Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Богоявление.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Богоявление — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов.

«Теофания» или Богоявление – это древнее название праздника. Также его называли «праздник Светов». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Дивные слова обращает к нам в этот праздничный день Господь через послание апостола Павла к Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отринув всякую нечистоту и похоть мирскую, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (см. Тит. 2, 11-12). Неслучайно эти слова мы слышим в храме в тот день, когда освящается вода — силой, действием и наитием Святого Духа. Через подвиг всей жизни Христа Спасителя, наипаче же через Его страдания, смерть и преславное Воскресение Господь прощает всему роду человеческому грех Адама, даруя людям Свою благодать, Свою силу. Господь восстанавливает с людьми те отношения, которые были в раю, и каждого из нас вновь ставит в то положение, в котором пребывал Адам, — исполнять волю Божию или не исполнять. Каждый по опыту своей жизни знает: многократное, бессчетное количество раз повторяли мы и усугубляли грех Адама. Но сила крестной жертвы, подвига Богочеловека такова, что никакие наши грехи не могут закрыть более благоволения Божия в человецех, ибо дана нам через крестные заслуги Христа благодать Божия, спасительная для всех человеков.

Все четыре Евангелия свидетельствуют о Крещении Иисуса Христа. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11). Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам пророк Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8). И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15). После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло нам великую божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый крещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Этот праздник, вместе с праздником Рождества, одновременно с которым он и отмечался в древности, свидетельствует о величайшей истине Божественного Откровения — о том, что Бог явился в мир. И не просто коснулся Духом Своим особо выдающихся, просвещённых людей, как то было в Ветхом Завете, но вошёл в соприкосновение со всем родом человеческим, со всей природой, со всем космосом.
Всё это стало возможным именно потому, что грех, который пытался разрушить Божий замысел о мире и человеке, грех, движимый тёмной диавольской силой, не сумел достичь победы. Ибо Христос, Сын Божий, став Сыном Человеческим, одержал победу над грехом, над злом. Он прошёл жизненный путь, который был предназначен каждому человеку, — путь в полном общении с Богом-Отцом, в полном соединении Своей воли с Его волей, в Самом Себе полностью осуществив Божественный замысел о человеке.

Грех, не единожды побеждённый, уже побеждён; какие бы временные победы над людьми он ни одерживал, он надорван, у него нет силы господствовать над родом человеческим. И задача Церкви, задача каждого верующего человека заключается в том, чтобы не допустить господства греха и диавола над всем родом человеческим. Даже если по слабости люди сдают свои позиции перед искушениями и соблазнами, Церковь призвана оставаться несокрушимым островом свободы, где человек остаётся действительно свободным, потому что живёт в соответствии с законом Творца и не покоряет свою волю диаволу и греху.

Это очень непросто — быть островом, когда вокруг бушует море, пытающееся его разрушить или поглотить. Но Сам Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16:18); а это значит, что никогда не исчезнет Божия правда из человеческой жизни, никогда не исчезнут те, кто согласен, свободно и разумно приняв эту правду, жить по ней. И как бы ни были могущественны силы зла, им не дано победить тех, кто живет по закону Божиему, потому что так восхотел Господь, и Он, в Сыне Своем победив грех в человеческой истории, даёт всем нам видимый и яркий знак этой победы. А совершается эта победа не столько нашими немощными силами, не столько силою ума, силой воли или силой чувств, сколько нашей верой, в ответ на которую Бог даёт нам Свою энергию, Свою благодать, Свою силу.

Неслучайно, что в день Богоявления происходит освящение воды — как видимый знак соприкосновения материальной природы сего мира с Божественной благодатью и Божественной энергией. И мы знаем, что эта святая вода обретает совершенно особую силу — силу исцеления и вспомоществования. Но это не сила чародейства, не сила колдовства, которая действует вне зависимости от воли человека, — это благодатная Божественная сила, которая действует только тогда, когда мы имеем веру и когда мы главу свою и главу сердца своего преклоняем пред Господом.

Вот почему восприятие святой воды должно сопровождаться особым душевным состоянием. Мы не можем отнестись к этой воде как к некоему необходимому товару. Иногда в храмах после освящения воды люди пытаются как можно быстрее почерпнуть её, шумят, иногда даже обижают друг друга, привнося зло и неправду в то место, где Божественная благодать соприкоснулась с нашей жизнью. Такое поведение является кощунством, за которое Бог наказывает, так что и святая вода в руках кощунствующего человека перестаёт быть святой, теряя свою силу. Ведь святая вода ни на кого не действует магически — она остается святой только в руках того, кто верит, кто волю свою стремится подчинить воле Божией, кто исповедует свои грехи и кто ясно чувствует Божие присутствие в своей жизни.

Вот почему важно, чтобы и в стране нашей Крещение не превращалось в фольклорный праздник, когда в прорубь нередко погружаются не для того, чтобы соприкоснуться с благодатью Божией, а лишь в силу некоего обычая. Пусть каждый, кто опускается в святой день Крещения Господня в воду, помнит, что вода сия освящена, что он соприкасается со святыней, что выйти из этой проруби он должен другим, почувствовав не только физическую бодрость организма, но и освящение своей души, бодрость и силу духа. Тогда этой зарядки духовной, Божественной, хватит надолго.

Пусть Господь поможет нам силой Своей благодати хранить веру, хранить Божий закон в своих сердцах, сопротивляться греху и лжи в нашей жизни, преодолевать неправду, стоять крепко на том фундаменте, на котором Бог возжелал поставить нас, — на фундаменте веры, на камне Церкви (см. Мф. 16:18). И верим, что силой Божией преобразуется наша жизнь, жизнь нашего народа, что множество людей, готовых идти за Христом, сохранят в современной человеческой цивилизации остров духовной свободы, став свободными от пленения греху.

Именно к этому и направлены все усилия тех, кто принимает на себя ответственность быть учениками Христовыми. К этому направляются все усилия Церкви Божией, которую не одолеют врата ада. И пусть благодать Богоявления, благодать Иордана, как мы слышим в этот праздник в молитве, присутствует со всеми нами, укрепляя наши немощные человеческие силы для созидания жизни мирной, радостной, свободной от греха, жизни, дарующей людям то, к чему они так стремятся, — подлинное и непреходящее счастье. И да сохранит всех нас Господь силой Своей благодати!

Материал подготовил протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенского храма г. Балашихи

 

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -