Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Великие и святые дни.

Подходит к концу Великий пост. Уже совсем скоро, 28 апреля, нас ждет праздник Входа Господня в Иерусалим, один из двенадцати основных праздников нашей Церкви, а затем начнут свое течение дни Страстной седмицы.

Вход Господень в Иерусалим, более известный, как Вербное воскресенье, – это очень трогательный, радостный и по-особому любимый праздник христиан. Обилие важнейших событий, вспоминаемых в этот день, полнота духовных радостных чувств, переполняющих сердца верующих, послужили к тому, что он имеет много названий. Кроме указанных двух, последнее воскресенье перед Страстной неделей (седмицей) именуют еще Цветоносной Неделей (воскресеньем) или Неделей Вайи. Труднопроизносимое слово “вайи” пришло к нам из другого языка и обозначает ветви пальмовых деревьев. Святая земля, где Господь пожелал родиться, проповедовать, пострадать, умереть и воскреснуть, собрала  растительность из всех уголков земли. Но в благодатном палестинском крае растет особенно много пальм. Красивые вечнозеленые растения часто использовались ветхозаветными верующими при необходимости выразить свою радость. Ветви финиковых или других пальм срезали и размахивали ими в знак приветствия и доброжелательства, часто царям и знатным вельможам устилали такими ветвями путь, постилали также и богатую дорогую одежду. Так было и тогда, когда за шесть дней до праздника ветхозаветной пасхи, Господь Иисус Христос, как истинный Царь, вошел в великий город, где Он был принесен в жертву.

Духовное настроение праздника Входа Господня в Иерусалим соединяет в себе величайшую людскую радость в связи с тем, что Господь идет освободить все человечество от уз вечной смерти и, одновременно, великую скорбь от того, что за этим входом Спасителя в Иерусалим последует.

Верные Господу православные христиане, ликующие при виде входящего в Иерусалим Иисуса Христа, не должны оставлять Его и в последние дни земной жизни Спасителя. Господь сказал при своем входе: “Кто Мне служит, мне  да последует”. Евангельское чтение Вербного воскресенья, повествуя о Входе Бога в Иерусалим, говорит, что все живое, видя Господа, грядущего на вольные страдания из-за Его любви к Своему творению – человеку, радуется и ликует. Лишь, ослепленные ненавистью и завистью к Божией славе, иудейские законоучители обращаются к Иисусу Христу и требуют, чтобы Он повелел своим  ученикам не радоваться и не восхвалять Его за милосердие и любовь. Господь же отвечает им, что если не будут радоваться люди, то вместо них хвалу Богу будут воздавать камни…

Вспоминая ежегодно Вход Господа в Иерусалим, мы одновременно в этот день, в этот праздник, переживаем данное великое событие. Сердце верующего человека ощущает, что в Вербное воскресенье Господь вновь и вновь, каждый год в названный Церковью день входит ради нас в древний Иерусалим. Сколько бы ни прошло лет, столетий, тысячелетий с первого Его Входа, люди радуются и восклицают “Осанна”, размахивая ветвями пальм или верб…Такую радостную встречу жители Иерусалима устроили Иисусу Христа и в связи с Его величайшим чудом воскрешения четверодневного мертвеца. Господь воскресил праведного Лазаря накануне своего Входа в Иерусалим. Ради главного ветхозаветного праздника в столице Иудеи было много людей. Они пришли со всей страны и из других стран.

В главном церковном стихе праздника говорится о верующих людях, встречающих грядущего Избавителя человечества, о том, как они как когда-то иерусалимские дети, держат в руках ветви процветших деревьев и восклицают: “Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!” Что это за восклицание? Что оно означает? Слово “осанна” – это выражение радости, благожелательства, любви, преданности. Слово “осанна” древнее. В первый раз оно встречается в Священном Писании в одном из псалмов Давида, тех псалмов, что пели верующие при праздновании ветхозаветной пасхи. Оно также употреблялось священниками при принесении ими жертв. Верующие христиане в Вербное воскресенье, обращаясь к Господу, называют Его Грядый, то есть Идущий, Приходящий, приближающийся во имя Господне, во имя Божье. Бог идет во имя Божье. Как это понять? Здесь тайна Пресвятой Троицы. Второе Лицо Триединого Божества – Сын Божий - грядет ради Бога Отца, выполняя Его волю. Обращаясь со словами, исполненными глубокого знания, к Иисусу Христу, верующие свидетельствуют о своей вере в Него, как в Бога, обещанного от сотворения мира Мессию, Избавителя, Спасителя. Он грядет избавить людей от рабства греха, от работы дьяволу, от вечной смерти, даровать людям истинную свободу и спасение.

Олицетворением этого, зримым воплощением возможности воскресения всем любящим Бога, являются веточки деревьев, на которых появились первые листочки. Для нас, живущих в православной России, это особенно дорого. Промыслом Божиим сама наша природа открывает нам Божественное ученье. Долгой холодной зимой деревья стоят как мертвые. Трудно поверить, глядя на них, что они могут ожить. Но вот произошло это чудо, к которому невозможно привыкнуть – они ожили. В наших холодных краях это чудо воскресения мертвых деревьев вначале происходит с вербой. Наверное поэтому еще с древних времен именно ее, трогательную и нежную, избрали отцы нашей Церкви, как равнозначную замену пальмы. Эти нежные, красноватые тонкие прутики с пушистыми серебристыми шариками почек-сережек, являются в православной России более тысячи лет знамением (как говорится в тропаре), знаком, символом Победы жизни над смертью.

С веточками вербы приходят верующие в храмы в последнее воскресенье перед Страстной неделей. Богослужение Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших навстречу Господу, при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат люди, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим не имеет ни предпразднества, ни попразднества. То есть отличается от других, подобных по величию праздников тем, что духовное веселие ограничивается только одним днем: праздник окружен днями строгого поста. С одной стороны – это дни святой Четыредесятницы, с другой – Страстной седмицы. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служит переходом от периода подготовки к самой Страстной Седмице.

Как провести Страстную седмицу и подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресенья.

Богослужения Страстной седмицы святая Церковь обставила особым величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту особую седмицу. Кто имеет возможность пребывать в эти дни на богослужениях в храме, тот зримо идет за Господом, грядущим на страдания.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах. Церковь рекомендует читать эти места из Евангелия и дома. Читать для себя и для других. Указания, что надо читать, можно найти в церковном календаре.

Вечером среды Страстной седмицы оканчиваются великопостные богослужения. В церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной человеческой души. Наступают дни иного плача, пронизывающего все богослужение, плача от созерцания ужасных мучений и крестных страданий Самого Сына Божьего.

Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под Крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый Христос совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Церковь призывает всех христиан в эти великие и святые дни Страстной седмицы не оставлять Господа Иисуса Христа, следовать за Ним. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися перед нами, мы мысленно проходим всю величественно-трогательную и душеспасительную историю страданий Христовых.

Отцы Церкви так составили и расположили богослужение Страстной седмицы, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманский сад, то Голгофу.

Моление, слушание Священного Писания в церкви и домашнее чтение позволяют следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением…

Необходимо также благоговейное размышление о страданиях Господа. Без такого размышления мало плодов принесет и присутствие в храме, слышание и чтение Евангелия.

Но что значит – размышлять о страданиях Христа и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее. По крайне мере, в главных чертах. Например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес Крест и был вознесен на него; как молился Отцу в Гефсимании и на Голгофе; как предал Ему дух Свой; как был снят с Креста и погребен…

Потом спросим себя, за что и для чего претерпел столько страдания Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве.

И еще спросим себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенным на Голгофе для всего мира?

Церковь учит нас, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних. Покаяние и подражание Христу в благой жизни.

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для подготовки к принятию Святых Христовых Таин в эти великие дни.

И как же не говеть на Страстной? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия Креста? В какое время лучше причащаться из Чаши Жизни, как не в наступающие дни, когда она подается нам их рук Самого Господа? Не уклоняйтесь от Господа и, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, стремитесь к ней.

Путь Страстной седмицы – оказывать во имя Бога помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отделенным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Он ведет к спасению.

Спаситель наш столь любвеобилен, что все совершаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих, Он принимает, как совершаемое для Него. На Страшном Суде Он будет спрашивать с нас ответа о делах милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение.

Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчить страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы. Одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф из Аримафеи, который дал для поруганного и обнаженного Спасителя плащаницу.

Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -