Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Милость Божия

Фото Преображенского храма 1915 г.До революционных событий 1917 года на внешней стороне Преображенского храма г. Балашихи располагалась икона. Она находилась на восточной стороне здания, то есть на алтарной стене, на месте, называемом "горнее место", только снаружи. О существовании такой иконы свидетельствует фотография 1915 года. Что это была за икона и в какой технике выполнена? На эти вопросы ответить трудно. Характер фото и качество изображения не позволяют детально рассмотреть ее и определить. Однако, глядя на монитор компьютера, помогающий сегодняшним исследователям подобных вопросов, можно догадаться (по изображению), что это была икона Спасителя - угадывается сияние, исходящее от головы фигуры, расположенной в центре иконы. Да и понятно, что на храме, посвященном Господу нашему Иисусу Христу, на алтарной стене храма, где обычно и устанавливается икона престола, изображен, скорее всего, был Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. Напомним читателем, что до 1996 года храм в г. Балашихе был Спасским, а не Преображенским.
Увеличенное изображение стены алтаряИконы, находящиеся на открытом пространстве, на стенах храмов или часовен, чаще всего являются росписями, фресками или мозаиками. Люди стремятся, чтобы погодные условия - ветры, дожди, снега - как можно меньше вредили изображению. Хотя встречаются среди упомянутых священных изображений и написанные на дереве, но нечасто. Икона на Преображенской церкви, наверное, была написана прямо на стене здания. Об этом говорит также и тот факт, что после ее удаления в годы безбожия, не осталось свидетельств о том, что это была мозаика или фреска. Возможно, изображение было сделано масляными красками. В связи с последним замечанием не могу не поведать нашим читателям истории, имевшей место в одном местечке на Урале. Благочестивые жители тех краев приступили к благородному делу восстановления оскверненной и обезображенной в советское время часовни, посвященной ревнителю православной веры и защитнику земли Русской святому благоверному князю Александру Невскому. Богоборцы сделали все, чтобы даже внешний вид часовни не напоминал людям о Боге. Среди деяний богоборцев было и такое - они стремились уничтожить икону святого Александра Невского, расположенную снаружи часовни. Эта икона была написана в технике фрески, то есть темперные краски наносились иконописцем по сырой штукатурке прямо на стену. Святой был изображен в аркообразной нише во весь рост. Изображение составляло около трех метров. Богоборцы содрали весь красочный слой, но, по милости Божией, краски так глубоко вошли в состав самого здания, в его стену, что слабое, слегка подкрашенное изображение все равно оставалось видным. Оно становилось особенно ярким и заметным после того, как изображение омывалось дождем. Сложилась такая необычная ситуация - люди стремились уничтожить икону, а то, что ей естественно могло вредить, сохраняло ее… Комсомольцы делали все возможное и предпринимали неоднократные попытки "выгрызть" изображение святого, но у них ничего не получалось. И уже в наше время художники сняли с изображения точные кальки и воссоздали икону в мозаике.
Мозаичная икона Преображения ГосподняНо вернемся к главному предмету нашего внимания - иконе на Преображенской церкви г.Балашихи. Она, также уничтоженная в то страшное лихолетье 20-го века, так же воссоздана ныне в технике смальтовой мозаики. Это древнейшая техника, пришедшая на Русь вместе с христианством и его богатой культурой из православной Византии. Уже в 1037 году в Киеве, возводя главный храм государства и посвящая его, как и в Константинополе, Софии - Премудрости Божьей, в нем создают великолепнейшую мозаику с изображением Богоматери. В апсиде Софийского собора в Киеве Царица Небесная изображена с воздетыми к небу руками - Она молится к Своему Сыну и Богу за род человеческий. Всеми средствами, в первую очередь духовными, но и техническими, византийские мастера и их русские ученики сумели подчеркнуть мощь и незыблемость, как самого храма, так и святого образа. Над молящимися и ныне возвышается золотая мозаика - больших размеров фигура Богоматери. Это образ Божией Матери именуется Оранта (Молящаяся). Богородица и утешает и защищает людей, уже тогда верующие окрестили образ "Нерушимой Стеной".
В такой же древнейшей технике мозаики, с использованием смальты золотого цвета, выполнена икона "Преображение Господне" на храме в г. Балашихе. Она, конечно, не столь грандиозна, как всероссийская святыня и установлена не так давно - за несколько недель до праздника Преображения Господня в июле 2003 года. Небольшие кусочки смальты играют и переливаются на солнце, создавая ощущение движения в образе. Очень красив колорит иконы. Перед художниками, использующими не богатство оттенков жидких красок, а имеющих в своем распоряжении лишь набор определенных цветов, стояла непростая задача: передать момент чудесного события, когда Спаситель мира преображается перед Своими учениками - изменяется не только Его лик, но становятся необыкновенно белыми, светящимися Его одежды, от Иисуса Христа исходит необыкновенное свечение, сияние, так что ученики даже не могут взирать на Учителя, апостолы повержены, динамичны движения их фигур, руками они закрывают лица…
Очень красиво и удачно включены в мозаику кусочки смальты серебристо-синего и лазурного цветов. Образ отличает такое важное качество - следование строгим канонам православных икон и талантливая умеренная, вдохновенная новизна. Это образ, созданный современными иконописцами. Над созданием иконы трудились искусные художники: немногие сегодня владеют древним и уникальным данным видом монументального искусства. Изображение мозаик строится из стеклообразных камушков одинакового размера, называемых на профессиональном языке "модулем". Чем он мельче, тем богаче может быть изображение и… тем труднее его создавать. Нужно быть хорошим графиком, потому что требуется создание рисунка в укладывании кусочков смальты и замечательным живописцем, потому что колорит изображения возникает от сочетания этих самых кусочков, от взаимодействия одного цвета с другими, от их взаимного влияния и совместного существования. А верующие предъявляют к изображению икон, ликам на них, фигурам, цветовой гамме и, главное, общему духовному впечатлению, воздействию, очень высокие требования. Не буду утверждать, что новая мозаичная икона "Преображение Господне" - это вершина церковного изобразительного искусства, но она, без сомнения, икона замечательная и отвечает самым высоким требованиям. Блаженны прихожане Преображенской церкви, обретшие в августовские дни новую икону престольного праздника. В нынешний праздник Преображения икона была освящена настоятелем храма, благочинным Балашихинского церковного округа протоиереем Николаем Погребняком. Скажу еще и о чуде, которое имело место во время освящения. Надо напомнить, что праздничная Божественная литургия проходила под шум сильного дождя, казалось, что все вымокнут на крестном ходе. Но к его началу дождь совсем прекратился, однако солнце все же было скрыто за плотными тучами. Когда началось чтение Евангелия перед образом "Преображения", солнце вышло из-за туч и ярко освятило молящихся. Второй раз светило согрело и порадовало священников и прихожан, когда настоятель храма читал молитву на освящение новой иконы и кропил образ святой водой. Душа отчетливо и радостно ощущала: "Это - чудо! Слава Тебе, Господи!" Преобразились небеса, преобразились, возликовали души православных: Ты с нами. Господи. Ты прощаешь нас, Ты, как и прежде, богато изливаешь на нас Свои богатые милости".

Священник Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -