Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Храм Рождества Богородицы с. Никольское-Трубецкое

Храм Рождества Богородицы

Среди аргументов отказа верующим в возвращении Балашихинских храмов безбожные власти упоминали не закрывавшуюся в годы советской власти церковь Рождества Богородицы в селе Никольское-Трубецкое. Находится она всего в одной версте от Покровской церкви.

Село Никольское возникло в 60-е годы семнадцатого века; земли эти поначалу принадлежали Кремлевскому Чудову монастырю, а после Смутного времени перешли в ведение Романовых - первых русских царей. Именно Алексею Михайловичу обязано село своим существованием: царским указом было велено заселить его 80 крестьянским дворами, и хотя по записи 1678 г. в Никольском насчитывалось лишь 48 дворов, это был район, выражаясь современным языком, «массовой застройки». Село строилось по утвержденному царем чертежу, а Государь Святой Руси, как сам себя называл Алексей Храм Рождества БогородицыМихайлович, стремился во всем соблюдать благочестие. В плане село имело вид креста, а в центре этого креста находился деревянный рубленый храм в честь Святителя Николая. На рукописном плане конца семнадцатого века Никольская церковь изображена трехпрестольной.

Церковь содержалась на руге (причт получал содержание из государевой казны) вплоть до петровских времен: нуждавшийся в средствах царь-реформатор с 1700 года велел это содержание отменить и обязал священника Никольской церкви «довольствоваться подаянием приходских людей». А людей-то было совсем немного: к этому времени в селе оставалось всего 39 дворов. До начала девятнадцатого века село Никольское принадлежало дворцовому ведомству, а в административном отношении относилось к Измайловской волости Московского уезда.

В начале XIX века Никольское перешло князьям Трубецким, владельцам близлежащих имений Гольянова, Абрамцева и Лукина. «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: главное имение Трубецких Говорово в Отечественную войну 1812 г. было французами разграблено, и князьям пришлось перебираться в тихое Гольяново; в Никольском они отстроили небольшую усадьбу.

Алтарь храмаС родом князей Трубецких принято связывать возникновение города Балашихи: в 1821 г. ими была основана Балашинская мануфактура, ставшая со временем, как бы мы сейчас сказали, градообразующим предприятием. В знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона это единственное упоминание о Балашихе: «Балашинская (Балашихинская) бумагопрядильная мануфактура Московской губернии и уезда, в с. Никольском, принадлежит товариществу. На фабрике 3 паровых машины в 165 сил, 1 вод. колесо в 15 с. и 70 000 веретен. Выделывает 140 000 пудов пряжи от №3 до 46 на сумму 1 960 тыс. руб. Рабочих на фабрике до 1200 лиц. При фабрике 2 училища и больница на 30 кроватей». В краткую справку можно внести одно уточнение - рабочих по архивным данным было примерно вдвое больше.

Алтарь храмаКаменная церковь в Никольском была построена в 1858-1862 гг. и выдержана в «русском стиле», который вошел в моду благодаря грандиозным постройкам К.И.Тона. Памятная доска, сохранившаяся на стене церкви, гласит: «Заложена сия церковь во имя Рождества Божия Матери с престолами Святых Апостолов Петра и Павла и Святителя Чудотворца Николая в 1858 г. июля 20 дня в царствование Императора Александра Николаевича и Митрополита Московского и Коломенского Филарета, старанием священника Дмитрия Николаевича Малинина и старосты церковного московского купеческого сына Александра Илларионовича Горшкова».

Алтарь храмаЗнакомые фамилии: священник состоял в родстве с настоятелем соседнего Покровского храма, а ктитор - из тех купцов Горшковых, которым принадлежала Ткацкая фабрика в Пехре-Покровском.

Имя автора проекта неизвестно. Двусветный одноглавый четверик с пониженным трехчастным алтарем соединен небольшим притвором с невысокой шатровой колокольней. Проект был для середины девятнадцатого столетия «типовым». Деревянные вызолоченные иконостасы - их три - сохранились с 1860-х годов: храм в советское время не закрывался и не был разорен.

Храм в с. Никольском-Трубецком (так оно стало называться по имени владельцев) достраивался на средства фабрикантов Каулина и Хлудова, владевших в округе ткацкими фабриками. Отметим немаловажную особенность: многие из живущих близ фабрик крестьян оставляли свой нелегкий труд сельский и шли работать на фабрику. При этом, соответственно роду занятий, изменялись и взгляды на жизнь:

Во имя легкого труда
Он изобрел «машину века».
Она - послушна. Но беда:
В ней кандалы для человека,
Но не рук его иль ног,
А для духовного мышленья:
«Мозг - не природа, мозг - станок,
Прибор для мыслевыделенья».
И стала мысль его убогой
И продаваться за гроши.
И человек, утратив Бога,
Вдруг оказался без души.
      (Протоиерей Владимир Бороздинов, †2013).

Кроме упоминавшихся уже фабрикантов Каулина и Хлудова в истории церкви Рождества Богородицы сохранилось имя председателя правления Балашихинской мануфактуры Павла Григорьевича Шелапутина (1848-1914). Когда дела на основанной Трубецкими фабрике пошли неважно, потребовались новые инвестиции, мануфактуру пришлось продать купцу П.Ф.Молошникову; позднее (в 1874 г.) по инициативе П.Г.Шелапутина на основе мануфактуры было создано акционерное общество под его председательством, и именно его трудами фабрика пришла в блестящее состояние.

Но не экономические успехи потомственного почетного гражданина, возведенного в дворянское достоинство и получившего чин действительного статского советника Павла Григорьевича Шелапутина памятны нам - он был еще и многолетним ктитором Богородицерождественского храма. На этой своей общественной работе он прославился делами деятельного милосердия. Он основал целый ряд благотворительных и просветительских учреждений: три ремесленных училища, реальное училище, гимназию, педагогический институт. Большие пожертвования получали от него московские больницы глазная и Басманная, им был построен гинекологический институт, Покровская лечебница в Филях (под нее он отдал свое имение). Богадельня для старух, приют для детей-слепых и инвалидов, сирот из крестьянского сословия находились там же, в Филевском имении. Было устроено там и двухклассное училище. Полмиллиона рублей он дал на устройство женской учительской семинарии, выпускницы которой преподавали в сельских школах. Педагогический институт получил от него в подарок уникальную научную и учебную библиотеку. На его средства был создан один из залов Музея изобразительных искусств императора Александра III (ныне ГМИИ им.А.С.Пушкина). А при Балашихинской фабрике П.Г.Шелапутин строил дома для своих рабочих, богадельню - приют для стариков и сирот - там содержалось более ста человек, больницу (это о ней упоминает энциклопедический словарь). Некоторые из построенных им зданий (в микрорайоне «Заречье») до сих пор служат людям.

П.Г.Шелапутин на дела милосердия потратил более трех миллионов рублей. В Российском энциклопедическом словаре, где есть сведения, к примеру, о террористах (Каляев, Перовская, Камо), палачах (Берия, Ежов), нет ни единого слова ни о Шелапутине, ни о многих других благотворителях, для Бога потрудившихся.

Под стать ктитору было и духовенство. Служивший долгие годы настоятелем храма протоиерей Алексий Писарев (он был ровесником ктитора) за усердное исполнение пастырских обязанностей и труды по благоустройству и благоукрашению приходского храма был отмечен благословенной Грамотой Святейшего Синода и священническими наградами. Протоиерей Алексий Писарев был законоучителем еще и в Балашихинском фабричном училище, а кроме того, был избран председателем церковно-приходского попечительского совета. Все то, что организовывал, строил, обустраивал ктитор храма П.Г.Шелапутин, духовно наполнял отец настоятель.

Наступили страшные времена. И хотя церковь Рождества Богородицы в Трубецком не закрывалась в годы безбожия, но все же пострадала: в двадцатые годы в храме «свили себе гнездо» обновленцы. К обновленческому расколу примкнул бывший в двадцатые годы настоятелем храма протоиерей Владимир Померанцев. Знаменательно, что и его власти, поначалу не разобравшись, отправили было в ссылку, но вскоре отпустили: он, «обновленец по убеждению», был в 1933 году реабилитирован. Многие ли, верные матери-церкви, священники были в то время реабилитированы? Отбыв срок заключения или ссылки, они получали «минус» - не только запрет проживать и служить в столичных и крупных городах, но и приближаться к ним ближе, чем на сто километров. Какая там реабилитация! Обновленцы безбожным властям были нужны: в Никольское-Трубецкое верующие люди старались из-за обновленцев не ходить. Поэтому и следующим настоятелем Богородицерождественского храма (с 1936 г.) был обновленческий священник Василий Копытов.

Лишь в годы Великой Отечественной войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими. Царица Небесная не оставила в поругании посвященный Ее Рождеству храм. «Переболев» обновленчеством, приход вернулся в лоно Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).

Проезд из Москвы:
- от станции метро "Щелковская", автобусы № 447, остановка "Церковь",
- внутригородским транспортом - автобусы и маршрутные такси №№ 8,15, ост. "Церковь"
Адрес храма: 143909, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 52 Д
Телефон: 523-60-82

Духовенство:
Настоятель храма - протоиерей Алексий Владимирович Михаленя, 1972 г.
протоиерей Михаил Николаевич Калашников, 1955 г.
священник Андрей Константинович Куклин, 1981 г.
священник Димитрий Викторович Смоляков, 1989
диакон Андрей Владимирович Беленков, 1985


Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -