Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Зимняя Пасха

У нас наступил такой период в природе, когда человеку порой нелегко не предаться унынию или меланхолии. Серое небо, отсутствие солнца, слякоть под ногами, простуды… Известно, что унывать нельзя, но как этого добиться? Христианам это даётся проще, потому что их зимнюю дорогу освещает яркая звезда, праздник, до которого с замиранием сердца мы считаем дниРождество Христово. Этому величайшему христианскому празднику, именуемому ещё Зимней Пасхой, предшествует Рождественский пост.

Даты Рождественского поста

Рождественский пост уже начал своё течение. Время этого зимнего поста – ровно сорок дней. Данный пост всегда начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 6 января включительно. В ночь на 7 января христиане заканчивают поститься и достигают главную цель и смысл этого пути – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. В каждом посте, в том числе в Рождественском, существует заговенье, иначе – канун поста. Оно приходится на 27 ноября, это день, в который Православная Церковь вспоминает жизнь святого апостола Филиппа. Именно в честь него Рождественский пост ещё именуют Филипповым.

В ближайшее воскресенье, 4 декабря, нас ждёт великий и светлый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Конечно, воспоминаемое торжественное событие тесно и таинственно связано с Рождеством Христовым. 

Зачем нужен Рождественский пост

Мы всегда готовимся к праздникам, размышляем о их значении в жизни, предпринимаем определённые шаги. Рождественский пост — это время для возрастания в Боге, для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений — нужны не как самоцель, не как своеобразное аскетическое упражнение, а как подготовка к великому празднику — Рождеству Христову, радостному дню, когда Иисус Христос родился от Девы Марии. В светлый, лучезарный праздник Рождества весь мир ликует, приветствуя Спасителя. Мы постимся, чтобы войти в этот день чистыми, свободными от суеты и всего, что вредит нашей душе.

Рождественский пост христиане начали выделять как отдельный и многодневный с IV века. Мы находим упоминания об этом посте в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого. Сорокадневным пост стал после собора 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле.

Cуть рождественского поста

Суть Рождественского поста, безусловно, состоит не только в ограничениях в еде, хотя они тоже важны. Начиная с поста гастрономического, телесного, христианин продвигается в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение. Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, ещё один шаг к Господу и исполнению Его заповедей.

Чтобы лучше понять суть Рождественского поста, каждому христианину стоит прочитать тропарь и кондак праздника Рождества Христова, а ещё лучше – изучить всю праздничную службу, не забыв про перевод с церковнославянского – чтобы, действительно, понимать, о чём поётся в этот праздник в храме.

Что можно есть в Рождественский пост

Рождественский пост — не очень строг, потому что посвящён радостному событию и не отягчён скорбными воспоминаниями. Святая Церковь рекомендует православным христианам в этот период воздерживаться от мясных, молочных продуктов и от яиц. По поводу вкушения рыбы есть правила разной строгости. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы.

В силу разных причин современный человек физически не очень крепок, и это нужно учитывать в период телесного воздержания. Многие люди, особенно пожилые, сегодня не могут обходиться без молочных продуктов. Каждому человеку нужно определить свою меру поста. Один может понести пост в полной объёме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Итак, поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача, поговорите со священником.

Своя мера поста у беременных, у военнослужащих, у тех, кто работает в напряжённом ритме или учится. Делая послабления во время поста по уважительным причинам, можно компенсировать это воздержанием в других областях жизни. Например, кто-то на время поста совсем откажется от употребления алкоголя или сладкого, или от погони знать последние новости, или просмотра телепередач, или увлечения видеоиграми.

 Таким образом, даже соблюдая все гастрономические строгости поста, нельзя забывать, что эти сорок дней в первую очередь — для духа, а не для тела. И одни ограничения в еде  без духовной работы, без искренней молитвы, без помощи ближним не принесут добрых плодов.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Мы говорим сейчас о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Пост и Новый год

На Рождественский пост приходится начало нового гражданского года. Православным христианам лучше в этот светских праздник не отходить от поста. При этом не надо осуждать родных и друзей, которые, в отличие от вас, не постятся. Лучше поставить на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры. Ссора перед столом с едой, которую готовили с любовью, может свести на нет все духовные победы, которые совершил постящийся. Кстати, подготовка двух столов – это прекрасный «постный» поступок, ваша добрая воля, ваше смирение перед тем, что каждый человек волен сам выбирать, поститься ему или нет. И уж, конечно, не стоит совершать ночное бдение перед телевизором. Это вредно и очень здоровым людям.

Пост и дети

Рождественский пост и дети – особая, очень деликатная тема. Каким будет детский пост, нужно отдельно решать для каждой православной семьи. Лучше всего это делать вместе с духовником, который знает и родителей, и ребёнка, и может дать духовный совет, что будет полезно, а что нет.

Поститься по всей строгости монастырского поста детям не нужно. Ведь в чём главный смысл Рожественского поста? В подготовке к Рождеству Христову, в воспитании души. Зачастую гораздо лучше договориться с ребёнком о том, что в пост он, к примеру, будет есть меньше сладкого и не будет смотреть телевизор или убивать время и здоровье перед монитором компьютера или другого гаджета. Такое ограничение будет гораздо большим подвигом для малыша, и подвиг этот будет иметь более глубокий смысл, чем отказ от мяса, например.

Венчание, свадьбы и Рождественский пост

Можно ли вступать в брак во время поста? Это вопрос, который имеет чёткий ответ для православного человека. Таинство Венчания не совершают во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. Единственный вариант, когда из этого правила может быть сделано исключение, это особое указание правящего архиерея.

 Ответ на вопрос, можно ли делать свадьбу в Рождественский пост, отрицательный. Запрет на совершение Таинства совпадает с теми днями, когда Церковь не благословляет супружеские (интимные) отношения, а именно – во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и накануне больших праздников.

 О том, можно ли расписываться в Рождественский пост, в Православной Церкви нет чётких правил. Таинству брака всегда должна предшествовать гражданская регистрация брака, а Венчание, как сказано выше, не совершают во время поста.

То есть, пара может «расписаться в ЗАГСе», а венчание отложить на потом, но лучше испросить на это благословение у духовника, посоветоваться с ним, что будет лучше.

Подготовка к Причащению в Рождественский пост

Подготовка к Причащению в Рождественский пост, по сути, не отличается от обычной подготовки к этому Таинству. Но есть в ней и свой, особый смысл. Когда христианин находится в процессе подготовки к великому празднику, когда он день за днём настраивается на духовный лад, когда ограничивает себя в еде и удовольствиях, Причастие часто становится ещё глубже, ещё важнее для него.

О Причастии Рождественский постом прекрасно сказал в проповеди митрополит Сурожский Антоний: «Пост не означает, что нужно ещё настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни».

Соборование в Рождественский пост

Сегодня таинство соборования совершается во время Великого и Рождественского постов. Стало нормой собороваться ежегодно, но в какой из постов это делать человек решает сам. Важно помнить, что соборование, как правило, должно быть для человека единственным в году.

Соборование — это молитвословие, в котором мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Именно забытых, в этом, в частности, смысл соборования, то, что отличает его от Таинства Покаяния, которое предваряет соборование.

Таинство елеосвящения или соборование называется так потому, что для его совершения собираются несколько священников. Как говорит требник, священников должно быть семь, но, конечно, бывает, что и один священник всё совершает. Важно, что соборование совершается не только над болящими, оно важно и полезно для каждого православного христианина.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -