Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Богоявление.

Наступил очередной гражданский год третьего тысячелетия христианства. Человеческая цивилизация ведёт отсчёт времени от главного события, определившего духовный мир человечества - Рождества Христова. Двенадцать святых дней празднования Рождества называются святками. Этот период закончился. 18 января – Крещенский сочельник, день строгого поста. Это канун праздника Крещения Господня.

19 января православные христиане торжественно празднуют Крещение Господне, или Богоявление. Во время ежегодного церковного торжества мы вспоминаем  день, когда Господь Иисус Христос в тридцатилетнем возрасте пришёл на берег Иордана, где Его крестил святой пророк Иоанн Предтеча. Воспоминаемое евангельское событие дало название празднику. Да, мы говорим о церковной памяти, но сердце верующего человека не только вспоминает, но и переживает, то есть как бы вновь проживает, подобные события, послужившие основаниями для праздников Святой Православной Церкви.

Слово «баптисто» с греческого переводится как «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода - начало жизни. Именно из воды, пронизанной животворящим Духом, произошли все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода может не только созидать, но и разрушать, уничтожать - так водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

Крещение, которое совершал Предтеча Господень Иоанн, было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к пророку Иоанну, совершающему крещение, то есть свидетельствующему о чистоте тех людей, которые приходили к нему на Иордан и каялись в своих грехах, приходит Иисус из Назарета. Иоанну было открыто, что к нему пришёл Сын Божий, которого так ждало всё человечество. Предтеча Сына Божьего указывает на Иисуса, приближающегося к месту Иоаннова крещения и обращается к народу, говоря про Христа. Предтеча Господень говорит: «Вот агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира. Сей есть о Котором я сказал: «за Мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его, но для того пришёл крестить Его в воде, чтобы Он был явлен…» (Ин.,1:29-31). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришёл креститься, Иоанн стал удерживать Его. Креститель Иоанн, считая себя недостойным прикоснуться к главе воплотившегося Бога, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15). После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он - Избранник Божий», - подтверждает Иоанн Креститель.

В событии Крещения Господа Иисуса Христа, по свидетельству евангелистов (Мф. 13:16-17), совершилось явление Триединого Бога. Потому праздник Крещения известен ещё под названием Богоявления. С другой стороны Иисус с этого момента явил Себя миру, как обещанный Спаситель его. «До дня крещения Он был неизвестен народу, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - потому Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который крестился». В тропаре и кондаке - основных церковных стихах, отражающих суть празднуемого события - ясно выражено значение Крещения и как явления Божества Святой Троицы («Троическое явися поклонение»), и как явления Сына Божия («Явился еси днесь вселенней»).

Итак, праздник Крещения называется ещё праздником Богоявления так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трёх лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой сошёл на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом (См. Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1:26-34.) Вот как пишет об этом евангелист Марк: «И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый принимающий крещение в Святой Церкви приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение - это начало восстановления первозданного образа Божьего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить своё крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся, посвящённая Богу, жизнь.

В сам праздник Крещения и накануне, в крещенский сочельник, в храмах совершается Великое водосвятие — Чин великого освящения воды. Церковь молится при этом, чтобы вода освятилась «силою и действием, и наитием Святого Духа», чтобы Господь даровал ей благодать исцеления души и тела и отгнания видимых и невидимых врагов.

Крещенская вода носит название Великая Агиасма, что в переводе с греческого означает «святыня». Ещё её называют богоявленской – речь идёт об одной и той же воде. Некоторые думают, будто бы вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника, не одинакова. Это суеверие. Благодать освящения подаётся воде одна и та же и различать их не нужно. Великую святыню берегут, с благоговением окропляя ею свои жилища, самих себя, особенно тогда, когда нас посещают тяжёлые жизненные обстоятельства, когда приходят болезни или скорби. Тогда нам особенно нужна благодать, в том числе и почерпаемая от святой воды.

В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне праздника Богоявления совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки святого Пророка. Раньше разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления верующие шли на реку Иордан для водосвятия. 

Святая Церковь празднует день Святого Богоявления ещё с апостольских времён, заповедуя в своих постановлениях так: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».

Крещением Спаситель начинает Свой земной подвиг, чтобы указать людям путь спасения их душ. Вступая в воды Иордана, принимая Сам крещение от Своего Предвозвестника, Иисус Христос омывает не свои грехи (их у Бога нет), а грехи человеческие. Тотчас за Крещением последовало сорокадневное пребывание Христа на уединенной горе, в посте и молитве, а затем Его проповедь с первыми её словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». (Мф. 4:17). Эти спасительные слова, всегда звучащие для человека, стремящегося к спасению бессмертной души, с особой силой вскоре будут звучать в православных храмах: подготовка к подвигу Великого поста не за горами.

С древнейших времен в Церковном Уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днём Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «седящих во тьме и сени смертной» (Мф.4; 16), спасти падший род человеческий.

Вступая на путь спасения, человек принимает крещение, входя через это таинство в Церковь Божию. Христианское крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9; 23)).

Современники спешат приобщиться к тайне важнейшего праздника Святой Церкви, к особой его атмосфере, почерпнуть святой крещенской воды, освятить себя и свои жилища.

Протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -