Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Лествица Великого поста.

Великий пост - самый древний и самый продолжительный из всех постов Православной Церк­ви. Его часто называют «весной духовной». В этот период следует оставить мирские заботы, чтобы посвятить как можно больше времени углубленной работе над собой, укреплению нрав­ственных сил и воли. Мысленно пройдем святую Четыредесятницу день за днем — ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встре­че с Воскресшим Живодавцем Христом.

В этом году Великий пост начался 18 мар­та. В первых великопостных песнопениях все призываются очистить не только плоть, вкушая пищу растительного происхождения, но и душу, как от пиши, воздерживаясь от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать... чаще бывать в эти дни в храме и укрепляться в молитве. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! — коленопрекло­ненно обращаются верующие к Подвигоначальнику в молитве преподобного Ефрема Сирина, - Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Великопостный устав жизни

В будние великопостные дни в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров — верующие причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на Литургии святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого. Во время Великого поста на Руси и во всех православных странах жизнь людей кардиналь­но менялась: прекращались развлечения и торговля мясом, закрывались лавки, театры и бани. В первые семь дней поста и в Страстную седмицу отменяли занятия в учебных заведениях, временно не работали все государственные учреждения. Таким образом, у верующих освобождалось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Верующие и в наши дни стараются взять хотя бы на дни Страстной седмицы отпуск, что­бы вместе с Господом восходить на духовную вершину года и всей своей жизни.

Пост — это время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привы­чек, стяжания легкости и простоты, способнос­ти к самопожертвованию и принятию Боже­ственой благодати.

Особой строгостью воздержания в пище отличаются первая, четвертая и после­дняя, Страстная, седмицы поста. Однако о мере своего воздержания нужно было заранее посоветоваться со священником.

«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». (святитель Иоанн Златоуст)

История установления Великого поста

Правила, традиции и сроки проведения Великого поста формировались в течение нескольких столетий. Святитель Афанасий Великий (ок.298-373) в своем втором пасхальном послании конкретно указывает на 40-дневный пост как на пост, предваряющий праздник Пасхи. Святитель включил в него и Страстную седмицу, поэтому пост, по его мнению, начинался за шесть недель до Пасхи. Также он исключил из общего счета дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста равнялось сорока.

Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV- начале V вв. Тем не менее у людей из разных областей счет дней поста был не одинаков, различалась и сама традиция проведения поста. 69-м Апостольским правилом была провозглашена окончательная обязательность соблюдения поста всеми христианами: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу (40 дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».

Великий пост состоит из святой Четыредесятнииы (продолжительностью 40 дней) и из Страстной седмицы. Четыредесятница знамену­ет собой 40-дневный пост Иисуса Христа в пус­тыне, а Страстная седмица установлена как вос­поминание последних дней жизни, страда­ний, крестной смерти и погребения Спасителя. Каждая седмица имеет определенный смысл и символику.

18-24 марта. Первая седмица Великого поста

Богослужения в течение первой седмицы отличаются длительностью, они сразу вводят нас в особое состояние бодрствования духа, настраивают на молитву, отрешают от суетных помышлений и дел. В пище постимся по мере возможности строго. В первые четыре дня в храмах по вечерам читается Покаянный канон святого Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя как худшего из людей, за что святые отцы, знавшие тайну умаления, называют его проповедующий сокрушение канон Великим. В пятый день поста в память чуда Феодора Тирона, не допустившего христианам оскверниться нечистой пищей, освящается коливо — особое кушанье из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой насытил когда-то всех христиан Константинополя.

24 марта. Первая Неделя (воскресенье) Великого поста — Торжество Православия.

В этот день Святая Со­борная и Апостольская Церковь празднует по­беду над иконоборческой и другими ересями, насеваемыми дьяволом для отвращения душ от спасения.

25-31 марта. Вторая седмица Великого поста

Первые субботы поста, начиная с второй седмицы, посвящены поминовению усопших. В эти дни Святая Церковь возносит молитвы о всех христианах, отошедших в Вечность. Верующие заказывают требы в храме по усопшим близким, творят в их память добрые дела.

31 марта. Вторая Неделя Великого поста — память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.

1-7 апреля. Третья седмица Великого поста

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Церковь знаменательно воспевает праздник: Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Праздник Благовещения, посвящённый воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии (Лк. 1, 26-38), у древних христиан носил различные названия и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование "Благовещения Пресвятыя Богородицы".

Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Св. Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей.

В конце третьей седмицы, в субботу на Всенощном бдении для поклонения верующим выносят Святой Крест, который остается в храме до следующей пятницы.

8-14 апреля. Четвертая седмица Великого поста – Крестопоклонная

Святая Церковь предлагает нам в середине Великого поста поклониться Кресту, чтобы пример Господа Иису­са Христа, претерпевшего ради искупления нас от грехов Крестные муки, воодушевил и нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти ю Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и сле­дуй за Мною»(Мк. 8:34).

14 апреля. Четвертая Неделя Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. В этот день Церковь вспоминает великого подвижника, жившего VI вв., преподобного Иоанна Лествичника. Он является автором «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека к Божественному Престолу.

15-21 апреля. Пятая седмица Великого поста

В субботу этой седмицы, 20 апреля, в храмах читают великий акафист Богородице. Эта служба именуется так­же «Похвалой Пресвятой Богородице» и имеет давнюю историю. Она установлена в Греции в память избавления Царьграда Богородицей от врагов. Этим акафистом Церковь поддерживает верующих в нелегком подвиге поста, напоминая о предстательстве Божией Матери за всех людей перед Богом и о Ее заступничестве от врагов — как видимых, так и невидимых.

21 апреля. Пятая Неделя Великого поста — па­мять преподобной Марии Египетской. В лице этой святой Церковь показывает верующим ис­тинный пример раскаяния и милосердия Божия ко всем покаявшимся грешникам.

22-28 апреля. Шестая седмица Великого поста

28 апреля. Шестая Неделя Великого поста — Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресе­нье. Спаситель прибыл в Иерусалим за шесть дней до Пасхи, и многие из народа радостно при­ветствовали Его. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, воскли­цали: «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Они встре­чали Его как Мессию. Сейчас в воспоминание этих событий в церквах принято освящать веточ­ки вербы, поэтому и день называется Вербным воскресеньем. На этом святая Четыредесятница завершается и наступает время Страстной седмицы — великих и страшных евангельских событий, спасительных страданий и Распятия Господа нашего Иисуса Христа.

29 апреля-4мая. Страстная Седмица

В самую строгую седмицу поста напоминают последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания, смерть «нас ради человек и нашего ради спасения», погребение. По величию переживаемых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную. В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются подготовиться ко Святому Причащению в Великий четверток.

Подробнее о днях Страстной седмицы мы будем беседовать позже.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -