороз из одного заключения в другое. Безграничной ненавистью по отношению к Мефодию и богослужению на славянском языке отличались немецкие епископы Адальвин из Зальцбурга, Анно из Фризинга и упоминавшийся Германарих из Пассау. Однако недругам Мефодия не удалось осуществить свои намерения. Освобожденный в 874 году по приказанию Папы Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий, с почетом был принят племянником князя Ростислава Святополком. Святая Церковь прославила великоморавского князя Ростислава, которого можно назвать одним из великих учеников апостолов славянского мира. Святой Ростислав, преданный племянником, претерпел и неправедный суд в Баварском городе Регенсбурге, и смертный приговор, замененный ослеплением и пожизненной ссылкой. Святой Ростислав, князь Моравский был первым славянским правителем, прозревшим величие и необходимость миссии свв. Кирилла и Мефодия, и воздавший святым должное уважение.
Группа паломников из г. Балашихи  в г. Коломне. Апрель 2007г.После освобождения из тюрьмы Мефодий продолжил свою деятельность в Моравии и среди других славян на славянском языке, несмотря на то, что Папа Иоанн VIII запретил славянское богослужение (запрет был формально снят только в 880 г.). В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие учения Римско-Католической Церкви об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Православная Церковь исповедует, что Дух Святой – Третье Лицо Божества исходит лишь от Бога-Отца. Это важное принципиальное отличие в христианском учении двух главных Церквей мира. Западная Церковь внесла искажение в вероучение спустя много веков после зарождения христианства и не желает признавать ошибку по сей день. Впрочем, само существование такого догмата в учении Римско-Католической Церкви не является исторической случайностью, а имеет глубокую духовную основу.
Святитель Мефодий, обладавший высоким авторитетом и мировым признанием, был вновь вызван в Рим, где отстоял перед Папой догматы Церкви Восточной, сохранив в чистоте Православное учение. Святитель вернулся в столицу Моравии Велеград. Потом в 882-884 годах жил в Византии, где рассказал обо всем восстановленному в должности Патриарху Фотию. В середине 884 года он снова вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон и Патерик. Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда, как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание Мефодия было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском. Его святое тело было погребено в соборной церкви Велеграда.