Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

«Говори и не умолкай…»

12 июля Церковь прославляет первоверховных апостолов Петра и Павла, а 13 июля - собор славных и всехвальных двенадцати апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Ближайшие ученики Господа Иисуса Христа равны по своему апостольскому достоинству, но более всех ревностью проповедания Евангелия среди них выделяются святые апостолы Петр и Павел. Поэтому Церковь именует их первоверховными и совершает их память отдельно от других главныx учеников Спасителя.

Высокоторжественные праздники, которые венчают завершившийся пост, показывают нам, чем воздали люди, лучшие из людей, которых Бог предвидел, предъизбрал и благословил на проповедь благовестия о Царстве Его в ответ на домостроительство Божие – Служение Воплотившегося Сына Божия. Праздник памяти первоверховных апостолов для нас – это размышление о человеческой составляющей в деле спасения, о том, что люди вносят в дело созидания Церкви Христовой.

Мы знаем из Священного Писания Нового Завета, что Господь основал Свою Церковь на исповедании, которое первым из людей изрёк святой Апостол Пётр: «Ты – Христос Сын Бога Живаго» (Мф.16,16). На этом исповедании, как на камне, – потому Петр и назван был «камнем», – основано всё наше вероучение и наша Святая Церковь. Потому мы и именуемся христианами, что исповедуем Истину эту самым первым догматом своей веры: Христос есть Сын Бога Живаго. Через Иисуса Христа мы приближаемся к тайне Божества – Святой Троице и познаём истины, которые Богу угодно нам было открыть. Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания - характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит именно ко временам апостольской проповеди.

Другой главной характерной чертой нашей Церкви является основание Её на человеческом исповедании. Богу угодно было основать Свою Церковь, Главой которой Он является, на незыблемом камне этого исповедания. Господь не Сам заявил об этом, а ждал, когда кто-нибудь из людей засвидетельствует. Первым эту истину исповедал Пётр, который на вопрос Господа «... а вы за кого почитаете Меня?» (Мф.16,15) ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Это важнейшие слова для понимания устройства нашей Церкви.

В праздник чествования строителей нашей спасительной Церкви более всего уместно обратиться к их жизни и деятельности, к их подвигу. Святитель Иоанн Златоустый именует Симона простым, некнижным, бедным и богобоязненным человеком. К Спасителю Симона привёл его брат Андрей. При этой встрече Петром (Кифой) – камнем - его нарек Господь. И тотчас Пётр возгорелся любовью к Господу и сделался Его ревностнейшим учеником. Однако он ещё некоторое время продолжал заниматься своим привычным делом - рыболовством.

После заключения в темницу пророка Божьего Иоанна Предтечи, когда Господь встречает братьев Андрея и Петра, закидывающих сети в воды Генисаретского озера, Он говорит им: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков". С этого времени Пётр неизменно следует за Спасителем. Вскоре Господь посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тёщу от горячки.

Избранный в число 12-ти ближайших учеников Христовых, святой апостол Пётр, вместе с Иоанном и Иаковом, является свидетелем важнейших событий земной жизни Спасителя. Он присутствовал при воскрешении дочери Иаира, удостоился лицезрения Божественной славы Господа на горе Фавор. Господь сподобил Петра быть свидетелем Своего молитвенного бдения и душевных мук в Гефсиманском саду.

Человек живого непосредственного характера, святой Пётр с самого начала выделялся из числа всех учеников Иисуса Христа особой преданностью Господу и твёрдостью веры. Он первый исповедал Божество Иисуса Христа, и на вопрос за кого почитают ученики своего Учителя, ответил: "Ты Христос, Сын Бога Живого".

Святой апостол Пётр был единственным защитником Господа от пришедших в Гефсиманский сад взять Его на страдания и смерть. В то же время Господь попускал ему чаще, чем другим ученикам, обнаруживать человеческие немощи. Это Господь делал, готовя Петра к особому апостольскому служению. Так, когда Пётр увидел Господа идущим по воде, он бросился Ему навстречу, но, усомнившись, начал тонуть. Господь спас его, сказав о необходимости крепить веру. В другой раз Господь обличил Петра, когда тот стал прекословить Ему, не желая страданий и смерти Спасителя. Ему единственному было попущено трижды отречься от Христа. Видя искреннее, глубочайшее раскаяние Петра, Господь принял его покаяние и удостоил первым из учеников лицезреть Себя Воскресшим. Когда Пётр трижды исповедал свою любовь к Учителю, Воскресший Спаситель восстановил его в апостольском звании.

По сошествии Святого Духа на апостолов Пётр приобрёл в одночасье для новорождённой Церкви Христовой три тысячи верующих душ. Он, невзирая на реальную угрозу для жизни, мужественно проповедовал перед синедрионом, осудившим Христа на смерть, Господа Воскресшего. Апостольская деятельность Петра сопровождалась чудесами и знамениями. Даже краткое слово его было исполнено столь великой силы, что обращало ко Христа тысячи людей. По его слову получил исцеление хромой от рождения человек, просивший подаяние у ворот Иерусалимского храма; исцелялись парализованные; воскресали мёртвые; больные получали благодатную помощь от одного прикосновения к его тени, а обличаемые в преступлениях против Бога испускали дух. Так умерли от слова апостола Петра жители Иерусалима Ананий и Сапфира за святотатство и ложь Святому Духу.

Убийство святого архидиакона Стефана явилось началом гонений на только родившуюся Церковь Христову, и христиане рассеивались по Самарии и Галилее, разнося повсюду слово Божие. Апостолы послали к уверовавшим во Христа самарянам Петра и Иоанна, чтобы они, возложив руки на новокрещённых, низвели на них благодать Святого Духа. Исполнив поручение, святой апостол Пётр проповедовал ещё в Самарии, а затем отправился в Иерусалим. Это было первое апостольское путешествие святого Петра, всех же его путешествий было шесть.

Во время второго благовестнического шествия апостол Пётр посетил христианскую общину в Лидде, где исцелил парализованного по имени Еней, восемь лет лежащего на одре, и обратил многих ко Христу. Затем апостол проследовал в Иоппию, где воскресил умершую девицу Тавифу. Затем направился в Кесарию и проповедовал Евангелие язычникам. Вообще апостол Пётр возвещал Благую весть в основном среди иудеев, но именно он открыл дверь веры обратившимся из язычников, крестив римского сотника Корнилия и весь его дом. Этому событию предшествовало видение сошедшего с неба полотна, полного животных, которые по Закону не должны употребляться евреями в пищу как нечистые. Пётр услышал также голос, повелевший ему заколоть и есть всё это - и не почитать нечистым то, что Бог очистил. Это видение было знамением обращения ко Христу язычников.

Когда апостол Пётр возвратился в Иерусалим, он был схвачен по приказу Ирода Агриппы, который умертвил святого апостола Иакова, предстоятеля Иерусалимской церкви, и хотел также расправиться с Петром. Скованный цепями апостол пребывал в темнице, откуда его чудесным образом освободил ангел Божий.

Во время третьего путешествия апостол Пётр посетил Кесарию, а затем вернулся в Иерусалим, где на Апостольском Соборе выступил со словом о необязательности Моисеева закона для христиан. После Апостольского Собора он предпринял четвёртое путешествие: посетил Сирию, Антиохию, а затем Малую Азию, после чего вновь возвратился в Иерусалим.

Пятое путешествие апостола Петра - в Египет. Там он основывает ещё одну Церковь и ставит епископом своего ученика, святого Марка. Вернувшись в Иерусалим ко дню Успения Божией Матери, святой апостол Пётр затем навсегда покидает его, отправляясь в Египет, а затем в Британию, Грецию и Рим. Во время пятого и шестого благовестнических путешествий апостол составил Соборные послания: первое и второе, в которых увещевает новообращённых не смущаться клеветой и преследованиями, не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

Находясь в Риме, святой апостол Пётр посрамил волхва Симона и обратил ко Христу двух наложниц императора Нерона. Пётр был извещён о своей скорой кончине Самим Господом. По преданию, римские христиане, узнав о том, что император Нерон жаждет расправы над святым Петром, убедили апостола покинуть Рим. Выйдя из города, Пётр встретил Иисуса Христа, идущего в Рим.

- Куда идешь, Господи? - спросил апостол Христа.

- Иду опять страдать. - со скорбью ответил Спаситель.

Тогда апостол Пётр понял, что час его страданий настал, он возвратился в Рим, был схвачен по приказу Нерона и распят на кресте. Святой первоверховный апостол просил римских воинов, совершающих казнь, чтобы они распяли его вниз головой; по своему глубочайшему смирению апостол Пётр не счёл для себя возможным быть распятым так, как его Божественный Учитель и Господь. Мученическая кончина святого апостола Петра произошла 12 июля 67 года от Рождества Христова.

Святой первоверховный апостол Павел происходил из колена Вениаминова и до своего апостольства звался Савлом. Родился он в Тарсе Киликийском. Отец Савла, владевший значительным состоянием и обладавший правами римского гражданина, дал сыну превосходное образование. Но, воспитанный в законе Моисеевом, Савл не удовлетворился языческой ученостью и отправился в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу. Савл был истовым иудеем и ревностным исполнителем отеческого закона. Он пылал ненавистью к появившимся христианам и не желал даже слышать о Христе. Он, будучи ещё юношей, косвенным образом участвовал в убиении святого первомученика Стефана, одобряя убийство и охраняя дорогую одежду, которую убийцы сбросили с себя для удобства. Будущий первоверховный апостол принуждал людей порицать Имя Господа Иисуса Христа, просил иудейский синедрион разрешения преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, связывать их и приводить в Иерусалим. Всё это он делал будучи далёким от Истины, будучи духовно слепым. Но Милосердный Господь не дал Савлу погибнуть и обратил его к Себе. Когда Савл, по поручению первосвященника, отправился с отрядом воинов в Дамаск для преследования христиан, в пути их всех осиял неизреченный Свет, превосходящий солнечное сияние. Воины пали на землю, а ослеплённый и потрясенный Савл услышал голос:

- Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.

- Кто Ты, Господи? - спросил Савл, объятый ужасом.

- Я Иисус, Которого ты гонишь, - отвечал тот же голос, - но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе…

Господь сказал также о служении будущего апостола. Спутники Савла слышали только звуки голоса, но не разбирали слов. Воины доставили Савла в Дамаск, где он три дня пробыл в молитве, не принимая ни пищи, ни пития. В то время в Дамаске жил святой апостол Анания. Ему было повеление от Иисуса Христа идти в дом, где остановился ослепший гонитель христиан, и возложением рук исцелить слепца. Святой Анания разыскал Савла. При исцелении Савла будто чешуя отпала от его глаз, он принял святое крещение. Произошедшие с ним изменения отразились в принятии нового имени. Прежний лютый гонитель Церкви Христовой Савл сделался ревностным учеником Иисуса Христа Павлом. Новообращённый стал проповедовать в синагогах Дамаска, что Иисус - истинный Мессия и Сын Божий, чем вызвал смятение и злобу среди иудеев, замысливших умертвить нового проповедника Имени Христова. Об этом узнали ученики Спасителя, бывшие с Ананией в Дамаске. Они ночью спустили Павла в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене, и он, покинув Дамаск, отправился Иерусалим, но прежде побывал в Аравии, как он сам пишет в послании к галатам. Уже начало проповеднической деятельности апостола Павла вызывало возмущение среди иудеев, отвергших Христа. И в течение всей последующей жизни апостол Христов неоднократно подвергался преследованиям и опасностям на пути благовествования.

"От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе". Апостол Павел нёс великие труды, проповедуя Евангелие. Он не взирал на опасности, и ничто, по его собственным словам, не могло отлучить его от любви Божией во Христе Иисусе. В любое время апостол готов был умереть за имя Господа Иисуса, Господь же удостоил Своего избранника восхищения в рай ещё при жизни и слышания неизреченных слов, которых человеку невозможно пересказать.

Первым местом успешной проповеди апостола Павла была Антиохия Сирийская. Там он на славу потрудился в деле благовестия и многих обратил ко Христу. По Божьему предназначению святой Павел занимался обращением язычником, был "апостолом языков". В 44-ом году он повелению Святого Духа отправляется в первое великое апостольское путешествие. Вместе с апостолом Варнавой он идёт из Антиохии в Селевкию. Затем апостолы отплывают на родину Варнавы, остров Крит, который проходят с проповедью от Саламина до Пафа. Находясь в Пафе, апостол Павел обличил лжепророка иудея Елиму и обратил ко Христу проконсула Сергия Павла. Покинув Кипр, апостолы прибыли в Малую Азию и благовествовали сначала в Памфилии, а затем в Антиохии Писидийской. Проповедь имела большой успех, но местные иудеи всячески препятствовали апостолам и гнали учеников Христовых. Святые апостолы Павел и Варнава удаляются в Иконию - главный города малоазийской области Ликаонии, где обратили к Истине многих иудеев и язычников, а затем вынуждены были удалиться в ликаонийские города Листру и Дерви. Святой Павел исцелил в Листре хромого, и жители города сочли апостолов за богов, сошедших с небес. Тем временем прибывшие из Листры иудеи возбудили народ против Павла и Варнавы. Побитого камнями Павла они бросили за городом, считая его умершим. Но, по милости Божией, апостол остался жив и вместе с Варнавой отправился в Дервию, где вновь приобрёл много учеников. В 51 году апостолы приняли участие в первом Соборе. Через некоторое время апостол Павел предпринял второе большое путешествие. На сей раз он отправился в путь вместе с апостолом Силой. Они пошли в Сирию и Киликию, возвещая слово Божие, а затем Павел прибыл в Ликаонию. В городах Листре и Дервии он посетил основанные им Церкви. Из Троады святой Павел переправился в Филиппы - главный город в Македонии, где обратил ко Христу знатную и богатую женщину по имени Лидия, принявшую Павла и его спутников в своём доме. В Филиппах же апостол исцелил от беснования одну служанку, доставлявшую своими прорицаниями доход господам. Лишившись возможности лёгкого обогащения, эти господа пришли в ярость, по их наущению, городские власти схватили апостолов Павла и Силу и, подвергнув их побоям, заключили в темницу. В полночь святые апостолы воспели песнь Богу. В этот момент случилось землетрясение, стены тюрьмы поколебались, и все двери узилища открылись. Темничный страж, боясь расправы властей и думая, что узники бежали, хотел наложить на себя руки, но Павел и Сила спасли его от этого трагического шага, а затем своей проповедью обратили его ко Христу. Утром они были выпущены из тюрьмы по распоряжению властей. Из Филипп Павел и его спутники прибыли в Фессалоники, где Павел проповедовал в синагоге и многих обратил в истинную веру. Но злоба местных иудеев вынудила проповедников удалиться в Берию. Однако и в Берии их настигли ненавистники из Фессалоник. Спутникам пришлось не некоторое время расстаться: Сила и Тимофей остались, а Павел отправился в Афины, где проповедовал о Христе в греческом ареопаге, не его слово не имело успеха среди поклонников языческой мудрости. Правда, и среди афинян были обращённые: Дионисий, прозванный Ареопагитом, знатная женщина по имени Фамарь и другие.

Много претерпел святой апостол, много сил положил на дело проповедания Евангелия. Господь укреплял Своего верного раба благодатию Святого Духа и, явившись однажды ночью, возвестил апостолу Павлу: "Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобой и никто не сделает тебе зла".

Преследуемый соплеменниками, отвергнувшими Христа, Павел оставил Коринф, в котором пробыл около полутора лет ( 53-54 гг.), и направился в Антиохию. Путь его проходил через Ефес; затем он побывал в Кесари, потом в Иерусалиме на празднике Пасхи, а из Иерусалима вновь прибыл в Антиохию. Во время третьего большого путешествия неутомимый апостол Христов прошёл страну Галилейскую и Фригию и прибыл в Ефес - главный город Малой Азии, где три годя трудился над созданием Ефесской церкви. Из Ефеса он направил свои послания галатам и коринфянам. Благовестнические труды святого апостола Павла сопровождались знамениями и чудесами. Головные платки и пояса апостола возлагали на больных, и те исцелялись. Влияние Павла было огромным. Жители Ефеса, занимавшиеся прежде чародейством, сжигали у всех на виду свои колдовские книги, приходили к апостолу и исповедовали грехи, становясь христианами. Всё это не могло не беспокоить людей, обслуживающих языческий культ - ремесленников, делающих изваяния богини Артемиды: они боялись остаться без доходов. Делатели идолов устроили мятеж, но волнение вскоре усмирили городские власти. Однако пребывание апостола в городе становилось небезопасным. Павел покидает Ефес. Из Филипп он отправляет второе послание к коринфянам, а затем из Коринфа, где пробыл три месяца, пишет увещевание к римлянам. После этого Павел прибыл в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, посетив предварительно Ефес и острова Ионического миря. Это было ещё более опасным, но отважный проповедник пренебрегает опасностью. Когда Павел был в Иерусалиме, туда на праздник Пятидесятницы пришли иудеи из Ассии - давние противники апостола. Увидев Павла, молящегося в храме, они произвели возмущение в народе и чуть было не убили его. Он был спасён от смерти правителем области -тысяченачальником, который взяв Павла под стражу, отвёл его в крепость. Там, по его же приказу, Павла принялись было бичевать, чтобы выяснить, почему произошло такое возмущение, но прекратили истязание, узнав, что Павел обладает правами римского гражданина. Тем временем сорок иудеев поклялись ни есть, ни пить до тех пор, пока не убьют Павла. Клятва религиозных фанатиков была страшна. Узнав об этом, тысяченачальник Лисий отправил апостола в Кесарию к правителю Феликсу, который два года продержал Павла в оковах и убедился в совершенной его невиновности. Однако корыстолюбивый правитель не торопился освобождать апостола, рассчитывая на вознаграждение. Не отпустил Павла на свободу и приемник Феликса Фест. Последний отправляет страдальца на суд римского кесаря. После длительного и опасного морского путешествия, заслуживающего отдельного повествования, святой Павел был доставлен в Рим, где ещё два года провёл в узах, проповедуя Евангелие и обращая многих ко Христу. В этот период им были написаны послания к колоссянам, к Филимону, к филлипийцам. ефесянам и к евреям.

О дальнейших событиях жизни святого славного и всехвального апостола известно лишь из преданий. Есть предположение, что освобождённый из заточения Павел предпринял четвёртое миссионерское путешествие: посетил Крит, Малую Азию, побывал в Европе, из Филипп он написал послание к Тимофею, своему ученику, поставленному им епископом Ефеса. Из малоазийского города Никополя святой Павел отправил послание к Титу - другому ученику, которого он оставил епископом на Крите. Существует мнение, что апостол Павел побывал с проповедью в Испании, затем вновь был схвачен и доставлен в Рим. Будучи в узах, он написал своё последнее послание - второе послание к Тимофею. По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить ко Христу двух жен императора Нерона, за что и был осуждён тираном на смерть. Другие источники свидетельствуют, что его настиг гнев Нерона за то, что он обратил в христианство главного императорского виночерпия.

Полагают, что апостол Павел пострадал в том же 67 году, в тот же день - 12 июля, то есть одновременно с апостолом Петром. Как римского гражданина, святого апостола Павла не распяли, а обезглавили. По преданию, его честная глава, будучи отсечена, трижды коснулась земли. В этом месте забыли ключи святой воды, существующие и ныне.

Мощи святых первоверховных апостолов Петра и Павла были погребены в Риме. Всё, что связано с жизнью и деятельностью главных проповедников Евангелия, является праздником, который мы именуем великим. Уже в I веке в Церкви было установлено празднование в честь апостолов, которое с IV века стало повсеместным.

Автор - Протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -