Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Аще забуду тебе, Иерусалиме...

Подошёл к концу период подготовки к Великому посту. В этом году главный пост года начинается 23 февраля. Хорошо и правильно делал тот христианин, который, имея навык постоянно участия в церковной жизни, принимал советы и наставления Матери-Церкви, обращённые к нам в дни подготовки к нелёгкому и длительному пути.

На богослужениях подготовительных недель в храмах умилительно и призывно звучали слова покаянного псалма «На реках Вавилонских». Вот поэтический перевод на русский язык этого древнего духовного песнопения.

На реках Вавилонских слышен плача стон о славных днях Твоих Сион,

Умолкла радостная песнь Господня, ведь народ во мраке темноты пленён.

И раздается грозный крик от притеснителей души – им нужны песни радости Сионовой горы.

Прости нас Господи и вразуми, ведь как нам петь Тебе молитвы песнь в объятиях чужой земли.

И если я забуду вдруг тебя, о славный град Иерусалим,

То и забудь меня, десница ты моя, прильпни к гортани мой язык.

И если я не буду тебя помнить, о славный Град Иерусалим,

Вдруг не поставлю во главу веселия моего свет славы града дивный лик,

То и забудь меня, десница ты моя, прильпни к гортани мой язык.

Припомни, Господи, сынам Едовомым день Иерусалима.

Когда они все как один в безумии говорили:

«Разрушайте, разрушайте, до основания его.»

И воздаяние придет к опустошительнице – дщери Вавилонской.

Ведь будет тот блажен, кто сторицей воздаст тебе за всё, что сделала ты нам.

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя», — восклицал пророчески царь Давид, ещё в дни благополучия Сиона. С горечью воспевали тот псалом иудеи, во время Вавилонского пленения. Любил Иерусалим Господь Иисус Христос, проливая слёзы о грядущих на него бедствиях. Священный для ветхозаветных иудеев Иерусалим стал ещё более священным для христиан освятившись стопами, а потом и кровию Божественного Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Но сегодня эти слова великопостного псалма напоминают нам, православным христианам, Новому Израилю, о небесном Иерусалиме – об утерянном Рае, об изгнании из него.

Великий Пост установлен для нас Матерью-Церковью как период изгнания, чтобы не ослабла наша память о Сионе, от которого мы уклонились так далеко. Мы заслужили это изгнание, и по грехам нашим остро нуждаемся в нём. Только через скорби изгнания, о коих напоминают нам пост, молитва и покаяние нынешних дней, способны мы сохранить в себе образ горнего Сиона.

С горечью надо отметить, что безмерное количество людей, бессильных и беспамятных, даже в дни Великого Поста живут так, словно Иерусалима никогда не было. Они влюблены в этот мир, нынешний Вавилон; они соблазнены обилием удовольствий «на земли чуждей» и пренебрегают службами и поучениями Церкви, напоминающими нам об истинном отечестве. Хуже того, мы любим самих наших поработителей - ведь грехи держат нас крепче всякой стражи - и служа им, мы тратим драгоценные дни Поста, когда следует готовиться ко встречи Зари Нового Иерусалима, Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Ещё есть время; нужно только вспомнить, где наш дом, и заплакать о наших грехах, за которые мы изгнаны оттуда. Подумаем над словами св. Иоанна Лествичника: «Изгнанничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Изгнанник есть любитель и делатель непрестанного плача.» Изгнанные некогда из Рая, мы не можем иметь надежды на возвращение, не будучи прежде изгнаны из мира.

Этого можно достичь, проводя текущие дни в посте, в молитве, в удалении от мирских дел, в церковных службах, в слёзах покаяния, в приготовлении к великому Празднику, завершающему нынешний период изгнания, - и свидетельствуя всем на этой «земли чуждей» о грядущем величайшем Празднике, когда Господь возвратит Свой народ в Новый вечный Иерусалим, из которого уже нет изгнания.

На 15 февраля в этом году пришлась Неделя о Страшном Суде. Это день, когда Православная Церковь вспоминает о грядущем конце истории. История жизни человечества имеет своё завершение. Когда закончится она не знает в этом мире никто; об этом не знают даже ангелы Божии. Но конец у этой истории будет и Творцом также будет дана оценка жизни каждого конкретного человека.

Святая Церковь, напоминая нам о Суде Божием, хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления. «Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда... Но придётся и нам предстать на Суд и дать отчёт за дни и годы жизни... Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти... Ныне или завтра придёт смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния... В чём застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд... Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нём» - призывает нас великий русский святой святитель Феофан Затворник.

А ближайший воскресный день, 22 февраля, носит название Неделя сыропустная. За богослужением этого дня Святая Церковь призывает вспомнить страницы Священного Писания, где описано Адамово изгнание из рая. Ещё этот день называется Прощёное воскресенье.

“И сие видяще время, ко час уже нам от сна востати. Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света”.

Этими поучительными словами апостола Павла из его послания к римлянам (гл. 13, стихи 11-12) Святая Церковь напутствует христиан перед их вступлением на путь Великого поста. В самом деле, хотя спасение наше всегда рядом с нами, но с наступлением святой Четыредесятницы дело спасения души человеческой настолько приближается к каждому, что, можно сказать, невольно и неотступно требует места в самой этой душе и сердце. Время Великого поста подобно прекрасному и светлому дню для веры и благочестия.

Период Великого поста не стоит воспринимать лишь как время отказа от скоромной пищи. Воздержание от утучняющей наше тело пищи – это не цель, а лишь средство для достижения истинной цели святой Четыредесятницы. Очищение, обновление человеческой души, соединение её с Богом – вот спасительное содержание святых дней Великого поста. Если постясь телесно, человек не будет поститься духовно, то он к прежним грехам может добавить новые. Ведь замечено, что люди, не видящие главной цели поста и лишь бездумно и бесцельно изнуряющие свою плоть, становятся чрезмерно возбудимыми, раздражительными и, не удерживаясь, срывают нервное возбуждение и утомление на своих близких. Этого быть не должно. Как же добиться того, чтобы пост, по выражению святых отцов нашей Церкви, был приятным? Не будем забывать слова ученика Христова – «Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света». Гнев, раздражительность, крик, брань, пересуды, - это, безусловно, не светлые дела, а тёмные. Желающие поститься с пользой для души, к началу поста должны были уже определить те грехи и греховные наклонности, с которыми в дни святой Четыредесятницы они намерены бороться. Для того и дана нам была столь длительная подготовка к посту. Нелицеприятная, честная оценка своего духовного состояния и есть покаяние. В своих грехах нужно каяться и с помощью Божьей стремиться удалиться от данных тёмных дел. Злой и хитрый враг употребляет все средства, чтобы брать людей в плен страстей без сражения, оставлять их в лену вавилонском. Но Святая Церковь найдет ещё больше способов образумить нас и пленить в сладкое послушание веры и любви во Христе. Для жаждущих духовной чистоты у Престола Благодати, в храмах, с началом Великого поста, заструится множество свежих источников омовения. Они уже показали свой светлый и спасительный лик. Для страждущих от духовных недугов, покрытых болезненными язвами и струпами грехов, Мать–Церковь приготовила духовные пластыри, целебные мази и бинты. Алчущим духовной пищи она учредила такую трапезу, которая может напитать и самих ангелов. При таком обилии духовных средств, даже самый невнимательный к своей душе, вынужден будет сознаться и сказать, что в продолжение Великого поста – ближайшее к нам спасение, чем во все другие дни.

Не будем же и мы холодны и невнимательны к своему спасению; воспользуемся драгоценным временем поста для уврачевания душ и сердец наших от яда греховного; дадим Матери нашей - Святой Церкви действовать над нами во спасение наше, как она знает и может; отвратим очи и сердце от всего, что питало в нас желание плоти и гордость житейскую; вникнем прилежно в свою жизнь и совесть, и поспешим сойти с пути погибельного. И сделаем всё это для вечного блага наших душ! Ибо, не напрасно апостол Христов восклицает, что настал час уже нам от сна пробудиться. Для достижения данной цели нужна внутренняя собранность, духовное трезвение, посещение богослужений, покаяние, причастие Святых Христовых Тайн.

Готовясь начать спасительный путь Великого поста, готовясь к таинству исповеди, вспоминая свои грехи и каясь в них сначала мысленно, православные христиане примиряются с обиженными ими и обидевшими их. Поступая таким образом, человек учится прощать и просить прощения. Возможность помириться после явных или скрытых ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее во взаимоотношениях в семье или между соседями даёт православный обычай просить прощение в последнее воскресенье перед Великим постом. Воскресенье это потому и называется «Прощёное воскресенье». Традиционно на Руси, при наиболее полном проявлении этого обычая прощенье просили буквально у всех, с кем могли повидаться в этот день, а также и у умерших близких людей. И сейчас, в храмах, после богослужения этого воскресного дня, в семьях, православные люди делают поклон и на слова «прости меня» отвечают: «Бог тебя простит, меня прости». Раньше на Руси был обычай при расставании с близкими людьми, перед дальней дорогой, просить прощенья. Смысл обычая был в том, чтобы в разлуке не тяготило сознание вины, чтобы очиститься от грехов перед испытаниями, которые, возможно, ожидали в дальнем пути.

Отправляясь в путь Великого поста, попросим же прощенья друг и друга, простим всех, сделаем поклоны с целованием и мольбою о примирении и вступим на спасительное поприще строгих дней святой Четыредесятницы.

подготовил протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -